Развитие мелкой моторики детей с умственной отсталостью

Содержание:

Роль мелкой моторики в развитии умственно отсталого ребенка

Автор Нетребо Елена Викторовна
Место работы: коррекционная школа 565
Должность: учитель-дефектолог

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития глубоко умственно отсталых детей единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь, что у нашей категории детей находится на самом низшем уровне. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы выполнять различные бытовые и прочие действия.

Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь.
Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности.
О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.
Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации — согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует. При выполнении всех этих действий газа помогают рукам.

По мнению Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формирование самостоятельности ребенка, а следовательно развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно и для формирования личности человека в целом.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста, выполняя простые упражнения, сопровождая стихотворным текстом, и не забывая о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.

Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики (движения рук, ног, туловища). Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку и т. д., увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими, как: игры с мелкими предметами — мозаика, конструкторы, бусины и т. п. или пальчиковые игры.

Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком. Персонажи и образы пальчиковых игр — паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик — нравятся детям с глубокой умственной отсталостью, они с удовольствием повторяют за взрослыми движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.

Основные правила пальчиковых игр:

Подбирайте игры, которые окажутся по силам малышу. Сначала покажите все действия с пальчиками, потом попросите повторить. Помогайте ребенку делать все правильно. Если игра пока слишком сложна для малыша – упростите ее.

Замок!
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
— На двери висит замок.
— Кто его открыть бы мог?
— Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
— Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
— Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
— И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.

Ягодки.
Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

— С ветки ягодки снимаю
Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.
— И в лукошко собираю.
Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.
— Будет полное лукошко.
Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.
— Я попробую немножко.
— Я поем еще чуть-чуть.
Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.
— Легким будет к дому путь!
Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

Рыбки.
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

— Рыбки плавали, ныряли
— В чистой тепленькой воде.
— То сожмутся,
На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.
— Разожмутся,
Пальчики сильно растопыриваются в стороны.
— То зароются в песке.
Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

Пальчики.
В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.
— Этот пальчик хочет спать.
— Этот пальчик — прыг в кровать!
— Этот пальчик прикорнул.
— Этот пальчик уж заснул.
— Встали пальчики. Ура!
— В детский сад идти пора.

Зайка.
Средний и указательный палец – ушки зайки, остальные сложены щепотью и изображают мордочку зайки.
— Скачет, скачет зайка,
— Ты его поймай-ка!
и ловит «зайку» другой рукой (или ребенок ловит, или «зайки» ловят друг друга…)

Осьминог.
— Восемь пальчиков для ног —
— Получился осьминог.
— Сколько ног у осьминога?
— Много — Много!
Всеми пальчиками, кроме больших, ребенок изображает щупальца осьминога.

Улитка.
— На одной скользящей ножке
— Домик, голова и рожки.
— Дай-ка пальчики сюда!
— То не пальчики — рога.
Изображаем пальчиками рожки улитки.

Кошка.
— Как у нашей кошки
— Беленькие ножки,
— Мяконькие лапки,
— Ноготки — царапки.
Ступаем «ножками» — пальчиками мягко, по-кошачьи.
— Поцарапаем немножко
— Не ребята мы, а кошки.

Ребенок кладет свою ладошку поверх вашей, мама размеренно читает стишок, а малыш слушает ее и внимательно следит за движениями. В нужный момент – на слове «цап-царап» малыш отдергивает руку, чтобы его пальчик не попался.

По ладошке, по дорожке

Ходит маленькая кошка,

В маленькие лапки

Если вдруг захочет –

Затем в игру вступает другая рука. Когда ребенок хорошо освоит последовательность и правила движений, можно поменяться с ним ролями.

Сопровождайте игры стихами и потешками. Их легко сочинить на ходу, сопровождая действия, или придумать движения на подходящие стихи. Побуждайте малыша повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.

На ладонь левой руки поставьте пальцы правой, и наоборот. Либо поднимайте и опускайте пальцы по очереди.

Наши пальцы на ладошке

Пусть попрыгают немножко:

Пусть потопают немножко:

Пальчики малыша могут прыгать как вместе, так и вразнобой.

Поднимите руки, сжатые кулачки приставьте друг к другу.

Растет цветок, поднимается

Лепестки его раскрываются

(ладони соприкасаются основаниями в виде чашечки, а десять пальчиков-лепестков стараемся развести в стороны как можно дальше)

В игре обязательно должен поучаствовать каждый пальчик малыша.

Открытые ладони обеих рук поворачиваете к малышу. Он делает то же самое.

Сережина (имя малыша) ладошка – мамина ладошка.

(ладошки прижимаются друг к другу)

Сережин (имя малыша) пальчик – мамин пальчик

(кончики пальцев соприкасаются)

До свидания, пальчики!

(разъединяем и машем ими)

Каждый пальчик малыша должен уметь двигаться не только вместе с другими, но и изолированно сам по себе.

(ладошки приставлены друг к другу)

(ладони сцеплены, пальцы переплетены)

А труба еще повыше

(мизинчики или безымянные пальцы поднимать то на одной руке, то на другой, то на обеих одновременно)

Поставить все пальчики одной руки на ладонь другой или на стол.

Вышла зайка на лужок,

Встала в маленький кружок

Раз зайка, два зайка, три зайка, четыре зайка, …

Будет лапками стучать

(пальчики стучат по ладони вместе или вразнобой)

Постучали, постучали и устали

Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти.

Репку мы сажали

(пальцами как будто роем лунку на детской ладошке)

(имитируем, как льется вода из лейки)

(выпрямляем постепенно пальчики)

Хороша и крепка!

(ладонь оставить открытой, пальцы согнуть как крючочки. Крючочками своих пальцев беритесь за крючочки малыша и тяните – каждый в свою сторону)

Вытянуть не можем,

Кто же нам поможет?

Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух!

(расцепили руки, потрясли кистями)

Чередуйте симметричные и несимметричные движения рук.

Если мама месит тесто

Это очень интересно

(левая рука сжата в кулачок, словно держит кастрюльку, правой делаем движения как будто месим)

(хлопаем в ладоши)

Что пекли? Оладушки

(правой рукой держим воображаемую сковородку,левой льем на нее тесто)

Раз – оладушек для мамы

(раскладываем оладушки по тарелкам)

Два – оладушек для …

(называем имена людей, знакомых для малыша)

А Сереженька (имя малыша) дружок

(сцепить кисти рук)

Играйте в пальчиковые игры часто, но понемногу.

Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику)? Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития.

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики, манипулирование пальцами. Пальчиковые игры хорошо развивают мелкую моторику, что эффективно сказывается на развитии детей. Эти игры поднимут ребенку настроение, успокоят, если он расшалился, развлекут, если вдруг станет скучно.

Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.
Поэтому от развития мелкой моторики напрямую будет зависеть качество жизни ребенка с глубокой умственной отсталостью.

Вам понравился материал?
Пожалуйста, поставьте свою оценку.

lomonpansion.com

Спортивная электронная библиотека

Сейчас: журналов – 3203, газет – 6529, книг – 523

Популярное

FIBA Assist Magazine

Вестник Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России «Русская зима»

Охота — национальный охотничий журнал

Самозащита без оружия

Повесть о Морфи

Научись защищаться

100 лучших приемов таиландского бокса

Мониторинг деятельности учреждений в спортивной отрасли

Новая энциклопедия бодибилдинга. Книга 2. Программы тренировок

Диагностика готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий

Анализ результатов экспериментальной работы по подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий

Как убивали омский волейбол

Чемпионат Европы 2016 по латиноамериканским танцам среди профессионалов

Спортивные сооружения в эпоху Нового времени

Методика коррекции нарушений мелкой моторики при умственной отсталости у младших школьников

Ключевые слова: умственная отсталость, мелкая моторика, коррекционная гимнастика, пальчиковая гимнастика.

Аннотация. В статье обосновано применение методики коррекционной гимнастики с включением упражнений на мелкую моторику при умственной отсталости у младших школьников. На основании результатов исследования выявлена положительная динамика уровня физического развития и мелкой моторики у данной категории детей.

Technique of correction of violations of fine motor skills in mental retardation in primary school children

Fedorova T.N., Ph.D., Associate Professor; Pinegina E. V., student.

Siberian State University of Physical Education and Sport, Omsk

Keywords: mental retardation, fine motor skills, corrective exercises, finger exercises.

Abstract. The article substantiates the application of the technique to include corrective gymnastics exercises fine motor skills in mental retardation in primary school children. Based on the results of the study revealed a positive dynamics of the level of physical development and fine motor skills in this category of children.

Распространенность умственной отсталости составляет 860 на 100 тыс. детского населения в возрасте от 0 до 14 лет и характеризуется тенденцией к росту [2, 8]. Ввиду имеющихся психофизических дефектов умственная отсталость охватывает самые различные аспекты жизни: медицинские, психологические, педагогические, социальные.

Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями [9].

Физическое развитие и двигательные способности детей с умственной отсталостью характеризуются моторной недостаточностью, отставанием от здоровых сверстников по антропометрическим параметрам и по развитию таких физических качеств, как сила, ловкость, скорость движений, быстрота реакции, выносливость, гибкость и подвижность суставов. Кроме того, у данной категории детей отмечаются выраженные нарушения координационных способностей, что обусловлено недостатками высших уровней регуляции, а также вынужденной гипокинезией [1, 5]. Дети с умственной отсталостью имеют значительные трудности и недостатки в развитии мелкой моторики [10]. Одной из причин, вызывающих задержку в развитии ребенка и его неуспеваемость, является нарушение работы руки, особенно пальцев. Задержка в развитии мелких мышц кисти руки, которая прослеживается у детей с умственной отсталостью, затрудняет процесс овладения двигательными умениями и навыками, оказывает негативное влияние на сенсорное развитие и формирование опорно-двигательного аппарата ребенка [1].

В физической реабилитации детей с умственной отсталостью должны широко использоваться все реабилитационные средства. Правильно подобранные и дозированные, они являются мощными афферентациями, адресованными в различные отделы ЦНС, которые изменяют соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре больших полушарий и могут быть направлены на перестройку патологических условных рефлексов, возникших в процессе заболевания [5]. Систематические упражнения движений пальцев оказывают не только стимулирующее влияние на развитие речи ребенка, но и являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга [6]. В процессе физической реабилитации таких детей необходимо уделять особое внимание развитию мелкой моторики, уровень развития которой отражается на эффективности работы нервной системы ребенка.

Вопросы общего физического развития детей-олигофренов достаточно широко освещены как в отечественной, так и в зарубежной литературе. В то же время отмечается недостаток исследований по вопросам развития мелкой моторики у детей с умственной отсталостью. Существующие методические рекомендации имеют общий характер, не отражая тему совершенствования мелкой моторики. Поэтому поиск новых методик с применением различных методов физической реабилитации для детей олигофренов является актуальным.

Целью исследования явилось обоснование методики коррекционной гимнастики с включением упражнений на мелкую моторику для младших школьников с умственной отсталостью.

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе КОУ Омской области «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья». В исследование включено 20 учащихся в возрасте 7-10 лет с диагнозом умственная отсталость легкой степени, которые методом случайной выборки были разделены на 2 группы: контрольную и экспериментальную, по 10 чел. в каждой. Средний возраст обследуемых составил 8,2±1,7 года.

Для оценки уровня физического развития детей диагностировались скоростно-силовые качества и мышечная сила. С целью определения уровня сформированности скоростно-силовых качеств проводился тест «Бросок набивного мяча». Мышечная сила определялась кистевым динамометром. Проводилось исследование координации движения руки и глаза [3], а также оценка пальцевого гнозиса и праксиса, точности, дифференцированности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое (отсутствие «застреваний») [7].

Полученные данные обрабатывались при помощи пакета статистических программ STATISTICA 6.0. Оценка достоверности различий изучаемых показателей осуществлялась по U-критерию Манна-Уитни, при 5 % уровне значимости.

Результаты и их обсуждение

Специфической формой организации коррекционных занятий для предупреждения, преодоления и ослабления двигательных и иных нарушений у детей, обучающихся в школах УШ вида, являются занятия ЛФК. На эти занятия отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность составляет 0,5 академического часа (1520 минут), 2 раза в неделю. Группы комплектуются в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Контрольная группа (КГ) занималась по модифицированной программе Г. И. Гребцовой «Азбука здоровья» [4]. В экспериментальной группе (ЭГ) уроки ЛФК строились также по данной программе, усовершенствованной посредством включения упражнений на мелкую моторику.

Занятия проводились 2 раза в неделю продолжительностью 20 минут в течение четырех месяцев. Уроки ЛФК в обеих группах имели одинаковую структуру и включали вводную, основную и заключительную части. Количество упражнений на первых занятиях составляло 6-7, постепенно увеличиваясь до 10-15. Дозировка каждого упражнения не превышала 4-6 повторений.

Вводная часть занятия в обеих группах включала общеразвивающие упражнения: разминку без предметов и с предметами для всех групп мышц (шея, плечи, руки, пояс, ноги).

В основной части занятия использовались простейшие дыхательные упражнения, в дальнейшем вводились дыхательные упражнения, направленные на изменения типа дыхания: диафрагмальное дыхание; среднее грудное дыхание; верхнее ключичное дыхание; упражнения для развития носового дыхания. Кроме того, в обеих группах применялись упражнения для формирования правильной осанки: упражнения на укрепление мышц спины, брюшного пресса, путем прогиба назад, путем наклона вперед; укрепление позвоночника путем поворота туловища и наклона его в сторону; укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног; для профилактики плоскостопия и развития равновесия.

В ЭГ в основной части использовались также упражнения с предметами: сгибание, разгибание, вращение кисти, предплечья и всей руки с удержанием мяча; подбрасывание мяча вверх перед собой и ловля его двумя руками, прокатывание мяча между ориентирами, по ориентирам; удары мяча о пол и ловля его двумя руками; выполнение упражнений с обручем с различными сочетаниями. Кроме того, в ЭГ проводилась кинезиологическая и пальчиковая гимнастика. Кинезиологические упражнения на межполушарное взаимодействие («гимнастика мозга») помогают корригировать проблемы в различных областях психики. Комплекс пальчиковой гимнастики включал в себя упражнения общей разминки, пальчиковый массаж, упражнения на развитие координации движений (ловкости) кисти, упражнения для развития гибкости суставов кисти, упражнения для развития силовой выносливости мышц кисти, предплечья и пальцев. Использовались упражнения для развития мышц, кистей рук и пальцев: разведение и сведение пальцев (пальцы врозь, кисть в кулак), одновременное и поочередное соприкосновение пальцев, круговые движения кистями в лицевой плоскости, внутрь и наружу, противопоставление первого пальца остальным, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочередно, последовательные движения кистями рук в разных направлениях, одновременное сгибание в кулак пальцев на одной и на другой руке в медленном темпе, круговые движения кистью внутрь, наружу, упражнения на расслабление мышц, помахивание кистью как платком.

В заключительной части занятия в обеих группах проводились подвижные игры общей направленности и упражнения на вытяжение позвоночника.

В ЭГ на протяжении курса коррекционной гимнастики подвижные игры чередовались с играми на развитие мелкой моторики.

С целью оценки эффективности усовершенствованной методики коррекционной гимнастики определялся уровень физического развития и развития мелкой моторики у обследуемых детей до и после проведения курса занятий (табл.). До проведения исследования статистически значимых различий между группами не обнаружено.

Нормы динамометрии для детей данного возраста составляют от 7,45 кг для девочек и 9,7 кг для мальчиков, следовательно, у всех детей данный показатель находится в пределах возрастной нормы. После проведения исследования в обеих группах выявлена положительная динамика показателей мышечной силы, более выраженная в ЭГ (p

sportfiction.ru

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Коррекционная педагогика
  • Развитие мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Развитие мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья

    Развитие мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья

    Вайман Дарья Вячеславовна,
    учитель специальной (коррекционной)
    общеобразовательной школы (VIII вида) №502
    Кировского района Санкт-Петербурга

    Научно подтверждена связь между пальцевой моторикой и речью. Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. У детей с ограниченными возможностями здоровья, поступивших в первый класс, наиболее ярко была выражена несформированность тонких движений рук, недоразвитие ручной умелости. Дети не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой. Кроме того, у большинства детей отмечается недостаточность мышечной силы.

    Дети плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела. Умение различать правую и левую сторону — это важная предпосылка для многих видов обучения, особенно для развития у детей навыков письма.

    Двигательные нарушения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обуславливаются нарушением процесса нормального формирования мозга и обмена веществ в нервной ткани.

    По данным исследований М.С. Певзнер нарушения моторики у умственно отсталых учащихся связано с неумением координировать работу обеих рук, сочетать их движения. Затруднения вызывают дифференциация, быстрота, плавность, включения в движение, переключение с одного движения на другое.

    Чем ярче выражен интеллектуальный дефект (а дети в классах с умеренной и тяжелой умственной отсталостью), тем больше вероятность сопутствующих нарушений в моторной сфере.

    Недоразвитие моторики проявляется, в основном в недостаточности точных и тонких движений, особенно мелких, в аритмичности и нечеткости пальчиковых движений, несовершенстве контроля и регуляции движений.

    Неготовность детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью к школе, несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук, затруднило их овладевать навыками письма.

    Для успешного овладения учебными навыками, особенно навыками письма, необходимо, чтобы учащиеся научились контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.

    Поэтому в подготовительный и основной период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:

    — Простой и эффективный способ подготовки руки к письму — книжки-раскраски. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными.

    — Копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

    — Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев. Существует интересный способ развития пальцев руки — отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.

    — Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

    — Самым важным и основным из корригирущих средств для подготовки мелкой моторики рук к овладению детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью навыкам письма является пальчиковая гимнастика.

    Целью данной гимнастики является развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений, межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).

    Пальчиковой гимнастике необходимо уделять время на любом уроке, проводя ее в виде различных игр и упражнений.

    Благотворное воздействие на движение всей кисти пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешки, бутылочки), игры с карандашами, счетными палочками, крупой, «пальчиковый бассейн».

    Благодаря развитой руке расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с этими предметами.

    1. Мухина, В. С. Возрастная психология: Учебн. пособие для студ. вузов.- М.: Академия, 2002.- 401

    2. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, СПб. ЦДК проф. Баряевой Л.Б. 2011 г.

    3.Борисенко М.Г.,Лукина Н.А. Наши пальчики играют –СПб., Паритет, 2003 г.

    4. Игровые упражнения Узоровой О.В., Нефедовой Е.А.

    ext.spb.ru