Развитие речи ребенка с синдромом дауна

(с) Kumin, Libby (Ph.D., CCC-SLP) Early Communication Skills for Children with Down Syndrome. A Guide for Parents and Professionals. Woodbine House, 2003. Книга предоставлена Натальей Баженовой.
(с) Перевод, реферирование Ольги Лисенковой.
При перепечатке ссылка на солнечные-дети.рф\ sunchildren.narod.ru обязательна.

В понятие прагматических навыков входят навыки, необходимые для достижения практических целей общения. К ним относятся как несловесные, невербальные (например, выражение лица, использование жестов), так и языковые умения (умение переспросить собеседника, попросить что-то, умение изменять свою речь в зависимости от ситуации, от того, с кем именно разговаривает ребенок, и т.п.).
Рассмотрим эти навыки и их роль в общении с ребенком с синдромом Дауна подробнее.

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Использование жестов (в лингвистике это называется кинесика)
К средствам кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую информационную нагрузку. Наиболее показательными являются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо коммуникативную функцию.
Здесь имеется в виду использование таких жестов и пантомимических движений, которые понятны всем говорящим на данном языке, в данной стране (а не употребление специально придуманных вами для вашего ребенка жестов в качестве поддерживающей коммуникации).
Как пример можно привести пожатие плечами – «не знаю», поднятие большого пальца кверху – «супер», помахивание рукой – «пока», кивание в знак согласия и качание головой в знак несогласия, подзывание жестом к себе, указывание пальцем (рукой) на объект и так далее. Следует помнить, что подобные жесты являются частью культуры, что в других странах те же жесты могут иметь совершенно другое, и даже противоположное, значение.
Жесты осваиваются ребенком через имитацию, повторение. Обычно дети начинают использовать жесты довольно рано, первый жест зачастую – это когда они протягивают к вам ручки, чтобы их взяли на руки.
Как правило, дети с синдромом Дауна осваивают жесты довольно легко и используют их правильно и широко.
Если ребенок с синдромом Дауна не пользуется подобными жестами, даже не указывает пальцем, к возрасту трех лет, вам нужно обратиться к специалистам для уточнения диагноза. Возможно, в вашем случае на синдром Дауна наложился аутизм, либо у ребенка слишком низкое зрение и т.п. (Вас должно насторожить, если ребенок избегает смотреть вам в глаза, не хочет общаться с окружающими, не может научиться соблюдать очередность.)
Как можно тренировать этот блок навыков дома?
Поиграйте в игру «Покажи мне». Задавайте ребенку вопросы и побуждайте его отвечать с помощью жестов. Где твоя машинка? Хочешь в зоопарк? Если ребенок уже способен сам задавать вопросы, спрашивайте и отвечайте по очереди.
С более старшим ребенком можно поиграть в игру «Да, нет, не знаю» — только эти ответы должны быть даны с помощью кивка, мотания головой либо пожимания плечами. Подключайте к играм сестер и братьев особого ребенка, превращайте эту игру не в упражнение, а в забаву. Можно задавать смешные вопросы, например, «Ты банан?».
Поиграйте в игру «Где …?», тренируя указательный жест. Спрашивайте у ребенка, где холодильник, телефон и так далее. С младшими детьми имеет смысл играть, указывая на предметы в непосредственной близости, в комнате вокруг вас; с более старшими можно разглядывать картинки с изображением интерьеров и пр. Младшие дети могут указывать всей рукой, указательным пальцем или средним пальцем. Поначалу можно не обращать внимания на это, а затем, когда ребенок поймет смысл игры, побуждайте его использовать указательный палец.
К указыванию (в лингвистической прагматике – дейксис) относится целый ряд понятий, который ребенок постепенно осваивает: я и ты, здесь и там, тогда и теперь.

Как близко стоять к другому человеку, можно ли его трогать (проксемика)
Проксемика объединяет следующие характеристики: расстояния между коммуникантами при различных видах общения, их векторные направления. Нередко в область проксемики включают тактильную коммуникацию (прикосновения, похлопывание адресата по плечу и т. д.), которая рассматривается в рамках аспекта межсубъектного дистантного поведения.
Вам нужно будет научить вашего ребенка тому, что принято, а что не принято делать в этой стране. Например, насколько близко можно стоять к незнакомому человеку во время разговора, насколько допустимо трогать его, обнимать, целовать; как здороваются женщины, как мужчины. В разных странах приняты разные обычаи, в некоторых странах женщины обязательно целуют друг друга в щеку, например.
Вам придется объяснять ребенку с синдромом Дауна «правила игры». Так, обратите его внимание на то, что папа и его друг пожимают друг другу руки при встрече, а мама при встрече обычно обнимает тетю Аню.
Обычно у детей с синдромом Дауна возникают небольшие проблемы с этим аспектом общения. Дети могут кинуться к незнакомцу, обнять и поцеловать его. Если со стороны малыша это очень мило, то со стороны подростка может уже напугать и оттолкнуть незнакомых людей. Поэтому нужно уделять этому особое внимание с самого раннего детства.
Очертите круг самых близких людей, которых можно целовать и обнимать, круг хороших знакомых, которым достаточно пожать руку, и круг дальних знакомых и незнакомых людей, которых трогать нельзя. Можно нарисовать для ребенка эти круги, потренироваться с ним в игровых ситуациях. Разыгрывайте с ребенком сценки, например, «Представь, что мы пришли в Макдональдс, что мы будем делать». Можно наклеить вырезанные из фотографий лица близких друзей на соломинки для коктейлей, получатся своеобразные куколки, с которыми можно разыгрывать маленькие спектакли.

Контакт глаз
Во многих культурах принято смотреть друг другу в глаза при разговоре. Учите ребенка это делать с младенчества. Старайтесь добиваться взгляда глаза в глаза, когда вы с ним общаетесь.

Выражение лица
Согласно лингвистическим исследованиям, через выражение лица передается до 38% информации! Выражения счастья, горя и гнева, как правило, интернациональны, понятны и однозначно трактуются людьми любой национальности.
Дети с синдромом Дауна рано учатся расшифровывать выражения лица окружающих и, как правило, проявляют чуткость к их эмоциональным состояниям. Однако и в этом необходима тренировка (заодно вы будете расширять словарный запас малыша).
Комментируйте выражение лица ребенка, называйте его эмоцию словом. Например, «ты улыбаешься, ты доволен, тебе нравится кататься на велосипеде» или «тебе грустно, ты расстроен».
Подберите фотографии, компьютерные смайлики или сами нарисуйте смешные рожицы с различными выражениями лица, отражающими различные эмоции. Обсудите с ребенком, как можно назвать эти эмоции.
Поиграйте с ребенком перед зеркалом: корчите рожицы и комментируйте эмоции, которые вы пытаетесь выразить.
Подберите фотографии членов семьи с разными выражениями лица, обсудите их с ребенком: «Бабушка здесь расстроена, она потеряла очки», «Миша на этой фотографии боится, он испугался».

ВЕРБАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Многие навыки, необходимые для успешного общения, обсуждались в предыдущих частях материала по книге Л.Кумин (см. ссылки ниже, части 1-5). Так, сюда относятся умение соблюдать очередность, сложности с подбором слов и построением предложений и т.п.

Достижение цели общения – успешность коммуникации
Цель общения – это то, чего хочет добиться говорящий; иными словами, это то, что он хочет передать или внушить слушающему, то, к чему он хочет его побудить. Говорящего может поджидать успех (его поняли правильно) или неудача (его не поняли).

Говорящий может хотеть выразить:
— просьбу;
— приветствие;
— доброе отношение к слушающему;
— протест;
— как-то повлиять на окружение;
— запросить информацию.

Продумайте, как научить вашего ребенка с синдромом Дауна выражать эти типичные желания.
Обыгрывайте их в повседневной жизни.

Возьмем для примера выражение просьбы. «Смотри, наша киска мяукает. Она чего-то хочет. Чего ты хочешь, киска? Ты хочешь сказать: Дай молока». Выделяйте важные слова интонационно, повторяйте их много раз: «Дай, дай. Киска просит: Дай молока».
Пока ребенок слишком мал, чтобы говорить, обращайте внимание на то, куда он смотрит, он может выражать просьбу взглядом.
Когда малыш подрастет, учите его указывать пальцем на то, чего он хочет. Например, он смотрит на мишку, который сидит высоко на полке. Возьмите руку ребенка в свою, отогните пальчик и покажите им на мишку, приговаривая: «Ты хочешь мишку? Вот мишка. Покажи, что ты хочешь? Мишку, ты говоришь: дай мишку». После этого дайте ребенку игрушку.
Разумеется, вы будете учить более старшего ребенка также использовать слово «пожалуйста».
Когда ребенок освоит простейшие формы выражения желания/просьбы, подумайте о том, какие еще формулировки ему пригодятся. Возможно, это будут такие фразы как «Я хочу…», «Можно мне (еще)…».
Учтите, что ребенку придется просить не только о том, чтобы ему что-то ДАЛИ, но и о помощи в более сложных ситуациях. Какие ему понадобятся фразы? (Например, «Помогите мне, пожалуйста, (найти)…»).
Создавайте для ребенка ситуации, в которых ему придется попросить вас о чем-то.

Во многих ситуациях можно расписать почти что дословный «сценарий» того, как будут развиваться события, что должен будет сказать ребенок. Мы всегда начинаем разговор со слов «привет» или «здравствуйте», заканчиваем словами «пока» или «до свидания». После приветствия обычно спрашивают «как дела», и на это ребенок всегда может сказать «хорошо (спасибо)» или «нормально» и спросить «а у вас?», «А у тебя?» или «а ты как?». Разумеется, вы не забудете, что малыша надо учить говорить «спасибо» и «пожалуйста», и он со временем освоит этот навык. Ребенка с синдромом Дауна успокаивает подобная стабильность, она придает ему уверенности в себе и в собственной способности общаться.

Варьирование речи в зависимости от ситуации – стилистика, стиль речи
Ребенок постепенно учится тому, что с близкими и с незнакомыми людьми мы говорим по-разному, что существуют неформальные и формальные отношения.
В этой области детям нужна практика – и еще раз практика. Главный инструмент – это реальные ситуации и ролевые игры дома.
Старайтесь «подстелить соломку» заранее. Еще до визита гостей разыграйте с ребенком, лучше неоднократно, ситуации, которые точно возникнут. Как надо поздороваться со сверстником? А с его мамой, бабушкой? Как ребенку, если он гость, попросить хозяйку дать ему еще лимонада?
Подходите к делу творчески, используйте костюмы и декорации, ребенку это понравится. Можно играть и в «кукольный театр», используя игрушки.
Подсказывайте ребенку, что именно и как говорить, не ожидайте, что он сразу все сделает правильно. Ваша цель – научить ребенка, натренировать его, чтобы в дальнейшем он чувствовал себя увереннее. Не забывайте хвалить ребенка.
Читайте с ним книги, где обсуждается ситуация, над которой вы сейчас работаете. Не забывайте выделить важные моменты: «Вот зайчик пришел в гости к мишке, он здоровается, он говорит: Привет».
Можно использовать картинки, диафильмы, побуждая ребенка подсказывать персонажу, что говорить. Приобрести диафильмы можно, например, здесь.

Тема разговора
Как говорилось выше, детям с синдромом Дауна обычно сложнее придерживаться темы разговора, они склонны «скакать» с предмета на предмет. Это свойственно и обычным детям, но, как всегда, особым детям придется уделить этому внимание отдельно.
Тренируйте с ребенком это умение. Например, сходив в зоопарк, обсудите с ребенком, как он станет рассказывать об этом папе. Задавайте наводящие вопросы. Как мы туда добрались? Что ты там видел? Поскольку детям с синдромом Дауна легче опираться на зрительные стимулы, приготовьте для рассказа фотографии.
Затем можно смешать фотографии из зоопарка и фотографии из похода в кафе. Предложите ребенку рассортировать фото по темам, например, по разным коробкам из-под обуви.
Включайте тренировки в повседневную жизнь. Например, готовьте с ребенком фруктовый салат и перечисляйте фрукты, которые вы туда кладете. Подчеркните, что это фрукты, что вы не станете класть во фруктовый салат сыр или колбасу, ведь это не фрукт.
Хорошо помогает ребенку освоиться с категориями предметов игра в тематические лото.
Рассортируйте для себя предметы по темам, которым вы будете уделять внимание; например, сложите в отдельную пластиковую коробку или в яркое ведро книжки, где рассказывается о море, плавании, пляже, положите туда же солнечные очки, пляжный мяч, резиновые шлепанцы, полотенце, купальник, куколку в купальнике, совок и ведерко, ракушки… Создайте такие «наборы» для зимы, для осени, сделайте шкатулку с нитями, бусинами и макаронами для низания бус, сложите в коробку все, что связано с кошкой или собакой, и так далее.
В повседневной жизни много возможностей для тренировки. Например, отправляясь с ребенком в супермаркет, заранее обсудите, что вы будете там делать и что вы там увидите. Прогуливаясь по магазину, обсуждайте, что вы делаете и что вы видите. Если вам разрешат, можете сделать несколько фотографий. Затем эти фотографии помогут вам еще раз проговорить с ребенком, что вы делали и видели, что вы купили, как вы добрались до дома с покупками. Можно написать целый рассказ о своем путешествии.
Задавайте ребенку вопросы, побуждайте его высказываться о том, что происходит в его жизни, расспрашивайте о деталях (а во что вы играли на детской площадке? А как была одета Маша?).

Переспрос и уточнение
Необходимо научить ребенка переспрашивать, что ему непонятно. Поначалу это будет простейший способ («Что?»), но затем вы должны продумать, как научить его переспрашивать именно о том аспекте сказанного, что он не понял, и как делать это вежливо. Это особенно важно, т.к. у детей с синдромом Дауна, как упоминалось выше, слуховая память обычно слабее, чем зрительная, и воспринимать им что-то на слух гораздо тяжелее.
Потренируйте с ребенком и этот навык, давайте ему модель для подражания. Например, попросите его «дать вам … это». Видя, что малыш не понял, что именно вы просите, подскажите ему: «Ты не понял? Спроси: «Что тебе дать?»». Учите его также выдвигать предположения: «Что тебе дать, телефон?».
Иногда притворяйтесь, что не поняли ребенка, например, если он просит «еще», имея в виду сок, положите ему еще каши. Потом уточните, что именно он хотел сказать.

Прагматика всегда связана с ситуацией речи. Например, если вы говорите «Чай такой холодный», вы можете таким образом выразить критику (холодно, вы хотели бы горячего чаю) или похвалу (жарко, так приятно выпить чего-нибудь холодненького).
Понятие ситуации речи включает множество факторов.
Значит, вам нужно всегда анализировать, в какой ситуации окажется ваш ребенок, и заранее помогать ему представить себе ситуацию, выбрать языковые и невербальные средства, которые ему понадобятся.
Так, отдавая ребенка в школу, постарайтесь рассказать ему, что его ждет; научить общаться с учительницей (вежливо, формально). Обсудите, какие предметы он увидит в классной комнате, как с ними обращаться. Какие вопросы ему, скорее всего, зададут, и как на них отвечать. Продумайте, какие команды, скорее всего, услышит ваш ребенок – «откройте книжки», «закройте книжки», «достаньте тетрадь», «уберите тетрадь», «возьмите ручку», «возьмите карандаш» и так далее. Научите его проситься выйти в туалет, поднимать руку, чтобы обратить на себя внимание, и пр. Вначале и вам, и ребенку придется нелегко, но потом он поймет, что все построено на повторяющихся режимных моментах.

Заключение

Общение помогает нам существовать в обществе, но это не обязательно общение с помощью речи. Дети с синдромом Дауна осваивают навыки общения, начиная с младенчества, когда учатся смотреть родителям в глаза, отвечают улыбкой на добрый взгляд, потом протягивают ручки к маме или отталкивают ненужную бутылочку.
Все дети с синдромом Дауна обладают различными способностями к освоению речи. Некоторым это дается относительно легко, некоторым – очень трудно. Немалую роль здесь играют врожденные факторы (см. начало материала по книге Л.Кумин, часть 1: Особенности детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на развитие речи). Однако не существует такого понятия, как «речь человека с синдромом Дауна» — все трудности или проблемы, отмечающиеся при освоении речи ребенком с синдромом Дауна, знакомы логопедам и дефектологам и по работе с обычными детьми.
Родителям ребенка с синдромом Дауна необходимо как можно раньше осознать, что их малыш, скорее всего, заговорит позже, и что ему понадобится для этого дополнительная помощь. Вам не нужно чрезмерно полагаться на помощь специалистов, ведь именно вы находитесь с ребенком 24 часа в сутки и можете постепенно давать ему нужные модели, поощрять его за успехи и корректировать ошибки. Не выделяйте для занятий отдельные часы, просто ведите себя соответствующим образом все время, общаясь с ребенком.
Будьте терпеливы, помните об особенностях своего ребенка. Результат обязательно будет, но, возможно, не сразу.
Следуйте за желаниями и инициативой ребенка, старайтесь говорить о том, что ему интересно.
Не забывайте о том, что малышу нужно предоставлять много впечатлений, чтобы ему было что сказать. Старайтесь, чтобы его жизнь была наполнена разнообразными впечатлениями и ситуациями.
Продумывайте, как именно вы можете помочь вашему ребенку, анализируйте возникающие трудности. Убедитесь, что проблемы со здоровьем, которые могут оказывать влияние на развитие речи, так или иначе решаются. Выделите проблемные области в плане сенсорики, которым вам придется уделять больше внимания.
Старайтесь сделать так, чтобы у ребенка постоянно было желание общаться, говорить, выражать себя. Для этого его должны окружать любящие люди, стремящиеся понять его.

xn—-htbbacspqbg6av3dzc.xn--p1ai

Развитие речи ребенка с синдромом дауна

Харина А.С.
Из опыта работы учителя-логопеда Хариной А.С.

Особенности логопедической помощи детям с синдромом Дауна на ранних этапах развития

Одна из самых тяжелых проблем детей с синдромом Дауна – задержка речевого развития. И совершенно очевидно, что ни одно практическое руководство зарубежных специалистов помочь в данном случае не может, ибо обучение языку невозможно без учета его конкретной специфики.
Обладание элементарными навыками разговорной речи у данных детей запаздывает. Довольно часто люди с синдромом Дауна не говорят вовсе или овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена, что мешает им как-то повлиять на события, происходящие в окружающем мире, больше узнать о нем.
Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Ребенку с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики. Он долго не дифференцирует звуки окружающей речи, плохо усваивает новые слова и словосочетания. Фразовая речь может появиться как 6-7 годам, так и 10-12 годам.
Взрослые, ясно представляющие себе, что включает в себя понятие «общение», отслеживающие каждый шажок ребенка и готовые к следующему шагу, могут оказать малышу колоссальную помощь.
Оценка уровня развития малыша — это самый первый шаг, который необходим для него, чтобы правильно выбрать стратегию обучения и определить, чему именно его следует учить.
В этом вопросе родителям и педагогам может помочь программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» (Сидней) и программа «Обучение через игру» разработанный Санкт- Петербургским институтом раннего вмешательства.
Не стоит забывать, что новые знания, ребенок с синдромом Дауна, усваивает крайне медленно, в результате многократных повторений. И только правильно составленная программа даст малышу возможности быстро добиться успехов.
Переоценка возможностей ребенка приводит к составлению слишком трудной программы, а недооценка — к составлению слишком легкой программы, которой, вследствие простоты заданий, не будет хватать занимательности.
Важное место при изучении и коррекции речевых нарушений занимают дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход.
Дети различают звуки с самого раннего возраста, и в первые месяцы жизни ребенка взрослому важно четко повторять различные слоги долго протягивая гласные звуки. Это является основой для речевого развития на более поздних стадиях, поэтому необходимо стимулировать у них слушание речевых и неречевых звуков, а в дальнейшем фокусировать их внимание на различных источниках звуков.

Нужно играть со звуками — длинными и короткими, громкими и тихими, привычными и непривычными. Играть с «мелодиями» и вариациями тона голоса, когда общаемся с малышом. Стараться, чтобы выражение лица и поза соответствовали тону.
И еще одно условие: с ребенком надо разговаривать о том, что находится в кругу его внимания. Во время кормления можно привлечь его внимание к чашке, ложке, тарелке. С детьми надо говорить только о том, что они сами видят, чем заняты. Помимо всего прочего, необходимо создавать такие условия, чтобы они просили взрослого о чем-то, чтобы желания не предупреждались прежде, чем дети успеют выразить их жестом или «словом». Каждый член семьи должен следить за своей речью, за правильностью и четкостью звукопроизношения, за ритмом и темпом речи. Не стоит непрерывно говорить с ребенком — это может его утомить.
Очень важно использовать жесты, мимику, эмоции в общении с ребенком. Эмоциональное общение оказывает влияние на формирование всех сторон психики ребенка. Ребенок, наблюдая за действиями взрослого, в дальнейшем стремится подражать ему.
Уже в раннем возрасте необходимо развивать слуховое внимание. Начиная с 7-8 месяцев, ребенок может определить направление звука — колокольчика, дудочки, погремушки.

Малыш уже готов слушать музыку, и если внимательно понаблюдать за ним, можно определить, какая ему больше нравится. Нет детей, которые оставались бы равнодушными к звукам музыки.
После шести месяцев нужно заняться артикуляционной моторикой: необходимо проводить пассивно-активную гимнастику мимических мышц и артикуляционного аппарата и пассивно-активную гимнастику на дистальные отделы, логопедический массаж. В работе можно использовать ручной вибратор, резиновый массажер, зубную щетку, массажную щетку для «пробуждающего» давления язычка.
В работе с детьми используют следующие виды логопедического массажа: 1.Классический.
2.По биологически активным точкам.
3.С элементами метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко.

Логопедический массаж лучше проводить курсами. Количество сеансов зависит от степени выраженного дефекта.
В работе с детьми до 1,5 лет на первый план выступает развитие понимания речи взрослого. Детей учим понимать слова, обозначающие людей, предметы и элементарные действия, а также понимать простейшие фразы, с помощью которых взрослый раскрывает содержание сюжетов, дает поручения, учит понимать их и выполнять.
Учиться разговорной речи ребенок может где угодно. В любом случае — планируем мы свои уроки, или нет — занятия, должны проводиться на фоне повседневной деятельности или в процессе игры. Научиться, говорить можно только, разговаривая. Все попытки заставить ребенка говорить ни к чему не приводят. Может пройти много времени, прежде чем малыш скажет свои первые даже не короткие слова, а кусочки слов, их фрагменты.
Невозможно представить себе, как можно растить и обучать ребенка без книг. При обучении ребенка с синдромом Дауна, работа над книгой приобретает совершенно особое значение и занимает в этом процессе особое место. Многократное, от книги к книге, повторение одних и тех же слов позволит ребенку уже на первых порах освоить достаточно обширное их количество и, отрабатывая правильное произношение, закреплять его.
Его первые книжки — это книжки-раскладушки, в них почти нет текста, зато картинки во всю страницу — крупные, яркие, привлекающие внимание малыша. Иногда лучше начать не с книг, а с карточек. Утром и вечером называть изображенный предмет. Постоянно дополнять рисунок деталями — у дома появляются окна, затем дверь, труба.
Очень полезно дать ребенку некую отмычку, хорошо усвоенное слово-ключ, к которому прибавляем новые слова — они плотно примыкают к нему, составляя таким образом маленькую цепочку. Затем слово-ключ можно опускать.
Необходимо вводить в разговор неоконченные предложения. Недоговаривая последнее слово фразы, мы даем ребенку понять, что чего-то от него ждем. Шевеля губами, проговаривать слово про себя, или произносить первый звук этого слова.
Эти приемы хорошо срабатывают в тех случаях, когда ребенок пытается вспомнить слово или фразу и смотрит на нас, ища помощи. Если ребенок не отвечает на ваш вопрос, то можно попытаться ему помочь. Если он прореагирует на такую подсказку, нужно задать первый вопрос и дать ему шанс употребить нужное слово или фразу без помощи взрослого.
Дальнейшая работа над развитием речи включает употребление глаголов, наречий, прилагательных, предлогов и т.д. Как можно раньше следует приступить к усвоению лексики. Работа с книгой поможет нам организовать работу над развитием речи, позволит, опираясь на зрительное восприятие, затрагивать огромное количество разнообразных тем и сюжетов, включая в себя расширение словаря — и, соответственно этому, постоянную коррекцию произношения каждого нового слова.
Ребенок с синдромом Дауна не отвечает на вопрос не потому, что в голове у него пустота. Наоборот, он перегружен беспорядочной информацией, неорганизованной и бессистемной, его мозг не в состоянии самостоятельно ее обработать.
Ребенка с синдромом Дауна мы обучаем говорить приблизительно так, как учат иностранному языку взрослого человека. Начиная с малого, переходя все более сложному, и переход должен быть очень последовательным и постепенным.
Если обучение речи начинается достаточно рано, до того как с большим опозданием ребенок начинает говорить самостоятельно, то процессы психофизического и речевого развития проходят более или менее параллельно, а лучше сказать — они будут взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Обнаружив отставание у ребенка, не стоит опускать руки. Просто, нужно настроиться на медленный, постоянный процесс. Если поставить перед собой слишком большие задачи, можно легко разочароваться. Нужно начать с той ступеньки, на которой в данный момент находится ребенок, и постараться каждый день или каждую неделю понемногу продвигаться вперед.
Большинство детей, в том числе, дети с серьезными отклонениями в умственном развитии, могут научиться говорить. В тех редких случаях, когда это оказывается невозможным, детей учат языку жестов и знаков.

Вырастить из ребенка с болезнью Дауна трудолюбивого, разумного, пытливого, организованного человека — задача непростая. Это не совсем обычный ребенок, и, традиционные методы обучения здесь не вполне приемлемы, приходится прокладывать новые, никем еще не пройденные пути. Но главное, ребенка необходимо научить языку общения. Общение — это не только произнесение слов. Понятие «общение» предполагает также умение слушать, понимать, соблюдать очередность в разговоре, подражать и умение завязывать беседу. Речь может быть использована для удовлетворения многих потребностей. С помощью речи ребенок может выразить свои желания, попросить о помощи и повлиять на события, происходящие вокруг него.
Для того чтобы научиться общаться с людьми так, как принято в обществе, ребенок с синдромом Дауна должен посещать детский сад, школу. Право детей с синдромом Дауна на максимальную социальную адаптацию есть, и посещение детских садов и школ в России закреплено законодательно.
Ребенка с синдромом Дауна можно научить многому, что умеет делать обычный ребенок, но для этого нужно гораздо больше времени и усилий со стороны взрослых, и тогда он может достичь самых неожиданных результатов.

logoburg.com

Развитие речи у детей с синдромом Дауна

Айжан Жайлаубай
Развитие речи у детей с синдромом Дауна

Синдром Дауна – самая распространенная генетическая аномалия. Один из 700-800 младенцев может родиться с синдромом Дауна. Этот показатель характерен для разных стран, климатических зон и социальных слоев. Он не зависит от образа жизни родителей, их здоровья, вредных привычек, питания, достатка, образования или национальности. Мальчики и девочки с синдромом Дауна рождаются с одинаковой частотой. Наличие лишней хромосомы определяет ряд особенностей в интеллектуальном и физическом развитии человека с синдромом Дауна. «Солнечные дети» сильно отличаются от своих ровесников. Их состояние явно выделяется не только по некоторым внешним признакам, но и по уровню развития. Дети с синдромом Дауна имеют ярко выраженную задержку речевого развития и уровня интеллекта. Однако проявления этих признаков сильно варьируются во взаимосвязи с индивидуальными особенностями ребенка, врожденными предпосылками, а также от того, насколько рано и грамотно была начата коррекционная работа.

Вопреки многим обывательским мнениям, детишки с синдромом Дауна вовсе не являются необучаемыми и умственно отсталыми. Они имеют свои особенности, которые необходимо принимать во внимание при планировании коррекционной стратегии.

Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии. Особенно обращает на себя внимание отставание в развитии моторики и речи. Однако к трем-четырем годам они становятся несколько живее и активнее, поскольку начинают ходить. На этом этапе у них формируется речь, проявляется любовь к близким. Однако речь даже и тогда развивается крайне медленно и с большим трудом. Речевые нарушения у детей с синдромом Дауна связаны не только с их интеллектуальной недостаточностью, но и с частыми нарушениями слуха.

Трудности в освоении речи у детей связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха, снижением остроты слуха, пониженным мышечным тонусом, маленькой полостью рта, задержкой в интеллектуальном развитии. Кроме того, у детей с синдромом Дауна маленькие и узкие ушные каналы. Всё это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные согласованные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их.

При развитии речи существенное значение имеют тактильные ощущения как внутри ротовой полости, так и внутри рта. Они нередко испытывают трудности в распознании свои ощущений: плохо представляют себе, где находится язык и куда его следует поместить для того, чтобы произнести тот или иной звук.

Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения — одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя. У некоторых детей с синдромом Дауна овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена. Из-за трудностей выражения своих мыслей и желаний эти дети часто переживают и чувствуют себя несчастными. Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания.

В результате вышеизложенного, можно определить особенности речи больных с синдромом Дауна, подлежащих коррекции.

Дети с синдромом Дауна часто говорят быстро или отдельными последовательностями слов, без пауз между ними, так, что слова набегают друг на друга.

Изучение опыта специалистов и родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, убеждает в том, что уровень возможностей этих детей должен оцениваться только индивидуально. Поэтому любые обобщения (относительно какого-либо качества, свойства, способности) являются принципиально ошибочными, поскольку знание физического или психического состояния индивида нельзя отрывать от понимания его индивидуальности. Сегодня совершенно ясно, что при обучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна педагогам и родителям необходимо опираться на его более сильные способности, что даст возможность преодолевать его более слабые качества.

Обычно дети с синдромом Дауна гораздо лучше воспринимают речь, нежели говорят сами. Однако им всегда есть что сказать. И им бывает очень обидно, когда они пытаются, пусть не очень внятно, выразить свои чувства и мысли, а их не понимают.

Проблемы с артикуляцией, мешающие другим понимать речь людей с синдромом Дауна, отмечаются практически у всех людей с этим диагнозом (свыше 95% опрошенных семей признали, что речь их детей бывает трудно понять). Ранее считалось, что это присуще синдрому Дауна и потому «не лечится». Сейчас доказано, что все логопедические проблемы, встречающиеся у людей с синдромом Дауна, также встречаются у людей с обычным кариотипом, а значит, наработаны методы преодоления этих трудностей.

У некоторых детей с синдромом Дауна такие проблемы заметны с самого начала и чаще всего связаны с врожденными пороками или особенностями развития (см. начало материала по книге Л. Кумин, часть 1: Особенности детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на развитие речи). Другие дети могут четко произносить отдельные слова и фразы из 1-2 слов, но, когда они начинают говорить более бегло и более развернуто, особенно рассказывать о чем-то, что их взволновало, понять их бывает сложнее.

Проблемы могут носить различный характер. Либби Кумин приводит четыре примера. Ребекка говорит быстро и «глотает» окончания слов, из-за чего не всегда ясно, что именно она имеет в виду. Джошуа говорит всегда очень тихо и так, как будто у него вечно заложен нос. Бен говорит медленно, заикается, путает звуки в словах и повторяет одно и то же слово по многу раз. Карен иногда произносит слова правильно, а иногда пропускает целые слоги в слове, переставляет местами звуки внутри слова, недоговаривает окончания.

Итак, нельзя говорить о проблеме понятности речи людей с синдромом Дауна в целом. Каждый ребенок и каждый взрослый с синдромом Дауна обычно сталкивается с собственным «набором» трудностей, главными из которых могут быть следующие (подробнее они рассмотрены ниже):

— проблемы с восприятием речи (возможные проблемы со слухом у ребенка);

Анатомические (особенности строения) и физиологические (особенности функционирования) факторы связаны с врожденными особенностями человека с синдромом Дауна. Анатомические особенности людей с синдромом Дауна, которые могут оказать влияние на речь, включают:

— высокое, узкое аркообразное нёбо, поэтому звуки получаются иногда более «носовыми»;

— особенности прорезывания зубов: зубы появляются позже, обычно не в том порядке, что у обычных детей; некоторые зубы могут так и не вырасти, а другие расти слишком тесно; это оказывает влияние на артикуляцию;

— открытый прикус, верхние и нижние зубы не сводятся вместе;

— маленькая, более узкая, чем обычно, верхняя челюсть;

— относительно большой язык. Сейчас считается, что у людей с синдромом Дауна язык такого же размера, как у всех остальных, но из-за меньших размеров ротовой полости (и из-за гипотонуса) он может плохо помещаться во рту, артикуляция может быть затруднена.

Физиологические особенности людей с синдромом Дауна, которые могут оказать влияние на речь, включают:

— низкий тонус (гипотонус) мышц, что приводит к трудностям в артикуляции;

— более слабые мышцы височно-нижнечелюстного сустава (мышцы, соединяющие нижнюю челюсть с черепом – перед ухом);

— распространенные среди детей с синдромом Дауна простудные заболевания, отиты, нередко приводящие к ухудшению слуха.

Особенности смешанные, анатомо-физиологические:

— увеличенные миндалины и аденоиды, из-за которых происходит некоторая блокада носовых путей, в сочетании с гипотонусом мышц нёба и глотки (зева, задней части горла) – это приводит к тому, что ребенок постоянно говорит «в нос» или гнусаво;

— гипотонус, дыхание через рот (по разным причинам, относительно большой язык и относительно малая челюсть – дети с таким набором особенностей могут привыкнуть держать рот открытым, а язык – высунутым наружу, что отрицательно сказывается и на еде, и на артикуляции.

Некоторые родители выбирают пластическую хирургию и просят укоротить язык ребенка. Это действительно помогает ребенку впоследствии держать язык за зубами в буквальном смысле слова, но никак не помогает развитию речи. Дело в том, что решается анатомическая проблема, проблема строения, но не физиологическая проблема, проблема функционирования. Размер языка не имеет столь решающего значения, как сила мышц и мобильность языка. Итак, намного лучше и безопаснее заниматься с ребенком упражнениями, развивающими силу языка и губ: просить ребенка стискивать губы, трогать языком различные области во рту и снаружи. Разработаны различные комплексы артикуляционных упражнений вам в помощь.

Неврологические факторы связаны с тем, насколько безупречно работает неврологическая система, насколько слажено взаимодействие головного мозга, спинного мозга, нервов. На первом году жизни ребенка обязательно несколько раз осматривает невролог, который поможет выявить и решить существующие проблемы.

Самые распространенные неврологические проблемы у детей с синдромом Дауна, оказывающие влияние на речь, – это:

— дизартрия – состояние, при котором затруднена правильная работа артикуляторных мышц;

— апраксия, состояние, мешающее правильно программировать, планировать и выстраивать по порядку звуки в речи.

(Иногда у детей с синдромом Дауна могут наблюдаться и дизартрия, и апраксия одновременно.)

Кроме того, свою роль могут сыграть гипотонус мышц рта и вокруг рта, сложности, возникающие у ребенка с синдромом Дауна при восприятии речи на слух, и нарушения сенсорики внутри рта (гипер-, или повышенная, чувствительность либо гипо-, пониженная чувствительность).

Бесспорно, что работу по развитию и обогащению словарного запаса ребенка, нужно вести и в повседневной жизни, но мне кажется, что на занятии эти задачи решаются эффективней, т. к. само построение занятия, его структура, организация дисциплинируют детей, создают рабочую атмосферу, и им легче усвоить эталоны, образцы, нормы речи. Занятия по развитию речи проводятся в игровой форме. При этом необходимо использовать специфические игровые приемы, направленные на мобилизацию внимания и речевой активности детей. При планировании материала нужно учитывать, что для его усвоения требуется большое количество повторений, значительно больше, чем нормально развивающимся детям. Правильное использование повторяемости вызывает заинтересованность детей, помогает им оперировать приобретенными знаниями, так как повторяемость – один из основных принципов обучения детей с особенностями.

Лексический и грамматический материал повторяется не только на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, но и в разнообразных видах деятельности.

Поэтому на каждом занятии проводятся игры, предлагаются задания на освоение разделов развития речи.

Игры и задания, подобранные в соответствии с тематикой занятия повышают результативность. Такие игры можно назвать «тренировочными» упражнениями.

В начале занятий можно использовать ещё один приём – дидактическая игра в соответствии с лексической темой, которая стимулирует речевую деятельность детей. Данный приём позволяет детям подойти к выполнению задания более осознанно, развивает память, улучшает качество произносимых слов.

В заключительную часть занятия вводятся развивающие игры на развитие внимания, памяти, восприятия, слухового внимания. Это такие игры, как «Тихое эхо», «Умное эхо», «Тренировка памяти» и др.

Вышеназванные игры и упражнения очень нравятся детям, вызывают у них чувство соперничества, а также способствуют повышения интереса к занятиям по развитию речи и ознакомлению с окружающим.

Использование метода глобального чтения для развития речи детей с синдромом Дауна В своей работе с детьми с синдромом Дауна использую пособие по развитию речи «Начинаем говорить», разработанное специалистами Даунсайд Ап.

Коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности Слайд 1. Коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Слайд 2. Необходимость.

Конспект занятия «Развитие общей моторики и координации у детей с нарушениями аутистического спектра и синдромом Дауна» Муниципальное бюджетно дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №46 компенсирующего вида» 660077 г. Красноярск, ул. Взлетная 22.

Сказкотерапия, развитие мелкой моторики, развитие речи у детей с общим недоразвитием речи Приходя в мир, ребёнок вправе ожидать счастливого будущего и гармоничного развития. Нормальное развитие ребёнка связано с удовлетворением.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении детей с художественной литературой Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает.

Игры и упражнения по формированию КГН для индивидуальной работы с ребенком с синдромом Дауна В моей группе есть ребенок с Синдромом Дауна. Для индивидуальной работы с ним были подобраны игры и упражнения по КГН. Надеюсь, кому-то.

Развитие речи детей раннего возраста посредством реализации направления «Художественно-эстетическое развитие» Любой из нас пришёл на свет на этот Творить добро, надеяться, любить, Смеяться, плакать, но при всём при этом Должны мы научиться говорить….

www.maam.ru