Реабилитация при неврозах

Патогенез и физическая реабилитация при неврозах

Важную роль в генезе неврозов играет и конституциональная предрасположенность. Выделяют 3 типа неврозов: неврастения, невроз навязчивых состояний (психастения), истерия.

Неврастения (астенический невроз) характеризуется ослаблением внутреннего торможения, повышенной психической и физической утомляемостью, рассеянностью, снижением работоспособности. Больным присуща раздражительность, чрезмерная возбудимость, гиперстезия, возможны нарушения сна, головные боли, вегетативные расстройства и т.д. Ее иногда называют раздражительной слабостью. Психастения (невроз навязчивых состояний) — следствие слабости подкорки и первой сигнальной системы. В коре головного мозга образуются очаги патологической застойности — больные пункты.

Характерны навязчивые мысли, идеи, навязчивые страхи (фобии), боязнь пространства и положения, страх транспорта и т.д. Истерия — следствие нарушений нормальных взаимоотношений между первой и второй сигнальными системами с преобладанием первой. При истерии характерны двигательные расстройства (истерические парезы и параличи, гиперкинезы, тики, тремор и т.д.), вегетативные расстройства и расстройства чувствительности.

Физические упражнения при неврозах выравнивают динамику основных нервных процессов (возбуждение и торможение), координируют функции коры и подкорки, первой и второй сигнальных систем. Регулярное применение физической культуры сглаживает различные расстройства вегетативной нервной системы. Методика ЛФК дифференцируется в зависимости от типа невроза. В условиях стационара используются УГГ, малоподвижные и подвижные игры, элементы хореотерапии, психотерапевтическое воздействие, массаж, чаще общий, гидротерапия.

Основная задача занятий — общеукрепляющее воздействие. С этой целью применяются упражнения умеренной интенсивности для всех мышечных групп, сочетающиеся с углублением дыхания, с сопротивлением и отягощениями, со снарядами и на снарядах. При повышенной возбудимости больных, когда нет необходимости активизировать кору, усиливая ее влияние на подкорку и первую сигнальную систему (истерия), темп занятий, тон методиста и музыкальное сопровождение должны быть спокойными. Упражнения следует преимущественно объяснять, а не показывать. Целесообразно использовать целые гимнастические комбинации, упражнения на внимание, равновесие, прыжки, метание, а также некоторые игры и эстафеты. При истерических контрактурах и параличах следует использовать упражнения и игры, требующие интенсивной активной работы мышечных групп, не вовлеченных в контрактуры и параличи, а также концентрации внимания. Больных, у которых невроз проявляется преимущественно в заторможенности и угнетенности (психастения), необходимо постоянно и настойчиво активизировать. Рекомендуется использовать хорошо знакомые больному эмоционально-окрашенные упражнения, не фиксируя внимание на точности выполнения упражнений. Исправлять ошибки следует, демонстрируя хорошее выполнение упражнений. Необходимо широко использовать игровой метод проведения занятий. Тон методиста и музыкальное сопровождение должны быть живыми, бодрыми. Больных с очагами застойного возбуждения, время занятий необходимо отвлекать от навязчивых мыслей, заинтересовать, создавая другую доминанту.

Наиболее благотворно на больных неврозами действует санаторный режим. Реабилитационные мероприятия в санаторно-курортных условиях характеризуются общеукрепляющим воздействием на весь организм и направлены на закаливание организма, повышение работоспособности и психологической устойчивости. С этой целью широко используются прогулки, экскурсии, спортивные игры, занятия в бассейне, элементы спорта, туризм. В арсенал средств обязательно включается общий массаж, различные виды психотерапии и физиобальнеотерапии (оксигенотерапия, иглорефлексотерапия, водные процедуры, радоновые, сульфидные и йодо-бромные ванны).

3. Структура индивидуальной программы реабилитации инвалида и ее задачи.(ИПР) – перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозирования уровня его соматического состояния, психофизиологической выносливости, социального статуса и реальных возможностей соц. средовой инфраструктуры. В ИПР определяют виды, формы рекомендуемых инвалиду реабилитационных мероприятий, их объемы, сроки проведения и исполнения.

Разработка ИПР состоит из этапов проведения реабилитационно-экспертной диагностики, оценка реабилитационного потенциала, реабилитационный прогноз и определение мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих инвалиду восстановить нарушенные или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Разработка ИПР осуществляется спец. учреждениями гос. службы, медико-социальной экспертизы с привлечением (в случае необходимости) спец-ов учреждений здравоохранения, службы занятости и др. органов и учреждений, осуществляющих деятельность в сфере реабилитации с обязательным участием заявителя. Реализацию ИПР осуществляют организации, предприятия, учреждения не зависимо от их орг-правовой формы собственности, учреждения гос. службы реабилитация инвалидов негосударственные реабилитационные учреждения, образовательные учреждения.

Задача: переложить ответственность и расходы с бюджета на другие структуры индивидуальной программы.

Определяются формы и виды реабилитационных мероприятий, а также объемы и сроки их исполнения. Это программы являются обязательными для организации власти, учреждений и предприятий, независимо от форм собственности, если они являются исполнителями конкретных реабилитационных мероприятий.

Индивидуальная программа имеет вид карты. Составляется и реализуется при согласии инвалида при ее реализации д.б. последовательность, комплексность и непрерывность в осуществлении реаб. мероприятий, динамическое наблюдение и контроль эффективности.

Разработка инд. Программы проводится службой мед. соц. экспертизы. При необходимости и целесообразности проведение реаб. мероприятий специалисты обязаны объяснить инвалиду цели, задачи, прогнозируемые результаты и соц.-правовые последствия реаб. мероприятий.

Если инвалид согласен на разработку инд. Программы, то он пишет заявление и в течение месяца программа д.б. сформирована.

Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 13 ; Нарушение авторских прав

lektsii.com

ЛФК при неврозах

ЛФК при неврозах рассматривают как естественный биологический метод с физиологически обоснованным применением физических упражнений и естественных факторов природы. Она оказывает непосредственное влияние на основные патофизиологические проявления при неврозах — способствует выравниванию динамики основных нервных процессов, координированию функции коры и подкорки, первой и второй сигнальных систем и т. д. Методика лечебной физической культуры дифференцируется в зависимости от патофизиологических нарушений в высшей нервной деятельности (неврастения, истерия, психастения), клинического проявления данного заболевания, его основной симптоматики, эмоционального тонуса, возраста, функциональных возможностей больного.

В стационарных условиях больные неврозами чаще всего находятся на постельном режиме. В комплексе с медикаментозной терапией, физиотерапией используются гигиеническая и лечебная гимнастика.

В первой половине курса лечения (первый период) необходимо назначать простые упражнения, не требующие напряженного внимания. В дальнейшем в занятия можно постепенно вводить упражнения с более сложной координацией движений. Первые дни занятий помогают определить реакцию больных на предлагаемую нагрузку, правильно сформировать группы. Необходимо обращать серьезное внимание на эмоциональную сторону занятий. Команды должны быть спокойными, объяснения четкими. Нагрузка в занятиях должна соответствовать функциональному состоянию больного (по данным физиологической прямой урока). После занятий он должен ощущать бодрость и легкое утомление. Частота сердечных сокращений и дыхания должна приходить к исходным данным покоя через 5-10 мин. после урока. В занятия с неврастениками при ослабленных процессах торможения и преобладании процессов возбуждения помимо гигиенической гимнастики следует вводить различные упражнения, способствующие уравновешиванию их эмоционального тонуса, элементы спортивных игр по упрощенным правилам (волейбола, настольного тенниса, городков). При таких симптомах, как ощущение неуверенности, страха, нарушение координации движений, рекомендуется применять упражнения, способствующие преодолению этих ощущений: упражнения в равновесии (на скамейке, бревне), лазанье на гимнастической стенке, прыжки через яму, прыжки в воду, плавание с постепенным увеличением расстояния и др. Прогулки, ближний туризм, рыбная ловля, охота положительно влияют на перестройку нервно-психической сферы, способствуют разгрузке нервной системы от обычного вида профессиональной деятельности, оказывают тренирующее влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, повышают приспособляемость организма к различным физическим нагрузкам.

Больным с психастенией следует вначале рекомендовать наиболее простые упражнения (для рук, ног, туловища) из облегченных исходных положений (сидя, лежа). Усложнять их следует постепенно, вводя упражнения с гимнастическими палками, прогулки на лыжах, плавание и т. д. В процессе занятий необходимо отвлечь внимание больного от навязчивых мыслей, заинтересовать его увлекательными игровыми упражнениями.

Во время занятий необходимо включать паузы для отдыха, чередовать общеукрепляющие упражнения с дыхательными. С целью общего тонизирования можно включить упражнения корригирующего характера, с дозированным напряжением, упражнения в парах. Рекомендуются также упражнения на развитие функции вестибулярного аппарата. Продолжительность занятия сначала составляет 10-15 мин., по мере адаптации больных к нагрузке его время постепенно увеличивается до 35-45 мин.

Больным психастенией необходимо регулярное строго индивидуальное закаливание организма: обтирание, кратковременные души с постепенно понижающейся температурой (от 35 до 24°), купание с непременным последующим растиранием тела до покраснения кожи (гимнастика сосудов). Зимой рекомендуются прогулки на лыжах продолжительностью не более 30—40 мин. с обязательным отдыхом.

Занятия проводятся индивидуальным и малогрупповым методом. Группу рекомендуется подбирать таким образом, чтобы в нее входило несколько человек, хорошо освоивших характер выполнения упражнений. Это важно потому, что у большинства больных психастенией плохая координация движений.

Если нагрузка первого периода переносится больным хорошо, то во втором периоде в занятия вводят специальные упражнения, способствующие улучшению внимания, быстроты и точности движений, координации, воспитывающие ловкость, быстроту реакции. Для тренировки вестибулярного аппарата целесообразно использовать упражнения с закрытыми глазами, круговые движения головой, наклоны туловища в различных направлениях, упражнения с внезапной перестройкой движений по команде во время бега, ходьбы и т. п. При хорошей переносимости нагрузки добавляются прыжки, соскоки, упражнения со скакалкой, подвижные и спортивные игры.

Хорошие результаты лечения достигаются в санаторных условиях, где больные большую часть времени пребывают на свежем воздухе и могут по показаниям сочетать климатотерапию с различными видами физиотерапии: электроводолечением, бальнеотерапией и др. И. П. Павлов писал: «Я неоднократно убеждался в том, что когда я, будучи сильно раздражен во время своих опытов, переключаюсь на физическую работу, я быстро успокаиваюсь», подчеркивая тем самым, что смена деятельности и мышечная работа способствуют уравновешиванию нарушенных взаимоотношений нервных процессов в коре головного мозга. Физические упражнения стимулируют у больных различные физиологические механизмы, взаимодействие которых извращено в результате заболевания, помогают уравновешиванию внутренней среды организма с внешней средой, что способствует его оздоровлению.

В военное время перенапряжения нервной системы, вызванные фронтовой обстановкой, различного рода ранениями с тяжелыми последствиями, могут приводить к невротическим состояниям. Люди становятся легковозбудимыми, жалуются на отсутствие сна, памяти, быструю смену настроения, головные боли, головокружения или, наоборот, заторможенность и угнетенное состояние, неверие в собственные силы, страхи, навязчивые идеи. В этих случаях лечение основного заболевания (ранения, контузии) надо сочетать с использованием средств лечебной физической культуры с целью нормализации функционального состояния нервной системы. Сильные психические травмы могут приводить к более тяжелым формам неврозов, чаще всего с явлениями истерии и двигательными нарушениями (истерическими контрактурами, параличами), или поражению других функций: истерической глухонемоте и др. Такие больные должны проходить курс комплексного лечения у психоневролога с обязательным использованием различного рода физических упражнений: общеукрепляющих и специальных, способствующих восстановлению нарушенных функций.

Во время занятий следует постоянно обращать внимание больного на малейшее улучшение двигательной активности, внушать ему, что регулярное и упорное выполнение заданий улучшает его общее состояние и приводит к восстановлению нарушенных функций. Методист должен внимательно изучать личность раненого, наблюдать за его реакцией на нагрузку, отношением к двигательной активности. Это помогает индивидуализировать занятия и, как правило, является залогом положительного лечебного эффекта.

Выполнение перечисленных задач возможно только при комплексном проведении всех лечебных и реабилитационных мероприятий, из которых лечебная гимнастика, лечение положением и массаж играют особо важную роль.

В заключение следует подчеркнуть, что больным с различными видами неврозов рекомендуется и в домашних условиях продолжать занятия в виде утренней гигиенической гимнастики (комплекс должен быть составлен врачом с учетом особенностей нарушенных функций у данного больного), посещать группы здоровья, играть в волейбол, больше ходить, ездить на велосипеде, кататься на лыжах и коньках.

www.mordovnik.ru

ЛФК ПРИ НЕВРОЗАХ

Невроз – это длительное и выраженное отклонение высшей нервной деятельности от нормы вследствие перенапряжения нервных процессов и изменения их подвижности. В основе патофизиологических изменений при неврозах лежат нарушения: процессов возбуждения и торможения; взаимоотношений между корой и подкоркой; нормальных взаимоотношений 1-й и 2-й сигнальных систем. Невротические реакции обычно возникают на относительно слабые, но длительно действующие раздражители, приводящие к постоянному эмоциональному напряжению.

В развитии неврозов важную роль играет критическое перенапряжение основных нервных процессов – возбуждения и торможения, чрезмерное требование к подвижности нервных процессов. Неврозы у людей имеют социальную природу, их возникновение и развитие определены психогенными расстройствами. Важное значение имеют переживания, различные отрицательные эмоции, аффекты, тревожные опасения, фобии (страхи), а также конституциональная предрасположенность.

Неврозы могут развиваться и вторично, на почве перенесенных заболеваний и травм.

Специалисты выделяют три основные формы неврозов: неврастению, истерию и психастению (невроз навязчивых состояний).

Неврастения (астенический невроз). Является самым распространенным видом неврозов и характеризуется ослаблением процессов внутреннего торможения, повышенной психической и физической утомляемостью, рассеянностью, снижением работоспособности. На начальном этапе неврастении человек становится раздражительным, плохо переносит эмоциональные и физические нагрузки; у него появляются плаксивость, обидчивость, недовольство собой. Больные плохо переносят яркий свет, резкий шум, громкую речь, перепады температуры. Умственная деятельность затрудняется постоянной головной болью, пульсацией или шумом в голове. Наблюдаются также учащенное сердцебиение, повышенная потливость, нарушение сна (днем сонливость, а ночью бессонница).

В большинстве случаев неврастения имеет благоприятный исход – особенно в тех случаях, когда удается разрешить ситуацию, вызвавшую эмоциональное напряжение.

При психастении (неврозе навязчивых состояний) преобладает 2-я сигнальная система с застойным возбуждением в коре головного мозга. Этому заболеванию свойственны инертность корковых процессов, их малая подвижность. В головном мозге образуются очаги патологической застойности – «больные пункты». Для психастении характерны навязчивые мысли, идеи, навязчивые страхи, или фобии (боязнь пространства, положения, транспорта и т.д.). Невроз навязчивых состояний, в отличие от других неврозов, характеризуется затяжным течением – особенно у людей, склонных к мнительности, тревожности.

При истерии (истерическом неврозе) преобладают функции подкорки и влияние 1-й сигнальной системы. Нарушение координации коры и подкорки способствует повышенной возбудимости, перепадам настроения, неустойчивости психики и т. п.

Для истерии характерны двигательные расстройства (истерические парезы и параличи, гиперкинезы, тики, тремор), вегетативные расстройства и расстройства чувствительности.

Могут также возникать припадки в виде различных кризов (гипертонических, сердечных), приступов удушья, длительных рыданий (как правило, на публике). Нередко эти припадки похожи на эпилептические, но в отличие от эпилептика истерик не наносит себе серьезных травм.

Лечение неврозов комплексное: создание благоприятной обстановки, устранение психотравмирующей ситуации; или смягчение реакции пациента на нее; общеукрепляющее лечение; применение транквилизаторов, психотерапии, лечебной физкультуры.

Задачи ЛФК при неврастении:

– тренировка процесса активного торможения;

– нормализация (укрепление) возбудительного процесса.

Занятия ЛФК следует проводить в утренние часы, в течение 15-20 мин; наиболее ослабленным больным первые несколько дней лучше начинать с 10-минутных занятий. Величина нагрузки и число упражнений должны быть вначале минимальными и увеличиваться постепенно. Вначале необходимо включать в занятия простые упражнения; в дальнейшем можно использовать упражнения с более сложной координацией движений. Повышение эмоционального тонуса больных достигается применением спортивных игр по упрощенным правилам (волейбол, настольный теннис, крокет, гольф, городки) либо элементов различных игр.

Больным неврастенией полезны прогулки, ближний туризм, рыбная ловля; они способствуют разгрузке нервно-психической сферы, обеспечивают переключение больных с повседневной деятельности на другие занятия, оказывают тренирующее воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Занятия лучше проводить под музыку. Рекомендуются мелодии успокаивающие, умеренного и медленного темпа, сочетающие мажорное и минорное звучание.

Задачи ЛФК при истерических неврозах:

– снижение эмоциональной возбудимости;

– развитие в коре головного мозга тормозного процесса;

– создание устойчивого спокойного настроения.

В занятия следует включать упражнения на внимание, точность исполнения, координацию и равновесие. Темп движений должен быть медленным; голос методиста и музыкальное сопровождение должны быть спокойными. На занятиях следует преимущественно использовать метод объяснения, а не показа упражнений. Целесообразно применять целые комбинации гимнастических упражнений. Кроме того, рекомендуются упражнения в равновесии, прыжки, метания, некоторые игры (эстафеты, городки, волейбол).

При истерических контрактурах и параличах упражнения должны быть адресованы не вовлеченным в них мышечным группам. Чтобы добиться дифференцированного торможения, необходимо одновременное выполнение различных движений левой и правой рукой или ногой.

Группа занимающихся должна включать не более 10 чел. Команды следует подавать медленно, плавно, в разговорном тоне. Инструктор ЛФК должен подмечать и исправлять все ошибки занимающихся.

Задачи ЛФК при психастении:

– активизация процессов жизнедеятельности;

– «расшатывание» патологической инертности корковых процессов;

– выведение больного из угнетенного морально-психического состояния, облегчение его общения с окружающими.

На занятиях применяются упражнения эмоционального характера, выполняемые в быстром темпе. Рекомендуется использовать хорошо знакомые больному, эмоционально окрашенные упражнения, не акцентируя внимание на точности их выполнения. Исправлять ошибки следует с помощью показа правильного выполнения кем-либо из больных. В связи с этим в группу целесообразно включать выздоравливающих больных, более эмоциональных и с хорошей пластикой движений.

При навязчивых состояниях большое значение имеет соответствующая психотерапевтическая подготовка больного, разъяснение важности выполнения упражнений для преодоления чувства необоснованного страха. Необходимо шире использовать игровой метод проведения занятий, а также выполнение упражнений в парах. Голос методиста и музыкальное сопровождение должны быть бодрыми.

Повышению эмоционального тонуса способствует увеличение темпа движений. Этой категории больных присущ медленный темп: вначале от 60 до 120 движений в минуту, затем от 70 до 130 и на последующих занятиях – от 80 до 140. В заключительной части занятия необходимо несколько снизить нагрузку и ее эмоциональную окраску.

Наиболее благотворным для больных неврозами является санаторный режим. Реабилитационные мероприятия в санаторно-курортных условиях оказывают общеукрепляющее воздействие на организм, способствуют его закаливанию, повышению работоспособности и психологической устойчивости. С этой целью широко используются прогулки, экскурсии, спортивные игры, занятия в бассейне, элементы спорта, туризм. В арсенал средств обязательно включаются общий массаж, различные виды психотерапии и физиотерапии (оксигенотерапия, водные процедуры, сульфидные и йодобромные ванны).

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте основные нарушения в ЦНС при неврозах.

2. Неврастения и ее клинические проявления.

3. Психастения и ее характерные признаки.

4. Истерия и ее характерные признаки.

5. Каковы задачи и средства ЛФК при неврастении?

6. Каковы задачи и методика ЛФК при истерии?

7. Каковы задачи и методика ЛФК при психастении?

studopedia.org

Физическая реабилитация при неврозах

Физическую реабилитацию при лечении больных неврозами рассматривают как естественный биологический метод с физиологически обоснованным применением физических упражнений и естественных факторов природы. Она оказывает непосредственное влияние на основные патофизиологические проявления при неврозах — способствует выравниванию динамики основных нервных процессов, координированию функции коры и подкорки, первой и второй сигнальных систем и т.д. Применять средства физической реабилитации у больных с неврозами стоит начинать в стадии реконвалесценции и становления ремиссии. Методика физической реабилитации дифференцируется в зависимости от патофизиологических нарушений в высшей нервной деятельности (неврастения, истерия, психастения), клинического проявления данного заболевания, его основной симптоматики, эмоционального тонуса, возраста, функциональных возможностей больного.

В стационарных условиях больные чаще всего находятся на постельном режиме. В комплексе с медикаментозной терапией, физиотерапией используются гигиеническая и лечебная гимнастика.

В первой половине курса лечения (первый период) необходимо назначать простые упражнения, не требующие напряженного внимания. В дальнейшем в занятия можно постепенно вводить упражнения с более сложной координацией движений. Первые дни занятий помогают определить реакцию больных на предлагаемую нагрузку, правильно сформировать группы больных. Необходимо обращать серьезное внимание на эмоциональную сторону занятий. Команды должны быть спокойными, объяснения четкими. Нагрузка в занятиях должна соответствовать функциональному состоянию больного (по данным физиологической кривой занятия). После занятий он должен ощущать бодрость и легкое утомление. Частота сердечных сокращений и дыхания должна приходить к исходным данным покоя через 5—10 мин. после урока.

Для пациентов с истерией и неврастенией при ослабленных процессах торможения и преобладании процессов возбуждения (гиперстеническая стадия) характерна повышенная возбудимость. Для них нет необходимости активизировать кору, усиливая ее влияние на подкорку и первую сигнальную систему. Поэтому темп занятий, голос методиста и музыкальное сопровождение должны быть спокойные. Упражнения следует преимущественно объяснять, а не показывать. Целесообразно использовать целые гимнастические комбинации из ранее выученных упражнений. Помимо гигиенической гимнастики следует вводить различные упражнения, способствующие уравновешиванию их эмоционального тонуса, элементы спортивных игр по упрощенным правилам (волейбола, настольного тенниса, городков). При таких симптомах, как ощущение неуверенности, страха, нарушении координации движений, рекомендуется применять упражнения, способствующие преодолению этих ощущений: упражнения в равновесии (на скамейке, бревне), лазанье на гимнастической стенке, прыжки через яму, прыжки в воду, плавание с постепенным увеличением расстояния и др. При истерических контрактурах и параличах следует использовать упражнения и игры, требующие интенсивной активной работы мышечных групп, не вовлеченных в патологический процесс, а также концентрации внимания. На амбулаторном этапе реабилитации рекомендованы прогулки, ходьба на лыжах, подвижные игры, купание, плавание, ближний туризм, рыбная ловля. Эти средства физической реабилитации положительно влияют на перестройку нервно-психической сферы, способствуют разгрузке нервной системы от обычного вида профессиональной деятельности, оказывают тренирующее влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, повышают приспособляемость организма к различным физическим нагрузкам.

Больных, у которых невроз проявляется преимущественно в заторможенности и угнетенности (психастения, гипостеническая стадия неврастении), необходимо постоянно и настойчиво их активизировать. На первом этапе реабилитации рекомендовано выполнять наиболее простые упражнения (для рук, ног, туловища) из облегченных исходных положений (сидя, лежа). Усложнять их следует постепенно, вводя упражнения с гимнастическими палками, прогулки на лыжах, плавание и т.д. В процессе занятий необходимо отвлечь внимание больного от навязчивых мыслей, заинтересовать его увлекательными игровыми упражнениями.

Во время занятий необходимо включать паузы для отдыха, чередовать общеукрепляющие упражнения с дыхательными. С целью общего тонизирования можно включить упражнения корригирующего характера, с дозированным напряжением, упражнения в парах. Рекомендуются также упражнения на повышение устойчивости вестибулярного аппарата. Продолжительность занятия сначала составляет 10—15 мин., по мере адаптации больных к нагрузке его время постепенно увеличивается до 35—45 мин. Тон методиста и музыкальное сопровождение должны быть живыми, бодрыми, вызывать у больных положительные эмоции. Больных с очагами застойного возбуждения во время занятий необходимо отвлекать от навязчивых мыслей, заинтересовывать, предлагая задания, формирующие другую доминанту. Рекомендуется использовать хорошо знакомые больному эмоционально окрашенные упражнения, не фиксируя внимание на точности их выполнения. При объяснении и исправлении ошибок преимущественно используется показ правильного выполнения упражнений.

В арсенал средств физической реабилитации обязательно включается общий массаж, успокаивающие хвойные ванны, активирующий душ Шарко, иглорефлексотерапия, радоновые, сульфидные и йодобромные ванны.

Приоритетным методом является когнитивно-поведенческая психотерапия(обучение пациента умению контролировать свое мышление, поведение и эмоции). Основными задачами которой являются восстановление утраченных навыков – общения и взаимодействия с другими людьми, уход за собой, стирка, приготовление пищи и др. и приобретение новых – рисование, игра на музыкальных инструментах, гончарное дело и пр. В последнее время широкое распространение получило использование биологической обратной связи. Используются специальные компьютерные программы, позволяющие больным в игровой форменаблюдать в режиме реального времени частоту своего дыхания, сердцебиения, тонус сосудов, биоритмы головного мозга. В результате этого больной становится способен сознательно повлиять на них, а впоследствии применить свое умение в нужной ситуации. Биологическая обратная связь используется не только как метод лечения функциональных нарушений в конкретной системе организма, но и как активный способ самокоррекции интеллектуальной и эмоциональной сферы.

Физиотерапевтические методы лечения разделяются на непосредственно влияющие на структуры мезодиэнцефальной области головного мозга (электросон с частотой импульсов 5 гц/сек) и рефлекторно влияющие на эту область с рецепторов воротниковой зоны через шейный вегетативный аппарат, либо с рецепторов слизистой носа (гальванические воротники по Щербаку, электрофорез брома, платифиллина, грязевые аппликации, гальванизация или электрофорез по назальной методике димедрола, витамина В, кальция, новокаина). Температура грязевых аппликаций в виде воротников не должна превышать 37-38˚.

Магнитная терапия. Действие магнитного поля на нервную систему характеризуется изменением в условно-рефлекторной деятельности. Это возникает за счет стимуляции процессов торможения, которые способствуют общему успокоению и снижению эмоционального напряжения. Воздействуя на периферические чувствительные рецепторы, магнитотерапия обезболивает, улучшает проводимость нервных импульсов. Доказано, что применение магнитотерапии в комплексе реабилитационной терапии способствует более быстрой нормализации психического состояния больных: увеличение интеллектуальной продуктивности, уменьшение вегетативных нарушений, нормализация ночного сна.

Гидротерапия включает хвойные ванны, лечебные души, обтирания, влажные и сухие укутывания. Из лечебных душей больным с неврозами рекомендуется дождевой, температура 36-35˚, иногда с понижением температуры до 33-32˚. Гидротерапевтические процедуры отпускаются через день или каждый день, на курс лечения 12-20 процедур.

studopedia.ru