Ребенок проявляет негативизм

Кризис трёх лет

Кто подменил нашего ребёнка? Или кризис трёх лет.

К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения, происходящие у своего ребёнка. Он начал проявлять необъяснимое упрямство, негативизм, стал капризным, вздорным. Малыш часто действует наоборот: вы его зовете, а он убегает; просите быть аккуратнее, а он специально разбрасывает вещи. Ребенок кричит, топает ногами, замахивается на вас со злым, сердитым лицом. У него появляется новое слово “не хочу”, которое активно входит в ежедневное использование.

На самом деле за этими неприятными изменениями в поведении малыша стоят важные психические процессы развития- так называемый кризис трёх лет. Это первые попытки проявления активности, независимости, настойчивости в достижении желаемого, первые шаги в выражении своего «Я», удаления ребёнка от матери, чтобы научиться многие проблемы решать самостоятельно. Тенденция к независимости, стремление действовать без помощи взрослых, самому преодолевать некоторые трудности даже в сфере, еще недоступной ребенку, находит свое выражение в словах «Я сам!». Ребенок впервые открывает для себя, что он — такой же человек, как и другие, в частности, как его родители. Одним из проявлений этого открытия служит появление в его речи местоимения «Я» (раньше он говорил о себе только в третьем лице и называл себя по имени, например, говорил о себе: «Катя упала»).

Как проявляется кризис трёх лет. 7 главных симптомов:

Первый симптом кризиса – это явления негативизма. Ребенок не просто становится непослушным, — он стремится всегда поступать наоборот. Мама предлагает малышу пойти гулять, а он вдруг заявляет: «Не хочу гулять!», хотя раньше стремглав мчался одеваться при первом же упоминании о прогулке. Мама пожимает плечами и соглашается: «Не хочешь – не надо». И тут же слышит в ответ: «Гулять, гулять!». Но как только ребенка начинают одевать, все начинается сначала. При резкой форме негативизма ребенок отрицает любое предложение, идущее от старших. Главный мотив — поступать наоборот, иногда даже в ущерб своему желанию.

Второй симптом кризиса – упрямство, так хорошо знакомое многим родителям. Малыш настаивает на своём не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Первоначальное решение определяет его дальнейшее поведение, и отказаться от него даже в изменившихся обстоятельствах ребёнку чрезвычайно сложно.

Третий симптом кризиса – проявления строптивости. От негативизма отличается только тем, что реакции направлены не на определенного взрослого, а против всего образа жизни, который сложился у малыша. Нежелание идти рядом с мамой за ручку, постоянные недовольство, сопротивление, капризы по любому поводу – выражение этого симптома.

Четвертый симптом кризиса — своеволие: ребенок все хочет делать сам, борется за свою самостоятельность, даже если ещё не умеет чего-то.

Остальные симптомы кризиса трёх лет встречаются реже.

Протест-бунт. Это когда конфликты с взрослыми становятся постоянными. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя агрессивно.

Деспотизм. Проявляется часто в семьях с единственным ребёнком, особенно при чрезмерном потакании его прихотям окружающими. Ревность в ситуации нескольких детей в семье. Та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые, по мнению ребёнка, не имеют никаких прав в семье.

Обесценивание. Обесценивается то, что было дорого, привычно, интересно раньше. Ребёнок может начать ругаться (обесценивая старые правила поведения). Меняется и отношение к игрушками: он замахивается на них, словно они живые, отказывается играть с ними, или даже ломает любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесценивание старых привязанностей к вещам) и.т.д.

Рекомендации родителям или «Что делать?».

Первой реакцией большинства родителей на поведение ребёнка, являющиеся проявлянием кризиса трёх лет, становится раздражение и желание быстро навести порядок, поставить на место «отбившегося от рук» ребёнка. Понятное дело, в конфликте силы всегда побеждает тот, кто сильнее. Другая крайность, когда ребёнку начинает позволяться всё, лишь бы не плакал, отстал, любил и.т.д. Путь удачного сопровождения в этот период связан с необходимостью перестройки отношений с ребёнком на основах большего равноправия, чем это было раньше. Предоставляя в этот период ребёнку больше свободы и самостоятельности – взрослый поддерживает его новое представление о себе и приучает к разумному различению тех областей жизни, в которых он действительно может вести себя «как взрослый», и тех, в которых он пока еще остается маленьким ребенком, нуждающимся в помощи и руководстве.

Что нужно делать, если ваш ребёнок в кризисе трёх лет:

1. Предоставляйте ребенку право быть самостоятельным, используя любую для этого возможность. Предоставляйте ему выбор занятий, игр, тех или иных вещей и действий (например, спрашивайте, хочет ли он гулять, какую одежду хочет надеть, какие игрушки взять на прогулку, что он хочет сегодня съесть на обед и пр.) Часто упрямство детей связано с чрезмерным стремлением родителей подчинить ребенка своей воле – будьте гибкими.

2. Уважайте замыслы малыша, внимательно слушайте его вопросы и отвечайте так, чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность его делами.

3. Неприятные процедуры, которые могут вызвать сопротивление малыша, спровоцировать упрямство и негативизм, старайтесь перевести в увлекательную для него игру. К примеру, ваш ребёнок не хочет кушать, хотя голодный. Вы не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой, садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает полностью обед.

4. Чтобы добиться желаемого поведения, попробуйте «схитрить» и отдавать распоряжения, противоположные своим реальным намерениям. Самостоятельность негативистического поведения ребёнка чисто формальна. В любом случае, Вы остаётесь автором намерения, а ребенок лишь «переводит» его, заменяя плюсы на минусы, а минусы — на плюсы. Проведя свой нехитрый «перевод», ребенок в итоге выполняет именно то действие, которого от него хотели добиться.

5. Не сравнивайте неудачи ребенка с успехами других детей. Такие слова, как «эх, ты, у тебя не получается, а вот Саша давно уже научилась», не приведут ни к чему хорошему. Дети очень ревниво относятся к похвалам взрослых, и подчеркивание неудачи на фоне достижений другого ребенка обычно вызывает недобрые чувства к сверстнику. А достижения малыша сравнивайте с его собственными: «Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера». Не следует воспитывать у ребенка чувство соперничества с другими.

6. Оценивайте только действия и поступки ребенка, а не его личность. Такие слова, как «неумеха», «растяпа», «вечно у тебя все валится из рук» больно ранят самолюбие малыша. Постоянные упреки отрицательно влияют на развитие его инициативности, воспитывают неуверенность в себе, гасят любознательность. В случае неудачи нужно, наоборот, подбодрить ребенка, внушить уверенность в своих силах: «Ты уже так много умеешь! Я уверена, что и этому ты научишься. Смотри, как это делается, и попробуй еще раз. Если хочешь, я тебе помогу». После подобных слов ребенок с новыми силами примется за дело.

7. При конфликте не драматизируйте ситуацию, старайтесь смягчить ее, используйте шутку, юмор, небольшие хитрости. Попробуйте переключать ребёнка, отвлекать его на другие виды деятельности.

8. Не будьте чрезмерно уступчивыми, не идите на поводу любых желаний ребенка. Если Вы позволите ему с помощью истерик добиваться цели, это вскоре станет устойчивой формой поведения. Сдержитесь, сделайте вид, что Вас не волнует истерика, и ребенок, с визгом падающий на пол, довольно быстро поймет, что таким способом он ничего не добьется. Если же в момент истерики Вы будете увещевать его или наказывать, Вы не получите положительного результата. Ребенок, находящийся в состоянии аффекта, непроницаем для разумных доводов, а гнев и наказание только подстегнут негативное поведение.

9. Установите четкие и ясные правила и не меняйте их ни в коем случае. Знайте, что ребенок испытывает ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по нескольку раз в день перепроверяет вас — действительно ли то, что вы запрещаете ему, запрещено, или же иногда можно. И если есть хоть малейшая возможность «можно», то ребенок добивается своего не у вас, так у папы, у бабушек, дедушек. Поэтому очень важно, чтобы, правила разных членов семьи (мамы, папы, бабушки) были едиными и непротиворечивыми. Нельзя, чтобы папа разрешал то, что запрещает мама, и наоборот. Поэтому постарайтесь согласовать между собой этот момент.

10. Не позволяйте ребенку поступать так, как действительно нельзя (только перед этим обязательно показать, что вы его любите и понимаете). Например: «Перед обедом мы конфеты не едим! Понимаю, хочется съесть конфету и после обеда — пожалуйста, а до обеда – нет. Такие правила».

11. Очень полезно озвучивать для ребенка его переживания и чувства. «Я понимаю, что тебе сейчас очень обидно, но…» или «Я вижу, что ты очень-очень сердишься на папу (мишку, незавязывающийся ботинок и т.д.)». Это даст ребенку ощущение, что вы его понимаете (или хотя бы хотите понять), и поможет ему справиться со своими чувствами.

12. В три года самоутверждению ребенка льстит, если вы звоните лично ему по телефону, шлете письма из другого города, просите его совета или делаете ему какие-нибудь «взрослые» подарки типа шариковой ручки для письма.

13. Старайтесь в целом поддерживать общее положительное самоощущение ребенка, чаще говорите о своей любви к нему. Ведь он привык к тому, что он самый любимый и бесценный, и вдруг его начинают ругать за разбитую чашку, испачканные штанишки, поломанную игрушку. Он начинает ощущать себя плохим и нелюбимым, бунтовать против этого.

Для нормального развития малыша желательно во время кризиса трёх лет, чтобы ребенок ощущал, что взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ их и друг.

*В подготовке материала использованы работы авторов: А.Л. Венгер, А.И. Баркан, Л.Н.Галигузова

www.xomeriki.ru

Осьминожка

Сайт для детей и их родителей

Достаточно часто взрослые сталкиваются с крайне отрицательной или негативной реакцией ребенка на пожелания и просьбы с их стороны – детским негативизмом. Например, малыш закрывает рот, если ему дают лекарство, или со всего размаху прыгает в сугроб, несмотря на запрет родителей, или же наотрез отказывается одеваться, чтобы пойти в детский сад.

Приведенные выше примеры показывают, что ребенок делает то, что взрослые ему запрещают, или, наоборот, не выполняет того, чего мамы и папы от него ждут или просят сделать.

Как проявляется негативизм?

Негативизмом, или немотивированным отрицанием, в психологии называется такое поведение ребенка, при котором его поступки резко противоречат пожеланиям и просьбам других людей, чаще всего близких.

Возникает негативизм по мере взросления и развития детей и чаще всего носит временный характер. Детские же психологи и вовсе считают подобное явления нормальным проявлением развития личности ребенка.

В большинстве случаев негативизм проявляется в различные периоды кризисов детского возраста – между полутора и шестью годами. Именно в этом возрасте формируется личность малыша и закладываются важнейшие черты детского характера.

К проявлениям негативизма также можно отнести капризы, постоянную плаксивость, упрямство и своеволие, а также бунт против семейных правил. Самым же ярким периодом проявления негативизма во всей красе – это подростковый возраст. Несмотря на желание подросшего чада стать (или выглядеть) самостоятельным и взрослым, он все еще остается ребенком.

Чтобы отрицательные проявления не укрепились и не перешли в устоявшуюся черту характера, родителям важно наладить контакт с ребенком еще в самом раннем возрасте, чтобы в подростковый этап войти без существенных проблем.

Что делать родителям?

Родители практически всех малышей отмечают какие-либо проявления негативизма или выраженные реакции протеста в определенные возрастные этапы. Психологи выделяют несколько кризисных периодов детства: 1 год, 3 года, 6-7 лет и 13-16 лет.

Малыш (или уже подросток) в такие моменты пытается перейти на совершенно новую ступень развития, сделать еще один маленький шажок к собственной независимости, самостоятельности, утвердиться в глазах окружающих в качестве личности с большой буквы.

Самое общее и универсальное средство для родителей маленьких негативистов – учет детских желаний, потребностей, способностей. Очень важно понимать состояние малыша, а также не выдавать свои собственные желания за нужды ребенка. Важно понять: в таком вроде бы отрицательном проявлении есть и один немаловажный положительный момент – ребенок хочет проявить самостоятельность, иметь свое мнение (пусть и в неприятном воплощении).

Если же взрослый будет придерживаться в общении с негативистом гибкой, избирательной тактики, то может не только избежать многочисленных конфликтов сейчас, но и поможет малышу стать независимым и самостоятельным в будущей его взрослой жизни.

Детский негативизм — как облегчить проявления?

Чтобы облегчить проявления негативизма и преодолеть его отрицательные симптомы, следует учитывать советы детских психологов:

  • семейные правила должны быть просты и понятны ребенку;
  • важно предоставлять определенную свободу малышу: дайте ему не только обязанности, но и некоторые права;
  • пожелания, напоминания и требования следует сообщать спокойно и твердо, раздражение может лишь усилить негатив на запрет;
  • дайте ребенку возможность выбора. К примеру: «Ты будешь мыться в ванной или под душем?»;
  • помните, ребенок, не имеющий право возразить, в будущем не сможет отстоять свое мнение;
  • подсчитайте соотношение слов «нельзя» и «можно». Вдруг среди запретов есть и совершенно ненужные. А словом «можно» следует обозначить желательные формы поведения. К примеру: «Нельзя рисовать на обоях, а вот в альбоме – можно»;
  • попробуйте подойти к проблеме с юмором, призвав на помощь метод от противного. Например: «Не вздумай лечь сегодня в девять часов!»;
  • обратитесь к специалистам. В арсенале профессионалов есть много психотерапевтических способов преодоления негативизма: ролевые игры, особые сказки, обсуждение и обыгрывание положительных примеров поведения и просто дружеская беседа.
  • В проблеме детского негативизма важно запастись терпением и искать свои собственные методы работы с отрицательным во всех смыслах поведением ребенка. А лучше всего – дать малышу больше своего внимания и любви.

    www.osminojek.ru

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
    детский сад общеразвивающего вида №86 г.Томска
    дата создания: 1985 год;
    адрес- г.Томск, ул. Новгородская 44/1

    • Вы здесь:
    • Главная
    • Консультации
    • Детский негативизм как форма общения, пути профилактики и коррекции
    • Сведения об образовательной организации

      Прочее

      Последнее из актуального

      Детский негативизм как форма общения, пути профилактики и коррекции

      заведующая аспирантурой Учреждения РАО «Институт развития образовательных систем», кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольного образования и логопедии ГОУ ВПО Томский государственный педагогический университет, научный руководитель МДОУ № 86 г. Томск

      старший научный сотрудник Учреждения РАО «Институт развития образовательных систем», кандидат педагогических наук,

      Словарь практического психолога определяет негативизм как – немотивированное поведение, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других. Ярче всего реакции негативизма (капризы, упрямство, протест) выражены в периоды возрастных кризисов [3].

      Взрослый обычно считает, что ребенок должен беспрекословно выполнять то, что от него требуют. Как правило, взрослый адресует ребенку свою просьбу в категоричной форме. Ребенок может выполнить, а может и не выполнить требование взрослого. От чего это зависит?

      Если взрослый определяет обязанности ребенка в четкой форме и добивается их выполнения, то это становится для ребенка привычным требованием. Но чаще взрослые нечетко формулируют обязанности ребенка и не всегда терпеливо ожидают от него их выполнения. Психологи считают, что круг обязанностей ребенка расширяется по мере его взросления. Вначале – это будут его обязанности по отношению к себе, затем ‑ по отношению к другому и обязанности по отношению к порученному делу.

      Предупреждая капризы ребенка, родители формируют его психологически устойчивое отношение к себе и окружающим. Уже в раннем детском возрасте взрослые четко определяют основные нравственные позиции в поведении ребенка: это то, что можно делать, и что делать нельзя.

      Ребенок может проявлять каприз в раннем возрасте, и каприз должен быть контролируем со стороны родителя. Каприз – это выражение своей потребности, в чем либо. В это же самое время каприз – это вариант истерической реакции. Все начинается с мелочей. Ребенок просит что-то купить, что-то ему дать, влезть куда-то, сделать что-то…. И если на свою просьбу ребенок получает отказ, то вероятнее всего он начнет топать ногами, громко плакать, стучать кулаками и т.п. Чаще всего взрослые совершают роковую ошибку в выборе средств воздействия на каприз ребенка. Взрослым становится жалко ребенка, стыдно перед окружающими за его поведение и они идут на уступки ребенку, выполняют его желание. Тем самым закрепляют истерическую реакцию своим положительным подкреплением каприза, и ребенок мгновенно понимает простой путь исполнения своих желаний, через каприз, т.е. истерическую реакцию. Истерическая реакция, поддержанная «положительным подкреплением», удовольствием становится стойкой и прочной [5]. Опасность детских капризов недооценивается обычно не только родителями, но и даже врачами. Как же поступать, чтобы затормозить истерическую реакцию ребенка, не дать ей возможности перерасти в дальнейшем в негативизм, истерический невроз.

      Большинство исследователей в области детской психологии утверждают, что потребности должны быть удовлетворены для предупреждения ситуации фрустрации и формирования комплекса неполноценности у ребенка. Но возникает вопрос, а как удовлетворять потребности ребенка и при этом предупреждать его избалованность и капризность? Ответ прост: спокойно выполнять высказанные ребенком просьбы, удовлетворять его желания. Существуют, так называемые, базовые потребности необходимые для любой жизнедеятельности. Все остальные потребности типа «хочу это, и это, и то и вообще — купите мне что-нибудь», не являются жизненно необходимыми. Удовлетворение такого рода потребностей «купи» зависит от умения родителя убедить ребенка в нужности и ненужности такой покупки, предупреждая манипуляции ребенка. Взрослый должен четко формулировать свое «нельзя», почему это нельзя, можно ли это будет когда-нибудь и почему. Выполнять капризные просьбы ребенка ни в коем случае нельзя. Ребенок должен понимать, что когда он просит спокойно, то получает желаемое («положительное подкрепление»), а если капризничает, то он ничего не получает («отрицательное подкрепление»). Компромисса по отношению к капризу детей со стороны взрослого (родителя) быть не должно.

      Протест ребенка, его нежелание выполнять то, что, требует родитель, так же отражается в упрямстве. Пик упрямства возникает в возрасте от 1, 5 до 2, 5 – 3 лет. Психологической основой происхождения упрямства является формирующееся чувство «Я», чаще проявляющееся у детей в 2 года. Ребенок протестует против ограничения его возможностей, против помощи. Он считает себя самостоятельным и очень умелым. С точки зрения взрослых ребенок в этом возрасте максимально упрям, его сложно переубедить. Он стремится сам создать порядок в окружающих его вещах, не терпит нарушения, созданного им порядка. Постоянство окружающей среды, последовательность привычных действий, создает чувство безопасности, уверенности в себе, основу для формирования «Я – Концепции».

      По наблюдениям А. И Захарова существует и физиологическая сторона упрямства у детей в 1, 5 – 2 года. Нарастание активности левого полушария, сопровождается осознанием обостренного чувства «Я» и развитием речи. Контроль же поведения и эмоций недостаточно выражен и находится в стадии формирования: от спонтанного поведения к осознанному усвоению предписаний, запретов и требований со стороны взрослых. Упрямство как форма поведения у детей в норме исчезает в 3, 5 – 4 года. Наличие данной формы поведения у детей в старшем дошкольном возрасте обусловлено отклонениями в отношении родителей к детям. Наличие упрямства у детей указанного возраста означает наличие у них высокой работоспособности нервной системы и способности противостоять натиску и требованиям взрослых [2].

      Родители часто склонны рассматривать упрямство детей как непослушание и могут неосознанно свои личностные проблемы проецировать на детей и самими же аффективно на них реагировать. Родители порой сами создают ситуацию противоречивого поведения детей, их противостояния требованиям и невольно поддерживают «дух противоречия» собственных детей. Понимание родителями двусторонности проблемы и перестройка своего отношения к ребенку и его поведению сводит проблему упрямства к минимуму. Это позволяет избежать формирования конфликтной структуры личности и стойкого негативизма как формы общения с родителями [2].

      Детский негативизм – это отрицание ребенком требований взрослого, отсутствие эмоциональной уверенности в правильности данных требований. Это форма детского общения. Так дети могут противостоять требованиям взрослых (родителей), отстаивать собственные личностные права. Дети могут выражать негативизм в поведении и общении активно и пассивно. Активный негативизм – стремление противодействовать тому, что требуют. Пассивный негативизм – отсутствие реакции на внешнее воздействие, на побуждение, нежелание выполнять требуемое взрослым [4].

      Психологами доказано, что родитель, не принимающий себя, не способен внутренне принять и своего ребенка. Для родителей внутренне принимающих своего ребенка, достаточно того, что это их ребенок. Они принимают его таким, какой он есть, невзирая на его умственные или физические данные. Для родителей, внутренне не принимающих ре бенка, воспитание , облеченное в форму чрезмерной опеки, связано с большой социальной ответственностью и нередко с финансовыми трудностями .

      Ответственность ‑ это понимание последствий своих действий и решений . Мы предложили родителям и детям ответить на следующие вопросы: Как Вы наказываете ребенка? Как Вас наказывают родители? Что чувствуете, когда наказываете ребенка? Что чувствуете, когда Вас наказывают? В опросе приняли участие 60 % мужчин (отцы) и 40 % женщин (матери). Их возраст составил 20 % ‑ до 30 лет, 80 % ‑ от 30 ‑ до 47 лет. По старшинству в семье 40 % ‑ это старшие дети, 50 % ‑ это младшие дети, 10 % ‑ это третьи и четвертые дети. Образование у 80 % родителей высшее. Среди детей 50 % девочек и 50% мальчиков. Анализируя ответы родителей и детей, убеждаемся в идентичности ответов и тех и других. Взрослые, в основном, наказывают детей за непослушание, за драку, за грубость, за отказ в помощи, за баловство, за капризы, за обман, за плохие слова, игнорирование родителей. Дети считают, что их наказывают за то, что они не кладут одежду на место, кричат, бегают по квартире, громко разговаривают, часто плачут, плохо спят, не хотят читать, за драку, за плохое поведение, берут что-то без спроса, когда не слушаются родителей. Наказание, по мнению детей бывает: ставят в угол, запрещают смотреть телевизор, ругают, бьют ремнем или рукой, кричат, делают замечание. Дети при этом чувствуют свою вину, боль, обиду, даже злость. Родители, в свою очередь, наказывая детей, чувствуют свою правоту, жалость, обиду, вину, душевную тяжесть, грусть. Отсюда следует, что наказание для детей не несет надежды на исправления их поведения. Система взысканий должна быть разумной законной и необходимой. Она должна быть нацелена на формирование характера, воспитание чувства ответственности, предупреждение проявления детского негативизма.

      Еще А.С. Макаренко отмечал, что современное воспитание, к сожалению, требует, чтобы ребенок был удобен. Оно ведет к подчинению, и нейтрализации его как личности. А ведь ребенок поэтому может вырасти безвольным и не приспособленным к жизни.

      В прошлом веке Я. Корчак писал, что для человечества должно быть очень важно, что мы не можем принудить детей поддаваться воспитательским влияниям и дидактическим покушениям на их здравый ум и здоровую человеческую волю. Выдающийся педагог сомневался, что когда-нибудь мы, взрослые, придем к пониманию того, что первое и бесспорное право ребенка есть право высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях и выводах о нем. Мы дорастем до уважения и доверия ребенка, когда он поверит нам и скажет, в каких правах он нуждается [1].

      Взрослым всегда нужно помнить, что воспитание ребенка ‑ не приятная забава, а работа, в которую нужно вложить усилия, тяжелые переживания и множество размышлений. [1]

      1. Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1980.

      2. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общая редакция В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. – СПБ.: Питер, 2001 – 384 с. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).

      3. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1997. – 800 с.

      4. Щавырина А.А. Психологическая сущность упрямства и негативизма у детей // Психологическая наука и образование. 2008. № 5. – С. 37 – 46.

      5. Файнерберг С. Почему ребенок стал нервным. М., 1967 г. 133 с.

      www.sad86.tom.ru

      Детская агрессия и негативизм

      Агрессия и негативное отношение к окружающим людям и миру в целом проявляется не только в детском возрасте. Многие взрослые люди проявляют негативное отношение в явной или неявной форме. Но следует понимать, что все начинается с детства.

      Почему одни люди более агрессивные, а другие – менее? Почему одних нужно «вывести из себя», чтобы они проявили негативное поведение, а другие заводятся «с полоборота»?

      Многое зависит от строения нервной системы, физиологических особенностей, воспитания в родительской семье, а также тех эмоциональных и психотравмирующих ситуаций, которые вызывают негативизм.

      Все начинается с детства, активно развивается в подростковом возрасте и уже закрепляется и используется во взрослом. Почему подростки такие агрессивные? Потому что они не только проходят этап физиологической перестройки своего организма, но и нуждаются в полном отрыве от своих родителей и учителей, которые не желают их отпускать и продолжают командовать.

      Особенности агрессивного поведения

      Важно не просто видеть агрессивное поведение, но и понимать особенности, которые проявляет человек в данный период. Рассмотрим их в интернет-журнале psytheater.com:

      • Агрессия проявляется при депрессиях, наркологической и алкогольной зависимости, психических расстройствах и возрастных кризисах.
      • Проявляется данное поведение у эмоционально скупых, завистливых и вспыльчивых людях.
      • Проявляется негативизм в активной или пассивной форме:
        1. Активный негативизм проявляется в девиантном поведении, поступках наперекор, нежелании слышать других людей, демонстративном асоциальном поведении.
        2. Пассивный негативизм проявляется в безучастности, бездеятельности, игнорировании, отсутствии реакции на замечания и просьбы окружающих.
      • Негативное отношение проявляется в грубости, упрямстве и замкнутости.

        Если вы наблюдаете хоть одно из данных проявлений, то можно говорить о наличии у человека агрессивного отношения к миру и другим людям.

        Почему возникает негативизм?

        Негативизм – это отрицательная оценка окружающих людей и отношение к целому миру. Человек ненавидит, не любит, не желает контактировать, слышать и пр. Почему возникает негативизм? Многие психологи отмечают данную тенденцию в том, что человек не получает возможности быть самостоятельной личностью, которая решает, как ей жить, какой быть и к чему стремиться.

        Все начинается с первого возрастного кризиса в 3 годика, когда каждый человечек начинает заявлять о своих правах: «Я сам!». Малыш желает сам завязывать шнурки, одевать себя, кормить, раскладывать и складывать игрушки и т. д. Если родители не желают слышать желание ребенка все делать самому, как бы неправильно у него все ни получалось, тогда они, грубо говоря, ущемляют его личное пространство.

        Далее это личное пространство ущемляется учителями, социумом. В подростковом возрасте каждый ребенок понимает свою силу и могущество все-таки отстоять свое право на самостоятельность. Он уже не так мал, чтобы не заявить о себе, поэтому пользуется своей силой.

        Здесь речь не идет о моральности и мудрости ребенка в отвоевании своих позиций. Здесь просто говорится о том, что подросток проявляет свое инстинктивное желание быть самостоятельной личность, которая не подчиняется чужой воле, от кого бы она ни исходила. Проявляется это в агрессии, что является нормальной человеческой реакцией на желание более взрослых людей ущемлять границы своих детей.

        Как избавить ребенка от негативизма?

        Чтобы избавить ребенка от негативизма, сперва следует дать ему больше свободы. С каждым годом ребенок-подросток должен ощущать себя самостоятельным и свободным от родительских нравоучений. Если речь идет о маленьких детках, то здесь предлагается:

      • Проводить игры, арт-терапию, сказкотерапию.
      • Осуждать не ребенка, а его поступки.
      • Учить ребенка понимать чувства окружающих.
      • Показывать, как можно действовать в конфликтной ситуации.
      • psytheater.com