Речь при аутизме и заикании

Эхолалия, заикание, спотыкание, писчий спазм, логорея

Феномены эхолалии — непроизвольное и однократное повторение пациентом фрагментов обращённой к нему устной речи (Wernicke, 1900). Обычно повторяются последние услышанные фразы, слова, причём вслух и с неизменными интонациями. Такую эхолалию называют истинной. Одновременно могут повторяться вопросы собеседника — эхология. При альтернативной их постановке: «. да или нет» — пациент отвечает словом «нет»; если вопрос заканчивается выражением «нет или да», пациент отвечает словом «да». При сочетании эхолалии и речевой итерации повторения могут быть многократными. Эхолалия бывает отставленной, когда повторение происходит не сразу, а спустя некоторое время, — фонографизм.

Последний симптом встречается только у детей, у взрослых пациентов не описан. А.Pick (1902) описал митигированную (облегчённую) эхолалию, при которой пациенты повторяют, несколько видоизменив, только обращённые к ним вопросы. Полагают, что митигированная эхолалия предшествует появлению истинной, в частности это происходит при болезни Пика. Эхолалия встречается иногда в структуре вербальных галлюцинаций.

При этом голоса повторяют сказанное пациентом либо озвучивают его мысли или сам пациент непроизвольно повторяет галлюцинаторную речь. Эхолалия наблюдается при кататонии, атрофических процессах, синдроме Каннера, в рамках регрессивных синдромов у детей (физиологическая эхолалия и болезненная обычно разделены у детей известным промежутком времени, но иногда такого промежутка не бывает, если заболевание началось в возрасте двух лет и меньше).

Письменный вариант эхолалии представляет эхография в виде копирования текста, предложенного не для списывания, а в качестве образца. Эхография может проявляться также тем, что при выполнении письменного задания пациенты копируют устные высказывания присутствующих. Так, вместо ответа на просьбу написать своё имя пациент записывает текст просьбы.

Заикание — речь с частым повторением или удлинением её звуков, слогов, слов. Одновременно наблюдаются остановки и нерешительность речи с нарушением её плавного, ритмического течения. Условно относится к системным неврозам. Чаще начинается в детстве, в возрасте от 18 месяцев до 9 лет. Нередко возникает остро, после нервного потрясения. Острые пики начала заикания обнаружены между 2–3 и 5–7 годами. В этом случае появлению заикания предшествует мутизм (от лат. mutus — немой). В других случаях развивается постепенно в неблагоприятной речевой среде (заикание у сверстников и взрослых, повышенные требования к речи, форсированное изучение иностранного языка и др.), чему может способствовать соответствующее предрасположение. В начальном периоде заикания преобладают тонические судороги в вокальной, а иногда и в дыхательной мускулатуре, отчего пациенты «тянут» звуки. Позже присоединяются тонико-клонические судороги в артикуляционой мускулатуре, в речи добавляются повторения слогов, слов. В некоторых случаях заикание наступает только при ускорении темпа речи — биттаризм. Речь делается толчкообразной, с остановками для дыхания, нарушается произношение отдельных слов.

В развитии заикания выделены следующие фазы:

первая фаза протекает в дошкольном возрасте. Расстройство проявляется эпизодически, длится недели, месяцы, сменяясь длительными периодами нормальной речи. Более часто дети заикаются, если бывают взволнованы, огорчены, если им нужно сказать много и быстро или в ситуации речевого давления. После этого периода значительная часть детей выздоравливает;

вторая фаза относится к обучению в начальной школе. Периодов нормальной речи не бывает, либо они небольшие. Дети осознают своё заикание и воспринимают себя как заик. Заикание касается основных частей речи (существительных, глаголов, прилагательных, наречий);

третья фаза длится начиная с 8 лет и завершается в подростковом возрасте. Заикание при этом возникает и усиливается в определённых ситуациях (вызывают в школе для ответов к доске, в разговоре с незнакомыми людьми, по телефону, при совершении покупок, ожидании насмешек и т. п.). Некоторые слова страдают больше, чем другие;

четвёртая фаза продолжается с юности. Наблюдается логофобия — страх и преувеличение тяжести заикания, пациенты боятся слов, звуков, речевых ситуаций, обнаруживают сенситивные идеи отношения, подавленность. Пациенты нередко подменяют одни слова другими, избегают общения, предпочитают больше молчать, не желая обращать на себя внимания, делаются неуверенными в себе не только в отношении речи.

Большинство лёгких случаев заикания завершается выздоровлением либо значительным улучшением речи. В преодолении заикания важное значение имеют устранение логофобии, обучение навыкам нормальной речи, устранение психотравмирующих ситуаций.

От невротического отличают неврозоподобное и органическое заикание. Неврозоподобное заикание возникает на фоне органического повреждения мозга. При этом с самого начала преобладают тонико-клонические судороги в артикуляционной мускулатуре, наблюдаются также тикоидные гиперкинезы. Интенсивность заикания мало зависит от волнения и ситуаций. Реакция на заикание не достигает степени выраженной логофобии. Выявляются органические черты психики. Органическое заикание обусловлено гиперкинезами в артикуляционной и дыхательной мускулатурах. Реакция личности на заикание может отсутствовать или представлена незначительно. Обычно наблюдается значительное психоорганическое снижение личности.

Спотыкание или речь взахлёб, нечёткость речи (полтерн) — расстройство беглости и темпа речи. Речь неритмичная, состоит из быстрых, резких вспышек и остановок речи, не имеющих отношения к грамматической структуре предложения. Нарушена мелодика речи. Повторений слов, слогов не бывает. Могут быть трудности в подборе слов и построении фраз. Расстройство связано с органической патологией мозга. Осознавание дефекта речи неполное.

Писчий спазм (графоспазм, судорога писчая) — нарушение навыков письма, аналогичное заиканию. Обусловлено тоническими судорогами мышц пальцев кисти с нарушением их синергизма. Одновременно могут быть судороги мышц предплечья, плеча и шеи, а также боли в руке. Иногда, напротив, развивается парез мышц кисти, в других случаях преобладает болевой синдром. Указанные расстройства исчезают тотчас после прекращения письма и когда пациенты бросают перо. Другие мануальные навыки не нарушаются. Возникает у многопищущих в неблагоприятных условиях: повышенные требования к письму со стороны, а также отрицательное отношение индивида к такой деятельности. Возникает обычно в зрелом возрасте, чаще у мужчин с тревожно-мнительным и истерическим характером. Реже наблюдаются иные профессиональные дискинезии: у скрипачей, парикмахеров, представителей других ручных профессий. Полагают, что развитию профессиональных дискинезий способствуют перегруженность двигательного аппарата соответствующего навыка, эндогенное предрасположение, местная дисциркуляция крови, церебральный атеросклероз.

Логорея (от греч. rhoia — течение, истечение) или вербомания — неконтролируемое речевое возбуждение с ускорением устной речи, речевой поток. Способность слушать окружающих теряется или изначально отсутствует. Сборная группа нарушений речи. Логорея может быть обусловлена насильственным говорением у пациентов с речедвигательным автоматизмом. Пациенты сообщают, что вынуждены говорить много и быстро из-за некоего влияния на них извне («гипноз», «психотропное оружие» и т. п.). Много, быстро и обычно очень громко говорят маниакальные пациенты, при этом они как бы теряют способность думать про себя, страдает их внутренняя речь. Чрезмерная говорливость может наблюдаться у пожилых пациентов, они также теряют способность думать про себя. Чрезвычайная болтливость встречается у некоторых психопатов. Письменная логорея представлена графоманией — пустым многописательством, обычно претенциозным, претендующим на признание.

psyclinic-center.ru

Речь при аутизме и заикании


Логоневроз, или заикание – заболевание, связанное с нервной системой. Это возмущение конституции Ветра, которая «управляет всем телом» (Чжуд-Ши).

Это заболевание часто встречается у 3-5-летних детей, но возникает и у взрослых. Маленькие дети беззащитны перед суровыми реалиями жизни, они страдают от самых различных страхов, чутко реагируют на проблемы в семье и в окружающем мире: скандалы, развод родителей, смерть близкого человека, любимого животного, избиения, регулярное насилие со стороны родителей или со стороны сверстников — всё может повлиять на возникновение логоневроза.

Заикание иногда становится причиной аутизма. Аутизм характерен замкнутостью ребёнка и уходом в себя, прекращением общения с внешним миром.

Заикание предполагает не только затруднение речи, но и затруднение при глотании, питье. Причина в том, что и речевые функции, и глотание управляются одним и тем же видом Ветра, который в тибетской медицине называется «Движущим вверх». Анатомически «Движущий вверх» Ветер соответствует шейному узлу симпатического ствола нервной системы («звездчатый» узел), ветви которого достигают глотки, гортани, голосовых связок.

Причины логоневроза

Поскольку логоневроз связан с возмущением нервной системы, причиной его является психо-эмоциональный фактор. В первую очередь, это сильный испуг – например, ребёнок может напугаться большой собаки. В результате происходит спазм нервных каналов и блокировка нервных импульсов.

Наиболее подвержены логоневрозу дети с доминирующей конституцией Ветра. Они отличаются:

  • худобой даже при очень хорошем питании,
  • частыми и скорыми перепадами настроения,
  • возбудимостью,
  • требованием к себе повышенного внимания,
  • трудностью в засыпании.

Основной причиной заикания является общее расстройство нервной системы, которая характерна:

  • нарушением сна,
  • пугливостью,
  • плаксивостью,
  • эмоциональной зажатостью ребёнка.
  • Расстройство нервной системы ребёнка может иметь множество самых разнообразных причин:

    • неадекватное отношение родителей,
    • неправильное воспитание,
    • чрезмерная требовательность,
    • постоянная раздраженность родителей,
    • деспотизм,
    • тирания,
    • притеснения,
    • гиперопека,
    • избалованность,
    • несамостоятельность,
    • стресс в незнакомой среде.
    • Заикание может вызвать и механическое внешнее воздействие на «звездчатый» нервный узел или повреждение шейных позвонков (С1-С7) и смещение их из-за родовых травм, падений и ушибов.

      Очень важно проследить, чтобы у ребёнка не было различных вывихов шейных позвонков и повреждения шейного нервного узла. Это может произойти при стремительных родах или при использовании щипцов во время рождения ребёнка. При таком повреждении ребёнок может поперхнуться молоком, страдать от постоянной икоты, срыгивания, вздутия живота. Характерны судороги или безвольно висящие ручки. При этих симптомах необходимо проверить шейный отдел позвоночника и сразу начать лечить.

      Лечение заикания

      В зависимости от первопричины заболевания, условий его возникновения и развития в тибетской медицине применяется тот или иной вид лечения. Хороший лечебный эффект дает сочетание энергетического массажа, иглоукалывания и прижигания биологически активных точек полынными сигарами или полынными конусами (цзю-терапия или моксотерапия).Эти процедуры устраняют защемление нервных окончаний и вправляют позвонки, улучшают циркуляцию крови и энергии в организме, приводят в баланс обменные процессы.

      Лечение может дополняться:

      • приёмом фитопрепаратов тибетской медицины,
      • другими внешними процедурами, например монгольским прижиганием «хорме» (дает успокаивающий эффект) и др.
      • Устранить беспокойство детей с возмущенной конституцией Ветер можно коррекцией образа жизни и характера питания.

        Для холодной конституции Ветра очень вредит «холодная иньская» пища, например: сырые овощи, фрукты, холодные напитки (лимонады, соки из холодильника). Не стоит давать этим детям в больших количествах цитрусовые (лимоны, апельсины). Передозировка витамина С («охлаждающий», иньский продукт) приводит к беспокойству, перевозбуждению, нарушению сна и даже судорогам. Чтобы стабилизировать психологическое состояние ребёнка, лучше кормить его горячим супом из баранины, добавлять в блюда согревающие приправы (например, имбирь, чеснок, перец).

        Если заикание возникло на фоне негативного психологического климата в семье, то первое, что необходимо сделать – это привести ситуацию в норму. Родители, безусловно, должны ощущать ответственность перед своими детьми, гармонизировать жизненное пространство семьи.

        Если же это ребёнок из благополучной семьи, и заикание возникло вследствие сильного испуга или травмы, то лечение может быть достаточно быстрым и эффективным. В арсенале тибетской медицины, помимо средств внешнего воздействия, есть и уникальные фитопрепараты, нормализующие конституцию Ветер (состояние нервной системы).

        Во взрослом возрасте логоневроз также может возникнуть вследствие очень сильного стресса, но такие случаи крайне редки. Возможно временное заикание в момент переживаемого страха, которое проходит само собой или после чашки горячего чая и не имеет последствий. Обычно же заикание является побочным симптомом другого, основного заболевания, такого, как перенесенный инсульт или развитие опухоли, механически препятствующей прохождению нервного импульса. В этом случае лечение назначается с учётом основного заболевания и направлено на устранение первопричины недуга.

        Заикание – это заболевание, которое требует самого серьёзного к себе отношения. Оно успешно лечится средствами тибетской медицины — важно только вовремя начать лечение, чтобы болезнь ушла навсегда.

        naran.ru

        Программа «Плавная речь» для детей с заиканием

        Залог успеха в лечении заикания у детей – раннее обращение к квалифицированным специалистам.

        Основной принцип лечения заикания – не ждать; заикание не пройдет само. Чем быстрее назначить терапию, тем легче будет проходить лечение и тем вероятнее, что заикание не вернется. При любом типе заикания – невротическом или неврологическом – специалисты помогут устранить причины, которые привели к заболеванию, и вернуть ребенку плавность речи.

        Программа «Плавная речь» основана на принципе комплексной коррекции:

        • 1 направление – медикаментозная терапия в сочетании с лечебной транскраниальной магнитной стимуляцией (ТМС).
        • 2 направление – параллельная работа над формированием новой речевой привычки за счет сознательного управления собственным дыханием и обучения произвольной саморегуляции.
        • На программе «Плавная речь» с ребенком работают следующие специалисты:

          Заикание не является самостоятельным заболеванием. Поэтому без лекарственной терапии вылечить заикание невозможно. Именно поэтому невролог играет в лечении логоневроза ведущую роль. Он еженедельно оценивает результаты назначенной им медикаментозной терапии и, при необходимости, корректирует назначения.

          Динамическое наблюдение в течение программы.

          Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС)

          Точечное воздействие ТМС на премоторную зону коры головного мозга тормозит импульсы, передающие мышцам речевого аппарата спастическую активность.

          У каждого ребенка своя история заболевания и уникальный патогенез. Мы не «штампуем» назначения и не ведем детей по схеме, которая не дает никаких результатов. Мы программируем аппарат ТМС на основании данных электроэнцефалограммы (ЭЭГ) конкретного ребенка так, чтобы сила и частота импульсов оказали оптимальное воздействие на его нервную систему.

          ТМС в сочетании с коррекционной работой логопеда-заиколога позволяет добиться максимальных результатов в короткие сроки.

          Ежедневно (12 процедур, 5-6 дней в неделю).

          Не каждый логопед может вылечить заикание, для этого нужен высокий профессионализм и четкое понимание, что пациенту поможет. В нашей клинике основной упор в работе с заикающимся ребенком логопед-заиколог делает на обучение управлению собственным дыханием и на формирование согласованности речевого выдоха с речевым потоком. При точечном влиянии ТМС на определенные зоны головного мозга, отвечающие за спастическую активность и участвующие в речевом выдохе, работа логопеда дает прекрасные результаты.

          Два раза в неделю (8 занятий).

          Уникальность и основа программы лечения заикания в клинике «ДокторНейро» заключается в формировании новых речевых привычек. Комплексный подход реализуется за счет участия логопеда-заиколога, грамотно подобранной лекарственной терапии и аппаратного воздействия ТМС.

          У нас абсолютно индивидуальный подход к каждому ребенку, мы не используем никаких унифицированных методик и не проводим групповых занятий. Мы не практикуем такие методы лечения как режим молчания и не переводим заикание «в руку» — мы устраняем первопричину и прививаем новые привычки коммуникации.

          В лечении заикания мы предлагаем программу «Плавная речь», длительностью 1 месяц. Этот курс базовый, и, в большинстве случаев, после его прохождения дальнейшее лечение не потребуется. Однако если ребенок заикается не первый год, имеются сопутствующие заболевания или существенные особенности в развитии, потребуется дополнительный курс лечения.

          Стоимость программы «Плавная речь»: 39 900 рублей.

          www.doctorneiro.ru

          Человек с заиканием может быть душой компании

          Как общаться с заикающимся человеком? 10 золотых правил рекомендует Ольга Азова, директор медицинского центра «Логомед Прогноз»

          Две особенности людей с заиканием

          — До сих пор в обществе силен стереотип, что человек с заиканием – «с проблемами». Нередко их сторонятся, стараются «не ввязываться» в беседы. В чем особенность человека с заиканием?

          — Честно говоря, я и не знала, что такой стереотип до сих бытует в обществе.

          Люди с заиканием, в целом, обычные. Особенности, пожалуй, две.

          Внешнее проявление в речи – запинки, создающие определенные сложности в поддержании разговора. И особенности организации речи, в основе которых лежит невроз с различными психоэмоциональными, поведенческими и соматическими симптомами. Часто именно невротическое и психологическое состояние человека может создать сложности в общении, а не сами по себе запинки речи.

          Приведу пример: в моем круге общения был приятель с достаточно сильной степенью заикания (запинками), но это не мешало ему оставаться душой компании, весельчаком с дивным чувством юмора, с запасом остроумных анекдотов и историй.

          Заикание, в зависимости от причин появления, бывает неврологическим и невротическим. При неврологическом заикании артикуляционные проблемы связаны с дизартрией – органическими нарушениями функций органов речи – неба, языка и т.д. Дети обычно позже начинают говорить, им свойственна общая медлительность.
          При невротическом заикании сроки развития речевых и моторных функций обычны, отсутствуют выраженные неврологические нарушения. Такой тип заикания, как правило, возникает в результате стресса. Пусковым моментом может быть испуг, страх, психотравмирующая ситуация.

          Людей с невротическим типом заикания объединяет то, что в привычной обстановке они говорят чисто, без запинок, но в стрессовых ситуациях могут вообще не смочь ничего сказать. Эта временная «немота» возникает из-за речевых судорог. Для них также характерен страх речи (логофобия).

          Стрессовые ситуации для заикающегося с точки зрения большинства могут быть «пустяковыми»: разговор с незнакомым человеком, адресный вопрос в общественном поле. Почти все дети с невротическим типом заикания боятся отвечать «у доски», особенно на неожиданные вопросы. Взрослые боятся спикерства, публичных выступлений, внезапных вопросов — в малознакомой аудитории. Так в целом проявляется невротический способ поведения.

          — С удивлением узнала, что заикающихся много среди певцов, и многие побороли заикание именно благодаря профессии. А бывает, что человек поет нормально, а говорит с заиканием. Как объяснить такой феномен?

          — Пение и речь на распев – и есть коррекционные приемы.

          Считается, что при пении практически нет спазматических задержек. На самом деле, самокоррекция заикания обусловлена не столько самим фактом пения, сколько другими факторами (темп музыки, пение соло, дуэтом или в хоре, с музыкальным аккомпанированием и без него). Но успех здесь, прежде всего, зависит от степени заикания. Полное его устранение «пением» наблюдается только при легкой степени.

          Так что это не феномен – просто действуют общие закономерности, которые применяют логопеды при коррекции заикания в речи и в пении.

          — Про известного литературного персонажа Эраста Фандорина автор Борис Акунин пишет, что тот стал заикаться после контузии, но в то время, когда он вел расследование, этот дефект проходил. Так бывает или это вымысел?

          — Поскольку природа невротического заикания носит стрессово-травматический характер, то реалистично, что Фандорин мог начать заикаться после контузии. Один из методов коррекции заикания — психотерапия. Если рассматривать перевоплощения Фандорина в других персонажей во время расследования как своеобразную психотерапию, то, видимо, да, такое могло быть.

          А вам нравится, когда вас перебивают?

          Ольга Азова, директор медицинского центра «Логомед Прогноз»

          — Как действовать человеку, если к нему с бытовым вопросом, скажем, «как пройти к метро?» обращается человек с заиканием? Ждать, пока тот скажет все? Перебивать — «я уже понял», предугадывать? Как не обидеть и помочь, если это незнакомый прохожий? Ведь понятно, что он стесняется.

          — Вы можете назвать хоть одного человека, кто скажет: мне нравится, когда меня перебивают? Никому это не нравится, так что при общении проявляем терпение. Как и при общении с любым человеком. Ждем конца высказывания — отвечаем. Никакой другой помощи не предлагаем.

          Любое привлечение внимания к любому дефекту дает повод человеку его как-то начать скрывать, «камуфлировать». Но скрыть его невозможно, а вот усилить заикание можно, в силу неврологической природы.

          — Как стоит общаться с заикающимися людьми сотрудникам из сферы обслуживания – продавцам, врачам, чиновникам с разными документами и тд. Ведь везде очереди, люди еще больше нервничают. Есть какие-то советы и инструкции на сей счет?

          — Мы только начали активно учиться быть толерантными, поэтому такие инструкции вряд ли где есть.

          Но я все-таки настаиваю на общих правилах общения. Нужно все то же, что и всегда, только чуть больше: пристальное внимание, доброе расположение, большое количество терпения, хороший настрой, улыбка, желание помочь.

          Дайте человеку с заиканием возможность сказать то, что он хочет, и вы увидите – он умеет говорить.

          Был у меня однажды такой случай «в сфере обслуживания». На кассе, где-то сверху, написано: «лента не работает». Я, конечно, не увидела, выкладывая продукты на ленту. Кассир раздраженно сделал замечание. Было понятно, что я была не первая, кто не увидел объявление.

          Я была настроена на спокойный разговор, отвечаю: «Вам не нужно это объявление, его не видно, просто каждому сообщайте, что лента не работает». Мой ответ добавил экспрессии, как будто именно этих слов кассир ждала: «Я и так целый день говорю!»

          А я еще раз спокойно: «Что поделать – это часть вашей работы. Вот я, например, работаю с неговорящими детьми, чаще при аутизме. Представляете, сколько раз мне нужно повторить? Я это делаю с желанием, потому что это моя работа, по-другому не получится».

          И вот тут кассир на меня действительно внимательно посмотрела, и начала задавать массу волнующих ее вопросов про своего ребенка! Очень вежливо и очень спокойно.

          10 золотых правил общения

          Есть правила речи, которые написаны для самих заикающихся, но подойдут они в любой ситуации всем людям. Написали их для заикающихся школьников логопеды Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская, вот они:

          1. Прежде подумайте, потом говорите.
          2. Говорите в спокойном темпе.
          3. Говорите всегда на выдохе.
          4. Выделяйте гласные звуки в словах.
          5. Слова в предложении произносите слитно.
          6. В конце каждого предложения делайте паузу.
          7. Длинные предложения делите на смысловые отрезки.
          8. После смыслового отрезка выдерживайте паузу.
          9. В каждом предложении выделяйте главные по смыслу слова – делайте логические ударения.
          10. При разговоре спокойно смотрите на собеседника.

          — А как лучше поставить такое общение на работе? Стоит ли переводить общение с заикающимся в письменный вариант – почта, мессенджеры …, или надо стимулировать именно речевое общение?

          — Мне кажется, нужно действовать по ситуации, проявляя такт и доброе внимание. Человек с проблемой сам подскажет, как нужно: почта, мессенджер или вербальный тип коммуникации. Во многих случаях, при легкой степени заикания, вообще никаких проблем не должно возникать ни с той, ни с другой стороны. А если они возникают, дело не в заикании, а в чем-то другом.

          Заикается примерно 1% взрослого населения земли. Во многих случаях заикание проходит с возрастом. Сегодня существует множество успешных методов коррекции.

          — Известны случаи, когда новый коллега с заиканием, попривыкнув, практически переставал заикаться на работе и про него и забыли, что есть такая проблема.

          — Не заикание пропадает, а стрессовое состояние. Это происходит, как только человек адаптировался в коллективе. Согласитесь, для любого человека это непростая задача. И процесс этот двусторонний. Хотя соискателю все-таки труднее.

          Но совсем не обязательно с человеком «дружить» из-за того, что он заикается. На работе важно, чтобы обычные этические нормы соблюдались: вежливость, уважение, возможность высказать свое мнение, чтобы люди здоровались. Главная форма поддержки – чуть больше доброго внимания и времени на общение с ним, чем обычно.

          Хотя коллективы бывают разные. Если человек с заиканием испытывает здесь трудности, ему лучше обратиться за профессиональной психологической помощью.

          И о любви

          — А если речь о любовных отношениях? Вот познакомились, допустим, люди в интернете, переписывались, и все было хорошо, а при встрече выясняется, что он или она заикается.

          — Значит, надо учиться понимать друг друга без слов (смеется)! Опять личный пример: у моего мужа есть спотыкание, запинка в диалоговой речи, чаще вне дома. А сама я это совсем не фиксирую, можно сказать, не слышу.

          У мужа близкий друг заикается. Когда-то, лет 30 назад, он своей будущей жене тоже поведал «тайну» — что у него заикание. И вот, до сих пор вместе.

          У наших приятелей знакомый молодой человек заикался в довольно тяжелой форме. Группу по коррекции нарушения курировала молодая логопед. Через какое-то время логопед вышла за него замуж.

          Заикание мужу купировали. Родился ребенок. Дома говорили с использованием коррекционных приемов на распев. У сына заикание не появилось. Тоже лет двадцать пять совместной жизни.

          Лечение: музыка, массаж, дыхание, отдых

          — Нужно ли таким людям молчание? Или наоборот, надо говорить, говорить, петь и тд?

          — В логопедии существует несколько направлений, школ коррекции заикания. Это комплексные системы реабилитации, которые разработаны для медицинских и дошкольных детских учреждений. Есть там и такой коррекционный прием – режим молчания. А есть сеансы эмоционально-стрессовой терапии. Сами сеансы проводятся в ситуации публичного выступления.

          Таким образом, есть и молчание, и говорение. Важен выбор системы, по которой будет осуществляться коррекция заикания. Но нельзя дать совет в отрыве от самой методики, которую выбрали для коррекции заикания.

          Пожалуй, есть смысл говорить об организации специального охранительного режима для заикающихся, о формировании достаточного четкого распорядка дня, в рамках которого может быть режим ограничения речи, создания условий для регуляции эмоционального состояния и непосредственно занятий по коррекции заикания, в которые включаются упражнения по развитию и ритмизации движений, формированию речевого дыхания, навыков голосоподачи, развитие просодической стороны речи и др.

          Пациент обязательно сотрудничает с несколькими специалистами, включая невролога, психолога, логопеда, специалиста по массажу и физкультуре. Можно использовать инструментальные методы работы. Мы в центре активно используем БОС-логотренажр для выработки и автоматизации диафрагмального дыхания, которое необходимо в качестве опоры при говорении, чтобы как можно дольше не возникли речевые судороги, а также длительного речевого выдоха и произнесение звуков, когда заикание сочетано с дизартрией.

          Один из замечательных и качественных методов работы – массаж, как общий, так и логопедический по расслабляющему типу, которые можно совмещать с физиотерапевтическими процедурами. Например, амплипульстерапия помогает расслаблению мышц лица и шеи. Биоакустическая коррекция (БАК) – инновационный способ аппаратного лечения многих заболеваний: неврологических, психосоматических, психических, вегетативных.

          Прослушивание музыки, которая синхронизирована с электрической активностью нейронов головного мозга пациента, помогает в комплексе с другими процедурами решить проблемы заикания.

          Важными являются психотерапевтические занятия с психологом или врачом психотерапевтом.

          Если вернуться к вопросу об охранительном режиме, то семьям, где дебютировало заикание по невротическому типу, и у ребенка отмечается раннее речевое развитие, я рекомендую год провести в отпусках.

          Ребенок по очереди едет в отпуск: с мамой – к морю, с папой – в горы, с бабушкой – на дачу, с дедушкой – в деревню, с тетей – в санаторий.

          Именно так можно получить релаксацию и максимально сохранять молчание.

          Заикание не зависит от возраста, но чаще встречается у дошкольников. Может впервые проявиться в период формирования речевых навыков. В пубертатный период бывают рецидивы, чаще всего из-за неврозов. По статистике, у мальчиков заикание встречается в три раза чаще, чем у девочек.

          Никаких запретов на профессию

          — Есть ли для людей с ярко выраженным заиканием абсолютные запреты, табу на профессии?

          — Абсолютных запретов нет, и нет ничего невозможного. Особенно, если заикание в легкой или средней степени. Есть очень целеустремленные личности среди нас, и заикание тут ни при чем.

          Но прежде, чем озадачиться выбором профессии, нужно устранить заикание, уменьшить степень нарушения, улучшить психологическое состояние самого человека.

          Я знаю актеров, лекторов и даже логопедов с купированными формами заикания.

          У них сохраняется легкая степень, запинка. Но, когда качество речи достаточно высокое, то особенности слышны только профессиональному уху.

          Если заикание тяжелой формы или часты рецидивы, пожалуй, лучше не выбирать голосоречевые профессии. Хотя сегодня для профессионалов нет ничего невозможного: они могут провести такую филигранную работу по коррекции и улучшению качества жизни, что многие профессии, а не только голосовречевые, будут доступны.

          www.miloserdie.ru