Речь ребенка с синдромом дауна

Как развивать речь у ребёнка с синдромом Дауна?


Для ребёнка с синдромом Дауна большое значение имеет обучение общению. При относительно хорошем понимании обращенных к нему слов, у ребёнка отмечается значительное отставание разговорной речи. На речь детей с синдромом Дауна влияют особенности анатомического строения речевого аппарата, нейрофизиологические и медицинские факторы, особенности познавательной сферы. Всё это создаёт дополнительные сложности при формировании чёткого звукопроизношения, отражается на характеристиках голоса и речи. Как развивать речь у ребёнка с синдромом Дауна? Вопрос, волнующий многих родителей. В данной статье вы сможете найти исчерпывающий ответ.

Предлагаемые рекомендации и упражнения позволят подготовить почву для развития навыков разговорной речи. Основное внимание следует уделять тренировке и укреплению мышц губ, языка, мягкого нёба, получение навыков речевого дыхания. Занимаясь с ребёнком понемногу с самого рождения, делая это на фоне ярких эмоций, вы сможете компенсировать природные дефекты ребёнка с синдромом Дауна и улучшить качество произносимых слов. Лепет является основополагающим умением для развития речи, он укрепляет механизмы артикуляции и делает их подвижными. Лепет осуществляет и аудитивную обратную реакцию, т.е. ребёнок привыкает к звукам и их вариациям в человеческой речи. Хотя лепет детей с синдромом Дауна и похож на лепет нормальных детей, но он менее длительный и частый, нуждается в постоянной стимуляции и поддержке взрослых. То, что дети с синдромом Дауна меньше лепечут, имеет, по мнению учёных, две причины. Первая связана с присущим этим детям общим гипотонусом (слабостью мускулатуры), который распространяется и на речевой аппарат; другая — обусловлена аудитивной обратной связью. Обычно младенцам нравится слушать собственный лепет. Из-за физиологических особенностей строения слухового аппарата, а также частых ушных инфекций дети с синдромом Дауна почти не слышат собственного голоса. Это препятствует тренировке отдельных звуков и включению их в слова. Поэтому ранняя диагностика нарушений слуха имеет стратегический эффект для дальнейшего речевого и психического развития ребёнка.

Стимуляции аудитивной обратной связи способствует выполнение следующих упражнений. Установите зрительный контакт с ребёнком (расстояние 20-25 см), разговаривайте с ним: говорите «а», «ма-ма», «па-па» и т.п. Улыбайтесь, кивайте, побуждайте ребёнка быть внимательным. Потом сделайте паузу, чтобы дать ему возможность проявить реакцию. Попробуйте вести с ним диалог, в процессе которого вы и ребёнок обмениваетесь реакциями. Будьте инициативны. Когда ребёнок лепечет, не перебивайте его, а поддерживайте, сохраняя с ним контакт. Когда он прекратит, повторите за ним звуки и попытайтесь снова «разговорить» его. Варьируйте голос. Экспериментируйте с тоном и громкостью. Выясните, на что ваш ребёнок реагирует лучше всего.

Подобные занятия необходимо проводить несколько раз в день по 5 минут. Лучше всего начинать с самого рождения и продолжать в различных формах, пока ребёнок не научится говорить. Этот приём можно использовать и при рассматривании предметов или картинок. Необходимо побуждать ребёнка дотрагиваться до них. Первоначально младенец хлопает по ним. Это нормальная реакция, которую нельзя пресекать. Показывание указательным пальцем — это результат более продвинутого развития. Главная цель — побудить ребёнка лепетать. Называйте предметы и картинки, поощряйте его к повторению отдельных звуков вслед за вами.

Следующий шаг после лепета — развитие артикулированной речи. Если лепет не переходит спонтанно в речь, то задача родителей и воспитателей состоит в её формировании. Большую роль в этом играет имитация, или подражание. Как показывает практика, дети с синдромом Дауна не имитируют спонтанно. Ребёнка необходимо учить наблюдать и реагировать на то, что он видит и слышит. Обучение подражанию — это ключ к дальнейшему обучению.

Развитие имитационных способностей начинается с подражания простым действиям взрослого. Для этого посадите ребёнка за стол или на детский стульчик. Сядьте напротив него. Убедитесь, что между вами есть зрительный контакт. Скажите: «Постучи по столу!» Продемонстрируйте действие и скажите в определённом ритме: «Тук, тук, тук». Если ребёнок реагирует, пусть даже слабо (возможно, сначала только одной рукой), порадуйтесь, похвалите его и повторите упражнение ещё два раза. Если ребёнок не реагирует, возьмите его за руки, покажите, как нужно стучать, и скажите: «Тук-тук-тук». Когда ребёнок этим овладеет, можно использовать другие движения, например топанье ногами, размахивание руками и т.п. По мере развития подражательных способностей основные упражнения могут быть дополнены пальчиковыми играми с простыми рифмовками. Не следует повторять одно и то же движение более трёх раз, так как оно может надоесть малышу. Лучше возвращаться к выполнению упражнений несколько раз в течение дня. Это правило распространяется и на все последующие задания.

Чтобы стимулировать имитацию речевых звуков, можно выполнять следующие упражнения. Посмотрите на ребёнка. Похлопайте себя по открытому рту, чтобы получился звук «уа-уа-уа». Похлопайте рукой по губам ребёнка, чтобы побудить его издать такой же звук. Для дальнейшей демонстрации поднесите его руку к вашим губам. Сформируйте навык, хлопая ребёнка по его рту и произнося звук. Повторению гласных звуков А, И, О, У способствует имитация моторных реакций.

Звук А. Положите указательный палец на подбородок, опустите нижнюю челюсть и скажите: «А».

Звук И. Скажите «И», растянув пальцами уголки рта в стороны.

Звук О. Произнесите краткий, чёткий звук «О». Сделайте значок «О» средним и большим пальцами, когда произносите этот звук.

Звук У. Скажите длинное утрированное «У», свернув руку в трубочку и поднеся ко рту, и отводите её при произнесении звука. Не забывайте каждый раз хвалить ребёнка. Иногда может понадобиться несколько дней, прежде чем у него начнёт получаться. Если малыш не повторяет, не принуждайте его. Перейдите к чему-нибудь другому. Соедините имитацию речи с другой имитацией, которая доставляет вашему ребёнку удовольствие.

Большое влияние на качество голоса оказывает правильное дыхание. У детей с синдромом Дауна дыхание поверхностное и осуществляется преимущественно через рот, так как частые простуды затрудняют дыхание носом. Кроме того, вялый гипотоничный язык больших размеров не помещается в ротовой полости. Поэтому, помимо профилактики простудных

заболеваний, необходимо тренировать ребёнка закрывать рот и дышать носом. Для этого губы ребёнка сводятся вместе лёгким прикосновением, так что он закрывает рот и некоторое время дышит носом. Нажатием указательного пальца на область между верхней губой и носом достигается обратная реакция — открытие рта. Эти упражнения могут проводиться по несколько раз в день, в зависимости от ситуации. Целесообразно также рано приучать детей с синдромом Дауна к формирующей челюсть соске. При сосании рот ребёнка будет закрыт, а дыхание будет осуществляться через нос, даже когда он устал или спит.

Выработке хорошей воздушной струи способствуют упражнения на выдувание воздуха, которые также опираются на умение ребёнка имитировать. Задания выполняются в непринуждённой игровой форме. Следует поддерживать любые старания ребёнка, пока он не начнёт делать правильно. Например: дуть на висящие перья или другие лёгкие предметы; играть на губной гармошке, производя звуки при вдохе и выдохе; сдувать перья, вату, разорванные бумажные платочки, мячики для настольного тенниса; задувать спичку или огонь свечи; играть на игрушечных трубах и флейтах, дуть на ветровые колесики; надувать свёрнутые бумажные змейки, шарики; дуть через трубочку в мыльную воду и пускать пузыри; приводить выдуванием воздуха в движение бумажные кораблики и плавающие игрушки в виде животных; дуть через трубочку и этим приводить в движение перья и кусочки ваты; надувать мыльные пузыри; громко выдыхать или рычать; дуть на зеркало или стекло и рисовать там что-нибудь. Эти и другие упражнения могут варьироваться в различных игровых формах в соответствии с возрастом ребёнка.

Особенно важны для детей с синдромом Дауна упражнения на улучшение подвижности языка, так как нормальная моторика языка — это хорошая предпосылка для правильного сосания, глотания и жевания, а также говорения. Упражнения для развития у младенцев подвижности языка и челюстей состоят преимущественно из массажа и помощи в привыкании к соответствующей возрасту пище.

При массаже языка края языка попеременно слева и справа придавливаются указательными пальцами до тех пор, пока не возникает обратной реакции. Темп перемены зависит от быстроты ответной реакции. Осторожными движениями указательного пальца можно шевелить кончик языка вправо и влево, вверх и вниз. Похожие движения вызывает лёгкое щекотание трубочкой для питья или зубной щёткой. Иногда может быть полезной аккуратная чистка краёв языка электрической зубной щёткой. Подходят и маленькие щёточки из набора по тренировке чистки зубов. Односторонним вибрированием одной щеки и надавливанием на вторую можно вызвать вращательное движение языка во рту.

Примеры упражнений для развития подвижности языка:

• облизывать ложки (с мёдом, пудингом и др.);

• мазать мёдом или вареньем верхнюю или нижнюю губу, левый или правый уголок рта, чтобы ребёнок облизывал кончиком языка;

• производить движения языка во рту, например, попеременно класть язык то за правую, то за левую щеку, под верхнюю или нижнюю губу, щёлкать языком, чистить языком зубы;

• громко щёлкать языком (язык при этом остаётся за зубами);

• захватывать зубами пластмассовый стаканчик, класть в него пуговицы или шарики и, тряся головой, производить ими шум;

• закрепить пуговицу на длинной верёвке и передвигать её зубами из стороны в сторону.

Упражнения для развития подвижности челюстей и языка включаются в артикуляционные игры, имитирующие различные звуки или действия (кошка облизывается, собака скалит зубы и рычит, заяц грызёт морковку и т.д.).

Видоизменение губ у детей с синдромом Дауна связано с постоянным вытеканием слюны и давлением языка, особенно на нижнюю губу. Поэтому важно научить ребёнка закрывать рот. Нужно обращать внимание на то, чтобы губы свободно смыкались, красная кайма губ оставалась видна и губы не были втянуты. Младенцев и маленьких детей можно гладить средним и указательным пальцами слева и справа от носа вниз, приближая таким образом приподнятую верхнюю губу к нижней. Нижнюю губу можно приближать к верхней лёгким нажатием большого пальца. При этом подбородок не должен быть приподнятым, потому что тогда нижняя губа будет находить на верхнюю. Выпячивание и растягивание губ, попеременное накладывание одной губы на другую, дёрганье и вибрация верхней губы развивают их подвижность. Для укрепления мышц можно давать ребёнку удерживать губами лёгкие предметы (соломинку), посылать воздушные поцелуи, после еды задерживать ложку во рту и плотно сжимать её губами.

Общая гипотония у детей с синдромом Дауна влечёт за собой пониженную подвижность нёбной занавески, что выражается в гнусавости и хриплости голоса. Гимнастику для нёба можно комбинировать с простыми движениями: «аха» — руки с размахом поднимаются вверх, «аху» — хлопок руками по бедрам, «ахай» — хлопок руками, «ахо» — сильно топнуть одной ногой. Такие же упражнения проводятся со звуками «п», «т», «к». Тренировке нёбной занавески способствуют игры с мячом с выкрикиванием отдельных звуков: «аа», «ао», «апа» и т.д. Полезно демонстрировать естественные звуки (кашель, смех, фырканье, чихание) и мотивировать подражание ребёнка. Можно использовать игровые упражнения на повторение: вдохнуть и выдохнуть на «м»; говорить по слогам «мамама», «ме-меме», «амамам» и т.д.; дышать на зеркало, стекло или в руку; выдыхать с положением речевого аппарата как при звуке «а»; выдыхать через узкую щёлку между верхними зубами и нижней губой; положить кончик языка на верхнюю губу и фонировать, потом на зубы и на дно ротовой полости; произносить звук «н» с зажатым носом; при выдыхании переходить от «п» к «т». Хорошей тренировкой служит шёпотная речь.

Развитию разговорной речи способствует ситуационное использование слов. Следует называть те предметы, которые наиболее актуальны для вашего ребёнка. Например, если ребёнок хочет печенье, то, показывая на него, нужно спрашивать: «Печенье?» и отвечать: «Да, это печенье». Надо использовать минимальное количество слов, говорить медленно и чётко, повторять одно и то же слово несколько раз. Желательно, чтобы артикуляционные движения губ взрослого попадали в поле зрения ребёнка, вызывали желание имитировать их.

Многие дети с синдромом Дауна прибегают к замещающим слова жестам и движениям. Это следует поддерживать и помогать им общаться на таком уровне, потому что осознание значения каждого жеста через слова активизирует разговорную речь. Кроме того, жесты могут пригодиться в качестве дополнения к речи в моменты, когда ребёнку трудно передать своё послание словами.

В силу того что произносительную сторону речи детей с синдромом Дауна можно совершенствовать на протяжении всей жизни, многие из перечисленных выше упражнений можно продолжать делать и тогда, когда ребёнок уже научится разговаривать.

www.allwomens.ru

Развитие речи детей с синдромом Дауна

Вам нужно развить речь ребёнка с синдромом Дауна?

Оставьте Ваш контакт и наши опытные специалисты Вам помогут.

Стоимость первичной комплексной
консультации логопед + психолог

Синдром Дауна – самая распространенная генетическая аномалия. Один из 700-800 младенцев может родиться с синдромом Дауна. Этот показатель характерен для разных стран, климатических зон и социальных слоев.

Он не зависит от образа жизни родителей, их здоровья, вредных привычек, питания, достатка, образования или национальности.

Мальчики и девочки с синдромом Дауна рождаются с одинаковой частотой.

Наличие лишней хромосомы определяет ряд особенностей в интеллектуальном и физическом развитии человека с синдромом Дауна.

Человек с синдромом Дауна, как и любой другой, обладает неповторимой индивидуальностью и имеет свой собственный характер. У него есть свои сильные и слабые стороны, привычки и предпочтения, увлечения и интересы.

Помощь таким детям оказывают: учителя-дефектологи, педагоги-психологи. Для каждого ребенка с особенностями развития разрабатывается индивидуальный маршрут коррекционно-развивающего обучения.

Сейчас не вызывает сомнений, что дети с синдромом Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети.

Не смотря на все эти трудности, мировой практикой доказано, что дети с синдромом Дауна обучаемы.

ОБРАЩАЙТЕСЬ К СПЕЦИАЛИСТАМ ВОВРЕМЯ

специфические
особенности

Общие принципы обучения разработаны на основе современных представлений о развитии детей дошкольного возраста, но с учетом специфических особенностей, присущих детям с синдромом Дауна. К ним относятся:

Медленное формирование понятий и становление навыков

  • снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;
  • необходимость большего количества повторений для усвоения материала;
  • утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.
  • Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно

    • трудности, возникшие у ребенка, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученным материалом;
    • сложность с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, однотипными, заученными многократно повторяемыми действиями;
    • трудности при выполнении заданий, требующих оперирования несколькими признаками предмета, или выполнения цепочки действий;
    • нарушения планирования действий;
    • Неравномерность развития ребенка в различных сферах

      (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер.

      Особенностью предметно-практического мышления,

      характерного для этого возраста, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность). Наилучшие результаты дает зрительно-телесный анализ, т.е. лучшим объяснением для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним.

      Нарушение сенсорного восприятия

      что бывает связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.

      Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем, и темпы их развития также могут существенно различаться.

      Обучение детей
      с синдромом Дауна строится с опорой на:

      • предметное мышление;
      • необходимость использовать чувственный опыт;
      • наглядно-действенном мышлении – как базу для дальнейшего перехода к наглядно-образному и логическому мышлению;
      • использование собственной мотивации ребенка (обучение в игровой форме);
      • индивидуальный подход к каждому ребенку (учитывая его особенности, предпочтения и скорость обучения).

      Основные причины
      задержки речевого развития у детей с синдромом Дауна

      Речь в обучении – самый удивительный, самый тонкий и сложный механизм, подаренный нам природой. Ребенок не рождается с этим даром, он должен открыть его в себе с помощью окружающих людей, прежде всего родителей. Речь так сложна, что может нарушаться от воздействия многочисленных причин. У детей с синдромом Дауна развитие речи отражает особый тип задержки развития, не прямо соотносящийся с умственными способностями. У каждого такого ребенка индивидуальный темп развития речевых навыков, однако, есть и много общего.

      Проблемы со слухом (для 80-90 % детей с синдромом Дауна характерно когнитивная потеря слуха и проблемы со слуховым различением звуков)

      Проблемы с рабочей памятью (маленькая вместимость фонетического хранилища, в этом хранилище содержится звуковой образ слова, который помогает ребенку связать слово со смыслом и сохранить его в памяти)

      Двигательные трудности (нарушение общей и мелкой моторики). Проблемы с двигательной функцией артикуляционного аппарата (анатомическая патология органов артикуляции)

      Не теряйте драгоценное время.

      Чем раньше вы обратитесь за помощью,

      тем благоприятнее будет прогноз коррекции.

      Эффективные подходы
      к логопедическим занятиям

      Главные педагоги – это родители. Родители должны как можно больше общаться с ребенком дома, а учителя-логопеды, дефектологи должны им помогать, обучать и развивать их детей;

      Необходимо постоянно и прицельно работать над развитием у ребенка слуха и воспроизведения звуков речи – как отдельных звуков, так и целых слов (это необходимо для развития речи и слуховой памяти);

      учить язык через печатное слово, произносить звуки по буквам, соотнося звук с буквой, а слово с картинкой (нужно понимать необходимость подкрепления произносимых звуков и слов буквами, т.к. зрительная память у детей с синдромом Дауна развита очень хорошо и на нее следует опираться при коррекции развития речи);

      учить ребенка различать, как звучат буквы, и тогда у него начнет лучше развиваться фонематический слух (способность различать звуки в словах);

      необходимо вести записи, которые показывают, насколько у ребенка развивается способность понимать и воспроизводить слова;

      важный период для усвоения грамматического строя речи – 6 лет, в течение этого периода мозг малыша наиболее восприимчив;

      необходимо уделить внимание навыкам общения (у 3-5% детей отмечается нарушение аутистического спектра);

      развивать артикуляционные функции речевого аппарата, а также жевательных и глотательных движения (артикуляционная гимнастика по заданию логопеда, массаж);

      регулярное посещение массовой группы детского сада дает возможность ребенку учиться у других детей и подражать им.

      У детей с данным диагнозом хорошо развита способность запоминать целиком напечатанные слова, чем запоминать их на слух, поэтому в школьном возрасте очень важна роль чтения.

      Значительный прогресс от всех занятий можно наблюдать уже на 10-м году жизни.

      Есть все основания утверждать, что логопедические занятия – важнейший аспект коррекционно-развивающей работы, рекомендованной детям с синдромом Дауна, поскольку язык и речь способствует развитию познавательной деятельности и социальных навыков «солнечных» деток.

      neapl.ru

      Материал на тему:
      Речь детей с синдромом Дауна

      Начиная работу с ребенком с ОВЗ важно помнить, те особенности диагноза и сопутствующие сложности, которые могут встретиться на Вашем пути. Не исключая разные области влияющие на этот процесс: общение с родителями и их поддержка, характер воспитанника и его готовность принять вас и довериться вам, форма обучения и взаимодействия с семьей. Вожможные неудачи и регресс на пути к общей цели.

      Предварительный просмотр:

      Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

      Логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным. От специалиста требуется понимание закономерности процесса становления детской речи в норме и патологии.

      В современной логопедии нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания логопеда. Наблюдательный специалист всегда обратит внимание на соответствие или несоответствие между речевым и умственным развитием в каждом отдельном случае.

      «Синдром Дауна» — самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Около 20% тяжёлых форм поражений центральной нервной системы связано с генетическими нарушениями. Впервые этот синдром описан в 1866 году Джоном Лэнгдоном Дауном под названием «монголизм». Встречается с частотой один случай на 500-800 новорожденных вне зависимости от пола.

      Физические особенности детей с синдромом Дауна формируются под влиянием генетического материала. Поскольку эти дети наследуют гены и от матери, и от отца, они до определённой степени бывают похожи на своих родителей – строением тела, цветом волос и глаз, динамикой роста (последний, правда будет замедленным). Однако из-за наличия дополнительного генетического материала – лишней хромосомы в 21 паре – у детей с синдромом Дауна появляются такие телесные особенности, которые делают детей не похожими на родителей, братьев, сестёр, не имеющих хромосомных нарушений. Так как эта лишняя хромосома обнаруживается в клетках, у каждого ребенка с синдромом Дауна имеются много общих физических черт, и поэтому они довольно – таки похожи друг на друга. Гены дополнительной хромосомы в 21 паре ответственны за то, что в самый ранний, внутриутробный период жизни плода (эмбриона) развитие определённых частей тела происходит измененным по сравнению с нормой образом. Однако, как именно получаются эти изменения, и каков механизм нарушения нормального хода развития генами лишней хромосомы, неизвестно. Более того, одним детям с синдромом Дауна свойственны определённые черты или состояния, а другим – нет, хотя и у тех, и у других есть лишняя хромосома. Интеллектуальные возможности ребёнка с синдромом Дауна, как и его возможности в других областях развития, в прошлом недооценивались.

      В соответствии с данными современных исследований, степень отставания большинства детей с синдромом Дауна находится в пределах от лёгкой до средней. Интеллектуальную деятельность некоторых детей можно назвать пограничной или находящейся в пределах между низкой и средней, и только совсем немногие дети имеют сильно выраженную задержку интеллектуального развития.

      Цель данной работы: на основе анализа литературы выявить особенности развития речи у детей с синдромом Дауна.

      Задачи: 1. Проанализировать научную литературу по проблеме развития речи детей с синдромом Дауна.

      2. Выявить особенности, влияющие на развитие речи детей с данным синдромом.

      Предметом данной работы являются особенности, влияющие на развитие речи детей с синдромом Дауна.

      Объектом является процесс формирования речи у детей с синдромом Дауна.

      Методом исследования является теоретический обзор литературы.

      Гипотеза: Особенности психического и умственного развития у детей с синдромом Дауна обусловлены генетическими патологиями. Речь таких детей будет отличаться следующими особенностями:

      — бедный словарный запас;

      — недоразвитость речи на протяжении всей жизни;

      — недостаточное понимание речи.

      1. Теоретический анализ проблемы речи у детей с синдромом Дауна

      Этапы развития речи ребенка в норме

      Процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа.

      На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Это довербальный период.

      На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи.

      Третий этап охватывает все последующее время вплоть до семи лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими. Это этап развития речевого общения.

      На каждом этапе становление и развитие речи испытывает влияние многочисленных и весьма разнообразных факторов. Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной функции на всех трех этапах становления (в довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии).

      Речь как средство общения, как его операция возникает на определенном этапе развития коммуникативной деятельности. Ее возникновение и развитие обусловлены нуждами общения и общей жизнедеятельностью ребенка.

      Между периодом невербального общения выделяется своеобразная переходная фаза, когда ребенок уже мог бы заговорить, но еще не прибегает к слову. Ребенок многие недели не прибегает по своей инициативе к речи, а остается на уровне доречевой коммуникации. Почему это происходит, что мешает ребенку, понимающему речь и артикулирующему нужные слова, заговорить? Лишь активность партнера — взрослого человека — является тем критическим моментом, который преобразует всю ситуацию для ребенка, побуждая его к речи.

      Взрослый предлагает ребенку сотрудничество особого рода: деловое общение с ребенком и практическое взаимодействие по поводу предмета.

      К общению мы относим лишь те виды деятельности, объектом которых является другой человек, партнер по общению. Если объектом деятельности служит, например, игрушка, то это будет уже предметная деятельность.

      Возникновение активной речи у ребенка зависит от того, поднимается ли он на уровень предложенного взрослым специфического сотрудничества. Если да, то в конце первого года жизни маленький ребенок произносит свое первое слово, обращенное к взрослому, а потом на протяжении следующих нескольких лет овладевает способностью использовать вербальные средства для взаимодействия с окружающими людьми, сначала только с взрослыми, а после двух лет и с другими детьми.

      Существуют три основные формы речевых реакций у детей:

      Речевые реакции в отсутствии партнера — это наиболее элементарная форма.

      Диалог — в разговоре активны двое: один обращается к другому с вопросами, второй отвечает и наоборот.

      Монолог — один из детей говорит в присутствии других.

      Наиболее высокая форма речевого общения — диалог. Он имеет чрезвычайно большое значение, ибо способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога один ребенок привлекает к игре, занятию другого ребенка, устанавливает контакт с ним. К сожалению, часто

      приходится видеть, что даже хорошо говорящие дети трудно поддерживают диалог с другими детьми. На это нужно обратить самое серьезное внимание, так как если способность к разговору не будет развита в детстве, она и далее останется недостаточной.

      Для того чтобы четко понять патологию речи, нужно уметь хорошо представлять весь путь последовательного речевого развития в норме, представлять каждый этап речевого развития, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе.

      Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы. Например, А.Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов. Г.Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии всего два этапа: подготовительный (до двух лет) и этап самостоятельного оформления речи. А.Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

      1. Подготовительный — до одного года;

      2. Преддошкольный этап первоначального овладения языком — до трех лет;

      3. Дошкольный — до семи лет;

      Знание закономерности речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи. «Не следует направлять трехлетнего ребенка к логопеду для устранения недостатков звукопроизношения, потому что даже при нормальном речевом развитии ребенку в данном возрасте «полагается» произносить некоторые звуки неверно. Это явление, называемое физиологическим косноязычием, совершенно закономерно и обусловлено еще недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата».

      Таким образом, речь ребенка проходит несколько этапов своего становления. И знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо, и необходимо, в первую очередь, для того, чтобы правильно построить всю коррекционно-воспитательную работу с детьми.

      2. Характеристика структурных компонентов речи в норме

      В возрасте, когда процесс развития речи далеко не завершен (2 г. 6 месяцев — 5 лет), специалисту необходимо разграничивать, что уже должно быть сформировано в детской речи, что только начинает складываться, а каких проявлений вообще не следует ожидать в ближайшее время. Такой анализ и оценку речевой деятельности маленького ребенка не возможно провести, если не иметь конкретных данных о формировании детской речи в норме.

      Развитие речи в лингвистическом аспекте можно изобразить линейно следующим образом: крики — гуление — лепет — слова — словосочетания — предложения — связный рассказ.

      При этом в соответствии с возрастной шкалой специалисты придерживаются следующих характеристик:

      1.Крики — возникают самостоятельно — с рождения до 2-х месяцев;

      2.Гуление — стихийно не возникает, его появление обусловлено общением ребенка со взрослым — с 2 до 5-7 месяцев;

      3.Лепет — его длительность от 16-20 до 30 недель (4-7,5 месяцев);

      4.Слова — переход к пользованию словами осуществляется на фоне продолжающегося лепета — с 11-12 месяцев;

      5.Словосочетания — после усвоения двухсложных и трехсложных слов — с 1 года 7 месяцев до 1 года 9 месяцев;

      6.Предложения — конструирует в условиях наглядной ситуации с 2 лет, с 2 лет 6 месяцев появляются вопросы «где? куда?», с 3 лет — «почему? когда?»

      7.Связный рассказ — появляется с воспроизведением коротких рассказов, стихов, потешек с 3 лет, постепенный переход к самостоятельному составлению рассказов по картинке, об игрушках — с 4 лет, овладение элементами контекстной речи с 5 лет.

      Таким образом, при нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

      Остановимся подробней на характеристике структурных компонентов речи детей пяти лет:

      1. Фразовая речь характеризуется простыми распространенными предложениями. Так же употребляют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения объемом до 10 слов.

      2. Понимание речи характеризуется осознанием смысла обращенной речи; есть устойчивость внимания к речи окружающих; способностью выслушивать ответы, указания взрослых; пониманием смысла учебных и практических задач; слушанием, замечанием и исправлением ошибок в речи товарищей и своей; пониманием и изменением слов с помощью приставок, суффиксов и флексий; пониманием оттенков значений однокоренных и многозначных слов, особенностей логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.

      3. Словарный запас характеризуется объемом до 3000 слов; появлением обобщающих понятий (посуда, одежда, мебель и т.д.); частым использованием прилагательных — признаков и качеств предметов; появлением притяжательных прилагательных (лисий хвост и т.д.), широким использованием наречий и местоимений, сложных предлогов (из-под, из-за и др.); владением словообразованием: образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренные слова, относительные прилагательные (дерево — деревянный, снег — снежный) и т. д. Ярко проявляется словотворчество.

      4. Грамматический строй речи характеризуется согласованием прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, существительных с числительными; изменением слов по числам, родам, лицам; правильным употреблением предлогов в речи. Увеличивается количество грамматических ошибок, таких как неправильное образование формы родительного падежа множественного числа существительных; неправильно согласовываются глаголы с существительными, нарушается структура предложений.

      5. Звукопроизношение. Заканчивается процесс овладения звуками; речь в целом чистая и отчетливая; возрастает интерес к звуковому оформлению слов, к поиску рифм.

      6. Фонематическое восприятие характеризуется достаточно хорошим развитием фонематического слуха: дети дифференцируют слова типа коза — коса, поток — потек; устанавливают наличие заданного звука в слове, выделяют первый и последний звук в слове, подбирают слово на заданный звук; различают темп речи, тембр и громкость голоса. Но более высокие формы анализа и синтеза слов без специального обучения не развиваются.

      7. Связная речь характеризуется тем, что дети пересказывают знакомую сказку, короткий текст (дважды прочитанный), выразительно читают стихотворения; составляют рассказ по картине и серии сюжетных картин; довольно подробно рассказывают об увиденном или услышанном; спорят, рассуждают, мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарищей.

      Приведенные выше данные могут использоваться в работе логопеда как условный эталон возрастной нормы детской речи.

      Основное назначение условного эталона — » соотнести состояние речи, выявленное на обследовании, с данными условного эталона нормы, что позволит установить фазу (стадию) развития аномальной детской речи и оценить степень сформированности в ней различных компонентов языка».

      Таким образом, при работе с детьми специалист должен уметь разграничивать, что уже должно быть сформировано в детской речи, что только начинает складываться, а каких проявлений вообще не следует ожидать в ближайшее время. Это дает право на правильное распределение времени работы с ребенком и на верное направление коррекционной работы.

      3. Проблемы и характеристика речи детей с синдромом Дауна

      синдром даун речь ребенок

      Дети с синдромом Дауна имеют недостатки развития речи (как в произношении звуков так и в правильности грамматических конструкций). Отставание в развитии речи вызвано комбинацией факторов, из которых часть обусловлена проблемами в восприятии речи и в развитии познавательных навыков. Любое отставание в восприятии и использовании речи может привести к задержке интеллектуального развития. Общие черты отставания в развитии речи:

      1. Меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;

      2. Пробелы в освоении грамматических конструкций;

      3.Способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;

      4. Большие, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой речи;

      5. Трудности в понимании заданий.

      Кроме того, сочетание меньшей ротовой полости и более слабой мускулатуры рта, и языка физически затрудняют произношение слов; и чем длиннее предложение, тем больше возникает проблем с артикуляцией. Для таких детей проблемы в развитии речи часто означают, что они фактически получают меньше возможностей и участвовать в общении. Взрослые имеют тенденцию задавать им вопросы, не требующие ответов, а также заканчивать за них предложения, не помогая им сказать самим или не давая им для этого достаточно времени. Это приводит к тому, что ребенок получает:

      — меньше речевого опыта, который позволил бы ему выучить новые слова структуры предложения;

      — меньше практики, которая делала бы его речь более понятной.

      Для ребёнка с синдромом Дауна большое значение имеет обучение общению. При относительно хорошем понимании обращенных к нему слов, у ребёнка отмечается значительное отставание разговорной речи. На речь

      детей с синдромом Дауна влияют особенности анатомического строения речевого аппарата, нейрофизиологические и медицинские факторы, особенности познавательной сферы. Всё это создаёт дополнительные сложности при формировании чёткого звукопроизношения, отражается на характеристиках голоса и речи.

      Для детей с синдромом Дауна общение так же важно, как и для всех. И они начинают общаться с самого раннего возраста – с помощью плача, улыбок и жестов. Конечно, в младенчестве они еще не понимают, что таким образом идет процесс общения, но наши реакции помогают им понять, для чего нужны эти выражения лица, улыбки, вокализации. Несмотря на врожденное желание общаться, дети с синдромом Дауна зачастую обладают определенными физическими и когнитивными характеристиками, которые затрудняют для них процесс освоения языка и речи. Эти характеристики могут включать, в частности, скопление жидкости в ухе; частые инфекции среднего уха; потерю слуха; низкий тонус мышц лица, мышц внутри рта и снаружи, вокруг него; сравнительно малый размер ротовой полости по сравнению со сравнительно большим размером языка; повышенную или пониженную чувствительность к прикосновениям внутри и снаружи рта, а также умственную отсталость.

      Все те факторы, что влияют на речь людей с синдромом Дауна, могут проявиться в жизни человека без синдрома. Это означает, что специалисты знают, как можно помочь преодолеть эти проблемы. Некоторые из вышеописанных проблем устраняются медицинским путем (инфекции среднего уха, например), влияние других можно снизить с помощью специальных логопедических упражнений (например, повысить тонус мышц). Ребенок с синдромом Дауна обычно осваивает все умения, необходимые для овладения речью, но обычно это случается позже, нежели в случае с обычными детьми. Понятно, что дети, у которых, кроме синдрома Дауна, отмечается потеря слуха, аутизм, сталкиваются с большим количеством проблем при освоении речи, чем дети, у которых единственный

      диагноз – сам синдром. Обычно дети с таким синдромом понимают намного больше, чем могут сказать. Чаще всего дети с синдромом Дауна без проблем дают членам семьи понять, чего они хотят, но сталкиваются с непониманием со стороны посторонних людей. Чем больше они общаются с разными людьми – братьями и сестрами, бабушками и дедушками, сверстниками на игровой площадке, в детском саду, в школе, с друзьями, — чем больше слушают сказок и рассказов, тем больше речевых моделей они усвоят.

      Общение – явление целостное, оно включает не только речь (вербальные характеристики), но и мимику, жесты, другие невербальные способы, которыми человек может выразить себя и повлиять на окружающих. Это самовыражение может быть намеренным или ненамеренным. (Каждый) язык – это условный код, о котором «договорились» люди определенной страны и которым овладевают все маленькие дети с помощью общения. В каждом языке события и явления реальной жизни отражены с помощью условностей, символов. Язык также содержит правила, согласно которым используются эти символы. Язык используется только намеренно. Язык может включать символы в разной форме – жесты, картинки, определенные знаки, слова. Речь – это вербальное (словесное) проявление языка. Для речи нужны те же системы, что используются человеком при дыхании, поглощении еды и глотании. Речь включает также осознанный контроль над мускульными движениями: программирование нужного движения мозгом, само движение, координацию этого движения.

      В центре в Мэриленде, штат Колумбия (США), специалисты начинают заниматься развитием речи с детьми с синдромом Дауна, начиная с возраста примерно 8 месяцев. Начало занятий зависит от того, когда ребенок способен сидеть с поддержкой, фокусировать взгляд на предмете и обращать внимание на специалиста. До этого мы консультируем родителей в плане того, чем заниматься с ребенком дома. Мы работаем над тренировкой обоюдного взгляда (глаза в глаза) и взгляда на предмет, развитием аудиторных навыков

      (навыков слухового восприятия) и пассивного словаря. Вообще раннее вмешательство должно концентрироваться на системах «ввода информации», а именно на развитии зрения, слуха, тактильных ощущений, сенсорной интеграции, помогать родителям наладить кормление. Все эти направления имеют прямое отношение к развитию речи.

      Таким образом, чтобы понимать, что им говорят, дети должны это слышать, но, кроме слуха, у них должны быть достаточно развиты и другие навыки восприятия, чтобы осознать, что именно им говорят. Они должны уметь видеть предмет и фокусировать взгляд на предмете, чтобы понимать, о каком предмете идет речь, когда вы произносите название этой вещи. Для того, чтобы заговорить самим, дети должны ощущать прикосновения внутри и снаружи рта, чтобы понять, как именно артикулировать звуки.

      4. Проблемы со слухом и зрением, влияющие на развитие речи детей с синдромом Дауна

      4.1 Особенности зрения, влияющие на развитие речи детей с синдромом Дауна

      Хотя дети с синдромом Дауна обычно имеют хорошие способности к наглядному обучению — могут использовать их для прохождения учебной программы — многие имеют тот или иной недостаток зрения. 60-70% детей в возрасте до 7 лет должны носить очки.

      Рефракционные недостатки (и соответственно необходимость носить очки) действительно существуют. Это могут быть такие проблемы, как гиперметропия (дальнозоркость), астигматизм или миопия (близорукость).

      Еще одна проблема — слабая аккомодация (проблемы с тем, чтобы изменить фокусировку глаза с более дальнего предмета на более близко расположенный).

      Речь слепого или слабовидящего ребенка фактически не отличается от речи нормальновидящих, так как имеет ту же семантическую и смысловую основу. Она адекватно отражает одну и ту же действительность и несёт в себе общность речевых функций, присущих всем членам общества, в котором живёт зрячий, слабовидящий или слепой. Речь детей с нарушением зрения проходит те же стадии развития, как и речь зрячих. Но речь слепых имеет существенную особенность, проявляющуюся прежде всего в том, что запас слов у слепых детей нередко больше, чем количество образов предметов, имеет место также неадекватность между значением слова и имеющимися представлениями о том, что обозначается словом.

      Своеобразие развития речи у детей с синдромом Дауна, которым присущи патологии зрения может проявляться в отставании формирования речевых навыков, в накоплении малого количества языковых средств и выразительных движений. Поскольку деятельность речевого общения при

      дефектах зрения принципиально не нарушается, овладение речью и ее функциями, а также её структурой у таких детей происходит в общих чертах. Однако, нарушение или отсутствие зрения накладывает на этот процесс определённый отпечаток, вносит специфику, проявляющуюся в динамике развития и накопления языковых средств и выразительных движений, своеобразии соотношения слова и образа, содержании лексики, некотором отставании формирования речевых навыков и языкового чутья.

      Овладение фонетической стороной речи, с которой начинается усвоение родного языка, то есть формирование фонетического слуха и механизма звукопроизношения (артикуляции), совершается на основе подражания. И, если развитие фонетического слуха и формирование речеслуховых представлений, основанное на слуховом восприятии, протекает у слабовидящих детей с синдромом Дауна и зрячих идентично, то формирование речедвигательных образов (артикуляции звуков речи), основанное не только на слуховом, но и на кинестетическом и зрительном восприятии, существенно страдает. Основным дефектом речи является косноязычие, широко распространенное у слабовидящих детей с данным синдромом дошкольного и младшего школьного возраста. Среди разновидностей косноязычия наблюдается: сигматизм — неправильное произношение свистящих и шипящих звуков (с, з, ш, щ, ж, ч) в различных вариантах; ламбдацизм – неправильное произношение звука л; ротацизм – недостатки произношения звука р; имеют место также нарушения произношения звуков д, т и другие.

      Развитие речи, в частности, звукопроизношения зависит от времени потери зрения. Среди слепорождённых и ослепших до появления речи недостатки произношения наблюдаются в 16% случаев, а у ослепших в более старшем (дошкольном) возрасте – до 5-7 лет, то есть до окончательного завершения процесса формирования звукопроизношения, — только в 6% случаев.

      Также часто у детей с синдромом Дауна встречается страбизм (косоглазие), но в большинстве случаев косоглазие незначительное, даже педиатры не всегда это замечают. Из-за складки кожи между глазом и носом может казаться, что глаза косят, даже когда этого нет.

      Важно обследовать ребенка и поставить диагноз в раннем возрасте, поскольку косоглазие может привести к амблиопии (потере зрения) и потере стереозрения (позволяющего оценить глубину).

      Таким образом, развитие речи, в частности, звукопроизношения зависит от времени потери зрения. Среди слепорождённых и ослепших до появления речи недостатки произношения наблюдаются в 16% случаев, а у ослепших в более старшем (дошкольном) возрасте – до 5-7 лет, то есть до окончательного завершения процесса формирования звукопроизношения, — только в 6% случаев.

      4.2 Особенности слуха, влияющие на развитие речи детей с синдромом Дауна

      Обычно дети учатся понимать речь и говорить, слушая то, что происходит вокруг них. К сожалению, у большинства детей с синдромом Дауна слух в той или иной степени ослаблен, по крайней мере какую-то часть времени. Это не может не влиять на развитие речи. Возникает необходимость для развития речи использовать зрительные «подсказки» — жесты, карточки с картинками, чтение. Кроме того, детям с синдромом Дауна зачастую трудно выделять то, что им говорят, на фоне шума, всего звукового фона, который они слышат в этот момент, особенно в классной комнате.

      Многие дети с синдромом Дауна испытывают некоторый недостаток слуха, особенно в первые годы жизни. До 20% детей могут иметь сенсоневральную потерю слуха, вызванную дефектами развития уха и слухового нерва. Уровень слухового восприятия может меняться в течение дня.

      У детей с синдромом Дауна могут наблюдаться несколько видов тугоухости:

      1. От 65 до 80% детей с синдромом Дауна страдают от звукопроводящей тугоухости. Это означает, что жидкость либо последствия инфекции внутри уха мешают ребенку воспринимать звук. Как правило, это происходит в результате отита. У некоторых детей скапливается жидкость за барабанной перепонкой, даже если у них не было ушной инфекции. Это может произойти из-за врожденной краткости и/или узости слухового канала у детей с синдромом Дауна либо врожденной деформации евстахиевой трубы.

      Если ребенок не слышит звуков окружающей среды, то он не научится обращать на них внимание и выделять среди шума значащие звуки (дверной звонок, например). Разумеется, ему будет намного труднее научиться понимать речь на слух. Обычно в случае со скапливанием жидкости ребенок иногда слышит лучше, даже тихие звуки, а иногда – хуже, плохо распознает слова на слух, таким образом, он может думать, что услышал одно слово, когда было произнесено совсем другое, похожее по звуковому облику, и в результате не понять всю фразу. Попросите такого ребенка подать книжку, которая лежит у него под носом, – он обернется, поищет мышку (шишку…), не найдет и скажет, что ее тут нет. На самом же деле существует чисто физическое препятствие, мешающее ему распознавать звуки и слова.

      Было установлено, что дети, которых кормили грудью, реже страдают от ушных инфекций. Видимо, это связано с тем, что во время кормления грудью младенец находится в другой позиции, нежели младенец, сосущий бутылочку. Дети, лежащие на спине во время кормления, более подвержены риску ушных инфекций, так как молоко может затечь внутрь евстахиевой трубы и так попасть в среднее ухо.

      2. Нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость – более постоянный тип тугоухости, связанный с повреждением среднего уха и (или) слухового

      нерва. Дети с таким типом тугоухости не слышат звуки определенной высоты, и им обычно помогает использование слухового аппарата.

      Согласно некоторым исследованиям, шум в классной комнате во время занятий достигает 60 децибел, тогда как учительский голос звучит на уровне 62-64 децибел. Разумеется, ребенку с любой степенью потери слуха, ребенку с синдромом Дауна достаточно трудно вычленить то, что говорит учитель, на уровне общего беспорядочного шума, производимого детьми. В этом случае также может помочь слуховой аппарат, увеличивающий амплитуду только звуковых колебаний, производимых голосом учителя.

      Таким образом, поскольку слух имеет решающее значение для овладения речью, нужно заботиться о том, чтобы ребенка регулярно осматривали отоларинголог и специалист по тестированию слуха – аудиолог. Возможно, ребенку с синдромом Дауна понадобится слуховой аппарат. (Известен драматический случай американки с синдромом Дауна, перенесшей в детстве отит и оглохшей, чего долгое время никто из ее окружения не замечал. Ее неспособность реагировать на то, что ей говорят, списывали на глубокую умственную отсталость, присущую некоторым людям с синдромом Дауна.) В США сейчас приняты рекомендации, согласно которым слух ребенка с синдромом Дауна проверяют сразу после рождения, затем каждые шесть месяцев до трехлетнего возраста, затем каждый год вплоть до совершеннолетия.

      Таким образом, у большинства детей с синдромом Дауна слух ослаблен и это не может не влиять на развитие речи таких детей. А поскольку слух имеет очень важное значение в процессе овладения речью, необходимо заботиться о том, чтобы ребенка осматривали отоларинголог и аудиолог.

      Детям с синдромом Дауна обычно труднее учиться из-за задержки в развитии. В освоении речи это проявляется особенно ярко, ведь с речью в первую очередь связаны такие мыслительные процессы, как логика, понимание, память. Эти проблемы зачастую мешают ребенку, но над ними можно работать всю жизнь, постоянно улучшая результат. Нужно стараться давать ребенку возможность использовать знакомые слова во всех новых ситуациях, создавать для него различные ситуации общения.

      Перечень биологических факторов риска для нарушений речи достаточно обширен и во многом сходен с причинами, вызывающими нарушения мышления. Это связано с тем, что в развитии человечества речь является самой «молодой» и ранимой психической функцией, которая страдает даже под влиянием минимальных патологических факторов, когда другие системы детского организма не затронуты. Благополучное развитие речи в раннем возрасте в значительной мере определяется такими социальными факторами, как наличие вокруг ребёнка нормальной языковой среды, эмоционально близких отношений с матерью, отсутствие психологических стрессов и тяжёлых социально-бытовых условий в семье. Логопедическое воздействие на ранних этапах становления речевой функции опирается на взаимосвязанное рассмотрение вопросов речевого, познавательного, социально-эмоционального развития с учётом специфики овладения основными функциями речи в данном возрасте. Логопедическая диагностика и коррекция, имеющая целью раннее распознавание и исправление средствами образования отклонений речевого развития, должно начинаться с первых месяцев жизни ребёнка, что предполагает использование специальных методов обследования и дифференциальной диагностики в сочетании с тщательным анализом данных медицинского анамнеза и психолого-педагогическим наблюдением за ребёнком.

      К.С. Аксаков писал: «Слово — есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в первые годы жизни. И очень важно помочь ребенку сформировать правильную речь.

      nsportal.ru