Речевое нарушение мутизм

Причины, симптомы и лечение мутизма у детей

Лечение мутизма у детей современными методами

Лечение мутизма обладает характерной спецификой, так как сопровождается полным молчанием пациента, при этом у него полностью сохранены речевые функции, он способен слышать и полностью понимать, что говорят окружающие. Лечение мутизма у детей, с точки зрения неврологии рассматривается, как невротическое нарушение функций речи. С точки зрения психологии лечение избирательного мутизма у детей рассматривают в качестве психических отклонений. В зависимости от того, какие причины стали следствием развития заболевания, лечение мутизма может проводиться как в стационаре, так и амбулаторно. Если необходимо проводить сложные диагностические процедуры, или требуется хирургическое вмешательство, то лечение ребенка проводится в стационаре. По сей день не существует в медицине универсального способа проведения лечения данного заболевания. К примеру, лечение мозжечкового мутизма после операции имеет свои особенности по сравнению с элективным мутизмом.

Симптомы и методы лечения мутизма у детей

Данное заболевание имеет ярко выраженные симптомы, которые позволяют говорить о диагнозе и необходимости лечения элективного мутизма. Самыми распространенными признаками заболевания являются:

  • немота, ребенок отказывается от общения;
  • продолжительность немоты составляет не менее чем один месяц;
  • у ребенка полностью сохраняется сознание;
  • в речевом аппарате не наблюдается патология;
  • молчит только при общении с определенными людьми;
  • у него полностью сохранена письменная речь и при написании он правильно, логично формирует свои мысли;
  • активно пользуется невербальными методами для общения с другими людьми.
  • Кроме того, в современная медицина выделяет еще несколько классификаций данного заболевания, в зависимости от расстройств:

  • Избирательный, или элективный мутизм у детей, симптомы и лечение направлено на восстановление речи, которая пропадает у ребенка только при наступлении определенных ситуаций.
  • Акинетический мутизм. Он проявляется в виде нарушения речевого аппарата, двигательных возможностей.
  • Апаллический синдром. При нем ребенок никак не реагирует на внешние раздражители, это состояние очень похоже на кому.
  • Лечение селективного мутизма у ребенка

    Лечение мутизма у детей в первую очередь предусматривает комплекс мероприятий, среди которых медикаментозное лечение и использование психотерапевтических процедур. Лечение элективного мутизма у детей в каждом случае определяется индивидуально. Во внимание принимается вид синдрома, физическое состояние пациента, в каком общем психическом состоянии находится больной, личностные особенности ребенка и т.д. Если говорить об избирательном мутизме, то, как правило, здесь достаточно психологической поддержки ребенку для полного излечения от недуга. Что касается акинетического мутизма, то в данном случае потребуется хирургическое вмешательство, чтобы устранить основную причину, которая вызвала нарушение речевого аппарата, т.е. способности ребенка произносить слова, фразы, предложения. Это может быть связано с удалением опухоли или гематомы. Нередко лечение мутизма связано с применением лекарственных препаратов. Но в большинстве случаев при лечении данного заболевания используется комплексный подход. Наряду с применением вышеназванных методов ребенок занимается дыхательными упражнениями, посещает сеансы массажа, лечебную гимнастику, фототерапию и т.д.

    www.helppsi.ru

    Нарушение речевого развития

    Общие сведения

    Нарушение речевого развития означает наличие различных видов отклонений в развитии речи. Нарушения речи могут происходить по разным причинам. Это неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а так же условия окружающей среды. К причинам нарушения речевого развития можно отнести: внутренние патологии в развитии плода, родовые травмы и недостаточное снабжение мозга кислородом, заболевания в первые годы жизни ребенка, травмы черепа, наследственность и вредные привычки матери во время беременности. Разнообразие речевых нарушений объясняется сложностью и многоступенчатостью речевых механизмов.

    Нарушение речевого развития

    Дислалия это дефектное произношение некоторых звуков. Дизартрия — нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной иннервацией); при дизартрии страдает произношение всех групп звуков. Особенности: «смазанная» речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи.

    Ринолалия это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата. Особенности: голос приобретает «носовое звучание».

    Заикание это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата; возникает в возрасте 2 — 2,5 года. Особенности: вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («А», «И»).

    Алалия — это полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет); оно обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка. Разновидности алалии:

  • Моторная алалия (ребенок понимает речь, но не умеет ее воспроизводить);
  • сенсорная алалия (ребенок не понимает чужую речь; наблюдается автоматическое повторение чужих слов (вместо ответа на вопрос малыш повторяет сам вопрос)
  • Мутизм это прекращение речевого развития из-за психической травмы. Разновидности мутизма могут быть следующими:

    общий мутизм (ребенок не говорит вообще);

    избирательный мутизм (своим молчанием малыш протестует против каких-либо обстоятельств или людей).

    Детский аутизм это состояние психики, при котором ребенок полностью уходит в свои переживания и отстраняется от внешнего мира; при этом отсутствуют элементарные бытовые навыки и речь. Особенности заболевания в общем недоразвитии речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.

    Афазия это расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь. Проявления афазии зависят от формы нарушения речи; специфическими речевыми симптомами афазии являются речевые эмболы, парафазии, персеверации, контаминации, логорея, алексия, аграфия, акалькулия и др. Больные с афазией нуждаются в обследовании неврологического статуса, психических процессов и речевой функции. При афазии проводится лечение основного заболевания и специальное восстановительное обучение.

    При брадилалии происходит нарушение темпа речепроизводства, характеризующееся замедленной реализацией артикуляторного акта. При брадилалии замедляется темп внутренней и внешней речи, чтения, письма; голос становится немодулированным, монотонным, артикуляция становится нечеткой. Требуется комплексное медицинское, психологическое и логопедическое обследование, направленное на выяснение причин нарушения темпа речи и сопутствующих нарушений. Методика преодоления брадилалии предполагает медицинское воздействие, а именно:

    Дизартрия

    Дизартрия это расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи; при тяжелых поражениях возникает анартрия. При подозрении на дизартрию проводится неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭМГ, ЭНГ, МРТ головного мозга), логопедическое обследование устной и письменной речи. Коррекционная работа при дизартрии включает:

    лечебное воздействие (медикаментозные курсы, ЛФК, массаж, ФТЛ);

    артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

    Дислексия

    Дислексия – парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного). Диагностика дислексии предполагает оценку уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых функций. Для преодоления дислексии необходимо развитие нарушенных сторон устной речи (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя, связной речи) и неречевых процессов.

    Задержка речевого развития – более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.

    Заикание у детей

    Заикание характеризируется судорогоподобными движениями артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука. В своем развитии заикание проходит 4 фазы от редких приступов периодически возникающего заикания до серьезной личностной проблемы, ограничивающей способность человека к общению.

    Заикание у детей это расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, речевыми уловками, логофобией, вегетативными реакциями. Дети с заиканием должны быть обследованы неврологом, логопедом, психологом, психиатром. Коррекция заикания у детей включает лечебно-оздоровительный комплекс (соблюдение режима, массаж, водолечение, ЛФК, ФТЛ, психотерапию) и систему логопедических занятий.

    Причины нарушения речи

    Все многообразие причин, вызывающих нарушение развития речи, может быть поделено на биологические и социальные. Так, биологические факторы, вызывающие нарушения речи, могут воздействовать в различные периоды онтогенеза. На стадии внутриутробного развития и родов наиболее неблагоприятное воздействие на созревание и последующее функционирование мозговых структур ребенка оказывают:

    Нарушения речи у лиц старшего возраста, как правило, связаны с сосудистыми поражениями головного мозга (инсультом, разрывом аневризмы сосудов головного мозга), тяжелыми травмами головы,опухолями мозга, нейрохирургическими вмешательствами.

    Социально-психологические факторы, приводящие к нарушению развития речи у детей, могут выражаться в отсутствии должного внимания к формированию детской речи со стороны взрослых; неправильной речи окружающих; необходимости усвоения ребенком-дошкольником одновременно двух языковых систем; излишней, не соответствующей возрастным возможностям стимуляции речевого развития ребенка, стрессах и т. д.

    Предрасполагающими условиями к возникновению нарушений речи у детей служат, так называемые, критические периоды в развитии речевой функции: 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. Эти периоды являются сензитивными для развития речи: в это время происходит наиболее интенсивное формирование психофизиологической основы речи, и нервные механизмы регуляции речевой деятельности чрезвычайно ранимы. Поэтому любые, даже, казалось бы, незначительные биологические или социальные факторы, действующие в критические периоды, могут привести к возникновению нарушений речи.

    Лечение нарушений речи

    Профессиональный врач-логопед поможет ребенку справиться с заболеванием. Нарушения речи чаще всегоносят стойкий характер и, возникнув под влиянием того или иного фактора, не исчезают самостоятельно, без специально организо­ванной логопедической помощи. Они проявляются в раннем возрасте и отрицательно сказываются на развитии интеллектуальной сферы, поведения и личности в целом. Вместе с тем, в большинстве случаев нарушения речи обратимы, и целенаправленная и своевременно предпринятая коррекция позволяет вернуть человеку радость общения и предупредить развитие вторичных психических наслоений.

    Логопедическая помощь детям, страдающим нарушениями речи, оказывается в системе образования и в системе здравоохранения (логопедических кабинетах при поликлиниках, диспансерах, стационарах, специализированных медицинских цент­рах). В этих учреждениях логопеды проводят консультации, всестороннее диагностическое обследование и коррекцию нарушений речи.

    Курс логопедических занятий проводится по специальной программе в соответствии со спецификой нару­шения речи. На занятиях по коррекции нарушений речи используются:

    Логопедическое воздействие при нарушениях речи активно сочетается с лекарственной терапией, психотерапией, массажем, физиотерапией, лечебной физкультурой, при необходимости – хирургическим вмешательством.

    Профилактика нарушений речи начинается фактически с момента рождения новой жизни и продолжается на протяжении всей жизни. Она включает в себя заботу о благоприятном протекании беременности, нервно-психическом и физическом здоровье беременных и детей, раннее выявление факторов риска нарушений речи и их устранение. Важнейшее значение в профилактике нарушений речи у детей имеет речевая среда.

    ru.likar.info

    Полное отсутствие речевой активности, или мутизм

    Причины мутизма следующие:

    Мутизм, обусловленный вербальным галлюцинозом. Сюда же можно отнести мутизм в связи с ментизмом и другими клинически выраженными расстройствами мышления шизофренического круга (агглютинации, шперрунг, застой в мыслях и пр.). Мутизм в связи с галлюцинозом часто сопровождается тем, что больной избегает терапевтическое пространство, а будучи помещенным в центр его, выглядит отрешенным и отсутствующим.

    Негативистический мутизм, обусловленный кататоническими состояниями — либо кататоническим ступором, либо кататоническим импульсивным возбуждением. Причиной мутизма является подкорковая блокада речедвигательного центра — больной не столько не хочет говорить, сколько не может говорить в силу паралича воли. Характерно, что больной не избегает терапевтического пространства, но, находясь в центре внимания, обнаруживает общий поведенческий негативизм (отворачивает лицо, отводит глаза, отталкивает прикосновения), либо демонстрирует пассивную подчиняемость.

    Истерический мутизм — избирательная неспособность вербального контакта при наличии общей мотивации к общению. Больной общается с помощью жестов, письма, может даже мычать, пытаясь что-то сказать.
    Больной ведет себя активно в терапевтическом пространстве, и процесс терапевтического общения воспринимает позитивно. Истерический мутизм в своих поведенческих проявлениях напоминает остро возникшую моторную афазию. В обоих случаях речь идет о параличе вербальной функции — органическом в случае афазии и функциональном в случае истерии.

  • Мутизм в детском возрасте свидетельствует чаще всего об аутизме либо об органической афазии (расстройстве экспрессивной речи, как проявлении патологии речевого развития). Полное отсутствие речи в связи с умственной отсталостью наблюдается только при ее глубокой степени. Мутизм в связи с бредовым состоянием — редкое явление. В данных случаях мутизм носит кратковременный характер и обусловлен сознательным решением пациента больше «никому ничего не говорить». Но поскольку осевым симптомом любой бредовой идеи является механизм проекции, бредового самовыражения, то временное нарушение речевой активности быстро восстанавливается.
  • www.plaintest.com

    Диагностика речевых нарушений у детей в раннем возрасте

    Учитывая, что становление речи у ребенка связано с развитием сенсорной деятельности, психики, моторики, особенно тонкой, с раннего возраста важно уметь определить наличие у него речевых нарушений.

    Комплексная диагностика с применением нейропсихических методов должна охватывать как речевые, так и неречевые возможности ребенка, проведение качественной функциональной диагностики.

    Причинами речевых нарушений могут быть различные неблагоприятные внутренние (экзогенные) и внешние (эндогенные) факторы.

    Часто к дефектам речи приводят: внутриутробная патология (гипоксия плода), токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания матери, травмы плода, резус несовместимость матери и плода, большой прием различных лекарств во время беременности, алкоголизм, курение, наркомания, влияние ионизирующей радиации, постоянная вибрация и др. Сочетание таких неблагоприятных факторов во время беременности может вызывать наиболее грубые дефекты речи. Кроме этого считается, что наследственные факторы также могут способствовать появлению у ребенка речевых нарушений.

    К речевым расстройствам могут приводить и неблагоприятные состоянии при родах: родовая травма и асфиксия у новорожденного, кровоизлияния в мозг приводят к последующим речевым нарушениям.

    Перенесенные в раннем возрасте различные инфекционно вирусные заболевания, заболевания, связанные с поражением головного мозга, неблагоприятные бытовые условия, пребывание в дезадаптированной по социальному благополучию семье также может вызывать дефекты речевого развития.

    На данный момент нет единого взгляда на классификацию речевых нарушений. В современной логопедии выделяют 11 форм нарушений речи. Девять из них – это нарушения устной речи, возникающие на различных этапах ее порождения и реализации: дисфония, тахилалия, брадилалия, заикание, дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия и афазия; два нарушения – это нарушения письменной речи: дисграфия и дислалия. В данную классификацию входят только те виды нарушений, для которых созданы специальные методики исправления.

    Речевые расстройства у детей раннего возраста можно разделить также на следующие группы, в зависимости от причины, их вызывающей:
    1) речевые нарушения, связанные с органическим поражением центральной нервной системы; в зависимости от уровня поражения речевой системы они делятся на: афазии, алалии, дизартрии;
    2) речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы: заикание; мутизм и сурдомутизм;
    3) речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия);
    4) речевые нарушения, связанные с задержкой речевого развития различного генеза (при недоношенности, соматической ослабленности, педагогической запущенности и т.

    д.). Обычно в логопедической практике применяются две основные классификации речевых нарушений: первая – клинико педагогическая, вторая – психолого педагогическая или педагогическая.

    Эти две классификации дополняют друг друга, помогая рассматривать речевые проблемы с разных аспектов. Клинико педагогическая классификация основывается на медицинских показателях, позволяя выявлять причину речевого расстройства, описывает форму и вид дефекта.

    Вторая классификация уделяет внимание детям с различными аномальными недостатками развития речи, на ее основе разработаны новейшие методики логопедического воздействия исправление речевой патологии.

    Клинико педагогическая классификация, опираясь на медицинский аспект речевого нарушения, идет от общего к частному и также предполагает коррекцию дефекта речи всеми необходимыми методиками. Все виды клинико педагогиче ской классификации подразделяются на две группы: нарушение устной и письменной речи.

    Нарушения устной речи подразделяются в свою очередь: на нарушения внешнего высказывания (или произносительной стороны речи) и на нарушения внутреннего высказывания.

    Нарушения внешнего высказывания делятся на несколько подвидов:
    1) нарушения голосообразования;
    2) нарушения темпа и плавности речи;
    3) нарушения звукопроизношения;
    4) нарушения интонации.

    Эти нарушения могут наблюдаться как самостоятельно, так и в совокупности.

    Дисфония – отсутствие или расстройство функции вследствие патологических изменений голосового аппарата.

    При этом нарушении речи голос либо совсем отсутствует, либо происходят различные изменения и нарушения в силе, тембре голоса. Данные изменения обусловлены функциональными или органическими поражениями голосообразующего аппарата и могут возникнуть в любом возрасте.

    Брадилалия – патологическое замедление речи, возникающее, когда процесс торможения преобладает над возбуждением. При брадилалии речь сильно замедляется, растягиваются гласные, речь становится нечеткой.

    Тахилалия – нарушение речи, при котором она становится патологически быстрой. Такая речь может сопровождаться аграмматизмами (баттаризм, парафразия). Если ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами, запинками, спотыканием, она обозначается термином «полтерн».

    При этом сохраняются фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи. Тахилалия может быть органической и функциональной. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико интонационной выразительности.

    Брадилалия и тахилалия относятся к нарушениям темпа речи.

    Заикание – нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата. Заикание может быть органическим и функциональным. Возникает обычно в критические периоды развития ребенка.

    Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата. Проявляется в заменах, искажениях, смешениях тех или иных звуков. Это происходит по нескольким причинам: из за несформированности правильного положения артикуляционного аппарата при произнесении тех или иных звуков, из за неправильного усвоения артикуляционных позиций, из за дефектов самого артикуляционного аппарата.

    Существует и психолингвистический аспект данного нарушения: оно может происходить в результате нарушения различения и узнавания фонем родного языка, т. е. происходит дефект восприятия. Также он может происходить, если у ребенка не сформированы такие операции, как отбор реализации звуков. Тогда говорят о дефектах продуцирования. Если наблюдается какой либо дефект в строении речевого аппарата, то нарушение носит органический характер, если нет, то функциональный. Нарушения возникают у ребенка в процессе развития речи, а если была травмирующая ситуация – в любом возрасте.

    Описанные выше дефекты имеют вид самостоятельного нарушения, но существуют и такие, при которых могут нарушаться сразу несколько звеньев сложного механизма высказывания. Среди них выделяют дизартрию и ринолалию.

    Ринолалия – нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо физиологическим поражением речевого аппарата. При ринолалии происходит специфическое изменение голоса. Это происходит из за того, что при произнесении всех звуков струя воздуха проходит не в ротовую, а в носовую полость, в которой происходит резонанс. Речь становится гнусавой, все без исключения звуки нарушаются (при дислалии могут нарушаться только некоторые звуки). Речь у ребенка становится монотонной и невнятной.

    Логопедическая наука относит также к ринолалии и врожденные расщелины нёба.

    Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата. Дизартрия возникает из за органического поражения центральной нервной системы. Чаще всего дизартрия связана с ранним детским церебральным параличом, но также может возникнуть в любом возрасте развития ребенка из за перенесенных инфекций мозга.

    Дизартрия различается по месту локализации и по степени тяжести.

    Вторая группа нарушений в устной речи – это нарушения внутреннего оформления высказывания. В ней можно выделить еще два вида нарушений.

    Алалия – полное отсутствие или недоразвитие речи из за органических поражений речевых зон головного мозга во внутриутробном развитии или доречевом периоде развития. Это один из самых сложных дефектов речи: языковая система при этом не формируется, страдают все звенья произносительной стороны речи.

    Афазия – нарушение речи, при котором происходит утрата (полная или частичная) способности пользоваться различными средствами языка. При этой форме дефекта ребенок может утратить речь из за перенесенных черепно мозговых травм, различных инфекционных заболеваний нервной системы. При афазии вследствие травмы происходит утрата уже сформированной речи. Это отличает афазию от алалии.

    Следующий вид нарушений этой классификации – это нарушение письменной речи. Также в зависимости от того, какая форма речи нарушена (письмо или чтение), выделяют несколько типов таких нарушений.

    Дисграфия – частичное специфическое расстройство процессов письма. Оно проявляется в нестойких образах букв (оптико пространственных и др.), происходит смешение, искажение, замена и пропуск букв.

    Самая тяжелая форма дисграфии – аграфия или полная неспособность к овладению письмом.

    Дислексия – нарушение речи, которое вызвано поражением центральной нервной системы. У ребенка нарушен сам процесс чтения: он не может правильно распознать буквы, в результате чего неверно их воспроизводит, нарушает слоговой состав слов. Из за такого дефекта у ребенка искажается весь смысл прочитанного. Крайняя форма дислексии – алексия или неспособность к чтению. Часто нарушения письма и речи выявляются при поступлении ребенка в школу и значительно затрудняют его обучение. Дисграфию и дислексию необходимо отличать от дислексии и дисграфии, которые возникают как вторичное проявление при афазиях. В этих случаях речь идет не о нарушениях речи, а об ее утрате.

    Вторая классификация или психолого педагогическая классификация речевых нарушений разработана Р. Е. Левиной еще в 1950–1960 х г., когда возникла необходимость ее практического применения в логопедии. В ее основе лежат принципы реабилитации детей с дефектами речи, которые позволяют проводить комплектацию детей в речевые группы, особенно это важно в дошкольных и специализированных учреждениях.

    В психолого педагогической классификации нарушения речи также подразделяются на две группы.

    Первая группа предполагает нарушение речи как средство общения.

    В первую группу или при нарушении средств общения включаются: фонетико фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи.

    Фонетико фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. При этом дефекте выделяют целый ряд таких проявлений: недифференцированное произношение пар или групп звуков, замена одних звуков другими, смешение звуков. Все эти нарушения свидетельствуют о недоразвитии фонематического слуха.

    Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, которые вызваны нарушением формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

    Общее недоразвитие речи неоднородно по механизмам развития и может наблюдаться при различных формах нарушений устной речи (алалии, дизартрии и некоторых других). В качестве общих признаков отмечаются позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.

    Недоразвитие может быть выражено в разной степени – от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности средств общения у ребенка общее недоразвитие речи подразделяется на три уровня.

    pactehok.ru

    Речевые нарушения и их причины

    Часто родители задают себе такой вопрос: «Почему мой малыш имеет проблемы с речью?» Для того чтобы найти точный ответ, Вам необходимо проконсультироваться со специалистом, который поможет восстановить картину, предшествующую возникновению речевых нарушений и детально объяснить все возможные причины этого недуга.

    Но, чтобы создать общее впечатление о тех или иных причинах, вызывающих нарушения речи, стоит заострить Ваше внимание на следующем:

    • Дефекты речи, могут быть обусловлены внутриутробной патологией (гипоксия плода, токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания матери, травмы плода, медикаментозная интоксикация во время беременности, алкоголизм, курение, наркомания… Такие неблагоприятные факторы во время беременности, могут вызвать наиболее грубые дефекты речи.
    • Неблагоприятное течение родов: родовая травма и асфиксия у новорожденного, кровоизлияния в мозг.
    • Перенесенные в раннем возрасте различные инфекционные заболевания, связанные с поражение головного мозга.

    Таким образом, речевые расстройства у детей раннего возраста можно разделить на следующие группы, в зависимости от причины, их вызывающей:

    1. Речевые нарушения, связанные с органическим поражением центральной нервной системы. В зависимости от уровня поражения речевой системы они делятся на: Афазии, Алалии, Дизартрии;
    2. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы: Заикание, Мутизм;
    3. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата: механические Дислалии, Ринолалия;
    4. Речевые нарушения, связанные с Задержкой Речевого Развития различного генеза (при недоношенности, соматической ослабленности, педагогической запущенности и.т.д
    5. Чтобы понять и проанализировать имеющееся у Вас то или иное речевое нарушение, Вы можете, прежде всего, проанализировать наличие в Вашем онтогенезе причины возникновения речевых нарушений.

      Если есть повод для дальнейшего общения, Мы рады Вам помочь!

      zaikanie.org