Рода как стресс для ребёнка

Содержание:

У мужчин из-за стресса чаще рождаются психологически уязвимые дети

У находящихся в состоянии стресса мужчин чаще рождаются на свет более мягкие в эмоциональном плане дети. Стресс влияет на качество сперматозоидов, из-за чего будущие поколения оказываются менее устойчивыми перед психологическим давлением.

Дети от мужчин, находящихся в состоянии сильного стресса, являются менее устойчивыми и более предрасположенными к разного рода психологическим перегрузкам, они также чаще страдают от посттравматического стрессового расстройства, как показало исследование. Даже небольшой, умеренный стресс уже влияет на процесс развития сперматозоидов у мужчины. В результате, представители сильного пола передают определённый генетический код, вызывающий менее эффективную гормональную реакцию на стресс у их будущих детей. Нарушенная гормональная реакция часто наблюдается у тех, кто страдает от определенных нейропсихологических проблем вроде посттравматического стрессового расстройства и аутизма.

Традиционно большая часть подобных исследований изучала образ жизни родителей, поведение детей и разного рода внешние факторы, которые могли повлиять на психику ребенка. Кроме того, исследования касались здоровья матерей и влияния этого показателя на развитие детей. Но с некоторых пор ученые стали уделять больше внимания тому, как те или иные ключевые характеристики отцовского здоровья влияют на психику детей. В находящемся под сильным стрессом организме нервная система выделяет три основных гормона: адреналин, кортизол и норэпинефрин. Именно эти гормоны переводят наш организм в особое стрессовое состояние, которое необходимо для принятия быстрых решений вроде бегства от врага.

Однако хронически повышенный уровень трех этих гормонов разрушительно воздействует на здоровье. Исследователи выяснили, что существуют определенный механизмы, позволяющие передавать повышенный стресс между поколениями. Так, стресс в репродуктивном тракте вызывают выработку стрессовых везикулов микроРНК, которые впоследствии присоединяются к сперматозоидам и становятся частью будущего плода. (ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ)

www.medikforum.ru

Как вернуться к нормальной жизни после рождения ребенка

Восстановление после родов — это важный процесс, который вовсе не похож на отпуск. Почти фантастические образы мам-знаменитостей, появляющихся на ковровых дорожках через пару недель после родов и выглядящих совершенно неотразимо — вовсе не то, на что стоит ориентироваться, переживая постродовой стресс. Разумеется, стремление вернуться к привычной жизни и снова стать первоклассной хозяйкой и женой похвально, но не стоит забывать о том, что каждый организм переживает восстановление по-своему, поэтому мы решили составить для вас подробный путеводитель по возвращению ежедневного баланса.

Физическое здоровье

В период беременности и во время родов организм женщины проходит через серьезные изменения, связанные с интенсивной физической и психологической нагрузкой, большим количеством стресса, гормональными изменениями и уязвимостью организма перед разного рода заболеваниями. Именно поэтому первое, на что необходимо обратить внимание — это на то, насколько быстро ваш организм восстанавливается.

Первое и самое важное в процессе восстановления — это сон. С появлением ребенка забот становится гораздо больше, а времени на сон — меньше. В первые недели не стоит думать о возвращении на работу и поддержании домашнего хозяйства, так как вам просто понадобятся силы на то, чтобы не загнать организм в еще больший стресс. Врачи рекомендуют спать одновременно с ребенком, чтобы восстановить силы быстрее и в будущем оставаться бодрой дольше.

2. Забота о перинеальной области

Несмотря на то, что в современной медицине существует достаточно способов снизить болевые ощущения и проблемы во время родов, этот процесс все еще является болезненным и требующим дополнительного ухода за перинеальной областью, особенно если речь идет о эпизиотомии. Будьте готовы к тому, что первое время вы не сможете никуда ходить на долгое время, так как вашим половым органам понадобится большее внимание. Периодические боли могут встать на пути к возвращению в сексуальную жизнь и уж тем более, к тренировкам. Все, что вам нужно, — это покой, быстрый доступ к воде и, конечно же, рекомендации врачей.

3. Симптомы

Повышенное внимание необходимо не только половым органам, но и всему, что связано с вашим телом — внезапное кровотечение, боль в груди или промежности, а также головокружения и прочие проблемы могут стать причиной возникновения инфекции. Если вы хотите, чтобы процесс восстановления прошел как можно быстрее и безопаснее, не пренебрегайте консультацией со специалистом, даже в случаях, когда вам кажется, что ничего страшного не произошло.

Вернуть телу привычную форму можно довольно скоро благодаря правильному питанию и тренировкам. Но не стоит забывать о том, что не всякое тело готово к интенсивным упражнениям уже в первые недели после родов, поэтому было бы совершенно нерационально подвергать организм дополнительному стрессу, преследуя мечту об «идеальной фигуре».

Но вот практиковать фитнес в определенное время может быть очень полезно, так как мышцам необходимо вернуть былой тонус и укрепить ослабленные части. Врачи не рекомендуют заниматься физическими упражнениями в течение первого месяца, а для некоторых матерей физическая нагрузка может быть противопоказана и все последующие девять месяцев. Чтобы тело лучше переносило стресс, а после его было проще привести в форму, многие женщины практикуют фитнес во время беременности.

Психологическое здоровье

Постродовая депрессия — это далеко не миф. Многие матери переживают симптомы подобного психического восстановления после родов, среди проблем которого встречаются не только перемены настроения, но и более серьезные психологические травмы. Именно поэтому в процесс вашего восстановления после рождения ребенка нужно обязательно включить необходимые меры, которые помогут вам легче справиться с психологической нагрузкой.

1. Психолог

Обратиться к специалисту — решение всегда рациональное, особенно если вы ощущаете, что не можете самостоятельно переживать происходящие в вас процессы. Поддержка близких важна, но порой именно врач должен помочь матери, недавно родившей ребенка, при необходимости назначить курс лечения.

2. Прогулки

Но многие женщины в нашей стране не спешат обращаться к специалистам, так как квалифицированная помощь психолога не так популярна среди россиянок, как среди женщин за границей. Чтобы поддержать свое психологическое и эмоциональное состояние в первые недели после рождения ребенка, необходимо не забывать про образ жизни. Первое, что может принести ощутимую пользу — это прогулки, с ребенком или без, если есть кто-то, кто может вам помочь. Выбирайтесь из дома каждый день, хотя бы на небольшое время. Так вы избавите себя от риска попасть в «замкнутое пространство» и снимете стресс, накопившийся за день. К тому же свежий воздух хорошо влияет на иммунитет, а смена обстановки позволит вам по-другому взглянуть на то, что окружает вас дома.

3. Новые знакомства

Первые недели после рождения ребенка, разумеется, будут ограничивать вас во всем, что касается ваших привычных интересов, но тем не менее, не нужно забывать про то, что вам необходимо общение. Многие женщины начинают общаться с другими матерями и посещают тематические мероприятия вместе с детьми. Такой вид деятельности значительно расширит ваш круг общения и позволит обзавестись поддержкой, как эмоциональной, так и материальной. Может быть, это будет в корне отличаться от того, чем вы занимались раньше, но в любом случае будет полезным.

4. Путешествия

Еще один хороший способ справиться с психологической нагрузкой — это путешествия. Во-первых, это говорит о том, что вы не останавливаете свою жизнь, и даже наоборот — теперь она стала еще более наполненной, а во-вторых, так вы позволяете себе продолжать свое развитие и развитие вашего ребенка. Путешествия с ребенком уже не должны быть новым источником стресса, так как при должной подготовке такое мероприятие можно превратить в удивительное приключение, которое положительно скажется на вашем здоровье.

Секс после рождения ребенка требует подготовки и осведомленности о том, что происходит с вашим организмом. Несмотря на это, нет причин, чтобы совсем отказываться от привычного образа жизни. Многие женщины говорят о том, что последствия родов могут сказаться на комфорте полового акта: выделения, болевые ощущения; но вовсе не на их желании и способности возбудиться или достичь оргазма. Помимо того, что секс после беременности вполне осуществим, он является еще и мощным эмоциональным и физиологическим стимулятором вашего восстановления — разумеется, если вы чувствуете, что действительно этого хотите. Даже если ваше либидо переживает постоянные изменения из-за гормональных скачков, вы всегда можете вернуть секс в свою жизнь, достаточно лишь правильно подойти к вопросу его организации.

Восстановление баланса

С течением времени психологические и физиологические проблемы будут сходить на нет, вы привыкнете к вашему новому распорядку и научитесь быстро справляться со сложностями, возникающими на вашем пути. Именно в этот момент, когда ваше здоровье окрепло, можно задуматься о том, чтобы двигаться дальше и начать восстанавливать и другие сферы своей жизни.

1. Совместные заботы

Чтобы сэкономить время на уборку или другие домашние дела, не ждите, пока ребенок уснет, делайте работу при нем. Для маленьких детей очень полезно наблюдать за всем, что происходит вокруг, — им это еще и кажется интересным, а для вас это возможность сделать что-то небольшое, но важное по дому.

2. Перфекционизм

Если вы хотите научиться балансировать между ребенком и порядком в вашем доме, то придется немного понизить планку того, как всё должно выглядеть. Чтобы избавить себя от лишнего стресса, необходимо привыкнуть к тому, что теперь вы мать, а значит, вы не должны бояться быть неидеальной. Иногда вы не сможете успевать приготовить шикарный ужин или сделать вашу гостиную кристально чистой. Всё это не должно иметь значения.

Не забывайте благодарить себя за то, что вы успели сделать за день и радуйтесь даже небольшим победам. К тому же, не забывайте обращаться за поддержкой. Может быть, ваш муж сможет приготовить еду, когда вы будете заняты другим. Не пренебрегайте помощью, которую могут оказать близкие, ведь у них можно научиться чему-то новому или же просто использовать освободившееся время, чтобы сделать что-то приятное для себя.

Пожалуй, самым сложным пунктом является именно работа и комфортное возвращение на нее. Если вы планируете вернуться на работу как можно раньше, то необходимо продумать то, как отсутствие дома в течение какого-то времени скажется на вашем новом распорядке жизни. Если нет возможности нанять няню, то вам придется спланировать, кто из родственников сможет вас заменить.

В первое время лучше всего рассмотреть возможность удаленной работы. Разумеется, даже такая работа — это всё равно работа, и вы вряд ли сможете быть продуктивной, если будете постоянно отвлекаться, но тем не менее, это освободит вас от стресса и лишних переживаний о том, что происходит дома, пока вас нет. В любом случае, какое бы место карьера не занимала в вашей жизни, вам необходимо уметь расставлять приоритеты.

heroine.ru

Какого рода воздействия могут вызвать стресс у детей? Какого рода воздействия могут вызвать стресс: симптомы стресса

Многие заботливые родители стараются отгородить своего ребенка от чрезмерного стресса, но полностью устранить его невозможно. Какого рода воздействия могут вызвать стресс у ребенка — вот главная тема для обсуждения в данной статье.

Факторы, влияющие на зарождение стресса

Воздействия, вызывающие стресс называются стрессорами, и устранить их влияние на собственное чадо полностью невозможно. В современном мире на ребенка оказывается очень серьезное давление, как со стороны сверстников, так и со стороны родителей.

Самая распространенная причина детского стресса — это проблемы в семье. Агрессия со стороны родителей, их вредные привычки и частое рукоприкладство вызывают у ребенка негативную реакцию, которая часто выливается в истерики и общее нервозное состояние.

Давление со стороны одноклассников — также распространенный источник стресса, особенно в подростковом возрасте. Дети порой бывают очень жестоки, всячески издеваясь над теми, кто слабее и не может дать достойный отпор. Довольно часто детишки, которых обижают в школе, из-за зашкаливающего стресса не могут нормально учиться, что выливается еще и в конфликты с учителями. Кстати, предвзятое отношение педагогов также может стать источником приличного стресса для ребенка. Если учитель часто придирается к ребенку, не рассматривает его способности объективно, душевное и психологическое состояние школьника обязательно пострадает.

Источником стресса может стать и общественное давление. Современных детишек программируют на то, что они должны быть успешными во всех начинаниях, должны проявлять свои таланты и спортивные способности. Боясь разочаровать окружающих, ребенок испытывает сильнейшее психологическое давление, которое может вылиться в истерический припадок. Особенно часто из-за такого общественного давления страдают выпускники, желающие поступить в самый лучший вуз на радость родителям и знакомым.

Симптомы стресса и его последствия

Симптоматика стрессового состояния довольно велика, но чаще всего такая психологическая проблема сопровождается головными болями, учащенным сердцебиением, чрезмерной волнительностью. Некоторые дети, постоянно сталкивающиеся со стрессовыми ситуациями, не могут нормально спать, страдая либо от кошмаров, либо от бессонницы. Серьезным последствием регулярного стресса становится и депрессия, которая заставляет школьника либо впадать в истерики, либо замыкаться в себе.

Последствия постоянного стресса могут быть ужасающими. Такие детки зачастую теряют всякую амбициозность, превращаясь в замкнутых и очень скрытных людей. Зачастую стресс порождает и страх перед неудачами, заставляя ребенка работать на пределе возможностей, что в итоге обязательно приведет к нервному истощению.

Следующее распространенное последствие такой психологической проблемы — это низкая успеваемость. Подросток просто не может сосредоточиться на предмете, что влияет на усвоение новых тем и полученных знаний. Если источником стресса становится семья, то ребенок может сбегать из дома, экспериментировать с вредными привычками, чтобы забыться. Среди детишек подверженных регулярному стрессу, признаки девиантного поведения встречаются очень часто.

Резкие смены настроения и падение самооценки также становятся последствиями стресса. В связи с этим, ребенок перестает чувствовать себя счастливым, задумываясь о суициде.

Игнорировать признаки зарождения стрессового состояния у ребенка нельзя, так как это может вызвать лишь ухудшение его психологического здоровья. Задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы вовремя выявить источник стресса и избавиться от него, пока неустойчивая психика подростка не подверглась необратимым изменениям.

veselajashkola.ru

Ребенок в родах

Подходят к концу блаженные 9 месяцев. Они были невероятно плодотворны для юного человека. Все органы и системы готовы к самостоятельному функционированию. Активно дозревают многочисленные альвеолы легких. В тренировках без устали отработаны все жизненно важные рефлексы. Налажен контакт и общение с мамой. Разузнано и принято ко вниманию множество информации про семью и особенности её жизни. А домик-матка становится всё теснее и теснее… Всё скуднее становятся поставки питания и кислорода – плацента постепенно стареет. Всё громче звуки снаружи и всё чаще он слышит от мамы нетерпеливое: «Ну когда же!»

Да, пора рождаться.

Он сам вступает в роды. С полным созреванием ребёнок лёгких выделяет в околоплодные воды вещество, стимулирующее выработку простагландинов у мамы. Предположительно, в то же время он посылает в мозг матери электромагнитный импульс, провоцирующий начало активной выработки гормона окситоцина, сокращающего матку. Он сам стремится навстречу испытаниям во имя победы. Мне нравится говорить, что роды для ребёнка своего рода инициация, посвящение в люди. Уверенно проходя рождение, человек подтверждает зрелость своих замечательных психики и тела, дающих ему возможность полноценной самостоятельной жизни. С другой стороны, все процессы, происходящие с ребёнком во время родов, запускают органы и системы его организма, родовой стресс позволяет ему приспособиться к жизни во внешнем мире. На каком-то очень тонком уровне ребёнок знает о способе, которым тысячелетиями рождались его предки. Это знание заложено в нём ожиданием определённых ощущений и переживаний в свойственной им последовательности. Именно поэтому естественный процесс рождения дарит ему неуловимое и неосознаваемое восприятие правильности происходящего. И именно поэтому искажённые некорректными вмешательствами роды оставляют впечатление ошибочности, ущербности первого и самого главного опыта, накладывающего отпечаток на всю последующую жизнь человека.

Стресс и нагрузки, испытываемые ребёнком во время естественного рождения – физиологичны. Это означает, что их интенсивность находится в границах его возможностей и работает на активизацию сил его организма. Естественный гормональный баланс способствует активному и адекватному участию ребёнка в родах. Во время потужного периода происходит отток крови от мозга, что обеспечивает малышу своеобразный физиологический «полунаркоз» для облегчения ощущений. Но стресс и нагрузки, хоть и нормальны, но трудны. Рождаться – трудно. Роды требуют от малыша максимального включения и напряжения. Большинство ощущений и их интенсивность – новы и неожиданны. Самым же тяжёлым для ребёнка является отсутствие надежды. Это связано с тем, что психика рождающегося ещё не содержит ощущения времени, и, как следствие, ребёнок не способен предполагать, что спустя минуты-часы-дни ситуация изменится. Каждый отдельный момент воспринимается и переживается как вечность. Поэтому очень важно сделать максимально мягким каждый миг рождения нового человека!

Итак, что же конкретно чувствует кроха во время родов? Как мы уже отметили, он сам запускает роды. Пока схватки ещё слабые и редкие, малыш может испытывать эмоциональный подъём и возбуждение от начавшихся перемен. Но мы помним, что его эмоциональное состояние во многом определяется мамиными переживаниями (он принимает их без права выбора вместе с гормонами, поступающими от матери через плаценту). Поэтому если мама напугана, зажата, в панике, то даже лёгкие схватки доставляют ребёнку существенный дискомфорт (да и маме тоже). С развитием родовой деятельности усиливается давление на тело ребенка. Сила примерно 50 кг сдавливает его со всех сторон. Матка, бывшая безотказной и счастливой обителью малыша долгих 9 месяцев, вдруг начинает отторгать его, выгонять – но выхода пока ещё нет. Околоплодные воды смягчают и равномерно распределяют давление, и оно ощущается малышом как настойчивые тесные объятия. Если вод нет – ему тяжелее. Вместе со сдавливанием повышается нехватка кислорода (тут-то ему и пригодятся мамины ныряния во время беременности 🙂 ). Психологическое состояние периода схваток характеризируется чувством безвыходности ситуации, отчаяния, страхом потерять маму, беспокойством о ней. Он слышит и чувствует мамины слова и переживания, они могут существенно помочь ему, а могут и всё усугубить. Мама, помни – рождаться труднее, чем рожать!

Но вот выход появляется – шейка матки раскрыта и готова выпустить малыша. В нём просыпается борец! Это фаза активного действия во имя победы. Ребёнку по-прежнему тяжело, сдавливание и нехватка кислорода ещё более усиливаются, но он уже не терпит пассивно. Он прилагает много усилий, пробираясь по узкому родовому каналу. Рефлекс, называемый шаговым, помогает ему отталкиваться от дна матки, продвигаясь наружу. В родовых путях ребёнок сталкивается с биологическими продуктами (слизь и пр.), испытывает сильное возбуждение, агрессию и отчаянно борется за свободу. Момент рождения малыш встречает взрывом невероятного облегчения, релаксацией. Он чувствует себя победителем, воспринимает себя самого и весь мир вокруг весьма позитивно. Он видит свет ослепительной красоты и испытывает чувство духовного освобождения. Первые 20-30 минут после рождения посвящены этим переживаниям. Они священны! Ребёнок может лежать на руках у матери, на её животе или в ногах (если она сидит) в безопасной позе на животе и предаваться упоению победы. Вторые 30 минут первого часа происходит воссоединение с мамой. Ребёнок ощущает её запах, тепло её кожи, биение сердца, находит и начинает сосать грудь. Разлетевшееся во время родов на осколки восприятие мира опять собирается в единое целое. Всё в порядке! Я – замечательный! С мамой вместе! Победа.

В это время срабатывает т.н. импринтинг – запечатлевание первого образа мира. Малыш ещё ничего не знает о нём, поэтому всё, что он увидит, услышит, ощутит, с фотографической точностью запоминается им как норма. Пускай первым, с чем он встретится, будет любовь и бережность материнских рук, её нежный голос и вкусное молозиво, дарящие ему утерянную безмятежность и единство с Вселенной. Пусть мир встречающий будет светлым, но не слепящим, звучащим, но не оглушающим, трепетно принимающим, любящим и бережным. Переживания рождения отпечатываются в психике и становятся психоэмоциональным стержнем личности на всю жизнь. Мне наиболее важными в этом плане кажутся переживания первого часа после родов. Именно они определяют в дальнейшем базовое отношение человека к миру и к самому себе («Мир – хороший, я хороший, всё хорошо» или «Мир – плохой, всё плохо, я в опасности»), а также умение (или неумение :-(( ) испытывать настоящую радость и удовлетворение от своих усилий, от результата и просто от жизни. Вдумайтесь, насколько это важно! Это — умение быть счастливым.

Для того, чтобы лишить новорожденного этого умения, надо всего немного – забрать от матери, провести болезненную обработку, завернуть в безжизненную пелёнку, унести далеко от родного сердцебиения и запаха – в небытиё на вечность. Пускай он задаст себе вопрос «Ради чего я рождался?» и «Зачем я сюда попал?», испытает горькое безмерное разочарование, страх и обиду. А объективный механизм импринтинга запечатлеет это в глубины психики как норму… У новорожденного ещё нет мыслей, логики, способности рассуждать и надеяться. Он пока — только эмоции. Они многократно сильнее и объёмнее, чем у взрослого. И каждый миг – длиной в вечность. От нас зависит, как будет окрашено каждое из первых мгновений новой жизни. Свет и Любовь в мир входящему!

mama.tomsk.ru

Что делать, когда любая контрольная — стресс для ребенка?

Вопрос от Марины, г. Иркутск:

— Помогите советом. Не знаю уже что делать. Каждая контрольная стресс для ребенка. Хотя он готовится очень усердно, но все равно каждый раз я уже сама трепещу перед любой контрольной. У ребенка то понос, то какие-то страхи непонятные, истерики. Он переживает за каждую задачу, которую не успел решить. При этом иногда просто начинает переписывать всю работу, чтобы получилось чисто и аккуратно. Почему для моего ребенка контрольная работа стресс? При этом я вижу, что другие дети абсолютно равнодушно относятся к этим контрольным и даже вовсе не переживают из-за оценок и из-за того, что и как они написали. Понимаю, что его проблема психологическая, но вот причин не могу понять.

Отвечает Виктория Винникова, педагог:

Марина, спасибо за ваш вопрос. На самом деле он действительно относится к области психологии. Как же так получается, что самый старательный и усидчивый ребенок, который хочет и любит учиться, испытывает стресс и при подготовке, и на самой контрольной работе? Точный ответ на этот вопрос дает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Контрольная — стресс для лучших учеников

Лучшие ученики — самые старательные и усидчивые от природы, обладатели феноменальной памяти и аналитического мышления. Такими талантами, согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, одарила природа представителей анального вектора.

Таким ученикам нужно всегда чуть больше времени на анализ и систематизацию информации, именно поэтому они несколько медлительны по своей природе. И их нельзя торопить, иначе они впадают в ступор и не понимают, что надо сделать. Такие дети всегда чувствуют особую ответственность за результат, и ограничение по времени выполнения задания для них всегда стресс.

Но это надводная часть айсберга. Есть и подводная.

Контрольная — стресс или страх опозориться?

У каждого свойства есть обратная сторона. Для ребенка с анальным вектором контрольная стресс еще и потому, что есть природный страх опозориться. Причем опозориться в буквальном смысле. Поэтому часто у таких детей перед контрольной бывает диарея — это проявление стресса в анальном векторе. А после контрольной работы, как правило, бывает запор. Родителям и учителям необходимо знать, что для детей с анальным вектором контрольная работа — физиологический и психологический стресс.

«В первом классе в один из дней «большая нужда» застала меня в школе на уроке. Я отпросился выйти, сказав учителю, что болит живот. Но исправить положение я не смог… ведь в школе не было туалетов со свето-звукоизоляцией и отдельным входом через подземный лабиринт, простые туалеты мне не подходили. Учитель обнаружил меня сидящим в коридоре и, видимо, заметив на моем лице признаки полного отчаяния, отпустил домой. Никогда не мог сказать об этом маме и другим ребятам. Так и носил с собой этот страх опозориться…» (Из обсуждений на форуме портала yburlan.ru)

Так проявляет себя природный страх опозориться, то есть не быть лучшим, не ответить на вопрос, не выполнить контрольную работу идеально и в срок. Именно это бессознательно и гложет ребенка, не дает ему покоя. Он вроде бы все знает на отлично, но все равно нервничает.

Такие дети всегда добросовестно учат уроки и готовятся гораздо больше и тщательнее других. Но вот эти психологические особенности мешают им получить высшую оценку за контрольную работу.

Вот как описывают эти состояния сами дети:

Ребенок может говорить о том, что у него «пальцы деревенеют, мысли разбегаются, тепло приливает к лицу…».

Он старается максимально сосредоточиться, чтобы ничего не пропустить, но все равно…

«Сердце сжимается и стучит быстро-быстро, невозможно успокоить его стук… кажется, что не хватает воздуха… в висках стучит страх: «А вдруг пропущу ошибку и обязательно вспомню о ней, когда сдам работу учителю…»

У некоторых от стресса моментально падает зрение, и задание просто расплывается перед глазами — это дети со зрительным вектором, о них поговорим дальше.

Стресс — контрольная работа у шустрых и подвижных детей

В противоположность усидчивому ребенку, у ученика с кожным вектором стресс контрольная работа вызовет только тогда, когда у него есть договоренность с родителями, что за хорошую учебу ему купят нечто дорогое и желанное (телефон, планшет, мопед). Именно тогда, если он получает двойку или тройку, у него действительно — стресс. Но кожник очень адаптивен и изворотлив по своей психологической природе. Поэтому такой ученик обязательно найдет способ договориться с учителем о том, как это можно исправить или переписать. Все его волнения будут именно не о самой оценке, а о тех последствиях, к которым приведет плохая оценка.

Как пережить стресс — контрольная для ребенка ужас

Нервничают перед контрольной работой и школьники со зрительным вектором, который наделяет своего обладателя повышенной эмоциональностью и богатым воображением. В идеале это дает очень большую фору в усвоении материала, так как зрительники обладают образным мышлением, что позволяет им еще лучше воспринимать и запоминать информацию. Так называемый феномен фотографической памяти — это про них.

Но одновременно огромная эмоциональная амплитуда способна многократно увеличить страхи. И такие дети проигрывают в своем воображении ужасные сценарии той самой контрольной работы.

Так что тут уже на первый план выходит управление эмоциональным состоянием во время контрольной работы.

Внимательная мама, конечно же, может этот момент отрегулировать и перенаправить буйное воображение в позитивное русло, в том числе помочь ребенку использовать свойства образного мышления при подготовке и во время контрольной работы.

Преодолеваем психологический и физиологический стресс от контрольной работы

Родителям необходимо очень хорошо разбираться в этих особенностях. Потому что сейчас, пока речь идет о контрольных работах, это один разговор. А когда сильнейший ученик, обладатель энциклопедических знаний, из-за стресса и неумения с ним справиться заваливает олимпиадную работу или вступительные экзамены, то травма и стресс усиливаются многократно.

Для учеников с разными векторами стресс и его последствия будут разными.

Как же справиться со страхами и стрессом контрольной работы?

Как смягчить стресс и его последствия от контрольной работы

Прежде всего, родителям необходимо соблюдать простые рекомендации:

  • Не торопить ребенка при подготовке и выполнении заданий.
  • Постараться заранее подготовить все необходимое для контрольной работы (тетради, ручки, линейки, циркули и т.д.).
  • Обязательно в день контрольной работы встать пораньше, чтобы у ребенка было чуть больше времени, и вы вместе могли избежать лишней суеты и торопливости при сборе в школу.
  • Обеспечивать ребенку чувство защищенности и безопасности. То есть транслировать на чувственном уровне ребенку свою любовь и поддержку и ни в коем случае не «увязывать» свое отношение к ребенку с его успехами в учебе.
  • Пояснить самому ребенку его особенности и раскрыть его таланты. Тогда во время контрольной или экзамена ребенок будет действовать последовательно, используя свои СИЛЬНЫЕ стороны, и не позволит увлечь себя посторонней суетой.
  • По возможности даже поговорить с учителем и обеспечить, чтобы рядом с таким учеником не сидел суетливый и подвижный или даже гиперактивный ребенок с кожным вектором.
  • Провести беседу с учителем и предупредить об этих особенностях ребенка. Просто попросить, чтобы она его не торопила и не подгоняла. Ведь медлительный ребенок с анальным вектором испытывает огромный стресс, когда звучат слова: «А теперь заканчиваем и ставим точку. Сдаем листочки. Не задерживаем, сдаем. Кто не сдал вовремя — оценка на балл ниже».

    Такие простые шаги на самом деле очень действенны. Они постепенно помогают ребенку понять свои особенности и использовать свои сильные стороны, что позволяет в дальнейшем уже самому преодолевать различного рода стрессы. Даже знание того, что ему нужно на выполнение задания больше времени, дает огромное преимущество в дальнейшем и даже позволяет отказаться от переписывания начисто контрольной работы.

    Преодолеваем стресс контрольной — задачка имеет решение

    Современные дети — это другое поколение. Они полиморфы, то есть являются носителями множества векторов. От 3 до 5, иногда более. Это значит, что от контрольной работы или экзамена возникает еще и внутриличностный стресс.

    Например, при сочетании двух контрарных векторов — анального и кожного — ребенок будет стремиться сделать и быстро, и правильно, и аккуратно. А если есть еще и зрительный вектор, то его внутренние желания будут требовать красоты оформления. Сочетание таких разных желаний не всегда возможно осуществить. Тогда возникает внутриличностный стресс. Это бессознательная реакция. Так что при наличии разных векторов задачка усложняется. Но это не значит, что она не имеет решения. Системно-векторная психология «щелкает» и не такие орешки. Вот что сделала одна из участниц тренинга:

    — Понимаешь, Маруся, — начала я, — мне кажется, что в тебе пытаются ужиться маленькая шустрая (кожная) обезьянка и неповоротливый, медлительный обидчивый бегемотик. Обезьянке важно, чтоб ты была успешна, но она непоседливая, и у неё в одно ухо влетело, а в другое вылетело. А бегемотик, наоборот, основательный, неторопливый. Ему важно пусть медленно, но довести дело до конца. У него хорошая память, но ему все время мешает обезьянка.

    — Мам, ну надо же, как ты точно подметила, я абсолютно точно вижу в себе то бегемотика, то обезьянку (образы!) Так вот, — продолжаю я, — надо нам с тобой придумать, как себя вести и бегемотику и обезьянке, чтоб они не только не мешали, а, наоборот, помогали друг другу. Мне кажется, что во время урока надо выключать обезьянку и включать бегемота — замедляться, чтобы накопить знания, которые даются на уроке, чтоб потом ты могла спокойно выдать их на контрольной. А шуструю обезьянку включай на переменке и на физкультуре — она же любит побегать и порезвиться.
    Татьяна У., врач-дерматолог, Санкт-Петербург

    А вот что говорят учителя о применении знаний системно-векторной психологии в своей работе:

    Понимание — вот лучшее, что могут дать родители

    Мы сделали буквально несколько набросков, которые показывают, насколько сложен внутренний мир ребенка и какими скрытыми движениями души он реагирует на разные обстоятельства жизни, в том числе и на контрольные.

    Попробуйте ответить себе на несколько вопросов:

  • Насколько хорошо вы знаете своего ребенка?
  • Доверяет ли вам ваш ребенок? Какие слова вы обычно используете в разговорах с ним? Рассказывает ли он вам о сложных ситуациях? (Ведь он может не признаться, что, например, опозорился).
  • Приходится ли вам уговаривать его поесть? Как ни странно, это очень важный момент

Все это — важные составляющие.

Информация, которую мы получаем на тренинге, бесценна. Это большая энциклопедия в 80 томах. И освоить эти навыки в живом эфире помогает особый способ подачи информации.

Приглашаем вас точнее разобраться в психике вашего ребенка на ближайший цикл бесплатного онлайн-тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Развитие врожденных свойств векторов происходит до пубертата. Так что не откладывайте счастье и гармоничное развитие вашего ребенка на будущее.

Автор статьи: Виктория Винникова, педагог

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел: Педагогика

22 Мар, 2017 Комментариев: 2 Просмотров: 936
Теги: Дети ответы

svp.expert