Родительское собрание экзамены как избежать стресса

Конспект родительского собрания в 9 классе «Сложный путь — это сдача экзаменов»

— ознакомить родителей с инструкцией об экзаменах;

— познакомить родителей с тем, как они могут помочь своим детям в подготовке экзаменам.

  • 1.Выступление зам.директора школы.
  • 2.Выступление медицинского работника.
  • 3.Знакомство родителей с инструкциями, которые могут помочь при подготовке к экзаменам.
  • 4.Анализ анкет.
  • К родительскому собранию можно подготовить стенд или книжки-раскладушки «Помощь родителям при подготовке к ОГЭ», памятки, буклеты с советами и рекомендациями «Как помочь ребенку сдать экзамены?»

    Подготовка родительского собрания:

    На классном часе проводится до родительского собрания анкетирование.

    Анкета «Самооценка психологической готовности к ОГЭ»

    (модификация методики М.Ю.Чибисовой)

    Для успешного прохождения ГИА необходимо оценить и скорректировать те психологические трудности, с которыми может столкнуться каждый выпускник. В этом тебе поможет данная анкета, результаты которой ты обработаешь самостоятельно. Оцени свое согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями по 5-балльной шкале – обведи цифру, отражающую твое мнение.

    1.Полностью не согласен

    2.Скорее не согласен, чем согласен

    4.Скорее согласен, чем не согласен

    Я достаточно осведомлен о самой процедуре сдачи ГИА

    Думаю, что способен правильно распределить свои силы во время ГИА

    ГИА заранее у меня вызывает тревогу

    Я не очень хорошо представляю, как проходит ГИА

    Полагаю, что смогу оптимально спланировать свое время в течение экзамена

    Я не волнуюсь, когда думаю о предстоящих ГИА

    Я умею работать с КИМ

    Я не знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий

    Думаю, что сумею справиться со своей тревогой на экзамене

    Я достаточно много знаю про ГИА, чтобы понять его преимущества и недостатки

    Я смогу определить конструктивную для себя стратегию деятельности

    С моим беспокойством мне будет трудно сдавать ГИА

    Я знаю, какие задания нужно выполнять, чтобы получить желаемую оценку

    Я сумею успокоиться в напряженной ситуации экзамена

    Я чувствую, что сдать ГИА мне по силам

    Ход родительского собрания

    На доске эпиграф: «Когда человек в панике, он не способен сосредоточиться на той или иной проблемы, однако заставив себя мысленно принять худшее, мы тем самым сбрасываем груз панического беспокойства и оказываемся в состоянии искать и находить правильный выход»

  • 1.Выступление заместителя директора по учебной работе. Она подробно знакомит родителей с инструкцией проведения экзаменов.
  • 2. Выступление медицинского работника. Он рассказывает, как сохранить здоровье детей при подготовке экзаменов. Дает рекомендации: какие продукты питания лучше употреблять, чтобы активизировать умственную деятельность. Раздает каждому родителю памятки для их детей «Как вести себя до и в момент экзамена »
  • Как вести себя до и в момент экзамена
    1. Перед экзаменом обязательно надо хорошо выспаться.

    2. Смело входить в кабинет с уверенностью, что все получится.
    3. Выполнить дыхательные упражнения для снятия напряжения:
    • Сесть удобно
    • Глубокий вдох через нос 4-6 сек.
    • Задержка дыхания 2-3 сек.

    • 3. Выступление классного руководителя .
    • Дорогие родители! Вашим детям придется пройти довольно сложный путь – это сдача ОГЭ. Как помочь детям? Ведь при сдаче экзаменов неизбежен стресс. Как избежать стресса у детей?

    — Во-первых, необходима психологическая поддержка. Нужно верить в силы детей, и самим взрослым ни в коем случае не поддаваться панике. Если ребенок будет чувствовать ваше волнение, это передастся и ему. Необходимо помочь ребенку преодолеть страх и боязнь при сдаче экзаменов словами: «Ты у меня молодец! У тебя все обязательно получится! Я верю в тебя!»

    — Во-вторых, необходимо создать благоприятные условия для подготовки учащихся к экзаменам. Оборудовать надлежащим образом место, где занимается ребенок. Стараться не мешать ему. Помочь сосредоточиться. Не отказывать в помощи, если ребенок вас попросит об этом. Обратить внимание на питание ребенка.

    — В-третьих, можно дать инструкции по подготовке материала к экзаменам:

    1. Трудность запоминания растет пропорционально объему материала. Нельзя откладывать повторение материала на последний день. Лучше распределить повторение так, чтобы работа проходила каждый день, но понемногу.

    2. Учить необходимо с прерыванием; чем все подряд.

    3. Необходимо чередовать умственный и физический труд.

    Например, позанимался ребенок – пусть займется домашними делами, к примеру, вытрет пыль или сделает влажную уборку в своей комнате. Также необходимы прогулки на свежем воздухе. Не правы те родители, которые во время подготовки к экзаменам не пускают гулять детей.

    4.При возникновении стресса у ребенка необходимо помочь ему выйти из такого положения. Например, вспоминайте события, вызывавшие у ребенка даже маленькую радость. Хорошее противодействие стрессу – это смех.

    5. Постарайтесь, чтобы в период подготовки к экзаменам ребенок как можно меньше играл в компьютерные игры и смотрел телевизор до позднего вечера.

    6.Во время подготовки к экзаменам можно порекомендовать детям делать перерывы для выполнения гимнастических упражнений.

    (Затем идет обсуждение родителями этих инструкций, они могут предложить свои рекомендации.)

    Классный руководитель знакомит родителей с результатами анкетирования детей, выявляя уровень тревожности у них.

    В заключении классного родительского собрания классный руководитель подводит родителей к выводу, что они должны помочь своим детям подготовиться к экзаменам психологически.

    1.Родительские собрания . Издательство «Учитель – АСТ» . Волгоград., 2005, Автор Н.Е.Гайдукова.

    me-po.ru

    СТРЕСС НА ЭКЗАМЕНАХ Советы выпускникам и родителям материал к классному часу и родительскому собранию. — презентация

    Презентация была опубликована 2 года назад пользователемИванова София

    Похожие презентации

    Презентация на тему: » СТРЕСС НА ЭКЗАМЕНАХ Советы выпускникам и родителям материал к классному часу и родительскому собранию.» — Транскрипт:

    2 СТРЕСС НА ЭКЗАМЕНАХ Советы выпускникам и родителям материал к классному часу и родительскому собранию

    3 Цели и задачи проекта Цель: 4 Cнятие ощущения сверх значимости экзамена Задачи: Обучение навыкам 4 саморегуляции и способам снятия стресса; 4 управления психическими процессами (внимание, мышление, память).

    4 Актуальность проекта Выпускные экзамены – это не шуточное испытание. Переживают все: родители – за детей, педагоги – за учеников, дети – за отметку. Подростки уходят в свой внутренний мир, не пытаются исправить положение. Надо вовремя помочь старшеклассникам справиться со стрессом. Мы предлагаем урок-беседу по профилактике экзаменационного стресса в 9 – 11 классах, и надеемся, что наши советы помогут вам сохранить здоровье.

    5 Содержание: 4 Что такое экзаменационный стресс? Как его избежать?экзаменационный стресс 4 Как готовиться к экзаменам: -как повысить производительность умственного труда;производительность умственного труда — об эффективном запоминании;эффективном запоминании — режим дня.режим дня 4 Поведение во время экзаменов: 4 -как вести себя на экзамене;как вести себя на экзамене — как себя успокоить, или об аутотренинге;как себя успокоить, или об аутотренинге — как вспомнить даже то, что никогда не знал; — как расположить к себе экзаменатора во время ответа. 4 Способы снятия нервно-психического напряжения после экзамена.

    6 Как успокоить себя перед экзаменом: 4 Оставайтесь позитивно настроенным, не думайте о возможном провале. 4 Займитесь аутотренингом.

    7 Экзаменационный стресс Это нормальная реакция вашего организма на ненормальные обстоятельства. 4 Признаки: ощущение абсолютной пустоты в голове, панический страх, бессонница, дрожь в коленках, отсутствие аппетита, нервные спазмы, стойкая ненависть к школе и всему, что с нею связано. 4 Мудрый совет: Если делать то, что вы ненавидите, можно серьезно заболеть. Вам нужно любить то, что вы делаете. Любите экзамены!

    8 Как повысить производительность умственного труда. 4 Не переусердствуйте в занятиях. 4 Зазубривание интегралов и стихотворений нужно чередовать с полезной хозяйственной деятельностью: стиркой парадного галстука, выгуливанием собачки или хотя бы хомячка. В конце концов разгребите свой письменный стол, вдруг найдете что- нибудь полезное. 4 1 правило. Чередуйте умственный труд с небольшой физической нагрузкой.

    9 Как запомнить большое количество материала 4 Повторяй материал по вопросам, проверь, правильно ли ты запомнил даты, основные факты и т.п. 4 Помни: распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу. 4 Не забывай про «бомбы» — это хороший способ подготовки к экзамену (но не сдачи его). 4 2 правило: составляй краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьком листочке. В последний день просмотри все листочки с записями.

    10 Как правильно распределять время 4 Раздели день на три части: — готовься к экзаменам 8 часов в день; — занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе; — и не забудь про сон — спи не менее 8 часов, во сне человек не запоминает, но и не забывает. И еще: на время экзаменов телевизор — твой враг! Сведи до минимума общение с ним. 4 3 правило: планируй свое время — в последний день все не выучишь!

    11 Правила поведения на экзамене: 4 Совет первый: лучше отложите изготовление столь любимых всеми грызущими гранит науки «шпор» до времен счастливого студенчества. 4 Совет второй: многие считают, что внешний вид абитуриента на экзамене играет не последнюю роль. 4 Совет третий: помните, что экзаменаторы — тоже люди, которые устают не меньше вас.

    www.myshared.ru

    «Экзамены: как избежать стресса?»

    Цель: психологическая подготовка школьников к экзаменам.

    Главная трудность, с которой обычно сталкиваются старшеклассники и родители в
    конце учебного года – это экзамены.
    В преддверии неизбежного испытания психологическая напряженность
    начинает расти, достигая высшей точки в день экзамена.
    Первые экзамены – период особенно трудный, влияющий на всю дальнейшую
    жизнь, и сопровождающий их стресс может сказаться на здоровье,
    настроении, памяти и внимательности. Как помочь старшекласснику?

    Предпросмотр страницы №1

    Родительское собрание № 4

    «Экзамены: как избежать стресса?»

    Цель: психологическая подготовка школьников к экзаменам.

    Главная трудность, с которой обычно сталкиваются старшеклассники и родители в

    конце учебного года – это экзамены.

    В преддверии неизбежного испытания психологическая напряженность

    начинает расти, достигая высшей точки в день экзамена.

    Первые экзамены – период особенно трудный, влияющий на всю дальнейшую

    жизнь, и сопровождающий их стресс может сказаться на здоровье,

    настроении, памяти и внимательности. Как помочь старшекласснику?

    Правильное распределение времени

    Экзамены требуют от школьников огромного напряжения сил и ясности мысли.

    Довольно часто в конце учебного года дети утрачивают аппетит, худеют и плохо спят.

    Чтобы сохранить здоровье, особенно важно правильно организовать режим занятий и

    отдыха. От этого во многом зависит успешная сдача экзаменов.

    Медики и психологи не рекомендуют резко менять обычный режим дня – особенно в

    сторону полной загруженности учебой. Лучше, если день начнется с утренней

    гимнастики. Физическая активность в период напряженного умственного труда, когда

    дневная двигательная активность сильно снижена, особенно необходима.

    За учебники и конспекты лучше садиться в дневные часы, когда работоспособность

    наиболее высокая. После завтрака нужно сразу же приступать к занятиям, делая

    перерывы на 10 минут каждый час. Отдых должен быть активным – нужно встать из-за

    стола, сделать несколько физических упражнений или несложную работу по дому.

    После 3 часов занятий надо сделать более продолжительный, минут на тридцать,

    перерыв для приема пищи, после чего можно позаниматься еще часа три. Потом — обед

    и отдых, например, прогулка на свежем воздухе.

    Некоторые дети говорят, что музыка, шум и посторонние разговоры не мешают им во

    время занятий. На самом деле утомление в данном случае наступает гораздо быстрее.

    Продуктивная умственная деятельность возможна только в тишине.

    Кроме того, желательно во время интенсивной подготовки к экзаменам избегать

    просмотра телевизора, а также ограничить чтение художественной литературы — они

    увеличивают и без того большую умственную нагрузку.Во время экзаменационной подготовки нужно спать не меньше 9 часов – при открытой

    форточке или окне. Это обеспечит полноценный отдых и восстановит

    Подростки же, наоборот, часто недосыпают и занимаются по ночам, поддерживая себя

    чаем или кофе. Этого делать нельзя — ночные занятия неэффективны, они только

    истощают нервную систему и приводят к сонливому состоянию. После бессонной ночи

    www.prodlenka.org

    Родительское собрание «Мифы и реальности единого государственного экзамена по математике», 11 класс

    Тема: «Мифы и реальности единого государственного экзамена по математике».

    Продолжительность мероприятия: 50 мин.

    Участники собрания: классный руководитель, родители обучающихся или лица, их заменяющие.

    Тип мероприятия: родительское собрание.

    Цель: информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к экзаменационному периоду.

    1.Создание условий для формирования представлений родителей о едином государственном экзамене по математике.

    2. Создание эмоционального настроя на эффективную совместную работу по подготовке к ЕГЭ.

    3. Развитие педагогической культуры родителей.

    Форма проведения собрания: информационно-практическая беседа.

    Ожидаемые результаты: родительское собрание поможет родителям получить ответы на основные вопросы о едином государственном экзамене.

    Время проведения: первая — вторая неделя учебного года 11 класса.

    Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, раздаточный материал, ручки, бумага для заметок.

    Структура родительского собрания.

    Вступительное слово учителя

    Такие родительские собрания я провожу в течение 6 лет в начале учебного года в 11 классе. Основная цель – снятие эмоциональной напряженности у родителей в период подготовки к выпускным экзаменам, развеять мифы, которые сопровождают ЕГЭ по математике.

    В ходе собрания провожу знакомство родителей с содержанием КИМа по математике и разбор типичных ошибок, даю советы по подготовке, информирую об электронных образовательных ресурсах и сайтах. На мой взгляд, ключевым моментом этого собрания, является практикум по решению реальных тестов ЕГЭ. Данная форма позволяет родителям оценить уровень сложности заданий, сформировать установку, что ЕГЭ по математике – это не страшно, при систематической подготовке достигается вполне хороший результат. Это неизменная часть собрания, остальные этапы могут меняться. Про данную форму с родителями я рассказывала в своем мастер-классе: https://урок.рф/library/masterklass__matematika_kak_sredstvo_formirovaniya__182232.html

    Вступительное слово учителя.

    Добрый день, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на родительском собрании «Мифы и реальности единого государственного экзамена по математике» (Слайд1). Мы проводим его в начале учебного года. Этот год – ответственный этап для ваших детей и волнительный для вас. Сегодня о ЕГЭ не говорит разве что ленивый. В источниках СМИ, в сети Интернет о едином государственном экзамене можно встретить различные мнения и суждения. Очень часто, не соответствующие действительности, так называемые «мифы». Сегодня мы постараемся разобраться: что является мифом, а что реальностью в ЕГЭ по математике.

    Перед вами на столе лежат опросники. Предлагаю ответить на вопросы (3 минуты):

    — Единый государственный экзамен по математике является обязательным экзаменом?

    — Какой уровень ЕГЭ по математике влияет на получение аттестата?

    — Какой уровень ЕГЭ по математике нужен для поступления в ВУЗ?

    а) базовый; б) профильный.

    — Сколько раз можно пересдавать ЕГЭ по математике в текущем году?

    — Чем можно пользоваться на ЕГЭ по математике?

    — Сколько баллов нужно набрать по базовому ЕГЭ, чтобы экзамен был сдан?

    — Каков минимальный порог (в баллах) по профильному ЕГЭ?

    Спасибо за работу! В течение дальнейшей совместной работы вы узнаете правильные ответы на эти вопросы. .

    Выпускные экзамены – это напряженная пора для выпускников Сегодня я предлагаю вам выступить в роли ваших детей. Проведем эксперимент-практикум. Я прошу вас объединиться в группы по 4 человека.

    (Для каждой группы на столе в файле находятся: КИМ базового уровня, справочный материал, листы бумаги для вычислений, таблица для внесения ответов, ручки)

    Дорогие родители! Прошу вас достать из файлов тесты, справочный материал, который предоставляется и на ЕГЭ базового уровня, таблицы для внесения ответов. Единственным нарушением будут калькуляторы, которыми я разрешу вам пользоваться во время практикума, так как время на выполнение будет ограничено до 15 минут (в сравнении с 180 минут на самом экзамене). Вы можете совещаться, можете решать индивидуально. Преступаем! У вас 15 минут!

    (Родители выполняют задания теста).

    Внимание! Время! Я предлагаю вам таблицу с правильными ответами. (Слайд 2) Отметьте знаком «+» правильные ответы. Посчитайте количество правильных ответов. Базовый ЕГЭ по математике сдан, если получено 7 правильных ответов, которые соответствуют отметке «3». На слайде, в таблице правильных ответов, красным цветом выделены задания, которые имеют практическую направленность, так называемые практико-ориентированные задания. Сравните, какие задания вы выполняли.

    (Практика показывает, что за отведенное время родители правильно выполняют 6-8 заданий, в основном это практико-ориентированные задания).

    Вы успешно справились именно с этим типом заданий, так как у вас имеется жизненный (социальный) опыт. А выпускники очень часто допускают ошибки в задачах, связанных с расчетом коммунальных платежей, из-за отсутствия такого опыта. Я предлагаю вам посмотреть, какие ошибки допускают выпускники при выполнении вышеуказанных задач. (Слайды 3-9)

    Прошу вас поделиться своими впечатлениями. Насколько сложными показались вам задания?

    (Родители отвечают по желанию).

    Спасибо вам за ваши ответы. Теперь прошу вас возле каждого задания расставить числа, которые я буду называть.

    (Называю числа, которые показывают классу, в котором изучается материал, соответствующего задания).

    Спасибо! Уважаемые родители, вы отметили классы, соответствующие заданиям. Прошу вас посчитать, сколько заданий отмечены числами 5 — 9. Вы можете заметить, что количество таких заданий значительно больше, чем 7. Таким образом, сдать базовый ЕГЭ по математике и получить аттестат о среднем общем образовании можно без знания учебного материала 10 -11 классов. Вы сегодня убедились, что сдать базовый ЕГЭ по математике – реально. У нас с ребятами впереди целый учебный год. При условии целенаправленной работы ваши дети успешно справятся с испытанием.

    Уважаемые родители! Прошу внимания! Предлагаю посмотреть презентацию «Родителям о ЕГЭ»

    (Просмотр презентации «Родителям о ЕГЭ»)

    Спасибо! Если у вас есть вопросы, я готова на них ответить.

    ЕГЭ по математике сдают уже 15 лет. Я предлагаю посмотреть видеоролик, с Вами своими советами делятся родители, чьи дети уже сдавали ЕГЭ. Внимание на экран!

    Дорогие родители! Прошу вас в пятибалльной системе оценить собрание. У вас на столах лежат листочки желтого цвета, на них вы можете поставить отметку и написать комментарий или пожелание. Для вас я приготовила советы психолога, можете их забрать с собой.

    Спасибо за сотрудничество! До новых встреч!

    Таблица для внесения ответов

    В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом — абсолютно нормальная реакция организма.

    Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.

    Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям — оказать своему ребенку правильную помощь.

    ЕГЭ — лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.

    При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.

    Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.

    Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

    Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.

    Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.

    Некоторые полезные приемы

    Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.

    Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время. С правилами заполнения бланков тоже можно ознакомиться заранее.

    Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.

    Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. А о полноценном питании можно прочитать в разделе «Советы родителям» (см. ниже).

    Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.

    Рекомендации по заучиванию материала

    Главное — распределение повторений во времени.

    Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.

    Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

    Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.

    Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

    Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.

    В экзаменационную пору основная задача родителей — создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и… не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное — спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.

    Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.

    Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.

    Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) — самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь «от хорошего слова даже кактусы лучше растут».

    Очень важно разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!

    Одна из главных причин предэкзаменационного стресса — ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ЕГЭ и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.

    Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.
    В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

    Помогите распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам (её можно подсмотреть в разделе «Советы выпускникам»).

    Обеспечьте своему выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!

    Питание и режим дня

    Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и «от плюшек не толстеют!»

    Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.

    Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.

    С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку… разумеется, это не баловство, а просто глюкоза стимулирует мозговую деятельность!

    * Материалы подготовлены на основе книг Ф.Йейтса «Искусство памяти»; Корсакова И.А., Корсаковой Н.К. «Хорошая память на каждый день», бесед с лучшими российскими психологами и педагогами, а также собственного родительского опыта.

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Выступление психолога на родительском собрании «Подготовка к единому государственному экзамену. Как противостоять стрессу».

    Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра «Профессионал»

    Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

    После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

    Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС

    «Подготовка к единому государственному экзамену. Как противостоять стрессу».

    – проанализировать подготовленность детей к предстоящим испытаниям;

    – дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации.

    Участники: родители учащихся выпускных классов, классный руководитель или психолог.

    1. Изучение специальной психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме.

    Тестирование выпускников по «Стресс-тесту».

    Проводится в период подготовки к родительскому собранию во время классного часа.

    Ознакомление родителей с результатами тестирования, проведённого с детьми. Тестирование проводится анонимно

    Психолог рассказывает родителям об общем уровне стресса в классе, какой процент детей имеет высокий уровень и т.д.

    Перед предстоящими экзаменами волнуются как дети так и взрослые. В зависимости от личностных особенностей и жизненного опыта волнение все выражают по-разному: от истерик, до демонстрации показного равнодушия и «сверхспокойствия». Взрослые, стараясь помочь своим детям (в зависимости от поведения последних), используют либо обвинения в бездействии, либо призывы больше времени уделять учёбе, либо просьбы не волноваться. Подобные «традиционные» способы поддержки позволяют взрослым выплеснуть свою тревогу, а юношам и девушкам мало помогают.

    Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись — вдохнуть полной грудью и идти дальше

    Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как же поддержать выпускника?

    Поддерживать ребенка – значит верить в него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».

    Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.

    Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

    — Опираться на сильные стороны ребенка,

    — Избегать подчеркивания промахов ребенка,

    — Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах,

    — Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку,

    Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».

    Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

    Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

    Продолжительность сна в период подготовки к экзаменам должна быть не менее 8 часов. Поощряйте и перерывы между повторениями тем, особенно если это будет прогулка на свежем воздухе или смена умственной деятельности на физическую.

    Не разрешайте ребёнку долгие часы проводить у телевизора, компьютера, планшета, интернета, что уменьшает работоспособность и нагружает нервную систему.

    Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в кухне и т.д.

    Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий).Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

    Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

    Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

    пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

    внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования — не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

    если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

    И помните: самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

    Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов

    Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды.

    Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны. В сладкую газированную воду добавляют вещества, ускоряющие обезвоживание. Для того чтобы расщепить соки, тоже требуется вода. Чай и кофе лишь создают иллюзию работоспособности.

    Вторая проблема, с которой сталкиваются школьники, попавшие в стрессовую ситуацию, — это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно из них — правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие — правой половиной. Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга.

    Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрестный шаг» и проводится следующим образом.

    Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладем на него противоположную руку. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, тот правое колено с левой рукой. Для эффективности в момент взмаха можно подниматься на опорной ноге на цыпочки.

    Обязательное условие выполнения этого упражнения — двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.

    Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.

    Следующее упражнение уменьшает кислородное голодание, усиливающее негативное влияние стресса. Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «энергетическое зевание». Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты. Зевание во время экзамена очень полезно. Как правильно зевать? Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3–-5 зевков.

    Первым шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка , абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо приучить ребенка к успеху, удаче, но при этом известно, что одна из причин, мешающих тревожным людям результативно выступать, состоит в том, что они в большей степени сосредоточены не на выполнении конкретной деятельности, а на том, какие возможны последствия. Поэтому неэффективно ставить перед собой цель типа «Я должен получить отличную оценку», «Я должен ответить во что бы то ни стало», лучше сформулировать конкретно «Я должен доказать теорему или решить задачу».

    Возможность провала становится для ученика показателем его жизненной несостоятельности, его человеческой неполноценности. При таком восприятии экзамен – уже не просто определенная проверка знаний, а препятствие, которое может лишить человека самоуважения, уважения в глазах окружающих. Это проверка на право чувствовать себя – человеком.

    Что бы этого избежать, ВАМ родители, нужно поддерживать уверенность в силах вашего ребенка. Он должен чувствовать себя уверенно, знать, что за спиной надежный тыл, любящие люди. Родители, не любящие своих детей, – явление не частое, но подростков, абсолютно уверенных в родительской любви, не так уж и много. Объясняется это противоречие просто. Родители, из лучших побуждений часто говорят о недостатках, указывают на ошибки. Вы – взрослые, считаете, что ребенок поймет, однако подростки ориентируются на прямое значение слов. Часто слыша о собственных недостатках и редко о любви, эмоциональной поддержке, внимании и заботе не материальной, ребята начинают сомневаться во всем.

    Рассказ родителям о том, что такое ГИА или ЕГЭ: особенности и форма проведения, критерии оценки, сроки оглашения результатов, разрешённые на экзамен предметы, что делать, если ребёнок не сдал и т.д.

    Главное условие успешной сдачи ЕГЭ — разработать индивидуальную стратегию подготовки, то есть найти те приемы и способы, которые эффективны и полезны для вашего ребенка, позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене. Для этого ему необходимо осознание своих сильных и слабых сторон, опыт принятия решений, понимание своего стиля учебной деятельности, умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, а также уверенность в собственных силах и установка на успех.

    Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись — вдохнуть полной грудью и идти дальше.

    Уместно вспомнить, что тревожность – это естественное, обычное состояние человека, в сложной, незнакомой ситуации, и испытывают его абсолютно все люди. Тревожность можно мобилизовать, собраться с мыслями, знаниями и отвечать на экзаменах.

    Итак, что же необходимо делать родителям, чтобы их ребёнок успешно сдал экзамен?

    Практические советы родителям.

    Организация режима и условий подготовки.

    Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Подбадривайте ребенка, повышайте его уверенность в себе. Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте перегрузок. Экзамены требуют большого напряжения сил, ясной мысли, смекалки. Нередко в это время некоторые дети утрачивают аппетит, худеют, плохо спят. И от того, насколько правильно будет организован режим занятий и отдыха, во многом зависит и успешная сдача экзаменов, сохранение здоровья.

    Медики не рекомендуют в этот период менять обычный режим дня. За учебники и конспекты лучше садиться в дневные часы, когда работоспособность наиболее высокая. После сытного завтрака нужно сразу же приступать к занятиям. Лучше начинать в 8.30 и делать перерывы для отдыха на 10–15 минут каждый час. Отдых должен быть активным: встать, походить, сделать несколько физических упражнений, несложную работу по дому.

    После 2,5–3 часов работы нужно сделать более продолжительный (20 – 30 минут) перерыв для приема пищи, после чего можно позаниматься еще часа три. Потом обед и отдых – прогулка на свежем воздухе не меньше двух часов или сон. А потом можно продолжать работу еще в течение двух-трех часов.

    Некоторые считают, что музыка, шум, разговоры не мешают им во время занятий. Но это не так. Утомление в данном случае наступает значительно быстрее. Продуктивная умственная деятельность возможна только в условиях тишины.

    Желательно избегать просмотра видеофильмов и телепередач, игры в шахматы, чтения художественной литературы, потому что они увеличивают и без того большую умственную нагрузку.

    Во время экзаменов нужно спать не менее 9 часов. Чтобы лучше подготовиться к экзаменам, дети часто недосыпают, занимаются вечером и даже ночью, поддерживая себя крепким чаем или кофе. Этого делать ни в коем случае нельзя. Ночные занятия неэффективны, истощают нервную систему и приводят к сонливому состоянию. После бессонной ночи трудно будет продолжать работу, придется сначала выспаться, а значит, потерять время, когда работоспособность высокая. Спать нужно при открытой форточке или окне. Это обеспечит полноценный отдых и восстановит трудоспособность. Накануне экзамена лучше прекратить занятия в середине дня. Своевременно лечь спать и хорошо выспаться, чтобы прийти на экзамен с ясной головой и хорошей памятью.

    Утром рекомендуется сделать все обычные гигиенические процедуры, потом остаток времени до начала экзамена погулять на свежем воздухе и коротко повторить учебный материал. Все это создаст необходимое рабочее настроение.

    После сдачи одного экзамена не следует сразу же начинать подготовку к следующему. Остаток экзаменационного дня – время для разрядки, для снятия напряжения, обновления сниженной трудоспособности.

    У школьников, особенно к старшим классам, вырабатывается временной режим учебных заданий. Не ломайте этот режим в период подготовки к экзаменам (совы, жаворонки). Следите за тем, чтобы чередовались периоды труда и отдыха, полезнее всего будут прогулки по свежему воздуху.

    Не критикуйте ребенка во время экзамена. Помните: главное – снизить напряженность и тревожность, обеспечить подходящие условия для занятий.

    Для сохранения сил и повышения работоспособности нужно организовать правильное питание. Нельзя садиться заниматься на голодный желудок. Большое значение имеют овощи и фрукты. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

    Некоторые школьники, чтобы не волноваться, принимают перед экзаменами транквилизаторы. Напрасно! Таблетка может очень подвести, потому что снижает внимание и память. Да и следует ли вообще избегать настоящего предэкзаменационного волнения, ведь известно, что оно мобилизует скрытые резервы организма, повышает его возможности!

    Тренировка сдачи экзамена

    Нужно учитывать и специфику предметов, по которым ребенку предстоит сдавать экзамены. Готовясь к устным экзаменам, целесообразно систематизировать и повторить весь изученный курс, а подготовиться за короткий период, например, к письменному экзамену по русскому языку нереально, есть смысл сосредоточиться на отдельных разделах программы.

    Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету.

    Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

    Выполняйте как можно больше различных тестов по данному предмету. Тренируйтесь с секундомером в руках, засекайте время выполнения тестов.

    Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Так как задания будут на время, то можно потренироваться выполнять подобные задания с фиксацией времени, чтобы подросток мог в нем ориентироваться самостоятельно. Торопливые могут прочитывать по несколько раз инструкцию к заданию, чтобы понять верно смысл и не исправлять потом ошибки. Медлительным можно предложить дома учиться распределять время при выполнении задания. И, конечно же, и тем и другим необходимо оставлять 5 – 10 минут на проверку работы. Родители могут контролировать время, подбирать аналогичные задания при подготовке. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

    Как правило, дети сдают не один, а несколько экзаменов подряд. Каждый из них – определенный рубеж, после которого обязательно нужен отдых независимо от результата. Успешная сдача – праздник не только для ребенка, но и для всей семьи. Не воспринимайте отличный результат, как должный и единственно возможный, порадуйтесь вместе с ребенком. Неудовлетворительный результат – это не трагедия, это опыт. Не машите обреченно руками, не вешайте ярлык – «неспособный» на своего ребенка. Обсудите случившееся и учтите этот опыт в дальнейшем.

    По сути, наши дети не просто сдают экзамены по учебным предметам, они учатся преодолевать трудности. Данная форма проверки знаний – это испытание характера, силы воли, умение в нужное время проявить себя, показать свои достижения в определенной области знаний, умение не растеряться, справиться с волнением – этому обязательно надо учить и учиться.

    Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

    Волнение ребенка выпускного класса выражается по – разному: от истерик, до демонстрации «сверхспокойствия» и показного равнодушия. Это зависит от личностных особенностей и жизненного опыта. Не менее встревоженные предстоящими испытаниями взрослые (родители и учителя). Они стараются помочь подростку, но не всегда правильно это делают. Могут обвинять его в бездействии и призывать больше времени уделять учебе, успокаивать, или быть пассивными и внешне равнодушными, не вникая в проблемы ребенка.

    Эти «традиционные» способы лишь позволяют взрослым выплеснуть свою тревогу, а подростку помогают мало, скорее наоборот. Он и сам понимает, что нужно больше заниматься, но не в силах себя заставить, и лишняя констатация факта укрепляет его неуверенность в собственных силах и мешает взяться за дело. Призывы быть спокойнее, также чаще всего достигают противоположного результата, лишь укрепляя подростка в ощущении своей «исключительной тревожности».

    Не бойтесь прямо говорить ребенку о том, что он любим, не зависимо от жизненных ситуаций , говорите о своих чувствах, они более понятны, чем просто лекции или долгие объяснения. («Ты должен учить уроки», «Хватит гулять делай то – то»).

    Тревожность – это поток чувств, сфокусированных на страхе: что – то плохое должно случиться. Это естественное, обычное состояние человека, в сложной, незнакомой ситуации, тревожность испытывают все люди.

    Таким образом, роль родителей в подготовке старшеклассников к ЕГЭ включает в себя не только конкретные действия по поддержке ребенка в период экзаменов, но и создание условий для развития здоровой, успешной, психологически зрелой личности. И помните: самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

    www.metod-kopilka.ru