Родовые травмы и умственная отсталость

Родовые травмы и умственная отсталость

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ДЕТЕЙ, СВЯЗАННАЯ С РОДОВОЙ ТРАВМОЙ

Под родовыми травмами понимают неизбежные и предотвратимые механические повреждения плода или гипоксию плода во время родов, приводящие к многообразным нарушениям ЦНС. Частота родовых травм — 2-7 на 100 живорожденных.

Клиника. Наибольшее отставание в физическом и нервно-психическом развитии отмечается у детей, перенесших тяжелую асфиксию и родовую травму. У новорожденных наблюдаются угнетение физиологических рефлексов, тремор, судороги, клонус конечностей. У них на 2,5—5 месяца запаздывают моторные навыки (удерживание головы, ползание, ходьба) и первая улыбка, а на 3-6 месяца — первые слова. Часто отмечаются нарушенный тонус мышц, замедленное развитие координации движений, параличи или парезы, сочетающиеся с нарушением черепно-мозговой иннервации. Парез и гипертония мышц ног затрудняют ходьбу, заставляя их передвигаться на носочках. У части детей — гипотония мышц и атетоз. Нередкое явление — судорожные припадки. При перинатальной гипоксии в 30% — задержка психического развития, а в 4% — умственная отсталость. При тяжелой родовой травме с асфиксией наряду с описанной симптоматикой у 25% детей наличествует умственная отсталость. Особенности психических нарушений определяются гипертензионным синдромом, церебральной со-судистой недостаточностью, церебрастенией. Эта мозговая патология приводит к нарушениям поведения, периодически возникающим колебаниям настроения, ослаблению памяти, расстройствам внимания, нарушениям счета в сочетании с нарушением формирования пространственного синтеза.

Патогенез. Под влиянием асфиксии в мозге новорожденного сосуды переполняются кровью, возникает отек тканей, разрывы мелких сосудов и кровоизлияния. Из-за нарушения тканевого обмена разрушаются клетки мозга. При длительной аноксии происходит размягчение, а затем и атрофия коры мозга. Все это предрасполагает к разрывам тканей, происходящим в процессе родов. Таким образом, родовая травма — это переломы костей черепа, разрывы твердой мозговой оболочки и внутричерепные кровоизлияния, возникающие из-за разрыва сосудов. Формирование умственной отсталости при этой патологии связано с недоразвитием мозга и остаточными явлениями перенесенной мозговой травмы (ликвородинамическими, сосудистыми, очаговыми нарушениями).

Терапия. Стимулирующее лечение сочетается с дегидратацией и физиотерапией.

sinref.ru

Умственная отсталость, возникающая в связи с различными вредностями, во время родов и в раннем детстве

В эту группу включены различные по своей этиологии, патогенезу и клинической картине формы умственной отсталости, общим для которых являются остаточные явления после перенесенного мозгового заболевания.

Одной из наиболее частых причин возникновения умственной отсталости являются родовые черепно‑мозговые травмы и асфиксия новорожденных, ранние менингиты и энцефалиты.

Умственная отсталость, возникающая в связи с патологией родового периода (родовая черепно‑мозговая травма, осложненная асфиксией новорожденных)

По данным зарубежных и отечественных авторов последствия родовой черепно‑мозговой травмы и асфиксии новорожденных выявляются в зависимости от возраста обследуемых и степени тяжести клинических проявлений. Необходимо подчеркнуть, что многие явления с возрастом сглаживаются и сохраняются наиболее заметные симптомы неврологических и психических расстройств. Количество случаев родовой травмы увеличивается за счет недоношенности, так как кровеносная система плода еще не достаточно развита и сосуды легко травмируются во время прохождения через родовые пути. В случаях слабой родовой деятельности матери подключается акушерская помощь, которая также может травмировать череп новорожденного, оставляя различной степени выраженности гематомы. Многие из этих детей, будучи ослабленными, переносят в детском возрасте различные инфекционные заболевания с мозговыми явлениями, что утяжеляет в дальнейшем клиническую картину умственной отсталости.

В этих случаях сочетаются внутриутробная, природовая и прижизненная патология, что осложняет диагностику данного состояния.

В течение последних десятилетий был накоплен ряд новых экспериментальных и клинических фактов, которые помогли уточнить понятие «родовая травма» и дифференцировать сложный комплекс патологических состояний, наблюдаемых при неблагоприятно протекающих родах.

Фактором, предрасполагающим к травматическим повреждениям во время родов, служит недоношенность и пере‑ношенность плода. У недоношенных детей внутричерепное кровоизлияние встречается чаще, чем у доношенных детей. Кровоизлияния у недоношенных детей объясняются функциональной незрелостью, недоразвитием сосудистого аппарата, пониженной свертываемостью крови, высоким числом протромбина и др. Наиболее существенным является тот факт, что приспособительные механизмы у них еще недостаточно сформированы, поэтому роды и связанные с этим воздействием на плод, являются для него непосильной нагрузкой.

Переношенность плода представляет еще большую опасность, так как в связи с регрессивными изменениями в плаценте возникает внутриутробная асфиксия плода.

На основании приведенных данных были сделаны два вывода:

1. В возникновении родовой черепно‑мозговой травмы большую роль играет ряд предрасполагающих факторов (недоношенность или переношенность плода, внутриутробная асфиксия).

2. Понятие «родовая травма», как одна из причин умственной отсталости, сочетается с пренатальными и постнатальными вредностями.

Особенностью клинических проявлений в этих случаях является многосимптомность, т. е. наряду с выраженным умственным недоразвитием могут отмечаться парезы, параличи, а также травматические симптомы – головные боли, утомляемость, истощаемость, неустойчивость активного внимания, расстройство настроения, аффективность, ослабление памяти, вегето‑сосудистые расстройства (бледность кожных покровов, потливость, игра сосудов), синдром повышенного внутричерепного давления. У всех детей отмечаются речевые нарушения в форме дизартрии или алалии (ОНР) разной степени выраженности.

Интеллектуальные расстройства характеризуются снижением от легких задержек до выраженных степеней умственного недоразвития, проявляющихся в виде повышенной отвлекаемости и истощаемости, слабости побуждений, замедления психических процессов, иногда из‑за резкой психомоторной расторможенности, неспособности к целенаправленному действию.

Для ранней диагностики умственной отсталости (СЛ. Новоселова, Е.А. Стребелева и др.) необходимо обследование детей с учетом анамнестических данных, результатов изучения психопатологической картины проявления дефекта в динамике под влиянием коррекционных методик.

Умственная отсталость, вызванная черепно‑мозговыми травмами ребенка в возрасте от 0 до 3 лет

При изучении анамнеза детей, страдающих интеллектуальной недостаточностью, имеются указания на перенесенную травму черепа после рождения в возрасте от 0 до 3 лет.

Врачи, изучавшие клинику интеллектуальных нарушений, возникшую после перенесенной травмы черепа (Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт и др.), отмечали неустойчивость, неспособность к длительному напряжению, быструю утомляемость, головные боли, резко выраженный вазовегетативный (сосудистый) синдром, т. е. все симптомы, характеризующую травматическую церебрастению.

И.А. Юркова, обследуя детей с умственной отсталостью, обучающихся в специальной коррекционной школе, отмечала также, что у них отсутствует характерная для врожденных форм интеллектуальных расстройств диспластичность телосложения и деформация строения черепа. Ее данные разрешили выделить несколько характерных симптомов:

1) Дети с постнатальной (после рождения) травмой более гармонично сложены, мимика их более живая и выразительная.

2) У некоторой части больных отмечаются те или другие эндокринные нарушения (гипоплазия половых органов, задержка появления вторичных половых признаков, неравномерное и избыточное отложение жира, умеренное увеличение щитовидной железы).

3) Характерными для них являлись жалобы на головные боли, возникающие приступообразно, сопровождающиеся рвотой, резкой бледностью, потливостью (сосудистая реакция). Все симптомы связаны с нарушением ликворной циркуляции.

4) На рентгенограмме обнаруживались признаки гидроцефалии.

5) Умственная отсталость проявлялась в:

– низком уровне процесса отвлечения и обобщения;

– бедном запасе сведений;

– неспособности к напряжению и усилию (после короткого периода работы дети быстро устают и сидят в классе с отсутствующим видом);

– легкой истощаемости (детям очень трудно сосредоточиться даже на доступных их пониманию заданиях);

– изменениях эмоционально‑волевой сферы (дети тяжело переживают свои неудачи в занятиях, чувство неполноценности);

– жалобах на головные боли, возникающие при умственной нагрузке;

– ослаблении памяти (смысловой и механической). Дети плохо запоминали текущие события, плохо воспроизводили прошлое (не запоминают стихи, имена, учебный материал).

Приведенные данные подчеркивают сложность посттравматического процесса, необходимость специального медико‑педагогического воздействия. Дети с подобной симптоматикой могут находиться в дошкольном и школьном учреждении коррекционного типа.

Умственная отсталость, обусловленная перенесенными инфекционными заболеваниями в раннем детстве (в возрасте до 3 лет)(менингит, менингоэнцефалит, энцефалит, поствакцинальный менингоэнцефалит)

Перенесенные в раннем детском возрасте инфекционные заболевания с высокой температурой, расстройством сознания, судорогами, оставляют после себя тяжелые последствия. Можно предполагать, что в этих случаях, наряду с общей инфекцией, ребенок переносит энцефалит или менингоэнцефалит. Клинические особенности развивающейся умственной отсталости характеризуются астеническим состоянием, неспособностью к умственному напряжению, повышенной возбудимостью, суетливостью, двигательным беспокойством. У детей школьного возраста наблюдаются:

• повышенная возбудимость, раздражительность, беспокойство;

• нарастающая психопатизация личности (трудное поведение);

• немотивированные и резкие колебания настроения, чередование вялости, апатии с чрезмерной подвижностью и суетливостью;

• у некоторых больных отмечаются грубые расстройства внимания и памяти, нарушение временных представлений, динамического праксиса;

• расстройства речи, чтения и письма.

В заключение необходимо подчеркнуть, что умственная отсталость, обусловленная инфекциями, интоксикациями, вакцинациями и травмами ЦНС, перенесенными в первые годы жизни ребенка, имеют ряд характерных особенностей:

Патогенез этой формы умственной отсталости является более сложным: признаки распада сформированных функций сочетаются с аномалией развития тех функциональных систем, которые в момент начала болезни были в состоянии усиленной дифференциации.

Формирование клинических проявлений умственной отсталости зависит от особенности перенесенных заболеваний и времени воздействия (этиологии, патогенез, степень тяжести и распространенности в тех или других отделах мозга).

Однако решающим является возрастной критерий в момент заболевания: чем младше ребенок, тем больше опасности возникновения психического недоразвития. Большое значение имеет своевременная диагностика и лечебные мероприятия.

В клинической картине наряду с признаками умственной отсталости наблюдается ряд дополнительных симптомов:

• локальные дефекты речи, чтения, письма;

• признаки гипертензии и гидроцефалии;

• эндокринные расстройства наблюдаются чаще, чем при других формах умственной отсталости.

Динамика клинических форм зависит от особенностей состояния дефекта:

• в случаях преобладания функционально‑динамических расстройств, которые носят обратимый характер, динамика благоприятна, многие патологические явления сглаживаются, остаются лишь более стойкие симптомы психического недоразвития;

• при наличии нарушения выраженных структур (эндокринных систем, гидроцефалии), прогноз становится более сомнительным;

• динамика зависит от семейно‑бытовых условий, от условий воспитания.

Сложная структура неврологических и психических расстройств обусловливает клиническую картину умственной отсталости постинфекционных и посттравматических состояний у детей. Воспитатели дошкольных учреждений должны быть знакомы с клиническими проявлениями болезни для подготовки специальных методик коррекционного воздействия.

Лечебно‑педагогические мероприятия. Большое значение имеет рано начатое коррекционное обучение и воспитание ребенка в специальных дошкольных учреждениях по специальным программам (Е.А. Екжанова, А.А. Катаева, Е.А. Стребе‑лева). В раннем возрасте идет дозревание мозговых структур и формирование функциональных систем. Активизация их, включение новых отделов коры головного мозга может обеспечить благоприятное развитие.

Дифференциальная диагностика между умственной отсталостью и смежными состояниями строится на основе обследования и наблюдения за игровой деятельностью ребенка, усвоением нового опыта, особенностям моторного и речевого развития. Сотрудники психолого‑медико‑педагогической консультации уточняют анамнестические данные и проводят обследование для решения вопроса, где должен воспитываться данный ребенок.

Подозрение на умственную отсталость может возникнуть, когда у ребенка во вторую половину первого года жизни отсутствует или резко снижена реакция на окружающую обстановку, нет радостного оживления при разговоре с ним, ребенок не интересуется игрушкой, не отличает мать от постороннего лица. Выразительные движения отсутствуют, взгляд пустой, малоосмысленный, улыбка появляется поздно и носит подражательный характер.

Подозрение на умственную отсталость в дошкольном возрасте возникает в случаях:

• когда дети вялые, малоконтактные или двигательно беспокойны;

• дети не способны к сосредоточенному вниманию;

• плохо сохраняется опыт прошлого, осмысление окружающего им не удается, деятельность носит автоматический или подражательный характер;

• речь не сформирована;

• особенности игровой деятельности: игры носят примитивный, однообразный характер, их трудно обучить правилам игры, они плохо понимают содержание, инструкцию, фантазия и инициатива в играх отсутствуют;

• затрудняются классифицировать предметные картинки и выделять неподходящую картинку;

• недостаточно дифференцируют различия предметов: большой или маленький, много или мало, геометрические формы.

Подозрение на умственную отсталость в школьном возрасте возникает, когда у ребенка обнаруживаются стойкие трудности в овладении прцессами отвлечения и обобщения, анализа и синтеза, логического мышления. Различия между предметами и явлениями не происходит или происходит по случайным конкретным признакам. Нет абстрактных понятий. Чем тяжелее умственная отсталость, тем меньше возможностей отвлечения и обобщения.

Распознавание умственной отсталости строится на двух критериях:

1) качественная характеристика интеллектуального дефекта (неспособность к отвлечению и обобщению);

2) своеобразие деятельности ребенка или подростка (отсутствие инициативы, наклонность к подражанию и повторению, использование заученных штампов, неспособность к переключению на новые виды деятельности). Чем тяжелее дефект, тем ярче симптоматика.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Чем обусловлена родовая черепно‑мозговая травма?

2. Дайте характеристику родовой черепно‑мозговой травмы и ее последствий.

3. Как проявляет себя асфиксия новорожденных?

4. Особенности интеллектуальной недостаточности, возникшей в связи с перенесенной тяжелой родовой травмой и асфиксией новорожденных.

5. Особенности интеллектуальной недостаточности у детей, перенесших травму черепа в возрасте до 3 лет.

6. Чем характеризуются интеллектуальные нарушения у детей, перенесших тяжелую инфекцию, осложненную ме‑нингоэнцефалитом?

7. Какие симптомы характеризуют последствие вакцинального менингоэнцефалита?

8. Опишите клиническую картину гидроцефального синдрома, возникающего после перенесенной травмы или инфекции.

9. Какие работы вы можете использовать для возрастной диагностики умственной отсталости?

10. Составьте таблицу сравнительной характеристики умственной отсталости в возрастном аспекте.

mydocx.ru

Родовая травма

Последствия родовой травмы — смещение позвонков

Вы знали, что если бы не смещение атланта в родах, то ребенок мог бы держать голову уже через неделю после рождения?

В это сложно поверить, но родовая травма существует у подавляющего большинства населения. Это связано с тем, что до сих пор в отечественных больницах используется, мягко говоря, очень нездоровый метод принятия ребенка во время родов, когда его головку проворачивают на выходе. Из-за этого принято считать, что возможность её держать появляется только через 3-4 месяца. Использование такого «акушерского пособия» может привести к серьезным патологиям, вплоть до умственной отсталости.

Последствия трудных родов приводят к тому, что в будущем человеку требуется эффективное лечение спины. Смещение шейных позвонков напрямую влияет на здоровье опорно-двигательного аппарата и организма в целом. Петли боковых отростков атланта пропускают через себя множество нервных путей и важных сосудов, питающих кровью головной мозг.

Вы думаете, наверное, как такое количество людей живет с данной дисфункцией? Очень просто: неправильный диагноз, лечение, игнорирующее причины болезни и подавление симптомов обезболивающими препаратами.

Компания «Атлас-эффект» предлагает Вам безопасное и комфортное лечение спины в Москве без силового и хирургического вмешательства. Уникальная безоперационная методика коррекции атланта оказывает положительное влияние на состояние всего организма человека и практически не имеет побочных эффектов.

Легкость в теле, ощущение полета и ясность мышления обеспечит надежное и правильное лечение позвоночника в Москве. После возвращения главного позвонка в естественное положение запускаются механизмы самовосстановления организма. Методика коррекции первого шейного позвонка атланта навсегда изменит Вашу жизнь.

atlasorg.ru

Родовые травмы

Что такое родовая травма?

К родовым травмам относят группу заболеваний, возникающих у новорожденных во время беременности или родов, которые характеризуются многообразием причин возникновения и способов проявления.

Родовые травмы принято делить на механические и гипоксические.

К механическим формам родовых травм относятся:

  • родовая опухоль;
  • кефалогематома (кровоизлияние под надкостницу черепной кости);
  • кровоизлияния в мышцы;
  • перелом костей;
  • повреждения нервов.
  • К гипоксическим родовым травмам относятся поражения головного и спинного мозга, а также внутренних органов, возникающие в результате асфиксии (удушья) или гипоксии плода и новорожденного.

    Группы риска:

    • недоношенность;
    • низкая масса плода;
    • избыточная масса плода;
    • патология родов;
    • наложение щипцов.

    Причины родовых травм

    Механические травмы возникают вследствие несоответствия размеров ребенка и родовых путей. Со стороны ребенка — крупный плод, диабетическая фетопатия, аномалии положения (лицевое, теменное и тазовое предлежание, поперечное положение), переношенная беременность, пороки развития плода (внутриутробная гидроцефалия) и другие. Со стороны матери — пожилой возраст, аномалии таза (узкий или рахитически плоский таз, экзостозы (костное или костно-хрящевое разрастание неопухолевого характера на поверхности кости), перенесенные травмы с повреждением костей таза).

    Гипоксические родовые травмы возникают в результате асфиксии или гипоксии плода и новорожденного. Под асфиксией или удушьем подразумевается острое прекращение поступления кислорода, а под гипоксией — длительные повторные ограничения поступления кислорода с избыточным накоплением в организме углекислоты и других недоокисленных продуктов. Причиной прекращения поступления кислорода могут быть, например, пуповина обмоталась вокруг шеи, затрудняя дыхание, или в ротовой полости скопилась слизь, или язык запал, закрыв трахею, и т. д.

    Проявления родовой травмы

    Родовая опухоль представляет собой отек мягких тканей предлежащей к родовым путям части (чаще головы) ребенка вследствие венозного застоя при прохождении по родовым путям матери, нередко с мелкоточечными кровоизлияниями на коже. Чаще встречается у детей первородящих матерей, при длительном прорезывании головы, у более крупных детей. Отечность исчезает в течение 1-2 дней.

    Кефалогематома представляет собой кровоизлияние под надкостницу плоских костей черепа. Механизм травмы заключается в смещении кожи вместе с надкостницей и разрыве сосудов во время перемещения головы ребенка по родовому каналу. Кровь в кефалогематоме накапливается постепенно и поэтому опухоль, появившись во время или вскоре после рождения, продолжает увеличиваться в течение первых 2-3 дней жизни ребенка.

    Наиболее частым кровоизлиянием в мышцы является кровоизлияние в грудино-ключично-сосцевидную мышцу. Эта травма чаще возникает при ягодичном предлежании или при рождении с помощью щипцов или ручной экстракции плода. Кровь изливается во влагалище мышцы или в саму мышцу. В области поврежденной мышцы прощупывается небольшая, умеренно плотная или тестоватой консистенции опухоль размером от грецкого ореха до сливы, которая часто появляется лишь к концу первой — началу 2-й недели жизни ребенка. В дальнейшем развивается кривошея — голова ребенка наклонена в больную сторону, а подбородок в противоположную. Кровоизлияния в другие мышцы наблюдаются крайне редко.

    Переломы костей чаще всего возникают при тяжелых родах и акушерских вмешательствах. Одной из наиболее частых травм скелета является перелом ключицы. Образуется перелом у крупных плодов, при тазовом предлежании с запрокидыванием ручек. Способствуют перелому бурная или слабая родовая деятельность, запоздалый поворот плечиков, узкий таз у роженицы. Чаще происходит перелом правой ключицы. Обычно это поднадкостночный перелом в средней трети ключицы без смещения. Переломы плечевой и бедренной костей наблюдаются редко, они возникают при низведении ручки при головном или ножки при ягодичном предлежании.

    Повреждения нервов могут иметь центральное и периферическое происхождение. Наиболее часто поражаются лицевой нерв и нервы плечевого сплетения. Паралич нервов наблюдается во время затяжных родов в результате длительного давления на нерв при прохождении родовых путей, а также при применении щипцов и при переломах височной кости.

    Особенно пагубное влияние недостаток кислорода оказывает на клетки головного мозга, они просто-напросто погибают. Поэтому чем дольше ребенок испытывал удушье, тем тяжелее будут последствия. Нервные клетки, образующие ткань, из которой состоит вещество головного мозга, начинают погибать уже через 5-7 минут после прекращения поступления кислорода в кровь. Следствием гибели нервных клеток является интеллектуальная недостаточность разной степени выраженности — от легкой задержки психического развития до тяжелых степеней дебильности.

    Внутричерепные родовые травмы. Сопровождаются повреждением центральной нервной системы: отёком головного мозга и внутричерепными кровоизлияниями. Они возникают в результате как механического, так и гипоксического повреждения.

    Различают лёгкую, средней тяжести и тяжёлую степень внутричерепной родовой травмы; последняя приводит к смерти новорождённого в первые часы (дни) после рождения или же к развитию стойких органических изменений центральной и периферической нервной системы (умственная отсталость, параличи, парезы и т. д.). В остром периоде внутричерепной травмы наблюдаются признаки возбуждения центральной нервной системы новорождённого: общее беспокойство, крик, учащённое судорожное дыхание, судороги, наблюдается дрожание конечностей, бессонница и др., сочетающиеся с угнетением рефлексов сосания и глотания. Период возбуждения сменяется состоянием угнетения с общей вялостью, снижением мышечного тонуса, слабым криком, бледностью кожных покровов, ребёнок сонлив, не просыпается для кормления, часто срыгивает. Характерны частые приступы вторичной асфиксии.

    У детей старшего возраста перенесенная родовая травма чаще всего проявляется:

    • головной болью;
    • усталостью;
    • головокружением;
    • нарушениями осанки.
    • Профилактика заболевания

      Основным методом профилактики родовой травмы является своевременное устранение проблем со здоровьем у будущей мамы.

      Прогноз этого заболевания зависит не только от тяжести травмы, но и от назначенного лечения и от своевременной терапии. При своевременно поставленном диагнозе и правильном лечении исход будет благоприятным. Полное выздоровление наступает у 70-80% детей.

      В отдельных случаях у малыша могут наблюдаться остаточные явления: плаксивость, суетливость, вегетативные расстройства и т. п. В случае неадекватного лечения или поздно поставленного диагноза возможен более тяжёлый исход: детский церебральный паралич, олигофрения и др.

      zdravnica.net

      Здоровье новорожденного малыша зависит от многих факторов. Некоторые риски можете исключить вы, но существуют и непредвиденные обстоятельства. К таким, например, относят родовые травмы, возникающие во время беременности и родов. Мы решили поговорить о таких заболеваниях и выяснить, как снизить угрозу для здоровья вашего малыша.

      Содержание:

      Из статьи вы узнаете о причинах родовых травм. Мы поговорим о последствиях и лечении группы таких заболеваний.

      Причины родовых травм

      Специалисты относят к родовым травмам многие заболевания, которые могут появиться как во время беременности, так и во время родов. Причины у них могут быть самые разнообразные, но врачи разделяют все родовые травмы на механические и гипоксические. И если о последних мы говорили подробно в нашей статье, то на первых стоит остановиться более подробно.

      К механическим родовым травмам относят следующие последствия для ребенка: родовую опухоль, смещения и переломы костей, мышечные кровоизлияния, повреждения нервной системы, кровоизлияние под надкостницу черепной кости (кефалогематома) и другие.

      Как и у любых диагнозов, у родовых травм есть свои группы риска. Так что вероятность выше, если это: преждевременные роды, недоношенный ребенок, избыточная масса плода, патологии родов, поздняя беременность, аномалии положения плода, повреждения костей таза матери и так далее. Кроме того, очень часто родовые травмы случаются из-за несоответствия размеров ребенка и родовых путей.

      Большой список факторов риска не может гарантировать ни одной маме, что во время родов все совершенно точно пойдет хорошо, а родовая травма не случится. Именно поэтому стоит знать как о причинах, так и о последствиях родовых травм.

      Нужно учитывать, что многие будущие мамы имеют предрасположенность к родовым травмам: переломы тазовых костей, риск преждевременных родов, поздняя беременность — все это может сказаться на процессе. Об этом стоит знать и пытаться предотвратить неприятные последствия на этапе беременности, а не только в родильном доме.

      Последствия родовых травм

      Во многих случаях отметка о родовой травме останется только в памяти у мамы и никак не скажется на развитии и здоровье ребенка. Но более серьезные последствия потребуют от вас обращения к специалистам.

      Так, родовая опухоль возникает у ребенка при венозном застое во время прохождения плода по родовым путям. Часто такой отек мягких тканей сопровождается мелкоточечными кровоизлияниями на коже. Если соблюдать все рекомендации, то отечность и последствия такой травмы проходят в течение первых дней жизни.

      При ягодичном предлежании плода чаще всего наблюдается кровоизлияние в мышцы. Эта родовая травма также провоцирует возникновение опухоли, которая прощупывается не сразу, а после первой недели жизни малыша. Чтобы не допустить проблем с опорно-двигательным аппаратом, вам необходимо пристально следить за развитием ребенка вместе со специалистом.

      «На восьмом месяце беременности случилась отслойка плаценты. Ближайший роддом закрыли на мойку, а пока довезли до другого ближайшего, прошло достаточно много времени. Как итог — экстренное кесарево сечение. У ребенка начались ишемические поражения головного мозга и гипоксия. Спасибо бригаде, работавшей в тот день, они нас спасли.

      С неонатологом нам очень повезло. Нас направили в первую городскую детскую, там замечательные врачи нас лечили. Конечно, все у нас было с опозданием на 3-4 месяца, но мы весь год проходили реабилитацию, и сейчас ребенок практически ничем не отличается от сверстников. Разговаривает пока плохо,но мы все наверстаем. Ведь нам еще 2,5 года. Наблюдаемся у врачей, по неврологии и кардиологии есть, конечно, небольшие проблемы. Но мы сильные, у нас все будет хорошо».

      Счастливая мама Людмила Татарникова

      Затяжные роды или роды с применением щипцов могут привести к травмам нервной системы ребенка. Угроза есть как для центральной нервной системы, так и для периферии. Серьезные повреждения могут привести к смерти ребенка в первые дни жизни, серьезным патологиям развития (паралич, умственная отсталость).

      Мы хотим обратить внимание родителей, что любое родовые травмы требуют от вас особого отношения, осторожности и своевременного лечения. Если вы заметили изменения в первые месяцы жизни малыша, то вам следует незамедлительно отправиться в врачу. К таким изменениям в поведении относят:

      • плаксивость;
      • повышенную возбудимость;
      • бессонница;
      • учащенное дыхание;
      • угнетенное состояние и вялость;
      • частое срыгивание;
      • бледность кожных покровов.
      • К сожалению, родовые травмы могут дать о себе и позднее. Например, в подростковом возрасте они могут проявится головной болью, хронической усталостью, головокружением, сколиозом. И вам также необходимо отправиться к педиатру, а затем — к узкоспециализированному специалисту.

        Лечение родовых травм

        Успех лечения родовых травм зависит от их тяжести и своевременного обращения к врачу. При правильно назначенной терапии и ответственном подходе от последствий травм удается избавиться полностью или почти полностью.

        Еще в роддоме, когда при первом осмотре у вашего малыша обнаружат родовую травму, ему назначат соответствующее лечение. Чаще всего оно заключается в том, что новорожденного оставляют в состоянии покоя, кормят сцеженным молоком, назначают витамины, сердечно-сосудистые препараты и другую терапию.

        После выписки вам необходимо регулярно посещать педиатра, невропатолога и ортопеда. Вместе с развитием малыша лечение будет меняться: вам назначат массаж, гимнастику и медикаментозное лечение (если в вашем случае оно требуется). Если серьезных осложнений нет, то придется периодически проходить обследование.

        Так или иначе, но вам будет необходим хороший невролог. И если участковый врач вас не устраивает — это повод задуматься о походе в частную клинику.

        В Красноярске детский невролог есть во многих частных медицинских учреждениях:

        1. Медицинский центр им. Г. Н. Сперанского, пр. Ульяновский, 4 «д», т. 299-39-61;
        2. Клиника восстановительной терапии «Бионика», ул. Ленина, 151, т. 219-01-10;
        3. Клиника семейной медицины «Айболит», ул. Ладо Кецховелли, 30, т. 272-84-01;
        4. Семейный медицинский центр «Салюс», ул. Крупской, 34 «г», т. 209-12-53;
        5. Медицинский центр «Реновацио», ул. Весны, 7 «д», т. 277-52-52;
        6. Медицинский центр «Крепыш», ул. Дмитрия Мартынова, 13, т. 355-33-95.

        Относитесь серьезно к здоровью ребенка, своевременно отправляйтесь к специалистам и не забывайте о том, что гармоничное развитие вашего малыша зависит не только от внешних обстоятельств, но и от вашего внимания.

        www.zatylenka.ru