Россия и мвф проблемы и перспективы взаимоотношений

Характер взаимоотношений России с МВФ.

Россия участвует во многих экономических и валютно-финансовых организациях как на договорной основе, так и на основе членства (См. приложение 4). Рассмотрим подробнее взаимоотношения России с этими организациями.

В 2004 году исполнилось 12 лет с момента вступления России в Международный валютный фонд. Переговоры о присоединении к нему были начаты еще Советским Союзом и явились составной частью политики «нового мышления», интеграции в мировое хозяйство и мировую валютную систему, деидеологизации международных экономических и валютно-финансовых отношений. Вступление в МВФ на полноправной основе стало возможным лишь для постсоветской России, которая сразу же приобрела статус заемщика.

Членство в МВФ налагает на Россию и другие страны обязательство выполнять требования, зафиксиро­ванные в Статьях соглашения МВФ. Интегри­рование национальных экономик этих стран в ми­ровое хозяйство требует от них соблюдения правил, регулирующих международные валютно-финансовые отношения.

Во-первых, обязанностью стран – членов МВФ является устранение валютных ограничений, поддержание кон­вертируемости национальных валют в сфере между­народных текущих валютных операций, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях. Одна­ко введение конвертируемости валют не рассмат­ривается в качестве предварительного условия вступления страны в Фонд. Статья XIV позволяет вновь принятым странам в течение «переходного периода» (продолжительность его не зафиксиро­вана) сохранять или устанавливать вновь те или иные валютные ограничения.

Во-вторых, страны-члены не должны прибегать к практике множественности ва­лютных курсов.

Согласно этому требованию, Россия установила с июля 1992 г. единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим ино­странным валютам. Валютный курс рубля не привязан к какой-либо западной валюте или ва­лютной «корзине» и является плавающим, т. е. складывается под воздействием соотношения спро­са и предложения на валютных биржах, прежде всего на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), а также на внебиржевом межбан­ковском рынке. Официальный курс рубля к доллару определялся в то время Центральным банком по результатам межбанковского фиксинга на торгах ММВБ. Этот курс использовался для определения размера таможенных платежей в бюджет, бухгал­терского учета валютных средств в балансах банков, предприятий и организаций, а также для ста­тистической отчетности [15].

В-третьих, непременным условием членства России и других государств в МВФ является установление их информационной откры­тости. Страны-члены должны регулярно предо­ставлять Фонду статистические данные о своей экономике, платежном балансе, золотовалютных резервах и т. п. Помимо того, они обязаны при­нимать у себя представителей МВФ для изучения на месте состояния хозяйственного механизма и характера макроэкономической политики.

Что касается кредитов, то кредиты МВФ России обусловлены вы­полнением ряда политико-экономических условий, которые содержатся в разрабатываемых ими сов­местно с Фондом программах макроэкономической стабилизации и структурных преобразований. При этом МВФ добивается неукоснительной и после­довательной реализации согласованных условий. Поскольку кредиты МВФ России и другим странам СНГ являются зачастую составной частью между­народных пакетов финансовой помощи, то Фонд, формулируя свои требования к этим странам, прак­тически выступает в качестве проводника политики Запада в целом, в первую очередь ведущих стран «семерки».

Требования, с вы­полнением которых МВФ обычно связывает предо­ставление своих кредитов, подразделяются на три группы: осуществление мер с целью достижения макроэкономической и финансовой стабилизации; приватизация и другие структурные преобразования экономической системы; либерализация внешне­экономической деятельности. По этим трем на­правлениям можно проследить и условия кредитов, которые МВФ предоставлял России.

www.welleconomics.ru

Россия и мвф проблемы и перспективы взаимоотношений

В связи с решениями российских властей 17 августа 1998 г. (объявление дефолта по внутреннему государственному долгу, установление 90-дневного моратория на платежи по внешним обязательствам коммерческих банков и девальвация рубля) кредитный пакет помощи России был заморожен, а действовавшие договоренности утратили силу. Судьба дальнейших взаимоотношений России с МВФ и Всемирным банком стала предметом сложных переговоров. [c.564]

Проиллюстрируем вопросы государственного кредитования примером взаимоотношений России с государствами — бывшими республиками СССР по поводу погашения технических кредитов, предоставление которых было связано с прекращением обращения советского рубля и переходом на национальные валюты России и других государств — бывших республик СССР. Это сфера межгосударственного кредита. [c.421]

Таким образом, в межбюджетных отношениях РФ и РБ за последние десять лет произошли большие изменения. Обобщая их, можно сказать, что опыт бюджетных взаимоотношений России и Башкортостана сыграет неоценимую роль в дальнейшем формировании и развитии системы бюджетного устройства Российской Федерации, позволяющей региональным органам государственной власти проводить самостоятельную налогово-бюджетную политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней. [c.439]

Последняя четверть XIX в. занимала очень важное место в общем комплексе взаимоотношений России с Францией. С 1887 г., когда стали заметными разногласия между русским и германским правительством, Франция стала главным кредитором для России. [c.183]

В годы развивались взаимоотношения России с [c.18]

В феврале обострились взаимоотношения России с Евросоюзом. Это выразилось в принятой на встрече в Брюсселе резолюции министров иностранных дел ЕС с требованием к России автоматически распространить действующее с 1997 года Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС (СПС) на десять стран, вступающих в Евросоюз 1 мая этого года. В противном случае Брюссель угрожает России экономическими санкциями. Однако Россия пока не готова к тому, чтобы пересмотреть свое отношение к странам бывшего социалистического лагеря и отказывается распространить дейст- [c.35]

С целью расширения сотрудничества в области энергетики, освоения космоса, конверсии торговли, науки и техники, охраны окружающей среды в 1993 г. была создана Межправительственная российско-американская комиссия по экономическому и технологическому сотрудничеству. Функционирование многоуровневых двусторонних структур стало важным нововведением во взаимоотношениях России и США в 90-е гг. Они регулируют доступ сторон к их рынкам и кредитным ресурсам. [c.61]

Бумага, удостоверяющая право владения или отношения займа, определяет взаимоотношения между лицом, выпустившим этот документ, и их владельцем и предусматривает, как правило, выплату дохода в виде дивидендов или процентов, а также возможность передачи денежных и иных прав, вытекающих из этого документа, другим лицам. К ценным бумагам относятся акции, облигации, казначейские обязательства государства, сберегательные сертификаты и векселя. Регистрация ценных бумаг, учет выпуска и контроль за их движением осуществляются Министерством финансов России, местными финансовыми органами. [c.29]

Финансовые группы России конца 19 начала 20 века. Предпосылки их создания. Причины их дальнейшего усиления и развития. Формы сращивания банковских и промышленных монополий в начале 20 века. Отраслевая специализация ФПГ. Особенности взаимоотношения между отечественными и зарубежными ФПГ. [c.177]

Государство и бизнес. Какими должны быть их взаимоотношения Какой должна быть экономическая, налоговая, таможенная, инвестиционная политика государства, чтобы бизнес имел возможность успешно развиваться и приносить обществу максимальную пользу Ответы на эти и другие вопросы постоянно публикуются в средствах массовой информации, где своими размышлениями о взаимодействии государства и бизнеса делятся руководители крупных предприятий, функционирующих в разных регионах России. [c.62]

В начале 1992 г. Правительство России делало ставку на введение конвертируемости унаследованного от СССР рубля и полагало, что это автоматически решит все проблемы во взаимоотношениях между республиками. Безусловно, конвертируемость рубля и макроэкономическая стабилизация всегда являются наиболее предпочтительным решением, однако в тот период было ясно, что поставленную цель не удастся в ближайшей перспективе реализовать и что в интересах России создать механизм, поддерживавший бы экономические взаимоотношения с партнерами на переходный период. [c.587]

Практически эта модель используется в России в настоящее время и в первую очередь во взаимоотношениях региональных и местных бюджетов. [c.128]

Другой пример — из области взаимоотношений государства и наемных работников в части оплаты труда. Если в развитых странах минимальный размер оплаты труда наемного работника привязан к величине прожиточного минимума, то в России минимальный размер оплаты труда используется преимущественно как некий норматив при установлении государством различных платежей, в том числе штрафов, и никоим образом не увязан собственно с прожиточным минимумом граждан России. Самоустранение государства от регулирования доходов населения способствовало огромной дифференциации в уровнях оплаты труда между высокооплачиваемыми и низкооплачиваемыми категориями наемных работников, стало причиной того, что значительная часть населения страны оказалась за чертой бедности. [c.22]

Крайне негативную роль в формировании налоговой системы России сыграл Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2268 О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году (п. 7), в котором отменялся закрытый перечень налогов. Количество региональных и местных налогов не ограничивалось. [c.109]

Существующий механизм бюджетного федерализма в России тяготеет к централизованному типу бюджетного устройства. В настоящее время в России имеются следующие виды взаимоотношений в рамках бюджетного федерализма [c.238]

В 1998 г. была принята и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая или так называемая общая часть Налогового кодекса Российской Федерации. Этот документ регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности, перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений гос>дарства с налогоплательщиками и их агентами. [c.8]

Переход России к рыночным отношениям выявил необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных субъектов предпринимательской деятельности, среди которых достойное место должен занять и институт аудиторства. Его главная цель — обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской и налоговой отчетности. Данные по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций у юридических объектов могут быть объективно подтверждены независимым аудитом. [c.5]

Взаимоотношения с бюджетом у участников этой цепочки строятся следующим образом. НДС начисляют и уплачивают в бюджет, например, железные дороги по факту оказания услуг. Обязательства перед бюджетом угольного разреза зависят от избранной им учетной политики. Предположим, угольщики ведут учет по факту оплаты. В этом случае у них возникает обязательство по уплате НДС в момент оформления взаимозачета. Однако размер НДС в этом случае может быть минимален, ведь одновременно угольщики предъявляют бюджету НДС за потребленную электроэнергию. Существеннее роль налогов, исчисляемых от объема выручки (налога на пользователей автодорог и различных местных налогов). Их размер может достигать 4-7″ о выручки от продаж. Поэтому взаимозачеты с неизбежностью распространились и на взаимоотношения предприятий с бюджетом. Первоначально неденежные расчеты практиковали бюджеты всех уровней. Начиная с 1998 г. федеральный бюджет декларирует отказ от неденежных форм погашения предприятиями своих обязательств по федеральным налогам. Однако на практике допускаются исключения, например для РАО ЕЭС России . [c.442]

Для современной России особо важное значение имеет отработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Основные недостатки структуры налогообложения в стране обусловлены ее неприспособленностью к современным условиям. Специфика перехода экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют и особенности состава и структуры налогообложения. Но какие бы обоснования ни выдвигались для расширения сферы налоговых изъятий, они не могут опровергнуть требований экономических законов. [c.59]

В условиях федеративного государства налоговая система состоит из федеральных, региональных и местных налогов. В России местное налогообложение — не только наименее разработанная область научно-практических знаний, но и самая противоречивая область правовых отношений. Юридически не урегулирована проблема баланса властных полномочий центра и мест, Закон о местном самоуправлении проблемы не решает, а Закон о местных налогах так и не принят. Механизм распределения налогов по звеньям бюджетной системы деформирован, как и баланс правовых полномочий между центральной властью и властью на местах. Такие же проблемы существуют и во взаимоотношениях региональных и местных властей. [c.67]

Дореволюционная Россия имеет богатый опыт использования налогов. Древнейшим источником государственных доходов служили домены (государственные имущества казенные земли, производства, леса). В то время налоговые взаимоотношения сторон носили частноправовой, а не публично-правовой характер. С древности известны и такие формы формирования казны государя (государства), как регалии. Считается, что регалии являются переходной формой к налогам. Поступления такого рода формируются в виде доходов от различного рода деятельности, монопольное право на которое принадлежит исключительно государству. В настоящее время во многих государствах регалии также используются как источник формирования государственных доходов. В России памятники и многие произведения искусства, клады можно назвать регалиями, монопольное право государства на владение ими закреплено в Конституции РФ (статья 233). Государственное монопольное право владения и извлечения из этого доходов реализуется при лицензировании использования недр, лесных, земельных, водных богатств. Это и есть типичные регалии. Формы извлечения средств из регалий различны. Это могут быть их государственная эксплуатация и прямое поступление средств в государственное владение, их передача в аренду и поступление средств в виде арендной платы, а также передача на условиях долевого пользования с частными предприятиями. Доходы в данном случае распределяются соразмерно соотношению государственных и частных долей в акционерном капитале. [c.70]

Данный вопрос, по мнению аналитиков, можно решать двумя различными способами. Одни обосновывают необходимость унификации бухгалтерского учета (единый план счетов и одинаковый регламент их ведения) и налогообложения. Другие полагают, что организации, полностью финансируемые из бюджета, — особая категория налогоплательщиков и для них необходимо создавать особые методики учета, исчисления и порядок уплаты налогов. Возникает вопрос — каким образом специфику взаимоотношений этих организаций отразят разрабатываемые Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике в России и проект Налогового кодекса, провозглашающие принцип унификации и стандартизации информации Очевидно, станет необ холимым отражать в них и все нюансы отраслевой деятельности, региональную специфику, зависимость финансово-хозяйственных показателей от местоположения субъекта (затраты на севере страны на порядок выше таких показателей на юге страны и т. д.). Эти вопросы остались в 1997 г. открытыми. Производственная и непроизводственная сферы, хотя и отличаются спецификой деятельности, должны находиться в одинаковом положении, особенно по налоговым обязательствам. Вот почему так важно сосредоточение законодательства по бухгалтерскому учету и налогообложению на решении методологических проблем. Законопроект Налогового кодекса, напротив, разъединяет бухгалтерский и налоговый учет, сосредоточиваясь на технической стороне исчисления налогов [2]. На практике фискальный интерес прослеживается во всем, и наиболее четко он выявляется при корректировках показателей первичной бухгалтерской отчетности. Это закрепляет в проекте Налогового кодекса статья 183 Методы ведения налогового учета (глава 14). В соответствии с ней за налогоплательщиками закреплено право выбирать и использовать метод начислений либо кассовый метод ведения налогового учета [1, с. 184]. К сожалению, из данной записи нельзя понять, что скрыто за термином налоговый учет , поскольку в законопроекте не определены методы организации налогового учета, порядок его информационного обеспечения и ведения, а также его место во всей системе бухгалтерского учета. [c.202]

Помимо объективных требований и тенденций, мировых императивов корпоративного развития в России имеются специфические факторы, диктующие необходимость формирования корпоративных структур. К этим факторам можно отнести переход от государственного распределения ресурсов к использованию рыночных методов недостаточный размер инвестиций в развитие производства и оборотных средств предприятий концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики рост трансакционных издержек в результате отказа от прямого государственного управления и изменения характера взаимоотношений между предприятиями в ходе экономической реформы. Восстановление разрушенных производственно-технологических связей и структурная перестройка производства невозможны без координации деятельности всех звеньев технологической цепочки в рамках интегрированных структур и привлечения крупных финансовых ресурсов. В России все более широкое распространение получают корпорации, холдинги, консорциумы, конгломераты. Расширяется участие российских компаний в транснациональных корпорациях, в международных совместных предприятиях. [c.99]

Развитие биржевой торговли возможно на основе использования нетрадиционных форм и методов. Например, система терминалов самообслуживания способна заменить фондовые магазины, выступая посредником между частным инвестором и фондовой биржей. Новейшие банкоматы позволяют получать информацию об общем состоянии рынка, котировках тех или иных ценных бумаг, а также на месте оформить сделку. Опыт западноевропейских банков, бирж и других финансовых институтов показывает, что формы взаимоотношений между ними и клиентами кардинально меняются. Необходимо вводить новые формы обслуживания клиентов (по телефону, через компьютерную сеть, при помощи банкоматов) и в России. [c.60]

Самый крупный из утвержденных и использованных в России кредитов Всемирного банка — это два восстановительных займа в 600 млн долл. Но Всемирный банк в отличие от МВФ может предоставлять кредиты под конкретные проекты. При благоприятном развитии наших взаимоотношений с Банком средний объем годовых заимствований может дойти до 3 млрд долл. в год. Сегодняшняя стратегия кредитования России, утвержденная Советом директоров Банка, предусматривает сумму, в два раза меньшую. [c.43]

Кроме платежей Парижскому клубу кредиторов в 2001 г. будут производиться выплаты задолженности международным финансовым организациям, выплаты по долгу Российской Федерации другим зарубежным кредиторам, купонные выплаты по семилетнему еврооблига-ционному займу 1997 г., а также по десятилетним и тридцатилетним еврооблигациям, выпущенным в рамках реструктуризации задолженности Лондонскому клубу кредиторов. Уточнены также перспективы взаимоотношений России с Всемирным банком. Достигнута договоренность о продлении срока действия второго угольного займа МБРР (SE AL-2). Все это позволит вернуть России имидж добросовестного заемщика и полноправного участника мирохозяйственных связей, а также решать задачи экономического и социального развития. [c.281]

Юридически экономические взаимоотношения России с Евросоюзом регулируются Соглашением о партнерстве и сотрудничестве от 24 июня 1994 г., вступившим в силу с сентября 1997 г. Соглашение, скрупулезно разработанное по правовым стандартам Евросоюза, состоит из 112 статей плюс 10 приложений и 2 протокола. Срок действия Соглашения — 10 лет с возможностью пролонгации. Формально со стороны Евросоюза соглашение было подписано всеми государствами — членами Союза, а также ЕС, ЕОУС и Евратомом. [c.145]

Воронов К. Калининградская область во взаимоотношениях России и ЕС медленный дрейф // МЭиМО. — 2005. — № 3. [c.76]

В экологическом образовании и воспитании молодежи, учащихся школ невозможно переоценить значимость опыта народной экологической культуры. Народная культура по сути своей синкретична, является сплавом самых разнообразных начал и традиций. Она как живой организм, сама включает в свои рамки то, что ей необходимо. Внутри себя она вполне цельная, оформлена и жизнеспособна. В фундаменте современного воспитательного процесса должен лежать принцип диалектического единства трех начал национального, регионального и общемирового, позволяющий глубоко чувствовать принадлежность к родному народу и в тоже время сознавать себя гражданином страны и субъектом мировой цивилизации. В то же время, как писал просветитель 17 века Н. Новиков (1) «Полезно знать нравы, обычаи и обряды древних чужеземных народов, гораздо полезнее иметь сведения о своих предках. «. Нельзя чувствовать себя носителем той или иной культуры, традиции, не усвоив истории происхождения своего народа, его мировоззрения и представлений о взаимоотношениях человека с природой, окружающим миром. Для проявления человечности нужен именно национальный дом, нация и ее истоки. История и культура нравственны по самой своей природе, ибо содержат в себе как условие, так и результат своего существования. Россия весьма разнородна не только по природным условиям, уровню экономического развития, но и исторического шлого, которое оказало влияние на современный этнический состав регионов, его культурные и бытовые традиции. Их своеобразие, на наш должно быть отражено в содержании многих учебных предметов, и экологии в том числе. Экология из проблемы экономической, технологической, политической давно превратилась в проблему социально-педагогическую, и на пороге глобального экологического кризиса назрела острая необходимость возвра- [c.322]

Китай, провозгласившие эту тенденцию главной целью своей внешней политики, но и Япония. Это проявилось в европейской дипломатии Токио. Ее суть — сместить весы в сторону азиатских соседей — Москвы и Пекина, чтобы иметь больше возможностей, на равных разговаривать с Вашингтоном. Для достижения мира и процветания в Азиатско-Тихоокеанском регионе в XXI в. все более важное значение приобретают взаимоотношения четырех ведущих, стран региона — Японии, России, Соединенных Штатов и Китая. На фоне взаимоотношений внутри этого четырехугольника у японо-российских отношений существует множество возможностей для развития, и их дальнейшее укрепление отвечает интересам как Японии, так и России. В этом смысле японо-российские отношения имеют для обеих стран стратегическое и геополитическое значение. [c.249]

Япония) в противовес послевоенному американоцентризму, отражается в деятельности международных финансовых институтов. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопросам, усилив свое влияние в МВФ. В деятельности этих институтов проявляются две тенденции взаимоотношений трех центров — разногласия и партнерство по глобальным проблемам международных финансов развитых государств, развивающихся стран, России, республик бывшего СССР, стран Восточной Европы. [c.428]

Национальная валютная система России представляет собой государственно-правовую форму организации и регулирования ее валютно-кредитных и финансовых взаимоотношений с другими странами. Она является составной частью денежной системы страны. Эта система находится в процессе становления и окончательно еще не сформировалась. Однако ее контуры и основные тенденции выявились достаточно определенно. В конце 90-х годов российс- [c.498]

В связи с обострившимся в августе 1998 г. валютно-фи-нансовым кризисом у России возникла сложная проблема во взаимоотношениях с западными банками, которые приобрели на крупную сумму российские государственные ценные бумаги ГКО и ОФЗ. [c.488]

Такая схема взаимоотношений не стимулирует реципиентов к поиску возможностей увеличения доходной части бюджета. Более того, неизбежно ведет к возникновению серьезных конфликтов, в которых позиция федерального центра неубедительна. Так, например, отказ Правительства РФ в финансировании федеральных программ, таких как

economy-ru.info

Россия и МВФ: анализ последствий и перспектив сотрудничества

2000 г. отношения России с МВФ вступили в новый этап, отличающийся двумя особенностями. Первая состоит в значительном изменении взаимосвязи кредитов Фонда и процедуры принятия решений об их предоставлении с реструктуризацией российской внешней задолженности. Вторая связана со стабилизацией валютно-финансового положения России, которая послужила формальным основанием для свертывания Фондом финансовой помощи.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что история кредитных отношений России с МВФ показала, что далеко не всегда его рецепты были наилучшим средством для стабилизации экономического и валютно-финансового положения.

Насколько противоречиво положение МВФ в современном мире, настолько противоречива оценка его взаимоотношений с Россией. Управление ходом российских реформ, осуществляемое Фондом через программы экономической стабилизации с момента вступления страны в эту организацию, не может оцениваться однозначно, без учета важнейших факторов экономического, политического и социального характера.

В первые годы существования России как независимого постсоветского государства страна остро нуждалась в несвязанных внешних финансовых ресурсах для покрытия дефицита не только платежного баланса, но и бюджета. МВФ и МБРР были для нее в то время важнейшими источниками внешних кредитов.

Важным преимуществом кредитов МВФ, доступных для России в первой половине 90-х гг., была их низкая стоимость по сравнению с рыночными ресурсами.

Участие в Фонде способствовало стабилизации денежного обращения России и перестройке ее экономики. Экономические программы правительства в период, когда страна выступала заемщиком Фонда, составлялась, как уже было сказано, с учетом рекомендаций его экспертов. Благодаря «шоковой терапии» примененной Фондом в России, была обуздана гиперинфляция и стабилизирован курс рубля к началу второй половины 90-х гг. Темпы роста потребительских цен снизились с 307,6% в 1994 г. до 47,7% в 1996 г. и 14,7% в 1997 г.

Членство в МВФ позволило России участвовать в решении важнейших мировых проблем. При вступлении в Фонд Россия получила возможность иметь своего представителя в Директорате МВФ и в таких важных структурах как Международный валютно-финансовый комитет МВФ и Комитет развития МВФ – МБРР.

Вместе с тем участие России практически сводится лишь к текущему обсуждению проблем без возможности влиять на принятие решений. Размер квоты обеспечивает ей всего лишь 2,8% голосов, в то время как решение наиболее важных вопросов требует 85% и невозможно без согласия стран, располагающих вкупе 15% голосов. В роли таких центров выступают США, ЕС и «Группа-24», объединяющая развивающиеся страны.

И все же охарактеризовать значение участия России в Фонде можно, выделив несколько основных моментов. Не подлежит сомнению то, что вступление Росси в МВФ способствовало ускорению ее интеграции в мировую экономику и мировую валютную систему. Кроме того, одним из существенных положительных факторов участия России в МВФ, несомненно, можно считать облегчение проблемы реструктуризации внешней задолженности (в первую очередь перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов).

С другой стороны – стало очевидно то, что ряд рецептов МВФ были не адаптированы к реалиям России. Фонд в своих оценках часто не принимал во внимание индивидуальные особенности страны, подходил к прогнозированию экономической ситуации чересчур технологично, часто опираясь на разработанные теоретические модели. Наиболее ярким примером, в подтверждение этого тезиса, стал кризис 1998 г. Завышенный курс рубля, отказ от своевременной девальвации для ликвидации разрыва между курсовым соотношением и покупательной способностью привели к обвалу российской валюты и вследствие высокой доли импорта в потреблении – к резкому повышению внутренних цен. Директорат МВФ, осуществляя мониторинг экономической программы России, не рекомендовал скорректировать курс рубля, а это значит, что Фонд несет солидарную ответственность за негативные результаты и последствия кризиса.

33. Группа двадцати (представителей стран в ранге министров финансов и управляющих центральными банками). Роль, задачи и функции «двадцатки». Институты «двадцатки», модели взаимодействия, формы принятия решений, основные типы принимаемых документов. Россия в «Группе 20»

G20 Group of Twenty Finance Ministers and Central Bank Governors

1999в Берлине–Учредительная конференция,официальный саммит2008в ВашингтонеG20 – дополняющий механизм G8и действующий параллельно с ним.

Австралия Аргентина Бразилия Великобритания Германия Индия Индонезия Италия Канада КНР Мексика Россия Саудовская Аравия США Турция Франция ЮАР Республика Корея Япония и ЕС

Группа 20 – формат международных совещаний министров финансов и глав центральных банков, представляющих 20 экономик. Обычно на встречах присутствуют представители МВФ и Всемирного Банка. Является форумом для сотрудничества и консультаций по вопросам, относящимся к международной финансовой системе. До 2008 года не проводили официальных саммитов на высшем уровне, основной формой деятельности были ежегодные встречи на уровне министров финансов и глав ЦБ.

Была создана в ответ на финансовые кризисы конца 1990-х и растущее сознание того, что страны с развивающейся рыночной экономикой не были адекватно представлены в мировых экономических обсуждениях и принятии решений.

Цели:

Преодоление последствий эконом и финансовых потрясений 90-х и обеспечение стабильности развития международной финансовой системы

Обеспечение постоянного формата взаимодействия с новыми динамично развивающимися странами, которые до этого не были адекватно представлены в системе глоб эк регулирования.

Механизм:прямые контакты между представителями финансовых институтов,нет постоянногоштата. Обычно в конце каждого года проходят встречи министров финансов и управляющих банков.

Функции:

• «политическое управление на национальном уровне»

• «определение направления действий»

• «развитие глобального управления»

Достижения:

1. Устойчивость мировой финансовой системы к кризисам и устойчивое экономическое развитие (выработка мер по смягчению негативных последствий глобализации – прозрачность политик)

2. Перестройка системы международных финансовых институтов (G20 поддерживает МВФ)

3. Дальнейшая либерализация мировой торговли (рост мировой экономики)

4. Развитие рынков природных ресурсов (прозрачность добывающих компаний, инвестирование в «чистую энергию»)

5. Экономическое развитие и демографические изменения (повыш эффектив финанс рынков)

6. Международные стандарты и кодексы (в РФ введение МСФО в банковской сфере)

7. Проблема борьбы с финансированием терроризма

Лондоснкий саммит – 2 апреля 2009 в Лондоне – основные цели: обсуждение необходимых действий по предотвращению глобальной рецессии, дефляции, укреплению финансового сектора и недопущению протекционизма, усиление глобальной финансовой и экономической системы, меры для перехода мировой экономики к устойчивому росту.

Саммит – 24-25 сентября 2009 – в Питтсбурге (США). Итоги: обещание совместно повышать банковские стандарты, намерение создать системы согласованных действий в сфере экономической политики.

Саммит – 26-27 июня 2010 в Торонто – итог: принято обязательство многими странами сократить бюджет в 2 раза к 2013 году Сеульский саммит – 11-12 ноября 2010 – Сеул, темы: валютная политика США и Китая

Россия является полноправным членом. Инициатор создания Кодекса надлежащего управления госфинансами. Двусторонние контакты России с министрами финансов развивающихся стран заметно оживились (общие подходы к проблемам).

Проблемы:неисполнение«двадцаткой»принимаемых обязательств в совокупности с высокимиожиданиями, возложенными на «двадцатку», может привести к потере доверия к институту; если «Группа восьми» не сможет разделить ответственность с другими членами «двадцатки», и уровень исполнения «Группы двадцати» останется низким, то существует риск угасания института;

studopedia.org