Ручной труд для детей с умеренной умственной отсталостью

Ручной труд для детей с умеренной умственной отсталостью

Автор: Максимова Елена Юрьевна

Организация: МАОУ СОШ №2

Населенный пункт: Новгородская область, г. Сольцы

Оборудование: картинки для определения настроения, картинки рыб, картинки для определения свойств бумаги, рисунок золотой рыбки, картинки для установления последовательности работы, образец аппликации, цветная бумага, ножницы, цветные карандаши, клеёнка, салфетка, кисточка, картон.

Ход урока.

I. Организационный этап

Эмоциональная установка на успех предстоящей работы

– Здравствуйте, ребята! Сейчас будет урок трудового обучения. Садитесь на свои места.

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

Мы работать будем дружно,

Чтоб услышать нам в конце,

Что ребята в нашем классе

Все конечно молодцы!

– Всё ли у вас подготовлено к уроку труда?

– Посмотрите, правильно ли вы сидите: руки на месте, ноги на месте, локти у края, спинка прямая.

Схематическое рисование своего настроения в начале урока

– Ребята, с каким настроением вы начинаете урок, у всех ли хорошее настроение? (игра «Солнышко и тучка»: спрашиваю у каждого ребёнка, какую картинку он выбирает).

II. Мотивационный этап

Загадка:

Молчалива я на диво

В платье с блестками красивом

Я желанья исполняю

В сказках многих я встречаюсь

Быть могу и золотой

И обычною, простой

Прост в воде мне вдох и выдох

Жабры есть у каждой…(рыбы)

– Ребята, сегодня к нам в школу заглянула золотая рыбка. Она пришла к нам за помощью. В ее царстве от испуга рыбки забыли как они называются. Давайте ей поможем.

Сообщение темы и задач урока

– Ребята, сегодня на уроке мы будем помогать золотой рыбке и сделаем ей подружку.

Ребята, давайте настроим на работу свои глазки. Найдите глазками справа все золотые рыбки. Сколько вы нашли рыбок? Найдите глазками слева все золотые рыбки. Сколько нашли? Сколько всего рыбок вы нашли? Молодцы!

III. Основной этап

Работа с геометрическим материалом.

(На доске висит картинка с геометрическими фигурами.)

Ребята, Золотая рыбка увидела у вас на доске эту картинку. Давайте скажем рыбке, что это.(Геометрические фигуры) А какие геометрические фигуры вы знаете? Найдите и покажите мне квадраты, круги, треугольники, прямоугольники. Найдите синий квадрат, желтый круг, красный треугольник, оранжевый прямоугольник. Найдите и покажите мне все синие фигуры, все красные, все желтые, все зеленые, все оранжевые. Молодцы.

Ориентировка в задании

Ребята, нашей рыбке скучно одной царствовать в подводном царстве, тяжело за всем смотреть, не справляется она. Давайте сделаем ей подружку, еще одну рыбку. Она будет очень рада. Посмотрите, какую рыбку мы будем делать.(Показ образца) На этом уроке мы с рыбкой подготовим (обведем и вырежем) части нашей рыбки и сделаем аппликацию.

Наша Золотая рыбка будет следить за тем, как вы работаете, и вашим красивым рыбкам сделает тогда подарок.

Ребята, сейчас мы будем делать аппликацию «Рыбка». Что нам понадобиться, чтобы сделать рыбку? (бумага, ножницы, клей, цветные карандаши)

Давайте возьмем в руки бумагу и посмотрим, какая она (гладкая, тонкая, легко сгибающаяся). Бумага хорошо скручивается, режется, сгибается, ее легко приклеить на любую поверхность: бумагу, картон, стекло, дерево, металл, пластмассу.

Анализ образца изделия «Рыбка»

Ребята, как вы думаете, с какого цвета мы будем делать рыбку?(зеленого) Давайте выберем бумагу нужного цвета. На доску вывешивается картинка «бумага»

Как вы думаете, что еще нам понадобиться для выполнения аппликации? (ножницы и карандаши) Правильно. Мы будем на бумаге обрисовывать фигуры, и для этого нам понадобиться карандаш. (На доске картинка «карандаш»)

А что еще нам понадобится? (ножницы) Что мы будем делать ножницами?(вырезать)

Давайте посмотрим из каких геометрических фигур состоит наша рыбка и какого она цвета.(зеленый овал и треугольники) На какую геометрическую фигуру похоже туловище рыбки? (овал) А плавники, хвост? (треугольники) Сколько плавников у рыбки? (три) Две на животе, один на спине.

Так какие геометрические фигуры нам понадобятся? Сколько? Какого цвета бумага нам понадобиться?

Предварительное планирование работы по схематичному плану

А сейчас я расскажу вам, как мы будем делать рыбку.

1. Сначала мы выбираем бумагу.

2. Далее мы обводим фигуры.

3. Вырезаем фигуры.

Организация рабочего места.

Посмотри влево, вправо, вверх, вниз. Покажи правую руку, левую руку. Где правая сторона стола? Левая? Где середина стола? Что лежит слева? (бумага, ножницы, карандаш.) Что лежит справа? Что лежит по середине стола? (клеенка)

Рыбка плавает в водице, (сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка)

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница, (грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать. (медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула, (снова изображают как плывет рыбка)

Крошку хлебную взяла. (делают хватательное движение обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула, (снова показывают, как плывет рыбка)

Рыбка быстро уплыла.

Детям раздаются шаблоны частей рыбки, и предлагается на листе цветной бумаги обвести их.

Ребята, положите перед собой лист зеленой бумаги. Сначала мы будем обводить туловище рыбки. На какую геометрическую фигуру оно похоже? (овал) Положите овал в верхний уголок бумаги и начинайте обводить. Будьте аккуратны, экономьте бумагу, начинаем обводить не с центра листа, а с края.

А теперь будем обводить плавники. На какую геометрическую фигуру они похожи? Сколько нам нужно плавников? Значит сколько раз обводим треугольник? (три)

Сейчас мы будем обводить хвост. На какую геометрическую фигуру похож хвост? (треугольник) Большой или маленький по сравнению с плавниками? (большой) Сколько нам нужно таких треугольников? (один) Обводим аккуратно, не спеша.

Сейчас нам осталось только вырезать все части рыбки. Что нам для этого понадобиться? (ножницы)

Давайте повторим, как вести себя с ножницами. (К доске прикрепляю плакат)

1. Не держи ножницы концами вверх.

2. Не оставляй ножницы в открытом виде.

3. При работе следи за пальцами левой руки.

4. Клади ножницы на стол так, чтобы они не свешивались за край стола.

5. Передавай ножницы в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.

6. Не режь ножницами на ходу, не подходи к товарищу во время резания.

Золотая рыбка будет следить как вы работаете с ножницами, помните эти правила!

Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой воде.(прыжки на месте)

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.(имитация)

То плавниками шевеля

Играют в прятки больше дня.(шевелить руками имитируя движения плывущего)

И никогда покоя

Не знает дно морское.(пожимание плечами)

Мы отдохнули, сейчас можем приступать к работе. Давайте вырезать. Только помните о правилах работы с ножницами! (дети приступают к работе)

А теперь отложите ножницы в сторонку и посмотрим, что у вас получилось. Молодцы! Можете наклеивать вырезанные фигуры на бумагу.

IV. Заключительный этап.

Устный отчет учащихся о проделанной работе.

Ребята, расскажите, как вы сделали части рыбки? Что вам для этого понадобилось? Из каких геометрических фигур мы будем делать рыбку? Для чего мы делаем рыбку? (Чтобы нашей Золотой рыбке было веселее)

А теперь давайте повесим все наши рыбки на доску и сравним: всё ли мы сделали правильно? Сравнение детских работ.

Ребята, что мы сегодня делали на уроке? Как мы помогаем рыбке? (делаем ей подружку) Из каких геометрических фигур мы делали рыбку?

Оценка деятельности учащихся с комментарием.

Молодцы, вы очень старались сегодня на уроке. Особенно хорошо трудились Антон и Дима, Варя выбрала очень красивый цвет для своей рыбки, а Маша и Юра очень аккуратно приклеили все детали. Молодцы Саша и Антон! Они справились с работой раньше всех и помогли Варе!

Самоанализ урока

Урок проводился в классе для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 4 года обучения. В классе 3 девочки и 4 мальчика.

1. Тема урока: «Аппликация из геометрических фигур «Рыбка»

2. Тип урока: Урок закрепления знаний

3. Методы работы, использованные на уроке: словесные, наглядные и практические

4. Цельурока: Развитие сенсомоторных процессов детей

5. Задачи:

5.1. Образовательные задачи:

  • закрепить умение различать по форме, цвету и величине геометрические фигуры;
  • закреплять умение правильно пользоваться ножницами, клеем
  • формировать умение работать по инструкции с опорой на образец

5.2. Коррекционно-развивающие задачи:

  • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук
  • коррекция и развитие связной устной речи
  • коррекция и развитие навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки
  • 5.3.Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к учебе, предмету;
  • воспитывать самостоятельность
  • воспитывать нравственные качества детей: трудолюбие, умение сопереживать
  • Оценку своего урока в процессе рефлексии, я бы хотела провести исходя из выполнения системы требований, предъявляемых современной дидактикой к урокам при работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями (умеренной умственной отсталостью), в соответствии ФГОС НОО ОВЗ. Эти требования послужат критериями для анализа.

    Данный урок является продолжением предыдущего. На предыдущих уроках дети учились работать с бумагой и ножницами, изучали геометрические фигуры.

    Еще одно дидактическое требование состоит в том, что чтобы выделить главные вопросы и многократно повторять их. Выбранная мной тема была направлена на выполнение данного требования.

    На уроке я широко использовала репродуктивные методы, позволяющие систематизировать, повторить по шаблону.

    Современная дидактика требует, чтобы при обучении детей с умственной отсталостью педагог учил всему: слушать, пересказывать, говорить правильно. Особое внимание я уделяла тому, чтобы каждый ребенок отвечал на вопрос полным ответом, стараясь стимулировать монологическую речь.

    Современная дидактика при обучении детей с умственной отсталостью рекомендует излагать материал маленькими дозами, каждую закрепляя. Обучать от простого к сложному. Я стараюсь следовать этой рекомендации. Давая детям задание, я убеждалась, что дети все поняли, как оно должно быть выполнено и только потом переходила к следующему.

    Главной составляющей обучения детей в классах КРО остается общение, позволяющее расположить к себе. Для общения с детьми я использую разные педагогические ситуации: стараюсь пошутить, одобрить ребенка, не делаю замечаний в унизительной форме. Стараюсь похвалить каждого ребенка, создать «ситуацию успеха» для всех.

    Поскольку внутренняя мотивация обучения у детей с умственной отсталостью ослаблена, я стремилась стимулировать познавательную активность игровыми, наглядными и творческими методами.

    Поставленные коррекционно-развивающие задачи я пыталась решить, используя следующие приемы и методы:

    Для развития мелкой моторики: выполнение упражнений пальчиковой гимнастики, работу с ножницами, клеем, задания на вырезание из бумаги, наклеивание и т.д.

    Для развития сенсорных процессов: многократное повторение, сравнение, нахождение в множестве, геометрических фигур, разных по размеру, цвету, форме.

    Для развития речи: уделяю большое внимание правильному произношению, лексико-грамматическому построению фраз, стараюсь добиваться полных ответов на поставленный вопрос, обогащению словарного запаса детей.

    На уроке проводилась коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы: навыков самоконтроля, усидчивости. Дети, выполнившие задания первыми получали дополнительные задания, им предлагалось помочь одноклассникам. Они получали похвалу и положительную оценку своей работы. За аккуратность и усидчивость учащиеся поощрялись. Для развития навыков самоконтроля я использую различные схемы, пиктограммы по которым ребенок может проводить самостоятельно сравнение своей работы с образцом. Кроме того, в конце урока дети самостоятельно сравнивали все работы и находили ошибки друг у друга.

    Для того чтобы избежать переутомления детей во время урока, часто использую физкультминутки, стараюсь менять виды деятельности учеников.

    Общие выводы:

    В ходе проведенного урока мне удалось решить поставленные задачи и достичь цели. Показателем достижения цели служат работы детей, которые выполнены достаточно аккуратно и правильно. Ученики, в основном, правильно соотнесли размер деталей, форму и цвет. При этом они устно безошибочно называли геометрические формы, определяли размер и цвет.

    Вместе с тем, урок выявил ряд проблем:

  • не все дети способны самостоятельно обратиться за помощью к педагогу
  • ученики недостаточно доброжелательны и толерантны друг к другу при обсуждении итогов работы.
  • Над этими и другими проблемами мне еще предстоит работать.

    www.pedmasterstvo.ru

    Трудовое обучение 2 класс

    Транскрипт

    1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная общеобразовательная школа — интернат» г. Губахи, Пермского края Рассмотрена и согласована методическим объединением учителей начальных классов Протокол / o n С ‘\ 06г. Принята на Педагогическом совете Протокол ‘ «-30у> 0($ 06г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Агибаловой Оксаны Анатольевны, учителя первой квалификационной категории. Трудовое обучение класс разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида -4 классы под редакцией В.В.Воронковой учебный год

    2 Пояснительная записка Рабочая программа по трудовому обучению составлена на основе программы подготовительного и — 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида, В.В. Воронковой, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, выпущенной издательством «Просвещение» в 009 году; учебника Технология. Ручной труд: класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, автора Л.А. Кузнецовой, рекомендованного Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, выпущенного филиалом издательства «Просвещение» в 0 году. Рабочая программа рассчитана на 67 часов, часа в неделю. Особую значимость ручной труд приобретает в обучении и воспитании детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Учитель обязан помнить обо всех трудностях и достижениях каждого ребёнка и тщательно подбирать задания и организовывать его труд с тем чтобы учить тому, что для него представляет истинную ценность, подобрать эстетически значимые объекты труда, соответствующие возможностям детей с ОВЗ; осуществить ряд коррекционных мероприятий, направленных на исправление психических и физических недостатков, имеющихся у этих детей. Цель: формирование трудовых умений и навыков, духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием. В процессе трудового обучения решаются следующие задачи:. Корректировать интеллектуальные и физические недостатки обучающихся с учётом их возрастных особенностей.. Формировать знания о различных материалах и умение выбирать способы обработки, в зависимости от свойств материалов. 3. Формировать трудовые умения и навыки. 4.Обогащать ребёнка знаниями и сведениями о поделочных материалах, об окружающем рукотворном предметном мире, созданном из этих материалов. 5. Воспитывать у детей любовь и привычку к разнообразным видам труда. На занятиях по ручному труду учебные задачи решаются в практической деятельности обучающихся, организованной на основе изготовления ими изделий доступной сложности и понятного назначения. Особенностью обучения практической работе является первоначальное использование безорудийного ручного труда (разрывание, обрывание, сминание, сгибание, скатывание, наматывание, связывание, плетение, лепка и т.д.), затем выполнение работы (лепка, вырезание, конструирование, шитьё и т.д.) с применением инструментов (ножницы, стеки, иголка и т.д.). Учитывая это, учитель поможет детям с ОВЗ постепенно овладеть умением обрабатывать предлагаемые поделочные материалы, при этом рационально используя разнообразные технологические приёмы. Программой предусмотрены следующие виды груда: работа с бумагой; работа с пластилином, работа с природным материалом, работа с нитками.

    3 Уроки строятся на принципах взаимосвязи трудовой практики с другими видами деятельности (игрой, рисованием, развитием речи и др.) Основные требования к знаниям и умениям обучающихся К концу обучения во II классе обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями: названия материалов для поделок и их свойств; возможность использования изученных материалов; названия объектов работы; умение выбирать и называть операции, специфические для обработки данного материала; самостоятельная организация своих действий с опорой на образец, поделки, натуральный образец, предметную карту; составление простейшего эскиза как элемент планирования. Содержание программы Работа с бумагой Ознакомление учащихся с изделиями, которые планируется выполнить в течение учебного года. Называние материалов для поделок (бумага, пластилин, нитки). Сообщение правил поведения во время занятий ручным трудом, требований к организации рабочего места. Сгибание бумаги. Разрывание по линии сгиба. Аппликация из обрывных кусочков. Сминание бумаги. Наклеивание смятых из бумаги шариков на основу. Складывание из бумаги. Складывание объёмного объекта из листа бумаги: пакетик, конвертик. Получение квадратиков путём сгибания по средней линии и разрезание заготовки прямоугольной формы. Получение треугольников путём сгибания квадрата с угла на угол и разрезания по линии сгиба. Получение круга путём произвольного округления углов заготовки квадратной формы. Заготовка деталей для аппликации геометрической формы описанными способами. Составление ритмической композиции в полосе, симметричной композиции в квадрате — аппликация опора на образец. Плоскостное и объёмное конструирование. Выполнение сложных игрушек из 3 4 деталей круглой, овальной, треугольной, квадратной формы. Вырезание по одной линии симметрии, по короткой вертикальной (наклонной, длинной, вертикальной, кривой линии (круг, овал).! (лоскостная и полуобъёмная аппликация. Технические сведения. Название материала. Свойства бумаги: сгибается, мнётся, разрывается. Основные цвета бумаги. Виды бумаги. Использование инструментов при работе с бумагой: ножницы. Правила безопасной работы с ножницами. Соединение деталей из бумаги с помощью клея. Кисточка. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с клеем. Приёмы работы. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук при резании. Приёмы резания по прямой линии. Округление утла. Смазывание поверхности бумаги клеем с помощью кисти. Наклеивание.

    4 Примерный перечень изделий. Коллекция образцов бумаги. Аппликации «Осеннее дерево», «Ветка рябины», «Радуга», «Цветы в корзине», «Фрукты на тарелке», орнаменты из квадратов, треугольников, Складывание их бумаги: «Ёлочка», открытка, пакетик, конвертик, пароходик, пилотка, стрела. Игрушки из бумаги: цыплёнок в скорлупе и др. Практические работы. Симметричное линейное вырезание из бумаги, сложенной пополам. Вырезание по одной линии симметрии. Вырезание (симметричное предметное) из бумаги, сложенной несколько раз. Орнамент в полосе. Коллективная аппликация. Полуобъёмная аппликация. Объёмное конструирование на основе конуса и цилиндра. Плоскостное конструирование. Технические сведения. Понятие об орнаментах. Правила составления растительного орнамента. Сочетание цветной бумаги, правила составления аппликации. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Организация рабочего места. Приёмы работы. Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Наклеивание. Приём «гармошка». Складывание бумаги пополам и несколько раз. Приёмы создания объёма в аппликации и конструировании. Работа с природным материалом Экскурсия в природу, сбор природного материала. Изготовление аппликации из природных материалов (листья) — «Птица» («Бабочка»). Аппликация из пластилина и гороха «Рыбка». Игрушки, выполненные из шишек и пластилина — «Ёжик». Наклеивание на подложку засушенных листьев и цветов. Составление композиции, пользуясь собственными или предложенными учителем эскизами. Технические сведения. Названия используемых природных материалов, их свойства, определение формы деталей, соотнесение с формой реального объекта. Понятие «эскиз». Особенности наклеивания засушенных листьев и цветов на бумагу. Приёмы работы. Подбор деталей для игрушки. Подбор природного материала для композиции. Последовательное наклеивание деталей композиции. Высушивание под прессом. Конструирование из пушистой травы и пластилина «Ёжик». Работа с природным материалом (горох) и пластилином. «Вазочка», «Радуга». Конструирование из разных материалов (еловая шишка, крылатки клёна, пластилин). «Пингвин», «Петушок». Технические сведения. Возможности природного материала в быту и в ручном труде. Цвета спектра. Приёмы обмазывания основы пластилином. Ритмичность узора при выполнении декоративных ваз. Организация рабочего места. Приёмы работы. Втыкание деталей из природного материала в пластилиновую основу. Заготовка и накладывание полос из пластилина на основу, размазывание их, отбор материала для отделки вазы. Приём

    5 скатывания пластилина столбиком (палочкой). Подбор деталей для игрушки. Подбор природного материала для игрушки. Работа с пластилином Лепка по образцу фруктов, овощей. Аппликация из пластилинаплоскостная лепка «Яблоко». Лепка предмета из отдельных частей, шаровидных частей (конструктивный способ). Лепка предметов шаровидной, овальной, конической формы пластическим способом. Технические сведения. Название материала «пластилин» и его свойства. Холодный пластилин — твёрдый, тёплый пластилин — мягкий и вязкий. Цвета пластилина. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Способы подготовки пластилина к работе: подогрев и разминание. Соединение деталей примазыванием. Приёмы работы. Раскатывание пластилина в ладонях и на подкладной доске. Приём размазывания пластилина по поверхности, «скатывание пластилина столбиком (палочкой)», скатывание пластилина кругообразными движениями (в шар). Соединение деталей примазыванием. Закрепление деталей на подставке. Примерный перечень изделий: Аппликация «Яблоко», предметы («Домик», «Ёлочка», орнамент в круге, «Барашек Бяша», помидор, огурец, морковь, свёкла, репка). Практические работы. Лепка предметов из отдельных частей (конструктивный способ). Объёмная лепка многодетальных изделий конструктивным способом. Соблюдение пропорций в изделии и умение соединять детали в единую конструкцию. Технические сведения. Инструменты, применяемые при лепке, их названия и назначение (стеки). Виды лепки: на плоскости (рельеф) и скульптура. Расположение инструментов и материалов на рабочем месте. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении лепки. Приёмы работы. Приёмы лепки: «скатывание шара из пластилина кругообразными движениями», «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы» (наконечник пирамидки), «сплющивание пластилина ладонью», «прищипывание пластилина», соединение деталей «примазыванием». Примерный перечень изделий. «Пирамидка из 4-х колец» — макет, «Грибы», «Цыплёнок», «Курочка в корзинке», «Котик — полосатый хвостик», «Быстроногая лошадка», «Клоун Федя», «Стилизованная фигурка девочки». Работа с текстильным материалом Подбор цветных ниток по цвету. Связывание. Сматывание ниток. Наматывание в клубок, на картонку. Соединение узлом нескольких нитей (прядей). Плетение косички-закладки в три пряди. Закрепление плетения узлом. Витьё шнура из одной нити. Умение вдевать нитку в иголку. Закрепление её в начале и в конце строчки (прошивание -3 раза на одном месте). Выполнение кисточки. Шитьё по вертикальным, горизонтальным и

    6 наклонным линиям. Вышивание треугольника, квадрата, круга. Вышивание по проколам. Технические сведения. Применение ниток. Свойства и особенности ниток: толстые, тонкие, связываются, скручиваются, окрашены в разные цвета, легко режутся. Ножницы. Иголка. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками, ножницами, иглой. Приёмы работы. Приём наматывания ниток на основу. Связывание ниток, завязывание бантиком, петлёй. Приёмы витья шнурка. Начало работы — завязывание узла, выполнение кисточки, закрепление нити. Приёмы завершения работы. Подравнивание концов завязывающих нитей ножницами. Правильная хватка инструментов. Приёмы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением -3 стежков на одном месте. Шитьё по проколам приёмом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям. Приём «заполнение расстояния между стежками» (линейное и предметное вышивание) ниткой того же или другого цвета. Учебник. Технология. Ручной труд. класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Л.А. Кузнецова.. — С-П. «Просвещение» 0. Дополнительная литература:. Обучение учащихся — 4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей. Под ред. В.Г. Петровой. — М., «Просвещение», Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительного и — 4 классов- М., «Просвещение», Дидактический материал по трудовому обучению. Пособие для учащихся класса.- М., «Просвещение», 988.

    7 Учебно-тематический план п/п Наименование раздела и тем Часы четверть — 9 часов Вводный урок. Повторение пройденного в классе. Экскурсия по школе. Работа с пластилином. Лепка геометрических тел прямоугольной формы «брус». 3 Складывание из вылепленных деталей (брусков) ворот. 4 Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольную геометрическую форму. 5 Работа с природными материалами. Экскурсия. Организация сушки и хранения собранных материалов. 6-7 Изготовление игрушек из желудей по образцу и самостоятельно. 8-9 Изготовление по образцу и самостоятельно игрушек из скорлупы ореха. 0 Работа с бумагой и картоном. Повторение пройденного в классе по теме «Виды и сорта бумаги». Работа с бумагой и картоном. Закрепление навыков сминания бумаги. Технология изготовления аппликации из мятой бумаги по образцу. Работа с бумагой и картоном. Закрепление навыков сгибания бумаги. Технология складывания фигурки из бумаги. 3 Работа с бумагой и картоном. Закрепление навыков разметки геометрических фигур по шаблонам. 4 Изготовление пакета из плотной бумаги с аппликацией из геометрических фигур. 5-6 Работа с текстильным материалом. Изделия из ниток. 7-8 Работа с текстильными материалами. Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями. 9 Работа с пластилином. Познавательные сведения о глине, пластилине и геометрическом теле «цилиндр». Лепка из пластилина предметов цилиндрической формы. четверть — 3 часов 0 Работа с глиной и пластилином. Познавательные сведения о глиняной посуде и геометрическом теле «конус». Лепка из пластилина предметов конической формы., Работа с природными материалами. Познавательные сведения о листьях. Изготовление предметной аппликации из засушенных листьев по образцу.

    8 3 Работа с природными материалами. Изготовление рамки для фотографии, украшенной листьями. 4,5 Работа с бумагой и картоном. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации. 6,7 Работа с бумагой и картоном. Изготовление плоских елочных игрушек, украшенных аппликацией. 8,9 Работа с текстильными материалами. Изготовление стилизованных фигурок из связанных пучков нитей. 30 Работа с бумагой и картоном. Познавательные сведения об объеме: плоский, объемный. Изготовление из бумаги (из кругов) игрушек в форме шара. 3 Работа с бумагой и картоном. Закрепление познавательных сведений об объеме. Изготовление из бумаги игрушек в форме шара. 3 четверть — 9 часов 3 Работа с пластилином. Познавательные сведения о скульптуре. Лепка по образцу стилизованных фигур животных, птиц (конструктивный способ). 33 Лепка по образцу стилизованных фигур животных, птиц ( пластический способ). 34 Работа с природными материалами. Познавательные сведения о шишках. Изготовление из шишки стилизованной фигурки человечка. 35 Работа с природными материалами. Закрепление сведений о шишках. Изготовление из шишки, листьев дуба, пластилина стилизованной фигурки птички. 36 Изготовление композиции с использованием шишки, листьев и пластилина. 37 Работа с бумагой и картоном. Познавательные сведения о линейке. Разметка по линейке. 38,39 Изготовление аппликаций с разметкой деталей по линейке. 40 Работа с текстильными материалами. Познавательные сведения о тканях. Составление коллекции тканей. 4 Раскрой из ткани заготовки изделия. 4,43 Работа с текстильными материалами. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой (сметочными стежками). 44 Работа с бумагой и картоном. Познавательные сведения об открытке. Изготовление открытки. 45,46 Работа с бумагой. Изготовление аппликации «Сказочный цветок» по шаблону.

    9 47,48 Работа с пластилином. Изготовление композиции из пластилина к сказке «Колобок» 49,50 Работа с бумагой и картоном. Изготовление композиции(макета) из складных бумажных фигурок к сказке «Колобок». 4 четверть — 6 часов 5,5 Работа с бумагой и картоном. Познавательные сведения о дорожных знаках. Изготовление модели дорожного знака. 54,55 Работа с текстильными материалами. Вышивание сметочным стежком. 56,57 Работа с текстильными материалами. Вышивание с перевивом (шнурок). 58,59 Работа с текстильными материалами. Познавательные сведения о тесьме. Салфетка. 60,6 Работа с текстильными материалами. Пришивание пуговицы с двумя сквозными отверстиями с подкладыванием палочки. 6,63 Работа с бумагой и картоном. Салфетка с прорезным орнаментом. 64,65 Работа с пластилином. Лепка чайной посуды в форме шара. 66,67 Работа с пластилином. Лепка цветов (конструктивный способ).

    docplayer.ru