С аутизмом дают инвалидность

С аутизмом дают инвалидность

milahat » Сб фев 20, 2010 5:51 pm

inav » Сб фев 20, 2010 10:37 pm

Не совсем понятно как будет проводиться освидетельствование несовершеннолетнего. В справку бюро МСЭ внесут дату освидетельствования от 02.03.2010 г.?

Степени — фантазия доктора.

F84 Общие расстройства психологического развития: http://www.consultant.ru/online/base/?r . =1991;p=29
F84.0 Детский аутизм
F84.5 Синдром Аспергера

[quote=»milahat»]Но скорее всего его » наградят» чем-то другим.

Основное заболевание с шифром по МКБ-10 изменять врачи-эксперты бюро МСЭ не полномочны.

[quote=»milahat»]И еще как назначают эти группы.

Зависит от многих факторов. Обратите внимание на формулировку «Общие расстройства психологического развития», т.е. не психиатрия, не психоневрология, а психология.

Здесь НПА по медико-социальной экспертизе : viewtopic.php?f=104&t=791

tryvitalij » Сб фев 20, 2010 11:00 pm

inav » Сб фев 20, 2010 11:38 pm

Ну как в порядке. Парнишка на дату освидетельствования будет несовершеннолетним. Скорее всего в справке бюро МСЭ дату признания «Инвалидом с детства» проставят именно 02.03.2010 г. Этот момент не критичен, разберутся в день освидетельствования.

Не о группе инвалидности.

Виталий, «Комплексную оценку» определяет бюро МСЭ.

tryvitalij » Вс фев 21, 2010 12:02 am

inav » Вс фев 21, 2010 2:58 pm

tryvitalij , писала что комментарии пользователя с «Красивым» ником неправомерны.

(цитата) 13.1. Граждане, которым установлена категория «ребенок-инвалид», по достижении возраста 18 лет подлежат переосвидетельствованию в порядке, установленном настоящими Правилами. При этом исчисление сроков, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 13 настоящих Правил, осуществляется со дня установления им группы инвалидности впервые после достижения возраста 18 лет.

Категория «Ребенок-инвалид». Группа и причина инвалидности бюро МСЭ не определяется.

Категория «Инвалид». Определяется бюро МСЭ группа инвалидности и причина инвалидности.

Парнишке 18 лет исполняется 02.03.2010 г. В справке бюро МСЭ запись с причиной инвалидности «Инвалидность с детства» и дата 02.03.2010 г.

В специализированных филиалах ГБ МСЭ освидетельствование (переосвидетельствование) проводится несколько раз в месяц. Например в нашем регионе (г. Москва) выездные медико-социальные экспертизы психоневрологического профиля осуществляются 2 раза в месяц в помещениях районных ПНД. Касаться выездных экспертиз в стационарах (ПБ) и гос.стац. учреждений (интернатов) не будем.

Если учесть что освидетельствование (переосвидетельствование) в регионе milahat проводится в помещении ПНД первого (?) и пятнадцатого (?) числа каждого месяца, то бюро МСЭ идет на небольшое нарушение проводя медико-социальную экспертизу несовершеннолетнего (!) до достижения ребенком-инвалидом возраста 18 лет. Не критично. В справке бюро МСЭ датой установления группы и причины инвалидности 02.03.2010 г.

milahat » Вс фев 21, 2010 10:58 pm

inav » Вс фев 21, 2010 11:26 pm

Нет полномочий. Но какой основной диагноз в направлении в бюро МСЭ (посыльный лист) — не узнаете. Да и ни к чему.

Переосвидетельствование будет проходить в помещении ПНД или в «Главном бюро МСЭ»?

Немного непонятно как возможна работа выездной медико-социальной экспертизы (филиал ГБ МСЭ) 2 (два) дня подряд в одном ПНД.

bmse » Пн фев 22, 2010 5:29 pm

milahat » Пн фев 22, 2010 10:24 pm

dislife.ru

Первичное оформление инвалидности (РДА)

OVSjanka — 3-11-10 в 23:22

Уважаемые форумчане, прошу у вас совета. Мы хотим оформить сыну инвалидность (4.9 лет, безречевой, атипичный аутизм, ЗПР). В ответ на нашу просьбу направить ребенка на МСЭ районный психиатр сказала, что подать на инвалидность мы сможем только спустя год с момента постановки на учет в ПНД (т.е. у нее), а обследование нужно будет проходить только в стационаре. Я знаю, что раньше такого безобразия не было, но психиатр уверяет, что это нововведение с этого года. Правда ли это? Я не нашла документов, подтверждающих ее слова.

Сейчас она направляет нас в «шестерку» для уточнения поставленного ей диагноза (атипичный аутизм). Нужно ли просить, чтобы врачи/педагоги на обследовании написали в заключении рекомендацию оформить инвалидность, или это не имеет значения?

И последнее: как я слышала, в «шестерке» очень любят ставить диагноз УО. На мамских форумах пишут, что его потом очень трудно снять, если он оказывается ошибочным. Мы не знаем, есть ли у нашего сына УО и каким он будет через несколько лет, поэтому тянули с инвалидностью до последнего — пока не встал ребром финансовый вопрос. Действительно ли УО — такой «плохой» диагноз?

Буду очень благодарна за советы и информацию 🙂

Айрис — 4-11-10 в 10:44

Плохих диагнозов не бывает. Требовать госпитализации ребёнка не имеют права. И год ждать. Это обман. Тема обсуждалась неоднократно на форуме — поищите.

мама О — 4-11-10 в 11:08

Мы в этом году в октябре оформили инвалидность. Многое зависит от уч психиатра. Ей не жалко, но их тоже проверяют. Моему уже 8 лет, он безречевой и нам поставили УО. Не всегда в 6 больнице ставят диагноз аутизм. Но то. что ставят УО, так это такое заведение, куда приходит много таких детей. И даже если это УО, то часто ли он ошибочный? Два эксперта вызывают, смотрят и снимают.Только вытянуть ребенка до такого уровня очень трудно. Наш писихиатр думал, что нам поставят аутизм. Но нет, так нет. В стационар нам даже не предложили. Посмотрели заключения и обсл с другой клиники,прошли консультацию у логопеда, дефектолога, ПМПК и все. Других врачей по месту жительства. Мы сходили на ПМПК, зашли к врачу и попросила заключение на инв. Она тутже набрала и напечатала. Отдала мне на руки. Отнесла психиатру и он дал бумагу проходить врачей. Мед сестра все оформила в диспансере. написали характеристику семьи и все отнесла, записалась на МСЭ и прошли. Это ошибка не ходить и не оформлять, не ставить диагноз, затягивать. Безречевому ребенку с аутизмом в года 3 УО могут не поставить, а почти 5 лет могут. Интеллект к этому возрасту в норме речевой. Но не нужно бояться диагнозов. Нам и то поставили, что на данный момент необучаем,но чтобы он стал обучаем, нужно реально много работать. Говорила с одной мамой, пока ждала врача. Она оформила своему аутисту с 3 лет инв. Как ребенку а таким диагнозом, она пробила сад для аутистов, очень была довольна. Заговорил в 5 лет. Потом школу с дист обучением, тоже как ребенку инвал. Тут дело даже не в деньгах. Сейчас по-моему у них есть дневной стационар. Вам без нормальных обсл могут и не дать выписку. И наблюдаться у уч психиатра нужно определенное время. Но по заключению можно сходить на ПМПК по поводу сада. Диагноз УО не самое страшное, на самом деле. Если берут в школу 8 вида. Нужно искать, где будут с ребенком заниматься.

OVSjanka — 4-11-10 в 11:57

Айрис, я перечитала все, что есть на форуме по этому поводу. Дело в том, что, по словам районного психиатра, год ожидания + обследование в стационаре — это нововведения этого года. Есть ли документы, которые регламентируют порядок оформления инвалидности? Я только-только начала со всем этим разбираться и даже не представляю, где это искать.

А под «плохим» диагнозом я имела в виду то, что написала выше Мама О: «Два эксперта вызывают, смотрят и снимают. Только вытянуть ребенка до такого уровня очень трудно». К сожалению, я знаю случаи, когда УО в «шестерке» ставили здоровым детям и снять его потом было очень сложно. Не раз слышала от педагогов мнение, что ходить за диагнозом в «шестерку» — это получить автоматом УО, особенно для безречевых детей. Поэтому мы и боимся 🙂

мама О — 4-11-10 в 15:03

Если ребенок безречевой и ему уже больше 5 лет, то нормы интеллектуальной не будет. Речь это мышление, обобщение и тд. Но это не значит, что инт нельзя у такого ребенка развить. Но само речевое нарушение (причина УО) исправить иногда практически невозможно. Вот здоровый и поставили УО? Так не может быть. Но не до такой степени все. Если ребенок собирает пирамидки и тому подобное, то это не значит, что инт в норме. Ну никуда от этого не денишься. И потом какая разница, какой поставят инт. В речевую школу ребенка неговорящего не возьмут. Хорошо, если попадет в школу 8 вида.Даже те дети кто до школы занимались с логопедом, дефектологом и прошли в общеобр школу, очень слабенько иногда учатся. Именно из-за речи. И тоже попадают в школу 8 вида, даже не с первого класса. Или просто тянут. У них нет УО.Педагоги которые вам это говорят так готовили детей, что они учатся спокойно в школе? Вы волнуйтесь за ребенка, а не за диагноз. Вот это волнение как снимать, только время уходит. С подозрением на аутизм. С аутизмом даже когда инт в норме сложностей не меньше.

OVSjanka — 4-11-10 в 17:28

Боюсь, что именно до такой степени 🙁 Может быть, тут срабатывает равнодушие врача или стереотип: раз ребенка привели в психиатру, значит он болен. Не знаю. Но о случаях таких слышала, причем из первых рук. Да и о самой «шестерке» в инете немало отзывов, среди которых не нашла ни одного положительного — ни в смысле профессионализма, ни в смысле отношения к людям. Ни за что бы туда не пошла, если бы не нужна была инвалидность — вернее, деньги на абилитацию. Никакой другой помощи я от них не жду. В нашей ситуации меня волнует не диагноз сам по себе (от постановки того или иного диагноза ребенок не изменится), а интересуют правовые последствия постановки диагноза УО моему ребенку.

rozab — 4-11-10 в 18:11

Если ребёнок — безречевой аутист, это вовсе не означает, что он умственно отсталый.
http://www.rodon.org/other/vmitssh/
OVSjanka, если вам всё-таки поставят УО, то пробиться в обычную школу будет трудно. 8 вид только. Но и в этом случае нет ничего невозможного. Просто потом сложнее будет доказывать, что интеллект сохранный.
А это вам от моего ребёнка, кстати, безречевого аутиста, учащегося 7 класса обычной школы: «Я просто возмущён. Если у меня нет речи, это не значит, что я глупый. Мне просто трудно управлять лицевыми мышцами. Я бы и рад говорить, но у меня не получается. Если ваш сын сам захочет учиться в обычной школе, то он будет там учиться. Но если ему это не нужно, то и не стоит бороться. Когда человек сам желает что-то изменить, он может все преодолеть».

Nata — 4-11-10 в 18:15

Думаю, они вам все же «бессо-овестно врут», как говорил герой мультика.
Ребенок наблюдался, обследовался и т.д. специалистов и до вашего обращения в ПНД, так ведь? В карточке есть много записей наверняка. Ребенок с заметным тяжелым нарушением (речи нет). По-моему, у вас достаточно оснований, чтобы собрать необходимые документы для МСЭ самостоятельно, поищите на форуме было описано и такой вариант действий.

Ну а давать инвалидность только после обязательного стац.обслания (или лишать ее в случае не обследования) никто не имеет права. Нет таких законов, слава богу. Основание для МСЭ — это рекомендации врачей, характеристики ребенка из школы и садика, его состояние.

Ну а что лучше из диагнозов — УО или РДА, так это как с хреном и редькой. Лучше без них. Для получения иалидности и пенсии — все равно. Для обучения — лучше РДА, т.к. к аутичному ребенку подходить как к УО, ничего хорошего не получается. Мой аутист имеет в джентльменском наборе оба диагноза, причем, в док-тах от МСЭ и ПДН именно легкая УО написана. Для пенсии все равно. А там, где для занятий, учебы мы достаем наш аутизм (у нас даже в выписке от ПМПК для поступления в школу 8 типа не было записи УО).

OVSjanka — 4-11-10 в 19:07

Спасибо большое за отзывы, наберемся наглости и будем бороться! Мы, конечно, очень расстроились, когда узнали про оформление только через год. Илюше в январе будет пять, педагоги говорят, что это решающий год для речи, поэтому хотелось бы налечь на занятия всеми силами — а тут такой облом с деньгами.

Да, оснований отказать нам в инвалидности наверняка нет. Если не получится через ПНД, попробуем самостоятельно.

Официально (в поликлинике) у нас стоит ЗПРР, а психиатр в ПНД ставит атипичный аутизм (по ее словам, на обычный аутизм у нас симптомов не хватает). На самом деле, у нас по-видимому сенсорно-моторная алалия с аутистическими чертами и явной ЗПР. Поэтому и волнуемся насчет УО — и именно в связи с последующей учебой. На обычную школу мы пока не рассчитываем (по крайней мере, на начальную), а дальше — как получится. Поэтому не хотелось бы, конечно, отрезать ребенку путь к «обычной» жизни.

rozab, отдельное спасибо вашему сыну за возмущение. Я ни секунды не сомневаюсь, что он прав. Сама всегда так же считала 🙂

мама О — 4-11-10 в 19:29

rozab, он пишет? Но это тоже речь. Нельзя сказать, что он безречевой. Но мне так кажется. Просто, если приходить и оформить инв в года три, то могут не поставить УО. Но когда ребенок постарше, то все по другому. И не всем аутистам в 6 ставят УО.
Дети разные и возможности у них разные. Когда оформляла инв., спросила у психиатра. Понятно, что 6 больница поставит такой диангоз, какой посчитает правильным. Но все же, что удобнее, если так можно сказать. Он сказал. что УО. УО можно снять, если ребенок вытянулся, но и жить проще. С аутизмом сложнее. Но у каждого своя ситуация. и ничего не решается раз и навсегда.

мама О — 4-11-10 в 19:42

OVSjanka, и в пять лет дети начинают говорить и в школу идут. Но уж такой решающий. А не заговорит в пять и что? Все?

OVSjanka — 4-11-10 в 19:46

Это значит, что, труднее будет подготовиться к школе.

Наталья Владимировна — 8-11-10 в 12:39

Большое спасибо за ответы!

» по словам районного психиатра, год ожидания + обследование в стационаре — это нововведения этого года.Есть ли документы, которые регламентируют порядок оформления инвалидности?»

Здравствуйте!
Районный психиатр ввел Вас в заблуждение.
Здесь подробное разъяснение :
http://www.osoboedetstvo.ru/rights/advice/full/0001.002.html

В консультации приведены ссылки на действующие нормативные акты.

OVSjanka — 9-11-10 в 18:05

Наталья Владимировна, со стационаром понятно. А права ли наш районный психиатр в том, что обещает дать нам направление на инвалидность только через год состояния на психиатрическом учете?

История такая. Впервые мы обратились к районному психиатру весной 2009 года за справкой для поступления в лекотеку. Психиатр осмотрела ребенка, подтвердила сильную задержку развития и дала нам справку. При этом в карточке написала «задержка речевого развития». Направила нас в «шестерку» на обследование, но мы не поехали. В октябре 2010 года мы решили оформить инвалидность и снова поехали к психиатру (она с тех пор сменилась) за направлением на обследование. Новый психиатр сказала, что не знает нас и даст направление только через год лечения. Якобы сейчас такой порядок.

Ребенку в январе будет пять лет. Сильная ЗПР, безречевой, то есть право на инвалидность, на наш взгляд, очевидно.

Наталья Владимировна — 11-11-10 в 11:41

Огромное спасибо! Теперь во всеоружии пойдем качать права

Здравствуйте!
Если следовать логике врача-психитра, то каждый раз в случае смены психиатра, ребенок опять должен будет наблюдаться год, но уже у нового врача?!
Вы имеете право обратиться самостоятельно в учреждение МСЭ по месту жительства с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы. Для этого Вам необходимо взять из мед. учреждения (поликлиники) справку об отказе направления на МСЭ. Если поликлиника откажется выдать такую справку, мы расскажем , что надо делать.
Бюро МСЭ в этом случае должно провести осмотр ребенка и по его результатам составить программу его дополнительного обследования и проведения реабилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривает вопрос о наличии у ребенка ограничений жизнедеятельности.

Ванильная фея — 11-11-10 в 12:37

А мы сегодня были у психиатра по поводу инвалидности. (Ребенку три года) нам сказали походить месяц в «стационар на дому» это мы будем ходить к психологу и логопеду в диспансер. И лечение нам еще всякое хотят назначить Только я буду отказываться от уколов. И потом говорят, на комиссию. Я спорить не стала- это же не в больнице лежать, а просто месяц заниматься, наблюдать. Пускай наблюдают

OVSjanka — 11-11-10 в 19:51

Наталья Владимировна, большое спасибо за разъяснение. Пока нам дали направление на обследование в «шестерке». Мы его пройдем, вернемся к районному психиатру и попробуем получить направление на МСЭ. Если не получится, попросим справку об отказе и будем действовать самостоятельно.

Ванильная фея — 12-11-10 в 06:11

А я рано обрадовалась. Убедили меня, что без стационара никак, ну думаю, все равно это на дому- согласилась. Сейчас позвонила туда записаться, а нам говорят:Мы вас на март месяц записываем, мест нет» Это мы только в марте пройдем у них обследование, где-то не раньше апреля инвалидность получим, а на что я сейчас жить должна и заниматься с ребенком как. Все занятия платные, у нас вообще ничего бесплатного нет, кроме как в диспансере в том же марте один(. ) месяц логопед и психолог. Толку-то с таких занятий, нам они ведь каждый день нужны.
Что делать в этой ситуации??

Ванильная фея — 12-11-10 в 16:40

А, какая я злая, вот что мне ответил врач:
«Для инвалидности обязательно наблюдение не менее года с записями в карточке в МПЦ, стационар, лучше даже просто стационар (25 отделение или наш дневной стационар), это уже идут на уступки родителям предлагая стационар на дому. Это требования МСЭ, а их Москва тресёт. Даже если они идут повторно, желательно стационар, что-бы без проблем пройти комиссию, последнее время часто отправляют.»
Что делать в такой ситуации? То есть я им еще спасибо должна сказать за то, что нас в марте в стационаре на дому понаблюдают, а в апреле на комиссию направят Я эти полгода что должна делать?? Я ребенка ни с кем оставить не могу, от меня муж ушел, как мне работать и на что жить? Ребенок ни с кем не остается, детсад исключен.
Хелп. Помогите, пожалуйста, юристы- прокомментируйте, что тут можно сделать.

Ванильная фея — 12-11-10 в 18:47

Посоветуйте, пожалуйста, что конкретно можно сделать? Врач наша направление нам не даст, она решительно сказала- только после стационара на дому. Хотя ребенок у меня сейчас крайне расторможенный, орет, психует, в незнакомом месте истерики, какие тут еще могут быть наблюдения- ничего не меняется.
Только мы недавно у врача наблюдаемся- с сентября.

Наталья Владимировна — 16-11-10 в 17:10

Здравствуйте!
Вы имеете право обратиться самостоятельно в учреждение МСЭ по месту жительства с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы. Для этого Вам необходимо взять из мед. учреждения (поликлиники) справку об отказе направления на МСЭ. Вам надо обратиться к главному врачу с заявлением выдать на руки отказ в направлении на МСЭ.Если поликлиника откажется выдать такую справку, мы расскажем , что надо делать.
Бюро МСЭ в этом случае должно провести осмотр ребенка и по его результатам составить программу его дополнительного обследования и проведения реабилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривает вопрос о наличии у ребенка ограничений жизнедеятельности.

annitu — 26-11-10 в 16:06

Кто оформлял маленькому ребенку (3-4 г) инвалидность по РДА, на какой срок вам дали? Нам дали на 1 год, Скоро опять переоформление. Знакомая говорит надо просто настоять чтоб дали хотяб на два, обещать обратиться в вышестоящую МСЭ, они так сделали им дали на 2.
От чего это зависит? Для нас обход врачей в настоящий кошмар превращается, ребенок плохо поликлиники и очереди, вообще, любое ожидание переносит. Не хочу проходить через эту пытку каждый год. Для меня очевидно что через год его состояние не измениться до снятия инвалидности, ноборот хоть развитие и идет, но отставание и различие со своерстниками все растет с каждым годом.
Из каких соображений дают на год, два или до 18 лет при диагнозе РДА. У кого какой опыт?

И с какого возраста для МСЭ нужно проходить ПМПК или эти вещи не связаны?

Ольга — 26-11-10 в 16:46

Возможно, где-то ещё.

А насчет МСЭ и ПМПК — запустите поиск на эти аббревиатуры, только надо задать «Все форумы и подфорумы» (верхняя строчка), а не в каком-то конкретном разделе. Вам выдадутся все темы во всех разделах, где встречались искомые слова, Вы сможете посмотреть, что про это написано.

Ванильная фея — 27-11-10 в 05:22

Наталья Владимировна
Cпасибо за ответ. Я еще попробую к врачу обратиться- поговорить с ней, объяснить ситуацию. Тем более- она сама прекрасно видит, что ребенок сейчас тяжелый и инвалидность нам нужна. Просто врач соблюдает какие-то внутренние инструкции

OVSjanka — 18-1-11 в 20:28

Уважаемые консультанты, мы обследовались в «шестерке» для уточнения диагноза, получили 84.11 — Атипичный аутизм с УО. Врач устно рекомендовала оформить инвалидность. Скоро идем к районному психиатру просить направление на МСЭ и хотели бы прийти к ней во всеоружии.

Не могли бы вы разъяснить приведенную выше цитату? Значит ли она, что, если мы идем на МСЭ самостоятельно (без направления районного психиатра или поликлиники), то бюро МСЭ не сразу назначает комиссию, а направляет на какое-то дополнительное обследование и реабилитационные мероприятия? О каких мероприятиях идет речь? Ребенку 5 лет, он 2 года занимается в лекотеке и отдельно с логопедом, прогресса никакого, безречевой.

elenazab — 20-1-11 в 14:53

www.osoboedetstvo.ru

ПРО «ЧЕЛОВЕКА ДОЖДЯ»…
ПРЯМАЯ ЛИНИЯ ОБ АУТИЗМЕ у ДЕТЕЙ

Газета «Вечерний Могилев» провела очередную медицинскую «прямую линию» на тему «Аутизм у детей». На вопросы читателей ответил главный врач УЗ «Могилевская областная психиатрическая больница» главный внештатный психиатр управления здравоохранения облисполкома Леонид Николаевич НЕСТЕР.

Антонина:

— Связаны ли увлечение компьютерами и наступление аутизма?

— Нет, чрезмерное увлечение компьютером не может стать причиной аутизма как медицинского диагноза, а вот причиной возникновения аутизации детей и подростков – безусловно, да. Когда сутками напролет ребенок играет в компьютерные игры или общается в различных социальных сетях, заменяя реальный жизненный опыт виртуальным, у него перестают полноценно развиваться психические и эмоциональные процессы. При этом занижается ценность реальной жизни, он теряет навыки общения с окружающими, а замена реального практического опыта и умения коммуникатировать с реальными людьми символизацией, оперированием знаковыми моделями и стимулирует развитие аутизации. Подолгу находясь в виртуальном мире или общаясь с виртуальными людьми, у ребенка возникает возможность ухода от трудностей и проблем, окружающих его в повседневной жизни, что впоследствии влечет за собой неумение решать их в реальности и способствует уходу от существующей действительности, также стимулируя при этом явление аутизации. При этом аномально развиваются все области психики, включая мышление, интеллект, восприятие, моторику, внимание и память.

Таша:

— Можно ли обойтись без медикаментозного вмешательства и развивать ребенка с аутизмом только с помощью попыток общения?

— Аутизм проявляется в различных формах. К этим формам относится:

1. Полная отрешенность от происходящего. Это наиболее глубокая форма аутизма.

2. Активное отвержение. Дети этой группы более активны и менее ранимы в контактах со средой, однако для них характерно неприятие большей части мира.

3. Захваченность артистическими интересами. Дети этой группы отличаются конфликтностью, неумением учитывать интересы других, поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами.

4. Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Центральная проблема детей этой группы – недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми.

В повседневной практике мы, как правило, сталкиваемся с детьми, имеющими лишь отдельные аутистические признаки в разной степени выраженности. При любой из форм аутизма могут наблюдаться такие симптомы, как: недостаточное социальное взаимодействие, недостаток вербального взаимодействия, гиперактивность, пассивность, крайняя стереотипность поведения и эхолалия (неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи), а также перепады настроения и депрессивные состояния, проблемы со сном, двигательная расторможенность. При наличии этих симптомов у детей медикаментозная терапия необходима. Хотя медикаментозной терапии при лечении аутизма и отводится вспомогательная роль, она не применяется как единственный метод и обязательно должна сочетаться с психокоррекционной работой.

Надежда Ивановна:

— Надо ли учить воспитателей в детсадах работать с детьми-аутистами?

— Сложность дефектов при аутизме приводит к появлению особых трудностей в построении стратегии и тактики взаимодействия с аутичными детьми. Поэтому у воспитателя в детском саду должен быть достаточный уровень осведомленности о самом аутизме как медицинском диагнозе, он должен быть способен преодолеть негативизм и установить контакт с аутичным малышом, преодолеть сенсорный и эмоциональный дискомфорт, тревогу, беспокойство, страхи, а для всего этого нужна обязательная специальная подготовка. Дети, страдающие аутизмом, должны также обязательно посещать специальные (коррекционные) образовательные центры, это подготовит их к обучению в массовых школах.

Игорь Алексеевич:

— Проявления аутизма очень многогранны. Хотелось бы больше узнать о ситуациях, когда у ребенка есть симптомы не ярко выраженного аутизма, а аутистического спектра. Возможно ли такого ребенка социализировать?

— Обычно выделяют три области, в которых аутизм проявляется особенно ярко – это речь и коммуникация, социальное взаимодействие, воображение и эмоциональная сфера, а аутизация — это не медицинский диагноз. Она формируется в зависимости от особенностей личности ребенка и окружающей его среды, характеризуясь приобретенными или плохо развитыми способностями, неумением общаться и взаимодействовать с обществом. Социализация возможна.

Елена:

— Дочке поставили задержку психического развития (ЗПР), хотя в детском саду намекают, что есть признаки аутизма. Скажите, есть ли существенные различия между ней и аутизмом. Все-таки это такие разные диагнозы…

— Диагностика аутизма у ребенка чрезвычайно важна, поскольку его признаки нередко входят в структуру других психических расстройств, в том числе и ЗПР, при которой снижение интеллекта не носит тотальный и равномерный характер, как при умственной отсталости. Симптомы аутизма можно наблюдать с раннего детства, а задержка психического развития диагностируется после 3 лет жизни ребенка. Дети с ЗПР стремятся устанавливать эмоциональные отношения с окружающими людьми, что не наблюдается при аутизме. Проявление аутических черт у детей с ЗПР будет мешать их дальнейшему развитию и социализации, а также чревато неврозоподобными состояниями и неврозами.

Татьяна:

— В нашем обществе дети с аутизмом приравниваются к инвалидам — в том числе с точки зрения окружающих. Как можно это исправить? И еще. Существует ли статистика, до каких лет доживает человек с аутизмом? Не связана ли ранняя смерть с этим заболеванием?

— При оформлении группы инвалидности при аутизме учитывается степень выраженности в совокупности всех симптомов заболевания. По степени тяжести аутизм у детей варьируется от легкой до очень тяжелой. При легкой степени ребенок может казаться нормальным, но только немного странным. При правильной и своевременной психокоррекционной работе с ним он достаточно хорошо социализируется в обществе и не нуждается в группе инвалидности. Окружающие в основном не замечают признаков, характерных для аутизма. А вот тяжелая степень этого заболевания может полностью нарушить способность коммуникации и социализации ребенка, психокоррекционная работа будет способствовать некоторому улучшению его состояния. В этом случае группа инвалидности ребенку необходима. Сам аутизм не влияет на продолжительность жизни людей, им страдающих, а если люди с аутизмом и умирают в молодом возрасте, то в результате каких-то сопутствующих соматических заболеваний.

Сергей Леонидович:

— Особенности у ребенка появились после прививки АКДС. Прямо резкие. Я знаю, что наука не признает, что прививки могут вызвать аутизм, но мой опыт и еще опыт многих семей доказывает другое. Каковы современные подходы к этому? Разрабатывает ли наука все же это направление (про прививки и их связь с аутизмом)?

— Большое количество работ по изучению аутизма так и не привело к единому мнению о причинах возникновения этого заболевания. Некоторые специалисты говорят о нем как о генетическом, другие считают, что причиной является недостаток питательных веществ в период внутриутробного развития и гипоксия головного мозга. Да, бытует такое мнение, что появление болезни могут спровоцировать детские вакцины. Однако нет никаких клинических подтверждений. Если какие-то изменения у ребенка и произошли после вакцинации, это может быть первым сигналом, свидетельствующим о нарушениях, которые раньше себя не проявляли, но обязательно показали бы себя в будущем. А прививка послужила лишь пусковым механизмом.

Тамара:

— У нас ребенку поставили диагноз «ранний детский аутизм». Я не из вашей области, просто сейчас гощу у матери. У меня такой вопрос. Можно ли как-то скорректировать ребенка, чтобы он не паниковал при виде чужих? Потому что его выбивает из колеи и заставляет впадать в панику буквально все и вся.

— К сожалению, аутизм не лечится полностью. Психокоррекционная работа с ребенком обязательно нужна, она поможет преодолеть нежелательные моменты в его поведении и будет способствовать нормализации развития, поможет адаптироваться к окружающему миру, наладить контакт с окружающими людьми, преодолеть страхи и психологические барьеры. Такого рода помощь ребенок может получить на занятиях с психологом или психотерапевтом.

Александра Гавриловна:

— Моя внучка трех лет очень избирательна в еде. Ест картошку, блин и кашу одного вида. Картошку только вареную, блин без ничего, кашу на воде. Никакими уговорами или криками нельзя ее заставить съесть, предположим, что-либо другое или эти продукты в ином виде. Мы никогда не пробовали мясо, не знаем, что такое омлет или сырники. Причем до двух лет кормление мало чем отличалось от кормления других детей. Прочитала, что избирательное питание — явный признак аутизма. Неужели? Общается внучка с детьми нормально в песочнице. Что скажете вы.

— Как известно, для нормального роста и развития ребенка необходимо хорошо сбалансированное питание. Да, бывает так, что аутичный ребенок чрезвычайно избирателен в еде. В вашем случае рано говорить, что это проявление аутизма. Причина может крыться в нежелании или страхе попробовать новый продукт, или в неприятном впечатлении (вкусе, запахе, упаковке и т.п.), которое ребенок получил из прошлого опыта, или может быть обусловлено невротическим или неврозоподобным расстройством. Основными симптомами аутизма детей в возрасте от двух лет являются такие нарушения: при общении с родителями ребенок не смотрит в глаза, агрессивно ведет себя по отношению к другим детям, нет никакой привязанности к матери, может неадекватно реагировать на внешние раздражители, практически не улыбается, проявляет интерес только к одной игрушке или к отдельной ее части, наблюдается задержка развития речи, не говорит простейшие фразы. Чтобы отбросить сомнения, вам нужно обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту или психиатру.

Татьяна Дмитриева:

— Ребенку восемь лет, практически не говорит. Скажите, а бывали случаи, когда аутист начинал хорошо и охотно говорить?

— Существует такая форма аутизма — «захваченность артистическими интересами», одним из ее признаков является то, что эти дети очень «речевые», они обладают большим словарным запасом, однако они говорят сложными, «книжными» фразами, их речь производит неестественно взрослое впечатление, при этом они не могут чувствовать подтекста ситуации. В целом, если и удается скорректировать речевые отклонения, то ребенок все равно не использует ее в полном объеме как средство коммуникации, его речь представляет серию монологов, а в диалоговой речи присутствуют эхолалии (бессмысленные, необдуманные повторения услышанных фраз).

Ирина:

— Наш ребенок очень тяжело привыкал к первому классу. Я даже думала забрать его из школы. И, как я думаю, на фоне стресса у него появились некоторые особенности. Он стал собирать на улице разный хлам, винтики и долго с ним возиться. Таскать его везде с собою. Стал часами играть с одним и тем же предметом. Монотонно, настойчиво: скажем, раскручивает катушку, потом скручивает. После этих игр, как мне кажется, его стресс уменьшается. С детства он не был особенно коммуникабельным, но у нас и папа такой, «вещь в себе». Может ли у ребенка быть аутизм?

— Аутизм – это медицинский диагноз, и, конечно же, ставить его имеет право только специалист. Те симптомы, которые вы описываете, входят в структуру аутизма. Однако диагностика нарушений часто вызывает затруднение даже у специалистов, это связано с очень широким спектром проявлений заболевания. В любом случае вам нужно проконсультироваться у специалиста.

Владимир:

— Скажите, как правильно обустроить для аутенка комнату, в какие цвета покрасить, чего там быть не должно, что должно быть обязательно?

— Комната для ребенка, страдающего аутизмом, должна быть комфортным и безопасным местом, так как он будет проводить в ней большое количество времени. Оформление в неярких и спокойных цветах, электрическая лампа с мягким светом, чтобы не «резать» глаза. Нужно избавиться от острых и тяжелых предметов не только в детской комнате, а и во всей квартире. Обязательно должен быть стол или парта, а также игрушки, детские книжки, которые подбираются с учетом возраста и интересов ребенка. Книги должны быть понятными для него, вызывать положительные эмоции, помогать в познании окружающего мира. Также нужно иметь материалы для творчества: карандаши, гуашевые и акварельные краски, фломастеры, альбом, картон, цветная бумага, пластилин и др. Желательно, чтобы в детской комнате было спортивное оборудование. В ней всегда должен быть порядок. Все вещи и предметы — иметь свои места. Так можно приучить сына или дочь к самостоятельности. Перемены в интерьере всегда обговаривайте с ребенком, заботьтесь о том, чтобы он принимал в этих изменениях непосредственное участие.

Данила:

— Почему аутизмом болеют чаще мальчики, ученые это как-то объясняют? И еще. Что вы думаете об исследованиях зарубежных ученых, которые связывают наступление аутизма с чрезмерным потреблением вредных трансгенных жиров их родителями?

— Да, по статистике, среди мальчиков аутизм встречается гораздо чаще, чем среди девочек, примерно в 4 раза. Большинство специалистов считают, что это может быть обусловлено нарушением гормональной сферы у мальчика. Ученые-генетики обнаружили, что у младенцев мужского пола больше серого вещества на стыке височной и теменной долей головного мозга, а эта область как раз и участвует в обработке социальной информации (распознавание выражений лиц и голосов окружающих). При расстройстве аутистического спектра как раз данные функции сильно страдают.

При этом хромосомная болезнь (синдром Тернера, когда происходит значительное уменьшение размеров нижней теменной доли) является генетическим заболеванием и встречается только у женщин. Потому ученые сделали вывод, что, вероятно, на объем теменной доли могут влиять половые хромосомы. По крайней мере, у женщин, поэтому аутизм у них встречается гораздо реже.

Заболевание также может быть следствием мутации X-хромосомы. Выявлено, что у мальчиков, страдающих аутизмом, имеется конкретная комбинация генов, и если у них изменяется генетическая последовательность, то они более уязвимы. Также у мальчиков до двухлетнего возраста отмечается более выраженная миелинизация длинных волокон (путей) по сравнению с девочками, а миелиновая оболочка покрывает нервы для более быстрой передачи информации головному мозгу.

Серьезные заболевания могут появляться не только от генетической предрасположенности, но и от продуктов, точнее, от их состава с искусственными модифицированными добавками. Трансгенные жиры увеличивают в организме количество плохого холестерина и уменьшают количество хорошего, поэтому, исходя из расчёта калорийности ежедневного рациона, трансжиров должно быть не более 1 %. В целом ряде стран трансгенные жиры находятся под запретом. А так как то, что мы едим, напрямую влияет на различные иммунные нарушения в организме, то на фоне этого возможно появление расстройства аутистического спектра. Рассматривая причины возникновения недуга, можно сделать вывод, что чаще всего он развивается при совокупности не одного, а нескольких факторов.

Надежда Францевна:

— Видела такое кино, как девочке с аутизмом подарили собаку, и общение с животным просто сделало из нее другого человека. А как в реальной жизни? Можно ли и нужно ли аутенку собаку или попугая? Или кошку?

— Да, несомненно, присутствие в доме животного благоприятно влияет на аутичного ребенка. Оно может улучшать социальные навыки и эмоциональное развитие малыша, внушает чувство безопасности, помогает сломить враждебное отношение к окружающему миру и установить коммуникационные связи, это мощный инструмент для снятия стресса. При общении с животными аутичные дети учатся сочувствию, сопереживанию, пониманию окружающих. У ребенка, контактирующего с животными, т.е. ласкающего собак и кошек, понижается сердцебиение и нормализуется давление, пульс замедляется, мускулы расслабляются, улучшается пищеварение. Однако это касается не всех видов животных и не всех детей. Например, игра с морскими свинками у детей с аутизмом снижает возбуждение, а это оказывает благотворное влияние на процесс социальной адаптации. При всем при этом необходимо соблюдать осторожность в общении ребенка и домашних животных. Дело в том, что дети-аутисты могут быть немотивированно агрессивны по отношению к ним. Прежде чем завести домашнего любимца, можно подарить мягкую игрушку.

Галина Кирилловна:

— Слышала, что детям-аутистам нравится желтый и оранжевый цвета. Правда ли это?

— Нельзя так сказать. Каждый из них индивидуален и предпочтение у каждого свое. Несомненно, детей с аутизмом привлекают, как правило, яркие цвета, они стимулируют и притягивают их внимание.

Карина:

— Друзья с ребенком-аутистом перебрались в США. Специально хотели выиграть «грин кард», не сразу получилось, однако сейчас они в Америке. И ребенку там стало легче. Они стали сажать его на жесткую диету (без глютена, без казеина и пр.), там какая-то новая методика на этот счет, и подруга пишет, что ребенок стал засыпать сам, без лекарств. Я считаю, это достижение. Скажите, а наши отечественные подходы рассматривают диету как способ лечения аутиста?

— Диета не является способом лечения. Основным методом является психокоррекционная работа. Специалисты, работающие с аутичными детьми, конечно же, дают рекомендации родителям, что следует употреблять в пищу аутичному ребенку, но, как правило, эти дети чрезвычайно избирательны в еде, они могут есть только один или несколько продуктов и полностью отвергать другие. Конечно же, обогащение организма аутичного ребенка витаминами, минералами и аминокислотами, а также выведение из детского организма тяжелых металлов значительно снижает симптомы аутизма и повышает эффективность коррекционных мероприятий, проводимых с ними, но, как правило, родителям не удаётся заставить ребенка употреблять в пищу те продукты, которые не входят в его привычный рацион.

Дмитрий и Елена:

— Сын пяти лет не хочет садиться на сиденье в машине, в автобусе, в самолете. Вечно скандалы. Тут прочитал, что дети с аутизмом говорят о себе во втором лице. Точно наш парень. Скажите, нам волноваться? Или сами по себе эти два момента не столь важные?

— Как я уже говорил, аутизм является сложно дифференцируемым медицинским диагнозом, а симптомы у вашего малыша вызывают беспокойство и предполагают наличие у него легкой степени аутизма, поэтому чем раньше вы обратитесь за помощью к специалисту, чем раньше будет установлен диагноз, чем быстрее будет начата терапия, тем больше шансов у ребенка для нормальной адаптации в обществе.

Светлана:

— Я правильно понимаю, что если первый ребенок с аутизмом, то второй может быть совершенно здоровый? И наоборот? Значит, не все тут завязано на генах родителей и их, скажем так, предрасположенности к возникновению предпосылок для аутизма у их наследников?

— Вы не совсем правильно понимаете. Существует доля вероятности, что если в семье один ребенок страдает аутизмом, то у второго он тоже будет. Если говорить о генном уровне, то заболевание развивается в результате процесса, который называется генетическим импринтингом. Отцы могут иметь ген, ответственный за аутизм в хромосоме №7, в то время как матери могут иметь дефектный ген в хромосоме №15. Обычно гены находятся в двух состояниях: доминантном и рецессивном. Причем доминантный ген и детерминирует то, что ребенок унаследует от родителей. Также предположительно, что аутизм кодируется не одним, а несколькими генами. Поэтому у одного из детей может быть аутизм, а у другого нет.

Маргарита:

— Смотрела по телевизору про школу «Подсолнухи» в Москве для аутят. И про питерский «Антон, тут рядом». Есть ли что-то подобное в Могилевской области, в стране?

— В Республике Беларусь на озере Нарочь существует Государственное учреждение «Республиканский детский центр медицинской реабилитации», на базе которого организована работа отделения медицинской реабилитации № 1 (для детей с аутизмом) на 30 коек. Также можно обратиться в Государственное учреждение образования «Учебно-педагогический комплекс санаторный детский сад — начальная школа №270 г.Минска», УЗ «Детский психоневрологический диспансер» г. Минск. Во всех психокоррекционных центрах, как республиканских, так и областных, есть специалисты, которые проводят психокоррекционную работу с детьми, страдающими аутизмом, в том числе и в УЗ «Могилевская областная психиатрическая больница».

Игорь:

— На форумах родители некоторых аутят очень советуют бассейн. И еще танцы. А каково ваше мнение?

— Конечно же, посещение бассейна и уроков танцев будет благоприятно влиять на адаптацию и способствовать социализации аутичного ребенка, стоит лишь их немного поддержать и направить. Как известно, дети с аутизмом лучше реагируют на музыку, чем на обращенную речь, многие из них проявляют исключительные способности к музыке и другим видам искусств. А вода оказывает расслабляющее действие. Ей под силу снять стресс, нормализовать и улучшить сон. Не случайно в воде порой приходит особая уверенность, ощущение спокойствия, улучшается аппетит и настроение. Водные процедуры укрепляют нервную систему, стимулируют нервные окончания, нормализуют рефлекторную работу мышц. Все это благотворно сказывается на психическом и эмоциональном состоянии аутичного ребенка. Могу добавить, что дети с аутизмом обычно любят качели: поощряя это увлечение, можно добиться лучшего развития вестибулярного аппарата.

Мария Владимировна:

— Правда ли, что сейчас наблюдается рост аутизма и что особый рост показывают цивилизованные страны? Медицина стала лучше или прогресс заставляет людей «уходить в одиночество»?

— Да, наш мир охватывает эпидемия аутизма – болезни «людей дождя». За последнее десятилетие уровень аутизма вырос в 10 раз, и считается, что он будет продолжать расти. Уменьшению риска может способствовать правильное отношение молодежи к беременности и ее планированию. Будущие родители должны пройти обследование, чтобы выявить хронические заболевания, если они есть. Будущая мама должна вести здоровый образ жизни, при беременности наблюдаться у врача-гинеколога. Успехи медицины очевидны, раньше те дети, которые погибали, сейчас остаются живыми. Но прогресс в некотором смысле действительно может являться причиной аутизации детей, в частности, это может быть связано с большим потоком информации и компьютеризацией.

Нина Александровна:

— Это врожденное или приобретенное заболевание? Можно ли его диагностировать у плода на стадии беременности? Какие самые первые симптомы у ребенка?

— Однозначного ответа не существует. Ученые, изучающие аутизм, так и не пришли к единому мнению о причинах возникновения этого заболевания, чаще всего оно развивается под воздействием нескольких факторов. Диагностировать внутриутробно аутизм в настоящее время невозможно. Его можно увидеть практически сразу после рождения. У ребенка не будет наблюдаться комплекса оживления, он эмоционально будет очень слабо реагировать или не реагировать вообще на близких, вплоть до полного безразличия. Такой ребёнок не улыбается, «не удерживает» контакта «глаза в глаза», слабо реагирует на различные зрительные и слуховые раздражители, боится перемен.

Сергей и Инна:

— Можно ли до планирования беременности сделать генетический тест, который скажет, будут ли у нас дети с психическими заболеваниями, например, аутизмом? И у меня в роду, и у девушки моей были родственники с психзаболеваниями.

— Некоторые из генетических факторов, вызывающих аутизм, известны и могут быть выявлены с помощью анализов, в первую очередь, это спонтанные изменения генетического материала, мутации. Эти изменения могут быть достаточными для того, чтобы сами по себе вызвать аутизм. Определить риск рождения ребенка с аутизмом позволит генетический тест, разработанный недавно американскими специалистами. Он называется «хромосомный анализ на микрочипе», стал доступен всего пару лет назад и от предыдущих аналогов отличается высокой точностью определения возможного диагноза. С его помощью можно определить, есть ли у родителей аномальные гены, синдром ломкой X-хромосомы, и, следовательно, повышен ли у них риск произвести на свет ребенка, страдающего аутизмом. А присутствие в роду психических расстройств значительно увеличивает риск заболеваемости у потомков, в том числе и аутизмом. К сожалению, в Беларуси пока таких тестов не проводится, но можно еще внутриутробно диагностировать болезнь Дауна. Причем аутизм часто встречается и при болезни Дауна, одно другого не исключает.

Анна:

— Моему ребенку-аутисту восемнадцать. Мы уже много чего умеем, и к своей «гениальности» привыкли. Могу сказать, что за свой большой опыт воспитания аутиста я поняла, что это особый вид детей, они бесхитростны и доверчивы. Они — квинтэссенция простоты, наивности и честности в чистом виде, независимо от возраста. Не нужно от них шарахаться, к ним надо хотеть прикоснуться, как к святым. Во всяком случае, я в этом убеждена…

— Я с вами совершенно согласен, каждый из них совершенно уникален в своих проявлениях, и относиться к ним надо чутко и бережно. Порой на первый взгляд сложно понять, что объединяет детей с расстройствами аутистического спектра. Некоторые (около 20–25%) так и не начинают говорить и общаются, используя альтернативные способы коммуникации (жесты, обмен карточками или письменный текст). Во взрослом возрасте им может требоваться много поддержки и заботы, они не могут жить самостоятельно. У других детей с аутизмом развивается речь и другие навыки социального взаимодействия, они могут посещать школу, поступать в высшие учебные заведения и работать.

Подготовила

Татьяна АНДРЕЕВА.

www.vecherniy-mogilev.by