Сцена боязнь

Как избавиться от боязни сцены

Психологи считают, что лучшим способом избавиться от боязни сцены является постоянная тренировка перед выступлением. На одну минуту вашей речи нужно потратить как минимум пять минут подготовки. Репетируйте свое выступление как можно больше. Желательно найти слушателей или зрителей из друзей или родных, но если никого нет, то можно тренироваться перед зеркалом. Вы должны слышать свой голос, видеть свои движения. Как только выступление доведено до совершенства, подумайте, какие вопросы могут задать слушатели, и заранее продумайте ответы на них. Запишите их. Постарайтесь также предупредить все возможные ошибки: заранее подготовьте себя к тому, что вы можете сделать что-то не так, и предусмотрите выход из положения.

Во время подготовки вам может показаться, что вы говорите глупые вещи, делаете смешные жесты и вообще выглядите нелепо. Все это – проявления страха. Вам нужно осознать, что вы боитесь, это поможет преодолеть фобию. Перед выступлением как можно чаще вызывайте у себя в сознании картину: как вы стоите перед людьми, как говорите и двигаетесь. Ни в коем случае не воображайте, что аудитория смеется над вами, представляйте только позитивные ситуации: например, после вашей речи публика встает и аплодирует.

Есть одно эффективное упражнение против физических проявлений страха: к примеру, если у вас трясутся руки, не пытайтесь унять дрожь. Сделайте так, чтобы они тряслись еще больше, и через некоторое время это пройдет. Все просто – усиливая какую-либо реакцию, вы начинаете ее контролировать, после чего избавиться от нее легче.

Научитесь правильно дышать. Когда человеком овладевает страх, его дыхание становится быстрым и прерывистым. Контролируйте его: дышите медленно, глубоко, животом, делайте небольшие задержки между вдохами.

Во время выступления выберите в зале одного человека и смотрите все время на него, представляя, что это ваш единственный слушатель и зритель. Когда одна мысль закончена, переведите взгляд на другого человека.

www.justlady.ru

Боязнь сцены

Вот такая тема интересная из моей любимой рубрики о психологии вокалиста , и только Я набрал первую строчку, как сразу почувствовал лёгкое волнение, ведь в голову сразу полезли воспоминания с различных концертов, выступлений и т.д. Я думаю, не стоит писать о том, что такое боязнь сцены, а лучше сразу к делу:

Страх сцены по свей природе очень и очень природное явление и заражены им все люди на планете, вокалистам страх перед выступлением опасен особенно , потому что напрямую влияет на голосовой аппарат и зачастую отрицательно. Вообще выброс адреналина в кровь, вещь полезная и помогает выложиться на сцене в полную мощь , но порой страх бывает таким сильным, что сковывает весь голосовой аппарат, иссушает связки, гортань, сковывает диафрагму и у поющего, что самое неприятное дыхание переключается с брюшного на ключичное.

От чего появляется страх сцены:

  1. Естественный страх перед сценой будет всегда, каким бы мастером вокала ты бы не был; Многие вокалисты и артисты говорят так: «Если Ты уже не чувствуешь страха перед сценой, то сцена это не твоё и пора тебе сматывать удочки». Т.е. лёгкое волнение будут всегда и связано это с рядом психологических причин;
  2. Неуверенное знание своей партии , произведения, неуверенное знание нот, литературного текста и т.д.;
  3. Неуверенность в аккомпанементе , неуверенность в концертмейстере, такое бывает, если он неопытен или если солист и аккомпаниатор не сыграны, так же незнание фонограммы, если это эстрадное выступление;
  4. Плохая аудитория . В студенческое время приходилось давать концерты в различных учебных заведениях низшего уровня аккредитации, т.е. в училищах, или как принято говорить в бурсах. Как Вы понимаете, не понравится такой аудитории и Вас забросают до смерти помидорами, и хорошо если помидорами. Само собой выступать в филармонии и в бурсе это совершенно разные вещи.

Так вот, выступление это всегда тяжкий эмоциональный и физический труд, который требует больших и порой неблагодарных затрат внутренних сил и энергии.

Лично Я, не разу в жизни не испытывал ни малейшего страха находясь на сцене, но зато перед концертом меня трясёт и колбасит по полной программе и порой за неделю до концерта, Я себе уже и места не нахожу.

Ну что Я могу посоветовать начинающим вокалистам, наверное, единственное, что можно посоветовать, это:

«Ребята, впевайте произведения, впевайте, так, что б они были отточены и прожиты Вами».

Важно учить произведение хотя бы за 3 месяца перед выступлением, что бы она в Вас впиталась. Даже если у Вас впечатляющая память и вы способны выучить песню за ночь, вероятность забыть её на сцене всё равно будет велика, например, перепутать местами куплеты, что очень часто бывает у эстрадных певцов. Дело в том, что например, в арии, каватине и ариозо, нет повторений, зачастую там оригинальная непрерывная мелодия, а в романсах и песнях мелодия и размер в куплетах одинаков, припев само собой тоже.

К тому же песня не будет ярко, профессионально, эмоционально и в полную силу исполнена, если она не прожита вокалистом и не выдержана временем.

Страх облажаться на сцене вызывает невероятное волнение и каждый вокалист должен уметь бороться посредством внутренних душевных сил с собственными негативными мыслями. Нужно хорошо спать, отдыхать и быть воинственно, и смело настроенным, будто Вы солдат и стоите на поле битвы. Вы либо победитель, либо побеждённый. Пойте как в последний раз и главное сохраняйте полный контроль над своим телом, что б диафрагма Вас слушалась, что б гортань не задиралась, чтоб всё было так, как Вы хотели бы. Так же необходимо уметь игнорировать свой промах на сцене, если он всё таки случился и идти дальше, так как будто ничего не произошло.

Слушатель любит уверенных, сильных, артистов , которые не вызывают своей трясущейся постатью к себе жалости. И конечно, публика не любит равнодушия в образе и в голосе артиста, а значит, и замыкаться в себе и петь для себя тоже неправильно.

vokalizm.ru

Глоссофобия: как побороть страх сцены?

Профессиональные обязанности многих людей включают регулярные публичные выступления и нахождение в непрерывном контакте с многочисленной аудиторией. Деятельность политиков, преподавателей, юристов, менеджеров, артистов непосредственно связана с пребыванием, взаимодействием, общением и нередко убеждением обширной группы людей.

В своей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуацией, когда возникает необходимость проявить свое ораторское искусство и выступить перед аудиторией. Согласно данным психологов, определенный уровень страха перед выступлениями присутствует у подавляющего большинства людей – свыше 95% населения. Боязнь сцены входит в число самых распространенных фобий, которая не только причиняет неудобства, ухудшает психическое самочувствие и физическое здоровье, но и затрудняет выполнение должностных обязанностей, препятствует дальнейшему карьерному росту.

С такими страхами знакомы многие выдающиеся артисты и музыканты, которые регулярно выступают перед большой аудиторией. Сильную патологическую боязнь сцены испытывали актриса Фаина Раневская, певец Дитрих Фишер-Дискау, музыканты Пабло Казальс, Гленн Гульд, Артур Рубинштейн.

Для многих людей страх сцены является значимой стрессовой ситуацией, несвоевременная, неправильная и неполная терапия и коррекция которой может стать фактором акцентуации личности и перейти в категорию психических расстройств. В результате воздействия страха, как травмирующего фактора, человек прибегает к так называемому защитному поведению. Этот механизм помогает только на некоторое время, и если проблема в дальнейшем не разрешается, и человек не в силах справиться с имеющей место боязнью, именно защитные механизмы становятся препятствием личностного роста. Они порождают новые эмоциональные проблемы, формируя стремление уйти от действительности в «искусственный мир упрощенности» и являются причиной психических заболеваний.

Поэтому вовремя распознать симптомы, проанализировать причину, дать откровенную и, в то же время, оптимистичную оценку происходящему, принять меры психологической коррекции крайне важно.

Проявление глоссофобии

В психологии патологическая боязнь публичных выступлений именуется глоссофобией или пейрафобией. Следует четко разделять естественное волнение, которое испытывает любой человек перед предстоящим сольным монологом, ориентированным на большое скопление людей, как знакомых, так и незнакомых. Так, вполне адекватная реакция организма – волнение, возникает перед предстоящим сольным выступлением начинающего танцора и музыканта, перед устными вступительными экзаменами в ВУЗ. В то же время, эта личность не будет испытывать тревоги, напряжения и страха, когда предстоит продемонстрировать свои таланты или прочитать доклад перед знакомой аудиторией: коллегами, однокурсниками, преподавателями.

Психологи подчеркивают, что умеренное количество тревоги и волнения имеет свои положительные стороны. В предвкушении ответственного события человек становится внимательнее, собраннее, энергичнее, в итоге – его выступление проходит успешно и качественно. А «соло» на публике у тех, кто совсем не испытывает волнений, зачастую получается провальным.

Индивид, страдающий глоссофобией, будет испытывать необъяснимый и неукротимый страх во время или перед выступлением даже перед хорошо знакомыми слушателями или перед незначительной по численности группой людей. Его боязнь – не избирательна, а постоянна при пребывании на публики.

Симптомы расстройства

Хотя факторы, вызывающие дистресс при фобических расстройствах различны, они все вызывают одинаковую по существу, неспецифическую биологическую реакцию. Перед или при наступлении неблагоприятной для индивида ситуации, в данном случае – в предвкушении пребывания на публике, возникает и нарастает эмоциональное напряжение. Высокий уровень активности субкортикальной системы, активизирующей кору головного мозга, двигательных центров, желез внутренней системы, симпатической автономной системы, изменяет работу внутренних органов. Так, распространенные проявления боязни сцены:

  • Увеличение и напряжение мышц;
  • Изменение жестикуляции и мимики;
  • Изменение тембра и тона голоса;
  • Вегетативные проявление: чрезмерное потоотделение, учащенное сердцебиение, «скачки» артериального давления;
  • Головная боль, неприятные, давящие ощущения в области сердца.
  • Приступ глоссофобии может сопровождаться:

  • сухостью во рту,
  • дрожанием голоса,
  • утратой способности говорить,
  • непроизвольным мочеиспусканием.
  • В редких случаях у людей с повышенной нервной возбудимостью подобная фобия вызывает обмороки разной продолжительности. Потере сознания, как правило, предшествуют головокружение, слабость, тошнота, отмечаются бледность лица и губ, холодные конечности, слабый частый пульс.

    Сила проявление и количество симптомов сугубо индивидуальны и зависят от особенностей характера человека, способу реагирования на сигналы тревоги, функционального состояния организма, настроения, утомления и характера деятельности в данный момент

    Причины появления

    Основные причины формирования глоссофобии:

    • Генетическая предрасположенность;
    • Социальные факторы.
    • Генетическую наследственность имеет индивидуальная склонность к конкретным видам страха, боязнь общества вообще, врожденный уровень тревожности. Человек, как составляющая единица общества, боится быть не принятым, не понятым, не оцененным сообществом, боится быть социально изолированным. Среди наследственных психологических характеристик стоит выделить основу для дальнейшего формирования характера: темперамент, генетическая акцентуация и степень тревожности. Довольно похожи психологические характеристики родителей и потомков: они имеют схожие страхи, определенный способ их восприятия, одинаковую силу реакции и степень «застревания».

      Наиболее значимыми источниками формирования фобии пред публичным выступлением, психологи считают социальные факторы:

    • неправильное, чрезмерно строгое воспитание;
    • неверное поведение родителей в семье: запугивания, запреты, угрозы в детском возрасте;
    • излишняя восприимчивость к критике окружающих и внутренняя «цензура», порождающие ананкастическую робость и покорность;
    • негативное отношение к собственному «Я», низкая самооценка, вследствие давления взрослых на детскую психику;
    • отрицательный детский опыт, который подвергся значимой для индивида критике;
    • искажение силы стрессовых факторов в сторону их усиления;
    • Пейрафобия может проявиться из-за отсутствия уверенности быть понятым аудиторией, что связано с плохой, недостаточной подготовкой и отсутствием необходимых знаний. Для многих выступления на сцене представляют сложность из-за отсутствия достаточного опыта.

      Вероятным фактором появления боязни сцены является стремление к совершенству. Очень часто глоссофобия проявляется у людей- перфекционистов, стремящихся к идеалу и имеющих привычку дорожить общественным мнением.

      Также пребывать у всех на виду боятся люди, чья тревожность сопровождается акцентуацией педантического типа.

      Лечение: как бороться?

      Разумеется, необходимо избавляться от этой фобии, причем соответствующими специалистами данные страхи ликвидируются успешно и полностью. Профессиональная помощь для избавления от глоссофобии необходимо лишь для тех, у кого страхи переходит в невроз навязчивых состояний, определить четкую границу которых под силу исключительно психотерапевту. Для всех остальных ораторов, лекторов, актеров и музыкантов преодолеть фобию можно самостоятельно.

      Шаги по преодолению страха выступать на публике включают четыре этапа:

    • осознание проблемы;
    • анализ причин появления;
    • выработка идей решения;
    • проверка идей на практике.
    • Остановимся подробнее на возможных методах разрешения, призванных снизить уровень тревожности, повысить самооценку и избавиться от глоссофобии.

      Этап 1. Избавляемся от неизвестных

      Тщательно анализируем публику: численность, социальный статус, возраст, жизненные позиции, интересы аудитории. Необходимо четко осознавать, что общество ждет от вашего выступления, и какую ответную реакцию вы предполагаете получить. Ваша информированность сведет на нет фактор неизвестности, станет прогнозируемым получение определенного результата.

      Этап 2. Укрощаем «чудовище»

      Ваша нервозность усиливается наделением публики отрицательными чертами и фиксацией на «минусах», таких как: якобы имеющие место в аудитории скептическая ухмылка, жесты неодобрения, критичный шепот и т.д. Изменить свое восприятие публики можно, сформировав мысли одобрения. Наделите объекты положительными чертами, обращайте мысленно внимание на исходящие из зала приятные мелочи: одобрительные жесты, ликующие голоса, заинтересованные взгляды. Отличный способ побороть боязнь сцены — визуализация, когда представляешь выдающийся результат своего труда в перспективе.

      Этап 3. Не допускаем провала выступления

      Если страх сцены вызывает боязнь провала и неудачи, лучшим средством будет тщательная подготовка. Когда человек уверен в своих знаниях и достаточной проработке темы, он будет значительно меньше волноваться.

      Например, у вас предстоит доклад. Алгоритм ваших действий таков:

    • поиск, анализ и изучение исходных данных из нескольких источников,
    • создание уникального текста,
    • конспектирование главных тезисов,
    • составление плана выступления,
    • подбор веских аргументов,
    • заучивание или близкий пересказ составленного текста,
    • изучение возможных вопросов и составление ответов на них.

    Отрепетируйте ваш доклад перед зеркалом или выступите перед близкими. Хороший эффект принесет прослушивание надиктованного своим голосом текста. Уделите особое внимание невербальной части: вашим жестам, мимики и внешнему виду. Такая предварительная презентация поможет выявить и исправить возможные ошибки, придаст уверенности в ваших ораторских способностях.

    Этап 4. Признаем возможность на ошибку

    Следует снизить зачастую преувеличенную значимость других людей, логично оценивать критику, признавать наличие у каждой личности недостатков, в числе которых: сарказм, цинизм, скептицизм, недоброжелательность и иные минусы. Осознание того, что любой может ошибаться, и не всегда из уст доброжелателей исходит справедливая критика, вселит в вас большую уверенность.

    Необходимо регулярно заниматься техниками, направленными на формирование объективной самооценки и увеличения чувства собственного достоинства. Отличный результат дают аффирмации на тему ощущения собственной ценности и принятия себя уникальной личностью.

    Этап 5. Фиксируемся на позитиве

    Целесообразно сосредоточиться на самом процессе, а не на ожидаемом результате. Будет более продуктивным фиксация на протекании действия в настоящем, а не на пока иллюзорный будущий результат. Представьте все приятные аспекты вашего пребывания на публики, ваш успех и признание. Имеющийся негативный опыт необходимо трансформировать в позитив.

    Кроме того, хорошими методами побороть страх сцены являются:

  • физические упражнения на разные группы мышц,
  • правильное дыхание,
  • активизация работы левого полушария, например: математические вычисления,
  • пение мысленно или вслух приятной мелодии,
  • изменение положения тела на более открытую позу,
  • регулярные медитации,
  • использование техник самовнушения.
  • Фантастической силой обладает улыбка. Искренняя улыбка снизит психическое напряжение и дискомфорт, обманет подсознание (ведь бояться и испытывать радость одновременно не возможно). Улыбнитесь публике и, получив улыбку в ответ, вы почувствуете, как ваши страхи вас покидают. Не избегайте выступлений и общения с публикой, уверенность придет с опытом!

    Дополнительные материалы о боязни сцены

    Аудио-лекция о техниках работы со страхом публичных выступлений.

    ПОДПИШИСЬ НА ГРУППУ ВКонтакте посвященную тревожным расстройствам: фобии, страхи, навязчивые мысли, ВСД, невроз.

    Орнитофобия – боязнь птиц

    Орнитофобия представляет собой навязчивый страх не только перед представителями мира фауны, но и боязнь их перьев, и даже голосов. Учитывая тот факт, что пернатые являются неотъемлемой частью нашего мира, тем, кто страдает подобным недугом, не позавидуешь. Людям, с диагнозом орнитофобия, дискомфортно уже от самого присутствия птиц в поле их видимости. Бедняги всячески избегают парков и […].

    Невроз: виды, признаки, способы лечения

    Невроз – распространенное расстройство, фиксируемое у детей и взрослых. Читайте о причинах, симптомах, видах и методах лечения невроза.

    Обcессивно-компульсивное расстройство: причины, симптомы, лечение

    Обсессивно-компульсивное расстройство проявляется регулярным возникновением навязчивых мыслей (обессий) и/или выполнением стереотипных действий (компульсий).

    fobiya.info

    Как побороть страх сцены и публичных выступлений?

    Давайте будем честными: страх выступления победить нельзя. Что бы вам ни говорили. Этот страх, а точнее — волнение, — естественная защитная функция организма в ожидании неизвестного. Мы ведь не знаем, все ли пройдет гладко, не забудем ли мы что-то, не можем предсказать настрой аудитории.

    Однако, мы можем воспользоваться несколькими методами по уменьшению собственного волнения. Давайте их рассмотрим.

    1. Прежде всего — психологический аспект. Нельзя «бояться сцены» — это слишком общее. Первый шаг к победе над страхом — анализ и осознание его причины. Мы можем бояться:

    а) забыть что-то важное

    б) ошибиться в процессе говорения

    в) наших слушателей

    а) запишите все самое важное на маленьких карточках, в которые будете подглядывать. Тезисы, опорные точки, пункты плана — все, что поможет вам свободно переходить от одной мысли к другой. Так спокойнее.

    б) мы боимся ошибиться, поэтому начинаем чрезмерно себя контролировать и выглядим зажато. А что, если не предъявлять к себе завышенных требований? Как показывает практика, лишь очень малое (в мировом масштабе) количество публичных выступлений действительно требует идеального повествования. Как правило, это речи президентов в ситуации глобального кризиса. Хочется верить, что вы перед такой проблемой в своей жизни не встанете.

    Поэтому — просто скажите себе: «Я — нормальный обычный человек. Все ошибаются. И я могу ошибиться. И ошибусь! И пусть, мне плевать!» Вот прямо сейчас встаньте перед зеркалом и скажите себе.

    в) многие боятся своей аудитории, и делают это напрасно: там такие же люди, со своими комплексами и страхами. Уверяю вас: большинству ваших слушателей радостен сам факт того, что выступать пришлось не им. Расслабьтесь и будьте доброжелательны, искренни и честны. Заготовьте пару хороших шуток, и публика вас полюбит.

    2. Минимизировать волнение можно только правильным настроем (см. выше) и практикой. Старайтесь говорить как можно чаще на публике. Говорите тосты, инициируйте обсуждение каких-либо тем с друзьями и знакомыми — со знакомыми проще себя вести свободно. Выступайте на рабочих летучках и совещаниях. Главное — больше практики.

    Ваша цель — сделать так, чтобы собеседники правильно вас поняли. Не пытайтесь всем понравиться, не думайте о том, как выглядите. Если вы говорили хорошо и убедительно, все получится само собой. Думайте о взаимопонимании, это главное.

    3. Есть экспресс-метод, который подходит для самых отчаянных. Я его называю «прыжок в воду». На курорте можно заходить в воду медленно, и тогда вам довольно долго будет холодно внизу и жарко вверху, где припекает солнце. А если нырнуть с пирса, то сперва будет оглушающе холодно, затем вы начнете быстро двигаться и сразу согреетесь. Если резко, не жалея себя, инициировать публичные выступления — например, начать декламировать свое любимое стихотворение, стоя на аллее в парке, где все гуляют, то будет очень страшно. Сначала.

    Но потом вы поймете, что больше вы не боитесь вообще никаких выступлений. Выжившему — слава и почет.

    P.s. Помните о главном: никаких стимуляторов. Не соблазняйтесь успокоительными таблетками или алкоголем перед важным мероприятием: в стрессе организм может отреагировать как угодно. Лучше воспользуйтесь дыханием на счет. Сели в удобную позу, на три счета вдохнули, сосчитали снова до трех, на четыре счета выдохнули. Снова вдох, но уже на четыре счета, задержка, выдох на пять. И так набавляете по секунде. Успокоитесь в течение трех минут и настроитесь на нужный лад.

    Успехов! Ваш Л. Смехов.

    1. Говорите только то, во что верите!

    Если это невозможно, выстройте свою речь так, чтобы «передвигаться» от одного тезиса, в правдивости которого вы уверены, к другому, словно вы лезете вверх по скале, а ваши тезисы — это крюки, за которые вы цепляетесь. Визуализируйте этот образ и вам будет намного проще выстроить свою речь, даже если вы неплохой оратор.

    2. Делайте паузы в речи!

    Дело в том, что когда мы говорим быстро и без пауз, у нас сбивается дыхание, мы начинаем «захлебываться» и тараторить. Сигнал о сбое дыхания поступает в мозг, который воспринимает сбой, как сигнал тревоги и начинается паника. Даже если вы не потеряетесь во время выступления, львиная доля энергии уйдет на сохранение спокойствия.

    3. Говорите, перенося вес тела на правую ногу!

    Когда мы переносим вес тела на правую ногу, у нас активизируется так называемый «канал сердца» и наша речь начинает восприниматься собеседниками, как более искренняя и правдивая.

    4. Двигайтесь во время выступления!

    Конечно, не надо подпрыгивать, носиться по сцене и совершать хаотичные движения. У каждой речи есть ритм и темп. Если вы сумеете почувствовать его и двигаться соответственно темпу и ритму речи, собеседники не смогут оторвать от вас взгляд.

    5. Выберите себе собеседников!

    Найдите в зале двух-трех симпатичных людей в разных концах зала и рассказывайте свою речь, периодически поглядывая на них. Ошибкой является выбрать одного человека и все свое выступление обращаться только к нему. Во-первых, дырку проглядите, во-вторых, ваше тело и взгляд будут казаться застывшими.

    6. Жестикулируйте, а не машите руками!

    Чтобы руки выглядели красивыми и осмысленными, потренируйтесь совершать движения, когда произносите знаковые фразы своей речи. Используйте язык жестов, чтобы показать то, что можно легко и понятно показать руками. Например, счет (один, два, три), знак «Ок» (соединенные вместе большой и средние пальцы), знак «стоп» (поднятая вверх ладонь, словно отодвигающая что-то в пространстве) и т.д.

    7. Сделайте лицевую гимнастику перед тем, как выйти на сцену!

    На лице у нас «живет» так называемая социальная маска — сковывающее напряжение лица, которое можно заметить по сжатым челюстям, перекошенным скулам, напряжением надбровных дуг и складке на переносице. Смысл этой маски — в защите. Растягивая губы в «американской улыбке» мы еще больше усиливаем ее, обнажая зубы как бы говорим собеседнику «не подходи — загрызу!» Механизм образования социальной маски безусловный, контролировать его мы практически не можем, а вот помочь себе, расслабляя лицо хотя бы перед выступлением — нам по плечу. Еще лучше перед выступлением сходить на глубинный психосоматический массаж лица.

    8. Не слишком репетируйте свою речь перед выступлением, чтобы не перегореть. Лучше накануне расскажите основные тезисы любимому человеку. В его/ее присутствии вы расслабитесь и это состояние вспомнится вам на выступлении.

    9. С профессиональными актерами работают сценические психологи. Телесные психопрактики включены в актерский тренинг. Вы тоже можете освободить тело от неизбежных зажимов, если обратитесь к телесно-ориентированному психотерапевту. Сейчас эти замечательные специалисты есть почти в каждом городе. Не пренебрегайте возможностью получить профессиональную помощь и стать гением сцены!

    thequestion.ru

    Как побороть боязнь сцены: наука публичных выступлений

    Вспотевшие ладони. Учащенный пульс. Вам знакомо это ощущение. Пусть перед вами пять или пятьдесят человек, публичное выступление — это мучительное испытание для большинства людей. Многие из нас страдают от сильнейшего страха появления на публике. Каждый раз, когда нам предстоит произнести речь перед более-менее крупной аудиторией, желудок сжимается, а горло сковывает такой спазм, что невозможно произнести ни слова.

    Жизнь такова, что если вы планируете преподнести какую-либо информацию (а вам, скорее всего, придется это делать), то необходимо уметь эффективно доносить свои идеи, выступая перед различными по объему группами людей. Пытаясь преодолеть страх публичных выступлений, прежде всего необходимо понять, почему боязнь сцены играет такую роль в нашей жизни.

    Надеемся, вам будет интересно познакомиться с исследованием о том, как побороть эту распространенную фобию.

    Боязнь сцены: что же это такое

    Часто еще за несколько недель до презентации или выступления люди начинают размышлять: «Что будет, если аудитории не понравится моя речь, или кто-нибудь подумает, что я сам не понимаю, о чем говорю?». Все люди запрограммированы переживать о своей репутации чуть ли не больше, чем обо всем остальном на свете. В ответе за это «древние» участки нашего мозга, которые управляют реакцией на угрозы репутации, и нам крайне сложно их контролировать.

    Именно эти реакции на угрозы исследовал Чарльз Дарвин, когда посетил серпентарий в лондонском зоопарке. Дарвин пытался сохранять полное спокойствие, максимально приближая лицо к стеклу, за которым находилась африканская гадюка, готовая наброситься на него. Однако каждый раз, когда змея делала бросок, он в страхе отпрыгивал назад. Дарвин записал свои выводы в дневник:

    «Мои разум и воля были бессильны против представления о той опасности, которую мне никогда не доводилось переживать»

    Он заключил, что его реакция на страх была древним механизмом, на который никак не повлияли особенности современной цивилизации. Эта реакция, известная как «бей или беги» — естественный процесс, созданный, дабы защитить наше тело от вреда.

    Что происходит у нас в нервной системе?

    Когда мы думаем о негативных последствиях, часть мозга, именуемая гипоталамусом, активируется и запускает гипофиз, который отвечает за выработку адренокортикотропного гормона. Этот гормон стимулирует надпочечники, что приводит к выбросу адреналина в кровь.

    Именно в этот момент многие из нас ощущают реакцию на данный процесс.

    Мышцы шеи и спины сокращаются (принуждая вас ссутулиться и пригнуть голову), уродуя осанку, пытаясь заставить вас принять «позу эмбриона»

    Если вы воспротивитесь этому, расправив плечи и подняв голову, ваши ноги и руки задрожат, так как мышцы тела уже инстинктивно приготовились к надвигающемуся нападению.

    Кровяное давление возрастает, а пищеварительная система останавливается, чтобы максимизировать поступление питательных веществ и кислорода к жизненно важным органам. Следствие приостановки пищеварения — сухость во рту и ощущения «бабочек» в животе.

    Даже зрачки в этот момент расширяются, и поэтому вам становится трудно видеть вблизи (например, читать текст выступления), но легче видеть вдаль (поэтому вы замечаете выражения лиц аудитории).

    На ваш страх сцены также влияют три основных аспекта, которые мы сейчас разберем.

    1. Гены

    Генетика играет огромную роль в том, как сильно вы нервничаете в социальных ситуациях. Например, хотя Джон Леннон выступал на сцене тысячи раз, известно, что перед каждым выходом на сцену его подташнивало.

    Некоторые из нас просто генетически запрограммированы чувствовать большее волнение перед публичным выступлением, чем другие. Кроме того, считается, что волнение перед выходом на сцену, несмотря на большой опыт — признак действительно хорошего артиста или оратора, которому важно качество своего выступления и впечатление публики.

    2. Уровень подготовки

    Все мы слышали выражение «Повторенье — мать ученья». Основная польза репетиций в том, что с ними приходит опыт, а с опытом уменьшается нервозность, портящая выступление. Иными словами, волнение перед публичным выступлением будет тем меньше, чем больше у вас будет уверенности в своей презентации.

    Чтобы доказать данный тезис, в 1982 году группа психологов изучала игроков в бильярд: в одном случае они играли в одиночестве, а в другом — перед зрителями.

    «Сильные игроки забивали больше шаров, играя перед зрителями, тогда как более слабые игроки в этом случае забивали меньше. Интересно, что сильные игроки улучшали свою игру в присутствии зрителей, по сравнению с игрой в отсутствии оных».

    Что из этого следует: если вы в совершенстве знакомы со своей презентацией, вероятнее всего, вы выступите перед публикой еще лучше, чем когда репетируете в одиночестве или перед другом.

    3. Риски

    Если вы выступаете с презентацией, где на карту поставлен бизнес, или на вас смотрит вся страна, высока вероятность, что если вы провалитесь, то репутация пострадает самым серьезным образом.

    Чем выше ставки, тем выше вероятность погубить свою репутацию в случае, если выступление провалится. Из-за этого происходит выработка еще большего адреналина, который проявляется парализующим страхом и нервозностью.

    Ученые также исследовали влияние угроз репутации в онлайн-сообществах. Например, многие продавцы на eBay переживают за свою репутацию, так как она напрямую влияет на их заработки. Один негативный отзыв может дискредитировать профиль продавца и привести к падению продаж.

    Кстати, одно исследование доказало, что положительная репутация продавца на eBay добавляет 7,6% к цене на его товары.

    Хорошая репутация защищает нас, но также это провоцирует страх, что одно неосторожное движение может разрушить наработанный вес в глазах аудитории и лишить вас возможностей в будущем.

    Как побороть страх сцены — руководство из 4 шагов

    Теперь, когда мы знаем, какие корни имеет наша боязнь публичных выступлений, можно сделать эти 4 шага, которые помогут улучшить навыки презентации и преодолеть страх сцены.

    1. Подготовка

    Те, кто часто бывает на конференциях, наверняка видели спикеров, которые перед выступлением несколько минут разбирали свои слайды. Это не лучший способ подготовиться к качественной презентации. Вы когда-нибудь видели музыканта, который зубрит свои песни перед концертом? Никогда!

    Не очень честно это и по отношению к аудитории, которая дарит вам 10, 20 или 60 минут своего внимания.

    Как же лучше всего подготовиться к выступлению?

    Примерно за неделю до него нарисуйте план своего повествования (примерно 15-20 слайдов), размышляя над содержанием и используя короткие подписи и схематичные рисунки. Вот пример одного такого плана.

    Это придаст вам уверенность, так как вы будете знать основные пункты, которые хотите осветить, и в то же время план оставляет массу возможностей для репетиций и доработки слайдов.

    Затем напишите план самого выступления, который будет выглядеть примерно так:

    1. введение
    2. основная тема 1
    3. тезис
    4. пример (что-то уникальное из моего опыта)
    5. тезис
    6. основная тема 2
    7. тезис
    8. пример (что-то уникальное из моего опыта)
    9. тезис
    10. основная тема 3
    11. тезис
    12. пример
    13. тезис
    14. заключение

    Форматируя свое выступление в виде «тезис, пример, тезис», вы можете не только визуализировать всю презентацию в целом, но и глубоко продумать то, о чем рассказываете, чтобы полностью удовлетворить потребности аудитории.

    Сначала пропишите основные темы и тезисы, затем вернитесь к введению и закончите повествование заключением.

    Введение начните с рассказа о себе и о том, почему аудитории стоит прислушаться к вашему выступлению. Прямо скажите публике, как ваше выступление поможет им, чтобы они настроились.

    Затем прорепетируйте каждую часть выступления (введение, тема 1, тема 2, и т.д.) по 5-10 раз.

    После этого зачитайте вслух свою презентацию от начала до конца как минимум 10 раз.

    Это может показаться чрезмерной подготовкой, но помните, что Стив Джобс репетировал сотни часов перед тем, как выступить со своими легендарными презентациями Apple.

    2. Как репетировать, словно все «по-настоящему»

    Во время репетиций важно создать такую обстановку, которую вы ожидаете во время реальной презентации. Это устраняет моменты неизвестности, и вы будете тратить меньше энергии на обдумывание деталей, когда окажетесь на сцене.

    В 2009 году группа исследователей обнаружила, что, когда перед нашими глазами находится множество визуальных стимуляторов, мозг реагирует только один или два из них. Это означает, что мы можем фокусироваться лишь на 1-2 предметах.

    Из этого следует, что все, на чем вы должны быть сконцентрированы — это связь с аудиторией и качественное донесение до нее своей истории, а не на попытках вспомнить, какой слайд должен идти следующим, и в какой части сцены вам лучше встать.

    Во время репетиций включайте на компьютере те же слайды, которые будут идти в настоящем выступлении, пользуйтесь тем же пультом и подавайте информацию каждый раз так, будто все происходит взаправду.

    3. Дышите глубоко, потянитесь и начинайте

    Самое волнительное в публичных выступлениях— те последние минуты перед выходом на сцену. Чтобы побороть нервозность, можно зайти в туалет, потянуться руками вверх и сделать три глубоких вдоха и выхода. Вот так это выглядит со стороны:

    Это упражнение активизирует гипоталамус и стимулирует выработку гормонов, ответственных за расслабление.

    Кстати, ученые исследовали воздействие медленного дыхания на группу из 46 опытных музыкантов и выяснили, что одна сессия такого дыхания помогает справиться с нервным возбуждением, особенно тем музыкантам, которые сильно волнуются.

    Чувства, сопутствующие страху сцены, обычно сильны не во время выступления, а перед ним, так что выделите минуту перед выходом к публике, подышите и потянитесь.

    4. После выступления назначьте следующее

    Если вы хотите достичь высот в искусстве публичных выступлений, вам нужно делать это чаще. С каждым новым выступлением вы будете чувствовать меньше нервозности и больше уверенности.

    Поначалу выступайте на мероприятиях невысокого уровня. Например, это может быть презентация для членов семьи о необходимости отправиться в отпуск. 🙂

    Что угодно, чтобы потренировать способность говорить перед другими людьми.

    Вместо заключения: как избавиться от «эээ» и «ммм»

    Парочка междометий «эээ» и «ммм» не испортят вашу презентацию, но если они заполнят каждый переход между слайдами или тезисами, то станут отвлекать. В попытках отказаться от этих междометий вам придется помучиться, особенно, если они успели стать неотъемлемой частью вашей речи.

    Один из способов избавиться от этих слов — использовать метод разбивки, то есть разделять презентацию на короткие словесные всплески, между которыми будут небольшие паузы.

    Например, после одного-двух связанных по смыслу предложений последует пауза в одну-две секунды, а затем будет еще пара предложений. Так вы сможете придать речи определенный ритм, и вам будет проще избегать слов-паразитов.

    Публичные выступления могут быть пугающими, но они — неотъемлемая составляющая практически любой карьеры. Надеюсь, что понимание причин боязни сцены и использование предложенных техник помогут вам с блеском провести вашу следующую презентацию.

    lpgenerator.ru