Селье стресс pdf

Содержание:

О НАШЕМ ЦЕНТРЕ

Доброго времени суток! Мы рады приветствовать Вас на официальном сайте Психологического центра “Земля-Воздух”, который был создан для жителей Москвы и Юго-Восточного Подмосковья.

Мы – это группа профессиональных психологов, имеющих большой практический опыт в деле оказания психологической помощи и поддержки всем, кто в ней нуждается: взрослым, детям и подросткам, семьям, людям, находящимся в кризисе, страдающим психическим заболеванием, перенесшим психологическую травму.

Основные кабинеты психологов располагается в центре Москвы, но мы один-два раза в неделю также выезжаем в филиалы, которые есть в г. Люберцы, в г. Раменское и г. Жуковский.

У нас в команде только опытные профессионалы с высшим профильным образованием:

1) клинический психолог в Москве

2) семейный психолог в Москве

3) детский психолог в Москве

4) клинический психолог в Люберцах

5) психолог для всей семьи в Люберцах

6) детский психолог в Люберцах

7) клинический психолог в Раменском

8) семейный психолог в Раменском

9) детский психолог в Раменском

10) логопед в Раменском

11) дефектолог в Раменском

12) клинический психолог в Жуковском

13) психолог для всей семьи в Жуковском

14) детский психолог в Жуковском

15) логопед в Жуковском

Если не сможет принять лично Алексей Александрович, то он Вас направит к своему не менее профессиональному коллеге.

У нас Вы можете:

— получить рекомендации профессионала, обсудить жизненную ситуацию, своё психологическое состояние и психическое здоровье (индивидуальное консультирование);

— обрести согласие с супругом/супругой (семейное консультирование);

— получить поддержку, если у вас трудный ребёнок или подросток (детские коррекционно-развивающие занятия при ЗПР, ДЦП, ММД, РДА, гиперактивности и др. заболеваниях);

— решить сексуальные проблемы (сексология);

— развить определённые навыки (тренинги);

— освободиться от страхов, депрессии, агрессии, неврозов, зависимости, ПТСР и других расстройств (психотерапия);

— разрешить споры с людьми (конфликтология);

— узнать, как осуществить мечты (коучинг);

— изучить характер, личностные черты, уровень развития навыков у своего ребёнка и себя (психодиагностика);

— отпустить негативное прошлое и начать чувствовать настоящий момент (классический психоанализ);

— научиться получать от жизни удовольствие и результат.

Семь самых популярных вопросов, которые нам задают

1) Как проходит индивидуальная консультация и сколько она стоит?

Психолог в Москве, психолог в Люберцах, психолог в Раменском и психолог в Жуковском принимают в отдельных кабинетах по предварительной записи.

2) Сколько нужно посещений, чтобы решить свой вопрос?

Специалист никогда не возьмется точно назвать, сколько бесед Вам необходимо. Человек может найти ответы на свои вопросы после одной встречи, а может консультироваться до 3-х лет. Как правило, после первой по большому счёту диагностической консультации сами клиенты начинают понимать нужно ли им продолжать посещения. Иногда клиенты решают посещать сессии 1-2 раза в неделю, а иногда приходят на беседы в профилактических целях раз в месяц или даже раз в полгода. Всё индивидуально.

3) Кто такой клинический психолог и чем он отличается от психиатра?

Клинический психолог – это специалист с высшим психологическим образованием, который работает как со здоровыми людьми: детьми, взрослыми, семьями, так и с теми, у кого есть то или иное психическое или неврологическое заболевание. Клинический психолог – это не врач. Психиатр и невролог ставят диагнозы, прописывают таблетки. Клинический психолог этого не делает. Однако он также как психиатр хорошо разбирается в психиатрии, клинической и специальной психологии.

Наш клинический психолог в Люберцах, равно как и клинический психолог в Раменском – это специалист из Москвы, который выезжает на приём в филиалы 1-2 раза в неделю. Клинический психолог в Жуковском пока принимает в кабинете г. Раменское.

4) Как и чем может помочь семейный психолог моей семье?

Один из самых частых запросов – нормализация взаимоотношений между близкими людьми. Сегодня психология накопила громадный опыт в решении этой задачи. Можно с уверенностью говорить, что наш специалист способен оказать помощь, но, в конечном счете, всё зависит от тех, кто обратился к нему. Если люди действительно готовы бороться за любовь, они обязательно вернут согласие и гармонию в свой дом. Профессионал может помочь быстрее пройти кризисный этап, выстраивая честный диалог между партнёрами, при этом специалист следит за тем, чтобы при разговоре клиенты не переходили на оскорбления другого человека, а лишь говорили о своих переживаниях и предлагали варианты решения той или иной задачи, вскрывая глубинные причины её возникновения. Фактически, на сеансах семейной психотерапии партнёры учатся доверию и корректному диалогу, хотя сначала им хочется использовать профессионала в качестве третейского судьи, человека, который решит кто из партнёров прав, а кто виноват. Хороший специалист будет стараться уйти от выполнения судейских функций и обращать внимание на то, что основные сложности находятся в именно сфере коммуникации двух, трёх ранее близких людей.

5) С какими проблемами работают детские психологи центра?

Работа с маленькими клиентами – наиболее сложная и важная. Мы предоставляем помощь в выявлении и коррекции проблем связанных с психологическим состоянием детей и подростков, их развития и воспитания.

Занятия с детским психологом помогают снизить тревожность, улучшить психоэмоциональное состояние, сон, избавиться от проблем с нарушением питания и стула. Мы способны помочь дошкольникам и младшим школьникам быстрее, качественнее и комфортнее овладеть необходимыми учебными навыками, сформировать мотивацию к дальнейшему обучению.

У нас могут найти помощь и поддержку и те родители, чьи дети страдают такими заболеваниями как ЗПР, ДЦП, ММД, гиперактивность, РДА, эпилепсия, умственная отсталость.

Особую важность имеет работа с подростками. Наши рекомендации помогают подростку повысить самооценку, справиться с колебаниями настроения, с конфликтами дома, в школе, в компании. Подростковый возраст, как переходный этап от детства к взрослой жизни важен ещё и тем, что именно тут часто манифестируют многие психические заболевания. И иногда за простой акцентуацией характера может прятаться гораздо более сложная проблема. Вот почему так важно взаимодействовать именно с клиническим психологом, в задачи которого входит и оценка психиатрического статуса ребёнка.

6) Можно ли заказать вызов специалиста на дом и получить письменное заключение?

Можно. Цена данных услуг зависит от нескольких факторов, главным из которых является причина необходимости выезда специалиста и цель, с которой планируется использовать письменное заключение. Условия предоставления данных услуг обсуждается индивидуально по телефону.

7) Есть ли возможность получить консультацию по Skype и сколько она стоит?

Да, у нас можно заказать консультации по Skype и цена, как правило, на эту услугу самая выгодная. Однако имеется ряд ограничений и условий. Обращаем Ваше внимание, что при очном общении консультаций специалист может получить гораздо больше данных о Вас и Вашей ситуации. Это достигается за счёт сбора так называемой невербальной информации. Наличие контакта “глаза в глаза” гораздо информативнее и для клиента с точки зрения простого логического речевого обсуждения ситуации. Многократно проверено, наличие видеокамеры помогает, но не делает Skype-консультацию равноценной классической встрече в кабинете. Кроме того не редки банальные проблемы с техникой, качеством и скоростью Интернета. Заказывая консультирование по Skype, будьте готовы к подобным сложностям. Вместе с тем, данный вид консультаций иногда представляется единственно возможным, особенно для жителей дальних регионов России и Мира.

Пожалуйста, заранее проверьте технику и наличие подключения к сети. Подготовьте тихое, изолированное помещение, удобное кресло или, лучше диван. При возникновении проблем со связью наш специалист сам будет Вам перезванивать. Оплата услуг осуществляется путём перевода денежных средств на банковскую карту психолога. Обычно Skype-консультации проводятся в самое позднее время после основного приёма.

Если Вам нужна консультация психолога в Раменском, консультация семейного психолога в Жуковском, консультация детского психолога в Люберцах, нужен психолог в Москве — позвоните нам!

Новая информация

С 01 июня 2018 г. открыта запись (индивидуальные и семейные психологические консультации) на июнь 2018.

Если Вы стремитесь к самопознанию, осознанности, гармонизации отношений, лучшему пониманию мужчин, с которыми контактируете ежедневно, то эта встреча для Вас!

Для всех желающих мы проводим 2-часовой тренинг, где Вы поставите цели и разработаете поэтапный план их достижения. Ведущий: психолог и наш друг Алексей Александрович Кравченко!

Теперь Ваш ребёнок может пройти комплексную нейропсихологическую диагностику познавательного и интеллектуального развития.

Подписывайся!
Видео-канал о развитии и психологии личности, открывает доклад клинического психолога Алексея Александровича Кравченко о влиянии детства и людей из прошлого на вашу текущую жизнь и психическое здоровье.

akravchenko.ru

Содержание: Введение Понятие и природа стресса Профилактика стрессов Заключение

Транскрипт

1 Психология стресса

2 Содержание: Введение Понятие и природа стресса Профилактика стрессов Заключение

3 Введение Практически неизбежное последствие любого конфликта — стресс. Его неприятные признаки (повышенная возбудимость, невозможность сосредоточиться, чувство беспричинной усталости и пр.) проявляются мгновенно и видны, что называется, не вооруженным глазом. «Не нервничайте», «Расслабьтесь», — советуют нам окружающие. Да мы бы и рады не нервничать, только вот не получается. Стрессовая ситуация захватывает нас и не отпускает: неприятные мысли «сами лезут» в голову, сами собой срываются с уст резкие слова. Так ведь и до серьезного заболевания недалеко. Можно ли с этим что-нибудь поделать? Можно, но только при трех непременных условиях: 1) внятном понимании природы стресса и стадий его развития; 2) отчетливом представлении о границах возможного воздействия на протекание стрессовой ситуации; 3) готовности к активным усилиям по достижению стрессоустойчивости.

4 Понятие и природа стресса Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение». В научный оборот этот термин введен в 1936 г. выдающимся канадским физиологом Гансом Селье (р г.). По классическому определению Г. Селье, стресс — это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям. В динамике стрессового реагирования Г. Селье видит три фазы: 1) реакцию тревоги, проявляющуюся в срочной мобилизации защитных сил и ресурсов организма; 2) фазу сопротивления, позволяющую организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями; 3) фазу истощения, если слишком затянувшаяся и чересчур интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных возможностей организма и его способности сопротивляться разнообразным заболеваниям.

5 Стресс — обязательный компонент жизни,— отмечал Селье. Стресс может не только понизить, но и повысить устойчивость организма к негативным факторам. Для разведения этих полярных функций стресса Г. Селье предложил различать собственно стресс, как необходимый организму механизм преодоления неблагоприятных внешних воздействий, и дистресс, как состояние, безусловно вредное для здоровья. (Слово «дистресс» можно перевести как «истощение», «несчастье».) Таким образом, стресс — это напряжение, мобилизующее, активизирующее организм для борьбы с источником негативных эмоций; дистресс — это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды. Однако было бы ошибкой однозначно связывать дистресс с проявлением отрицательных эмоций человека, а все положительные эмоции объявлять защитой от него. Бывает и подругому. Любая эмоциональная встряска человека является стрессором (источником стресса). При этом устойчивость организма к неблагоприятным внешним воздействиям за счет возникающего напряжения усиливается. Механизмы стресса и призваны обеспечить сопротивляемость организма. Дистресс же возникает, когда эти механизмы недостаточно эффективны или «истощают свой ресурс» при длительном и интенсивном стрессирующем воздействии на человека. Таким образом, состояние дистресса фактически соответствует третьей из выделенных Г. Селье фаз стрессового реагирования. Именно с ней и надо бороться. Точнее — стараться не допустить перехода стресса в дистресс. Сам же по себе стресс — это вполне нормальная реакция.

6 Итак, практические выводы, которые можно извлечь из всего выше сказанного о стрессах, таковы: * Не убегайте от стресса! Прислушайтесь к мнению Г. Селье, считавшего, что стресс — это «аромат и вкус жизни». * Главный барьер следует ставить на пути превращения стресса в дистресс. * Признание неотвратимости и функциональной полезности стрессов не означает, что их надо искать или специально создавать. Об этом позаботится сама жизнь. * Помогать своему организму справляться со стрессовыми ситуациями нужно «с умом», с опорой на понимание природы стресса как всплеска гормональной активности, который в принципе поддается нейтрализации. * Стрессы, как и болезни, бывает легче предотвратить, чем впоследствии заниматься лечением их последствий. Профилактика же стрессов должна начинаться с выяснения причин, их порождающих. Они вполне очевидны. Ну а лидируют среди них, конечно же, конфликты. Таким образом, причины стрессов особого секрета не составляют. Проблема же заключается в том, как профилактировать стресс, воздействуя на причины, его вызывающие. Основное правило здесь напрашивается само собой; нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти. Ясно, что на кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающийся пенсионный возраст и пр. отдельный человек, если и может воздействовать, то очень незначительно. Поэтому подобные события следует оставить в покое и сосредоточиться на тех стрессогенных факторах, которые могут быть нами изменены реально.

7 Профикактика стресов Стресс — это в любом случае психофизиологическая реакция личности, а не просто организма, как считали раньше. В развитии стресса существенную роль играет социальная составляющая человеческого поведения. В структуре стрессовой реакции обычно выделяют три основных элемента: 1) оценку стрессогенного события; 2) физиологические и биохимические сдвиги в организме; 3) изменение поведения человека. Ясно, что первый элемент этой триады изначально социален. Оценка стрессогенного события всегда субъективна. На нее влияют и глубина наших знаний «природы вещей», и личный опыт (положительный или отрицательный), и общие социокультурные установки, и даже наше эмоциональное состояние в момент события. Ложные страхи, ошибочное истолкование каких-либо явлений как угрожающих нашему благополучию вызывают совершенно реальные физиологические и биохимические изменения в организме

8 На что же конкретно должны быть направлены наши усилия по повышению стрессоустойчивости? Интересный ответ на этот вопрос дает концепция «поисковой активности», разработанная российскими учеными B.C. Ротенбергом и В.В. Аршавским. Для того чтобы уяснить ее суть, попробуем разобраться с одним почтенным стереотипом нашего мышления — безусловной вредоносностью отрицательных эмоций. Отрицательные эмоции — это своеобразные разведчики разума, первый эшелон обороны нашего организма. Их задача — мгновенно оценивать угрожающую ситуацию и побуждать нас к действию, задолго до того, как разум ее обстоятельно проанализирует. Именно поэтому столь стремительны наши реакции на боль, холод, опасность и т. д. Наш организм чутко реагирует на отрицательную эмоциональную оценку какого-либо события практически мгновенным повышением артериального давления, мышечного тонуса, содержания сахара в крови и т.д. (Просто мечта любого военачальника — автоматическая мобилизация всех сил на отражение внешней угрозы.) Но мобилизация не может быть постоянной. За ней должно следовать действие — нападение, бегство, активное сопротивление и т.п. Но таких возможностей современная цивилизация человеку, как правило, не предоставляет, заставляя его находиться в постоянном напряжении. Вот и возникает дисгармония в организме, ведущая в конечном счете к сбоям в работе его жизненно важных систем.

9 Насколько рациональны наши убеждения? Дело в том, что частенько наши требования к себе и окружению бывают неоправданно завышены, поскольку опираются на так называемые иррациональные убеждения. Иррациональными они считаются потому, что не имеют в реальности достаточных оснований. Как правило, это чересчур категоричные обобщения неких форм поведения или укорененные в нашем сознании стереотипы, которые, может, и имели в прошлом какуюлибо реальную основу, но давно ее утратили и ныне существуют лишь по инерции. Например: «женщина должна быть хорошей хозяйкой», «мужчина — добытчик, хозяин семьи», «знакомиться на улице неприлично» и пр. Нельзя сказать, что эти утверждения вовсе безосновательны, то есть ложны. Иррациональными же их делает абсолютная категоричность, недопущение исключений. Так должно быть — и все тут! А когда реальность таким требованиям не соответствует, естественно возникают нарушения эмоционального состояния и как следствие — хронический стресс.

10 Заключение Итак, поисковая активность в любых ситуациях должна стать стержнем нашей стрессоустойчивой жизненной стратегии. Это есть главный способ адаптации к современному быстро меняющемуся миру и одновременно главное средство совершенствования самих себя (а попутно — и нашего социального окружения). Но разумеется, мы должны ясно отдавать себе отчет в том, что вовсе не всякая активность — благо. Крайние формы протестного поведения, бродяжничество, преступность, наконец,— это ведь тоже формы социальной поисковой активности, правда, неприемлемо ориентированной. Так что, пользоваться принципом поисковой активности следует осторожно, помещая его в некие рамки общего отношения к жизненным ценностям. Это отношение в немалой степени зависит от сформировавшегося у нас мировоззрения, убеждений, представлений о том, как следовало бы прожить дарованную нам жизнь. Данные представления, между прочим, также могут быть источником постоянного стресса. Если жизнь складывается не так, как нам хотелось бы (а это случается сплошь и рядом), если нам не удается соответствовать общепринятому образцу успешного и благополучного человека, поневоле начинает накапливаться некое раздражение, растут претензии к внешнему миру и самому себе. В такой ситуации полезно внимательно проанализировать, насколько рациональны наши исходные убеждения в том, как должен быть устроен окружающий социальный мир.

11 Список литературы 1. Кикоть В.Я. Рыбникова В.Ю. Юридическая психология (с основами общей и социальной психологии). М., Закон и право, Мариновская И.Д., Цветков В.Л., Конфликтология: Учебное пособие. — М, Московский университет МВД РФ, Цветков В.Л., Конфликтология: Учебное пособие с альбомом схем. — М.: Щит-М, Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, Конфликтология: Учебник для вузов (Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К., — М.: Инфра-М, Конфликтология: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Ратникова, -М, ЮНИТИ, Конфликтология: Учебник / Под ред. Кармина А.С., 2-е изд., испр. — СПб: Лань, 2004.

docplayer.ru

WEB Библиотека

НАЙДИ СВОЮ КНИГУ

Стресс без дистресса Селье Г.

Формат: Pdf
Размер: . MB
Загружено: раз

ПФНЕФЙМ лБТМ рПРРЕТ, ЪБЛПОЩ РТЙТПДЩ ОЕ РТЕДРЙУЩЧБАФ, Б МЙЫШ ПРЙУЩЧБАФ. ЗТБЦДБОЙО УФТБДБМ ВЩ ПФ ФПУЛЙ ВЕУГЕМШОПЗП УХЭЕУФЧПЧБОЙС ФПЮОП ФБЛ ЦЕ, ЛБЛ Й ПФ ОЕЙЪВЕЦОПЗП ХФПНМЕОЙС, ЧЩЪЧБООПЗП ОБУФПКЮЙЧЩН УФТЕНМЕОЙЕН Л УПЧЕТЫЕОУФЧХ. ОЕ ПВСЪБОЩ МАВЙФШ ДТХЗЙИ, ЛБЛ УБНЙИ УЕВС, ЙВП ЬФП РТПФЙЧПТЕЮЙФ ВЙПМПЗЙЮЕУЛЙН ЪБЛПОБН.

НБФШ, ОЙЮЕЗП ОЕ ЪОБМБ П ВЙПМПЗЙЮЕУЛПН УФТЕУУЕ, ОП РПНОА, ЛБЛ ПОБ РТЕДПУФЕТЕЗБМБ, ЮФП ФБЛПК ТЕЦЙН ОЕМШЪС ЧЩДЕТЦБФШ ДПМШЫЕ ДЧХИ НЕУСГЕЧ Й ЮФП ЧУЕ ЬФП ЛПОЮЙФУС ОЕТЧОЩН УТЩЧПН. ДПМЗПЧТЕНЕООЩК ЧЩЙЗТЩЫ УПУФПЙФ Й ФПН, ЮФПВЩ ДЕТЦБФШ ЙИ «Ч ИПТПЫЕК ЖПТНЕ», Ч ДПМЗПЧТЕНЕООЩК РТПЙЗТЩЫ НПЦЕФ ВЩФШ ЧЩЪЧБО РЕТЕОБРТСЦЕОЙЕН, РТЙЧПДСЭЙН Л ОЕПВТБФЙНЩН РПЧТЕЦДЕОЙСН ФЛБОПК. ПВЙИПДОПК ТЕЮЙ, ЛПЗДБ ЗПЧПТСФ, ЮФП ЮЕМПЧЕЛ «ЙУРЩФЩЧБЕФ УФТЕУУ», ПВЩЮОП ЙНЕАФ Ч ЧЙДХ ЮТЕЪНЕТОЩК УФТЕУУ, ЙМЙ ДЙУФТЕУУ, РПДПВОП ФПНХ ЛБЛ ЧЩТБЦЕОЙЕ «Х ОЕЗП ФЕНРЕТБФХТБ» ПЪОБЮБЕФ, ЮФП Х ОЕЗП РПЧЩЫЕООБС ФЕНРЕТБФХТБ, ФП ЕУФШ ЦБТ.

ПУПЪОБОЙЕ ФПЗП, ЮФП НПОПФПООПУФШ Й УЛХЛБ ФТХДБ ОБ ЛПОЧЕКЕТЕ УМХЦБФ РТЙЮЙОПК ПФЮХЦДЕОЙС, РПУФЕРЕООП ЪБУФБЧМСЕФ РТЕДРТЙОЙНБФЕМЕК ЙЪНЕОСФШ ЬФХ ЖПТНХ НБУУПЧПЗП РТПЙЪЧПДУФЧБ. ДБЦЕ ДМС ЙДЕБМЙУФПЧ УПИТБОЕОЙЕ ЧМЙСОЙС Й ЧМБУФЙ — ЗМБЧОБС ГЕМШ, ЙВП ЛБЛБС РПМШЪБ ДБЦЕ ПФ МХЮЫЙИ ЙДЕК, ЕУМЙ ЙИ ОЕМШЪС ПУХЭЕУФЧЙФШ? пВЩЮОП ЙНЕООП ЬФЙ МАДЙ УПЮЙОСАФ Й РТПРПЧЕДХАФ ЬФЙЮЕУЛЙЕ ЛПДЕЛУЩ Й ДБЦЕ РЙЫХФ ЪБЛПОЩ. УПУФПСФ ЙЪ ДЧХИ ЮБУФЕК: ОБТХЦОПЗП УМПС (ЛПТБ) Й ЧОХФТЕООЕЗП (НПЪЗПЧПЕ ЧЕЭЕУФЧП). ЧМЙСОЙЕН ЦЕ блфз ЧОЕЫОСС ЛПТЛПЧБС ЮБУФШ ОБДРПЮЕЮОЙЛПЧ ЧЩДЕМСЕФ ЛПТФЙЛПЙДЩ.

Ганс селье стресс без дистресса Книгу «Стресс без дистресса» условно можно разделить на две части. Ганс Селье родился в 1907 г. В семье врача, имевшего собственную . Селье г стресс без дистресса — избавление от страхов тревог Книгу «Стресс без дистресса» условно можно разделить на две части. Ганс Селье родился в 1907 г. В семье врача, имевшего собственную.

Селье г стресс без дистресса СЕЛЬЕ СТРЕСС БЕЗ ДИСТРЕССА Общая редакция действительного члена. Отзывы о книге стресс без дистресса — livelib Рецензии на книгу «Стресс без дистресса» Ганса Селье. Стресс — это аромат . Селье — один из тех, кто оказал огромное влияние на биологическую . Стресс без дистресса Селье Г.

amtjr.b-profi.ru

Основы Психологии МГУ | Магистратура МГУ

159 записей ко всем записям

Документальные фильмы по психологии:

1. Память
2. Эмоциональный интеллект
3. Зависть Показать полностью…
4. Стресс
5. Феномен любви
6. Хроническая усталость
7. Феномен одержимости
8. Ревность

Какие функции выполняют гиппокамп, четверохолмие, таламус, гипоталамус? Как реализуются в мозге реакция на стресс, конкуренция сна и бодрствования, положительных и отрицательных эмоций? Как мозжечок «записывает» наши моторные навыки? По каким путям движется в нервной системе информация от сетчатки глаз, внутреннего уха, слизистой носовой полости?

Ответы на эти и многие другие вопросы ищите в курсе лекций Вячеслава Дубынина об устройстве и работе мозга:

Программа Марины Аствацатурян «Медицина в контексте».

1. Дубынин В.А — Мозг: дети и родители.
2. Дубынин В.А — Химия мозга: медиаторы и психотропные препараты.
3. Мачинская Р.И — Проблема дифференциальной диагностики особенностей Показать полностью… поведения и когнитивного развития детей.
4. Александров Ю.И — Регрессия поведения.
5. Безруких М.М — Расстройства чтения. Медицинский диагноз или трудности в обучении?
6. Князева М.Г — Стареющий мозг и болезнь Альцгеймера
7. Филаретова Л.П — Стресс как источник здоровья.
8. Муронец В.И — Шапероны и развитие амилоидных нейродегенартивных заболеваний.

Толстова Ю.Н.
Основы многомерного шкалирования: учебное пособие. — М.: КДУ, 2006. — 160 с., ил.
ISBN 5-98227-100-4

Одной из наиболее важных задач, интересующих социологов, является выявление характеристик, которыми человек руководствуется, Показать полностью… голосуя за того иди иного кандидата, переключая телеканалы, покупая какой-либо сорт товара и т. д. Решить эту задачу позволяет многомерное шкалирование (МШ). Настоящая книга посвящена описанию этого подхода. Издание дополнено приложениями, написанными А. И. Орловым (сравнение методов понижения размерности) и А. В. Ермолаевым (обзор методов МШ).
Учебное пособие написано на базе спецкурса для студентов социологических факультетов и рассчитано на читателя-гуманитария. Книга будет полезна всем, кто хочет познакомиться с основными идеями и применением методов МШ для решения широкого круга задач, возникающих в любой области науки и практики.

Предисловие 6
Тема 1. От пространства «объект-признак» к другим видам исходных данных. Гносеологическая сущность методов многомерного шкалирования 11
Общее представление о пространстве восприятия 11
Традиционные способы выявления пространства восприятия. Их недостатки 14
Недостаточность информации вида матрицы «объект-признак» для поиска пространства восприятия 16
Признаковое пространство и механизмы восприятия человеком объектов 17
Виды получаемой от респондента информации, отличной от матрицы «объект-признак» 20
Тема 2. Основные элементы формализма 28
Основная идея классического МШ. Евклидово расстояние. Евклидово пространство. Общее представление о функции стресса 28
Функция расстояния (аксиоматическое определение) 35
Формальное определение близостей 39
Формальные аспекты МШ, затрудняющие интерпретацию его результатов: проблемы определения размерности искомого евклидова пространства, вращения определяющих его осей координат 40
Тема 3. Метрическое и неметрическое МШ. Соответствующие функции стресса 47
Многомерное шкалирование с точки зрения теории измерений 47
Определение метрического и неметрического многомерного шкалирования 51
Функция стресса в метрическом МШ (ММШ) 52
Функция стресса в неметрическом МШ (НМШ) 53
Тема 4. Индивидуальное многомерное шкалирование 55
Постановка задачи 55
Вид входных данных 57
Вид выходных данных 58
Функции стресса в индивидуальном МШ 61
Тема 5. Неметрическое многомерное развертывание 62
Одномерное развертывание: нерешенные проблемы 62
Неметрическое многомерное развертывание (НМР) 65
Тема 6. Проблемы формирования исходных данных 69
Возможные способы получения исходных данных 69
Непосредственное получение близостей от респондентов, классификация соответствующих способов опроса («психологический» подход к получению данных) 70
Примеры расчета матрицы близостей на основе анализа данных «непсихологического» характера 72
Пример получения ранжировок для применения НМШ 75
Роль социолога при формировании исходных данных 76
Тема 7. Проблемы интерпретации результатов МШ 78
Способы обеспечения адекватной интерпретации на этапе сбора данных 78
Комплексное использование нескольких математических методов при интерпретации результатов МШ 84
Роль социолога при интерпретации результатов МШ 88
Тема 8. Применение МШ для решения задач понижения размерности и визуализации данных 91
Понижение размерности изучаемого признакового пространства 91
Визуализация данных 94
Методологические аспекты 95
Список литературы 97
Контрольные вопросы 102
Приложение 1 104
Принципы монотонной регрессии 104
Приложение 2 113
Методы снижения размерности 113
Приложение 3 121
Краткий обзор современного состояния разработки методов многомерного шкалирования 121
Предметный указатель 156

Павел Умрюхин
доктор медицинских наук, профессор Первого московского государственного медицинского университета, старший научный сотрудник лаборатории системных механизмов эмоционального стресса НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина РАМН

Физиология стресса
Можно ли жить без стресса.
Системные механизмы эмоций и эмоционального стресса
Физиология эмоций. О значении эмоций, нейронах лимбической системы и теории функциональных систем

m.vk.com

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Секция: 7. Психология

XI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

В условиях быстрого темпа жизни и мобильности современных организаций, к работникам сферы обслуживания начинают предъявляться новые требования оказания безупречного и качественного сервиса. Кроме того, специфика профессиональной деятельности медицинских работников, как представителей социономических профессий, предполагает сильную подверженность воздействию профессиональных стрессов, поскольку она связана с межличностным общением и взаимодействием, которое в негативных случаях вызывает психологический дискомфорт. Поэтому на данном этапе развития общества сотрудники становятся все более подверженными кризисным ситуациям и стрессу, а значит, представляется стратегически важным исследование эффективных путей их преодоления и профилактики.

Г. Селье стрессовое действие определяет как «неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования» [9, с. 15]. Любые воздействия на человека вызывают необходимость приспособится к ним и тем самым восстановить нормальное состояние.

В работах Р. Лазаруса (1970) стресс определяется как реакция человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Психологический стресс понимается не только как реакция, но как «процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую ситуацию» [3,с. 33].

Выраженность стресса зависит от ожиданий субъекта, его мотивации, установок, прошлого опыта и т. д. Ожидания субъекта относительно развития стрессовой ситуации изменяются в зависимости от имеющейся у личности информации, прошлого опыта и установок, после чего происходит итоговая оценка ситуации. Если сознание оценивает ситуацию как опасную, то развивается стресс [11].

Щербатых Ю.Б. (2006) выделяет следующие факторы, влияющие на развитие стресса:

  1. врожденные особенности организма и ранний детский опыт (генетическая предрасположенность; характер протекания беременности у матери; тип высшей нервной деятельности; ранний детский опыт);
  2. родительские сценарии;
  3. личностные особенности (характер человека и черты личности; уровень самооценки и направленность человека, его установки и ценности);
  4. факторы социальной среды (социальные условия и условия труда; ближнее социальное окружение);
  5. когнитивные факторы (уровень сензитивности; умение анализировать свое состояние и факторы внешней среды; прошлый опыт и прогноз будущего).
  6. Так же были выделены ресурсы стрессоустойчивости [4], под которыми понимаются индивидуальные свойства и способности (противостоять воздействию стрессоров, либо активно преобразовывая ситуацию, в которой они проявляются, либо, приспосабливаясь к ней), обусловливающие психологическую устойчивость в стрессогенных ситуациях. Описаны личностные, информационные и поведенческие ресурсы.

    К личностным ресурсам преодоления стресса относятся:

    • активная мотивация преодоления стресса, то есть отношение к нему как к возможности личностного роста и приобретения опыта;
    • позитивная «Я — копцепция», самоуважение, адекватная самооценка, осознание собственной значимости;
    • активная жизненная установка, то есть активное отношение к жизни;
    • позитивное и рациональное мышление;
    • эмоционально-волевые качества и навыки саморегуляции.

    К информационным и инструментальным ресурсам относят способности:

  7. контролировать ситуацию (адекватная оценка ситуации);
  8. использовать методы или способы достижения желаемых целей;
  9. преобразовывать ситуацию или изменять себя;
  10. структурировать и осмысливать ситуацию.
  11. К поведенческим ресурсам относятся стратегии преодолевающего поведения (копинг-стратегии).

    В теории Р. Лазаруса и С. Фолкман, совладание рассматривается как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия, направленные на управление специфическими внешними или внутренними требованиями, которые оцениваются с точки зрения соответствия ресурсам индивида. Копинг определяется как «стремление к решению проблем, которое предпринимает индивид, если требования имеют огромное значение для его хорошего самочувствия (как в ситуации, связанной с большой опасностью, так и в ситуации, направленной на большой успех), поскольку эти требования активируют адаптивные возможности» [6, с. 7].

    Р. Лазарус рассматривает совладание как процесс, зависящий как от специфичности стрессовой ситуации, так и от личностных характеристик, которые определяют ситуацию как стрессогенную.

    В модели копинг-процесса Р. Лазаруса взаимодействие между личностью и средой регулируется двумя конструктами — когнитивной оценкой и копинговой реакцией. В когнитивной оценке разделяются две последовательные составляющие: первичная и вторичная оценки [6].

    Первичная когнитивная оценка позволяет субъекту сделать вывод о благоприятности или опасности ситуации, как бы отвечая на вопрос: «что это значит для меня лично?». Оценивается степень вреда, который может принести человеку данный стрессор, что вызывает в человеке соответствующие эмоции (злость, страх, подавленность, надежда) различной интенсивности.

    Вторичная когнитивная оценка позволяет оценить собственные ресурсы и возможности решить задачу. Здесь вопрос состоит в следующем: «Что я могу сделать в данной ситуации?». Первичная оценка дополняется вторичной и таким образом определяются методы влияния на ситуацию, кажущуюся угрожающей, и ресурсы преодоления, имеющиеся у личности. Методы и ресурсы преодоления подбираются исходя из целей, ценностей и нравственных установок личности.

    Таким образом, первичная и вторичная когнитивные оценки влияют на форму проявления стресса, интенсивность и качество последующей реакции. Когнитивная оценка исходит из индивидуального опыта субъекта, и может усилить или ослабить значимость ситуации. Поэтому, одни и те же события у разных людей или в разное время жизни могут иметь различную стрессовую нагрузку в зависимости от их субъективной оценки.

    За оценкой ситуации следует выполнение разработанных действий по ее разрешению, то есть копинговая реакция. В случае неуспешного копинга, стрессор сохраняется и возникает необходимость дальнейших попыток совладания.

    Таким образом, субъект оценивает сначала ситуацию на степень стрессовости, то есть определяет ее значимость для себя, а затем собственные ресурсы совладания с этой ситуацией, то есть свою компетентность в представленной ситуации или уверенность в разрешении ее. Здесь мы можем говорить об уверенности в себе как о понимании субъектом своей способности справится с ситуацией, несмотря на ее сложность или значимость.

    В деятельности медицинских работников стресс вызван рядом специфических особенностей профессии: 1) огромная ответственность за жизнь и здоровье пациентов; 2) длительное нахождение в «поле» отрицательных эмоций (страдания, боли, отчаяния, раздражения и т. д.), которыми заражается медицинский персонал; 3) неравномерный режим работы с ночными и суточными дежурствами; 4) низкий уровень заработной платы не соответствующий степени социальной ответственности [11].

    Стресс проявляется в повседневной деятельности медицинских работников, требующей интенсивного общения с пациентами. В.А. Винокур (2008) отмечает, что длительное воздействие стресса у медицинских работников приводит к тенденции негативного, нередко даже скрыто-агрессивного отношения к пациентам, общению с ними в односторонней коммуникации путем критики, оценок, давления.

    Развитию стресса способствуют определенные личностные особенности медицинских работников: высокий уровень эмоциональной лабильности (нейротизма), высокий самоконтроль (стремление подавить отрицательные эмоции), рационализация мотивов своего поведения, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, ригидная личностная структура.

    Парадокс состоит в том, что способность медицинских работников подавлять свои негативные эмоции, связанные со сложной коммуникацией с пациентами, с одной стороны является защитой внутреннего мира от негативных эмоций, а с другой — может стать препятствием на пути преодоления стресса, то есть понимания собственным чувств и определения личностных ресурсов. «Врачей много учат теории и практике медицины, но почти не учат тому, как заботиться о себе и справляться с неизбежными стрессами» [10, с. 57].

    «Люди, работающие в медицинских учреждениях, часто подвержены значительному личностному стрессу: им трудно раскрываться перед кем-нибудь. Преобладающая особенность врачебной профессии — отрицать проблемы, связанные с личным здоровьем» [10, с. 57]. Благодаря многим исследованиям выяснено, что среди врачей широко распространено представление о том, что стресс в работе равнозначен неудаче и собственной слабости. Поэтому он отрицается и врачам трудно признаваться самим себе в наличии этих проблем, а еще сложнее делиться ими и решать их.

    В то же время, К. Вильяме [1, с. 21] утверждает, что умение любить и уважать себя, жить в согласии с самим собой и со своими поступками — это основной путь снижения количества стрессов в жизни. Это означает внутреннюю уверенность в себе.

    В этих условиях нам представляется наиболее актуальным формирование стрессоустойчивости медицинских работников и умения справляться со стрессовыми ситуациями через развитие других факторов, влияющих на отношение к стрессу, в частности уверенности в себе.

    В нашей работе мы опираемся на понимание уверенности в себе как сложного интегративного образования, центральным компонентом которого является позитивное отношение индивида к собственным навыкам, умениям и способностям, проявляющееся в ситуациях вовлеченного общения индивида. Конкретные проявления уверенности в той или иной ситуации зависят от характеристик социального окружения и имеют вариативный характер [7].

    В.Г. Ромек описывает три компонента уверенности в себе. Когнитивный компонент — собственно уверенность в себе — позитивная оценка собственных навыков и способностей (близок по смыслу к понятию «самоэффективности» А. Бандуры и выученной беспомощности М. Селигмана). Эмоциональный компонент — социальная смелость — позитивный эмоциональный фон, сопровождающий любое взаимодействие человека с другими людьми (является противоположностью социальным страхам или застенчивости). Поведенческий компонент — инициатива в социальных контактах — готовность к осуществлению контактов.

    Таким образом, анализ как факторов влияющих на степень стрессогенности события, так и ресурсов стрессоустойчивости позволяет предположить влияние уверенности в себе на возможности преодоления стрессовых ситуаций.

    В рамках данной работы мы рассмотрели особенности уверенности в себе и предпочитаемые копинг-стратегии представителей социономических профессий, в частности медицинских работников.

    Для исследования были использованы следующие методики:

  12. Психологический тест уверенности в себе В.Г. Ромека для определения уровня уверенности в себе, который дает оценку трем ее компонентам (собственно уверенности в себе, социальной смелости и инициативе в социальных контактах).
  13. Методика для психологической диагностики совладающего поведения в стрессовых и проблемных для личности ситуациях (разработаная Санкт-Петербургским психоневрологическим институтом им. В.М. Бехтерева).

В результате проведенного исследования были получены следующие данные (табл. 1, 2).

Таблица 1.

Степень выраженности компонентов уверенного поведения, %

nauchforum.ru