Селье Теория стрессов

Теория стресса Ганса Селье и реакция релаксации по Герберту Бенсону

Психосоматические симптомы в рамках данных теорий, являются «болезнями адаптации». Универсальный адаптационный синдром, напряжение физиологических адаптационных механизмов или реакция стресса, в буквальном переводе означает реакцию напряжения, описанную физиологом Гансом Селье.

Если объединить концепции Ганса Селье и Уолтера Кеннона, и описывая стрессовую реакцию напряжения, описывать так же и мышечное напряжение, то реакция борьбы и бегства включается в реакцию напряжения как составной элемент.

В организме, находящемся в состоянии острого стресса формируется противоположные по направленности закономерные регуляторные сдвиги, которые являются противоядием против стресса, кардиолог Герберт Бенсон описал эти регуляторные сдвиги понятием реакция релаксации, чему способствовало исследование состояние людей во время медитации.

Физиологические _________ Реакция _________________ Реакция
показатели ______________ напряжения ______________ расслабления

Эмоциональная ___________ Нагнетается _____________ Устраняется
напряженность

Мышечный тонус __________ Повышается ______________ Снижается

Сердцебиение ____________ Повышается ______________ Замедляется,
________________________________________________ нормализуется

Артериальное ____________ Повышается ______________ Снижается,
давление ______________________________________ нормализуется

Дыхание _________________ Учащается _______________ Замедляется,
________________________________________________ успокаивается

Кровоснабжение __________ Уменьшается _____________ Восстанавливается
внутренних _____________ (кровь приливает
органов ________________ к мышцам)

Кровоснабжение _________ Уменьшается ____________ Восстанавливается
удаленных участков

Секреторная активность _ Снижается выработка ______ Восстанавливается
органов пищеварения ____ пищеварительных соков

Моторная активность ____ Замедляется (реакция _____ Нормализуется
органов пищеварения ____ борьбы) или ускоряется
_______________________ (реакция бегства)

Уровень глюкозы ________ Повышается _____________ Нормализуется
в крови

Уровень холестерина ____ Повышается _____________ Нормализуется
в крови

Уровень гормонов _______ Повышается (вначале ______ Нормализуется
надпочечников __________ за счет гормонов
_______________________ мозгового вещества,
_______________________ а затем — коры
_______________________ надпочечников)

Уровень гормонов _______ Повышается _____________ Нормализуется
щитовидной железы

Свертываемость крови ___ Повышается _____________ Повышается

Доминирующий отдел _____ Симпатический __________ Парасимпатический

Многие психосоматические расстройства, являются следствием неотреагированных эндокринных, сердечно-сосудистых, мышечно-тонических и других физиологических сдвигов, связанных с обеспечением реакции напряжения.

Причиной развития гипертонии, а также аритмии сердца, является увеличение частоты сердечных сокращений и артериального давления, адаптивное значение которых усиливает кровоток скелетных мышц, что является компонентом реакции борьбы или бегства.

Тенденция к централизации кровотока – максимум энергии к скелетным мышцам и сердцу, но экономия на кровоснабжении внутренних органов, что негативно сказывается на их состоянии. С этим связан и спазм периферических сосудов в дистальных отделах конечностей, поэтому в стрессе холодные ступни ног и кисти рук, так называемый синдром носков и перчаток. Изначальное, приспособительное значение этих реакций – при травмах снижение риска кровопотери, поскольку, чаще всего травмируются именно конечности. В современных условиях – это может быть фактором, который предрасполагает к развитию сосудистых заболеваний, таких как: синдром Рейно, облитерирующий эндартериит.

Холодные руки – не только следствие повышенной активности симпатического (эрготропного) отдела нервной системы, что является следствием внутреннего напряжения, под воздействием стресса, и, как правило, сочетается со стрессовыми расстройствами пищеварительных систем организма.

Учащенное дыхание, одышка в момент борьбы или бегства – естественная реакция, но бронхиальной астме, появляется в качестве симптомов, как форма реакции на стресс.

Повышение уровня глюкозы в крови, для обеспечения мышц источником энергии, и повышение холестерина – строительного материала для стероидных «стрессовых» гормонов, которые вырабатываются корой надпочечников, является предпосылкой развития сахарного диабета и атеросклероза, инфаркта миокарда и инсульта. А такой адаптивный механизм, как повышение свертываемости крови, что снижает риск кровопотери при травмах, в свою очередь увеличивает риск сосудистых тромбозов.

В здоровом организме реакции релаксации и стресса периодически чередуются. В своей схеме протекания стресса Ганс Селье продемонстрировал физиологическое соотношение реакций напряжения и расслабления.

Первая фаза стрессовой реакции – это фаза тревоги. Это экстренная и краткосрочная реакция, в которой происходит реакция напряжения. На эндокринном уровне – это действие адреналина и норадреналина – наиболее легко доступной энергии.

Вторая фаза – это фаза резистентности – следствие мобилизации ресурсов организма. Это стадия средне- и долгосрочной адаптации, где происходит утилизация и сохранение физиологических сдвигов, что способствует повышенной сопротивляемости организма. Если это состояние сохраняется длительное время, то ресурсы организма исчерпываются, и наступает фаза истощения и происходит срыв адаптации.

Чтобы адаптационные возможности организма сохранялись длительное время на высоком уровне или возрастали еще больше, необходима циклическая смена реакций напряжения и релаксации.
Каждому знакомы переживания таких состояний спонтанной релаксации: состояние, которое можно было бы описать как навалившееся «тяжелое покрывало» (мышечное расслабление), или как будто тяжесть с плеч свалилась (снятие внутреннего напряжения).

Бурная реакция при стрессе, сменяется защитным торможением, что препятствует доступу к памяти переживаний, связанных с травмировавшей психику ситуацией. Мысли становятся замедленными, тяжеловесными, не хочется думать, вспоминать, многие моменты выпадают из памяти, как будто бы все это происходило «не со мной». Блокируется восприятие негативных эмоций связанных с агрессией, страхом, тревогой.

Реакция релаксации не включается, поскольку человек, как правило, подсознательно продолжает воспроизводить мысленно травматическую ситуацию, зацикливается на ней (навязчивость, эпилептоидная «раскачка»).

Большое значение для срабатывания реакции релаксации имеет разрыв зацикленных негативных мыслей, мыслей идущих по кругу. Способствовать этому могут навыки мышечного расслабления и брюшного дыхания, которые активизируют парасимпатические (трофотропные) отделы нервной системы.

Лежащая в основе релаксации, активация эрготропного — парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, эффективна не только при лечении психосоматических нарушений, но и в случае коррекции психических расстройств, например, лечение депрессии с помощью метода стимуляции блуждающего нерва.

Психосоматические нарушения, можно назвать болезнями неотреагированных эмоций, аффективно обусловленными нарушениями.

В наибольшей степени предрасположены к возникновению психосоматических расстройств люди, сочетающие в себе склонность к негативным эмоциональным реакциям и их подавлению.

www.psyoffice.ru

Ганс Селье: теория и практика стресса

Ганс Селье родился 26 января 1907 года в Вене, в семье военного врача-терапевта, венгра по происхождению, Хьюго Селье, имевшего собственную хирургическую клинику в городе Комарно (тогда это была Австро-Венгрия, теперь Чехословакия). Мать Ганса родом из Австрии. Ганс получил образование на медицинском факультете Немецкого университета Пражского университета (1922 г), после чего продолжил учебу в Риме и Париже. После окончания учебы в возрасте 22 лет в течение двух лет был ассистентом кафедры экспериментальной патологии Немецкого университета. Получил в 1931 году Рокфеллеровскую стипендию, работал в университете Джона Хопкинса (США), а с 1932 года в университете МакГилла (Канада).

С 1945 по 1976 год он профессор и директор Института экспериментальной медицины и хирургии Монреальского университета, в 1979 году Селье вместе с Алвином Тофлером организовал канадский Институт стресса.

В 1926 году Селье впервые столкнулся с проблемой стереотипного ответа организма на любую серьезную нагрузку. Он заинтересовался тем, почему у больных, страдающих разными болезнями, так много одинаковых признаков и симптомов. И при больших кровопотерях, и при инфекционных заболеваниях, и в случаях запущенного рака наблюдались общее недомогание, потеря аппетита и мышечной силы, апатия, слабость, потеря веса, болезненный внешний вид и т д. Тогда Селье не мог понять, почему врачи концентрировали внимание на выявлении характерных признаков отдельных заболеваний и поисках эффективной терапии и не обращали никакого внимания на общие проявления болезни, или, как их назвал Селье, «синдром болезни». В дальнейшем эта концепция была забыта на целых 10 лет. Вынужденный эмигрировать из предвоенной Европы за океан, Селье обосновался в Канаде, где и сформулировал универсальную концепцию стресса.

Письмо редактору

В 1936 году в журнале от 4 июля в разделе «Письма к редактору» была напечатана краткая, состоящая всего из 74 строк, заметка молодого исследователя Ганса Селье под заглавием «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами», отсюда датируется начало концепции стресса. В противоположность стрессу как необходимому механизму преодоления требований, предъявляемых организму средой, Селье выделяет дистресс как состояние, безусловно, вредное для здоровья (дистресс — в переводе «истощение», «несчастье»). Ненависть или тоска с большей вероятностью способствуют возникновению дистресса. Однако к причинам дистресса нельзя отнести все отрицательные эмоции, а все положительные рассматривать как защиту. Последствия горя и радости могут быть одинаковыми, такова смерть после неожиданно свершившихся надежд. Селье спрашивает «Почему одна и та же работа может привести и к стрессу и к дистрессу, почему стресс от рухнувшей надежды чаще приводит к заболеваниям, чем стресс от чрезмерной мышечной работы?»
Анкетирование американскими психиатрами Т. Г. Холмсом и Р. Рейем большого числа людей показало, что причины их заболевании были вызваны эмоциями как приятными, так и неприятными. И действительно, случается, что и от радости можно умереть, что и доказал Софокл, скончавшись в момент одобрения зрителями его пьесы. Ксеркс, царь Персии, разрушивший Вавилон, скончался от припадка неудержимого смеха. А вот случай из совсем недавнего времени. Очередной успех в декабре 1986 года трехкратного обладателя Кубка европейских чемпионов по водному поло оказался «пирровой победой» для его тренера. Испустив радостный клич, 56-летний А. Бален, тренер берлинской ватерпольной команды «Шпандау-04», не раздеваясь, прыгнул с бортика бассейна в воду. После того как его вытащили из воды, он через три часа, не приходя в сознание, скончался в госпитале. Диагноз инфаркт и инсульт одновременно. Сказанное как будто хорошо согласуется с исходной формулировкой концепции общего адаптационного синдрома, согласно которому и положительные, и отрицательные эмоции вызывают биологически одинаковый стресс.

Что есть стресс?

В университете Монреаля он провел опыты не только над собой, но и над крысами. Животным создали невыносимые условия жизни, и они, сами того не подозревая, предоставили неоспоримые доказательства существования стресса как такового. В их крови выделялся адреналин. Именно его Ганс Селье назвал «гормоном стресса». Он предположил, что сила переживаний зависит от эмоциональной устойчивости личности, жизненного опыта и наследственности, то есть от того, как умели вести себя в сложных ситуациях предки пациента, от обычаев пращуров так или иначе выражать свои эмоции.

Последующие эксперименты доказали, что стресс является причиной многих заболеваний — артрита, болезней сердца, астмы. Стресс в организме сопровождается выделением большого количества гормонов, в частности адреналина.

«Очевидной причиной болезни является инфекция, интоксикация, нервное истощение или просто старость. Но на самом деле срыв работы гормонального механизма представляется наиболее вероятной причиной смерти у человека»,- писал профессор Селье.

Он подчеркивает, что не надо этого бояться, стресс — обязательный компонент жизни, и он может не только снизить, но и повысить устойчивость организма. Стрессом являются и любовь, и творчество, безусловно, приносящие удовольствие и защищающие от ударов жизни. Радость, конечно, в исключительных случаях приводит к трагическим последствиям, в большинстве же случаев она стимулирует к жизни.
При изучении механизмов стресса Селье была выяснена роль гормонов в стрессорных реакциях и тем самым установлено их участие в неэндокринных заболеваниях. В развитии общего адаптационного синдрома основную роль Селье отводит «адаптантивным гормонам» — адренокортикотропному и соматотропному гормонам, катехоломинам и главным образом кортикостероидам, которые подразделяются на две группы про- и противовоспалительные. Каждый организм, по мнению Селье, обладает наследственно обусловленным, ограниченным запасом адаптационной энергии, исчерпание которого определяет снижение сопротивляемости и в конечном счете приводит организм к гибели.

Психосоматика и гормоны

Концепция Селье создала теоретические предпосылки для объяснения эффективности кортикостероидной терапии при неэндокринных заболеваниях. Развитие психосоматического направления в недрах медицины определило прежде всего соответствующий круг клинических феноменов, то есть те расстройства или заболевания, в генезисе и динамике которых существенную роль играют психологические факторы. В центре внимания исследователей-клиницистов оказались психогенные конверсионные расстройства, психовегетативные нарушения в структуре неврозов и маскированных депрессий, заболевания психосоматической специфичности, вторичные психогенные нарушения телесных функций у больных с хроническими соматическими заболеваниями.

Эйнштейн медицины

Доктора Селье называют «Эйнштейном медицины». Список работ, приведенный в его монографии («Очерки об адаптационном синдроме»), содержит 843 названия статей и 14 монографий, что свидетельствует не только о работоспособности Селье, но и о многочисленных исследованиях, развивающих проблему стресса.
Селье — автор более 1500 публикаций, в том числе около 30 монографий и учебных руководств. Ряд работ Селье посвящены вопросам философии, психологии, социологии, практики научного творчества, стиля жизни и т. п. Об актуальности проблемы стресса говорит тот факт, что в библиотеке Интернационального института стресса уже собрано более 150 тысяч публикаций, посвященных стрессу.
Ганс Селье внес исключительно большой вклад в развитие медицины и физиологии. Кроме теории о стрессе и общем адаптационном синдроме, он создал оригинальные концепции о болезнях адаптации, адаптационной энергии, про- и противоспалительных гормонах, электро-литностероидной кардиопатии, кальцифилаксии, синтаксических и ка-татоксических механизмах, гетеростазе и др, направляя в соответствующее русло и исследовательскую работу.
Ганс Селье — почетный доктор многих университетов мира, член международных и национальных научных медицинских обществ. Университет в Брно (Чехословакия) учредил медаль имени Селье, присуждаемую за вклад в развитие общей патологии.
Врач Селье всю свою профессиональную жизнь изучал последствия стресса и сам стал его жертвой. Он умер 16 октября 1986 года в Монреале.

vladmedicina.ru

Теория стресса (Г.Селье)

Термин «стресс» (от англ. «напряжение») ввел в науку американский физиолог У.Кэннон (Cannon, 1927) для обозначения реакций, возникающих в организме человека и животных в ответ на воздействие несущего угрозу стимула [15]. По мнению Кэннона, отвечая на возникшую опасность, организм использует две стратегии: борьбу или бегство (flight or fight), каждая из которых сопровождается отрицательными эмоциями, такими как гнев или страх. По мнению Кэннона, такие эмоции «биологически оправданы, полезны. Они подготавливают организм к тому, чтобы мышцы работали на всю мощность в случае физического противоборства или спасения бегством. В кровь выбрасывается адреналин, заставляющий сердце биться быстрее и одновременно повышающий артериальное давление, учащается дыхание, повышается содержание в крови сахара, перераспределяется кровоток – все это способствует большему обеспечению мышц кислородом и питательными веществами для развития максимального мышечного усилия, чтобы человек мог быстрее оказать сопротивление или убежать» [5, с.16].

В дальнейшем известный ученый Ганс Селье (G.Selier, 1936), развивая данную теорию, ввел синонимичное стрессу понятие общего адаптационного синдрома, являющегося универсальным ответом организма, набором типичных реакций организма в ответ на предъявленные к нему требования. Общий адаптационный синдром «был назван общим, поскольку вызывался обстоятельствами, приводящими к изменению в организме в целом; адаптационным – так как, с точки зрения Г.Селье, имел приспособительное значение, мобилизуя ресурсы организма в тяжелых условиях; и синдромом, «потому, что его отдельные проявления координированы и отчасти взаимосвязаны» [15, с.65]. При этом Г.Селье обратил внимание на то, что многие соматические заболевания возникают в результате стресса, и впервые исследовал этот феномен.

В современной науке под психологическим стрессом понимается адаптивная реакция организма в ответ на сверхсильные раздражители, «несоответствие между нагрузкой и имеющимися в наличии ресурсами, сопровождаемое такими эмоциями, как страх, гнев, удрученность и т.д.» [19, с.596]. В настоящее время результаты многочисленных исследований не вызывают сомнения в том, что стресс является источником психосоматических заболеваний.

Типичная стрессовая реакция, согласно результатам исследований отечественного физиолога Г.И.Косицкого (1970), в своей закономерной динамике имеет 4 этапа:

  1. Стадия активации (фаза тревоги, или аларм-реакция по Селье). Сопровождается приливом сил, повышением умственной и физической работоспособности. На этом этапе стресс играет положительную роль, помогая человеку мобилизовать свои резервные возможности для преодоления возникшей перед ним проблемы.
  2. Стадия стенических, «активных» эмоций (фаза резистентности). Если проблем не разрешается, наступает вторая стадия. Как правило, она сопровождается раздражением, гневом, различными проявлениями агрессивности.
  3. Стадия астенических, «пассивных» эмоций (фаза истощения). Если стрессор продолжает воздействовать, у человека «опускаются руки», возникает переживание неудачи, зачастую сопровождающееся тоской и депрессией.
  4. Стадия срыва, невроза. Стресс перерастает в болезнь (неврозы и психосоматические заболевания, затрагивающие наиболее уязвимые органы). Симптомы, возникающие на четвертом этапе, являются не столько проявлениями стресса, сколько его последствиями [5].

Таким образом, к психосоматическим заболеваниям приводит не столько острый, сколько хронический продолжительный стресс, который истощает организм и оказывает на него разрушающее воздействие. В связи с тем, что стресс является реакцией адаптации, психосоматические заболевания, вызванные хроническим стрессом, называют также болезнями адаптации [15].

Патогенное воздействие стресса на организм человека связывают с несоответствием врожденных особенностей человеческого организма, которые были приобретены в ходе эволюционного развития, современным условиям существования: «если неандертальцу, одетому в звериные шкуры и вооруженному каменным топором, этот механизм помогал одолеть в бою врага-иноплеменника или ускользнуть от свирепого хищника и тем спасти свою жизнь, то нашему современнику в костюме и при галстуке, вооруженному телефонной трубкой, он создает одни лишь проблемы, поскольку вступает в противоречие с правилами жизни современного общества, так как в большинстве случаев недопустимо проявлять физическую агрессию против лица, вызвавшего негативную эмоцию, и быстрые ноги не помогут в решении многих современных проблем. И человек, сидящий за письменным столом, столкнувшись с неприятной информацией, внутренне готовится к борьбе: и так же поднимается давление, и учащается пульс, и мышцы напрягаются, готовясь к действию, но действия не происходит. Физиологические же сдвиги, эта неизрасходованная, невостребованная готовность к несовершившемуся действию остается» [5, с.16-17].

Связанные с таким непроходящим состоянием готовности физиологические изменения в организме становятся хроническими и приводят к повреждению различных органов. В настоящее время известен механизм влияния стресса на развитие ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, бронхиальной астмы, сахарного диабета и других заболеваний.

psy-diplom.ru

Китаев-Смык Л.А., Психология стресса. Психологическая антропология стресса. — М.: Академический Проект. — 943 с, 2009

КОНЦЕПЦИЯ СТРЕССА ГАНСА СЕЛЬЕ — « ОБЩИЙ АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ»

Концепция стресса, родившись в результате серии патофизиологических исследований выдающегося канадского ученого Ганса Селье, оказала большое влияние на различные науки о Человеке. Она была подхвачена многими представителями медицины, психологии, социологии, этнографии, политологии и др.

В первой главе этой книги изложены основные положения концепции Г. Селье. Это сделано, во-первых, из уважения к его таланту и научному наследию, во-вторых, из-за того, что хотя обширные современные знания о стрессе давно не укладываются в рамки его теории, но все же освоение ее плодотворно и сейчас.

В первой главе показана сопоставимость с теорией Г. Селье результатов наших многолетних экспериментальных и теоретических исследований стресса, подтвержденных многими учеными. Здесь изложены этические и организационно-методологические принципы, которые надо соблюдать при изучении стресса, рассмотрены сходства и различия «стресса жизни» и «стресса смерти». 1.1.1.

Предпосылки создания и широкого распространения концепции стресса

Поражения сердечно-сосудистой системы являются причиной более 50 % всех случаев смерти [Бедный С.М., 1981; Ганелина И.Е., 1975; Косицкий Г.И, 1977; Уайт П., 1967 и др.]. Установлено, что эти поражения обусловлены главным образом неблагоприятными для человека формами эмоционального напряжения [Чазов Е.И., Вихерт A.M., Метелица В.И., 1972; Haynes S.G. et al., 1978; Shapiro А.P., 1978]. В нашей стране увеличение смертности от ишемической болезни сердца особенно быстро нарастает за последние десятилетия.

Из-за «стресса жизни» миллионы людей страдают от недомогания, нарушения сна, усталости, отверженности или тревожности, у детей имеются стрессовые симптомы эмоционального неблагополучия (чрезмерная агрессия, ночные кошмары, мочатся в кроватку), все больше людей страдают от алкоголизма и наркомании, пытаясь избавиться от «стресса жизни», тысячи кончают с собой или совершают попытку самоубийства [Levi L., 1981].

Вот как оценивает эти данные Ленард Леви, один из известных исследователей эмоционального стресса. «Часто говорят, что статистика не кровоточит. Да, независимо от того, как интерпретируются эти данные, они представляют огромные человеческие страдания и несчастья, часть которых, вероятно, предотвратима» [Levi L., 1981, с. 11]. Он предлагает продолжать изучение эмоционального стресса и его индивидуальное лечение. По его мнению, «можно и должно подойти к проблеме через длительное холистически и экологически направленное профилактическое планирование» [там же]. Им предложены принципы такого планирования.

Таким образом, предпосылкой создания и широкого распространения концепции стресса можно считать возросшую, особенно во второй половине XX столетия, актуальность проблемы защиты человека от неблагоприятных факторов среды. Ширящееся научное изучение стресса можно рассматривать как часть охватившего общественность нашей планеты движения по охране природы. Человека при этом надо рассматривать как важнейший элемент биосферы, подлежащий защите. Часто защищать человека надо от него самого, т. е. от стихийной урбанизации, от ошибочных «успехов» цивилизации.

Среди своих предшественников Г. Селье называет Клода Бернара, указавшего, что относительное постоянство внутренней среды живого организма — важнейшее условие поддержания его жизнеспособности, и Уолтера Кеннона, разработавшего теорию гомеостаза.

Большое впечатление на Г. Селье произвели его встречи и беседы в 1935 г. в Ленинграде с академиком-физиологом, нобелевским лауреатом Иваном Петровичем Павловым. «Эти беседы вдохновляли меня в течение всей моей жизни. Портрет Павлова висит в холле нашего института рядом с портретами Эйнштейна и моего соотечественника, открывшего инсулин, сэра Фредерика Бантинга, который опекал меня, когда я начал изучать стресс»,— вспоминает Г. Селье [Селье Г., 1979|. Открытие И.П. Павловым условных рефлексов, можно полагать, предопределило направленность концепции стресса на понимание способности организма выходить на уровень готовности к экстремальным стрессогенным воздействиям, опережая их. Если на уровне целого организма результаты фило- и онтогенетического его «обучения» преодолению неблагоприятных факторов реализуются, как известно, в значительной мере при участии центральной нервной системы, то «на клеточном уровне,— пишет Г. Селье — обучение зависит главным образом от химического обуславливания и сводится к выработке защитных веществ типа гормонов или антител и модификации их действия с помощью других химических соединений (например, питательных веществ)»[Селье Г., 1979, с. 60]. О неспецифических болезненных проявлениях защитных реакций организма, ставших основой учения о стрессе, неоднократно говорили И.П. Павлов и его ученики, называя их «стандартными формами нервных дистрофий», подчеркивая тем самым значение нервной регуляции в возникновении этих неспецифических реакций.

Но почему портрет еще и великого физика осеняет парадный вход Института экспериментальной медицины и хирургии (ныне Интернациональный институт стресса) ? Начало нашего столетия ознаменовалось созданием релятивистской и квантовой физики, теоретические построения которых обусловили прогрессивные преобразования в методологии естественных наук. Эти преобразования в значительной мере связаны с именем Эйнштейна. Видимо, не только уважение побудило Г. Селье поместить на почетном месте в своем институте портрет А. Эйнштейна. Можно полагать, что прогрессивные концепции, возникшие в связи с отходом от методологии классической физики, оказали существенное влияние на научное мышление основателя учения о стрессе.

Объект исследований Г. Селье — стресс как неспецифические симптомы адаптации — понятие относительное. Их можно «увидеть», только вычленяя подобные симптомы из множества разных симптомов адаптации. Потому стресс — понятие, теряющееся при чрезмерно большом и при чрезмерно малом круге наблюдаемых симптомов. В теоретических построениях Г. Селье присутствует относительность причинности и целесообразности стресса. Относительно и понятие целостности носителя стресса: это локальные структуры в организме при «местном адаптационном синдроме» — это и весь организм, отвечающий «общим адаптационным синдромом», это та или иная совокупность людей при массовых проявлениях эмоционального стресса. Идея о существовании взаимодополняющих свойств в какой-то мере находит воплощение в концепции стресса в виде дополнительности специфических и неспецифических проявлений адаптации к требованиям среды в живых существах, в психике и в социальных совокупностях.

Г. Селье указывал на отсутствие прямой зависимости эмоциональных переживаний при стрессе от физиологических механизмов стресса.

Ухудшение самочувствия, болезненные стрессовые физиологические процессы Г. Селье предложил называть «дистрессом», т. е. разрушающим дискомфортным стрессом. Приятные формы стрессовых переживаний, такие как стресс любви, творчества, восторга, вдохновения, он назвал «эустрессом», т. е. приятным стрессом.

Широкому распространению учения о стрессе способствовала системная разработка концепции стресса ее автором, его исключительная продуктивность и целеустремленность, а также его публицистические и литературные способности. Перу Г. Селье принадлежит более тысячи научных публикаций, в их числе более 20 монографий. Будучи на протяжении многих лет руководителем основанного им института, Г. Селье объединил усилия ученых многих стран в решении различных проблем стресса, способствуя тому, что исследования проблемы стресса вышли далеко за рамки первоначальных патофизиологических экспериментов.

Автор этой монографии на протяжении нескольких лет состоял в переписке с Г. Селье, получая от него полезные советы и, главное, одобрение и моральную поддержку. Специфические особенности советской государственной политики многократно препятствовали Г. Селье в его желании встретиться с автором этой книги.

Научная экспансия концепции «стресс» с ее распространением на различные области знания вызывает недоумения, а часто понятный протест ученых, разрабатывавших свои научные проблемы, обходясь без методов, пониманий, обобщений, используемых учением о стрессе [Мэй Р., 2001, с. 96-97; Василюк Ф.Е., 1984 и др.]. Эти недоумения не повод для протеста и научных баталий — разные фонари освещают путь к истине. 1.1.2.

www.med24info.com

Концепция стресса Г. Селье и общий адаптационный синдром

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

В переводе с английского стресс – это давление, нажим, напряжение, а дистресс – горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться е ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна иди неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта: а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением; б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

Цель данной работы – рассмотреть концепцию стресса Г. Селье и общий адаптационный синдром.

1. Концепция стресса Г. Селье

Концепция стресса была разработана Гансом Селье в 30-х годах. Он определил биологический стресс как неспецифическую реакцию тела на любое обращенное на его воздействие. Он также говорил, что стресс – это «то, что ускоряет процесс старения, проводя нас через передряги жизни». Это полезные определения. Стресс представляет собой вред, нанесенный вашему организму в ответ на ваш жизненный опыт. Причиной этого вреда является реакция вашего организма на события, а не сами события. Само событие, вызвавшее стресс, называется «стрессором».

Трудно сказать, что представляют собой стрессоры, потому что у каждого они свои. Что вызывает стресс у одного, может для другого оказаться пробой сил. Какие события и переживания наверняка будут вызывать стресс? Те, с которыми вы не сможете справиться, или, если оставаться в рамках физической метафоры, те, которые вызывают у вас деформации, превышающие предел вашей гибкости. НЛП внесло огромный вклад в решение проблемы управления стрессом. Оно сместило фокус внимания с внешнего стрессора на вашу реакцию и предложило ряд практических способов развития вашей способности справляться со стрессом.

Общие объективные и субъективные характеристики всех структурных уровней слагают как бы устойчивое ядро этого состояния, присутствующие в различных (по причине, продолжительности, индивидуальному своеобразию) его разновидностях. Часть из них (объективные характеристики физиологического уровня) отражает самые глубокие сдвиги в организме. Для стресса, например, комплекс неспецифических физиологических сдвигов различных уровней: биохимических (повышение концентрации адреналина, стероидных гормонов в крови), морфологических (увеличение коркового слоя надпочечников, инволюция вилочковой железы, возникновение язв желудочно-кишечного тракта) и др., выделенный и изученный Г. Селье, получил название общего адаптационного синдрома. Остальные общие характеристики (субъективные и объективные) более высоких уровней связаны с физиологическими сдвигами. Первые являются самыми ранними сигналами их в сознании человека (ощущение напряжения в состоянии стресса), а вторые – ближайшим следствием их (нарушение двигательной координации, вегетативные реакции, расстройства внимания, изменения поведения в состоянии стресса).

Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса:

непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);

нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.

Адаптация – это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм-среда». Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм-среда» возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а, следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.

Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

Изучение адаптационных процессов тесно связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома.

2. Разработка программы профилактики организационного стресса для конкретной должности

Таблица 1. Диагностика организационного стресса

xreferat.com