Селективный мутизм у детей

Селективный мутизм у детей

Селективный мутизм у ребенка. Панические атаки у детей

Селективный мутизм (прежнее название — элективный мутизм) — состояние, которое недавно было определено как социофобия с выраженными социальными нарушениями. Дети с селективным мутизмом разговаривают почти исключительно дома и не могут этого делать в других местах, например в школе, детском саду, в гостях у родственников. На развитие заболевания влияют один или несколько стрессовых факторов, таких как переход в новую школу, конфликт с родителями или сиблингом, — все это приводит к тому, что ребенок, уже научившийся говорить, замолкает. Для лечения детей с выраженными симптомами заболевания, которые посещают школу, наиболее эффективен флуоксетин.

Панические атаки у детей

Паническое расстройство — это синдром с рецидивирующими эпизодами выраженного страха или дискомфорта, во время которых возникают физические и психологические нарушения. К соматическим симптомам относятся сердцебиение, обильный пот, дрожь, одышка, боль в груди, тошнота, головокружение. Панической атакой можно считать острый респираторный приступ у детей, который проявляется остановкой дыхания без лихорадки, озноба или стридора. Сочетанные психологические симптомы включают страх смерти, потерю контроля. Паническое расстройство редко возникает до подросткового возраста, пик его начала приходится на возраст 15—19 лет.

Предварительные результаты исследований у взрослых показывают, что предрасполагающими факторами к развитию панического расстройства являются реактивность вегетативной нервной системы и тревожность.

Высокий уровень панических атак также напрямую связан с половым созреванием. У некоторых подростков с паническим расстройством может развиваться агорафобия — навязчивый страх — боязнь открытых пространств. Ни паническое расстройство, ни агорафобия хорошо не изучены у детей и подростков. Как и у взрослых с паническим расстройством, при лечении подростков наиболее эффективны SSR1.

Дети, которые страдают от генерализованного тревожного расстройства, часто испытывают неправдоподобные (нерациональные, нереалистичные) переживания (страхи) по поводу грядущих событий или собственных прошлых поступков. Они обычно предъявляют соматические жалобы, фиксированы на своих переживаниях, очень застенчивы, часто нуждаются в психологической поддержке и утешении, им трудно расслабиться. Дебют может быть постепенным или внезапным, однако заболевание редко наблюдается до пубертатного возраста.

Мальчики и девочки поражаются с одинаковой частотой, распространенность расстройства среди подростков составляет 2,4 %. Генерализованное тревожное расстройство преимущественно диагностируется у детей с белым цветом кожи, относящихся к среднему и средне-высокому социальным классам. Дети с генерализованным тревожным расстройством, как правило, являются кандидатами для когнитивно-поведенческой терапии, в некоторых случаях может быть показан курс терапии буспироном или SSRI.

Важно дифференцировать генерализованное тревожное расстройство от специфических повторяющихся навязчивых мыслей, которые внедряются в сознание (обсессии), и повторяющихся ритуалов или движений, вызванных тревогой (ком-пульсии). Наиболее часто обсессии ассоциируются со страхом, что может произойти что-то страшное, и потребностью в неизменности заведенного порядка и однообразии. К наиболее распространенным обсессиям относится мытье рук, потребность поправлять волосы, убедиться (проверить), что дверь заперта, и прикасаться к разным предметам.

В стрессовых ситуациях (когда ребенок собирается ложиться спать или готовится к школе) некоторые дети трогают определенные предметы, произносят определенные слова, многократно моют руки. ОКР диагностируется в тех случаях, когда навязчивые мысли и ритуалы вызывают дистресс, отнимают много времени или мешают профессиональной либо социальной деятельности больного. Шкала ОКР Йела-Брауна (Yale-Brown) у детей (C-YBOCS) и опросник тревожных расстройств для детей (ADIS-C) — диагностически значимые и достоверные методы выявления пациентов с ОКР. Шкала C-YBOCS помогает оценить динамику состояния на фоне терапии.

При нейровизуализации выявляют аномалии в лобных долях, базальных ганглиях и их ассоциативных путях. Обсцессивно-конвульсивное расстройство (ОКР) может проявляться в дошкольном периоде или внезапно развивается в более старшем возрасте. В контролируемых исследованиях доказана эффективность как фармакотерапии, так и когнитивно-поведенческой терапии при ОКР. Установлена эффективность всех препаратов из класса SSRI, флувоксамин и сертралин одобрены к применению Управлением по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами (Food and Drug Administration — FDA). Кломипрамин (анафранил) — препарат из класса трициклических антидепрессантов — был первым препаратом, допущенным FDA к применению в лечении ОКР у детей; однако он может вызывать побочные эффекты, типичные для трициклических антидепрессантов: сухость во рту, головокружение, повышенная утомляемость, сонливость и тремор. Кроме того, трициклические антидепрессанты могут вызывать патологические изменения на ЭКГ, поэтому до начала лечения и периодически в процессе терапии необходима ее регистрация.

Результаты контролируемых исследований позволяют предположить, что когнитивно-поведенческая терапия может быть более эффективной и приводить к более выраженному купированию симптомов, чем изолированная фармакотерапия, однако курс лечения при когнитивно-поведенческой терапии более длительный. По этой причине многие эксперты рекомендуют сочетанную поведенческую и фармакотерапию, если ответ на медикаментозную терапию неполный или при тяжелом течении заболевания.

Предполагается, что у 10 % детей с обсцессивно-консульсивным расстройством причиной появления или ухудшения симптомов заболевания служат инфекции, вызванные b-гемо-литическим стрептококком группы А Предполагается, что как и в случае хореи Сиденгама, данный бактериальный агент запускает образование анти-нейрональных антител, перекрестно реагирующих с нервными клетками в области хвостатого ядра у генетически предрасположенных лиц, что приводит к развитию отека в этой области и появлению симптомов ОКР. Это подтип ОКР относится к группе PANDAS, характеризуется внезапным и быстрым развитием или ухудшением течения ОКР или тиков и ассоциацией неврологических нарушений с недавно перенесенной стрептококковой инфекцией.

Педиатрам необходимо помнить о возможности инфекционного генеза в некоторых случаях тикозного расстройства и обсцессивно-конвульсивного расстройства (ОКР), требующих специфических терапевтических подходов.

Дети, страдающие фобией, избегают специфических предметов или ситуаций, которые провоцируют физиологическое возбуждение (например, собаки или пауки). Ни обсессии, ни конвульсии не ассоциируются с ощущением страха, а фобии только в редких случаях нарушают социальную деятельность пациента, процесс обучения и межличностные взаимоотношения. Родители детей, страдающих фобиями, должны оставаться спокойными при появлении у ребенка признаков тревоги и паники. Родители, которые сами начинают волноваться в этой ситуации (которым передается тревога ребенка), могут усилить тревогу у ребенка.

Педиатр может прервать этот порочный круг, объяснив родителям, что фобии встречаются достаточно часто и редко вызывают какие-либо серьезные нарушения. Частота специфических фобий в детском возрасте составляет 0,5-2 %. Систематическая десенсибилизация — форма поведенческой терапии, которая позволяет пациенту постепенно адаптироваться к предмету или ситуации, вызывающей страх, и способствует обучению технике релаксации для лечения тревоги. Последовательное многократное применение этой техники приводит к уменьшению тревоги, возникающей в ответ на фобический стимул.

meduniver.com

Элективный мутизм у детей

Что такое Элективный мутизм у детей —

Элективный мутизм – состояние ребенка, когда он понимает речь других людей, но сам говорит только с небольшим количеством тех, кого хорошо знает, и в специфических обстоятельствах.

Зачастую дети с таким диагнозом разговаривают с родителями и близкими людьми, находясь дома, а в школе не общаются с учителями или одноклассниками. В более редких случаях ребенок наоборот общается в школе, а дома молчит.

Элективный мутизм у детей обычно появляется в 3-5-летнем возрасте. Пока ребенок посещает детсад, его не отправляют к специалисту. Но в школе начинают появляться проблемы в процессе обучения, потому школьников зачастую уже направляют к доктору. Диагноз мутизма ставится в большинстве случаев только при его продолжительности более полугода, хотя в МКБ-10 и DSM-IV указывается период 1 месяц.

Эпидемиология

Отказ говорить в школе часто бывает на протяжении первых месяцев после начала обучения в первом (или подготовительном) классе. Одно исследование указывает, что элективный мутизм наблюдался почти у 1% детей, причем наиболее высокая частота – среди детей иммигрантов. Такие проблемы почти всегда носят непродолжительный характер.

Среди детей 6-7-ми лет частота составляет 3-18 на 10 000. Хотя расстройствам развития речи подвержены чаще особы мужского пола, чем женского, у девочек элективный мутизм бывает так же часто или чаще. Нет связи данного состояния с размером семьи, социально-экономическим положением и порядком рождения.

Что провоцирует / Причины Элективного мутизма у детей:

Элективный мутизм возникает как результат сочетания конституциональных и средовых факторов. Выраженная конституциональная застенчивость может усиливаться домашним стрессом, положением иммигранта или смущением, вызванным относительно небольшими трудностями в артикуляции или когнитивными проблемами.

Еще не были проведены исследования приемных детей и близнецов, потому невозможно установить, на что указывает скопление случаев в семьях: на генетическое наследование или наследование вследствие специфического воспитания. Не выяснено, влияет ли на детей то, что родители тревожны и чрезмерно защищают свое потомство – не сказывается ли это на преисполненности детей социальными тревогами?

Симптомы Элективного мутизма у детей:

Сопутствующие факторы

1. Другие психиатрические проблемы

Зафиксированы повышенные частоты депрессии, тревоги, энкопреза, энуреза, тиков, гиперактивности. Исследования, проведенные недавно, говорят про особое значение высокой частоты социальной тревоги, так что большинство детей соответствуют диагностическим критериям социальной фобии или социального тревожного расстройства детского возраста (по DSM-IV и МКБ-10 соответственно). Некоторые исследователи говорят, что элективный мутизм является симптомом социального тревожного расстройства, а не отдельным отклонением.

2. Проблемы с речью

Согласно определению, ребенок должен быть способен в некоторых ситуациях нормально общаться, но часто фиксируют некоторую задержку основных этапов развития речи или небольших артикуляционных проблем (проблем с произношением). Это имеет значение для оценки состояния ребенка и его психических проблем. Селективно немые дети в крайне редких случаях общаются со специалистами при диагностировании. Потому врачи оценивают артикуляцию и уровень речевого развития иными способами. Например, слушают в записи как ребенок болтает дома или просматривают письменные работы малыша. В некоторых случаях приглашают психолога или логопеда для формальной оценки уровня речевого развития.

Значение имеют скрининговые тесты на проблемы с рецептивной речью. Они представляют собой словарные тесты в картинках, при которых от ребенка требуется указать на рисунок, иллюстрирующий конкретное слово.

3. Интеллект

Уровень интеллектуального развития оценивают с помощью тестов. Во время их проведения не нужна речь ребенка. Используют, к примеру, зрительно-пространственные субтесты из тестов интеллекта широкого диапазона. Одно исследование показало средний невербальный IQ 85 при элективном мутизме, а разброс результатов детей – от более 100 до менее 70. Элективный мутизм может возникать у детей с легкой и тяжелой генерализованной недостаточной обучаемостью.

4. Взаимоотношения

Исследователи утверждают, что большинство детей, начиная от дошкольников, заметно застенчивы и замкнуты и со взрослыми, и с детьми.

5. Личность

Непоколебимая решимость не говорить в некоторых обстоятельствах часто сопровождается другими признаками сильной воли. Часть детей угрюмы с незнакомыми и агрессивны дома. Следующая часть застенчивы с незнакомыми людьми и послушны дома с родными и близкими. Третья часть чувствительны и легко расстраиваются как дома, так и в других местах. Распространено этих личностных стилей.

6. Семейные факторы

Часто при элективном мутизме у ребенка встречается также социальная тревога или элективный мутизм у его мамы, папы или другого наиболее близкого человека. В большинстве случаев специалисты говорят о материнской сверхзащите, связи психического состояния ребенка с разладом между родителями (но не с разводом или разъездом семьи), психических заболеваниях родителей (тревогой или депрессией) и личностных проблемах матери или отца, таких как выраженная агрессия или застенчивость.

7. Травмирующий опыт

При исследовании случаев элективного мутизма в основном особое значение придают личностным факторам, а не специфическим травмам. Но одно исследование указывает, что селективно немые дети при сравнении с контрольными одноклассниками и с детьми с проблемами развития речи или языка чаще испытали насилие, в основном сексуального характера. Но роль насилия и другого травмирующего опыта еще не подтверждена.

Диагностика Элективного мутизма у детей:

При диагностике необходима дифференциация элективного мутизма у детей с такими состояниями:

Маленькие дети могут быть по-разному общительны или необщительны в незнакомой обстановке или ситуации. Преходящий преходящий мутизм при поступлении в школу может быть преувеличенной нормальной застенчивостью.

2. Серьезные расстройства развития речи или приобретенные расстройства речи

О расстройствах речи говорят, когда ребенок необщителен во всех ситуациях и обстоятельствах.

3. Расстройства аутистического спектра

Отличаются тем, что при элективном мутизме ребенок нормально играет и социально взаимодействует с членами семьи.

4. Истерическая немота

Данный диагноз отличается от элективного мутизма у детей тем, что при нем речь не наблюдается во всех обстоятельствах. Начало истерической немоты в большинстве случаев внезапное, обычно ей не предшествует выраженная пожизненная застенчивость.

Лечение Элективного мутизма у детей:

Для лечения элективного мутизма используют поведенческие методики, например, десенситизацию ребенка. Они учат ребенка общаться в больших группах, таких как класс или компания друзей во дворе. Размер группы при данной методики начинается с одного знакомого человека, постепенно группа расширяется – прибавляется количество людей, с которыми ребенку нужно общаться в рамках методики.

Родители должны обеспечить вознаграждение за то, что ребенок говорит. Вознаграждение может выражаться не обязательно материальными факторами – достаточно дозы внимания.

Обычно элективный мутизм – проблема, идущая от школы, потому помощниками терапевта часто являются учителя и одноклассники ребенка, которым дают соответствующие рекомендации и инструкции или педагогические психологи. Может быть применены речевая терапия для преодоления артикуляционных проблем – так у ребенка становится меньше смущения, он проще говорит в присутствии других и с другими.

Преодолеть проблемы с социальными отношениями, которые сопутствуют обычно элективному мутизму у ребенка, помогают тренинг социальных навыков и семейная терапия.

При наличии и социальной фобии и элективного мутизма терапевты предлагают селективные ингибиторы обратного захвата серотонина. Несколько небольших исследований предположили их полезность. Но на 100% результат не доказан.

Всё же рекомендуется не прибегать к лечению медикаментами, пока не сформировался результат поведенческой терапии. Когда медикаментозное лечение применяется и действует, его следует впоследствии постепенно отменить.

Прогноз

Несмотря на то, что мутизм при поступлении в школу обычно преходящий, вероятность разрешения разительно падает, как только мутизм продолжается по меньшей мере 6-12 месяцев. Одно исследование установленных случаев описывает отсутствие улучшений или очень малые сдвиги у половины спустя 5-10 лет. Часто улучшение случается в начальных (или средних) классах, но может наступить и позже. Разрешение мутизма обычно, но не всегда, сопровождается также и улучшением взаимоотношений.

К каким докторам следует обращаться если у Вас Элективный мутизм у детей:

Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Элективного мутизма у детей, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас ? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой. Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию в разделе Вся медицина. Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

www.eurolab.ua

Что такое селективный мутизм?

Если ребенок ведет себя тише воды и ниже травы, возможно, он просто слишком стесняется. Но может быть и так, что малыш страдает психическим расстройством. Ким О’Коннелл узнала, что у ее сына Деклана селективный мутизм (от латинского mutus — немой), когда тому было три года. Ребенок мог говорить, буквально захлебываясь, а потом надолго замолкать.

«В моем животе пленка, и все слова застряли там», — так сам Деклан, которому уже пять лет, описывает свой недуг. Говорит он быстро, и Ким так же быстро задает ему вопросы, чтобы понять, что именно чувствует мальчик: она боится, что если промедлит с вопросом хоть на секунду, сын снова замолчит.

Селективный мутизм (СМ) — довольно редкое расстройство и пока что плохо изученное. При одних обстоятельствах люди говорят совершенно свободно, при других — зажимаются и из них нельзя вытянуть ни слова. Для родителей такой диагноз у их ребенка означает разочарование и страх. «Я столько раз была в отчаянии, потому что не могла услышать своего сына, — рассказывает Ким. — Доходило до того, что мне хотелось открыть ему рот и самой вытащить оттуда хоть пару слов».

Дети с селективным мутизмом, как правило, не любят ходить в школу — завести друзей им сложно, отвечать у доски — практически невозможно, да и участие во всяких мероприятиях, типа школьного концерта или занятий в кружке, становится проблемой. Если не лечить СМ в детском возрасте, это закончится хронической депрессией уже у взрослого. В самых запущенных случаях этот диагноз приводит к тому, что человек становится маньяком.

СМ официально признан Американской психиатрической ассоциацией как психическое расстройство, которое часто сопутствует социофобии. А это, между прочим, третье по «популярности» нарушение психики среди американцев. Несмотря на это, большинство людей, в том числе и педагогов, склонны рассматривать СМ как простую застенчивость. «Он подрастет и перестанет стесняться», «Как он мило смущается», — вот обычная реакция непосвященных людей на ребенка, страдающего селективным мутизмом. В результате СМ диагностируется довольно редко, и, соответственно, так же редко его начинают лечить.

Доктор Элиза Шипон-Блюм, эксперт по вопросам СМ, говорит, что дети с этим расстройством в буквальном смысле страдают молча, тогда как большинство неправильно истолковывает их молчание.

Деклан всегда был довольно застенчивым — как тогда думала Ким. Он никогда не соглашался выступать перед посторонними в одиночку, не говорил первым «привет» и не махал рукой на прощание. Когда однажды Ким устроила детский клуб в одной из комнат своего дома, куда пришло множество посетителей, Деклан куда-то исчез. Ким нашла его в детской — он лежал, свернувшись калачиком, на полу. «Мне больше нравится быть одному», — признался он. Тогда у Ким промелькнула мысль о том, что ее сын интроверт, но она не придала этому особого значения.

Позже у Деклана начала «застревать» слова. Сначала он замолкал в присутствии учителей и одноклассников, потом — при няне и дальних родственниках, а в конце концов — и при маме с папой. Периоды мутизма каждый раз становились все более и более продолжительными, с одного часа до четырех, с восьми — до полутора суток. Однажды Деклан не проронил ни слова на протяжении двух недель, и Ким чуть не сошла с ума, пытаясь заставить сына заговорить.

В те редкие моменты,

Чтобы знать, с чем она имеет дело, Ким углубилась в изучение литературы о СМ и выяснила, что это расстройство обычно проявляется в дошкольные годы, когда дети впервые начинают сталкиваться с давлением со стороны. Ранее бытовало название «элективный мутизм» (от английского elect — «выбирать»), поскольку считалось, что ребенок сознательно замолкает в знак протеста, а не по какой другой причине. В 1994 году психиатры окончательно закрепили за расстройством название «селективный мутизм», чтобы отразить его суть: немота — это непроизвольная реакция. В то же время СМ не относится к аутистическим расстройствам, хотя эти недуги часто путают.

Однако больше всего Ким встревожила история Чо Сын Хи, печально известного «вирджинского стрелка»,

Ким надеется, что ее ребенок сможет избежать такой участи. По крайней мере, она намерена сделать все для этого. Педиатр направил их к прекрасному психологу, который специализируется как раз на СМ. Благодаря терапии и коррекции стиля воспитания Деклана, ситуация улучшилась. Он снова начал разговаривать с мамой и папой, позже — с друзьями, а затем и с няней. Учителя, в свою очередь, приложили все усилия к тому, чтобы и на уроках мальчик чувствовал себя комфортно, хотя в школе он по-прежнему молчит.

Наталья Синица

www.nedug.ru

Особенности избирательного (элективного) мутизма у детей

Избирательный мутизм – патология, при которой у детей развивается немота в определенные моменты и в случаях присутствия каких-то конкретных лиц при полной сохранности речевого аппарата. Эти дети сохраняют способность понимать речь и способны говорить в иных условиях. Самым частым проявлением избирательного мутизма является отказ детей говорить в моменты адаптации к школе и детскому саду. Большая часть случаев связана с расстройствами эмоциональной сферы.

Заболевание обычно развивается у дошкольников и детей младшего школьного возраста. В редких случаях избирательный мутизм поражает взрослых людей. Развиваясь у детей, мутизм не делает полового предпочтения, тогда как во взрослом возрасте он отдает предпочтение женщинам.

В случаях нормального развития школьника избирательный мутизм, связанный с адаптацией к школе, проходит самостоятельно годам к 10. Объясняется это тем, что больной осознает необходимость в речевом общении в обществе. Школьник понимает, что сверстники и учителя не станут потакать ему, как это делают родители, и если он не переборет себя, то получит клеймо «неполноценного». Однако существуют случаи, когда для коррекции патологии необходима помощь специалиста. Поэтому при подозрении на наличие избирательного мутизма у ребенка, не стоит ждать, что расстройство пройдет само собой.

Причины развития избирательного мутизма у детей

В основе развития мутизма лежат органические и психические нарушения. Самыми распространенными причинами мутизма являются:

  • ушиб головного мозга;
  • родовые травмы;
  • шизофрения;
  • депрессия;
  • эпилепсия;
  • отставание в психическом развитии.

Причиной избирательно мутизма могут послужить мозговые нарушения. Так вследствие афазии у больного а происходят нарушения речевых навыков, понимания и формирования слов. Такие дети практически безмолвны. В течение первых трех лет больной малыш способен использовать только два-три слова, пополнение словарного запаса либо отсутствует полностью, либо происходит.

Спровоцировать мутизм могут сильные эмоциональные потрясения: испуг, серьезный конфликт, сильная обида. Дети, пережившие психологическую травму, страдают от избирательного мутизма. В этом случае немота не связана с органическими нарушениями. Такой мутизм достаточно редок, и когда больной начинает говорить, то речь совершенно нормальна.

Часто данный вид патологии диагностируется у детей с выраженной обидчивостью, высоким уровнем чувствительности, физической слабостью. В некоторых случаях немота – определенная форма протеста, которая является выражением молчаливой агрессии.

Симптомы избирательного мутизма

Основным признаком данной патологии является отказ от речевого общения в определенных, волнительных для больного ситуациях, или в обществе отдельных людей, в то время как при обычных обстоятельствах речевые навыки полностью сохраняются. О наличии расстройства свидетельствует сохранение состояния более одного месяца.

Особенности личностного развития

Дети с избирательным мутизмом – это дети обычно с высоким уровнем интеллекта, которые, по мнению психологов, не созрели до общения с людьми. Вместе с тем, пока они осознают необходимость поддерживать речевой контакт со всеми окружающими людьми, их характер способен претерпеть некоторые существенные искажения.

Внутри маленького мутиста копятся претензии к окружающим и недовольство собой, которые могут выражаться в виде демонстративных выходок. Такие дети обычно стараются примкнуть к компаниям хулиганов и двоечников. Они испытывают удовлетворение от вызывающего поведения, иногда складывается впечатление, что их, буквально, завораживают пороки. Если же поведение таких детей вовремя скорректировать, то таких неприятных моментов можно будет избежать.

В случае отсутствия специализированной помощи у выросшего мутиста могут возникнуть серьезные сложности в личной жизни. Данная патология, буквально, приковывает больного к матери.

Мать постоянно старается помочь, опекая ребенка во всех ситуациях, что накладывает отпечаток на взаимоотношения с противоположным полом в будущем.

Дети манипулируют своей особенностью, используя родителей как единственное связующее их с обществом звено. Родители так же подвергаются влиянию этой патологии своих детей: они оберегают этот эмоциональный контакт, каждое слово для них имеет особый смысл. Возникает некий симбиоз, который искажает личностное развитие детей.

Мальчики вырастают несамостоятельными, незрелыми и в то же время чрезмерно властными. В детстве такие дети превращаются в семейных «тиранчиков». Девочки видят в матери потенциальную соперницу, что может стать причиной раннего замужества или беспорядочных половых связей. Такое поведение – своеобразная месть за ощущение несвободы, хотя ребенок сам не отпускал от себя мать. В связи с этим, не стоит ожидать, пока разовьются эти отклонения, а начать своевременное лечение, которое позволит восстановить нормальную речь и не даст развиться проблемам личностного характера.

Лечение избирательного мутизма

Лечение избирательного мутизма зависит от вида патологии и может проводиться психиатрами, психологами, логопедами, психотерапевтами. У каждого из этих специалистов имеются свои методы терапии патологии. Лечение в любом случае предполагает учет причины развития недуга.

При медикаментозной терапии, применяемой психотерапевтами и психиатрами, в особых случаях назначаются транквилизаторы, селективные ингибиторы обратного захвата серотонина или седативные нейролептики. Медикаментозная терапия не является основной.

Обычно лечение избирательного мутизма начинают с «мультимодального подхода», подразумевающего применение широкого репертуара методик и техник. Наиболее эффективным в этом случае считается сочетание семейной, индивидуальной и поведенческой терапии.

Лечение психологом основано на поведенческой методике. На занятиях у детей отрабатываются речевые навыки, при этом успешные попытки подкрепляются вознаграждением. Лечение подразумевает участие в коррекции патологии учителей, родителей, одноклассников. Начинают занятия с привыкания ребенка к собственному голосу.

С этой целью записывают его речь и дают прослушивать, обращая внимание на то, как красиво звучит голос ребенка. Постепенно, у него формируется потребность в произношении и общении. Затем в «компанию» вводятся новые собеседники. На первых порах это могут быть люди, которым больной доверяет, а затем группа расширяется за счет незнакомых. Обычно ими являются сверстники ребенка. Лечение предусматривает работу с собственным волнением, которое свойственно всем людям.

indepress.ru