Семейное воспитание ребенка с умственной отсталостью

Содержание:

Психология и воспитание ребенка

мой блог о детях

рассказываю..

Семейное воспитание детей с умственной отсталостью

Среди аномалий детского развития наиболее распространенной является категория детей с умственной отсталостью. По данным ВОЗ примерно 1-3% от общего количества детей относятся к этой категории. Умственная отсталость имеет несколько степеней выраженности : дебильность, имбецильность и идиотия. Из общего числа детей с умственной отсталостью примерно 80% имеют черты дебильности – легкой недоразвитости интеллекта, около 25 % страдают выраженными недостатками в интеллектуальном развитии, т.е. имбецильностью и примерно 5% от подобных случаев относят к идиотии, явно выраженное глубокое слабоумие. Наиболее досконально медициной изучена легкая степень выраженности умственных дефектов. Обучение и воспитание умственно отсталых детей требует особого подхода и имеет два основных направления: специализированные коррекционные заведения и семейное воспитание. В данной статье я расскажу о втором направлении, семейном воспитании.

С самого начала, как только у ребенка отмечаются различия в развитии по сравнению со сверстниками, необходимо обратиться к специалистам. После постановки диагноза перед семьей стоит нелегкая задача – адаптироваться к особенностям малыша. Семейное воспитание детей с умственной отсталостью в большинстве аспектов схоже с воспитанием без каких-либо интеллектуальных дефектов. Разница лишь в сроках наступления желаемого эффекта (развитии памяти, речи, мышления и т.д.), с умственной отсталостью требуется гораздо больше времени освоить тот или иной навык. От родителей, в первую очередь, требуется терпение и любовь по отношению к своему малышу. Семейное воспитание детей с умственной отсталостью сводится к следующему.

Прежде всего, это развитие речи, достигаемое посредством приобщения малыша к ручному труду. Работа руками способствует развитию мелкой моторики. Этому способствуют такие занятия, как пальчиковые игры, лепка из пластилина, вырезание, рисование и др. Кроме того, родители могут петь вместе со своим ребенком, учить его читать и считать. Занятия с малышом могут быть обще семейными, что научит его и общению.

Другим аспектом семейного воспитания является обучение детей с умственной отсталостью социально-бытовому ориентированию, т.е. навыкам самообслуживания и выполнению хозяйственно-бытовых обязанностей. В данном случае семейное воспитание – ежедневное приобщение к домашнему труду.

Умственная отсталость нередко сочетается и с физическими дефектами. Поэтому семейное воспитание должно включать в себя и физическое развитие малышей. В домашних условиях это может быть гимнастика, танцы, прогулки, бег, плавание и пр.

Важно помнить, что умственная отсталость – это не страшный приговор, а лишь особенности в развитии, которые можно со временем преодолеть. Ребенок с интеллектуальными дефектами может вырасти вполне полноценным взрослым человеком, способным самостоятельно жить. И эта вероятность значительно высока при наличии у малыша семейной заботы, любящих и терпеливых родителей.

childrensite.ru

Воспитание умственно отсталого ребенка в семье

Умственная отсталость – это специфическое состояние, которое возникает у детей из-за дисбаланса центральной нервной системы. Выражается данный недуг в нарушениях интеллектуальных способностей и тех механизмов, которые отвечают за адаптацию ребёнка в том или ином обществе. Подобные нарушения в психике могут быть как врождёнными, так и приобретёнными на ранних стадиях развития.

Что это такое

Умственная отсталость определяется как низкий уровень интеллектуальных способностей по сравнению с нормой. За норму в данном случае берётся средний уровень развития детей соответствующего возраста. Для диагностирования задержки в развитии, низкий уровень умственных способностей должен сочетаться с такими факторами, как: проблемы с социализацией и коммуникацией, отсутствие чувства самосохранения и самостоятельности.

Согласно медицинской классификации, умственную отсталость подразделяют на различные категории, в зависимости от степени тяжести.

Проявление признаков умственной отсталости у ребёнка

Диагностировать данное состояние можно с ранних месяцев. Развитие подобных детей характеризуется своим довольно низким темпом. Такие дети учатся держать голову, сидеть, ползать и стоять гораздо позднее, чем их сверстники. Дети, отстающие в развитии, отличаются неуклюжестью и вялостью. Но есть и исключения, когда ребёнок с подобным недугом довольно активен, но, тем не менее, движения его всё ещё беспорядочны.

Такие дети неспособны к базовому самообслуживанию, а в тяжёлых случаях у них снижены показатели памяти, внимания, речи и эмоций.

Как видите, довольно легко среди обычных детей заметить ребёнка, чьё развитие отклоняется от нормы. Если вы заметили у ребёнка проявление вышеприведённых признаков, то стоит немедленно обратиться к врачу и пройти детальное обследование, которое точно определит уровень отставания в развитии и присутствует ли данная проблема у ребёнка вообще. Некоторые личностные особенности, такие как замкнутость и некая неконтактность, ошибочно воспринимаются родителями, как отклонение от нормы. Поэтому только медицинские тесты и обследования покажут действительную картину состояния здоровья ребёнка.

Все о различных родственниках в семье можно прочесть тут. А все статьи о планировании свадьбы читайте на этой странице.

На чём же основана работа с детьми, отстающими в развитии?

Воспитательная работа должна быть направлена на развитие именно тех навыков, которые не соответствуют нормативному показателю, дабы скомпенсировать наличествующие недостатки.

Если у ребёнка тяжёлая степень умственной отсталости, то обучать его стоит в специальной школе, чья учебная программа сосредоточена именно на прививании ребёнку бытовой и социальной самостоятельности, обучении ребёнка ручному труду, а также навыкам письма, счёта и четкой разговорной речи. Если говорить проще, то на первоначальных этапах ребёнок должен владеть теми навыками, которые имеют практическое применение в жизни и в быту.

Говорить о более сложных знаниях школьной программы можно говорить в том случае, если ребёнок успешно овладел всеми основными практическими умениями.

Трудовая подготовка, проводящаяся в рамках специализированной программы подобных коррекционных заведений, направлена не только на обучение ребёнка, но и на формирование в нём положительных личностных качеств и стремлений к достижению поставленных целей. Кроме того, труд в коллективе поможет ребёнку наладить коммуникативные и дружественные связи. Всё это поможет ребёнку в самостоятельной жизни.

Воспитание особенных детей в семье

Конечно же, корректировки вносятся не только в плановый учебный процесс, но и в семейное воспитание. Одной из основополагающих проблем, которая может возникнуть в семье, это восприятие собственного чада родителями, как неполноценного.

Многие родители стремятся отгородиться от ребёнка, стыдятся его или вовсе стараются не замечать проблемы в развитии чада. На фоне такого обстановки в семье, у ребёнка формируются огромные комплексы.

Он может замкнуться в себе, и никакие практики учебных заведений не помогут ему вписаться в общество. Крайне важно, чтобы родители с пониманием относились к трудностям ребёнка, помогая ему преодолевать их. Но и переизбытка опеки, ни в коем случае быть не должно.

Если родители самостоятельно не могут смоделировать правильную стратегию воспитания, то им стоит обратиться за помощью к детскому психологу, который даст правильные рекомендации по воспитанию, учитывая все личностные особенности ребёнка, его сильные и слабые стороны личности и развития в целом. Точно можно сказать лишь то, что родители должны всегда сохранять самообладание. Даже самые незначительные, на первый взгляд, успехи даются такому особенному ребёнку тяжело. Конечно же, стоит хвалить ребёнка за его достижения, но и наказывать тоже стоит, если он ослушался вас или же совершил какой-либо неприглядный поступок.

Если вы стремитесь объяснить что-либо ребёнку с проблемами в развитии, то делайте это спокойно, старайтесь приводить простейшие примеры, если требуется общее понимание принципа.

Обучая какой-либо деятельности, стремитесь разбить обучение на максимальное количество этапов, каждый из которых должен быть показан четко и наглядно. Если вы будете показывать своё недовольство тем, что ребёнок не может понять что-либо, вы сформируете в нём неуверенность в себе и сниженный уровень оценки собственных сил и возможностей.

psyholove.ru

Семейное воспитание ребенка с умственной отсталостью

Автор: Рыбкина Евгения Михайловна

Организация: ГОБОУ детский дом №3

Населенный пункт: Новгородская область, г. Великий Новгород

Ученые, исследующие проблемы семьи и детства, отмечают тревожную тенденцию резкого увеличения числа детей с нарушением интеллекта, что связывается не только с экологическими изменениями окружающей среды, но и со снижением уровня материального обеспечения семьи, ее психологического благополучия. Ситуация обостряется еще и тем, что родители, воспитывающие умственно отсталых детей, не имеют специальных знаний и не могут создать необходимых для их развития условий. Традиционная помощь семьям, имеющим детей с интеллектуальной отсталостью, ограничивается лишь трансляцией узкой педагогической информации, носит бессистемный характер и потому оказывается малоэффективной для детей, которые нуждаются в своевременной коррекции интеллектуального недоразвития.

Семейное воспитание содержит значительный педагогический потенциал, который может и должен быть использован в коррекции нарушений развития эмоциональной и познавательной сфер личности ребенка. Оно заключается в организации социально и личностно значимой, эмоционально привлекательной, воспитывающей и развивающей совместной деятельности детей и взрослых, в процессе которой складывается педагогически эффективное детско-родительское взаимодействие.

Педагогическая помощь образовательного учреждения должна быть направлена на оказание содействия в формировании у родителей готовности к педагогически эффективному взаимодействию с умственно отсталыми детьми, структурно представляющей собой единство когнитивного, эмоционально-мотивационного и практического компонентов.

Тип детско-родительского взаимодействия тесно сопряжен с уровнем готовности родителей к организации совместной деятельности. Эффективное взаимодействие со своими детьми, имеющими интеллектуальное недоразвитие, в состоянии организовать лишь родители с высоким уровнем готовности к такому взаимодействию, т.е. в полной мере владеющие знаниями о специфике умственной отсталостью и об особенностях ее проявлений. Родители, адекватно воспринимающие своих детей, стремящиеся преодолеть трудности отставания, способны включиться в совместную со специалистами школы развивающую деятельность.

Педагогическая помощь должна основываться на специально отобранной интегрированной информации о феномене умственной отсталости из смежных отраслей научного знания – педагогики, психологии, логопедии, физиологии и медицины и из практики, в процессе которой осваиваются способы устранения нарушений психического и интеллектуального развития детей на начальном этапе их обучения в школе. Занятия с родителями должны носить продолжительный характер и проводиться системно высококвалифицированными специалистами разного профиля.

Оказание педагогической помощи родителям должно быть дифференцировано в зависимости от тяжести умственной отсталости детей, уровня готовности родителей к организации педагогически эффективного взаимодействия с детьми, характера семейной ситуации и индивидуальных особенностей родителей в преодолении интеллектуального недоразвития.

Мы проводили исследовательскую работу по формированию детско-родительских отношений в семьях с умственно отсталым ребенком младшего школьного возраста. Для этого была собрана первичная информация о составе семейного коллектива, социальном статусе членов семьи; изучены особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих умственно отсталых детей. Все данные собирались на основе опросника «Взаимодействие родитель – ребенок» И.М. Марковской, а также методик А.Я. Варги и В.В. Столина, Шеффера и Р. Белла.

Проанализировав полученные данные, мы выяснили, что взаимоотношения в семьях, принимавших участие в диагностике, не у всех комфортные, как между супругами, так и во взаимоотношениях с детьми. Таким образом, целью работы с родителями явилось нивелирование негативного эмоционального опыта, связанного с рождением проблемного ребёнка; освоение эффективных воспитательных стратегий, а также посильное участие в индивидуальных коррекционно-развивающих программах воспитания ребёнка.

Для этого мы разработали систему занятий по формированию детско-родительских отношений в семьях, где проживают дети с умственной отсталостью.

Реализация основного этапа психолого-педагогического эксперимента осуществлялась с помощью таких групповых и индивидуальных форм работы, как лекционные и практические занятия; организация «круглых столов», родительских конференций, праздников; индивидуальные и подгрупповые занятия с родителями и их ребёнком. Приведем пример одного из таких занятий.

Занятие — «ГРУСТНЫЙ – РАДОСТНЫЙ ДЕНЬ». Коррекционные задачи: раскрепощение, объединение участников в группу; актуализация негативного и позитивного опыта общения с детьми; развитие саморефлексии.

1 – Игра «Продолжение фразы».

2 – Игра «Одна минута на разговор».

3 – Этюд-беседа «Самый грустный день с моим ребёнком».

4 – Этюд-беседа «Самый весёлый день с моим ребёнком».

5 – Игровые тесты на умение общаться.

Домашнее задание: ведение дневника – фиксация эмоциональных реакций на поведение ребёнка, эмоционального ощущения семьи, настроения.

Заключительный этап нашего эксперимента посвящен анализу результатов. Мы можем видеть заметные изменения, произошедшие после проведённой работы:

  • Все семьи стали отчётливо представлять, что может понадобиться их ребёнку через несколько лет и к кому необходимо обращаться за помощью для разрешения возникающих проблем.
  • Родители стали адекватно относиться к своим детям и их поступкам, научились контролировать свои эмоции при объяснении инструкций, которые могут быть непонятны ребёнку.
  • У детей повысилась потребность в общении со сверстниками и семейным окружением, они стали более активными, раскрепощёнными.
  • Эксперимент показал, что значительное влияние на всю систему детско-родительских отношений в исследуемых нами семьях, оказывают:

    — информирование близких взрослых об особенностях развития ребенка;

    — групповая работа с родителями, которая включает:

    а) анализ конкретных проблем, связанных с воспитанием, обучением детей;

    б) выбор адекватных форм общения и поведения во взаимодействии с ребенком;

    в) установление конструктивных отношений со специалистами образовательного учреждения;

    г) включение родителей и детей в совместную деятельность.

    Таким образом, реализация комплекса мероприятий, направленных на формирование детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих умственно отсталого ребенка, позволила сформировать адекватное родительское отношение к нему.

    Список литературы

    1. Белопольская Н.Л. Некоторые вопросы психолого-педагогического кон­сультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии // Дефектология. — 1984. — № 5.
    2. Дементьева Е.Г. Модель работы с семьей умственно отсталого школьника по совершенствованию внутрисемейного взаимодействия в рамках коррекционно-педагогической деятельности. // Практическая психология и логопедия. — 2006. — №3, с.71 — 74.
    3. Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушением психофизического развития // Дефектология. — 2001. — № 1.
    4. Ткачева В.В. Гармония внутрисемейных отношений. — М., 2000.
    5. Юртайкин В.В. Семья и ребенок «с особыми нуждами» / В.В. Юртайкин, О.Г. Комарова // Школа здоровья. — 1996. — № 1. — С. 17— 25.
    6. www.pdou.ru

      Семейное воспитание умственно отсталых детей

      Положение ребенка в семье. Стереотипы отношения к умственно отсталому ребенку родителей. Помощь специалиста в воспитании умственно отсталого ребенка в семье. Направления в работе специалистов с семьей. Характерные нарушения родительского поведения.

      Подобные документы

      Компенсаторные процессы в развитии умственно отсталого ребенка. Особенности работы и воспитания умственно отсталых и физически дефективных детей. Современные проблемы умственной отсталости. Материал психических систем, его особенности у отсталого ребенка.

      реферат, добавлен 20.12.2009

      Представление умственно-отсталого ребенка о природе и о себе как субъекте познания окружающего мира. Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе. Основные приемы коррекции представлений умственно-отсталых детей об окружающем мире.

      курсовая работа, добавлен 12.05.2010

      Виды сюжетно–ролевой игры. Роль игры в развитии личности умственно отсталого ребенка. Условия, необходимые для развития игровой деятельности умственно отсталых дошкольников старшего дошкольного возраста. Содержание и методы работы учителя-дефектолога.

      курсовая работа, добавлен 13.03.2014

      Формирование движений и моторики ребенка как важнейший компонент его физического развития. Методы развития внимания, запоминания, восприятия и представлений у умственно-отсталых детей. Роль знаний об окружающей действительности в умственном воспитании.

      реферат, добавлен 24.04.2010

      Психологические особенности представлений умственно отсталых детей об окружающем мире. Коррекционная работа по развитию представлений у умственно отсталых детей об окружающем мире. Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе.

      курсовая работа, добавлен 02.12.2008

      Теоретические основы проблемы готовности к обучению грамоте умственно отсталых детей. Воспитание детей с особыми образовательными потребностями. Характеристика речи умственно отсталых детей. Вопрос подготовки детей к овладению чтением и письмом.

      дипломная работа, добавлен 10.09.2010

      Особенности двигательного анализатора умственно отсталых школьников. Коррекционно-развивающее значение уроков ритмики для детей с нарушением интеллекта. Коррекция психофизических недостатков умственно отсталых школьников средствами физических упражнений.

      курсовая работа, добавлен 25.02.2012

      Гуманистический подход к образованию, требующий от психологов, педагогов пристального внимания к изучению природы ребенка. Эффективные средства коррекции психологии и педагогики. Коллективная деятельность умственно отсталых учащихся. Организация кружков.

      курсовая работа, добавлен 16.02.2011

      Особенности физического воспитания как средства реабилитации, коррекции и адаптации, основы его организации. Формирование у умственно отсталых детей двигательных умений и навыков на уроке физической культуры. Физическое воспитание во внеурочное время.

      курсовая работа, добавлен 16.06.2011

      Особенности и основные проблемы реализации процесса воспитания детей в неполных семьях. Влияние стилей родительского отношения на формирование личности и характера ребенка. Формы и методы социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей.

      allbest.ru

      Статья по теме:
      Роль семьи в развитии умственно отсталого ребенка

      Предварительный просмотр:

      Роль семьи в развитии умственно отсталого ребе н ка

      Хотите ли вы, не хотите ли,

      Но дело, товарищи, в том,

      Что прежде всего – мы родители,

      А все остальное – потом!

      Появление ребенка с нарушениями развития становится крайне интенсивным опытом для семьи, практически разбивая, «взламывая» сложившиеся в семье представления о себе, разрушая ожидания, связанные с будущим. Оказавшись в этой ситуации, семья начинает долгий путь. Это путешествие с открытым концом, возможно, длиной в целую жизнь. Как рассказать про этот путь? Как сделать понятными и видимыми те внутренние процессы, которые происходят во время этого путешествия? Как заметить изменения? Где искать силы для преодоления трудностей? Как увидеть горизонты, которые могут быть открыты?

      В нашей стране, несмотря на сложные обстоятельства, многие семьи с течением времени уже начинают справляться с отчаянием. Они ищут, где ребенку может быть оказана помощь, соответствующая их представлениям о его нуждах, собирают информацию о методах воспитания и обучения особых детей, находят единомышленников и позитивные истории о людях, столкнувшихся со сходными проблемами. Все больше людей оставляют ребенка с нарушениями в семье и постепенно справляются с ситуацией. Хотя, конечно, надо сказать, что периоды отчаяния могут возвращаться. Но все же в большинстве случаев семья научается принимать эти состояния и справляться с ними, и строить свою жизнь дальше. Большую роль может сыграть здесь поддержка близких, других семей, специалистов. Со временем приходит ощущение, что на ситуацию можно влиять. Вместе с тем можно говорить о том, что и само общество делает первые шаги к пониманию нужд таких детей и их семей и обеспечению их прав на достойную жизнь внутри общества.

      Можно сказать, что сложившаяся на сегодняшний день социальная ситуация в нашей стране – отсутствие системы помощи, информации, поддерживающих служб – «работает» скорее на стороне отчаяния. Большинство семей остаются один на один с проблемами, в лучшем случае получая более или менее адекватное медицинское лечение и маленькую пенсию. Более того, представители медицинских, образовательных и социальных служб настойчиво убеждают родителей отказаться от особого ребенка и сдать его в интернат, рисуя мрачные перспективы жизни его и семьи.

      Внутри семьи часто устанавливается «политика молчания». Обсуждение трудностей и тяжелых переживаний связаны с резким возрастанием тревоги. Иногда у членов семьи возникает опасение: если начать говорить и обсуждать беспокоящие темы, то это может поставить под угрозу само существование семьи. Тревога бывает настолько интенсивной, что отнимает все силы и на общение их просто может не оставаться. Мне известно много историй семей, где родители никогда не обсуждают между собой или с другими детьми, что они чувствуют в связи с проблемой. Но эти чувства есть. Молчание способно разрушить близость и доверие между людьми.

      Другой аспект изоляции – ощущение, что нигде и ни у кого нет такого горя, и никто не может понять, что значит иметь такого ребенка. Часто возникает чувство острого, предельного одиночества. Собственная боль настолько сильна, что это как бы стирает осознание того, что в жизни окружающих, близких и далеких, боль тоже может присутствовать. Что вокруг много людей, которые переживают не менее сильное горе, например смерть или тяжелую болезнь самых дорогих людей и другие серьезные проблемы. Но это как бы выпадает из сознания, закрывая возможности даже гипотетического объединения с другими людьми. Так, не только внешняя социальная среда оказывается недружественной человеку, но и сам он не чувствует близости с другими людьми, удаляется от них, закрывается в собственных переживаниях.

      Куликова Т.А. в работе «Семейная педагогика и домашнее воспитание» (1999) отмечает, что в последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института со стороны педагогики, психологии, социологии и других наук. Однако возможности ученых в исследовании ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует. Различие образовательного, общекультурного уровня, идеалов, нравственно-психологических установок, жизненного опыта, умений организовать деятельность детей, типологические особенности родителей и других членов семьи – все это и многое другое, накладываясь друг на друга, создают неповторимую семейную атмосферу. Таким образом, ученые встречаются со многими трудности в изучении современной семьи.

      Семья с «особым» ребенком вследствие психологической нагрузки структурно деформируется, она часто беспомощна, ее положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. Члены такой семьи имеют личностные нарушения, т.к. находятся в длительно действующей психотравмирующей ситуации.

      Как специалисты, мы можем создавать возможности для появления новых связей или обновления уже имеющихся для преодоления одиночества, нового переживания общности, понимания и сопереживания другим . Особую роль в этом процессе могут сыграть семейное консультирование и родительские группы, где создается особое пространство диалога, в котором опыт и переживания людей могут быть приняты, разделены с другими.

      Часто родители приходят на первые встречи с рассказом о том, что они не способны влиять на ситуацию и бессильны что-либо изменить. Семейное и индивидуальное консультирование, участие в родительских группах и занятиях с ребенком, привлечение к обсуждению коррекционно-развивающих программ позволяют обнаруживать и развивать те части историй о себе и своей жизни, где инициатива, ответственность, способность действовать и сила обретают большее место. Вместе с тем хотелось бы сказать, что инициатива и ответственность, особенно когда они только начинает появляться, очень хрупки и требуют особой поддержки со стороны окружающих.

      В связи с этим всё б о льшую роль приобретает оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи семья, у которых есть ребенок с проблемами в развитии. В настоящее время уже существует психологическое консультирование таких семей, хотя, по нашему мнению, дефектолог должен уметь оказывать грамотную психолого-педагогическую помощь, в достаточной степени владея темой и будучи в курсе новых направлений в развитии психологического консультирования. Это вызвано самой жизненной необходимостью, когда к нему приходят родители с детьми, у которых стоит диагноз «интеллектуальная недостаточность», звучащий для них как страшный приговор и являющийся сильным стрессовым фактором, неблагоприятно отражающимся и на всей семье в целом, и на каждое ее члене в отдельности.

      Психологическое консультирование – деятельность психолога по исправлению тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют некоей оптимальной модели (Ткачева В.В., 1998). Поэтому консультант (или учитель-дефектолог) должен ос о бенно тщательно соблюдать этические принципы при общении с членами семьи ребе н ка:

    7. доброжелательность и безоценочное отношение к ним, помощь и понимание, отказ от восприятия человека на основе стереотипов и предрассудков;
    8. ориентацию на нормы и личность родителей (умение взглянуть на ситуацию его глазами, встать на его позицию);
    9. обязательное соблюдение конфиденциальности;
    10. разграничение личных и профессиональных отношений; если же отношения перерастают в личные, неформальные, целесообразно передать клиентов другому специалисту;
    11. включенность родителей в процесс консультирования (замотивированность на сотрудничество с консультантом, помогающего делать небольшие открытия о себе и мире);
    12. запрет давать советы, нужно подвести родителей к решению проблемы, сориентировать на принятие собственной ответственности за происходящее.

    Единой системы по классификации стилей семейного воспитания на настоящий момент еще не сложилось, поэтому рассмотрим некоторые из них, наиболее часто встречающиеся в работах авторов, исследующих данную проблему. В России в 1976 г. в автореферате диссертации к.м.н. «Семья и умственно отсталый ребенок» Майрамян Р. Ф. (1976) доказал, что матери подвергаются длительному психогенному стрессу. Проблемы, которые испытывают родители, возникают на нескольких уровнях: психологическом, соматическом и социальном (Ткачева, 1999).

    В соматическом плане наблюдаются нарушения деятельности коронарной системы, раннее старение организма, онкология, крапивница, зуд, нарушения терморегуляции.

    На психологическом уровне это проявляется в понимании родителями необратимости умственной отсталости, что приводит к стойкой депрессии и нарушениям невротического характера (истерия, слезы, сниженный фон настроения), т.е. весь спектр стрессовых переживаний. Невротические и депрессивные переживания на протяжении жизни с больным ребенком с годами трансформируются в стойкие личностные черты.

    В рамках специальной психологии в 1999 г. первое психологическое исследование семей было проведено В.В. Ткачевой. В результате ею были выделены три психологических типа родителей:

  • Авторитарные.
  • Невротические.
  • Психосоматические.
  • Рассмотрим более подробно характеристику личностных особенностей каждой группы родителей.

    1. Авторитарные родители .

    Такие родители имеют сильный тип реагирования на проблемы и стремятся к ее разрешению. В одном из ста случаев происходит отказ от ребенка как вариант разрешения данной проблемы. Однако основная масса такого типа родителей принимает ребенка, но не его дефект, вследствие чего начинают борьбу с дефектом, с помощью специалистов стремятся установить точный диагноз. Всю ответственность за преодоление проблем возлагают на себя. В учреждениях нередко отличаются неадекватным поведением и негативным отношением к специалистам. Недовольство проявляется в агрессии, конфликтной позиции. Но благодаря таким родителям многие проблемы, связанные с положением детей-инвалидов, начинают в нашей стране решаться. Главной целью этих родителей является оказание помощи ребенку.

    В статье С.А. Сошинского – инициатора создания «Курсов для клириков и мирян по работе с детьми-инвалидами» (Справочник по психиатрии, 1985), взявшего на воспитание мальчика-аутиста, – рассматривается опыт решения социальных проблем. Опыт же таков, что все они решаются только под давлением снизу, то есть со стороны тех, кто лично включен в проблему, для кого ребенок-инвалид не абстрактная единица, а человек, личность. Обычно, это родители, объединенные в общественные организации, а затем и в ассоциации таких организаций. Так до сих пор в нашей стране, так было и в западных странах – США, Германии, других, – несколько раньше нас.

    Одной из первых родительских организаций в России была созданная в 1989 году при НИИ дефектологии (ныне Институт коррекционной педагогики) общественная организация родителей «Добро», для помощи аутичным детям. Главнейшей задачей ее было именно представлять и отстаивать права детей с аутизмом. То есть, решать те самые проблемы, о которых я говорил. Спасти детей от сиротства, помочь их развитию, морально помочь семьям, создать среду общения, обеспечить отдых, отстаивать права аутичных детей на внимание государственных учреждений, на государственную помощь, дать им возможность учиться.

    В том же году появился «Центр лечебной педагогики» в Москве, также как общественная организация родителей и педагогов. Стали появляться и другие родительские организации, в других регионах и в связи с другими заболеваниями детей. Например, в Петрозаводске родительская организация «Особая семья» возникла уже в 1991 году. А в 1992 году тринадцать родительских организаций Санкт-Петербурга объединились в городскую ассоциацию («ГАООРДИ»). Сейчас эта ассоциация включает уже 75 родительских объединений.

    В настоящее время в России существуют сотни центров или родительских организаций. Существуют разработки, осуществленные в этих центрах. В обществе постепенно осознается наличие проблемы детей-инвалидов. Опыт объединения родителей больных детей, опыт их взаимопомощи, опыт различных акций, проводимых такими объединениями, работает. Самый факт, что из трех или пяти тысяч участников Рождественских Чтений, проводимых в Москве: в МГУ, в Большом Кремлевском дворце, в Храме Христа Спасителя и в других местах. Организатором Рождественских Чтений является Московская Патриархия при участии Министерства образования и науки РФ, Российской академии наук, Российской академии образования, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и других научных и образовательных учреждений. Семьдесят или восемьдесят человек избрали для себя эту секцию, тему детей-инвалидов, свидетельствует о том, что ситуация в обществе (в отношении детей-инвалидов) сейчас существенно другая, чем была десять лет назад. Это результат именно тех родителей, педагогов, врачей, юристов, которые сделали первые шаги за эти годы, создали первые организации.

    СМИ лишь недавно и пока недостаточно стали уделять внимание проблеме детей-инвалидов, широкое общество еще не готово к принятию таких детей. Часто здоровые дети гораздо легче принимают в общение детей-инвалидов, чем их взрослые родители. Увидев, где граница возможностей больного ребенка, дети играют с ним в этих границах – они скорректировали свое поведение. У взрослых существуют предвзятые отторжения. Вдруг их здоровому ребенку будет вредно общение с ребенком с ДЦП или умственной отсталостью.

    По мнению С.А. Сошинского, «путь каждого объединения родителей детей-инвалидов мог бы стать поводом отдельного описания, книги. Путь начинается с боли, с трагедии детей и родителей, пролегает через трудности социальные и организационные. И это не произвольное желание родителей во что бы то ни стало объединяться, а жесткая необходимость помочь детям. Не “триумфальное шествие” родительского объединения, но постоянная борьба, попытка выжить и помочь» (2007).

    Для родителей авторитарного склада характерна опора на собственное мнение, уверенность в своей правоте. По отношению к ребенку они проявляют гиперопеку, порой даже физические наказания. Степень проявления этих качеств зависит от уровня культуры, знаний проблемы особых детей, собственного воспитания.

    Также к отрицательным чертам можно отнести, что такие родители любят, когда их хвалят, ставят другим в пример их успехи или целеустремленность, они не терпят прекословия.

    2. Невротические родители.

    У них наблюдается слабый тип реагирования на проблему, они пасуют перед дефектом ребенка. Случившееся с ними горе представляется для них как непреодолимое и тяжелое. Они не стремятся что-то исправить, помочь («бесполезно», «что есть, то и есть»). В силу собственной слабости такие родители «сбрасывают» с себя проблему, стремятся уйти от ответственности за будущее ребенка, они не могут нести этот груз. Данный тип родителей характеризуется невротичностью, тревожностью, неуверенностью в себе, у их детей фиксируется низкая самооценка, они отличаются тем, что не владеют многими навыками и умениями, которыми могли бы овладеть, из-за того, что родители убеждены, что «бесполезно их чему-либо учить». Тогда как для личности ребенка крайне важна позитивная самооценка, уверенность в своих силах и возможностях. Но родители воспринимают свою жизнь как «загубленную», они – «страдальцы», которые «несут крест», что создает благоприятный фон для речевых расстройств.

    3. Психосоматические родители.

    Это смешанный тип реагирования на проблему. У данных родителей есть возможность отреагирования проблемы во внешнем плане отсутствует вследствие перекрытия поведенческого канала. Неразрешимость проблемы переносится во внутренний план, происходит переключение с эмоциональных переживаний в психосоматические расстройства. Такие родители ведут себя нормативно, проблемы, поступающие извне, не остаются также на внешнем плане, а переходят на внутренний. Психотравмы являются ядом для их психики, в результате чего развиваются соматические заболевания: слабость нервной системы, длительность эмоциональных переживаний и стрессов, своеобразием характеристик особенностей нервной деятельности, заданных конституционально.

    По своим психологическим характеристикам они совмещают авторитарные черты, заботу о ребенке, но, с другой стороны, могут пасовать перед трудностями, у них меньше сил, чтобы бороться за своего ребенка. Такие родители составляют большинство: 55–65 % (2/3), остальные типы распределяются примерно поровну.

    Тяжелый дефект ребенка может изменять личностные черты родителей, формировать в них агрессивность, отчужденность, авторитарность, иногда – безволие. Социальная жизнь такой семьи не защищена. Вместе с ребенком мать имеет права, определенные законом, но без юридической поддержки даже не знает о законах. Порой она годами бьется с местными чиновниками за права ребенка. Иногда побеждает – особенно, если объединяется с другими родителями. Но часто победа бывает не полной, и достается дорогой ценой – невозвратимо потерянного для развития ребенка времени. И не каждая мама выдержит такую борьбу.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне живого мира. Однако проблема взаимоотношений ребёнка с природой ещё полностью не исследована.Таким образом, целью и задачам.

    Специальной задачей вспомогательной школы является исправление дефектов развития умственно отсталого ребенка. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в.

    Презентация для родительского клуба.

    Каждому человеку хочется реализоваться в жизни, раскрыть свои возможности, почувствовать себя полноправным участником событий, а не пассивным наблюдателем, потребителем продукции массовой.

    родительское собрание » Роль семьи в развитии возможностей ребенка».

    Родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.Что я слышу – забываю.Что я вижу – я помню.Что .

    В чем же секрет взаимопонимания и добрых отношений между родителями и детьми разных возрастов? Секрет очень прост. Нужно развить у детей способность дружить, и впоследствии она создаст основу для норм.

    nsportal.ru