Сестринская помощь при стрессе

Первая помощь при стрессе

Вот несколько кинезиологических способов снятия стрессового состояния:

Восстанавливаем поверхностное дыхание. Во время стресса наше дыхание становится поверхностным, а, следовательно, тот необходимый объем циркулирующей крови в головном мозге снижен. Возникает вегето-сосудистая дистония (головокружение, тремор конечностей, изменяется артериальное давление, надпочечники вырабатывают большое количество адреналина, почки работают в усиленном режиме, учащается частота сердечных сокращений, изменяется работа желудочно-кишечного тракта до спазма и боли и т.д.). Другими словами, вы в состоянии стресса.

1. Возьмите любой кусок бумаги и сверните ее в виде пакета (кулька). Подышите в него.

Уровень CO2 резко повысится в крови, тем самым в мозг поступит сигнал о дефиците кислорода и соответственно импульс к рецепторам легких. Легкие расширяются, и вдох становится глубоким. Появляется потребность в кислороде. Таким образом, уровень СО2 и О2 в крови нормализуется, восстанавливается дыхание и кровообращение в мозге. Выйдите на свежий воздух.

2. Используйте дыхание «Роза – Свеча». Представьте, что перед вами прекрасная ароматная роза. Вдохните всей грудью ее аромат через нос. А теперь представьте, что перед вами горящая свеча. Выдохните через рот так, чтобы задуть пламя свечи. Если трудно представить свечу, возьмите лист бумаги, отрежьте полоску, поднесите ко рту на расстоянии 15 -20 см и выдыхайте на нее так, чтобы она согнулась. Так делайте до тех пор, пока не почувствуете зевоту.

3. ЛЗ. Садитесь или ложитесь по удобнее. Одну руку положите на лоб, другую на затылок в области зрительных бугров. Сделайте глубокий вдох, выдох. Дайте себе успокоиться и ничего не предпринимайте. Вспомните знаменитую фразу героини романа Митчелл «Унесенные ветром» Скарлетт О’Хара «Я подумаю об этом завтра!». Если плохо – надо подумать об этом потом. Держите лоб/затылок до тех пор. Пока ситуация не перестанет всплывать в вашем сознании так ярко и резко. Дождитесь пульсации.

4. Перекрестное дыхание. Прикройте двумя пальцами одну ноздрю, а второй вдохните воздух. Затем, закройте ту ноздрю, которой вдохнули воздух, а через открытую ноздрю – выдохните воздух. Повторите это упражнение три раза. Затем, поменяйте направление вдоха и выдоха. Теперь закройте ту ноздрю, через которую вы вдыхали. Сделайте вдох открытой ноздрей. Повторите упражнение три раза. Если все еще ощущаете стресс – повторите перекрестное дыхание. Это дыхание нормализует обмен Са и Р в крови.

5. Пейте свежую чистую воду. Вода – это самое простое, известное с незапамятных времен и чудодейственное лекарство от всех болезней! Сила воды безгранична. Ее возможности описаны во множестве информационных источниках. Всем знакомо выражение «Мертвая и Живая Вода». Вот рецепт. Выпивайте первый стакан воды и мысленно представляйте, что вода втекает в ваше тело, забирает весь негатив и с мочой, потом и выдохом выводит все негативное из вас – мысли, чувства, ощущения. Затем, выпиваете, второй стакан воды и теперь представляете, как вода живительной силой заполняет каждую клеточку вашего тела, как позитивная энергия входит в ваши мысли и чувства.

www.b17.ru

— Ситуационные кризисы
— Кризисы созревания
— Неадекватные системы поддержки
— Неадекватный метод снятия стресса
— Негативные ролевые модели

— Задержка интеллектуального развития от легкой до умеренной степени выраженности
— Определенные патологические изменения центральной нервной системы, например нейроинтоксикация, эпилепсия, центральный паралич или другие неврологические расстройства
— Задержанное развитие «Я» — Низкая самооценка — Дисфункциональная семейная система
— Дезорганизованные или хаотические условия окружающей обстановки — Издевательства над ребенком или его заброшенность
— Неспособность оправдать соответствующие возрасту ролевые ожидания

— Неспособность разрешать проблемы
— Манипулирование окружающими с целью удовлетворения собственных желаний
— Словесная враждебность по отношению к персоналу и ровесникам- Гиперактивность, подтверждаемая чрезмерной двигательной активностью, легко возникающей патологически повышенной отвлекаемостью внимания, кратковременностью сосредоточения внимания
— Неспособность откладывать удовольствие
— Враждебные или вызывающего характера реакции в ответ на требования соблюдения норм поведения или другие требования взрослых

Цели при лечении нарушений адаптации к стрессу:
В пределах семи дней больной будет демонстрировать способность и готовность соблюдать правила поведения в отделении.
К моменту выписки больной будет развивать и применять соответствующие возрасту социально приемлемые навыки психофизиологической адаптации.

Вмешательства:
1. Если больной гиперактивен, создайте окружающую обстановку, безопасную для его постоянных размашистых жестов и телодвижений. Переставьте мебель и другие предметы так, чтобы предотвратить травмирование больного Безопасность больного является приоритетом в деле сестринского ухода.
2. Предлагайте больному виды деятельности, связанные с большой двигательной нагрузкой, в которых больной может участвовать. Медицинская сестра может принимать участие в некоторых видах деятельности, чтобы облегчить развитие взаимоотношений с больным. Физические нагрузки надежно уменьшают чувство внутреннего напряжения и приносят больному пользу.
3. Часто предлагайте больному питательные закуски, которые он может «съедать на ходу», чтобы гарантировать адекватное количество калорий при таком чрезмерном расходовании энергии.
4. Установите ограничения для манипулирующего поведения больного. («Я понимаю, почему вы говорите такие вещи [или делаете такие вещи] и я не буду терпеть такие формы вашего поведения».)

5. Указывайте больному на последствия манипулирующего поведения. Весь персонал должен доводить дело до конца и быть стойким и последовательным в своем отношении к больному, который может пытаться натравливать одного сотрудника на другого, поэтому стойкость и последовательность очень существенны для того, чтобы вмешательство было эффективным. Отрицательные санкции могут способствовать ослаблению неприемлемых форм поведения.
6. Не вступайте с больным в обсуждение, не спорьте, не давайте рационалистических объяснений и не идите с ним на компромисс. Избегание таких попыток может содействовать сокращению манипулирующих форм поведения.
7. Следует проявлять осторожность, чтобы избежать подкрепления манипулирующих форм поведения желательным для больного обращением внимания.

8. Ограничивайте использование больным манипулирующих форм поведения и поясняйте их последствия, наносящие ущерб межличностным отношениям. Больные с манипулирующим поведением часто отказываются от ответственности за него.
9. Побуждайте больного к обсуждению переживаний гнева Помогите больному идентифицировать истинный объект враждебности. Умение честно и прямо справиться со своими чувствами устраняет стремление перенести гнев на других лиц.
10. Находите вместе с больным альтернативные способы, с помощью которых можно справляться с фрустрацией и которые больше всего соответствовали бы образу его жизни Предлагайте поддержку и положительную обратную связь больному, как только он использует новые стратегии психофизиологической адаптации. Положительная обратная связь побуждает к использованию желательных форм поведения.

Результаты:
1. Больной способен отложить удовольствие, не прибегая к манипулированию другими лицами.
2. Больной способен выражать гнев социально приемлемым способом.
3. Больной способен рассказать об альтернативных социально приемлемых и соответствующих образу его жизни навыках психофизиологической адаптации, которые он планирует использовать в ответ на фрустрацию.

medicalplanet.su

Сестринская помощь при стрессе

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Просмотров научной работы: 4182

Комментариев к научной работе: 2

Поделиться с друзьями:

Реферат

В данной статье представлен анализ стрессовых ситуаций в деятельности сестринского персонала и технологии их преодоления.Актуальность данной темы обусловлена тем, что профессиональный труд медицинской сестры отличается высокой эмоциональной, психической и физической нагрузкой. В деятельности медицинской сестры существует широкий спектр причин, способствующих развитию стрессовых ситуаций: перегрузки в профессиональной деятельности, неудовлетворенность материальным положением, особенности взаимодействия с пациентами, с врачами, с коллегами (членами) медицинской бригады, конфликтные взаимоотношения в рабочем коллективе, проблемы профессионального роста и карьеры, осложненные условия личной жизни.

Отдельное внимание уделено деятельности сестринского персонала детских поликлиник.

В настоящее время в стремительно меняющихся социально-экономических условиях, в условиях увеличенных объемов получаемой информации наблюдается рост нервно-психической напряженности во всех сферах деятельности человека, что сопровождается повышенными требованиями к психической устойчивости и адаптивности человека. Поэтому большое значение приобретают проблемы поведения людей в стрессовых ситуациях, степени их активности и адаптивности и одновременно защищенности, проявляемой, в частности, в активной позиции индивида.

В современных условиях в обществе сформировалась четко выраженная потребность, как в фундаментальных, так и в прикладных знаниях о сущности, закономерностях развития и способах предупреждения профессиональных стрессов. Решение рассматриваемой проблемы может способствовать преодолению тех трудностей, которые обозначились в связи с необходимостью управления стрессами в организационной среде.

При изучении профессиональной деятельности специалистов социономических профессий (медицинских работников, педагогов, социальных работников и др.) акцент делается, прежде всего, на позитивных аспектах работы с людьми. Вместе с тем совершенно очевидно, что именно работа с людьми, в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса и профессионального выгорания. Психологическое благополучие профессионала крайне важно для любых профессий, в первую очередь — профессий типа «человек-человек», поэтому его нормативные психические состояния являются одним из важнейших условий труда и оказывают значительное влияние на клиентов.

Стрессовые ситуации в организациях нередко оказывают определяющее влияние на качество деятельности сотрудников. Возникают значительные трудности на пути выполнения поставленных задач и достижения стратегических целей организации. Разбалансировка взаимосвязей групповой деятельности по причине профессиональных стрессов в коллективе неизбежно ведет к потере эффективности качества деятельности, возрастанию личной неудовлетворенности у каждого члена коллектива, текучести кадров и других негативных последствий.

Медицинская профессия – это особая профессия, возникшая в далеком прошлом. Медицинский персонал имеет дело с человеком, и касаются тех сторон его жизни, от которых зависит его благополучие, трудоспособность и даже жизнь.

Сестринский персонал – самый многочисленный отряд медицинских работников и не только в нашей стране. Не для кого ни секрет, что сестринский персонал по роду своей деятельности проводит очень много времени с пациентом, постоянно и тесно с ним общаясь. Ежедневно он сталкивается с болезнями, травмами и смертями. Такая ситуация может изменить взгляд на мир у любого человека.

Стресс занимает особое место среди состояний человека и играет значительную роль в его жизни. Стрессы влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими его людьми.

Впервые понятие стресса было введено канадским физиологом Гансом Селье. В 1936 году он опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»).

Только в 1946 году Г. Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения. По определению Г. Селье: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования». Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса [5].

Итак, где действует стрессор, начинает наблюдаться ряд функциональных и морфологических изменений, развертывающийся как единый процесс – общий адаптационный синдром.

Г. Селье выделил три стадии этого процесса:

стадия резистентности (адаптации);

На первой стадии организм сталкивается с неким возмущающим фактором и старается приспособиться к нему. На второй стадии происходит адаптация к новым условиям. Но если стрессор продолжает действовать длительное время, происходит истощение резервов организма (третья стадия) и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью или смертью индивида [8].

В последние десятилетия внимание медиков, физиологов, психологов сконцентрировано вокруг того факта, что одни и те же стрессовые стимулы могут оказать и мобилизующее, и дезорганизующее действие на поведение, деятельность человека. Значительное распространение получили понятия – деструктивный стресс, или дистресс; и конструктивный стресс, или эустресс. О двуликости говорят, когда имеют в виду, что с одной стороны, это жизненно необходимая приспособительная реакция, которая открывает возможность адаптации к новым условиям жизнедеятельности, а с другой стороны, стресс может стать причиной страданий, болезней и переживаний [4].

Таким образом, можно выделить формы проявления стресса:

изменение поведенческих реакций (нарушение психомоторики, изменение образа жизни, профессиональные нарушения, нарушение социально- ролевых функций);

изменение интеллектуальных (когнитивных) процессов (нарушение показателей внимания, страдает функция памяти, мышление);

изменение физиологических процессов (физиологические проявления стресса касаются почти всех систем и органов человека в особенности сердечно – сосудистая система);

эмоциональные проявления (изменение общего эмоционального фона, выраженные негативные реакции, изменения в характере, возникновение невротических состояний).

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.

Каждый человек, начиная с момента его появления на свет и кончая глубокой старостью, постоянно подвергается воздействию многочисленных стрессовых ситуаций, вызывающих состояние стресса. Стрессовые ситуации предъявляют повышенные требования к человеку, обуславливают психофизическое, эмоциональное, психологическое и интеллектуальное напряжение человека [6].

В контексте ситуационного подхода участники стрессовой ситуации рассматриваются не как пассивные «жертвы» воздействия внешних стресс факторов, а как активные субъекты взаимодействия со структурными элементами ситуации, которые обладают определенной стрессогенностью (потенциальным риском нарушения гомеостаза организма и детерминации последующих стресс реакций) в зависимости от восприятия и когнитивной оценки ситуации.

Стрессовая ситуация — вид неординарной социально-психологической ситуации, в том числе и профессионально-трудной ситуации, которая содержит объективные повышенные требования к адаптационным потенциалам (ресурсам) человека, детерминирует изменения психического состояния человека и качество взаимодействия в системе «субъект—ситуация».

Главным признаком критической жизненной ситуации как разновидности стрессовой ситуации является наличие сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преодолеть препятствующие этому достижению преграды [1].

Стрессовые ситуации медицинских сестер, работающих в детских поликлиниках, не отличаются от стрессовых ситуаций другим медицинских сестер, работающих в других учреждениях здравоохранения. Но все же есть небольшое отличие в том, что сестринский персонал детских поликлиник очень тесно общается не только с детьми, но и с их родителями, что создает дополнительные условия напряжения при тесном взаимодействии. Потому что каждый родитель требует повышенного внимания именно к его ребенку, в связи с чем очень часто возникают трения между медицинским персоналом и родителями.

Стрессовые ситуации в деятельности сестринского персонала детских поликлиник:

Стрессовые ситуации, возникающие в ходе общения с родителями, детьми, подростками, в ходе которых медицинские сестры соприкасаются с чужими проблемами, болью и тревогами. Данные стрессовые ситуации порой имеют очень выраженный эмоциональный фон. Сталкиваясь с негативными эмоциями, медсестра невольно и непроизвольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сама испытывать повышенное эмоциональное напряжение.

Стрессовые ситуации, связанные в связи с увеличением объемов работы. Это связано, увеличением детского населения в городе и повышением требований к качеству предоставляемых услуг.

Стрессовые ситуации при общении с администрацией поликлиники, которые, как им кажется, предъявляют неоправданно завышенные требования к профессиональной деятельности медицинских сестер.

Стрессовые ситуации, связанные с монотонной и однообразной работой, которая не приносит желаемого удовлетворения. Большей частью это относиться к бумажной документации, которая в последнее время занимает практически все рабочее время сестринского персонала.

Однако это не значит, что стрессовые ситуации является только злом, бедой, но и важнейшим инструментом тренировки и закаливания, повышающий адаптивность и сопротивляемость организма к любым изменениям в окружающей нас среде.

Итак, стрессовых ситуаций, вызывающих стресс не следует избегать, а уметь ими управлять.

Снижение стрессогенности ситуации. Степень стрессогенности ситуации определяется количеством и силой отдельных стресс-факторов, присутствующих в текущий момент времени.

Основные стресс–факторы – это:

1. Значимость ситуации. Что для себя ценного я потеряю, если откажусь от выполнения данной деятельности или от нахождения в данной ситуации?

2. Новизна и неопределенность. Какие знания, умения, навыки мне необходимы для безопасного нахождения в данной ситуации?

3. Нагрузка. Какой уровень дискомфорта я испытываю при нахождении в данной ситуации?

4. Риск. Что для себя ценного я потеряю, если я сделаю неправильное действие?

5. Цейтнот. Запас времени, достаточный для спокойного обдумывания вариантов поведения.

На основании умения определять стресс–факторы можно создать алгоритм восстановительных мероприятий, помогающий организму быстрее прийти «в форму».

Управление психическими состояниями. Психическое состояние – это целостная характеристика психики человека в текущий период или момент времени. Каждый человек практически всегда сталкивается с необходимостью освоения методовуправления психическим состоянием (саморегуляция).

В общем виде алгоритм освоения методов саморегуляции может быть описан так:

1. Создать карту состояний – выделить и систематизировать основные известные состояния, обозначить их удобным образом, запомнить их объективные признаки и сопутствующие им субъективные переживания.

2. Научиться легко различать как качественно, так и количественно отличающиеся состояния.

3. Научиться переходить из одних состояний в другие: сначала в соседние состояния, затем во все более и более отдаленные.

4. Сначала пользоваться опосредованными приемами – движением, дыханием, внешними воздействиями и т.д. Со временем стремиться переходить из состояния в состояние исключительно за счет волевого усилия.

Самовосстановление. Восстановительные мероприятия помогают организму быстрее прийти в «форму» и быть готовым к встрече с новой стрессовой ситуацией.

Основные средства восстановления:

Психологические средства: аутогенная тренировка, мышечная релаксация, музыка и светомузыка, психорегуляция.

Психогигиенические средства: интересный досуг, позитивные кинофильмы, общение с природой, общение с близкими людьми, контакт с домашними животными, при необходимости смена рода деятельности.

Организационные средства: сбалансированная активность, правильный режим дня, планирование деятельности.

Медико-биологические средства: массаж, водные процедуры, бани, рациональное питание, полноценный отдых и сон.

Использование медикаментозных средств: использование психотропных препаратов, консультации психолога, психотерапевта, посещение кабинета релаксации.

Несмотря на кажущуюся сложность предложенной технологии, для ее успешного применения требуется всего лишь желание. Любой взрослый человек, независимо от уровня его образования или занимаемой должности, способен ее освоить. На наш взгляд, в условиях увеличенных объемов получаемой информации и стремительно меняющихся социально-экономических условиях любой человек должен уметь предвидеть, справляться со стрессовыми ситуациями, так как от этого напрямую зависит его здоровье и профессиональный рост в сфере его деятельности.

Выводы

Увеличение количества стрессовых ситуаций напрямую влияет на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими его людьми.

Весьма важной и перспективной для сохранения кадрового потенциала организации считаем разработку профилактических стратегий помощи «выгорающим» сотрудникам.

Современным людям необходима научно обоснованная, но в то же время простая и действенная технология управления, включающая в себя развития стресса устойчивости.

От умения справляться со стрессовыми ситуациями напрямую зависит качество жизни человека, его физическое и психическое здоровье.

Список используемых источников

Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). — М.: Издательство МГУ, 1984 — 200 с.

Линдеман Х., Селье Г. Система психофизического саморегулирования. Когда стресс не приносит горя. – М: МНПП «РЭНАР», 1992. – 160 с.

Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями – Пособие для врачей и медицинских психологов. — http://www.medpsy.ru/library/library142.pdf.

Островская И.В. Психология: учебник для медицинских училищ и колледжей. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 480 с.

Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме — http://medsport. 3dn.ru/load/quot_ocherki_ob_adaptacionnom_sindrome.

Столяренко Л.Д. Психология: учебник для вузов. — СПб.: Питер 2010г – 591 с.

Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма – М: Наука, 1988. – 176 с.

Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции: учебное пособие. –СПб.: Питер, 2008. – 256 с.

www.scienceforum.ru

Сестринская помощь при адаптации к стрессу (на примере хирургического отдела)

Пример готовой курсовой работы по предмету: Сестринское дело

Оглавление

Психологическая подготовка к операции

Исследование уровня предоперационного стресса у пациентов

Психологическая подготовка пациента к операции

1 этап. Объяснение ситуации

3 этап. Охраняющий режим

4 этап. Премедикация

5 этап. Заключительный

Психологическая подготовка пациента в условиях необходимости срочной операции

Выдержка из текста

Цель данной подготовки — снижение уровня тревоги пациента, снижение секреции желез, усиление действия препаратов для анестезии. Премедикация производится комбинацией препаратов и в большинстве случаев включает в себя наркотический анальгетик, седативный и антигистаминный препарат. [3, с.67]

5 этап. Заключительный

Утром после спокойного сна под действием снотворных препаратов или непосредственно перед операцией следует выделить еще один этап психологической подготовки больного, который заключается в подкреплении положительной установки, созданной на протяжении всего предоперационного периода. Здесь многословные разговоры неуместны, достаточно взять руку больного, прощупать его пульс, сказать, что «все в порядке» или «все хорошо» и пожать ему руку — эта процедура равна хорошей премедикации. Это может быть простая фраза, рукопожатие или жест врача, который будет нести в себе уверенность в благоприятном исходе операции, так необходимая пациенту.

Этот заключительный компонент психологически очень важен для больного, потому что он закрепляет всю его уверенность, накопленную на предыдущих этапах, снижает уровень предоперационного стресса и в целом повышает вероятность успеха не только в процессе хирургического вмешательства, но и в ходе послеоперационного периода.

Предложенная схема психологической подготовки пациента к операции может использоваться в условиях плановых хирургических отделений. Однако в условиях неотложной хирургии предоперационная подготовка может длиться лишь несколько часов. Поэтому такая схема примет несколько другой вид по ряду причин.

Конечно, в условиях необходимости срочных и экстренных вмешательств психологическое состояние больного оценивается только после физического, которое выступает на первый план. Поэтому весь короткий предоперационный период занимает непосредственно физическая подготовка. Следовательно, предложенная выше схема не может быть использована, и нуждается в модификации.

Процесс психологической подготовки больного к хирургическому вмешательству в условиях неотложной хирургии будет выглядеть следующим образом. Останутся лишь основные этапы. Первый этап объяснения ситуации и прогноза можно объединить в один с целью экономии времени. Этап нормализации сна и питания может выпадать по причине срочности операции, а не плановой подготовки, как в первой схеме. И наконец, этап премедикации примет другой вид и приобретет дополнительные цели. [6, с.18]

Остановимся на всех этапах подробно.

1 этап. Объяснение ситуации и прогнозы

В условиях неотложной хирургии, тем не менее, нельзя обойтись без этих важнейших этапов, которые можно объединить в один лишь с целью экономии времени. Больной имеет право знать всю информацию о состоянии своего здоровья, необходимости и последствиях хирургического вмешательства. На данном этапе врач должен максимально четко изложить все показания к операции и последствия отказа от нее. Кроме того, по возможности стоит создать благоприятную для пациента доверительную атмосферу, что так же поможет снизить уровень предоперационного стресса. [17, с.51]

2 этап. Снижение операционной стесс-реакции

В условиях необходимости срочной операции, за счет быстро развивающихся событий в жизни пациента можно сделать вывод о том, что уровень предоперационного стресса будет значительно выше, чем в условиях плановой операции. При плановой подготовке больной успевает привыкнуть к мысли о безопасности и благоприятном исходе операции, чего лишается пациент в условиях необходимости срочного хирургического вмешательства. Поэтому на данном этапе целесообразно использовать лекарственные средства для снижения уровня предоперационного стресса, т.к. проведение полноценной психологической подготовки не представляется возможным по причине ограниченного временного ресурса.

Тяжелая операционная стресс-реакция, в том числе травматический шок, — это, прежде всего гиперреактивность симпатоадреналовой и гипофизарно-надпочечниковой систем. Поэтому патогенетически обоснованно перед операцией вводить препараты, снижающие реактивность указанных систем. Однако следует помнить, что эти системы формируют ответную реакцию на любое повреждение, т. е. они являются пусковыми механизмами типовой адаптационной реакции.

Следовательно, если вызвать резкое угнетение симпатической или гипофизарно-надпочечниковой системы, то организм лишится эволюционно сложившегося механизма защиты и может погибнуть от обычного раздражителя, который в нормальных условиях вызывает только состояние тревоги. Поэтому альфа-адреноблокаторы и нейролептики необходимо назначать только в стандартных (средних) терапевтических дозах.

Мероприятия, позволяющие в экстренных условиях снизить операционную стресс-реакцию:

    Понижение реактивности симпатической нервной системы путем назначения до операции альфа-адреноблокаторов (фентоламин, тропафен).

Назначение нейролептиков (аминазин, дипразин), обладающих также альфа-адреноблокаторным эффектом.

Усиление тормозных механизмов ЦНС.

Фармакологическая профилактика психического стресса.

В целях уменьшения эмоционального напряжения, страха, вероятности развития шока пациентам за 40−60 минут до операции назначают транквилизаторы — производные бензодиазепина: хлозепид, седуксн, феназепам.

Назначение группы лекарств, обладающих антиоксидантным действием: аскорбиновая кислота (витамин с), токоферола ацетат (витамин Е), ретинол (витамин А).

Повышение функциональных резервов надпочечников путем введения до операции препаратов пантотеновой кислоты (пантенол).

Усиление функции эндогенного тормозного потенциала ГАМК путем назначения препаратов вальпроевой кислоты (натрия вальпроат, конвулекс).

Все приведенные группы лекарственных препаратов определенным образом влияют на устойчивость организма к операционной травме, однако усиление положительного действия за счет увеличения дозы указанных веществ может вызвать обратный эффект. Поэтому в целях стимуляции механизмов резистентности широко применяется метод комбинированного назначения лекарственных средств различных групп, так как они часто оказывают потенцирующее действие.

Следует подчеркнуть, что приведенная система антистрессорной защиты никак не заменяет соответствующего анестезиологического пособия во время операции и адекватного послеоперационного обезболивания.

Применение данного способа снижения стресс-реакции при экстренных вмешательствах существенно уменьшает опасность развития послеоперационных осложнений, особенно у лиц пожилого старческого возраста, обеспечивает гладкое течение послеоперационного периода, сокращает сроки пребывания больных в стационаре. [18, с.4]

По результатам проведенного исследования стало ясно, что

70. пациентов в предоперационном периоде испытывают высокий уровень стресса. В соответствии с изложенным выше теоретическим материалом об отрицательном воздействии стресса на организм человека можно сделать заключение о том, что предоперационный стресс негативно влияет как на ход операции, так и на процесс выздоровления в целом. Таким образом, было получено подтверждение выдвинутой гипотезы.

Следовательно, встает вопрос о проведении специальной психологической подготовке больного к операции, которая позволит снизить уровень стресса и благоприятно повлияет на ход операции и период выздоровления. Принципы такой подготовки просты — доверительная беседа, участие, внушение благоприятного течения и исхода операции. Ведь зачастую, больным испытывающим тревогу в предоперационном периоде не хватает простого внимания и участия со стороны медицинского персонала.

Соблюдение этих простых принципов позволит обеспечить безопасность жизни и здоровья пациента в условиях стационара.

Арушанян Э.Б., Бейер Э.В. Взаимосвязь психоэмоционального состояния и иммунной системы// Успехи физиологических наук. — 2004. — Т. 35. — № 4. — С. 49−64.

Березин Ф.Б., Безносюк Е.В., Соколова Е.Д. Психологические механизмы психосоматических заболеваний// Российский медицинский журнал. — 2008. — № 2. — С. 43−49.

Волков В.Т., Стрелис А.К., Караваева Е.В., Тетенев Ф.Ф. Личность пациента и болезнь. — Томск: Сиб. мед. ун-т, 2005. — 328 с.

Зотова О.И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности / О.И. Зотова, И.К. Кряжева // Психологические механизмы регуляции социального поведения. — М., 2000. — С. 219.

Кондратьев Ф., Осколкова С. Некоторые вопросы психосоматической патологии// Врач. — 2000. — № 1. — С. 45−48.

Лекявичус Э. Элементы общей теории адаптации / Э. Лекявичус. — Вильнюс: «Макслас», 2006. — 272 с.

Макшанов И. Я., Хирургическая операция. — Минск, 2002.

Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: новейший справочник. — М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Сова, 2003. — 928 с.

Медведев В.И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации / В.И. Медведев // Физиология человека. — 2003. — Т.24, № 4. — С.50−55.

Медведев В.И. Психологические реакции человека при действии экстремальных факторов / В.И. Медведев. — Л.: Наука, 2002. — 102 с.

Меерсон Ф. З. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам / Ф.З. Меерсон. — М.: Медицина, 2008. — 256 с.

Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А.А. Налчаджян. — Ереван, 2008. — С. 10 — 22.

Озернюк Н.Д. Механизмы адаптаций / Н.Д. Озернюк. — М.: Наука, 2002. — 272 с.

Парцерняк С.А. Стресс. Вегетозы. Психосоматика. — СПб.: А.В.К., 2002. — 384 с.

Прохоров А.О. Функциональные структуры психических состояний / А.О. Прохоров // Психол. Журн. — 2006. — Т. 17, № 3. — С. 9−18.

Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. — М: Медгиз, 2000. — 254 с.

Системные механизмы поведения / Под ред. К.В.Судакова.- М.: Медицина, 2000.- 238 с.

Смулевич А.Б., Сыркин А.Л., Козырев В.Н. Психосоматические расстройства (клиника, эпидемиология, терапия, модели медицинской помощи) // Ж. неврологии и психиатрии. — 2000. — Т. 99, № 4. — С. 4−16.

Судаков К.В. Психоэмоциональный стресс: профилактика и реабилитация// Терапевтический архив. — 2007. — Т. 69. — № 1. — С. 70−74.

Судаков К.В. Устойчивость к психоэмоциональному стрессу как проблема биобезопасности // Вестник РАМН. — 2002. — № 11. — С. 15−17.

Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. — М.: Медицина, 2006. — 384 с.

Список литературы

1.Арушанян Э.Б., Бейер Э.В. Взаимосвязь психоэмоционального состояния и иммунной системы// Успехи физиологических наук. — 2004. — Т. 35. — № 4. — С. 49−64.

2.Березин Ф.Б., Безносюк Е.В., Соколова Е.Д. Психологические механизмы психосоматических заболеваний// Российский медицинский журнал. — 2008. — № 2. — С. 43−49.

3.Волков В.Т., Стрелис А.К., Караваева Е.В., Тетенев Ф.Ф. Личность пациента и болезнь. — Томск: Сиб. мед. ун-т, 2005. — 328 с.

4.Зотова О.И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности / О.И. Зотова, И.К. Кряжева // Психологические механизмы регуляции социального поведения. — М., 2000. — С. 219.

5.Кондратьев Ф., Осколкова С. Некоторые вопросы психосоматической патологии// Врач. — 2000. — № 1. — С. 45−48.

6.Лекявичус Э. Элементы общей теории адаптации / Э. Лекявичус. — Вильнюс: «Макслас», 2006. — 272 с.

7.Макшанов И. Я., Хирургическая операция. — Минск, 2002.

8.Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: новейший справочник. — М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Сова, 2003. — 928 с.

9.Медведев В.И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации / В.И. Медведев // Физиология человека. — 2003. — Т.24, № 4. — С.50−55.

10.Медведев В.И. Психологические реакции человека при действии экстремальных факторов / В.И. Медведев. — Л.: Наука, 2002. — 102 с.

11.Меерсон Ф. З. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам / Ф.З. Меерсон. — М.: Медицина, 2008. — 256 с.

12.Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А.А. Налчаджян. — Ереван, 2008. — С. 10 — 22.

13.Озернюк Н.Д. Механизмы адаптаций / Н.Д. Озернюк. — М.: Наука, 2002. — 272 с.

14.Парцерняк С.А. Стресс. Вегетозы. Психосоматика. — СПб.: А.В.К., 2002. — 384 с.

15.Прохоров А.О. Функциональные структуры психических состояний / А.О. Прохоров // Психол. Журн. — 2006. — Т. 17, № 3. — С. 9−18.

16.Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. — М: Медгиз, 2000. — 254 с.

17.Системные механизмы поведения / Под ред. К.В.Судакова.- М.: Медицина, 2000.- 238 с.

18.Смулевич А.Б., Сыркин А.Л., Козырев В.Н. Психосоматические расстройства (клиника, эпидемиология, терапия, модели медицинской помощи) // Ж. неврологии и психиатрии. — 2000. — Т. 99, № 4. — С. 4−16.

19.Судаков К.В. Психоэмоциональный стресс: профилактика и реабилитация// Терапевтический архив. — 2007. — Т. 69. — № 1. — С. 70−74.

20.Судаков К.В. Устойчивость к психоэмоциональному стрессу как проблема биобезопасности // Вестник РАМН. — 2002. — № 11. — С. 15−17.

21.Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. — М.: Медицина, 2006. — 384 с.

referatbooks.ru