Сестринский процесс при нарушении сна

Сестринский процесс при нарушении сна

Одной из наиболее актуальных проблем современной неотложной хирургии является острый распространенный перитонит, вследствие роста заболеваемости и стабильно высокой летальности, достигающей 50 — 85 % при запущенных, осложнённых перитонитах.

Перитонит – воспаление серозного покрова брюшной полости – брюшины. Бывает — первичный и вторичный перитонит. Первичные перитониты встречаются редко. Вторичные перитониты возникает при осложнении острых хирургических заболеваний и травм органов брюшной полости. По клиническому течению различают острый и хронический перитонит. Наиболее целесообразной считается классификация перитонитов с выделением реактивной, токсической и терминальной фаз [1]. Преимущество такой классификации состоит в стремлении увязать тяжесть клинических проявлений с патогенетическими механизмами перитонита.

Перитониты независимо от причины, их вызвавшей, в подавляющем большинстве случаев представляют собой типичное бактериальное воспаление. Наиболее частыми возбудителями гнойных перитонитов являются кишечная палочка (65%) и патогенные кокки (30%). В современных условиях отмечается также значительная активация условно-патогенной флоры, участвующей в нагноительном процессе в брюшной полости: не облигатных анаэробов, бактероидов и пр. Нередко возникновение перитонита обусловлено несколькими бактериальными возбудителями одновременно; подобные ассоциации наблюдаются у 35% больных [2]. В патогенезе перитонитов основная роль принадлежит интоксикации. Подсчитано, что брюшинный покров человека примерно равен по площади кожному покрову. Поэтому развивающийся в брюшной полости нагноительный процесс быстро приводит к наводнению организма токсинами как бактериального, так и не бактериального (эндогенного) происхождения, способными как избирательно, так и в различных сочетаниях вызывать резкую иммунологическую перестройку организма, получившую в литературе название стресса. В начальной стадии перитонитов наблюдается стойкий парез кишечника, гиперемия брюшины, ее отечность и начало экссудации в полость живота через растянутые клетки эндотелия кровеносных сосудов. В дальнейшем при воспалении брюшины отмечаются расстройства гемодинамики в виде портального застоя со снижением артериализации и гипоксией печени [2]. За гипоксией следует падение белково-образующей функции органа: сначала резко снижается уровень белка, а затем нарушаются его синтез (получение) и ресинтез (расщепление). Убывает дезаминирующая и мочевинообразовательная функции печени. Нарастает в крови содержание аммония и гликоля. Исчезает запас гликогена в печени. Позднее нарушаются ассимиляция (использование) органом моносахаридов и синтез гликогена. Первоначальная гипогликемия (снижение гликогена) сменяется гипергликемией (повышение гликогена). Развивается дегидратация организма с расстройством электролитного обмена, падением содержания хлоридов. В надпочечниках происходит изменение клеток с выраженным некробиозом коркового слоя и обеднением его хромаффинной субстанцией. В сосудах легких развиваются застой крови, гиперемия, в основном вследствие слабости мышцы сердца и многочисленных гипостазов; в легких — отек.

Цель работы — изучение особенностей сестринского процесса при перитоните.

-анализ результатов лечения 10 пациентов с перитонитом, с разным характером возникновения, находившихся на лечении в хирургических отделениях МБУЗ КГК БСМП.

-изучение тактики медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса у пациентов с острым перитонитом.

Материалы и методы — Возраст пациентов составлял от 35 до 65 лет. У 8 пациентов перитонит возник из-за осложнения острых хирургических заболеваний, у 2 в результате травм органов брюшной полости. Результаты лечения оценивались по объективным критериям состояния пациентов.

Лечение проводилось хирургическое, по экстренным показаниям, заключалось в удалении очага воспаления, санации брюшной полости, её дренировании. В послеоперационном периоде проводилось восстановление водно-электролитного баланса. После операции назначили пациентам антибиотики, массивную инфузионную терапию, направленную на восстановление иммунитета, функций ЖКТ, профилактику осложнений. В послеоперационном периоде осложнения возникли у 3 больных:

1) двусторонняя нижнедолевая пневмония — у 1 пациента;

2) сепсис — у 1 пациента;

3) кишечная непроходимость- у 2 пациентов;

При лечении больных с перитонитом весьма важное значение имеет сестринский процесс.

Сестринский процесс – это системный, хорошо продуманный, целенаправленный план действий медсестры, учитывающий потребности пациента. После реализации плана необходимо обязательно провести оценку результатов.

Стандартная модель сестринского процесса состоит из пяти этапов:

1) медсестринского обследования пациента, определения состояния его здоровья;

2) постановки медсестринского диагноза;

3) планирования действий медицинской сестры (медсестринских манипуляций);

4) реализации (осуществления) сестринского плана;

5) оценки качества и эффективности действий медсестры.

После обследования и начала лечения были выявлены существующие на данный момент проблемы пациентов: невозможность передвигаться вследствие сильных болей в области живота, нарушение потребностей есть, спать, нарушение досуга. Также выявлены потенциальные проблемы: местные нарушения кровообращения, нарушение нормального опорожнения кишечника, застойное явление в лёгких, возможность образования тромбов в сосудах.

Были поставлены следующие сестринские диагнозы: боль, задержка стула, беспокойство, страх, слабость, нарушение сна. После выявления проблемы пациентов были определены цели медицинской сестры по уходу за больными: краткосрочные и долгосрочные.

К зависимым вмешательствам относили в/мышечное и в/венное введение медикаментов, постановку капельниц, забор биологических материалов на анализы. Взаимозависимыми вмешательствами были промывания дренажей, ежедневные перевязки совместно с лечащим врачом. Весьма значительным у данной категории больных был объем независимых вмешательств. К ним относили: постоянный мониторинг основных показателей жизнедеятельности (сознание, число сердечных сокращений, температура тела, почасовой диурез), контроль за отделяемым по зондам, дренажам, поддержание их проходимости. После восстановления пассажа по кишечнику проводилось дробное диетическое питание больных. Значительное внимание уделялось гигиене больных (поддержание чистоты ротовой полости и тела), а также профилактике пролежней.

После осуществления независимых, зависимых и взаимозависимых вмешательств была произведена оценка эффективности сестринского процесса. Отмечено улучшение состояния больных, уменьшение жалоб на боль, нормализация работы ЖКТ( самостоятельный стул к концу 1 недели, восстанавливается перистальтика кишечника).

Выводы: После осуществления независимых, зависимых и взаимозависимых вмешательств была произведена оценка эффективности сестринского процесса. Отмечено улучшение состояния больных, уменьшение жалоб на боль, нормализация работы ЖКТ, заживление ран, ранняя активизация пациентов. Исчезли такие проблемы как: беспокойство, страх, нарушение сна. Эффективностью сестринского процесса явился показатель здоровья обследуемых пациентов. Благодаря своевременному лечению и правильной реализации сестринского процесса, пациенты пошли на поправку и проявляли самостоятельность в двигательной активности.

applied-research.ru

Нарушения сна. Бессонница

В повседневной жизни человека можно выделить два основных периода: сон и бодрствование, которые определяются биологическими ритмами. Основная функция сна заключается в поддержании и восстановлении нормального функционирования организма. В идеальных условиях во время сна полностью восстанавливается энергетический потенциал и психические функции, что позволяет комфортно жить и заниматься повседневной деятельностью. Но, к сожалению, в современных условиях для поддержания «нормального» функционирования требуется все больше и больше энергии и часто один человек вынужден выполнять больший объем работы, чем ранее, или динамично развивающееся дело требует большего объема знаний. По данным зарубежных исследователей, такая проблема как бессонница в последнее время касается более 50% жителей мегаполисов.

Что нужно делать, чтобы бессонница не портила вам жизнь:

1. Не переживайте по поводу бессонницы. Одна ночь без сна не повлияет на качество обычной работы, учебы и т.д. Когда ложитесь в постель старайтесь не настраивать себя на мысли о бессоннице.

2. Не «заставляйте» себя уснуть. Если не можете уснуть, проведите это время пользой, вместо беспокойства по поводу того, что вас посетила бессонница.

3. Поддерживайте регулярную физическую активность до 20 часов (занимайтесь спортом, гуляйте). Но, за 1-1,5 часа до сна необходимо успокоиться и провести это время в приятной обстановке.

4. Не употребляйте кофе, тонизирующие напитки, алкоголь, сигареты во второй половине дня (или за 6-8 часов до сна). Не ложитесь голодными или после плотного ужина. Если чувствуете голод, можно съесть немного фруктов.

5. Установите определенный режим сна. Это важно для точного соблюдения биологических ритмов. Пробуждаться необходимо в одно и то же время вне зависимости от будней или выходных, или от продолжительности сна.

6. Сократите время сна до 6-7 часов. Это позволит улучшить его качество и глубину.

7. Не решайте проблемы перед сном. Лучше перенесите их на утро.

8. Выберите определенную «привычку» перед сном (например, теплая ванна или прослушивание приятной музыки) и выполняйте это ежедневно.

Необходимо также помнить, что качество и продолжительность сна зависят также и от условий, в которых Вы спите. Кровать должна бать максимально комфортной, но при этом жесткой. Используйте ортопедические подушки и матрацы. В комнате, где Вы спите, должна быть комфортна температура, не должно быть посторонних шумов, яркого света, неприятных и сильных запахов. С понятием гигиены сна связано определение наиболее адаптивного варианта пробуждения.

Основные правила, которые помогут настроить себя на продуктивную работу:

1. Приятная музыка или звуки природы в будильнике

2. Сделайте несколько глубоких вдохов, пока лежите в кровати.

3. Потянитесь. Если Вам не хочется, сделайте это специально.

4. Не думайте о плохом и не настраивайтесь на негативные мысли

5. Сделайте несколько физических упражнений после подъема с кровати (зарядку)

6. Приготовьте завтрак накануне вечером. Также, вечером, соберите все необходимые Вам вещи и документы. Оставьте больше времени на спокойствие утром.

Если Вы любитель кофе, то Вам необходимо знать об этом напитке следующее. Содержание кофеина в чашке зависит от многих параметров, но его действие всегда одинаково: психостимулирующее. То есть кофе оказывает стимулирующее действие на ЦНС, главным образом на кору головного мозга, дыхательный и сосудодвигательный центры, повышает умственную и физическую работоспособность, уменьшает сонливость, чувство усталости, оказывает выраженное влияние на сердечно-сосудистую систему (увеличивает силу и частоту сокращений сердца, повышает АД при гипотензии), повышает секрецию желез желудка. Средняя рекомендованная суточная доза кофеина составляет около 300-500 мг (в чашках – это, примерно, 2-4 американо).

Соответственно, при увеличении дозы закономерно проявляются побочные эффекты: нарушение сна, возбуждение, беспокойство, тошнота, рвота, тахикардия, аритмия, повышение артериального давления. Также нужно отметить формирование зависимости от кофеина с возникновением синдрома отмены.

Различие в действие на здоровье определяется также видом, качеством и способом приготовления кофе. Так, например, использование бумажного фильтра позволяет сорбировать жирные кислоты, содержащиеся в кофе и предотвращать их попадание в организм (что снижает риск ишемической болезни сердца). Использование низкосортного зернового или растворимого кофе опасно повреждениями печени и желудочно-кишечного тракта.

Бессонница сопровождает многие заболевания (психические или физические). В случае, если соблюдение гигиены сна Вам не помогает, необходимо обратиться за помощью к врачу. В настоящее время расстройствами сна занимаются многие специалисты, но перед началом любого лечения необходимо пройти обследование (клинический и биохимический анализы крови, общий анализ мочи, ЭКГ, электроэнцефалограмма). Обязательными являются консультации невролога, терапевта.

В настоящее время существует множество методов лечения нарушений сна. В зависимости от причин, бессонница лечится снотворными средствами, антидепрессантами, транквилизаторами и психотерапией, направленной на коррекцию невротических расстройств и выработку адаптивного поведения.

www.mc21.ru

Оценка результатов сестринского ухода при нарушении потребности в сне и отдыхе

Оценка сна всегда субъективна. Иногда человек говорит, что не спал всю ночь, в действительности же он все-таки спал (доказано с помощью ЭЭГ).

Однако, проводя текущую или итоговую оценку результатов ухода, не следует игнорировать жалобу пациента на бессонницу и усталость, необходимо вновь пересмотреть возможные причины нарушения сна и проконсультироваться с врачом.

Вопрос 3. Выводы

1. Движение – признак полноценной жизни и деятельности человека в любом возрасте.

Ограничение подвижности или неподвижность создают много проблем для человека. Та­кое состояние может быть продолжительным и постоянным. Оно может быть обус­ловлено травмой, болью при наличии хронических заболеваний, оста­точных явлений нарушения мозгового кровообращения (инсульта).

Неподвижность — один из факторов риска развития пролежней, нарушения функции опорно-двигательного аппарата, работы сердца и легких.

Сестринская помощь, направленная на максимально воз­можное восстановление подвижности, самостоятельности при движении с использованием костылей, палок, проте­зов, имеет огромное значение для улучшения качества жизни пациента.

2. Отдых и сон необходимы для повседневной жизнедеятельности человека. Знание стадий сна и возможных причин, вызывающих его нарушение, даст возможность медицинской сестре оказать пациенту помощь и удовлетворить доступными ей средствами его потребности.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Хабаровский государственный медицинский колледж»

цмк «основЫ сестринского дела»

Т.В. КУКУШКИНА

СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ БОЛИ

Методическая разработка ЛЕКЦИОННого занятия

ПМ 04. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ «МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ» (РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПАЦИЕНТА ПОСРЕДСТВОМ СЕСТРИНСКОГОУХОДА)

МДК 04.03. ТЕХНОЛОГИЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Специальности: 060501.51 Сестринское дело

АКУШЕРСКОЕ ДЕЛО

ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО

Одобрено ЦМК «Утверждаю»

«Основы сестринского дела» Начальник научно-методического отдела

«___» ___________ 2013 г. _____________________ О.И. Кобылкина

Протокол № _________ «___________» _______________ 2013 г.

«Основы сестринского дела»

Приложение № 1

ПЛАН ЛЕКЦИИ

Тема: СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ БОЛИ

Вопрос 1.Понятие о боли.

Вопрос 2.Особенности реакции человека на боль.

Вопрос 3. Факторы, влияющие на ощущение боли.

Вопрос 4. Виды боли.

Вопрос 5. Сестринские вмешательства, направленные на снижение боли.

studopedia.info

ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДСЕСТРЫ;

И развитие сестринского дела как науки, позволит сестринскому делу

Именно сестринский процесс обеспечит дальнейший рост

МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА! ЗАПОМНИТЕ!

оформиться в качестве самостоятельной профессии, предоставит качественный уход пациентам в лечебно-профилактических учреждениях

I. У пациента 65-ти лет, отмечается непроизвольное выделение мочи по каплям, эпизодически порцией без позыва на мочеиспускание. Он вдо­вец, живет со своим сыном и невесткой в 2-х комнатной квартире со всеми добствами. У него один внук 15 лет. который горячо любит деда.

Пациент обеспокоен возвращением домой, потому что не знает как семья отреагирует на его проолему. Сын и внук ежедневно навещают отца, но он отказывается встретиться с ними, целыми днями лежит, отвернувшись к стене, плохо спит.

1. Идентифицируйте, удовлетворение каких потребностей нарушено
у пациента?

2. Определите настоящие и потенциальные сестринские проблемы,
выделите приоритеты.

3. Сформулируйте цели и составьте план ухода по приоритетной проблеме.

Страдает уовлетворение потребностей: ВЫДЕЛЯТЬ. БЫТЬ ЗДОРОВЫМ, БЫТЬ ЧИСТЫМ. ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ, ОБЩАТЬСЯ, РАБОТАТЬ.

1. недержание мочи;

2. тревога о своем состоянии;

3. нарушение сна;

4. отказ от встреч с близкими людьми:

5. высокий риск нарушения целостности кожных покровов: опрелости в паховой области.

ПРИОРИТЕТНАЯ СЕСТРИНСКАЯ ПРОБЛЕМА: недержание мочи Краткосрочные цели:

а) к концу недели пациент осознает, что при соответсппющсм лече­нии этоо тягостное явление уменьшится или пройти .

6) к концу недели пациент осознает, что при соответсвующей организации ухода это явление не будет создавать дискомфорта для окружаю­щих:

пациент будет псипсихологически подготовлен к жизни в семье к моменту выписки.

1. Медсестра обеспечит изоляцию пациента (отдельная палата, ширма).

2. Медсестра будет беседовать с пациентом о его проблеме ежеднев­но по 5-10 минут.

3. Медсестра даст совет пациенту не ограничивать количество потребляемой жидкости.

4. Медсестра обеспечит постоянное пользование мужским мочеприемником ночью и съемным мочеприемником в дневное время.

5. Медсестра обеспечит ежедневное обеззараживание мочеприемни­ка и обработку его раствором перманганата калия, 1% раствором хлористоводородной кислоты или 0,5% осветленным раствором
хлорной извести для уничтожения амиачного запаха.

6. Медсестра будет следить за гигиеной постели: матрац будет обтянут клеенкой, постельное и нательное белье будет меняться после каждого случая мочеиспускания в кровать.

7. Медсестра обеспечит гигиену кожи паховой области (подмывания и обработка вазелином или детским кремом не реже трех раз в день).

8. Медсестра обеспечит проветривание помещения не реже

4-х раз в день по 20 минут, использование дезодораторов.

9. Медсестра обеспечит влажную уборку палаты не реже

10. Медсестра будет наблюдать за цветом, прозрачностью и запахом мочи.

11. Медсестра обучит родственников пациента особенностям домаш­него ухода.

ПРИОРИТЕТНАЯ СЕСТРИНСКАЯ ПРОБЛЕМА: тревога о своем состоянии.

Краткосрочная цель: пациент будет свободно обсуждать с медсестрой свои проблемы к концу недели.

Долгосрочная цель: при участии медсестры и семьи пациент адапти­руется психологически к своему состоянию и выскажет желание продол­жать жизнь.

1. Медсестра обеспечит достаточно времени для обсуждения проблем пациента ежедневно, акцентируя его внимание на современных средствах ухода при недержании (съемные мочеприемники, впитывающие трусы и пеленки с дезодорирующим эффектом, средства для профилактики опре­лостей). Сестра ознакомит пациента с литературой по этому вопросу.

2. Медсестра проведет беседу с родственниками о необходимости
психологической поддержки пациента.

3. Медсестра будет поощрять проявление внимания семьи пациента
по отношению к нему без личного контакта несколько дней (передачи, за­писки, цветы, сувениры).

4. Медсестра будет поощрять родственников навещать его после 7-го
дня и проинформирует их о должном поведении.

5. Медсестра обеспечит прием седативных препаратов и транквилиза­
торов, по назначению врача.

6. Медсестра обеспечит знакомство с пациентом, страдающим недер­
жанием мочи и адаптированным к своему состоянию.

II. Пациент 43-х лет, находящийся на стационарном лечении по пово­ду хронического бронхита, предъявляет жалобы на нарушение сна — с пер­вых дней пребывания в больнице не может заснуть до 2-3 часов утра, ос­тавшееся время дремлет с перерывами. Утром чувствует себя разбитым, раздраженным, болит голова. Раньше проблем со сном не было, связывает их появление с переменой обстановки (госпитализация). Просит у медсе­стры снотворное.

1. удовлетворение каких потребностей нарушено?

2. осуществите II и III этапы сестринского процесса.

Нарушено удовлетворение потребностей: СПАТЬ И ОТДЫХАТЬ. Сестринские проблемы:

— периодические головные боли,

Приоритетная проблема: — нарушение сна.

Краткосрочная цель: пациент продемонстрирует знания о способах улучшения сна к концу беседы с медсестрой.

Долгосрочная: пациент отметит улучшение сна и будет спать ночью не менее 6 часов все время пребывания в стационаре.

1. медсестра будет беседовать с пациентом о проблеме сна по 5 ми­нут ежедневно;

2. медсестра обеспечит тишину, чистоту и свежий воздух в палате
(температура воздуха в палате 18-20 С), минимальное освещение
возле кровати);

3. медсестра будет следить за соблюдением «тихого часа» в отделении;

4. медсестра, с разрешения врача, посоветует пациенту прогулки в
больничном саду за полчаса-час до сна;

5. медсестра обеспечит пациенту постельный комфорт (удобный матрас, невысокая подушка, теплое легкое одеяло, свежее белье);

6. медсестра даст совет пациенту не переедать перед сном;

7. медсестра посоветует пациенту перед сном выпивать стакан теплого молока с медом или успокаивающего травяного чая;

8. медсестра обучит пациента специальным упражнениям на расслабление (релаксацию), облегчающим засыпание;

9. медсестра побеседует с семьей пациента и соседями по палате о необходимости избегать утомительных бесед, раздражающих из­вестий во второй половине дня;

10. медсестра применит снотворное, по назначению врача;

11. с разрешения врача, медсестра не станет будить пациента для принятия пищи или лекарства, если он заснул;

12. медсестра постарается найти интересное дневное занятие для пациента, делающее его менее сонным и удерживающего его от сна в дневное время (шахматы, книги, телевидение, радио).

III. Пациентка Р., 44-х лет, жалуется на значительное увеличение мас­сы тела за последние 5 лет (с 65 кг до 107 при росте 173 см). Хотела бы снизить вес, но, несмотря на рекомендации врача, диету не соблюдает. Аппетит повышен. В рационе преобладают углеводы. Беспокоит одышка при незначительной физической нагрузке, потливость, утомляемость. От­мечает склонность к запорам. Пять лет назад развелась с мужем. Детей не имеет. Работает бухгалтером. Проживает одна в благоустроенной 2-х ком­натной квартире. Отец и мать страдают полнотой.

1. Идентифицируйте, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациентки?

2. Определите настоящие и потенциальные сестринские проблемы, выделите приоритеты.

3. Сформулируйте цели и составьте план ухода по одной приоритет­ной проблеме.

Нарушено удовлетворение потребностей: ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ, ВЫДЕЛЯТЬ, ДЫШАТЬ, РАБОТАТЬ.

— избыточное питание, превышающее потребность организма;

— несоблюдение врачебных рекомендаций относительно диетическо­го питания;

— высокая степень риска для сердечно-сосудистой системы в связи с ожирением;

— стул со склонностью к запорам;

Приоритетная проблема: избыточное питание, превышающее потребность организма.

Краткосрочная цель: пациентка продемонстрирует понимание необходимости снижения массы тела для улучшения своего самочувствия

Долгосрочная: пациентка снизит массу тела на 10% к моменту вы­писки (через месяц).

1. медсестра будет обсуждать с пациенткой пагубные последствия ожирения для здоровья по 10 минут в течение недели;

2. медсестра подберет популярную литературу по этому вопросу и ознакомит с ней пациентку;

3. медсестра ознакомит пациентку с требованиями лечебного стола, рекомендует частый прием пищи и разгрузочные дни 2 раза в неделю;

4. медсестра проведет беседу с родственниками и знакомыми паци­ентки о характере диетического стола и будет осуществлять контроль передач;

5. медсестра организует консультацию инструктора ЛФК и будет следить за регулярным выполнением рекомендованных гимнасти­ческих упражнений;

6. медсестра обеспечит консультацию физиотерапевта и выполнение его назначений;

7. медсестра организует досуг пациентки, стараясь отвлечь ее от мыслей о еде;

8. медсестра обеспечит прием жиромобилизующих и других лекар­ственных средств, в соответствии с назначением врача;

9. медсестра будет взвешивать пациентку 1 раз в 3 дня, поощряя ее успехи.

IV. Пациент длительное время получал после травмы лечение стреп­томицином, в результате чего наступила полная глухота. Врачи и медсест­ра уверяли, что слух восстановится, считая, что это «ложь во спасение».

«Надежда спасения» длительное время поддерживалась окружающими, стала доминантной.

Пациент объездил все клиники, где занимались восстановлением слу­ха, но, самостоятельно ознакомившись со специальной литературой, по­степенно пришел к выводу, что потеря слуха является необратимой. Во время беседы с медсестрой заявил, что решил покончить с собой, и это яв­ляется взвешенным решением. Речь медленная и спокойная, тщательно подбирает слова. Ему 42 года, женат, имеет 2-х детей, 18-ти и 12-ти лет. Оказывает материальную поддержку престарелым родителям. Имеет педагогическое образование, преподавал физику в школе, последний год на инвалидности.

Нарушено удовлетворение потребностей: ОБЩАТЬСЯ, ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ, РАБОТАТЬ.

— не справляется с проблемами своей болезни (потеря слуха), риск суицидальной попытки.

— Приоритетная проблема: — не справляется с проблемами своей болез­ни (потеря слуха).

Краткосрочная цель: пациент продемонстрирует знания о возможно­стях реабилитации лиц, потерявших слух в зрелом возрасте, через неделю.

Долгосрочная: через месяц пациент будет психологически адаптиро­ван к своему заболеванию и выскажет желание продолжить жизнь.

1. медсестра обсудит ситуацию с врачом для выработки единой стратегии действий в отношении этого пациента,

2. медсестра будет обсуждать проблемы пациента 2 раза в день по 10 минут, поощряя проявления негодования и горя,

3. медсестра как можно быстрее познакомит пациента с человеком, глухим, но овладевшим методикой чтения с губ и ведущим соци­ально активную жизнь. Она будет поощрять, чтобы было несколь­ко встреч.

4. медсестра организует встречу пациента с представителем «Общества глухих»,

5. медсестра подберет популярную литературу о людях, продолжаю­щих активную и творческую жизнь после наступления инвалид­ности,

6. медсестра побеседует с родственниками пациента о необходимос­ти психологической поддержки близкого им человека,

7. медсестра использует ценности пациента для того, чтобы мотивировать его продолжать жить (любовь к детям, необходимость под­держки родителей. ),

8. медсестра будет обсуждать с пациентом возможность приобрете­ния новой профессии,

9. медсестра обеспечит выполнения рекомендаций психиатра,

10. медсестра обеспечит прием седативных средств по назначению врача;

11. медсестра обеспечит пациенту безопасное окружение;

12. медсестра организует досуг пациента.

V. Петр Сергеевич, 58 лет, находится на стационарном лечении с диагнозом рак желудка. Пациент пониженного питания (рост 175 см. масса

тела 50 кг;. Аппетит резко снижен, часто отказывается от еды. Потребляет менее литра жидкости в сутки. Любит горячий чай с лимоном, кофе. Трудности в самостоятельном приеме пищи из-за крайней обшей слабости (не удерживает и проливает пишу, устает уже после 3-4 ложек).

Слизистые полости рта обычной окраски, сухие. Язык обложен коричневым налетом с неприятным запахом. Глотание не нарушено. Зубы сохранены. Врач назначил общий стол.

Жена Петра Сергеевича обратилась к медсестре за советом в связи с отказом пациента от еды (последние 2 дня пьет только воду)

Физиологические отправления без отклонений от нормы.

1. Удовлетворениекаких потребностей нарушено у пациента?

2. Определите сестринские проблемы.

3. По приоритетной проблеме пациента сформулируйтецели и со­ставьте план сестринского ухода.

Нарушено удовлетворение потребностей: ЕСТЬ, ПИТЬ, ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ, ПОДДЕРЖИВАТЬ СОСТОЯНИЕ.

— трудности при приеме пищи из-за обессиливания.

Приоритетная проблема: снижение аппетита.

Краткосрочная цель: пациент и его близкие осознают значение пол­ноценного питания для улучшения самочувствия к концу беседы с мед­сестрой.

Долгосрочная цель: пациент будет получать адекватное количество пищи и питья все время пребывания в стационаре:

— масса тела пациента не снизится более чем на 10-15%,

— у пациента не будет признаков обезвоживания.

1. медсестра будет беседовать с пациентом о необходимости приема пищи для улучшения самочувствия ежедневно,

2. медсестра побеседует с близкими пациента о составе передач,

3. медсестра будет как можно чаще привлекать близких к кормлению пациента,

4. медсестра и (или) близкие будут осуществлять кормление в посте­ли, максимально поощряя самостоятельность пациента

5. медсестра будет кормить пациента часто, но небольшими порциями (6-7 раз в сутки по 100-150 г), мягкой влажной пищей,

6. медсестра позаботится:

— о сервировке стола;

— о чистоте посуды;

— о внешнем виде пищи;

— о необходимой температуре блюд (теплая, но не горячая пища).

7. медсестра разнообразит меню пациента, включая его любимые блюда (с помощью родственников),

8. медсестра обеспечит прием лекарственных препаратов, повы­шающих аппетит, по назначению врача,

9. медсестра обеспечит прием не менее 2-х литров жидкости в сутки (теплая кипяченая вода, некрепкий чай, щелочная минеральная вода)

10. медсестра будет тщательно следить за состоянием полости рта ее пациента (2 раза в день чистить зубы, очищать язык, полоскать рот после приема пищи настоем ромашки),

11. Медсестра будет учитывать количество съеденной пищи и выпи­той жидкости ежедневно, раз в 10 дней взвешивать пациента.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

1. Как Вы понимаете смысл определения: сестринское дело есть спо­соб удовлетворения основных жизненно-важных потребностей человека?
Приведите свои примеры связи сестринских проблем с нарушением удо­влетворения потребностей пациента.

2. В чем заключается основная цель сестринской помощи?

3. Почему сестринский процесс называют круговым и циклическим
процессом?

4. Охарактеризуйте различия традиционного и современного сестрин­
ского ухода за пациентом?

5. Приведите по пять примеров психологических и духовных проблем
пациента.

В чем, на Ваш взгляд, заключается различие между психологически­ми и духовными сестринскими проблемами?

6. Правильно ли сформулирована цель: «Медсестра обеспечит полноценный сон пациента»? Предложите свой вариант.

7. Охарактеризуйте значение сестринской документации в осуществлении сестринского процесса. Почему сестринскую историю болезни на­зывают зеркалом, отражающим квалификацию и уровень мышления мед­сестры?

8. Прочитайте диалог из книги Н. Козлова:

— «Представляешь, ведь после больницы нужно диетическое питание, а жена специально для меня ничего не готовит! У меня от этого два месяца язва желудка кровоточит, не заживает!

— А ты ей говорил, что тебе сейчас по-другому надо питаться?

— Вот еще! Сама должна была догадаться».
Сформулируйте проблемы пациента.

9. Прочитайте выдержку из дневника Робинзона Крузо:

«18 июня. Весь день меня сильно знобит. 19 июня. Все еще нездоровится: дрожу от холода, точно зимой. 20 июня. Всю ночь не сомкнул глаз: головная боль, лихорадка. 25 июня. Сильная лихорадка. 7 часов подряд меня бросало то в холод, то в жар. Кончилось испариной и полуобморочным состоянием..

Выделите сестринские проблемы.

10. Прочитайте отрывок из рассказа Д.Пискателло «Убийца Гарри Д.»:

«За завтраком, когда сорокалетний тучный Гарри обильно солил сва­ренные вкрутую яйца, подбирая остатки жирного бекона поджаренными на сливочном масле кусочками белого хлеба, жена гюдкладывала ему соч­ный бифштекс. При этом он уже смешивал сахар и замечательно свежие сливки в своей большой чашке утреннего кофе, а затем закурил еще одну за утро сигарету».

Назовите проблемы пациента.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Иерархия основных человеческих потребностей предложена психологом:

2. Каждый сестринский диагноз медсестра обязана согласовать с вра­чом:

3. Во время пребывания пациента на стационарном лечении сестринские диагнозы могут многократно меняться:

4. Цель сестринского процесса:

а) диагностика и лечение заболевания

б) обеспечение приемлемого качества жизни в болезни

в) решение вопроса об очередности мероприятий ухода

г) активное сотрудничество с пациентом

5. Сестринский диагноз — это:

а) отражение сущности патологического процесса, происходящего в организме

б) ответная реакция пациента на болезнь и свое состояние

в) фиксация нарушения той или иной потребности

г) клиническое суждение медсестры, характеризующее состояние здоровья пациента

6. Пример зависимого типа сестринского вмешательства:

а) рекомендации по питанию

б) промывание желудка

в) реанимационные мероприятия

г) профилактика пролежней

7. Пример независимого типа сестринского вмешательства:

а) постановка сифонной клизмы

б) организация досуга

в) назначение лечебного стола и режима двигательной активности

г) раздача лекарств

8. Установите соответствие.

виды диагностики: перечень диагнозов:

1) сестринский психологический А. грипп

диагноз Б. социальная изоляция

2) медицинский диагноз В. дефицит знаний о рациональной лечебной схеме

3) сестринский потенциальный Г. недержание кала
диагноз

9. Установите соответствие.

виды диагностики: предполагаемый перечень:

1) потенциальный А. перелом позвоночника

физиологический диагноз Б. недоверие медперсоналу

2)сестринский диагноз В. боль в спине

3)медицинский диагноз Г. страх смерти

Д. социальная изоляция

Е. риск ухудшения состояния из-за игнорирования своей болезни

Ж. риск усугубления отеков из-за погрешностей в диете

10. В конце II этапа медсестра:

б) устанавливает приоритетные сестринские проблемы

в) знакомится с медицинской историей болезни

11. Понятие сестринского диагноза или проблемы пациента впервые
появилось в:

12. Установите последовательность этапов сестринского процесса:
а)оценка

б) сестринская диагностика

г) сбор данных
д)планирование

13. Установите соответствие.

14. этапы сестринского процесса: действия медсестры на этом

1) планирование А. формулирование целей ухода Б. интерпретация потребностей 2)диагностика удовлетворение которых

В. формулирование сестринских

3) оценка Г.оказание непосредственной

Д. коррекция ухода

14. В центре любой сестринской проблемы всегда лежит нарушение удовлетворения одной или нескольких человеческих потребностей:

15. установите соответсвие:

Виды диагностики: Перечень диагнозов:

1) Медицинский диагноз А) стах перед операцией

2) Сестринский физиологически Б) Запоры диагноз В) Ангина

3) Потенциальная психологическая Г) Риск суицидальной проблема попытки Д) Дефицит общения

16. На III этапе сестринского процесса цели и план ухода формули­руется отдельно для каждой приоритетной проблемы:

б) нет, неправильно

17. Установите соответствие,

термин: содержание термина:

1) план сестринского А. письменное руководство по вмешательства инди­видуальному уходу за пациентом

2) сестринская история Б. документ, отражающий все болезни пять этапов сестринского процесса В. перечень всех действий медсестры, обеспечивающих качественный уход по определенной сестринской проблеме

18. В конце III этапа медсестра:

а) формулирует цели ухода

б) устанавливает приоритетные проблемы

г) согласовывает цели и план ухода с пациентом

19. Установите соответствие,

ступень пирамиды, по Маслоу: основные человеческие потребности:

1) выживание А. работать Б. быть здоровым 2) безопасность В. иметь жизненные ценности Г. выделять

20. Первые шаги реформы сестринского дела в России:

studopedia.su