Сестринский процесс при пограничных состояниях новорожденного

Особенности сестринской деятельности при пограничных состояниях новорожденных: желтуха новорожденных

Библиографическое описание: Насирова А. С., Данилова Е. О. Особенности сестринской деятельности при пограничных состояниях новорожденных: желтуха новорожденных // Юный ученый. — 2015. — №2. — С. 155-160. URL: http://yun.moluch.ru/archive/2/88/ (дата обращения: 25.06.2018).

Неотъемлемой составной частью лечебного процесса является уход за новорожденным. Он включает мероприятия, способствующие облегчению состояния ребенка и обеспечивающие успех всего лечения. В основном уход за новорожденным осуществляет медицинская сестра.

К уходу относятся четкое и своевременное выполнение всех предписанных лекарственных назначений, медицинских манипуляций, а также устранение различных раздражителей, обеспечение тишины и чуткое отношение. Однако, помимо внимательного отношения, медицинская сестра должна обладать необходимыми медицинскими знаниями.

В настоящее время одной из наиболее актуальных задач медицины является охрана здоровья новорожденного ребенка.

На фоне снижения детской заболеваемости и летальности вообще заболеваемость и летальность новорожденных детей все еще остаются высокими. В связи с этим необходимо обращать особое внимание на разработку методов профилактики и лечения у новорожденных. Особенно у недоношенных детей.

Одним из наиболее распространенных состояний в период новорожденности является желтуха. Раннее выявление и соответственно, раннее начатое лечение может предупредить последующее развитие инвалидизации ребенка. В связи с этим определенную роль имеет деятельность медицинской сестры.

Именно медицинская сестра во время осуществления ухода за новорожденным может заметить ранние появления иктеричности кожи и слизистых оболочек, увидеть изменения в общем состоянии. При развитии желтухи у ребенка определенную работу медицинская сестра должна провести и с родителями ребенка. Также медицинская сестра должна владеть техникой инвазивных процедур, которые достаточно широко используются при гипербилирубинемиях.

Работа медицинской сестры весьма ответственна. Она должна любить свое дело. Известный польский врач Беланьский писал: «Кого не трогает человеческая нужда, кто не обладает мягкостью в обращении, у кого недостаточно силы воли, чтобы везде и всегда господствовать над собой, тот пусть лучше избирает другую профессию. Ибо он никогда не будет хорошим медицинским работником».

Физиологическая желтуха у новорожденных

Физиологическая желтуха — это самая распространенная желтуха у детей, только что появившихся на свет. Она встречается примерно у 60–70 % малышей и появляется на 3–4 день после рождения. Это состояние — не болезнь и со временем проходит. Оно связано с незрелостью некоторых систем детского организма, отвечающих за обмен особого вещества — билирубина.

Желтуха новорожденных бывает двух видов:

Физиологическая желтуха бесследно исчезает в течение короткого промежутка времени.

— Паталогическая желтуха новорожденных вызывается заболеваниями и часто требует пристального медицинского контроля.

И все же самая распространенная желтуха у детей, только что появившихся на свет, физиологическая. Явление абсолютно нормальное, которое проходит безо всяких последствий. Но иногда желтушное окрашивание кожи может стать опасным симптомом: сейчас известно более 50 состояний, которые могут проявляться именно так. И не все они безобидны.

Физиологическая желтуха — это не болезнь, а естественное состояние, при котором происходит отложение билирубина в мягких тканях.

Во внутриутробном периоде ребёнку требуется кислород для работы организма, но лёгкие в этот момент не функционируют и кислород поступает через пуповину с кровью матери. Для усваивания этого кислорода у ребенка в крови вместе с эритроцитами циркулирует особый вид гемоглобина — фетальный. Но когда ребенок рождается и делает первый вдох, у него прекращается пульсация в пуповине и начинают работать легкие. Он начинает самостоятельно дышать. Получая кислород через легкие, у новорождённого начинает функционировать костный мозг и вырабатываться большое количество эритроцитов и соответственно гемоглобина. Теперь фетальный гемоглобин сменяется гемоглобином типа А.

При гемолизе эритроцитов прежний фетальный гемоглобин выходит и разрушается, образуя непрямой (свободный) билирубин. Билирубин вод нерастворим и не выводится из организма с мочой или калом. Но он жирорастворим и может откладываться в тканях богатых жиром. У новорожденных это — подкожно-жировая клетчатка, головной мозг. К тому же билирубин является ядовитым, поэтому должен быть детоксицирован. Превращением его в растворимую нетоксичную форму и выведением с желчью занимается печень. Но ферментная система печени ещё недостаточно развита, и это проявляется дефицитом фермента, разрушающего билирубин — УДФ-глюкуронилтрансферазы. В результате излишек билирубина откладывается в тканях, что и придает коже желтушный оттенок. Это происходит, когда общий билирубин возрастает до 340 мкмоль/л (20 мг %) и выше.

Необходимо отметить, что сразу же после родов у ребенка не должно быть желтухи, в противном случае следует искать другие причины ее возникновения.

При четко выраженной желтой пигментации рекомендуется измерять содержание пигмента желчи (билирубина) в крови.

Желтуха у новорожденных — это не болезнь, можно назвать это состоянием организма в период адаптации к жизни вне маминого животика.

Симптомы физиологической желтухи у новорожденных

— снижение сосательного рефлекса.

Среди поздних проявлений:

При обнаружении желтухи у новорожденного в роддоме, маму с ребенком домой не отпускают, остается в роддоме до выздоровления, а если уровень билирубина в крови новорожденного выше допустимого он переводится в специализированное отделение. Если же желтуха у новорожденного появилась уже дома, требуется обязательное обследование и консультация педиатра.

Характеристика физиологической желтухи детей

— появляется на 2–3 день;

— нарастает в течение первых 3–4 дней жизни;

— интенсивность окрашивания оценивается как 1–2 степень по Крамеру;

— начинает угасать с 7–10 дня, исчезает на 2–3 неделе жизни;

— желтуха имеет оранжевый, апельсиновый оттенок;

— общее состояние ребенка не нарушено;

— размеры печени и селезенки соответствуют норме;

— нет изменения окраски кала и мочи.

Лабораторные признаки желтухи новорожденного

— уровень билирубина у новорожденных в пуповинной крови (при рождении) менее 51 мкмоль\л;

— концентрация гемоглобина нормальная;

— почасовой прирост билирубина в первые сутки жизни 5,1 мкмоль\л;

— максимальный уровень общего билирубина на 3–4 сутки в периферической или венозной крови менее 256 мкмоль\л у доношенных; и менее 171 мкмоль\л у недоношенных. В среднем уровень билирубина — 103–137 мкмоль\л;

— уровень общего билирубина повышается за счет непрямой фракции;

— нормальные значения эритроцитов и гематокрита.

Желтуха при недостаточном питании

Возникает, когда ребенок недоедает. Если молока мало или оно плохого качества, если грудное вскармливание организовано неправильно, билирубин, попавший в кишечник, начинает всасываться обратно. Для лечения требуется правильно организовать кормление, прикладывать малыша к груди по первому требованию или даже без оного (тогда стул будет более частым и билирубин будет быстрее выводиться из организма).

Физиологическая желтуха здоровых новорожденных

Физиологическая желтуха проходит 2 временные фазы. Первая охватывает 5 дней жизни с момента рождения и характеризуется относительно быстрым повышением уровня свободного (не конъюгированного) билирубина до средней пиковой величины, составляющей приблизительно 5 мг % (85 мкмоль/л) на третий день жизни, и резким снижением концентрации билирубина к 5 дню. Вторая фаза характеризуется медленным снижением непрямого билирубина, который достигает нормального уровня, свойственного взрослым, к 11–14 дню жизни.

Основными отличиями желтухи, являющихся признаками заболеваний («патологической» желтухи), от транзитной желтухи новорожденных являются следующие:

— появление желтухи в первые сутки, особенно в первые 12 часов жизни;

— продолжение желтухи более 10 дней;

— повторное нарастание интенсивности желтухи после периода ее уменьшения или исчезновения;

— увеличение концентрации непрямого билирубина в сыворотке крови больше чем 85 мкмоль/л или 5,1 мкмоль/л;

— уровень непрямого билирубина в сыворотке крови больше чем 205 мкмоль/л, а билирубиндиглюкуронида (прямого билирубина) более 25 мкмоль/л в любой день жизни.

B последние годы все чаще используется термин «желтуха здоровых новорожденных», когда, кроме интенсивного окрашивания кожи и относительно высокой концентрации билирубина в сыворотке крови новорожденного в течение всего неонатального периода (первых 28 дней жизни), не отмечается никаких патологических симптомов. Состояние ребенка удовлетворительное. B настоящее время выделяют две наиболее частые причины желтухи здоровых новорожденных:

— Раннее усиление физиологической неконъюгационной гипербилирубинемии, обусловленное нехваткой грудного молока — желтуха грудного вскармливания;

— Возникающая на более поздних сроках затяжная желтуха, обусловленная потреблением грудного молока — желтуха грудного молока.

Желтуха грудного вскармливания — отмечается у новорожденных при неправильно организованном грудном вскармливании, когда, в силу различных причин, снижено потребление грудного молока. В первые несколько дней жизни новорожденные, находящиеся исключительно на грудном вскармливании, обычно получают меньше жидкости и молока, чем при вскармливании заменителями грудного молока. Максимальный уровень билирубина у таких детей на 4–5 сутки жизни обычно выше. До настоящего времени неясно, почему грудное вскармливание в этот период повышает уровень свободного билирубина в сыворотке крови. Причинами могут быть усиленная реабсорбция билирубина из кишечника, пониженное содержание продуктов обмена билирубина в стуле, медленное отхождение мекония, что приводит к повышению экстрапеченочной рециркуляции билирубина.

Желтуха грудного молока (или желтуха от материнского молока) также не является патологическим состоянием и характеризуется следующими особенностями:

— Уровень непрямого (свободного) билирубина в сыворотке, как правило, выше 184 мкмоль/л (12 мг %);

— Продолжительность желтухи от 3-x недель до З-х месяцев;

— Прекращение грудного вскармливания (на 24–48 часов) приводит к резкому снижению билирубина и уменьшению желтухи.

У новорожденных, находящихся на грудном вскармливании (в том числе и донорским молоком), частота развития патологических гипербилирубинемий в течение первой недели жизни в 3 раза больше, чем у детей с первых дней жизни, переведенных на искусственное вскармливание адаптированными смесями из коровьего молока.

Дети с желтухой грудного молока имеют хороший аппетит и прибавку массы тела. У них отсутствует увеличение печени или селезенки и другие признаки повышенного гемолиза, нет никаких неврологических отклонений от нормы. Случаев ядерной желтухи не описано. Причина желтухи материнского молока с бесспорностью не установлена, но обсуждают значение следующих факторов: голодания, частоты кормлений, выраженности потери первоначальной массы тела, компонентом женского молока, увеличение реабсорбции билирубина из кишечника.

Установлено, что образование непрямого билирубина у детей с желтухой материнского молока и не имеющих ее, не отличаются. Значит, основа патогенеза желтухи материнского молока — снижение экскреции билирубина.

Способствуют гипербилирубинемиям у новорожденных позднее отхождение мекония (позже 12 ч жизни), задержка пережатия пуповины, назначение матери в родах окситоцина и др. Установлено, что концентрация билирубина и образование уробилина в стуле новорожденных на искусственном вскармливании большие, чем на естественном.

Диагностическим тестом для желтухи от материнского молока может быть снижение уровня непрямого билирубина на 85 мкмоль/л и более при прекращении кормления материнским молоком нa 48–72 часа. Через 4–6 дней воздержания от кормления грудью его можно возобновить — желтуха не возникает.

Несмотря на длительные сохранения желтушного окрашивания кожи, при желтухе от материнского молока прекращать грудное вскармливание нецелесообразно. Следует подчеркнуть, что уровень билирубина менее 20,8 мг % (<354 мкмоль/л) у здоровых доношенных новорожденных не влияет отрицательно на развитие ребенка.

Профилактика желтухи новорожденных

Для профилактики желтухи новорожденных в женской консультации выявляются беременные женщины группы риска: в эту группу входят те женщины, в анамнезе которых есть выкидыши, аборты, переливания крови, предыдущий ребенок, рожденный с гемолитической болезнью. Они несколько раз за беременность сдают анализы крови для определения титра противорезусных антител.

Резус-отрицательным беременным один раз в месяц, а при необходимости и чаще, проводят определение в крови резус-антител. Важно сохранить беременность. При наличии антител в крови женщинам рекомендуют более длительные перерывы между беременностями, так как с каждой последующей беременностью в крови нарастает титр антител. Каждый новорожденный, родившийся от матери с резус-отрицательной кровью, попадает в группу риска заболевания желтухой и подлежит тщательному наблюдению и обязательному обследованию в первые часы жизни на содержание в крови билирубина, резус-фактора и групповую принадлежность крови.

У доношенных здоровых младенцев, при условии, что они хорошо прибавляют в весе и растут, физиологическая желтуха не требует какого-либо лечения и не грозит осложнениями.

Лечение желтухи новорожденных

Во врачебном вмешательстве такая желтуха не нуждается, если нет нарушений в общем состоянии малыша. В роддоме за течением этой болезни ежедневно наблюдают педиатры, которые оценивают степень желтушности ребенка каждый день и решают, есть ли необходимость в анализе крови на количество содержащегося в крови билирубина.

Раньше в случае повышения уровня свободного билирубина использовали внутривенное вливание растворов глюкозы, аскорбиновую кислоту, фенобарбитал, желчегонные средства для ускорения его выведения. Сейчас все больше специалистов и клиник во всем мире отказываются от использования лекарств для лечения физиологической желтухи новорожденных. Более того, применение некоторых средств признано неэффективным.

Сегодня самый действенный и проверенный метод снижения токсичности билирубина при физиологической желтухефототерапия (светолечение). Кожу малыша освещают специальной установкой (в среднем 96 часов на курс).

Под воздействием света билирубин превращается в нетоксичные производные, основное из которых носит название «люмирубин». У него другой путь выведения, и через 12 часов он выходит из организма с калом и мочой. Побочное явление при фототерапии возможно появление шелушения кожи и частого жидкого стула, а у некоторых детей наблюдаются сонливость.

После прекращения лечения все явления бесследно проходят. А после выписки из роддома стоит как можно чаще в течение дня подставлять малыша непрямым солнечным лучам.

Лучшая профилактика и лечение физиологической желтухиранние и частые кормления. Поскольку у детей с повышенным уровнем билирубина бывает повышенная сонливость, их надо обязательно будить для кормления.

Молозиво, или «раннее молоко» первых нескольких дней, действуют как слабительное и помогает быстрее выйти меконию (первородному калу). Билирубин, который преобразуется в печени, также выводится вместе с ним. Если меконий не выходит быстро, билирубин из кишечника может повторно попасть в кровоток, тем самым, усиливая уровень желтухи.

Даже при редко встречающейся желтухе, вызываемой молоком матери, не рекомендуют отказываться от грудного вскармливания. Отличить эту разновидность желтухи у новорожденных позволяют более поздние сроки появления (после 1-й недели жизни ребенка). Такое состояние связано с содержанием в молоке матери веществ, снижающих активность ферментов, обеспечивающих «превращение» непрямого билирубина в растворимый прямой.

При появлении желтушного окрашивания кожи необходимо сразу обратиться к врачу, который выяснит причину желтухи и назначит лечение. Лечение желтухи зависит от болезни, вызвавшей появление этого симптома. Последствия желтухи зависят от болезни, вызвавшей повышение билирубина в крови новорожденного.

Побочные эффекты фототерапии

— Большие, чем в норме, неощутимые потери воды, поэтому дети должны дополнительно получать 10–15 мл жидкости на 1 кг массы в сутки.

— Диарея со стулом зеленого цвета, определяемым фотодериватами непрямого билирубина, не требует лечения.

— Транзиторная сыпь на коже, некоторая летаргия и растяжение живота. Терапии не требует.

— Синдром «бронзового ребенка» встречается исключительно y детей c высокими величинами БДГ и поражениями печени. Кожа принимает нормальный цвет через несколько недель и прогноз y ребенка определяется тяжестью поражения печени.

— Тенденция к тромбоцитопении, вероятно, обусловленная повышенным оборотом тромбоцитов.

— Замедление роста в момент фототерапии, но при катамнестическом обследовании физическое развитие детей, получавших в неонатальном периоде фототерапию, не отличалось от группы контрольных детей.

— У детей c очень малой массой тела при рождении на фоне фототерапии отмечается увеличение частоты синдрома персистирующего боталлова протока.

— Транзиторный дефицит рибофлавина при продолжительной фототерапии, но добавление рибофлавина к лечению детей, получающих фототерапию, не увеличивает эффективность последней.

Длительность фототерапии определяется ее эффективностью — темпами снижения уровня билирубина в крови. Обычная длительность фототерапии — 72–96 ч, но она может быть и меньшей, если уровень билирубина достиг физиологических для ребенка соответствующего возраста величин.

Эффективность фототерапии повышается при сочетании ее с инфузионной, ибо стимуляция диуреза ускоряет выведение водорастворимых фoтодериватов и фотоизомеров билирубина.

При осмотре новорожденного c желтухой необходимо ответить на следующие вопросы:

— когда появилась желтуха?

— каково общее состояние ребенка?

— каков характер желтухи (оттенок)?

— как меняются размеры печени и селезенки?

— каков цвет мочи и кала?

— есть ли геморрагические проявления?

У всех детей резус-отрицательных матерей в пуповинной крови определяют группу крови и резус-принадлежность, уровень билирубина сыворотки.

При резус-несовместимости определяют титр резус-антител в крови и молоке матери, a также ставят прямую реакцию Кумбса с эритроцитами ребенка и непрямую реакцию Кумбса с сывороткой крови матери, анализируют динамику резус-антител в крови матери во время беременности и исход предыдущих беременностей.

Другие инструментальные методы исследования новорожденных c желтухой.

Дуоденальный тест. При котором вводится назодуоденальный зонд до дистального отдела 12-перстной кишки и в течение 24 часов собирается жидкость. Дуоденальный тест считается положительным, если появляется окрашенная желчью жидкость, в этом случае дальнейшее проведение исследования прекращают и извлекают зонд. Отсутствие желчи в течение 24 часов указывает на отрицательный дуоденальный тест и наличие биллиарной атрезии.

Лапароскопия. Проведение лапароскопии особенно важно в тех случаях, когда затруднена постановка диагноза y детей c билиарной атрезией и неонатальным гепатитом. Темно-зеленый цвет печени и увеличенный желчный пузырь подтверждают экстрапеченочную билиарную обструкцию.

Пункционная биопсия печени. Выполняется y детей c неясным диагнозом и при подозрении на интрапеченочный генез желтухи. Выраженная желтуха не является противопоказанием для биопсии печени, но наличие увеличивает риск осложнений биопсии.

Понятно, что только своевременное выявление причин, вызывающих неонатальную желтуху, позволяет определить рациональную тактику ведения ребенка. При этом в первую очередь необходимо определить тип гипербилирубинемии, что позволяет сразу очертить круг наиболее вероятных причин развития желтухи. Очень важно также определить сроки появления желтухи и характер ее течения, сопоставляя выраженность гипербилирубинемии с клиническим состоянием новорожденного и наличием у него пренатальных и постнатальных факторов «высокого риска».

При этом нельзя забывать, что непрямая гипербилирубинемия, интенсивно нарастающая впервые часы и дни жизни ребенка, может привести к развитию такого грозного состояния как билирубиновая энцефалопатия. В этих случаях необходимо своевременно использовать методы патогенетического лечения (фототерапия, обменное переливание крови). В то же время исключение гемолитического генеза непрямой гипербилирубинемии, а также отсутствие убедительных данных в пользу транзиторных нарушений конъюгации при этом определяют необходимость продолжения поиска причин, вызывающих развитие желтухи. Прямые гипербилирубинемии могут быть обусловлены инфекционными и метаболическими поражениями печени. При этом если появление желтухи нельзя объяснить инфекционными, обменными, и эндокринными нарушениями необходима своевременная консультация хирурга.

Таким образом, целенаправленное выяснение причин, приводящих к развитию желтухи у новорожденных детей, комплексный анализ клинического статуса, а также детальная оценка фоновых состояний позволяют своевременно установить диагноз и выбрать адекватную тактику ведения ребенка, что не только улучшает прогноз заболевания, но и повышает качество его жизни в дальнейшем.

1. Абрамченко В. В., Шабалов Н. П. Клиническая перинатология. Петрозаводск: ООО «Издательство Интел Тех», 2009.

2. Болезни плода и новорожденного, врожденные нарушения обмена веществ/под ред. Р. Е. Бермана, В. К. Вогана. М.: Медицина, 2009.

3. Дегтярев Д. Н., Иванова А. В., Сигова Ю. А. Синдром Криглера-Найяра//Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2012.

4. Комаров Ф. И., Коровкин Б. Ф., Меньшиков В. В. Биохимические исследования в клинике. М.: АПП «Джангар», 2010.

5. Неонатология/под ред. Т. Л. Гомеллы, М. Д. Каннигам. М.: Медицина, 2009.

6. Руководство по фармакотерапии в педиатрии и детской хирургии. Неонатология/под ред. А. Д. Царегородцева, В. А. Таболина. М.: Медпрактика-М, 2009.

7. Таболин В. А. Билирубиновый обмен у новорожденных. М.: Медицина, 2011.

8. Шерлок Ш., Дули Д. Заболевания печени и желчных путей: практическое руководство/под ред. З. Г. Апросиной, Н. А. Мухина: пер. с англ. М.: ГЭОТАР Медицина, 2009.

yun.moluch.ru

Здоровый ребенок. Учебное пособие по учебной дисциплине Здоровый человек и его окружение раздел Здоровый ребенок

СЕСТРИНСКИЙ УХОД ЗА ЗДОРОВЫМ ДОНОШЕННЫМ НОВОРОЖДЕННЫМ

Цели занятия:

  • Дать понятие «морфологически зрелый (доношенный) новорожденный»
  • Познакомить с анатомо-физиологическими особенностями ребенка в периоде новорожденности
  • Познакомить с особенностями ухода за новорожденным ребенком в условиях родильного дома и в домашних
  • Сформировать знания о переходных состояниях новорожденного и роли медсестры в решении проблем ребенка и его родственников
  • План изложения материала:

    1. Особенности интранатального периода и периода новорожденности
    2. Признаки доношенности новорожденного ребенка
    3. Анатомо-физиологические особенности новорожденного
    4. Показатели шкалы Апгар
    5. Этапы первичного туалет новорожденного
    6. Требования к санитарно-эпидемиологическому режиму палаты новорожденных
    7. Физиологические пограничные состояния новорожденного
    8. Вакцинации новорожденного
    9. После изучения материала студент должен:

      Представлять и понимать:

      1. Особенности интранатального периода
      2. Роль медсестры в уходе за новорожденным и профилактике развития заболеваний
      3. Безусловные рефлексы новорожденных
      4. Особенности адаптации новорожденного к условиям внеутробной жизни
      5. Техника вакцинации против туберкулеза
      6. Знать:

        1. Признаки доношенности
        2. Первый туалет новорожденного
        3. Особенности ухода за новорожденным
        4. Санитарно-эпидемиологический режим при уходе за новорожденным
        5. Пограничные состояния новорожденного – клинические проявления, сроки появления и исчезновения
        6. Особенности ухода за новорожденным при пограничных состояниях
        7. Новорожденный – ребенок в возрастном периоде с момента рождения, первого вдоха и перевязки пуповины до окончания адаптации организма к новым условиям внеутробной жизни (28 дней).

          Главная особенность периода новорожденности – переход ребенка в первые минуты жизни от внутриутробных к внеутробным условиям существования.

          Период новорожденности характеризуется рядом морфологических, функциональных и биохимических изменений, возникающих при переходе от внутриутробной жизни к внеутробной. С первым вдохом начинают функционировать органы дыхания. Изменяется кровоток, включается малый круг кровообращения: запустевают пупочные сосуды, закрывается венозный проток (аранциев проток, соединяющий пупочную и воротную вену), сообщение между предсердиями, артериальный (боталлов) проток – между легочной артерией и аортой, активизируется кровоснабжение печени, функция иммунной системы, включаются в действие механизмы терморегуляции. Происходит принципиальная замена питания ребенка. Если до рождения плод получал питательные вещества через плаценту, то после рождения основной путь их поступления – пероральный, с молоком матери. Одновременно формируются выделительные функции. В период новорожденности происходит адаптация метаболических процессов, что занимает продолжительное время.

          Приспособление ребенка к окружающей среде происходит постепенно. Функции основных органов и систем находятся а состоянии неустойчивого равновесия, в связи с чем некоторые физиологические процессы могут легко переходить в патологические. Слабо выраженная иммунологическая защита ведет к повышенной заболеваемости новорожденных тяжелыми септическими и токсико – септическими заболеваниями. Поэтому до приобретения ребенком собственного местного и общего иммунитета естественное вскармливание, асептика и антисептика являются решающими в борьбе за снижение неонатальной заболеваемости и смертности. Одна из особенностей неонатального периода – наличие у ребенка так называемых пограничных (парафизиологических) состояний, связанных с первичной адаптацией его к окружающей среде.

          В зависимости от гестационного возраста новорожденный может быть доношенным (при сроке беременности 37-42 недели), недоношенным (менее 37 недели) и переношенным (более 42 недели). Кроме того, по степени зрелости, т.е. по функциональному состоянию органов и систем, способных обеспечить внеутробное существование, новорожденных делят на зрелых и незрелых.

          Доношенному новорожденному свойствен определенный комплекс морфофункциональных признаков: масса тела 2700 – 4000 г, длина тела 46 – 53 см, массоростовой показатель более 60, окружность головы 34 – 36 см, окружность груди 32 – 34 см, пропорции тела: высота головы 25% от длины тела (у взрослых 12-13%), длина ноги – 40% от длины тела (у взрослых 50%).

          Для доношенного новорожденного характерны бархатистая розовая кожа, покрытая первородной смазкой и незначительным количеством пушковых волос, хорошо выраженная подкожная основа, пупочное кольцо расположено между мечевидным отростком грудины и лобком, кости эластичные, голова может быть вытянута, туловище и конечности короткие, одинаковые по длине, малый родничок обычно закрыт, грудная клетка имеет вид усеченного конуса, физиологичная частота дыхательных движений – 40-60 в минуту, частота сердцебиений – 140 – 160 в минуту, артериальное давление – 70/35, у мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек малые половые губы прикрыты большими. Необходимо отметить, наблюдающийся у новорожденных гипертонус мышц – сгибателей и в связи с этим характерная флексорная поза. Незрелостью головного мозга и новорожденного обусловлены беспорядочные, хаотичные, не носящие целевого характера движения ребенка. При рождении у детей имеются только безусловные рефлексы, такие как: сосательный, глотательный, кашлевой, дефекации и др. При осмотре новорожденного с целью оценки выраженности и симметричности безусловных рефлексов могут быть использованы: ладонно – ротовой рефлекс (Бабкина), поисковый, опоры, автоматической походки, ползания по Бауэру, хватательный (Робинсона), Моро и другие.

          Из–за преобладания процессов торможения над процессами возбуждения в коре головного мозга, сон новорожденного составляет около 20 – 22 часов в сутки.

          Незрелость желудочно – кишечного тракта новорожденного (низкая ферментативная активность, слабость гладкой мускулатуры может приводить к функциональным расстройствам пищеварения, срыгиваниям. Частота дефекаций у новорожденных составляет, в среднем, 3-4 раза в сутки, частота мочеиспусканий — 20-25 раз в сутки.

          Хотелось бы обратить внимание на то, что главным критерием доношенности новорожденного является его гестационный возраст.

          Для комплексной оценки функционального состояния новорожденного используют

          Цианоз рук и ног

          Суммарная бальная оценка проводится через 1, 5 и 30 минут после рождения ребенка. Оценка складывается из суммы цифровых показателей всех пяти признаков, каждый из которых максимально может дать 2 балла. При показателе по шкале Апгар 8-10 баллов состояние новорожденного хорошее, 6-7 баллов – удовлетворительное, 4 – 5 баллов – средней тяжести, 1-3 балла – тяжелое. В случае выявления средней тяжести или тяжелого состояния у новорожденного немедленно приступают к лечебным мероприятиям.

          Первичный туалет новорожденного. Для предупреждения инфекции первичную обработку новорожденного производят с соблюдением асептики рук, перевязочного материала, инструментов. В момент рождения головы акушерка проводит отсасывание содержимого из ротовой полости и верхней части глотки (с целью профилактики аспирации), затем из носовых ходов при помощи стерильной резиновой груши.

          После этого ребенка помещают на живот к матери, обеспечивая тесный тактильный контакт и создавая комфортные эмоциональные условия и для младенца, и для его мамы. Профилактику гонобленореи проводят тотчас после рождения ребенка, еще до отделения его от матери, 20% раствором сульфацила – натрия (натриевой соли альбуцида). На флаконе с альбуцидом должна быть этикетка с четкой надписью: «Глазные капли» и дата их приготовления (срок хранения не более 24 часов).

          Акушерка моет руки и далее шариками снимает с кожи век ребенка первородную смазку и затем, оттянув вниз поочередно нижнее веко, закапывает стерильной пипеткой по 1 капле 20% раствора сульфацила-натрия. Затем веки смыкают и осторожно протирают оба глаза. Повторно закапывают в конъюнктивальный мешок обоих глаз по капле 20% раствора сульфацила-натрия через 2 часа после рождения уже в отделении новорожденных. Необходимо избегать попадания раствора на роговицу (опасность изъязвления). Девочкам в родильном зале в половую щель однократно закапывают по 1-2 капли 20% раствора сульфацил-натрия.

          Перевязку и обработку пуповины осуществляют в два этапа: через 3-5 минут после рождения на пуповину накладывают два стерильных зажима Кохера: первый – на расстоянии 10 см от пупочного кольца, второй – 2 см кнаружи от него. Затем участок пуповины, находящийся между двумя зажимами, обрабатывают 5% спиртовым раствором йода или 96 % этиловым спиртом и пересекают его. Отделенного от матери младенца заворачивают в стерильную пеленку, находящуюся на лотке, и кладут с наклоном 16 градусов (в положении Тренделенбурга) на пеленальный стол, обогреваемый сверху источником лучистого тепла, чтобы свести к минимуму потери ребенка в результате испарения околоплодной жидкости.

          Для удаления избыточной первородной смазки, слизи, крови с кожи ребенка используют стерильную марлевую салфетку, обильно смоченную стерильным вазелиновым или растительным маслом, из индивидуальных флаконов вместимостью 30 мл. Целесообразным является применение гигиенической ванны с целью более эффективного очищения загрязненной кожи, улучшения дыхания и кроовообращения.

          Окончательная обработка остатка пуповины проводится после гигиенической ванны ребенка. Акушерка вновь тщательно моет и дезинфицирует руки. Остаток пуповины протирают спиртовой, а затем стерильной сухой марлевой салфеткой, туго отжимают между указательным и большим пальцами. Затем в специальные щипцы вкладывают стерильную металлическую скобку Роговина, пуповину вводят между браншами скобы так, чтобы нижний ее край был расположен на расстоянии 0,2 – 0,3 см от кожного края пупочного кольца. Щипцы со скобкой смыкают до защелкивания. В некоторых родильных домах вместо скобы Роговина используют специальные зажимы. Новорожденным от матерей с резус-отрицательной кровью вместо скобы Роговина на остаток пуповины длиной 2-3 см накладывают стерильную шелковую лигатуру, поскольку им может понадобиться заменное переливание крови. На расстоянии 1,5 см от места наложения скобы или лигатуры пуповину рассекают стерильными ножницами, поверхность среза пуповины обрабатывают 5% спиртовым раствором йода или 5-10% раствором калия перманганата. После описанной обработки на остаток пуповины накладывают стерильную марлевую повязку.

          Новорожденного еще раз внимательно осматривает врач, оценивает состояние его здоровья, выявляет врожденные пороки развития. Затем проводится антропометрия. Взвешивают новорожденного в стерильной пеленке на лотковых медицинских весах, предварительно обработанных 1% раствором хлорамина. Длину тела новорожденного измеряют от затылочного до пяточного бугров. Первые дни жизни характеризуются некоторым уменьшением длины тела за счет выравнивания деформации черепа и исчезновения родовой опухоли, возникших во время родов. Окружность головы измеряют через линию надбровных дуг и затылочный бугор.

          Окружность грудной клетки измеряют по линии, идущей через соски и нижние углы лопаток. Измерение длины тела, окружности головы и груди лучше проводить стерильной бумажной лентой, с надрывом ее и последующим измерением по сантиметровой ленте, прикрепленной к бортику пеленального стола.

          Браслетки с обозначением фамилии, имени, отчества матери, даты, часа рождения, пола, массы и длины тела ребенка, номера истории родов закрепляются на запястьях новорожденного.

          Здорового новорожденного прикладывают к груди матери не позднее чем через 30 минут после рождения.

          Перевод в отделение новорожденных осуществляется в зависимости от состояния ребенка, но не позднее чем через 1 час после рождения. Новорожденного заворачивают в стерильные пеленки, прикрепив поверх них медальон с теми же обозначениями, что и на ручных браслетах.

          В родильном зале заполняется история развития новорожденного.

          Уход за ребенком в палате новорожденных. Ежедневно перед 6 – часовым кормлением проводится утренний туалет новорожденного, взвешивание и измерение температуры тела с отметкой в истории развития. Туалет младенца нужно проводить в определенной последовательности: вначале умывают лицо ребенка, обрабатывают глаза, нос, уши, кожу и в последнюю очередь – промежность. Глаза обрабатывают одномоментно двумя ватными шариками, смоченными раствором фурацилина 1: 5000 от наружного угла глаза к внутреннему.

          Туалет носовых ходов осуществляют с помощью стерильных фитильков, увлажненных стерильным вазелиновым маслом, ушей, по мере загрязнения – сухими стерильными ватными шариками. Складки кожи обрабатывают стерильным растительным маслом. Область ягодиц и промежность обмывают теплой проточной водой, по мере загрязнения, просушивают промокательными движениями стерильной пеленкой и смазывают стерильным растительным маслом. При подмывании медицинская сестра укладывает ребенка спиной на свою левую руку так, чтобы голова его находилась у локтевого сустава, а кисть сестры держала бедро новорожденного. Подмывание проводят проточной водой в направлении спереди назад.

          Уход за пуповинным остатком осуществляется открытым способом, повязку снимают на следующий день после рождения. Обработка пуповинного остатка – врачебная процедура. Культю пуповины обрабатывают 3% перекисью водорода, 96% этиловым спиртом, затем 5% раствором перманганата калия. После отпадения пуповинного остатка, что чаще происходит на 3-4 день жизни, пупочную ранку обрабатывают ежедневно 3% раствором перекиси водорода и 95% раствором спирта до ее заживления.

          Одежда для новорожденного изготавливается из гигроскопических, легко моющихся хлопчатобумажных тканей, радующих глаз расцветок. Одежда ребенка должна защищать его от потери тепла, не нарушать физиологической позы и процессов перспирации с кожных покровов. В детском отделении родильного дома целесообразно использовать только стерильное белье.

          Важный момент ухода за новорожденным – пеленание. Следует подчеркнуть преимущества так называемого свободного и широкого пеленания, раннего использования ползунков в одежде ребенка. При свободном пеленании ручки ребенка остаются свободными, что дает ему возможность легко совершать движения. Это облегчает дыхание, способствует лучшему проникновению воздуха в нижние отделы легких, является профилактикой пневмонии. При свободном пеленании ребенку поверх распашонки надевают кофточку с зашитыми рукавами.

          При широком пеленании, использовании ползунков, бедра не смыкаются, а остаются разведенными в стороны. Это способствуют правильному формированию тазобедренных суставов и является профилактикой вывихов бедра.

          Эффективная охрана здоровья новорожденных требует неукоснительного выполнения санитарно-гигиенических и эпидемиологических мероприятий:
          1.Санитарно-гигиенический режим отделений должен приравниваться к режиму работы операционных

          2.Персонал проходит санитарную обработку и врачебный осмотр перед каждой сменой

          3.Сотрудники с гнойничковыми заболеваниями, ОРВИ, нарушениями со стороны ЖКТ не допускаются к работе до выздоровления

          4.Персонал родильных домов должен ежедневно обеспечиваться новым комплектом стерилизованной одежды

          5.Перед началом работы персонал детского отделения тщательно моет руки с последующей их дезинфекцией, ношение на работе колец, часов, а также применение маникюра категорически запрещается.

          6.Необходимо проводить полную дезинфекцию освобождающихся палат перед их новым заполнением

          7.Отделения родильного дома закрываются на проветривание не менее 2 раз в год

          8.На работу в отделения родильного дома принимают после углубленного профилактического осмотра, прохождения флюоорографии (в последующем 2 раза в год), бактериологического контроля мазков из зева и носа на наличие патогенной флоры ( в последующем ежеквартально), обследования на кишечную группу (затем ежеквартально), серологической реакции на сифилис (2 раза в год).

          Один из важнейших факторов, определяющих степень адаптации новорожденных, — правильно организованное, рациональное вскармливание, оказывающее огромное влияние на последующий рост и развитие ребенка, способствующее его нормальному психомоторному развитию. Количественно недостаточное или качественно неполноценное питание приводит к нарушению роста и развития детей, отрицательно влияет на деятельность головного мозга.

          Новорожденный ребенок подготовлен к усвоению материнского молока, которое является наиболее адекватным продуктом питания и по составу ингредиентов, и по степени их усвоения. Важность раннего прикладывания к груди для активации механизмов лактопоэза, установления эмоционального контакта матери и ребенка, а также возможно раннее получение ребенком пассивного иммунитета за счет иммуноглобулинов, содержащихся в материнском молозиве, неоценимы. И лишь при наличии противопоказаний к раннему прикладыванию к груди со стороны ребенка или матери от последнего воздерживаются.

          Для нормального развития ребенка необходим своевременно установленный, регулярный контакт между матерью и новорожденным. Обычно этот контакт, начавшийся еще до рождения ребенка, во время беременности, после родов усиливается, благодаря возможности непосредственной близости матери и ребенка.

          Это вызывает положительные эмоции, привязанность и любовь друг к другу.

          Следует научить мать, как правильно обращаться с ребенком, чтобы установить разнообразные, обоюдно необходимые положительные эмоции. Для этого ей нужно периодически нежно прикасаться кончиками пальцев к лицу ребенка, обнимать и нежно гладить его при пеленании, мягким, мелодичным, спокойным голосом разговаривать с ним во время бодрствования, пеленания, купания. Крик, беспокойство новорожденного должны побудить мать прикоснуться к нему, заговорить с ним, взять его на руки.

          В периоде новорожденности может возникнуть ряд состояний, вызывающих озабоченность родителей и требующих помощи медицинских работников. Это, прежде всего, пограничные состояния, которые могут быть истолкованы матерью как патологические.

          Для новорожденных характерны особые физиологические состояния. Эти состояния называются пограничными, так как возникают на границе двух периодов жизни (внутриутробного и внеутробного) и находятся на границе между физиологией и патологией. Их развитие связано в первую очередь с процессом адаптации ребенка к условиям внеутробной жизни

          Синдром «только что родившегося ребенка » — мгновенное обездвиживание, глубокий вдох, крик, повышенный мышечный тонус и типичная поза новорожденного-конечности согнуты и приведены к туловищу, кисти сжаты в кулачки.

          Особенности акта дыхания и кровообращения (кардиореспираторная адаптация): у детей первых 2-3 дней жизни отмечается физиологическая гипервентиляция легких; она в 1,5-2 раза больше, чем у более старших детей. Закрываются зародышевые кровеносные пути: боталлов проток, овальное отверстие, остатки пупочных сосудов (аранциев проток), начинают функционировать малый и большой круги кровообращения.

          Наиболее часто или почти у всех новорожденных развиваются:

          1. Транзиторные изменения кожных покровов . Простая (физиологическая) эритема — гиперемия кожи, иногда с легким цианотичным оттенком в области кистей и стоп. Данное состояние связано с расширением кровеносных сосудов кожи новорожденного в ответ на изменение температуры окружающей среды (температура воздуха 20С против температуры околоплодных вод 40С). Организму новорожденного холодно и он пытается согреть себя таким физиологическим способом. У здоровых доношенных детей она держится от нескольких часов до 2-3 дней. У недоношенных эритема выражена ярче и сохраняется 5-7 дней. Появление физиологической эритемы не требует какого-либо особенного ухода и проходит самостоятельно по мере адаптации организма ребенка к новым условиям жизни.
          2. Токсическая эритема развивается значительно реже, появляется у новорожденных на 2-5 день жизни и является аллергической реакцией на внешние раздражители, продукты распада тканей. На кожных покровах наблюдаются единичные или множественные гиперемированные пятна, папулы, везикулы. Развитие токсической эритемы требует врачебного осмотра и наблюдения. Если целостность кожи не нарушена, то может быть рекомендованы лечебные ванны с отварами трав: череда, чистотел, ромашка. Полезно будет обильное питье.

            1. Транзиторная желтуха новорожденных обусловлена повышением в крови и тканях свободного билирубина, образующегося при распаде фетальных эритроцитов (фетальный гемоглобин заменяется на гемоглобин взрослого) Физиологическая желтуха появляется на 2-3 день жизни в виде желтушного окрашивания кожных покровов, слизистых оболочек рта и склер. Иктеричность кожи сохраняется обычно в течение 7-10 дней, у травмированных и недоношенных детей 2-3 недели. Данное состояние не требует особого ухода, может быть рекомендовано обильное питье.
            2. Транзиторные нарушения теплового баланса. Температура тела новорожденного неустойчива и в первые часы жизни может снижаться на 1-2 С. У некоторых детей на 3-5 день жизни отмечается транзиторная лихорадка, при которой температура тела повышается, и в течение нескольких часов сохраняется на уровне 38-39 С. Данное состояние связано как с несовершенством терморегуляции новорожденного, так и с дефектами ухода за ним: температурный режим помещения не соответствует одежде ребенка (укутан, в комнате жарко). Тактика медсестры при выявлении повышения температуры у новорожденного:
              • распеленать ребенка
              • проветрить помещение
              • обильное питье комнатной температуры
              • через 30 минут повторно измерить температуры
              • если температура не снижается вызвать врача
            3. 4. Физиологическая потеря первоначальной массы тела . Наблюдается в первые 3-4 дня у всех новорожденных и составляет обычно 3-6% (не должна превышать 10%, у недоношенных- 12-14%). Данное состояние связано как с потерей веса ребенка вследствие голодания в первые сутки жизни (количество вырабатываемого молозива не соответствует потребности ребенка в еде), потерей веса с опорожнением кишечника (меконий), отпадением пуповинного остатка и пр. Восстановление массы происходит к 7-10-му дню жизни. Состояние не требует дополнительных мер ухода

              5. Половой криз. Он обусловлен переходом эстрогенов от матери к плоду в периоде внутриутробного развития и с грудным молоком после рождения ребенка. Развивается в первую очередь у детей, находящихся на грудном вскармливании, у которых с 3-4 суток жизни появляется увеличение и припухлостью молочных (грудных) желез как новорожденных девочек, так и мальчиков. Иногда из железы может выделяться секрет, напоминающий молозиво. Кроме того, у новорожденных девочек могут появиться слизистые и кровянистые выделения из влагалища. Появление на крыльях носа милиа – угрей так же связано с повышенной секрецией сальных желез из-за гиперэстрогении. В периоде развития полового криза требуется тщательный гигиенический ухода за ребенком: ежедневная гигиеническая ванна, регулярные подмывания. Ни в коем случае не следует выдавливать из молочной железы секрет. Можно рекомендовать обильное питье. Состояние исчезает к 3 недели жизни новорожденного.

              6. Меконий — первородный кал. Выделяется кишечником в первые сутки жизни в виде замазкообразной темно-зеленого цвета массы без запаха. Первородный кал формируется в кишечнике плода в результате слущивание эпителия слизистых оболочек кишечника и проглоченных околоплодных вод.

              7. Мочекислый инфаркт. Физиологическое состояние связано с избыточным выделением с мочой солей и белка. В первые дни жизни ребенка в связи с адаптацией его организма к новым условиям жизни происходит разрушение большого количества клеток, и почки не справляются с процессом утилизации. В связи с чем, на подгузниках и памперсах новорожденного можно обнаружить темно-бурые пятна мочи с кристаллами соли. При выявлении развития мочекислого инфаркта ребенка следует обильно поить.

              8. Из других транзиторных особенностей функции почек можно отметить транзиторную олигурию в первые 3 дня жизни (голодание) и транзиторную протеинурию (увеличение проницаемости эпителия клубочков и наличие в моче солей уратов)

              9. Транзиторный дисбактериоз и физиологическая диспепсия встречаются у всех новорожденных. Дисбактериоз связан с особенностями заселения микроорганизмов в стерильном при рождении ребенка кишечнике, низкой барьерной функцией кишечника, характером питания (грудное или искусственное), соблюдения СЭРа. Физиологическая диспепсия проявляет себя временным расстройством стула, метеоризмом, срыгиванием и связана с низкой ферментативной активностью ЖКТ ребенка, процессом приспособления пищеварительной системы к энтеральному питанию.

              Много забот у матери вызывают маленькие плоские соски, так как ребенку поначалу трудно сосать грудь. Однако в процессе кормления ребенка грудью они могут вытянуться и «сформироваться». Часто много беспокойств у матери вызывают визуально кажущиеся кривыми ножки ребенка, что связано с имеющимся физиологическим гипертонусом мышц-сгибателей. После 3 месяцев тонус мышц будет нормальным.

              Нередко матери кажется, что, у ее ребенка косят глаза. Поскольку главные мышцы у новорожденного недостаточно развиты, чтобы координировать движения глаз, такое возможно и при отсутствии косоглазия.

              После родов иногда возникает депрессия как у очень молодых матерей, так и у многорожавших. После родов у женщины наряду с физическим и моральным потрясением происходят значительные гормональные и психологические изменения, которые способствуют появлению депрессии. Часто кормление ребенка грудью благотворно влияет на мать. Кроме того, следует ежедневно найти время, чтобы посидеть около бодрствующего ребенка, поговорить с ним, поулыбаться ему. Ребенок очень хорошо ощущает присутствие матери, а кроме того, это положительно влияет на больную психику матери.

              Срыгивание и рвота – частое явление у новорожденных детей. В большинстве случаев это простые срыгивания вследствие перекармливания или заглатывания воздуха (аэрофагия), связанные со слабостью гладкой мускулатуры кардиального сфинктера у желудка.

              Вакцинации новорожденного. Всех новорожденных детей, не имеющих медицинских противопоказаний в первые 24 часа жизни прививают против вирусного гепатита В. Вакцина против гепатита живая ослабленная, готовая. Внутримышечно в мышцу бедра вводится 0,5 мл вакцины. Вакцинация проводится трехкратно: в первые сутки, в 1 и 6 месяцев.

              Профилактика туберкулеза. Для вакцинации против туберкулеза выделяется специальное помещение площадью 18 кв.м. Вакцина БЦЖ содержит ослабленные живые бактерии туберкулезной палочки, высушенные вакуумом из замороженного состояния. Вакцина выпускается в ампулах, которые содержат 1мг сухой белой массы, что соответствует 20 дозам. К каждой ампуле вакцины прилагается ампула с 2 мл стерильного изотонического раствора натрия хлорида. Хранить вакцину необходимо в специальном холодильнике при температуре 2-4 градуса выше нуля. Вакцинацию против туберкулеза проводят всем здоровым новорожденным на 4-6 день жизни.

              Вакцинацию разрешается проводить медсестре, прошедшей специальную подготовку.

              Перед вакцинацией узкую часть ампулы с вакциной протирают ватным шариком, смоченным 70% спиртом, надпиливают конец, заворачивают его в марлевую салфетку и надламывают для предупреждения распыления вакцины при резком нарушении вакуума. Стерильным шприцем набирают из ампулы 2мл изотонического раствора натрия хлорида и переносят его в ампулу с сухой вакциной. Содержимое ампулы тщательно перемешивают с помощью шприца до равномерной взвеси. Разведенную вакцину необходимо использовать в течение 2-3 часов с момента разведения. Каждому новорожденному делают прививку одноразовым шприцем. Перед прививкой тщательно перемешивают вакцину и набирают в шприц 0,2мл(2 дозы) разведенной вакцины с тем, чтобы после вытеснения воздуха в нем осталось 0,1 мл(1 доза), в котором содержится 0,05 мг культуры БЦЖ.

              Наружную поверхность левого плеча новорожденного тщательно обрабатывают ватным шариком с 70% спиртом. Вакцину вводят внутрикожно на границе верхней и средней трети плеча, в месте прикрепления дельтовидной мышцы. При проведении прививки необходимо соблюдать следующее правило: игла должна находиться срезом вверх, сначала вводят небольшое количество вакцины, чтобы убедиться в том, что игла введена внутрикожно, и только затем вводят остальное количество вакцины. На месте инъекции образуется папула беловатого цвета диаметром 5-6 мм. Через 15-20 минут папула исчезает. Использованные шприцы и иглы, остатки неиспользованной вакцины перед тем, как выбросить, замачивают в дезинфицирующем растворе. После вакцинации прививочная реакция у новорожденных появляется через 4-6 недель в виде инфильтрата диаметром 5-8 мм с небольшим узелком в центре и корочкой или без нее. Такая реакция считается нормальной и подвергается обратному развитию без всякого лечения.

              Иммунитет против туберкулеза после вакцинации БЦЖ образуется через 1,5-2 месяца у 98 – 100% привитых, а достаточная напряженность и длительность его сохраняются в течение 3-5 лет.

              Проблемы новорожденного и его родственников:

              1. Нарушение сна из-за голодания, метеоризма, дефицита ухода, дефицита знаний об организации режима дня новорожденного и т.д.
              2. Нарушение питания из-за гипогалактии, дефицита знаний о правилах кормления ребенка и т.д.
              3. Срыгивание из-за аэрофагии, нарушении режима питания кормящей женщины и т.д.
              4. Метеоризм
              5. Задержка или учащение стула
              6. Дефицит знаний родственников об особенностях ухода за новорожденным, правилах кормления, организации прогулок и т.д.
              7. Плохие санитарно-гигиенические условия в помещении, где находится ребенок
              8. Нарушение сна, аппетита, беспокойство из-за повышения температуры вследствие транзиторной лихорадки
              9. Дефицит знаний родственников ребенка о причинах развития и особенностях ухода при физиологической желтухе, половом кризе, транзиторной лихорадке, мочекислом инфаркте и пр.
              10. Сестринские вмешательства:

                1. Организовать регулярный гигиенический ухода за ребенком: утренний туалет, подмывание, смена нательно и постельного белья, обработка пуповинного остатка и пупочной ранки и пр.
                2. Организация и контроль за соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в палате новорожденных
                3. Регулярный контроль за состоянием новорожденного: температура, состояние кожи и слизистых, вес, частота и характер стула, срыгивание, характер и продолжить сна, аппетит
                4. Организация рационального питания новорожденного: обучить маму технике кормления грудью, контроль за соблюдением кратности кормления, режимом питания кормящей матери и пр.
                5. При подозрении на гипогалактию проведение контрольного кормления
                6. Восполнить дефицит знаний у родственников новорожденного об особенностях гигиенического ухода, режима и характера питания, организации прогулок, общения с малышом, требованиях к характеру питания и режима дня кормящей женщины
                7. Осуществить первичный туалет новорожденного
                8. Провести вакцинацию против вирусного гепатита и туберкулеза
                9. При выявлении проблем новорожденного или кормящей матери срочно сообщить врачу
                10. Восполнить дефицит знаний у родственников новорожденного о физиологических пограничных состояниях новорожденного о обучить их особенностям ухода за новорожденным при развитии данных состояний
                11. Организовать уход за новорожденным при развитии транзиторной лихорадки, половом кризе, желтухе, протеинурии, мочекислом инфаркте и пр.

                Вопросы по теме:

                1. Перечислите основные признаки доношенного новорожденного
                2. Назовите анатомо-физиологические особенности новорожденного
                3. Какие этапы первичного туалета новорожденного Вы знаете?
                4. Перечислите показатели шкалы Апгар
                5. Назовите сроки вакцинации новорожденного против вирусного гепатита В и туберкулеза
                6. Расскажите об особенностях санитарно-эпидемиологического режима в отношении ухода за новорожденным ребенком
                7. Перечислите основные моменты гигиенического ухода за новорожденным
                8. Расскажите о причинах развития физиологических пограничных состояний у новорожденного ребенка
                9. Перечислите основные физиологические пограничные состояния: сроки появления и исчезновения, клинические симптомы
                10. Расскажите об особенностях ухода за ребенком при развитии физиологических состояний
                11. fizich.ru