Шаг за шагом для детей с синдромом дауна

ОСОБОЕ ДЕТСТВО

Детство. это когда день начинается с первым лучом солнца, звуком тихих маминых шагов, запахом теплого хлеба, пением птиц. и длится долго-долго. это когда деревья большие, а ты внизу и замечаешь так много: и муравья, и пчелу на цветке и пушистую гусеницу. и слышишь, как растет трава. и можешь влезть на самое высокое дерево. и переплыть самую широкую реку. и все можешь сделать сам. Только в детстве твои фантазии — это и есть реальность. Только в детстве боль от разбитых коленок исцеляется ласковым маминым прикосновением и слезы высыхают сами по себе от ее теплого голоса. Только в детстве ты чувствуешь себя таким большим и важным, когда шагаешь рядом с папой, подстраиваясь под его большие шаги, а твоя ладошка надежно покоится в его крепкой руке. Стоит подумать о детстве, и память подбросит удивительные моменты, так, что подумаешь: «Неужели это я? Неужели это было со мной?» И у каждого эти воспоминания особенные, каждый день в детстве — это что-то особенное.

И случается так, что рождается человек, и ты понимаешь, что не только детство, вся его жизнь будет особенной. Особенной в необходимости преодолевать непреодолимое, делать невозможное, жить и радоваться вопреки. Это — ОСОБЕННЫЙ РЕБЕНОК. Медицина и педагогика имеет множество названий (званий?) для таких детей: дети, нуждающиеся в особом уходе, дети с нарушением развития, аномальные дети, умственно-отсталые дети и т. д. Список продолжается, название видоизменяется в зависимости от того, на что тот или иной автор хочет обратить внимание. Неизменным остается одно — это ДЕТИ. И каждый из них проживает свое ОСОБОЕ ДЕТСТВО. И мне как маме и как педагогу в первую очередь хочется, чтобы у каждого из них было детство — детство, когда день начинается с первым лучом солнца. когда деревья большие. когда ты все можешь сделать сам. когда мама. папа. когда.

Вот еще несколько картинок из Детства

Олежка
Шустрый, веселый, озорной, разумный, болтливый. Можно еще долго награждать эпитетами этого удивительного мальчишку. Сейчас ему 3 года. Он очень самостоятельный уверенный в себе молодой человек. А я вспоминаю тот весенний день, когда открыла дверь и увидела на пороге своего дома юную маму с чудным рыжим малышом на руках. Олежке было 11 месяцев. Он какое-то время осваивался в новой обстановке, внимательно рассматривал все вокруг, постепенно сползал с маминых рук и вот огромным интересом начал передвигаться по комнате, изучая новые игрушки и новых людей. Наши сыновья играют, а мы с Женей, мамой Олега, говорим о том, какое особое детство ожидает наших мальчишек, что стоит, что скрывается (раскрывается?) за словами «синдром Дауна».
А вот Олежке 1,5 года. У нас кукольный спектакль. Он — самый маленький зритель. Но в его глазах столько интереса, он смотрит, затаив дыхание.
Олежке 2,5 года. Из напольных подушек и других подручных средств он строит автомагистрали и водит по ним автомобили, через время дороги превращаются в горы, а Олег в отважного покорителя снежных вершин. Он беспрестанно повторяет за всеми новые слова, прислушивается к ним. Не хочет, чтобы заканчивалось занятие, упрямо ложится на пол, хитро смотрит на тебя, не хочет убирать игрушки. Вечером с книгой в руках ходит за мамой по пятам и просит: «Мамочка, читать!». Это — его особое детство.

Никита
Улыбающийся, хрупкий мальчик с тонкой, смуглой кожей, руки с длинными, подвижными пальцами. Но больше всего завораживают глаза: большие, темные, с миндалевидным разрезом, в обрамлении пушистых ресниц. В них хочется смотреть и смотреть. Но они все время убегают от твоего взгляда. И так трудно даются нам первые шаги навстречу друг другу. Но однажды этот удивительный молчун сам берет тебя за руку и сам ищет твоего взгляда и долго-долго смотрит тебе в глаза. И сердце замирает от осознания ВСТРЕЧИ. И теперь с каждым разом ты замечаешь, как просыпается спящая красавица, верней — красавец. И вот Никита сам повторил за мной жесты в игре, вот дослушал сказку до конца, вот, подпрыгивая от радости, выполняет мою просьбу, несет тазик для теплой воды, вот раскладывает салфетки для массажа и никогда не путает цвета. Вдруг этот молчун начинает сопровождать свои игры «болтовней» — он пробует разные звуки на вкус. А вот я вижу сияющие глаза Никитиной мамы Марины, когда она рассказывает, как вчера вечером сын впервые сказал «мама». И сердце мое наполняется благодарностью к этому мальчику, благодарностью за то, что дает мне возможность учиться, учиться радоваться малому.

Сережа
Он родился. Тихонько закричал и сразу уснул, устав после долгой дороги. И вот он лежит с нами рядом, такой крошечный, хрупкий. Это потом будут врачи, и страх, разочарование в их глазах, вздохи «хромосомы!», наши слезы, анализы, предложения отказаться от бесперспективного ребенка с синдромом Дауна. все это потом, а сейчас — мы с мужем смотрим на это маленькое чудо, прислушиваемся к тихому дыханию, удивляемся маленьким пальчикам с острыми коготками, круглым щечкам, носу-пуговке, длинным волосам и чувствуем, что дом наш наполняется светом и счастьем.
Сейчас Сережке 5 лет. Он большой, самостоятельный, частенько упрямится, отстаивая собственное мнение. Очень любит играть с детьми, так трогательно заботится о младшем брате. Его сердце открыто для людей, жизнь наполнена встречами с друзьями, играми, наблюдениями. Он может часами наблюдать за животными, но кошки — безусловные фавориты. Благодаря сыну, я знаю, что такое благоговение, так искренен он в своих чувствах, в своей любви.
Вот он бегает, прыгает, лазает по деревьям, поет песни, с увлечением рисует (все больше машины, дороги, конечно же, кошек), режет вместе с мамой овощи для супа или же самостоятельно включает пылесос и убирает в комнате, помогает папе разводить костер, затаив дыхание, созерцает, как прабабушка доит корову, по слогам говорит «спа-си-бо!», разгоняет соседских гусей по всему лугу, прибегает с разбитым носом с футбольного поля, вертится и бормочет что-то во сне, радуется морю, падающим каштанам и мы радуемся вместе с ним, радуемся возможности вернуться в детство, возможности прожить еще одно ОСОБОЕ ДЕТСТВО.


Плотникова Ольга «МОЙ ОСОБЕННЫЙ РЕБЕНОК»

Каждая мама скажет о своем ребенке, что он — особенный. Он ведь так не похож на других, он единственный, неповторимый, он уже столько может делать! И мой ребенок — особенный. Во всем. Своя, особенная судьба. Свой жизненный путь.

Уже ожидание рождения, ожидание появления этой новой жизни полно тревог и волнений: трижды мой особенный ребенок пытался найти дорогу в этот мир и вот — четвертое, новое начало.

. Живешь надеждой: вот еще один день мы прожили вместе, еще одну неделю. «Держись кроха, не уходи, мы так тебя ждем!» И кроха держится, уже преодолевая все трудности бытия. И все же, прожив всего лишь 27 недель своей маленькой жизни, спешит появиться на свет. И я понимаю, что от меня уже ничего не зависит — ребенок выбирает свой путь. Но я знаю, что этот путь, шаг за шагом, мы будем проходить с ней вместе.

. Первый вздох, первый крик. «Дыши, доченька, держись!» И она держится — вопреки всему — день, два, неделю. Домой мы приходим через три месяца, но все счастливы — наконец-то мы с папой, бабушкой, со всеми родными вместе! И наши первые «шажочки» — первый направленный взгляд, первая улыбка, самостоятельное движение — все в свое, особенное, известное только дочке время. Не так, как у других, только по своему пути.

. Вопросы: отчего? почему? зачем. они теснятся в душе, не находя ответа долгое время. Не дают жить. Но в один нелегкий день ты вдруг поймешь: принять судьбу своего ребенка — единственный путь помочь ему. «Мы не можем изменить обстоятельства, но можем изменить свое отношение к ним». Эта жизненная мудрость — уже наш опыт, наше знание. И все становится на свои места: мы можем жить и радоваться всему новому, что дарит нам наша жизнь. Мы можем смотреть вперед и не оглядываться назад. И это дает силы ребенку. Вот уже доченька берет игрушку сама, сама может перевернуться и вот — наконец-то! — сама сидит и играет любимой водичкой. Нам нужно время. Много времени. И мы должны пройти этот длинный и порой нелегкий путь. Может быть не все шаги на этом пути будут удачными, не все этапы пройдены. Но это — наша дорога, по которой мы идем, идем шаг за шагом. И многое уже умеем. Ждать и терпеть. Преодолевать. Ценить, видеть, слышать, радоваться! А еще — давать и радовать других. Любить. Разве этого мало?

s-meridian.com

Консультация по коррекционной педагогике на тему:
«Шаг за шагом».Консультация для родителей детей с синдромом Дауна.

Данная статья раскрывает суть методики ( » Шаг за Шагом») развития деток с ОВЗ.Также рассматривается структура занятий с детьми с синдромом Дауна.

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей детей с синдромом Дауна.

Необходимость раннего начала коррекционной работы с детьми с особыми потребностями в настоящее время признается большинством исследователей и специалистов. Синдром Дауна (Downs Syndrome) возникает в результате генетической аномалии. Впервые признаки людей с синдромом Дауна описал в 1866 году английский врач Джон Лэнгдон Даун (Down), чье имя и послужило названием для данного синдрома. Причина же синдрома была обнаружена лишь в 1959 году французским ученым Жеромом Леженом (Lejeune). [1]

Синдром возникает из-за процесса расхождения хромосом при образовании гамет (яйцеклеток и сперматозоидов), в результате чего ребенок получает от матери (в 90% случаев) или от отца (в 10% случаев) лишнюю 21-ю хромосому. У большинства больных синдромом Дауна имеется три 21-х хромосомы вместо положенных двух; в 58% случаев аномалия связана с присутствием не целой лишней хромосомы, а ее фрагментов.

Синдром Дауна является на сегодняшний день самым распространенным генетическим нарушением. Ежегодно рождается около 5 000 детей с синдромом Дауна, а это примерно один на 600 — 800 новорожденных. Всего в республике около 500 детей с подобной патологией [2]

Степень проявления нарушений интеллекта у детей с синдромом Дауна очень сильно варьируется, что зависит как от врожденных факторов и индивидуальных особенностей, так и от времени начала обучения по специальным методикам. Такие дети обучаемы, но успешность обучения находится в прямой зависимости от целесообразности использования той или иной методики, профессионализма педагогов, заинтересованности и участии родителей в развитии своего ребенка.

В данной статье я хочу раскрыть одну из методик развития деток с ОВЗ, которую исполбзую в работе.

(«Step by step») «Шаг за шагом».

В первую очередь ребенка с синдромом Дауна следует учить навыкам самообслуживания и поведения в быту, которые не только обеспечивают его самостоятельность и независимость, но и служат развитию личности, способствуют уверенности и повышению самооценки. В странах Европы и в Америке много лет применяется пошаговая методика «Step by step» для обучения детей с особенностями развития. Она очень эффективна для детей с синдромом Дауна. Трудности социальной адаптации таких детей в значительной степени определяются недостаточной сформированностью у них элементарных бытовых навыков. К основным навыкам, обеспечивающим самостоятельность ребенка в любой ситуации, относятся навыки самообслуживания и навыки ухода за домом. И учится им важно своевременно. В основе любой деятельности лежат базовые моторные и психические функции: концентрация внимания, общая и тонкая моторика. Это подготовительные навыки. Учить тому или иному навыку самообслуживания можно только тогда, когда ребенок свободно овладел включенными в него подготовительными навыками. Процесс обучения овладению навыками должен быть целенаправленным, учитывающим особенности психофизического развития и жизненного опыта, осуществляться на положительном эмоциональном фоне с широким применением поощрений. Ребенку необходимо время, специально выделенное для отработки навыков, обучения и повторения. Учить самостоятельности и бытовым навыкам ребенка нужно на самом простом материале и в самых простых условиях.

Обучая детей с синдромом Дауна, ставится цель

максимально развить их познавательные возможности, подготовить к

посещению детского сада и школы и к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни в будущем.

При организации работы с такими детьми важным является определение цели и задач занятий.

В связи с этим были определены цель и задачи данных занятий.

Цель — социально-эмоциональное развитие и формирование навыков взаимодействия и общения у детей с синдромом Дауна в возрасте 2,5-7 лет.

Задачи: 1) развитие навыков общения;

2) развитие навыков общей моторики;

3) восприятие речи;

4) развитие навыков самообслуживания и социальных навыков.

Продолжительность занятий колеблется от 45 до 60 минут.

Как образец, предлагаю такую структуру занятия:

Участники сидят в кругу. Приветствие участников группы. Педагог знакомится с детьми, родитель представляет себя и ребенка. Участники группы приветствуют родителя и ребенка. Педагог приветствует ребенка с помощью упражнения « Привет, ладошки» (здоровается с ладошками, поглаживая их, налаживая телесный контакт с ребенком).

Основная часть . Задачами данной части занятий являются: -учить фиксировать взгляд на объекте, предъявляемом фронтально, прослеживать его перемещение;

— обращать внимание на появление и исчезновение объекта;

— работать над понимаем обращенной речи – учить соотносить объекты с жестами, словами и звукоподражаниями.

Стимулировать появление и использование жестов и звукоподражаний в ответ на вопросы: «кто это?», «что это?», «кто к нам пришел?». Отвечать по подражанию, используя жест и/ или звукоподражания.

Учить дожидаться своей очереди.

— игрушки: мишка, зайка.

Речевой материал. Существительные: люди: имена детей группы, мама, папа, тетя, дядя; игрушки: мишка, зайка.

Глаголы: дай, на, смотри, поздоровайся, попрощайся ( до свидания, пока).

Здравствуйте ребята. Сегодня к нам в гости пришел мишка. Где мишка? У мишки есть голова, уши, глаза, нос, рот, руки и ноги. Параллельно идет проецирование на детей: А где ваша голова? Ваши глазки, нос,… . Далее мишка « идет» в гости к каждому ребенку. Ребенку задаются наводящие вопросы. В последующем происходит аналогичное знакомство с зайкой. Все слова сопровождаются жестами.

Второй частью является свободная игра. Данное время в занятии выделено для самостоятельной игры детей, в ходе которой родители и педагог, наблюдают за детьми, при необходимости помогают им. Для детей – это является первым шагом к самостоятельности, а родители получают возможность убедиться в том, что их дети уже многое умеют. Педагогам свободная игра дает возможность определить уровень социального, эмоционального, речевого развития детей.

От свободной игры осуществляется переход к музыкальной части занятия. Задачами данной части являются: приучать слушать простые песенки, учить выполнять простые жесты, по подражанию с использованием, при необходимости совмещенных действий, учить после окончания звучания музыки складывать игрушки в коробочку.

Оборудование: магнитофон, диски с записями мелодий и песен, мячики, погремушки.

Прощание на занятии осуществляется, следующим образом. Дети собираются в круг и прощаются друг с другом.

Далее в занятия, могут быть включены изобразительная деятельность, лепка и аппликация.

Несмотря на объективные возрастные особенности ребенка, его поведение, привычки и первые интересы зависят от среды и, главным образом, характера непосредственных влияний на ребенка окружающих его взрослых, воспитания и обучения.

Совместная работа педагогов, родителей способствуют успешной социализации ребенка с синдромом Дауна.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы для родителей ребенка с синдромом Дауна.Дорогие родители! Вы узнали, что у вашего ребенка синдром Дауна. Радость по поводу рождения вашего ребенка омрачена. Это не такой ребено.

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения».

Консультация для родителей детей с ОВЗ«Адаптация детей с ОВЗ в детском саду».

В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с синдромом Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети. Общие принципы обучения разработаны на основе современных представлений о развитии.

nsportal.ru

Статья на тему «Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна дошкольного возраста»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Разработана Петером Лаутеслагером, голландским физиотерапевтом, занимающимся проблемой двигательного развития и специализированной помощи детям с синдромом Дауна. Применяется для детей от 3-х месяцев до 3-4 лет. Она направлена на предупреждение и коррекцию отклонения в двигательном развитии.

2. «Шаг за шагом» («Step by step») — методика формирования навыков самообслуживания и поведения в быту. Трудности социальной адаптации таких детей в значительной степени определяются недостаточной сформированностью у них элементарных бытовых навыков.

3. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии Мойра Питерси, Робин Трилор «Маленькие ступеньки». Позволяет поэтапно сформировать навыки, умения и знания.

Методика представлена в 8 книгах, в которых рассматриваются основные принципы и приемы обучения. По каждому из разделов программы позволяет поэтапно сформировать какой-либо навык, умение, знание. Последняя книга содержит перечень умений, которые определяют развитие ребенка, и серию проверочных таблиц, позволяющих проводить тестирование малышей. На «Маленькие ступеньки» похожа методика проведения занятий по программе для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями «Каролина», которую родители детей с синдромом Дауна могут использовать под руководством специалистов по раннему вмешательству.

4. Стребелева Е.А. Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».

Программа от 3-х до 8 лет. Включает 6 разделов: «Здоровье», «Социальное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Формирование

деятельности», «Эстетическое развитие».

5. Боряева Л.Б., Гаврилушкина О.П, Зарин А.П. Соколова Н.Д. Программа «Воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью».

Программа разработана для детей от 3 до 8 лет. Особенностью программы является распределение материала не по годам обучения, а по этапам. Если ребенок включается в коррекционное обучение в младшем дошкольном возрасте, то этапы соответствуют как основным дошкольным возрастам (младший, средний, старший), так и годам обучения.

6. Методика Ромены Августовой «Развитие речи и обучение чтению».

Авторская методика развития речи детей с синдромом Дауна.

7. Методика Медведева Т.П., Панфилова И.А., Поле Е.В. «Комплексное развитие детей с синдромом Дауна».

Методика направлена на развитие речи, формирование моторных навыков, познавательной деятельности и социальной адаптации детей с синдромом Дауна от трех до пяти лет в процессе индивидуальных и групповых занятий.

8. Жиянова П., Штепа Н. «Начинаем говорить» — методика для развития речи у детей с синдромом Дауна, которая позволяет детям быстрее освоить навыки речи.

Работа с родителями

Роль родителей в воспитании этих детей трудно переоценить. Многие родители прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребёнка, но им часто не хватает знаний и умений , иногда мешают ложные представления. Воспитание такого ребёнка требует много терпения, настойчивости, понимания. Эмоциональные переживания родителей проявляются в остром чувстве несамореализованности, ощущении неполноты чувства материнства, поэтому они сами нуждаются в психотерапевтической помощи, при отсутствии которой оказываются неспособными рационально помогать ребенку.

infourok.ru

Дорога к знаниям. Легко ли ребёнку с синдромом Дауна попасть в школу?

Этой осенью в областном центре сели за парты шестьдесят тысяч школьников. Среди них четыре ученика с синдромом Дауна. Всего лишь четыре на шестьдесят тысяч, хотя по статистике, с таким диагнозом рождается каждый семисотый ребёнок.

Первопроходцы

Педагог Татьяна Исламова рассказывает об успехах своей девятнадцатилетней дочери Алины: девушка окончила школу, поступила в училище, занимается вокалом. Алина — одна из первых в Иркутской области, кто смог получить школьное образование, несмотря на свой диагноз. Такая возможность и сейчас кажется многим настоящим чудом, а десять лет назад — тем более. Татьяна Александровна говорит, что им просто невероятно повезло: во время одного из медосмотров доктор посоветовал ей обратиться в речевой детский сад, его заведующая оказалась хорошим, понимающим человеком и заинтересовалась Алиной, а в группе было свободное место. Сама Татьяна Исламова, педагог-дефектолог, много занималась с дочерью. В итоге уже к пяти с половиной годам, к удивлению психологов, девочка с синдромом Дауна научилась читать. В специализированной школе чудом оказалось свободное место, и когда подошло время, Алина смогла сесть за парту. Несмотря на сомнения психологов, она справилась с программой, а окончив девять классов, пошла учиться дальше.

— Сегодня моя дочь почти не отличается от обычных людей, разве что относится к миру более наивно и доверчиво, — говорит Татьяна Александровна. — Думаю, если бы у неё была возможность заниматься более интенсивно, мы смогли бы добиться ещё больших успехов.

Как пояснили мне родители таких детей, большинство коррекционных школ сейчас переполнено учениками из неблагополучных семей, с которыми не справляются учителя. Таких «неподдающихся» сегодня настолько много, что для детей с синдромом Дауна, которым требуются специальные педагоги, в классах просто не остаётся мест. Многие семьи тщетно ждут по несколько лет. Схожая проблема и с детсадами: порой по разным причинам отказывает руководство садиков, ещё чаще — против родители других детей.

«Ликбез» для всех

Ольга Владимировна, мама четырёхлетнего Саши, говорит, что за право для сына пойти в детсад она воевала больше полутора лет. Любознательному и активному мальчику пришлось пройти множество проверок и экспертиз, чтобы доказать, что он готов заниматься вместе с обычными детьми, не опасен, не представляет для них угрозы. Только этой осенью он отправится в положенный по закону детсад. Правда, добираться до него придётся через весь город с двумя пересадками — из Радищево в Свердловский район: ближе просто не нашлось мест.

— Я знаю истории семей, которые даже не могли выйти днём на детскую площадку — на ребёнка устраивали такую травлю, что им приходилось гулять по ночам, — рассказывает иркутянка Мария Звонкова. Она уверена, что неприятие обществом — главная причина, по которой дети с синдромом Дауна часто даже не попадают в семью, не говоря уже о детском садике и школе. По статистике, ещё 20 лет назад 95% таких малышей в Иркутской области из роддома сразу отправлялись в дом малютки. Сейчас, говорит Маша, в регионе цифра снизилась до 85%, а в Иркутске близка к нулю. Во многом это заслуга волонтёров общественной организации «Радуга», которые уже два года обходят детские дома и беседуют с семьями, где появляются дети с синдромом Дауна.

Прививка толерантности

— Главное — не строить иллюзий, не говорить родителям, что у них появился ребёнок индиго, маленький гений, как стало популярно в последнее время. Это не так. Нужно объяснить, что все процессы будут протекать медленнее, но ребёнок сможет многому научиться, он не застынет в стадии младенца, сумеет общаться с другими людьми, — объясняет Мария Звонкова.

— Всё-таки ситуация понемногу меняется к лучшему: сейчас проблемами наших детей начинают интересоваться педагоги и работники министерств, стало легче устроить их хотя бы в частный детсад, потому что нас перестали бояться. Мне кажется, общество сделалось чуточку терпимее, — рассуждает одна из создательниц «Радуги» — иркутянка Виктория Ветрова. Пока не подошла очередь на государственный детсад, она водит свою дочь в частный.

— Я нередко вижу со стороны, что другие дети принимают мою девочку: любят, оберегают её. И я радуюсь не только за своего ребёнка, но и за тех, кто растёт рядом с ней. Сами того не подозревая, они воспитывают в себе чувство толерантности, — уверена Виктория. — Думаю, лет через пять, если всё будет продолжаться в том же духе, мы увидим уже другое общество.

Памятка для молодых мам

Вот какие советы дают иркутские волонтёры матерям, у которых появились дети с синдромом Дауна:

— Сейчас вам постоянно хочется плакать, поэтому выплачьте все накопившиеся слёзы. Что бы вы ни сделали, помните: что все родители таких детей пережили подобные муки.

— Возможно, вам трудно в это поверить, но другие родители с готовностью подтвердят, что, несмотря на душевные страдания, пережитые ими в самом начале, они ни на кого не променяют своего малыша. Уже через несколько месяцев вы опять будете смеяться, и причиной этого будет ваш ребёнок.

— Не вините себя в диагнозе своего ребёнка: дети с синдромом Дауна рождаются даже у абсолютно здоровых родителей. Эта генетическая патология не зависит ни от географии, ни от образа жизни, ни от цвета кожи родителей. Мнение, что дети с таким диагнозом рождаются в семьях алкоголиков и наркоманов, — миф.

— Как можно раньше, пройдите максимально полное медицинское обследование: часто такому диагнозу сопутствуют другие заболевания.

— Старайтесь уделять ребёнку много времени, но не стремитесь сделать его центром своей вселенной, не забывайте о других членах семьи.

www.irk.aif.ru

Развитие самостоятельности у детей с синдромом Дауна в дошкольном возрасте

Развитие и обучение детей с синдромом Дауна требует от родителей знания психологических подходов к разным ситуациям, в том числе житейским. И вопрос, как приучить ребенка к самостоятельности – не исключение. Автор статьи – психолог, рассказывает о том, как сделать этот процесс эффективным.

Эта статья адресована родителям детей дошкольного возраста, однако изложенные в ней соображения могут пригодиться и в том случае, если у ребенка более старшего возраста навыки самостоятельности пока недостаточно сформированы.

Занимаясь развитием и обучением маленьких детей, мы все надеемся, что благодаря этому они станут как можно более самостоятельными, когда вырастут. Но в процессе обучения мы обычно сами говорим или показываем ребенку, что и как он должен делать, оставляя ему достаточно мало возможностей для проявления самостоятельности. Такое обучение действительно необходимо, оно направлено на формирование навыков. Однако для самостоятельности только навыков не достаточно. Самостоятельная деятельность состоит из нескольких этапов: принятия решения, организации деятельности – и только затем применения умений и навыков.

Поговорим о каждом из этих этапов, начиная с последнего.

Уметь и делать – это не одно и то же.

Многие дети уже к 3-4 годам в процессе занятия, организованного взрослым, очень хорошо выполняют предлагаемые задания, например, называют цвета или показывают буквы, но в свободной игре кидают или перекладывают игрушки, не пытаясь выстроить даже короткий сюжет. А от родителей часто можно услышать, что ребенок уже умеет есть ложкой, но они продолжают его кормить. В обоих случаях какие-то навыки уже сформированы, но ребенок их никак не использует.

Навыки, которые ребенок освоил, но не применяет, довольно быстро заменяются другими привычными способами действия. Например, чтобы поесть, ребенок вкладывает ложку маме в руку или просто долго сидит над тарелкой, зная, что, в конце концов, его покормят. Когда такая привычка сформировалась, то бороться с ней достаточно трудно. Если ребенок научился что-то делать, он должен начинать делать это сам. И только тогда навык «зачерпывать еду ложкой и попадать ею в рот» превратится в умение есть самостоятельно.

Сам – не значит один

Организация деятельности – это сложный многоступенчатый процесс: определить цель – составить план – выполнить несколько первых шагов по плану – проверить хорошо ли получается – подкорректировать план – выполнить еще несколько действий по плану – сравнить результат с поставленной целью.

Мы видим, что эта цепочка – очень длинная. Когда ребенок действует самостоятельно, у него могут возникнуть трудности при выполнении любого из этих шагов. Кроме того, он может просто отвлечься, так и не доведя дело до конца. У взрослых в таких ситуациях есть несколько типичных способов реагирования.

Например, ребенок надевает штаны и уже почти справился. Тут раздается звонок, и он бежит к двери, даже не замечая, что штаны мешают ему двигаться. Можно подтянуть ребенку штаны, можно сказать: «Подтяни штаны», – а можно подергать за резинку, чтобы помочь ему обратить внимание, что штаны не на месте, и, возможно, заметив это, он сам решит их подтянуть.

Или ребенок сам надевает штаны, засовывает ноги в штанины, и оказывается, что штаны на нем задом наперед. Можно в этот момент быстренько засунуть его в штаны правильным образом, можно сказать ему, как надо, а можно помочь ему самому оценить, что получилось, и скорректировать план дальнейших действий. Например, спросить у него, где находится пуговичка, и где она должна быть. Последний способ заставляет ребенка быть более внимательным. Если регулярно спрашивать у него про пуговичку, то в результате он научится сам надевать штаны правильно.

Так в любом деле: взрослый может что-то делать за ребенка; может говорить ему, что нужно делать шаг за шагом; а может пройти вместе с ним весь процесс организации деятельности, помогая ребенку сориентироваться там, где у него возникают трудности или ошибки.

Очевидно, что если мы будем делать за ребенка то, что он уже умеет, пусть пока не очень хорошо или достаточно медленно, то он растеряет уже усвоенные навыки, но в жизни этот способ используется довольно часто, чтобы сэкономить время. Обстоятельства могут вынуждать к этому, но важно понимать, что это приведет к беспомощности ребенка и большим потерям в будущем. И точно не стоит быстренько кормить или одевать ребенка, чтобы он успел побольше «позаниматься».

Те родители, которые постоянно говорят ребенку, что он должен делать, вроде бы достигают видимой цели – ребенок правильно надевает штаны. Но эта цель достигается за счет внешнего контроля, и в тот момент, когда внешний контроль ослабевает, например, когда ребенок оказывается в группе детского сада, где воспитатель не может подсказывать ему каждый шаг, выясняется, что сам себя контролировать и самостоятельно удерживаться в целенаправленной деятельности он пока не научился.

Если взрослые стремятся к тому, чтобы ребенок действовал сам, и при этом внимательно сопровождают, поддерживают и уточняют его усилия, то постепенно он учится не только надевать штаны, но и организовывать свою деятельность в целом. Это, безусловно, делает его более самостоятельным и проявляется не только в бытовых делах, но и в учебе.

Принятие решений

Умение принимать решения – очень важный навык. Мы незаметно для себя делаем это тысячу раз на дню, выбирая, что нам надеть, что купить, какой дорогой пройти, что мы сделаем сейчас, а что можно отложить. Обычно человек учитывает два-три исходных фактора и просчитывает последствия своего решения на один-два шага вперед. Маленькому ребенку трудно принимать решения, потому что для принятия осознанного решения он должен оценить ситуацию, требования окружающих, собственные потребности, спланировать действие и предугадать его последствия. Каждый из этих шагов сам по себе оказывается достаточно сложным, не говоря уже обо всем комплексе. Но если всегда предлагать ребенку готовые решения, то ему трудно научиться что-то решать самому. И, наоборот, если предоставить ему возможность выбирать совсем самостоятельно, то он может ориентироваться на сиюминутный интерес или выбирать привычный способ действия. То есть, чтобы научиться принимать самостоятельные решения, ребенку тоже нужна стимулирующая поддержка взрослого.

Самой простой формой для принятия решения является ситуация выбора из двух предложенных предметов. Например, можно спрашивать ребенка: «Что ты хочешь, чай или компот?», «Какие носочки наденешь, те или эти?» Если ребенок видит эти предметы, ему легче выбрать и он может показать на то, что он хочет, даже если он еще не очень хорошо умеет говорить.

Другой формой выбора являются вопросы, на которые ребенок может отвечать «да» или «нет». Практика показывает, что многие дети отвечают «да» или «нет» очень быстро, гораздо быстрее, чем успевают обдумать ваше предложение. Такой ответ является «привычной реакцией» и только кажется осознанным. Например, на предложение поиграть в кубики ребенок отвечает «нет», но если после этого показать ему кубики, то оказывается, что он хочет в них поиграть, просто не успел сориентироваться. Возможно, он ответит по-другому, если взрослые не будут спешить, помогут ему уточнить ситуацию, понять вопрос и дадут время для обдумывания «решения».

Если мы предлагаем ребенку принять какое-нибудь решение, то важно, чтобы оно было реальным, и мы действительно сделали бы так, как он сказал. Поэтому, например, не стоит спрашивать его: «Ну что, пойдем?» – выходя из кабинета врача, ведь он может ответить «нет», а уходить все равно придется. Повторение таких ситуаций обесценивает для ребенка его решения, и он сам перестает относиться к ним всерьез.

Большие возможности для принятия самостоятельных решений заложены в игре. Игра – та часть жизни маленького ребенка, где он может сам выбирать, как и что ему делать. Однако если у него недостаточно игровых навыков и есть трудности в организации деятельности (например, он умеет только рассматривать, облизывать и кидать игрушки), то при всем разнообразии игрушек и детских игр ребенок сможет выбрать только то, что умеет делать: рассматривать игрушки, облизывать их и кидать.

Конечно, важно научить ребенка новым игровым навыкам: катать машинку или кормить куклу, для того чтобы он затем мог включать их в свои игры. Но также важно, играя с ним, учитывать характер его теперешних интересов, стараться поддержать его собственную игру и помочь ему сделать ее разнообразнее, добавляя в нее новые элементы. Например, если ребенок, как в приведенном выше примере, любит облизывать и кидать игрушки, то это значит, что его интерес к ним, скорее всего, носит сенсорный характер. Учитывая его интерес к получению ощущений, можно, играя с ним, прятать игрушки ему под кофту или засовывать в рукава и штанины, чтобы он мог почувствовать их фактуру не только языком, но и кожей в других местах тела, сориентироваться в своих ощущениях, понять, где спрятана игрушка, и достать ее. Также можно предложить такому ребенку кидать предметы в определенное место, например, чайные ложки – в кастрюльку. Скорее всего, это ему понравится, и он будет стараться попасть ложкой в кастрюльку, чтобы услышать звон металла. Такие игры, несмотря на свою простоту, требуют от ребенка целенаправленной деятельности и становятся «мостиком» от простых манипуляций с игрушками к выстраиванию более сложной игры и к формированию бытовых навыков.

Если ребенок любит кормить куклу, можно помочь ему добавить в игру новые сюжетные действия. Например, вместе помыть посуду после «еды» или слепить пирожки из пластилина. Эти игры будут учитывать собственные интересы ребенка, но помощь взрослого позволит расширить и усложнить его игру.

Важным фактором в принятии решений является наш предыдущий опыт. И пусть решения, которые принимает ребенок, не всегда кажутся нам правильными, может быть, полезно иногда позволить ему испачкаться, упасть или намокнуть, чтобы он мог приобрести собственный опыт и опираться на него в дальнейшем.

Как мы видим, все, что способствует будущей самостоятельности, ребенок может приобрести только при внимательном отношении и значительной помощи взрослых, направленной на формирование умений и навыков, способности принимать решения и организовывать свою деятельность. И уже в процессе обучения, сфокусированного на этих трех направлениях, дети демонстрируют более гибкое поведение, лучше адаптируются к новым ситуациям и легче вливаются в коллектив сверстников.

Рекомендуемая литература: Книга «Я все смогу»

downsideup.org