Меню

Щенок агрессивен с ребенком

Дрессировка. Агрессия собаки к детям дома

Агрессия собаки к детям — самый жуткий кошмар, который я, и как отец, и как собаковод, только могу себе представить!

Согласитесь, что трудно вообразить себе трагедию страшнее и одновременно нелепее, чем изувеченный домашним любимцем ребенок!

Тем более чудовищно, что подобного рода драмы случаются с ужасающей регулярностью.

Как же так происходит, что, по определению, преданное и верное четвероногое существо, призванное любить и защищать ребёнка, учить малыша быть добрее и человечнее, вдруг становится его самым безжалостным изувером?

В чем причины собачьей агрессии к детям?

Кто виноват в произошедшем: дитя или пес?

Кто спровоцировал конфликт: ребёнок или собака.

Агрессия собаки к детям дома. Главная причина

Увы, настойчиво ища ответы на эти, казалось бы, животрепещущие вопросы, мы на самом деле обмишурились и уже загнали себя в тупик!
А все потому, что изначально повели поиск в неправильном направлении, перекладывая ответственность за произошедшее, что говориться, «с больной головы на здоровую».

Потому что корень всех кинологических зол — это вовсе не собака и, уж тем более, не ребенок. Корень всех кинологических зол — это, в первую очередь, неправильное с собакой обращение!

Вот почему, только меняя манеру обращения с собакой на правильную, мы железно страхуем себя от всех кинологических проблем, в том числе и от такой леденящей кровь жути, как агрессия к детям.

Агрессия собаки к детям дома. Беспроигрышная формула

Перво-наперво запомните, а лучше запишите, что единственная беспроигрышная формула взаимоотношений ребёнка и собаки — это безапеляционное: ребёнок всегда прав !

Только так, и никак иначе, звучит ключевой императив построения безопасных взаимоотношений между детьми и собаками!
Все другие приходящие на ум варианты и измышления — заведомый и смертельно опасный риск!

Однако и подобная основополагающая доминанта, надо признать, не берётся с бухты-барахты.
Полноценная реализация императива абсолютного приоритета ребенка, как основы 100% безопасности любого общения детей и собак, не возможна без надежного фундамента безукоризненной дрессировки четвероногого любимца.

Значит беспроигрышная формула безопасности детей — это безапеляционная правота ребенка, основанная на грамотной дрессировке собаки и тотальном соблюдении лидерских привилегий!

Вот почему любые, даже самые мелкие, компромиссы в послушании четвероногого любимца, или пренебрежение лидерскими привилегиями, — категорически недопустимы, как в отношении хозяев, так, тем более, в отношении детей!
Тогда, и только тогда, вы достигните подобного полноценного результата.

Почему я утверждаю? Да потому что бультерьер у меня безупречно послушен.

И, если ваша собака настолько же послушна, а соблюдение привилегий в пользу всех членов семьи такая же жизненная аксиома, как чистка зубов по утрам, то и вы, и тем более ваш малыш в полной безопасности.

Если же продемонстрировать подобное послушание со своей собакой вы не в состоянии, если надменно пренебрегаете лидерскими привилегиями, наивно полагая, что неумолимые законы природы вас не касаются, то опасность уже притаилась рядом!

И, поверьте, от количества тут же приведенных отговорок, обьективная реальность ни чуть не изменится. Потому что без полноценного послушания, отсутствие агрессии в отношении ребёнка — это всего лишь дело крайне ненадежного случая!

Например, лет восемь назад, за помощью в воспитании собаки ко мне обратился владелец десяти месячной восточно-европейской овчарки.
По мимо прочих типичных недочетов, хозяин был серьезно обеспокоен все более частыми и агрессивными выпадами собаки в отношении пятилетней дочери. Дело, ни много ни мало, уже дошло до покусов.
Встретились.
На первом же занятии подробно разбираем допущенные владельцем промахи.
. Внимательно слушая меня, хозяин тискает овчарочку, а та, в ответ, слегка прихватывает его за руки.
Не смотря на кажущуюся умилительность наблюдаемой мною картины, я вынужден сделать владельцу категорически строгое замечание о том, что собака ни при каких условиях не смеет прихватывать хозяев зубами, даже в игре.
— Но, она меня всегда берет за руку мягко и аккуратно. — пытается оправдываться владелец.
— Вас, да! Но всего полчаса назад вы жаловались на покусы собакой пятилетней дочурки! Улавливаете закономерность.

И, действительно, не нужно быть провидцем, чтобы отследить роковую связь между «безобидной» с виду игрой хозяина и агрессией овчарочки в отношении ребенка!
Ведь, если собаке позволенно слегка прихватывать хозяина — взрослого дядьку, то что мешает той же овчарочке в полную силу применить зубки в отношении робкой малышки?

Увы, а скорее даже к счастью, но такова неумолимая природная логика действий любой собаки. И наш четвероногий друг — сложное в своем поведении социальное животное — отлично понимает, кому нужно «сказать здрасьте», а кого можно и «послать».

Почему «к счастью»?
Да потому что плохо, когда логики нет! Тогда не за что зацепиться.
А когда она, эта самая логика, есть, то, опираясь на знания, ее легко можно использовать себе на пользу!
(Чем, кстати, я и занимаюсь последние 20 лет профессиональной практики. )

Поэтому, помятуя, что агрессия к детям начинается с самых казалось бы безобидных мелочей (вроде дурацкой игры с лёгким прикусыванием), нужно просто этих мелочей не допускать!
Если же презреть правила поведения с собакой, то проблемы, в том числе и с покусами детей — всего лишь вопрос времени!

Например, исходя из статистики, самолёт самый безопасный вид транспорта (конечно, при условии грамотной эксплуатации). Но стоит только пренебречь какой-то мелочью и катастрофа не избежна.
Слава Богу, кинология куда проще авиации, а значит соблюдение основных кинологических правил даже не потребует от вас высшего образования и значительных усилий. Несложные правила, помноженные на здравый смысл и любовь к детям, станут железной гарантией 100%-но безопасного общения детей и собак.

Вот почему, так скажем, «ложноочаровательные» примеры, приведенные ниже, меня ни чуть не вдохновляют.

Все это умилительно, но абсолютно не правильно, а потому крайне опасно!

Мы воочию видим буквальное нарушение лидерских привилегий, подробно описанных в моей книге «Собака в доме: друг или враг?!». А, если в корне нарушена техника «кинологической безопасности», значит потенциальная угроза уже существует, и ее всплеск — это только вопрос обстоятельств и времени.

Нет, если бы, владельцы тех же булей показали бы такое же управление собакой, какое продемонстрировал я, то с моей стороны не было бы никаких нарицаний. Но беда в том, что с таким нарушением основополагающих привилегий (в частности, собака на диване) это просто невозможно.

Не верите?
Тогда вот вам для наглядности только один из множества очевидных примеров подобного рода кинологического разгильдяйства, неумолимо приведшего к страшной трагедии.

Агрессия собаки к детям дома. Пример вопиющего кинологического ханжества

Статья из сети:

Вот такая вот трагическая история с целым каскадом авторских обвинений в адрес собак и заводчиков.

А теперь, давайте попробуем разобрать ее, опираясь уже на полученные знания, тем паче, что при более внимательном рассмотрении вскрываются весьма «показательные» факты.

Так, например, оказывается, что виновниками трагедии назначены вовсе не те!
Почему?
Начнем с самого главного.

Правильно и грамотно дрессированная собака никогда и ни при каких обстоятельствах не тронет никого из членов семьи, даже самых маленьких детей и немощных стариков. Причем это правило работает с собаками совершенно всех пород. Без каких-либо исключений.

Заучите подобное правило, как строевой устав, и больше никому не рассказывайте сказки о каких-то там «нездоровых» собаках! За свою более чем двадцатилетнюю профессиональную практику я видел массу невоспитанных, но ни одной «нездоровой на голову» собаки. (Чего, увы, не могу сказать о некоторых людях!)

История же, свидетелями которой мы стали – это как раз вопиющий случай безалаберного, ханжеского, а главное – безграмотного обращения с собакой, в чем ни золотистый ретривер, ни ребенок — совсем не виноваты!

А теперь подробнее.
Автор статьи начинает с того, что заявляет, какая она «опытная» владелица:
«С 5 мес. мы пошли с Сеней на курсы дрессировки, т.к. до него у меня были 2 овчарки и всю важность дрессировочного процесса я понимала».

Это, мягко говоря, туфта! Рассказы о том, что до этого у автора статьи были «две овчарки» – для наивных дилетантов. Данная фраза нам ничего не говорит о том, как и, главное, чем занималась хозяйка на дрессировочных курсах. Зато из личного опыта скажу, что человек, который «думает, что знает» часто-густо гораздо хуже зеленых новичков. (За свою практику таких я повидал немало.)

Как-то звонит мне одна женщина и обращается за помощью в воспитании очень проблемного стаффордшира.
— Хорошо, — говорю. – Поработаем. Для начала проведем с вами первое занятие, где я подробно расскажу об основных моментах в поведении собак…
— Не надо мне ничего рассказывать! – заявляет мне хозяйка. – У меня это уже третья собака! Я уже и так все знаю!
— Ну, ладно, — для виду соглашаюсь я. – Только, если бы вы все знали, то тогда бы ко мне за помощью не обращались!
Разве подобное не очевидно?!

Не поверим мы так же и заявлениям о «внезапности нападения» собаки:
«В 14 мес. Сеня внезапно бросился на моего старшего сына(ему 10 лет)».
«Внезапное», или как еще называют «продвинутые» собачники, «ничем не мотивированное» нападение собаки — это такой же бред, как и внезапная беременность!
Всем, мало-мальски дружащим с головой людям, доподлинно известно, какие именно действия (скажем, акты) должны предшествовать беременности. Без этой простой и приятной последовательности детей ни у кого никогда не получается. Исключение составляет лишь один единственный случай в истории, за девять месяцев до начала нашей эры. Но, брать его за правило было бы, на мой взгляд, слишком самонадеянно:)

Зато, в статье неоднократно «кричит и выпирает» упоминание о регулярном рычании собаки на детей!
«Были попытки рычать когда он ел на кухне».
«Позже от наших друзей и знакомых я стала слышать что их ретриверы рычат на их детей».
А это значит, что нужно быть «клиническим оптимистом», чтобы не понимать, что за подобным угрожающим рычанием на детей последует в ближайшем будущем.

Так что с «внезапностью нападения» тоже совершенно не складывается. Кроме того, хозяйка рассказывает нам сказки об отличном послушании, но, тут же, буквально в том же предложении заявляет прямо противоположное:
«Пес он рос послушный, чуть агрессивный к собакам одного пола, с детьми всегда играл с радостью и азартом. Были попытки рычать когда он ел на кухне , но мы это быстро пресекали и очень часто по вечерам его кормил кто то из детей. Детей он также слушался на отлично. Конечно не всегда было все гладко, приходилось иногда учить его общаться с детьми, особенно с младшим сыном(7 лет) ».
В виду столь явного вопиющего противоречия – придется рубануть с плеча.

Запомните!

Либо собака безукоризненно(!) слушается всех членов семьи, либо во всех остальных случаях — у вас проблемы с невоспитанной собакой («агрессивный к собакам», «попытки рычать, когда ел на кухне» «не все гладко… с детьми»)!
Но, по словам хозяйки, выходит, что собака, скажем, с трех до четырех слушалась, а с пяти часов вечера уже срывалась с цепи от бешенства?
Как такое возможно — я не знаю. И если кто-то знает, то пусть мне объяснит.

Кормить же собаку – это полная чушь. Таким образом, очков в глазах собаки нисколечко не наберешь!
Вот если бы дети, под руководством матери забирали бы миску или кость у пса, толку было бы куда больше!

Кроме всего вышеперечисленного, я, как специалист, вижу в тексте также множество недомолвок, которые при ближайшем рассмотрении выявляют картину просто вопиющей кинологической безграмотности автора статьи.
Например.
«…У Сени было постоянное место где он спал по ночам и днем. Большая лежанка всегда лежала в углу гостиной. Но иногда Сеня спал около диванов и вдоль стен. В этот раз он спал около дивана на кот. вся семья садилась смотреть телевизор.
Сын прошел мимо него и хотел сесть на диван. Собака вскочила и бросилась на него….»

В данном случае, за простыми на первый взгляд фразами скрывается бездна ошибок. Ведь если присмотреться, то перед нами лидерская привилегия «Кто кому уступает дорогу» в чистом виде: ребенок прошел от собаки непочтительно близко, за что и поплатился!

И вот теперь, после всего этого, как относиться к «сказкам» барышни, про то, что она «грамотный и ответственный» владелец, что «всю важность дрессировочного процесса» она «понимала«, что собака у нее послушна и легко управляется детьми, если воочию видно, что статусные отношения между ребенком и собакой урегулированы категорически неправильно и решены в пользу собаки!

Во всяком случае, нарушение в трёх из пяти лидерских привилегий налицо: в требовании внимания («агрессивный собакам одного пола» – отсутствие должного контроля, то есть послушания), в еде («попытки рычать, когда ел на кухне») и требовании уступить дорогу(«сын прошел мимо… собака вскочила и бросилась на него»)! По опыту же могу добавить, что, учитывая количество допущенных ошибок, и с остальными привилегиями, видимо, тоже было не все гладко. Потому, что все это звенья одной цепи. А дыма без огня, как известно, не бывает!

И вот, сосчитав «минусы» и пока не найдя ни одного «плюса», вопрос первый , который сразу же возникает: как такое количество очевидных ошибок возможно допустить действительно опытному и грамотному владельцу?

Вопрос второй : как после всех допущенных ошибок, можно считать нападение собаки «внезапным»? Разве возможен, при таких раскладах, еще какой-то другой вариант развития событий?!

Значит, учитывая все выше перечисленное, напрашивается логичный вывод: не смотря на утверждения автора статьи, ни с кинологической грамотностью, ни с внезапностью нападения собаки — абсолютно не сложилось, а все ее утверждения абсолютная и несусветная чушь!

Примерно то же самое происходит и в следующий раз.
«В 2 года, Сеня бросился на сына второй раз. Это произошло утром. У сына был один урок в школе, мы с Сеней встретили его, и пришли домой. Я положила собаке еду. Он ее все съел, и лег у моих ног. В это время на кухню зашел сын. Сеня почему то рванул стрелой на него, без рычания и злобы. Мне даже показалось что он ему просто обрадовался. Но через секунду, когда пес повалил моего сына, я услышала крики от боли. »

Как видим, не смотря на всю «кипучую работу» по дрессировке, о которой нам заливает автор статьи, «воз и ныне там». Потому что без соблюдения лидерских привилегий любые попытки дрессировать собаку – это, как доказано в моей книге «Собака в доме: друг или враг?!», переливание из пустого в порожнее.

Кроме того, очень показательный момент, что пес накинулся на ребенка, находясь именно у ног матери!
Конечно же, это всего лишь мое предположение, но уж слишком, буквально до боли, подобное напоминает ситуации, когда конфликтами и одёргиванием детей от собаки («перестала оставлять собаку наедине с детьми») родители подрывали авторитет детей и сами же провоцировали своих четвероногих любимцев на нелицеприятные действия…

Однако, автор статьи не унимается, и, как пример «неадекватности» золотистого ретривера, приводит следующие слова: «Сеня почему то рванул стрелой на него, без рычания и злобы. Мне даже показалось что он ему просто обрадовался».
Особенно, в этом контексте, мне нравиться слово «почему то». А то ж, непонятно!
Напротив, все более чем закономерно. Пес настолько вжился в роль главного в отношениях с детьми, что ему даже угрожать рыком не надо! Он безо всякой «злобы» уверенно и жестоко, как и положено в собачьей стае, за нарушение привилегии, ставит своего подчиненного-ребенка на место! В чем же здесь, простите, «неадекватность» пса? «Странно и неадекватно», было бы как раз наоборот, если бы золотистый ретривер не строил бы и не грыз ребенка при такой массе допущенных ошибок!

Читайте также:  Щенки дворняжки какого они роста

Вот и спрашивается: в конце концов, за что усыпили собаку? За что охаяли питомник, который, по всей видимости, в действительности разводит классных золотистых ретриверов?

Ну, и, конечно же, зададим главный русский вопрос: кто виноват?
— Но, — возмутится внимательный читатель. – Ведь хозяйка «всю важность дрессировочного процесса… понимала» и пыталась дрессировать собаку: пошла «с Сеней на курсы дрессировки»!

Это действительно так.
Но, «ходить» на курсы или действительно правильно и кропотливо дрессировать собаку – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Уж сколько я на своем веку повидал хозяев, которые именно «ходят» на занятия и площадки, видимо считая, что от одного этого хождения их собака сразу же «поумнеет».

Кроме того, когда человек считает, что он все знает, то он уже никого и никогда не слышит. Так что поставить на место такого «всезнающего» хозяина и заставить действительно прилежно и грамотно воспитывать собаку — задачка не из простых, и по зубам далеко не каждому профессиональному инструктору.

Вот почему я не могу упрекать «учителей» этой барышни. Ведь как вы помните: «никто так не слеп, как тот, кто не желает видеть».
А утверждаю я это потому, что в статье есть грубейшие ошибки хозяйки, неуклюжие попытки оправдаться и свалить вину на своего пса, на заводчиков (в чью компетенцию воспитание собаки ни как не входит), но нет ни одного упоминания о консультациях с настоящими специалистами-дрессировщиками, на некомпетентность которых, мы бы тогда могли пенять. Нет в тексте ни одного слова о попытках поиска какого-то выхода из создавшегося положения. Нет! Автор «все знает», и поэтому она уверенно рулит от трагедии к трагедии.

А вот то, что золотистый ретривер регулярно «жрал» детей – это, учитывая все ошибки, допущенные в воспитании, – железная закономерность.
Потому что у этих собак характер слабый. И если бы на месте ретривера была бы невоспитанная порода с характером посильнее, то она, однажды «порвав» ребенка, дальше стала бы «рвать» взрослых. А золотистому «слабачку» храбрости хватало лишь на детей. Поэтому он и грыз их из раза в раз.

Вот только не надо думать, что если у вас дети, то вам нельзя заводить ретривера. Вовсе нет! Любая правильно воспитанная собака никого и никогда не тронет. А любая неправильно воспитанная порода – это ящик Пандоры, готовый распахнуться в самый неподходящий момент!

В принципе, эту статью можно потрошить и дальше. Но даже, исходя из уже приведенных примеров, если отбросить все враки и глупости, перед нами — безграмотная хозяйка, которая своей же принципиальной ханжеской глупостью и недальновидностью сама же подставила детей собаке в зубы! А потом, за это же, еще и свела счеты с ни в чем неповинным питомцем, попутно очернив заводчиков такой замечательной породы, как золотистый ретривер.

И вот теперь, эта горе-«специалистка», которая взяла в питомнике двухмесячного (!) отличного пса, породы золотистый ретривер, и своей «высококлассной дрессировкой» вырастила из него «социального урода»: агрессивного к собакам и жрущего ее же детей.
Воспитала совершенно неуправляемое, истерично-агрессивное чмо из породы, которая во всем мире по праву считается первоклассным компаньоном, потому что, как вы помните, отличается слабеньким характером, а значит априори дрессируется легко и беспроблемно не только настоящим профессионалом, но и просто неравнодушным любителем!

Так вот, эта самая «горе-дрессировщица» еще и раздает рекомендации о том, кому и каких собак заводить:
«Когда я узнала что еще один пес укусил ребенка(его сразу отдали), а потом еще произошла серия покусов у меня предположения превратились в уверенность — НЕЛЬЗЯ ЗАВОДИТЬ В СЕМЬИ С ДЕТЬМИ КРУПНЫХ СОБАК».
А, кроме того, еще смеет давать советы профессионалам:
«ДОРОГИЕ ЗАВОДЧИКИ ЗАДУМАЙТЕСЬ — ИЗ ТЫСЯЧИ СЛУЧАЕВ, ОДИН МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ С СОБАКОЙ ИЗ ВАШЕГО ПИТОМНИКА, СТОИТ ЛИ ПРОДАВАТЬ ЭТИХ СОБАК В СЕМЬИ К ДЕТЯМ?»
И только сама «горе-дрессировщица», обвинив в своих же ошибках всех вокруг, как вы понимаете, вся «белая и пушистая»:
«С сыном сейчас все отлично, шрамы мешают жить, но затягиваются. Я плакала почти год и не могла понять — как это произошло».
Ах, ну просто «невинная овечка»!
Дальше, «всезнающая» хозяйка пишет:
«Сейчас я реабилитирую сына как могу.О собаках в доме он слышать не хочет, на улице от собак отходит».
Ну, и, слава Богу, скажу я. Ведь, исходя из вышеприведенной статьи, нам совершенно не трудно догадаться, какая судьба ожидала бы следующую собачку и несчастного сына у этой горе-хозяйки!

А из всего вышеперечисленного я могу вывести одно единственное пророчество: пока собак будут заводить разнообразные самодовольные, безграмотные и безответственные ханжи – собаки будут опасны и для хозяев, и для окружающих, и, что самое страшное, для детей.
Это так же верно, что к гадалке не ходи!

Потому что если человек занимается каким-либо делом, то он должен брать на себя всю ответственность, а не винить в своей дурости несчастное животное!
Вот почему я, как меня не уламывай, не могу спокойно относиться к спесивой, ханжеской убежденности автора статьи в собственной непогрешимости и безапеляционному отрицанию своей вины в страшной трагедии, которая в результате закончилась физическими и эмоциональными увечьями ребёнка, а так же расправой над нормальной во всех отношениях собакой.
А поскольку мы с вами не ханжи, то это, однозначно, не наш метод!

Агрессия собаки к детям дома. Принципы абсолютного исключения агрессии к детям

Исходя из приведенных выше очевидных примеров, можно с легкостью сформировать принципы 100% безопасного общения ребёнка и собаки, попутнопопутно, четко выделив зоны ответственности всех участников общения.

1. Неукоснительное соблюдение лидерских привилегий в пользу хозяев и, особенно, ребёнка

Это однозначная зона ответственности хозяев.

Потому что дитя взрослым лишь подражает.

А значит именно на родителей ложится обязанность не только поддерживать более высокий статус ребёнка в глазах собаки, но и личным примером задавать правильный тон общения детей с четвероногим питомцем.

(!) Бывает, что вследствии уже допущенных ошибок, хвостатый любимец позволяет себе фамильярные или агрессивные выпады в сторону ребенка, и малыш откровенно побаивается собаки.
В такой критической ситуации принуждать детей к каким-то, пусть даже необходимым и трижды правильным действиям, категорически нельзя. Эффект от такого, пусть и «благого», но насилия, как правило обратный!

Поэтому сначала у ребенка нужно снять «комплекс страха» перед собакой.
И лучшим помощником в этом деле будет качественный, профессионально сшитый кожанный намордник.

Находясь в нем, при контакте с малышом собака лишается возможности его «обидеть». Кроме того, с непривычки, намордник нередко оказывает на животное резкотормозящее, почти ступорное действие, благодаря чему ребёнок получает карт-бланш делать с собакой, что ему только заблагорассудится, мягко и постепенно, привыкая не только не бояться, но и, откровенно уверенно доминировать над четвероногим питомцем!

2. Безукоризненная дрессировка собаки

Опять и снова зона ответственности взрослых владельцев собаки. Потому что для ребёнка дрессировка собаки — это должна быть всего лишь развивающая игра в воспитание и ответственность (естественно, под чутким родительским руководством).

3. Безапеляционный императив: ребёнок всегда прав

Снова зона ответственности хозяев. Потому что именно на совести взрослых лежит вина за неправильно сформированные отношения между детьми и собакой (например, за несвоевременное одергивание ребёнка в контактах с питомцем и несуразные запреты, которые лишь подрывают авторитет малыша в глазах хвостатого любимца).

Запомните!

Ребёнка никогда нельзя грубо одергивать от собаки, а всегда только мягко направлять в игровой манере!
Потому что, с одной стороны, это самый лучший способ детского обучения, а с другой, такой аккуратный, взвешенный подход не только укрепит ваш контакт с ребенком, но, кроме того, не даст собаке ни малейшего повода усомниться в авторитете малыша!

Агрессия собаки к детям дома. Вывод

И вот теперь, пройдясь по всем вышеперечисленным пунктам, скажите мне в каком из них ответственность за исполнение лежит на ребенке? А на собаке?

Поэтому и конечный вывод очевиден: за правильные и безопасные взаимоотношения детей с собаками — всегда и всюду ответственность лежит исключительно на взрослых ! Только от их кинологической грамотности зависит качество и безопасность общения ребёнка и собаки!

Р. S. Статья «Агрессия к детям» рассматривает только ситуацию взаимоотношений собаки с хозяйскими детьми.

Желаю успеха.
Инструктор-дрессировщик собак Сергей Шаргородский, Киев

Источник



Собака агрессивна к юным членам семьи.

1. Собака обладает более высоким иерархическим статусом, чем юные члены семьи.

Как правило, дети имеют невысокие социальные ранги в семье и часто находятся ниже собак в иерархической структуре семьи-стаи. Это выражается в том. что собаки ведут себя агрессивно, когда дети приближаются к ним в момент сна, пытаются погладить их или навязать игру. «Ревность» собаки, которая проявляется при попытке ребенка вмешаться в игру взрослых или при игре ребенка с лидером «стаи», может быть как результатом иерархической агрессии, так и конкурентной борьбой за внимание (а это достаточно ограниченный ресурс) доминирующего члена стаи.

С точки зрения собаки, маленький ребенок это щенок и должен вести себя соответственно своей социальной роли — роли ребенка — типичного субдоминанта. Должен лебезить, слушаться и выказывать всяческое уважение. В то время, как дети ведут себя с точностью наоборот. И очень часто ребенок воспринимается как нахальное молодое животное, которое следует поставить на место.

Подросток же в глазах собаки может представлять реальную опасность в борьбе за высокий иерархический статус или уже незаслуженно обладает им. Почему незаслуженно? Да потому, что физически более слаб, чем собака и совсем не знает законов стаи.

2. У собаки выработана инструментальная агрессия

Выработка инструментальной агрессии возможна в результате бессознательного подкрепления со стороны взрослых членов семьи. Например, при появлении ребенка собака начинает рычать. В связи с этим ее пытаются успокоить ласковыми словами, оглаживанием или подкармливая. Со временем ребенок становится предвестником положительных последствий для собаки, но при условии агрессивного поведения с ее стороны (!). Или возможна следующая ситуация. Собака лежит на ковре. К ней ползет ребенок. Собака зарычала, так, на всякий случай. Родители убирают ребенка, в результате чего у собаки крепнет мнение: хочешь, чтобы тебе не мешали — рычи!
Часто инструментальная агрессия вырабатывается во время силовых игр с ребенком.

3. Контакты с юными членами семьи приводят (или приводили) к неприятным или болевым ощущениям (возможна оборонительная агрессия).

Дети часто, сознательно или бессознательно, причиняют собаке боль или неприятные ощущения: тянут за хвост, дергают за шерсть, лапы, тыкают пальцами в глаза, устраивают пиротехнические взрывы или наносят удары. Подростки могут чрезмерно «наказывать» собаку в процессе ее воспитания или дрессировки.

Обычно собака, имеющая печальный опыт общения с ребенком, пытается избежать тесного и продолжительного контакта. При приближении ребенка или при попытках общения собака встает и уходит, пытаясь найти безопасное место. Она может проявить агрессию, если ее не оставляют в покое или отрезают пути отступления.

Болевые (аверсивные) воздействия на собаку вызывают инстинктивную оборонительную реакцию. Почти как у нас. Если мы не можем избавиться от боли, отдергивая руку, то мы отталкиваем источник болевых ощущений.

4. Отсутствие социального опыта (ограниченная или неполная социализация).

То есть опыта общения с детьми. В этом случае ребенок воспринимается как необычное явление, а все необычное легко вызывает как ориентировочное, так и оборонительное поведение.

На самом деле назойливое, шумное, крикливое и чрезвычайно активное поведение детей может рассматриваться собакой как опасное или, в лучшем случае, как непристойное поведение. С другой стороны, собака просто может не знать, как себя вести с таким непредсказуемым существом.

5. Сознательно или бессознательно сформированная норма поведения с социальными партнерами.

Например, воспитывая щенка, ему позволяли во время игр прихватывать человека за края одежды, руки или ноги. Со временем это становится обычной нормой взаимодействия с социальными партнерами и легко воспроизводится во время игр или для привлечения внимания. С другой стороны, довольно часто собаке предлагается физическое воздействие (то, что обычно называется наказанием) как форма разрешения конфликта. Например, если мы постоянно шлепаем собаку, когда она в чем-нибудь провинилась или не подчиняется, мы обучаем ее форме разрешения конфликта. И тогда ничего удивительного не будет в том, что она воспользовалась этим способом.

6. Переадресованная агрессия.

Когда у нас не получается то, чего мы страстно и долгое время добивались, мы не испытываем положительных эмоций. Когда по каким-либо причинам мы не в состоянии ответить аналогичным образом на оскорбительное замечание начальника, мы тоже радости не ощущаем. Но нам необходима компенсация. И очень часто мы корректируем свое состояние, переадресуя свою агрессию (она может проявляться в виде раздражительности, занудства, мелочности, придирчивости и т.п.) по отношению к членам нашей семьи. Точно также поступает и наша собака. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что рычать на вас и на вашего ребенка — большая разница. В первом случае рискуешь получить по уху, а во втором успех обеспечен.

7. Конкурентная агрессия за обладание ограниченными ресурсами.

Нужных и важных вещей всегда недостает, их всегда мало. Поэтому их надо охранять или за них нужно бороться. Кости, игрушки, местечко рядом с хозяином, его ласка и внимание, место в кресле или на диване — все это ограничено в количестве и по площади.

Часто собаки уважают право первенства и собственничества. Держишь в руке игрушку, она твоя. Бросил на пол — ничья. Сидишь в кресле — твое кресло. Ушел — «всехнее». Отобрать игрушку — грабеж’ Значит, надо защищать. Сгоняешь с кресла — а как же право первенства?! Вот и конфликт!
А если говорить о внимании, то часто события развиваются по такому сценарию. Вы весело играете с собакой или тискаете ее. В этот момент из соседней комнаты появляется проснувшийся ребенок и требует своей доли внимания. Вы оставляете собаку, может быть, даже отталкиваете ее и начинаете заниматься ребенком. Наверняка у собаки образуется вот такая причино-следственная связь: появление ребенка означает лишение положительных эмоций. А потребность в положительных ощущениях относится к группе потребностей жизнеобеспечения. А неудовлетворение этих потребностей приводит к смерти. Следовательно, ребенка. как причину несчастий, надо нейтрализовать. Например, напугать, чтобы он больше здесь не появлялся.

Коррекция поведения.

Обязательно (!) еще раз пройдите курс дрессировки и откорректируйте иерархические взаимоотношения (см. раздел «Коррекция иерархического поведения»). Повышение управляемости собаки, ее безусловная подчиняемость позволит вам гарантированно остановить назревающий конфликт.

Но одно дело коррекция иерархических отношений взрослых и собаки, а другое дело повышение иерархического статуса ребенка. Если ребенок уже достаточно подросший (от 8 лет и старше), докажите собаке, что он тоже имеет право управлять ее поведением. Для этого станьте на какое-то время инструктором-дрессировщиком. Возьмите собаку на поводок, а ребенка за руку и найдите для занятий спокойное место. На первом этапе сами держите собаку на поводке. Собака должна находиться слева от ребенка, а вы слева от собаки и немного сзади. Пусть ребенок подает знакомые собаке команды четким, громким и уверенным голосом. Если собака не подчиняется, вы молча, но решительно заставляйте собаку выполнять команды ребенка. Желательно не только не говорить никаких слов, но и не смотреть в глаза собаки. Вас нет. Но ребенок должен не только командовать, он должен еще и поощрять собаку. Вы заставляете, а ребенок хвалит. Он оглаживает собаку, говорит ей ласковые слова и дает лакомство. Отработайте таким образом все команды послушания.

Когда собака начнет в таких условиях подчиняться ребенку, переходите к следующему этапу. Передайте короткий поводок ребенку, а себе пристегните удлиненный легкий поводок. Это может быть веревка. Дайте ребенку большую самостоятельность, а сами держитесь в 3-5 метрах в стороне. Если собака не будет подчиняться ребенку, вы должны совершить рывок поводком. Если и после этого собака не подчиняется, быстро и молча приближайтесь и заставляйте ее выполнить команду.

Читайте также:  Стишок у меня пропал щенок

На третьем этапе вы уже не используете поводок, а просто находитесь невдалеке и в случае необходимости корректируете поведение собаки.

Необходимо то же самое проделать и в квартире.

Если ребенок маленький, то вы как лидер стаи имеете право, во-первых, доказать, что при взаимоотношении с другими членами семьи агрессивное поведение ни в коем случае недопустимо — то есть вам необходимо скорректировать сложившуюся норму поведения. Во-вторых, вы должны дать понять собаке, что ребенок это «табу». В этом случае можно использовать отрицательное подкрепление. В зависимости от запущенности ситуации, особенностей собаки и ваших с ней взаимоотношений в качестве отрицательного подкрепления используется угрожающий окрик, рывок поводком, ультразвуковой удар или болевые воздействия годен Метод 4. (отрицательное подкрепление).

Начните с себя. Моделируйте ситуации: грубовато играйте с собакой, делайте с ней то, что может сделать ребенок (схватите за ухо, лапу, хвост, за шкуру и т.п.). Но не очень-то сильно терроризируйте собаку, особенно в начале занятий. При любых признаках агрессивной реакции применяйте отрицательное подкрепление. И снова продолжайте «играть». Если собака ведет себя правильно, обязательно хвалите ее.

По отношению к ребенку любые формы агрессивного поведения должны быть «наказуемы». Не оставляйте их без внимания. Как минимум, прикрикните на собаку. На период коррекции поведения желательно, чтобы собака находилась в квартире на коротком поводке и в удавке. Так вы быстро вовремя и легко сможете доказать собаке, что она неправа. Если говорить о Методе 7 (ориентировочном торможении), то применяя его. будьте осторожны — можно напугать ребенка.

Более щадящий режим коррекции поведения заключается в применении Метода 8 (выработка несовместимого поведения) и Метода 10 (подкрепление отсутствия нежелательного поведения). То есть вы не только настойчиво доказываете собаке, что общаться и играть с человеком можно только посредством игрушек и брать в пасть можно только игрушки, а не руки, ноги или полы одежды, но и туг же прекращаете всяческие взаимодействия при первых признаках агрессивного поведения.

Если ваша собака проявляла агрессию к ребенку, не рискуйте — никогда не оставляйте ребенка и собаку наедине!

Если вы не уверены в собаке, не позволяйте ей находиться вместе с ребенком без намордника (см. Приучение собаки к наморднику). Но надевайте намордник заранее, до появления ребенка в комнате. Следите за тем, чтобы у собаки не образовалось причино-следственной связи: ребенок — причина надевания намордника.

Приобретите клетку. Научите собаку пользоваться клеткой и если вам приходится отлучаться из комнаты или квартиры, помещайте собаку в клетку. Клетка не только обезопасит вашего ребенка, но и избавит собаку от его назойливых приставаний. Счастливы будут оба.

Обучение собаки терпению.

Для этого воспользуемся советом Б. Килкоммонса и С. Уилсона (Ребенок и собака. — М.: Аквариум, 1996). При этом мы будем комплексно воздействовать на собаку: включаем привыкание, повышаем порог болевой чувствительности, корректируем норму поведения и одновременно занимаемся переделкой оборонительных и инструментальных агрессивных реакций. Эти же упражнения необходимо проделывать, если собака никогда не встречалась или мало общалась с детьми (неполная социализация).

Как мы уже упоминали, с точки зрения собаки, дети ведут себя несусветно. Прежде всего они издают громкие и необычные звуки, что, по собачьему мнению, может быть связано с неприятностями. Сломайте этот стереотип. Будучи наедине с собакой (это для того, чтобы не травмировать окружающих), попробуйте вести себя как ребенок. Кричите, визжите, мычите, орите, ревите, хохочите и одновременно подкармливайте и хвалите собаку. Следите, чтобы собака при этом не возбуждалась. Или запишите на магнитофон детский шум и кормите собаку при таком звуковом сопровождении. Рано или поздно собака привыкнет.

Попробуйте ползать по полу и совершать резкие движения, какие совершает ребенок. Машите руками и ногами, игрушками, лопатками и прочими детскими инструментами и хвалите, ласкайте и подкармливайте собаку. Не делайте ей больно.

Научите собаку терпеливо относиться к детским хватаниям и объятиям. Лаская собаку, потяните за кожу, за лапу, за ухо, за хвост и похвалите собаку. Сначала это делайте медленно и несильно, но постепенно увеличивайте усилия.

Обнимите собаку буквально на 2-3 секунды. Отпустите и радостно похвалите ее. Снова обнимите и снова похвалите. С каждым занятием все увеличивайте продолжительность объятий. И понемногу все сильнее прижимайте собаку к себе. Не забывайте ее хвалить.

Когда вы после таких занятий будете уверены в собаке, проделайте с ней то же самое, но в присутствии ребенка. А потом попробуйте подключить и ребенка. Но будьте внимательны и осторожны.

И еще, сделайте так, чтобы ребенок стал для собаки сигналом наступления счастья. Например, таким образом. Нет ребенка в комнате, на собаку не обращают внимания, рычат и терроризируют. Как только ребенок входит в комнату, устраивайте для собаки праздник. И кормите, и хвалите, и играйте, и ласкайте! Но все это заканчивается, как только ребенок выходит из комнаты.

Многие виды конкурентной агрессии (борьба за ограниченные ресурсы) могут быть устранены при помощи вышеописанных упражнений. Однако научите собаку отличать свои игрушки от детских. И строго-настрого запретите собаке пользоваться игрушками детей. Как бы ни была миролюбиво настроена или контролируема ваша собака, пусть она завтракает и ужинает отдельно от ребенка. И также, когда она наслаждается костью, в комнате не должно быть ребенка.

Но воздействия на собаку это только половина дела. Если члены вашей семьи, включая детей, будут вести себя провокационно, рано или поздно терпение собаки лопнет. Воспитывать в семье надо и детей, и собак. Научите ребенка так же требовательно, как и собаку, вести себя в присутствии собаки спокойно. Убедите его в том, что собаке тоже может быть больно. Научите его тому, что мы называем любовью. Взрослые члены семьи должны прекратить «наказывать” собаку в присутствии ребенка. Иначе не исключено, что ребенок в результате подражания не воспроизведет ваших действий. Но и в присутствии собаки будьте мягче с ребенком: не кричите на него и не шлепайте. Собака тоже регистрирует все нюансы вашего отношения к ребенку. И не дай бог, чтобы она решила, что ваш ребенок «мальчик для битья».

источник «Справочник — Коррекция поведения собак.» автор Гриценко В.В., Москва «Компания Дельта М» 2002г.

Источник

Щенок агрессивен с ребенком

Новое в моем блоге

Необходимость двух обязательных прогулок в день даже не ставится под сомнение

Всегда, во все времена люди задумывались, что проиходит с душой собаки после смерти

Специалисты отмечают, что когда собака успешно решает задачу, ее поведение заметно меняется

По легенде, Бог подарил собаке холодный мокрый нос в награду за ее невероятное мужество и самоотверженность

Собаки одинаковой породы не обязательно будут иметь одинаковые характеры и привычки

Собака проявляет агрессию по отношению к детям

Если домашняя собака рычит на маленьких детей или пытается укусить их, это, само собой разумеется, вызывает беспокойство родителей. Им хотелось бы узнать мнение специалиста о том, насколько в действительности эта ситуация опасна для ребенка и как действовать в этих условиях. Опыт показывает, что такого рода проблему можно разделить на две общие категории.

Во-первых, речь может идти о самозащите в обычном понимании этого слова. Собака рычит и пытается кусаться, потому что ребенок слишком близко подходит к ней, гладит ее, тянет за хвост, бьет по спине, наступает на лапы. Как правило, при приближении ребенка собака ведет себя настороженно и пытается избежать контакта с ним. Часто собака пугается и пытается убежать. Собака пытается укусить только в том случае, если ей отрезают пути отхода. Это типичная модель агрессии, вызванной страхом. В других случаях страх не столь очевиден. Собака терпит присутствие ребенка, иногда даже приближается к нему и ведет себя нормально, пока тот не причинит ей боль или неприятные ощущения, что заставит животное рычать и кусаться. Это типичный пример агрессии, вызванной неприятными раздражителями.

Вторая категория проблем, по-видимому, является формой агрессии соперничества или доминантной агрессии. Собака реагирует угрожающим рычанием на попытки ребенка приблизиться к ней или дотронуться до нее, например, когда та отдыхает. Бывает так, что собака рычит на ребенка и в других ситуациях, когда воспринимает его как соперника, например, при игре с одним из родителей на полу. При проявлении агрессии в этой форме собака не показывает признаков страха перед ребенком. По-видимому, это также не является реакцией на неприятные физические раздражители, вызывающие чувство неприязни. Скорее, это напоминает поведение животного, занимающего более высокую ступень иерархической лестницы, в отношении молодого животного, нарушившего один из неписаных законов социальной жизни стаи.

Относительно данной системы классификации следует сделать несколько замечаний. Во-первых, здесь идет речь об эмпирической классификации, основанной на изучении материалов по данному вопросу и личном опыте, полученном в результате изучения нескольких случаев такого характера. Поэтому эту систему следует рассматривать лишь в качестве вспомогательного средства. Во-вторых, эта классификация наглядно показывает, что мотивация собак в разных случаях может быть совершенно различной. Ребенок может быть источником неприятных раздражителей, вызывающих у собаки неприятные ощущения и страх. В то же время собака может считать его соперником или невоспитанным выскочкой, занимающим более низкое положение в иерархии стаи. В-третьих, различные категории не являются взаимоисключающими. Например, вполне возможно, что многие собаки рычат вследствие самых различных причин, обусловленных разной мотивацией, как инстинктом самозащиты, так и стремлением к лидерству.

Иногда мотивация меняется с течением времени. Собака не знает, как вести себя по отношению к ребенку, и поэтому ее поведение изменяется в зависимости от конкретного момента времени. Эта последняя, наиболее интересная форма проявления встречается регулярно. Вероятно, многие собаки просто не знают, как обращаться с таким маленьким, надоедливым, шумным, дружелюбно настроенным, но в то же время опасным и непредсказуемым членом семьи, которого столь сильно балуют другие взрослые. Иногда ребенок с веселым смехом дергает собаку за шерсть и во все горло кричит, когда та хочет с ним поиграть. Маленькие дети боятся намного меньше, чем многие взрослые, когда собака на них рычит. Понятно, что из-за этого взаимоотношения собаки и малыша имеют намного более сложный и нестабильный характер, чем отношение собаки к детям более старшего возраста или взрослым членам семьи. В сущности, собака в зависимости от ситуации может воспринимать ребенка как партнера по играм, плохо воспитанного выскочку, нарушающего иерархию стаи, соперника-конкурента, источник опасности, мучителя или причину стресса и относиться к нему соответствующим образом.

В любом случае для удобства рассмотрения проблемы стоит сделать небольшое резюме:

Агрессия самозащиты

Вызвана настоящими аверсивными стимулами, исходящими от ребенка, которыми могут быть не только сильные, потенциально очень болезненные и вызывающие страх удары, подергивание за хвост, ковыряние в ушах, но и довольно легкое похлопывание по спине или пощипывание за шерсть. Агрессия, обусловленная страхом, вызвана приближением или замахом, прикосновением человека, которого собака боится, т.е. в данном случае из-за страха перед конкретным ребенком вследствие плохого обращения или испуга от шумных игр, резких движений, криков и т.д. или же страха перед всеми маленькими детьми, вызванного жестоким обращением в прошлом или недостаточным опытом общения с такими детьми.

Агрессия соперничества (в борьбе за лидерство)

В ответ на демонстрацию своего превосходства со стороны ребенка (например, ребенок дотрагивается до собаки или гладит ее) или в ситуациях соперничества (например, во время игры со взрослым членом семьи, а также когда ребенок берет в руки игрушку собаки или приближается к ней, когда та ест).

Спровоцировать агрессивное поведение в отношении детей могут:

1. Неправильное или некорректное поведение ребенка (например, ребенок бьет собаку, щиплет ее за шерсть, дергает за хвост и т.д.)

2. Ограниченный опыт предыдущих контактов с детьми в частности и с людьми вообще(возможный источник глубокого недоверия/страха перед всеми детьми)

3. Генетическая предрасположенность собаки к агрессии (например, склонность к агрессии борьбы за лидерство, пугливость, повышенная чувствительность к шуму, низкий порог торможения для рычания/укусов)

4. Непреднамеренное поощрение агрессивного поведения другими членами семьи (например, поглаживание/отвлечение внимания для того, чтобы собака перестала рычать, или если взрослый в присутствии ребенка уделяет меньше внимания собаке, меньше гладит и играет с ней, ребенок может стать источником неприятного раздражения)

5. Неприятные, травмирующие переживания, связанные с ребенком (страх перед ребенком после причиненной им острой боли или сильного страха)

6. Недостаточное обучение и общая невоспитанность собаки (рычание и попытки укусить людей, к которым хозяин собаки в других условиях относится терпимо)

Возможные меры коррекции агрессивного поведения

1. Улучшение понимания ситуации хозяином животного (например, возможных серьезных последствий для ребенка; необходимо объяснить детям, что рычание- это одна из форм угрозы, которую следует воспринимать всерьез)

2. Исключение проблемных ситуаций (например, изоляция собаки и ребенка друг от друга, когда они не находятся под присмотром)

3. Отказ от контрпродуктивных методов коррекции поведения (собаку не стоит наказывать, но, например, необходимо уделять собаке больше внимания в отсутствие ребенка)

4. Изменение основных правил общения внутри семьи (например, кормление по расписанию и с выполнением команд, а внимание, игра, лакомство и прочие бонусы будут даваться только в присутствии ребенка)

5. Исключение непреднамеренного поощрения проблемного поведения (в случае проявления агрессии хозяин не должен гладить собаку, успокаивать ее или пытаться отвлечь внимание)

6. Методы систематической коррекции поведения (например, в некоторых случаях можно использовать метод десенсибилизации/выработки противоположного рефлекса для подавления страха перед ребенком)

7. Обучение правильному поведению в потенциально проблемных ситуациях (сочетание поощрения за миролюбивое поведение и мягкого наказания за проявление агрессии по отношению к детям)

8. Выработка послушания при помощи обычных методов (например, для усиления контроля хозяина над собакой в потенциально проблемных ситуациях)

9. Механические вспомогательные средства (использование намордника в потенциально опасных ситуациях)

Пример

16-летнего мальчика дважды укусила двухлетний кобель, когда подросток пытался наказать его: один раз ударом руки, а второй раз ударом поводка. Видно, что собака явно испытывает страх перед мальчиком и рычит на него, когда он подходит слишком близко, в особенности, в помещении. Других членов семьи собака не боится, причем на улице она намного более спокойно реагирует на мальчика.

• Подростку следует полностью взять на себя кормление собаки.

• При наличии достаточного времени ему следует взять на себя обязанность выгуливать собаку.

• Во время этих прогулок мальчик должен вести себя уверенно и спокойно, не угрожая собаке. Ни в коем случае не следует подвергать собаку физическим наказаниям (например, бить, дергать за поводок).

• Другим членам семьи следует также воздерживаться от использования чрезмерно строгого наказания (то есть, следствием наказания должен быть лишь легкий испуг или реакция послушания).

• Подростку ни в коем случае не следует приближаться к собаке, чтобы погладить или поиграть с ней. Вместо этого ему следует подождать, пока собака сама не подойдет к нему, даже если для этого потребуется несколько дней или недель.

• Можно также во время ежедневных прогулок с собакой выполнять два-три коротких (не более 5 минут) упражнения на выработку послушания. Мальчику следует подозвать собаку и поощрить ее лакомством за выполнение четырех основных команд: «ко мне», «сидеть», «место», «стоять». Команды отдаются спокойным голосом. В случае ошибки собаку ругать не следует.

• Для ускорения процесса подавления чувства страха все остальные члены семьи должны полностью игнорировать собаку, пока не наметятся первые тенденции улучшения. В принципе, в течение следующих двух-трех недель сын должен быть единственным человеком, который гладит собаку, говорит, гуляет, играет с ней и т.д.

Читайте также:  Щенки с документами ркф что это такое

Источник

Агрессия собак к детям

Агрессия, сама по себе, считается самой главной проблемой в отношениях людей и собак. Но ничто не вызывает такого резкого неприятия, как агрессия собак к детям.

Истерию СМИ и, как следствие, боязнь и ненависть общественности, ничто не раздувает сильнее, чем случаи нападения собак на детей. В этой истерии забывается о причинах, приведших к агрессии, для пса просто не существует облегчающих обстоятельств. Притом, в подавляющем большинстве случаев, трагедии легко можно было бы избежать. Элементарные меры осторожности и, хотя бы, минимум знаний о психике собак — и ничего плохого бы не случилось.

Жаль, как это ни странно на первый взгляд, чуть ли не половина покусов случается внутри семьи. То есть, когда собака кусает не ЧУЖОГО, а ЗНАКОМОГО ребёнка. Форумы полны сообщений типа: «Собака рычит на детей, что делать?» Или: «Бросилась и укусила ребёнка в лицо, совершенно без причины, он только хотел её обнять и приласкать!».

Ситуации стандартны, повторяются снова и снова, и кончаются они, к сожалению, чаще всего одинаково: собаку отдают в другие руки. Это в лучшем случае. В худшем — выбрасывают или усыпляют.

Давайте для начала выясним причины: ЧТО приводит к проявлениям агрессии собак к детям.

Главные мотивы любой агрессии таковы: страх, охотничий инстинкт, протест и доминантная агрессия. Агрессия собак к детям — не исключение.

Рассмотрим эти мотивы ближе.

Страх

Никакого парадокса: собака часто кусает потому, что боится. Не только дети боятся собак. Собаки не так уж редко боятся детей — и не только маленькие нервные собачонки. Те, кстати, боятся обоснованно. Для маленькой собачки ребёнок всё равно представляется неизмеримо большим, нежели она. К тому же дети имеют привычку громко кричать, совершать резкие движения, с топотом и визгом бегать — это собак пугает. Кроме того, особенно маленькие дети неловки, неосторожны в игре и, сами того не желая, могут серьёзно травмировать собаку.

Оставлять детей одних с питбулем очень опасно. Особенно для питбуля.

Но и крупные собаки могут бояться детей по этим причинам. Кроме того, защитную агрессию может проявить даже собака, обычно без проблем ладящая с детьми. Типичная ситуация: собака спит, расслаблена и вдруг, дитя с разбегу присаживается к собаке и буквально падает на спящего пса, обхватывая его руками. Собака, резко выдернутая из сна, делает непроизвольный жест защиты и… кусает ребёнка. Такую же реакцию вызывает острая боль, причинённая собаке. Мало кто знает, что при вскрытии собаки-ротвейлера, усыплённой после атаки на хозяйского ребёнка, патологоанатом обнаружил карандаш, затолкнутый в ухо так, что пробил среднее ухо и через внутреннее ухо вошёл в мозг. Этот факт журналисты, раздувавшие истерию около бойцовых пород, как-то забыли упомянуть…

Охотничий инстинкт

В данном случае, причиной агрессии собак к детям выступает естественное инстинктивное желание собак преследовать и нападать быстро движущиеся объекты. Дети, бегающие с громкими криками и размахивающие руками, сильно возбуждают собак. Особенно, щенки и молодые собаки темпераментных, очень подвижных пород легко провоцируются на игровую или даже вполне серьёзную агрессию, если видят разыгравшуюся ребятню. Как правило, в этом случае, агрессия сначала не резко выражена, но если ребёнок не обращает внимание на нервозность собаки или, наоборот, показывает паническую реакцию, агрессия растёт и может кончиться очень серьёзными покусами.

Агрессия протеста

Поведение собаки в стае подчиняется определённым правилам. Если эти правила нарушаются иными членами стаи, и это нарушение ущемляет права собаки — она протестует. Проще говоря, собака защищает свою кость, миску, игрушку, место отдыха от посягательств. Если собака безропотно отдаёт миску или игрушку вам, это не значит, что так же безропотно отдаст и вашему ребёнку. Тем более, что дети (как и щенки в стае) имеют низшее положение в табели о рангах, нежели взрослые члены сообщества.

Протест проявляется не только при охране ресурсов. Протестом собака дает понять, что ваше поведение по отношению к ней ей неприятно, и она не намерена его терпеть. Речь не идёт только о действиях, которые собаке безусловно причиняют боль или неудобство. При некоторых обстоятельствах раздражать могут и ласки — ведь и люди считают, что иногда ласки неуместны. Недовольство собаки могут (опять же, как и люди) проявлять по-разному. Кто-то с кислым видом терпит, кто-то начинает протестовать: ворчать и огрызаться. К сожалению, выбор у собаки невелик. В природе взрослый волк может просто уйти подальше от назойливых волчат. Но у собаки, привязанной на цепь или замкнутой в четырёх стенах квартиры, нет возможности уклониться от непрошеных нарушителей её индивидуальной дистанции.

Кстати, о дистанции. Волки и собаки, особенно крупных рабочих пород, нуждаются в соблюдении так называемой индивидуальной дистанции. Что это значит? В отличие от приматов, многие из которых в детстве буквально налеплены на родичей и во взрослом возрасте часто сидят обнявшись и прижавшись друг к другу, собаки удерживают физический контакт в иной мере. Маленькие щенки спят кучно, вповалку. Взрослые собаки нередко спят и отдыхают на определённом расстоянии друг от друга, не складывая на сотоварища голову и даже не касаясь. В отличие от обезьян, ласки собак мимолётны, нежны, без стискивания и объятий. Собаки также не копаются часами в шерсти друг друга, как наши четверорукие предки.

Навязчивые, грубоватые ласки со стискиванием и похлопыванием собакам не нравятся. Особенно, если они адресуются собаке в неподходящий момент — когда она грызёт кость, спит, отдыхает. Она не воспринимает эти ласки как ласки, а как нарушения индивидуальной дистанции. Если индивидуальная дистанция нарушается изредка, спокойная социализированная собака это переносит относительно без стресса. Но если дистанция нарушается часто, грубо и надолго, дискомфорт повышается, стресс и раздражение растёт, и собака начинает ворчать и огрызаться на ребёнка. Рычание несёт несколько функций, главная из них — предупреждение. Нельзя наказывать собаку за то, что она предупреждает о своих намерениях. Если её протест обоснован, наказание только усилит стресс собаки. Да, может быть вам удастся на какое-то время подавить проявления недовольства. НО загнанное внутрь и не находящее выхода раздражение однажды прорвётся наружу, как созревший гнойник, и тогда может произойти трагедия…

Доминантная агрессия

По отношению к взрослым людям собаки крайне редко проявляют доминантную агрессию, поскольку без возражений признают превосходство человека. Но вот в отношении детей доминантная агрессия, к сожалению, проявляется не так уж редко. Как уже было сказано выше, щенки в стае и дети в семье (как бы ни было это неприятно родителям) находятся внизу ранговой лестницы и вы их не можете письменным приказом назначить главными над собакой. Так просто заложено порядком вещей: дети должны слушаться, старшие их должны защищать и учить. И воспитывать. Наказание — один их моментов воспитания, поэтому в стае волков или собак не в меру навязчивый и дерзкий потомок может получить подзатыльник: краткий укус, удар зубами.

Это касается как протеста, так и доминантной агрессии. В случае протеста собака кусает за то, чем ребёнок коснулся её прав. За руку, тянувшуюся к кости или причинившую боль; за ногу, наступившую на игрушку; за палку, которой ребёнок тыкал в собаку. Как бы ничего личного. При доминантной агрессии укус направлен в лицо. Это поведение само по себе не несёт никакой патологии, но…собака не осознаёт одной важной вещи: дитя человека слишком хрупко. Человеческое тело просто имеет иной запас прочности, нежели тело хищника, сотворённого природой к бою. Кроме того, большинство наших собак, выращенных вне полноценной стаи, имеют недостатки в социализации. В частности, им не хватает способности дозировать агрессию, ограничиваться только РИТУАЛЬНОЙ агрессией.

Вернёмся к началу статьи. К типичной ситуации, когда дитя в самых лучших чувствах обнимает собаку за шею и….получает укус в лицо. Казалось бы налицо безвинность ребёнка и подлость собаки…но…вспомните одну вещь: мы и они говорим на разных языках. Знаете вы, что «ЯМА» по-японски значит «гора»?

То, что у приматов считается жестом ласки и просьбы о защите (объятия и стискивание), у собак — жест сильно доминантный, с оттенком агрессии. Когда ребёнок НАВИСАЕТ над собакой, обхватывая руками переднюю часть груди или шею и при этом ПРИЖИМАЕТ ЛИЦО к шее или голове собаки СВЕРХУ, сам не зная того, показывает жест крайне провокационный для любой мало-мальски уважающей себя собаки. Ситуация, когда одна собака ТАКИМ ОБРАЗОМ провоцирует другую, не может завершиться мирно — только если униженная собака покажет позу подчинения. Когда подобный жест по отношению к собаке позволяете вы, она его терпит. Но не ждите, что уверенная в себе взрослая псина покажет униженную позу вашему маленькому ребёнку!

Я не напрасно разбираю так подробно агрессию протеста и доминантную агрессию. В случае покусов от страха или при всплеске охотничьего инстинкта, существует хоть какое-то объяснение и оправдание действий собаки. В случае поведения протеста или вышеописанной доминантной агрессии большинство людей реакцию собаки объяснить не может, причин для агрессии не видит и к собаке лепит наклейку «неадекватная».

У кого-то, особенно из старших кинологов, воспитанных на теориях о доминантности, может опухнуть гордость при словах «права собаки» или «дети в семье имеют низшее положение».
А что подавление собаки, отработка послушания, жёсткая дрессировка!?
Что так поставить собаку на место?!

Стресс обостряет отношения

Все мы знаем, что раздражённые, под стрессом, часто срываемся, принимаем решения, о которых жалеем и совершаем поступки, за которые потом стыдимся. Собаки не устроены иначе. И они, находясь под стрессом, раздражаются и ведут себя не совсем адекватно ситуации. Появление ребёнка в доме для большинства собак — очень сильный стресс. Особенно для собаки, которая перед этим была единственным «ребёнком» в семье и её любили и баловали, а после рождения ребёнка резко отодвинули на задний план.

В этой ситуации собака переживает те же самые эмоции, какие переживает старшее дитя семьи с приходом младенца. Не думайте, собака достаточно умна, чтоб сопоставить очевидные вещи: появление ребёнка в комнате и выселение её в коридор. И ей так же как и нам свойственна ревность, когда на неё не обращают внимания, а малыша окружают лаской и заботой. И, если старшим детям родители хотя бы пытаются объяснить ситуацию (правду говоря, помогает это мало), то собаку просто посылают прочь.

Кроме того, маленький ребёнок в доме — это часто шум, крик, беготня. Собака, привыкшая к тишине и покою, раздражена и утомлена не меньше её хозяйки. Псы живут быстрее нас, их метаболизм более активный, им требуется в два раза больше времени на регенерацию организма — на отдых и сон. Особенно, если собака нездорова, если пёс немолодой. Если псина хронически не высыпается, становится нервной, раздражительной. Прогулки, где она могла бы расслабиться и спустить стресс, становятся короче из-за занятости хозяев. Если к этому ещё присоединяется ревность, много не требуется для спуска агрессии. Поведение становится на самом деле неадекватным: сила протеста не соответствует данной конкретной ситуации. Проявляются и вегетативные стрессовые реакции: воспитанная и чистоплотная собака начинает метить в доме, грызть вещи, вылизывает и выкусывает до голой кожи шерсть на лапах.

Что же делать?

При чтении статьи может создаться мрачное впечатление: мирное сосуществование собаки и ребёнка проблематично. Вовсе нет, ведь собаки по природе своей являются общественными животными. Живут не поодиночке, а стаями-семьями, где сообща воспитывают молодое поколение. И собак, относящихся к детям с нежностью и терпением, очень и очень много. Просто вам нужно ещё до появления ребёнка в доме принять меры к тому, чтоб отношения в семье складывались гармонично. Время у вас будет: пока дитя мирно спит большую часть дня в постельке, для собаки не представляет сильного стрессового фактора. Стрессы начнутся, когда пути малыша и собаки начнут пересекаться в тесном пространстве квартиры.

С чего начать? Начните с дрессировки. Не нужно пускаться до сложных комплексов и готовить собаку к состязаниям по дрессировке. Но несколько простых необходимых в повседневной жизни команд нужно довести до совершенства. Подход, движение у ноги, команда «стой», «место». Послушание должно быть безупречным, чтоб на улице собака была управляемой и надёжной. Это позволит вам совместить прогулки с ребёнком и собакой вместе. Так убъёте сразу трёх зайцев: собака не будет вынуждена меньше гулять, совместные прогулки укрепят сознание её принадлежности к семье (не только к вам) и вам не нужно будет гулять два раза.

Кроме того, неплохо бы её познакомить с детьми — наверняка у кого-то из ваших знакомых собачников имеются дети. Если собака общается с чужими детьми, как правило, не возникает проблем, когда у вас появится собственный ребёнок.

Когда в доме появится малыш, с самого начала не изолируйте собаку из жизни семьи, закрывая её в одной из комнат или в прихожей. Дайте ей возможность присмотреться, принюхаться к нему. Не стоит оставлять их наедине — пока вы не уверены в собаке, но позвольте ей присутствовать при ваших заботах — при этом разговаривайте с ней, общайтесь, тогда она не чувствует себя забытой и ненужной. Не слушайте тех, кто панически вопит об угрозе «всяческой заразы от собаки». Если вы содержите собаку в чистоте, следите за её здоровьем, никакой опасности для здоровья малютки не будет. Кстати, медики давно заметили: городские дети, выращенные в стерильных условиях, имели слабый иммунитет и болели чаще и тяжелее деревенских детей, растущих в окружении животных.

Когда ребёнок начнёт ходить и сам искать на контакта с собакой, нужно следить, чтоб с самого начала общение развивалось в нужном тоне. Учите малыша не только не обижать, но и ПРАВИЛЬНО ласкать собаку. Если ребёнок не нависает над собакой, не обхватывает за шею, прижимаясь с силой, а присядет перед собакой на корточки и обхватит ручонками (не стискивая) собаку СНИЗУ — покажет при этом характерную позу щенка, просящего ласку и защиту. Эта поза как раз БЛОКИРУЕТ АГРЕССИЮ взрослой собаки.

Научите малыша прислушиваться к собаке и объясните, что если собачка зарычала — нужно оставить её в покое и не брать её игрушки. Даже если собака дружелюбна и терпеливо переносит детские шалости — и тогда не рекомендуется оставлять их наедине — просто потому, что собака может малыша резким движением уронить, разыгравшись не в меру — больно прихватить. Ну а если в отношениях существует напряжение — будьте особенно внимательны. Читайте мимику собаки и при признаках стресса, излишнего возбуждения — переводите игру в другое русло или заканчивайте. Собаку, проявляющую стрессовую агрессивную реакцию, не наказывайте способом, который ещё усиливает стресс. Старайтесь прежде всего успокоить. Например, одёрнув за злобное рычание, сразу же похвалите, приласкайте, как только собака перестала ворчать. Ровный и ласковый тон голоса лучше всего снимает напряжение.

И ещё момент. Жалуясь на проявление нетерпимости, агрессии собакой, вспомните, как обращаетесь с ребёнком (и собакой) ВЫ. Старая народная мудрость гласит: как аукнется — так и откликнется. Если вы кричите на ребёнка и на собаку, походу раздаёте затрещины — вряд ли пёс будет вести себя иначе.

Они не опасны, если их правильно воспитать! И к собаке это тоже относится.

Хотите вы или нет, собаки, как и дети, бессознательно копируют стиль вашего общения и строят отношения на основе того, на чем вырастали и к чему привыкли. Именно поэтому неадекватные собаки чаще всего бывают у неадекватных людей.

Фрэнк Перехрюкин-Заломай

Источник