Схема психических расстройств

Многоосевая диагностика психических заболеваний у детей и подростков

На течение психических заболеваний в детском и подростковом возрасте влияет множество факторов: наследственность; закономерности течения за­болевания; ход индивидуального развития (рост, созревание, индивидуали­зация, формирование, обучение); возраст и пол; системные влияния (психо­терапия и другие виды помощи); «случайные события» (жизненные собы­тия, факторы окружающей среды); факторы риска; защитные факторы са­мого ребенка и его окружения. Под защитными факторами понимают вли­яния, способные задержать, смягчить или предотвратить проявление заболевания, причем их действие не обязательно сопровождается положитель­ными или радостными переживаниями. Они могут различным образом вза­имодействовать: суммироваться, взаимно усиливаться, взаимоисключаться или дополнять друг друга.

Классификация болезней необходима для практических и исследователь­ских целей. Кроме общеизвестной классификации психических и поведен­ ческих расстройств (МКБ-10) существует и многоосевая схема классифика­ции психических болезней детского и подросткового возраста (MAS), раз­работанная специально для детской и подростковой психиатрии группой дет­ских психиатров в сотрудничестве с ВОЗ. Она включает в себя шесть осей, или измерений: клинический психиатрический синдром (1-я ось), наруше­ния развития (2-я ось), уровень интеллекта (3-я ось), физические болез­ни и нарушения (4-я ось), аномальные психосоциальные условия (5-я ось), степень тяжести имеющихся нарушений (6-я ось).

Категории 1-й оси охватывают нозологические формы, описанные в МКБ-10 под шифрами F0-F5, также F9; категории 2-й оси F80-F83, а также F6; категории 3-й оси частично расположены в рубрике F7; катего­ рии 4-й оси расположены в разделах А-Е и G-Y МКБ-10.

Параллельно с МКБ-10 ВОЗ предложила схему патосоциальных влия­ний, обозначенную как 5-я ось многоосевой классификации. В ней группа 1-4 отражает внутрисемейные отношения; 5, 7 и 8 — особенности микросоциаль­ ного окружения; 6-я группа включает острые стрессовые события, а 9-я груп­ па — факторы, связанные с психическим расстройством [Schmidt M., 1993].

Психосоциальные влияния (5-я ось)

1. Нарушенные внутрисемейные отношения.

1.1 Недостаток тепла во взаимоотношениях родителей и детей.

1.2 Дисгармония между взрослыми в семье.

1.3 Враждебное отношение к ребенку.

1.4 Телесные наказания.

1.5 Сексуальные злоупотребления (инцест).

2. Психические расстройства, отклоняющееся поведение или препят­ ствия нормальному развитию ребенка в семье.

2.1 Психическое расстройство или отклоняющееся поведение одного из родителей.

2.2 Препятствие нормальному развитию ребенка со стороны одного из родителей.

2.3 Препятствие нормальному развитию ребенка со стороны братьев или сестер.

3. Неадекватные или искаженные внутрисемейные коммуникации.

4. Неадекватные условия воспитания.

4.2 Недостаточный родительский надзор и управление.

4.3 Воспитание, не формирующее опыт у ребенка.

4.4 Несоответствующие требования и запреты родителей.

5. Отклоняющееся микросоциальное окружение.

5.1 Воспитание в интернате.

5.2 Длительный конфликт между родителями.

5.3 Изолированная семья.

5.4 Условия жизни с возможными психосоциальными вредностями.

6. Острые, отягощающие жизненные события.

6.1 Потеря любви.

6.2 Стресс вследствие помещения в чужую семью. •

6.3 Стресс вследствие появления нового члена семьи.

6.4 События, приводящие к понижению самооценки.

6.5 Сексуальные злоупотребления вне семьи.

6.6 Другие, вызывающие беспокойство и стресс события.

7. Отягощающие факторы микросоциалъного окружения.

7.1 Дискриминация одного из членов семьи.

7.2 Миграция или эмиграция семьи.

8. Хронические иитерперсоналъиые трудности коммуникации в шко­ле или на работе.

8.1 Конфликтные отношения с одноклассниками или коллегами.

8.2 Роль «козла отпущения».

8.3 Хронический стресс в школе или на работе.

9. Отягчающие обстоятельства вследствие психических отклонений у детей.

9.1 Воспитание в интернате вследствие психического расстройства.

9.2 Нарушения поведения вследствие помещения в незнакомую среду.

9.3 Другие обстоятельства, приводящие к снижению самооценки.

1. Клинический психиатрический диагноз.

2. Нарушения развития.

3. Уровень интеллекта.

4. Физические болезни и нарушения.

5. Аномальные психосоциальные условия.

6. Степень тяжести имеющихся нарушений.

Определение степени тяжести расстройства позволило в рамках много­осевой классификации (6-я ось) создать глобальный оценочный код (табл. 4).

6-ю ось можно использовать и как критерий эффективности любой те­рапии.

Преимущества многоосевого подхода при диагностике расстройств личности (психопатий) подчеркивает Ю. В. Попов (1995). Это дает возможность оце­нить тяжесть расстройств, особенности их внешних проявлений: например, син­дромы делинквентного, суицидального, аддиктивного поведения, сверхценных интересов и увлечений, сексуальных девиаций и др., динамику расстройств, степень социальной адаптации, наметить психологические «мишени» для пси­хотерапии и психопрофилактики.

К примеру, рациональное и эффективное лечение пациентов с аддиктивными расстройствами должно начинаться с тщательного анализа проблемы и использования многоосевого подхода. Последний учитывает следующие мо­менты: наличие и природу аддиктивного расстройства, тип используемого ве­щества, тяжесть злоупотребления и текущий статус злоупотребления; представ­ленность и природу других диагнозов на 1-й оси, их тяжесть, продолжитель­ность и текущий статус; наличие и природу любого личностного расстройства на 2-й оси; наличие, природу и тяжесть медицинских проблем, непосредственно связанных с злоупотреблениями психоактивными веществами, например, ге­патит или ВИЧ-инфекция; социальные проблемы, такие как бедность, безра­ботица, бездомность, семейные конфликты, непосредственно связанные со зло­употреблением наркотиками или психическим расстройством (другие оси).

Есть вопрос?

ИЛИ ХОТИТЕ ЗАПИСАТЬСЯ?

Оставьте свои контактные данные, и мы свяжемся с Вами, ответим на все Ваши вопросы, запишем в группы или к нашему специалисту

Мамы и папы!

Мы открываем группу творческого развития для детей от 3 лет. Спешите забронировать место в группе для Вашего малыша уже сейчас.

razvitie-rebenka.pro

Классификация психических расстройств детского и подросткового возраста

Классификация психических расстройств детского и подросткового возраста

Как DSM-IIIR, так и МКБ-10 содержат схему классификации психических расстройств детского возраста. Расстройства подросткового периода частично классифицируются согласно этой схеме, частично — по категориям, используемым во взрослой психиатрии.

Выделено семь основных групп детских психических расстройств, признанных практически всеми клиницистами; обоснованность такой группировки подтверждается результатами исследований, проведенных с использованием методов многомерного анализа (см.: Quay, Werry 1986). В данной книге для обозначения этих семи групп используются следующие термины (в скобках приводятся некоторые альтернативные варианты):

(1) реакции адаптации;

(2) общие нарушения развития (психозы детского возраста);

(3) специфические нарушения развития;

(4) расстройства поведения (асоциальные, или экстернализированные);

(5) гиперкинетические расстройства (расстройства с дефицитом внимания);

(6) эмоциональные (невротические или соматоформные) расстройства;

(7) симптоматические расстройства.

Многие из психических расстройств детского возраста невозможно удовлетворительно классифицировать, отнеся к какой-то одной категории. Поэтому предлагаются многоосевые системы. Широкое применение получила система, которая содержит оси для: (I) клинических психопатологических синдромов; (II) специфических задержек в развитии; (III) интеллектуального уровня; (IV) соматических заболеваний; (V) анормальных социальных ситуаций. Этой схемой (более подробные сведения о ней приводят Rutter, Gould (1985)) легко пользоваться; она позволяет клиницистам систематизировать различную информацию, необходимую при распределении детских психических заболеваний по категориям.

Классификация детских психических расстройств согласно DSM-IIIR и МКБ-10 представлена в табл. 20.1. Обе схемы очень сложны, поэтому в таблице отражены лишь основные категории. (Первая категория в каждой из этих схем — умственная отсталость — относится к состояниям, описываемым в гл. 21.) В обеих системах есть рубрики для общих и для специфических нарушений развития, причем в рамках последней выделены три типа расстройств — развития речи и языка, развития школьных навыков и развития двигательных функций. И в МКБ-10, и в DSM-IIIR присутствуют рубрики для расстройств поведения, которые разделяются на поведенческие расстройства, расстройства с дефицитом внимания (гиперкинетические) и оппозиционно-вызывающее расстройство. Обе системы содержат также рубрики для тревожных (эмоциональных) расстройств. В DSM-IIIR имеются отдельные рубрики для расстройств приема пищи, расстройств выделительных функций и тикозных расстройств. В МКБ-10 выделена самостоятельная рубрика только для тикозных расстройств, тогда как расстройства питания в младенчестве и детстве, неорганический энурез и энкопрез, заикание и форма быстрой, часто невнятной речи, определяемая как «речь взахлеб», классифицируются под рубрикой «другие поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте». Расстройства сна в МКБ-10 описываются в разделе «поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами». (Дополнительная информация о классификации в детской психиатрии дается у Rutter, Gould 1985; Cantwell 1985.)

info.wikireading.ru

Психиатрия

Психиатри́я (нем. psychiatrie от греч. ψυχή — душа и греч. ιατρεία — лечение) — отрасль клинической медицины, изучающая психические (душевные) расстройства, занимающаяся их лечением, профилактикой и оказанием помощи психически больным, а также изоляцией лиц с психическими расстройствами и лиц с отклонениями в поведении[1], представляющих потенциальную опасность для себя или для окружающих либо нарушающих те или иные общественные нормы.

Широкое признание получило предложенное немецким психиатром В. Гризингером (1845) определение психиатрии как учения о распознавании и лечении психических болезней.

Психиатрию принято подразделять на

  • общую психиатрию (психопатологию) — изучает признаки ( симптомы и синдромы ) нарушений психических функций (восприятия, памяти, мышления, аффекта ) и
  • частную психиатрию, изучающую болезни , клинические проявления которых включают в себя нарушение психических функций.

Пограничные между нормой и патологией состояния изучает также клиническая психология . Это направление исследования развивается в США и др. странах.

Единого согласованного определения понятий «болезнь—здоровье» и «норма—патология» в психиатрии не существует. В соответствии с одним из распространённых определений, психической болезнью является изменение сознания, выходящее за пределы «нормы реакции». [5]

Психиатрия подразделяется на общую и частную:

— Снежневский А.В. Общая психопатология: Курс лекций . – М.: МЕДпресс-информ, 2001. С. 7-8.

Это понимание А.В. Снежневским общей психиатрии как общей психопатологии признается многими отечественными психиатрами [6] [7] [8] [9] , но не является общепринятым [10] . В частности, в общую психиатрию иногда включают, помимо общей психопатологии, также патопсихологию . [11] Частную психиатрию изредка называют частной психопатологией [12]

Признаки (симптомы) психических расстройств составляют предмет психиатрической семиотики. [13]

Методы психиатрического обследования

Психиатрический диагноз устанавливается на основании фактов, добываемых разными методами — клиническим и лабораторными. [14] Основной метод психиатрии — клиническое исследование . [15]

— Жариков Н. М., Урсова Л. Г., Хритинин Д. Ф. Психиатрия: Учебник — М.: Медицина, 1989. С. 251

«До настоящего времени на протяжении нескольких столетий продолжается дискуссия о том, является ли психиатрия наукой или искусством» [16] По мнению критиков, не существует реальных доказательств научности психиатрии, а также действенности её методов [17] . Одним из ответов на критику клинико-описательного метода в психиатрии является методологический подход, разрабатываемый в настоящее время Независимой психиатрической ассоциацией и призванный преодолеть элементы субъективизма в диагностике психических расстройств путем внедрения в психиатрию феноменологической установки и феноменологического метода Э. Гуссерля [18] . По мнению сторонников этого подхода, феноменологический метод Гуссерля, как техника «точного беспредпосылочного описания», освобождения «от феноменологически непроясненных, непроверенных и непроверяемых предпосылок» [19] , дает возможность «превратить так называемые “субъективные данные” в объективные, строго научные, ясные и четкие, точно формулируемые» [20] .

Общая психиатрия

Все психические расстройства принято разделять на два уровня: невротический и психотический.

Граница между данными уровнями условна, однако предполагается, что грубая, ярко выраженная симптоматика — признак психоза.

Невротические (и неврозоподобные) расстройства, напротив, отличаются мягкостью и сглаженностью симптоматики.

— Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: Учебник. — М.: Медицина, 2002. — С. 71.

Психические расстройства называются неврозоподобными, если они клинически сходны с невротическими нарушениями, но, в отличие от последних, не вызваны психогенными факторами и имеют иное происхождение. Таким образом, понятие невротического уровня психических расстройств не тождественно понятию неврозов как группы психогенных заболеваний с непсихотической клинической картиной. В этой связи ряд психиатров избегает употребления традиционного понятия «невротический уровень», предпочитая ему более точные понятия «непсихотический уровень», «непсихотические расстройства» [21] [22]

Расстройствами невротического уровня часто дебютируют прогредиентные психические болезни, которые впоследствии, по мере утяжеления симптоматики, дают картину психоза. При некоторых психических заболеваниях, например при неврозах, психические нарушения никогда не превышают невротический (непсихотический) уровень.

Всю группу непсихотических психических расстройств П.Б. Ганнушкин предложил называть «малой», а В.А. Гиляровский – «пограничной» психиатрией. Термины «пограничная психиатрия», «пограничные психические расстройства» часто встречаются на страницах публикаций по психиатрии [23] [24] [25]

Продуктивная симптоматика

В том случае, когда результатом работы психической функции имеет место психическая продукция , которой в норме быть не должно, такую психическую продукцию называют «положительной», «продуктивной» симптоматикой. Положительная симптоматика является признаком какого-либо заболевания (не всегда). Заболевания, ключевыми симптомами которого является такого рода «положительная» симптоматика, принято называть «Болезнями психики» или «психическими болезнями». Синдромы , образованные «положительной» симптоматикой в психиатрии, принято называть « психозами » (тема неврозов заслуживает отдельного рассмотрения). Так как болезнь — это динамический процесс, который может закончиться или выздоровлением , или образованием дефекта (с или без перехода в хроническую форму), то и такого рода «положительная» симптоматика в конечном итоге заканчивается выздоровлением или образованием дефекта [источник не указан 316 дней] . Этот дефект в работе психической функции в психиатрии принято называть « слабоумием ». (Слабоумия, возникающие до окончания формирования психических функций, то есть врожденные или сформированные в детском возрасте, требуют отдельного рассмотрения.) Следует также отметить, что продуктивная симптоматика не является специфической (для какого-то конкретного заболевания). К примеру, и бред, и галлюцинации, и депрессия могут присутствовать в картине различных психических расстройств (с разной частотой и особенностями протекания). Но вместе с тем выделяется «экзогенный» (то есть вызванный внешними для клеток мозга причинами) тип реагирования (психики), например экзогенные психозы , и эндогенный тип реагирования (психики), или «эндогенные» расстройства. С XIX века в психиатрии существует концепция, в соответствии с которой эндогенные психозы являются единым заболеванием (т. н. теория единого психоза).

Общепатологические закономерности образования продуктивных (позитивных) психопатологических синдромов при психических заболеваниях можно представить в виде следующей схемы (А. В. Снежневский, 1983):

Соотношение продуктивных психопатологических синдромов

Негативная симптоматика

«Негативная симптомати­ка (дефицитарная, минус-сиптоматика) — признак стойкого выпадения психических функций, следствие полома, утраты или недоразвития каких-то звеньев психической деятельности. Проявлениями психиче­ского дефекта оказываются выпадение памяти, слабоу­мие, малоумие, снижение уровня личности и др. При­нято считать, что позитивная симптоматика более ди­намична, чем негативная; она изменчива, способна усложняться и в принципе обратима. Дефицитарные же явления стабильны, отличаются большой устойчивостью к терапевтическим воздействиям» (Жариков Н. М., Урсова Л. Г., Хритинин Д. Ф. Психиатрия: Учебник. — М.: Медицина, 1989. C. 161—162).

В отечественной психиатрии закономерности образования негативных синдромов при психических заболеваниях принято описывать с помощью схемы, предложенной академиком А. В. Снежневским (см. рис.).

Основные ранги негативных психических расстройств

Уровни психических расстройств изображены на схеме в виде вложенных кругов. Это призвано отразить тот клинический факт, что каждый круг более высокого уровня включает в себя все нижележащие слои психических расстройств.

Теперь рассмотрим «положительную» и «негативную» симптоматику применительно к каждой психической функции.

Нарушения восприятия

Для восприятия дефекта (негативной симптоматики) не может быть по определению, так как восприятие является первичным источником информации для психической деятельности . К положительной симптоматике для восприятия относятся иллюзия (неверная оценка поступившей от органа чувств информации) и галлюцинация (нарушение восприятия в одном или нескольких органах чувств (анализаторах), при котором ложное (мнимое) восприятие несуществующей, невоспринятой органами чувств информации трактуется как реальное).

Нарушения восприятия принято также классифицировать согласно органам чувств, к которым относится искажённая информация (пример: «зрительные галлюцинации», «слуховые галлюцинации», «тактильные галлюцинации» — их ещё называют «сенестопатии»).

Иногда к нарушениям восприятия присоединяются нарушения мышления, и в этом случае иллюзии и галлюцинации получают бредовую интерпретацию. Такой бред называют «чувственным». Это бред образный, с преобладанием иллюзий и галлюцинаций. Идеи при нём фрагментарны, непоследовательны — первично нарушение чувственного познания (восприятия).

Нарушения памяти

Проблема положительным симптоматики для психической функции « память », будет рассмотрена далее (в разделе «Заключение»).

Слабоумие, при котором ключевым расстройством является расстройство памяти, является так называемое « органическое заболевание мозга ».

Нарушения мышления

Для мышления продуктивным симптомом является бред — ( умозаключение , возникшее не в результате обработки поступившей информации и не корректируемое поступающей информацией). Было бы уместно упомянуть, что в обычной психиатрической практике под термином «нарушение мышления» понимают или бред, или разнообразные нарушения процесса мышления , которые заслуживают отдельного рассмотрения.

Нарушения аффекта

Положительным симптомом для аффекта является « мания » и « депрессия » (повышенное или, соответственно, пониженное) настроение , не являющееся результатом оценки поступившей информации и не меняющееся либо слабо меняющееся под влиянием поступающей информации.

Слабоумие, ключевым моментом которого является нарушение психической функции под названием аффект (то есть его отсутствие) является шизофрения . Здесь было бы уместно упомянуть, что в психиатрической практике термином «нарушение аффекта» пользуются для обозначения как раз положительной симптоматики (мании и/или депрессии), а не в том значении, в котором этот термин приведён в данной статье.

Заключение

Ключевым для психопатологии является следующее обстоятельство — психическое заболевание, которое характеризуется продуктивными расстройствами (психозом) в одной из психических функций, вызывает негативные расстройства (дефект) в следующей психической функции. То есть если отмечалась как ключевой симптом положительная симптоматика восприятия (галлюцинации), то следует ждать негативной симптоматики памяти (развитие органического слабоумия) [источник не указан 316 дней] . А при наличии положительной симптоматики мышления (бред), следует ждать негативной симптоматики аффекта (шизофренический дефект — эмоциональное уплощение, безразличие ко всему, апатия) [источник не указан 316 дней] .

Так как аффект является завершающим этапом обработки мозгом информации (то есть последним этапом психической деятельности), то и дефекта после продуктивной симптоматики аффекта (мании или депрессии) не наступает.

Что же касается памяти, то сам феномен продуктивной симптоматики этой психической функции не очерчен, так как, исходя из теоретических предпосылок, клинически он должен проявляться в отсутствии сознания (то, что происходит при нарушении памяти, человек не помнит). На практике же развитию негативной симптоматики психической функции «мышление» (эпилептическое слабоумие) предшествуют эпилептические припадки.

После схематичного описания главных симптомокомплексов психических заболеваний перейдём к описанию собственно этих заболеваний.

Классификация психических расстройств

Существует множество классификаций психических расстройств, но нет ни одного, которое строилось бы на одном общепринятом критерии.

Ниже приведено деление психических заболеваний, которым пользуются в практической психиатрии последние сто лет. К этим заболеваниям относятся «Органическое заболевание мозга» (чаще его называют «Психоорганический синдром», что и правильнее, по сути), эпилепсия, шизофрения и маниакально-депрессивный психоз.

Психоорганический синдром

Психоорганический синдром(органический психосиндром) — состояние психической слабости, обусловленное органическим поражением головного мозга (сосудистых заболеваниях головного мозга, поражениях центральной нервной системы , при сифилисе , черепно-мозговых травмах, различных интоксикациях, хронических нарушениях обмена веществ, при опухолях и абсцессах головного мозга, энцефалите ). Но особенно часто психоорганический синдром возникает при атрофических процессах головного мозга в предстарческом и старческом возрасте ( болезнь Альцгеймера , старческое слабоумие). В наиболее лёгкой форме психоорганический синдром представляет собой астеническое состояние со слабостью, повышенной истощаемостью, эмоциональной лабильностью, неустойчивостью внимания, снижением работоспособности. При тяжёлых формах психоорганического синдрома на первое место выступает интеллектуально-мнестическое снижение, доходящее до степени слабоумия ( деменция ).

Так как ключевым моментом при слабоумии, вызванном психоорганическим синдромом является нарушение памяти , то нарушения интеллекта у больных проявляются в первую очередь, ухудшается в различной степени способность к приобретению новых знаний, снижается объём и качество знаний, полученных в прошлом, ограничивается круг интересов. В дальнейшем присоединяется ухудшение речи , в частности устной (уменьшается словарный запас , упрощается структура фраз, больной чаще использует словесные шаблоны, вспомогательные слова). Важно отметить, что нарушения памяти распространяются на все её виды. Ухудшается запоминание новых фактов, то есть страдает память на текущие события, снижается способность сохранять воспринятое и возможность активизировать запасы памяти.

Клинические проявления эпилепсии отличаются исключительным многообразием. В данной статье рассматривается только характерный эпилептический дефект (эпилептическое слабоумие — epileptic dementia).

Ключевым компонентом эпилептического слабоумия является нарушение мышления . Мыслительные операции включают в себя анализ , синтез , сравнения, обобщения, абстракцию и конкретизацию с последующим образованием понятий . Именно процесс абстрагирования и образования понятий и нарушается при эпилепсии в первую очередь [источник не указан 316 дней] . Больной теряет способность отделять главное, существенное от второстепенного, от мелких деталей. Мышление больного становится все более конкретно-описательным, причинно-следственные отношения перестают быть для него понятными. Больной вязнет в мелочах, с большим трудом переключается с одной темы на другую. У больных эпилепсией обнаруживается ограничение называемых предметов рамками одного понятия (называются одни лишь домашние животные в качестве одушевлённых либо мебель и окружающая обстановка в качестве неодушевлённых ). Инертность протекания ассоциативных процессов характеризует их мышление как тугоподвижное, вязкое. Оскудение словарного запаса часто приводит к тому, что больные прибегают к образованию антонима путём прибавления к заданному слову частицы «не». Непродуктивное мышление больных эпилепсией иногда называют лабиринтным.

Шизофрения

В данной статье рассматривается только характерный шизофренический дефект (шизофреническое слабоумие — dementia praecox). Ключевым компонентом шизофренического слабоумия является нарушение психической функции, называемой « аффект » [источник не указан 316 дней] . Это слабоумие характеризуется эмоциональным оскудением, достигающим степени эмоциональной тупости. Дефект заключается в том, что у больного не возникают эмоции вообще и (или) эмоциональная реакция на продукцию мышления извращена (такое несоответствие содержания мышления и эмоциональной оценкой его называют «расщеплением психики»).

Маниакально-депрессивный психоз

При развитии психических расстройств (продуктивной симптоматики, то есть мании или депрессии ) психической функции под названием « Аффект » дефекта (слабоумия) не наступает.

Теория единого психоза

Согласно теории «единого психоза», единое эндогенное психическое заболевание, которое объединяет в себя понятия «шизофрения» и «маниакально-депрессивный психоз», на начальных этапах своего развития протекают в виде «мании», «меланхолии (то есть депрессии)» или «безумия» (острый бред). Затем, в случае существования «безумия» оно закономерно трансформируются в «бессмыслие» (хронический бред) и, наконец, приводит к формированию «вторичного слабоумия». Основоположником теории единого психоза является В. Гризингер . В её основу положен клинический принцип Т. Сиденгама , согласно которому синдром представляет собой закономерное сочетание симптомов , изменяющихся во времени. Одним из доводов в пользу этой теории является обстоятельство, что нарушения аффекта включают в себя и специфические, вызванные исключительно нарушением аффекта нарушения мышления (так называемые вторичные изменения мышления ). Такими специфическими (вторичными) нарушениям мышления является в первую очередь нарушения темпа мышления (темпа процесса мышления). Маниакальное состояние вызывает убыстрение темпа мышления, а депрессия темп процесса мышления замедляет. Причём изменения темпа мышления могут быть настолько выраженными, что само мышление становится непродуктивным. Темп мышления при мании может увеличиваться до такой степени, что теряется всякая связь не только между предложениями, но между словами (такое состояние называют « словесная окрошка »). С другой стороны, депрессия может настолько замедлить темп процесса мышления, что мышление вообще прекращается.

Нарушения аффекта могут стать и причиной своеобразного, характерного только для нарушений аффекта, бреда (такой бред называют «вторичным»). Маниакальное состояние вызывает бред величия , а депрессия является первопричиной идей самоуничижения . Другой довод в пользу теории единого психоза — то обстоятельство, что между шизофренией и маниакально-депрессивным психозом существуют промежуточные, переходные формы. Причём не только с точки зрения продуктивной, но и с точки зрения негативной, то есть определяющей диагноз заболевания, симптоматики. Для таких переходных состояний существует общее правило, которое гласит: чем больше в эндогенном заболевании расстройства аффекта по отношению к продуктивному расстройству мышления, тем последующий дефект (специфическое слабоумие) будет менее выражено. Таким образом, шизофрения и маниакально-депрессивный психоз являются один из вариантов течения одного и того же заболевания. Только шизофрения — это самый злокачественный вариант течения, так как она приводит к развитию выраженного слабоумия, а маниакально-депрессивный психоз самый доброкачественный вариант течения единого эндогенного заболевания, так как в этом случае дефект (специфическое слабоумие) не развивается вообще

medxt.ru