Щербатых юВ Психология стресса и его коррекция

Психология стресса и методы коррекции, Щербатых Ю.В.

Психология стресса и методы коррекции, Щербатых Ю.В.

Феномен стресса, открытый Гансом Селье, относится к числу фундаментальных проявлений жизни, так как позволяет организмам приспосабливаться к различным факторам среды за счет универсального комплекса нейрогуморальных реакций. Этот термин стал одним из символов медицины ХХ века, а затем вышел за пределы этой науки в смежные области биологии, психологии, социологии, да и просто обыденного сознания, став модным, расхожим и многозначным. Этому способствовали реальное увеличение количества стрессов у людей, обусловленное урбанизацией, увеличением темпа жизни, возрастанием числа межличностных взаимодействий (в том числе конфликтных), а также все более явным несоответствием между биологической природой человека и условиями его социального существования.

Проблема стресса в биологии и медицине.
Классическая концепция стресса. В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии. Сложность и многообразие форм стресса определяет многообразие подходов к изучению этого состояния, однако для лучшего понимания этого явления имеет смысл обратиться к первоначальной концепции стресса, предложенной Гансом Селье. Можно сказать, что предложенная им концепция была революционной для науки середины ХХ века. В то время среди биологов и врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Г. Селье пошел другим путем и начал искать общие закономерности биологических реакций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия. Он писал:
«Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания – это сотни погибших, спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, – все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых – справиться с возросшими требованиями к человеческой машине».

Содержание
Введение
Список сокращений
Глава 1 Стресс как биологическая и психологическая категория
1.1. Проблема стресса в биологии и медицине
1.2. Психологического стресса
Вопросы и задания для проверки усвоения знаний
Литература
Глава 2 Формы проявления стресса и критерии его оценки
2.1. Формы проявления стресса
2.2. Оценка уровня стресса
Вопросы и задания для проверки усвоения знаний
Литература
Глава 3 Динамика стрессовых состояний
3.1. Общие закономерности развития стресса
3.2. Факторы влияющее на развитие стресса
3.3. Негативные последствия длительного стресса
Вопросы и задания для проверки усвоения знаний
Литература
Глава 4 Причины возникновения психологического стресса
4.1. Субъективные причины возникновения психологического стресса
4.2. Объективные причины возникновения психологического стресса
4.3.3. Пути преодоления стрессоров различного типа
Вопросы и задания для проверки усвоения знаний
Литература
Глава 5 Особенность профессиональных стрессов
5.1. Общие закономерности профессиональных стрессов
5.2. Примеры профессиональных стрессов
Вопросы и задания для проверки усвоения знаний
Литература
Глава 6 Метода оптимизации уровня стрессов
6.1. Общие подходы нейтрализации стресса
6.2. Способы саморегуляции психологического состояния во время стресса
6.3. Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступления
Вопросы и задания для проверки усвоения знаний
Литература
Заключение
Приложения
Приложение 1 Тесты
Приложение 2 Ответы к тестовым заданиям
Приложение 3 Тематические планы программа, вопросы к экзамену
Приложение 4 Программа семинарских занятий и темы рефератов по темам курса «Психология стресса и методы его коррекции»
Приложение 5 Упражнения и практические занятия по курсу «Психология стресса и методы его коррекции»
Предметный указатель.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

nashol.com

Щербатых юВ Психология стресса и его коррекция

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 543 815
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 474 996

13. Пряжников Н. С, Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2004, с. 243.

14. Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М.: Наука, 1970, с. 8—48.

15. Симонов П. В. Психофизиологический стресс космического полета // Основы космической биологии и медицины. М.: Наука, 1975. Т. 2. Кн. 2, с. 158—172.

16. Суворова В. В. Психофизиология стресса. М: Педагогика, 1975, с. 3—208.

17. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Медицина, 1981, с. 5—232.

18. Судаков К. В. Индивидуальная устойчивость к стрессу. М., 1998, с. 3—268.

19. Хананашвили М. И. Информационные неврозы. Л.: Медицина, 1978, с. 3—143.

20. Черкович Г. М. Опыт воспроизведения невроза у обезьян путем экспериментального изменения суточного режима // Бюллетень экспериментальной биологии. 1959. Т. 48. № 8, с. 21—24.

21. Щербатых Ю. В. Экзамен и здоровье студентов // Высшее образование в России. 2000. № 3, с. 111—115.

22. De Quattro V. L. Stress overload-and catecholamine response-demand neutralizing antihypertensive therapy // Heart and Circ. 1988. V. 3, Suppl. № 2. P. 6—7.

23. Folkman S., Schaefer C, Lazarus R. S. Cognitive processes as mediators of stress and coping / V. Hamilton, D. W. (Eds.) Human stress and cognition: An information processing approach. N. Y.: Willey, 1979. P. 265—298.

24. Lannone V. Stress und Krankheit // Raum und Zeit. 1990. V. 9. № 4. P. 60—62.

25. Lazarus R. S., Launier R. Stress – related transactions between person and environment // L. A. Pervin, M. Levis (Eds.). Perspectives in inreractional psychology. N. Y.: Plenum, 1978. P. 287—327.

26. Stewart-Brown S., Layte R. Emotional health problems are the most important cause of disability in adults of working age: A study in the four counties of the old Oxford region //J. Epidemiol, and Community Health. 1997. V. 51. № 6. P. 672—675.

Формы проявления стресса и критерии его оценки

2.1. Формы проявления стресса

Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда. Существует несколько способов классификации стрессорных реакций, но для психологов наиболее перспективным является разделение их на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса (при этом к физиологическим проявлениям условно относят также биохимические и гормональные процессы). Ранее подобная классификация реакций организма была применена при изучении состояния тревожности, которая часто сопутствует психологическому стрессу. Так, Д. Натт выделяет четыре компонента, играющих важную роль при формировании состояния тревожности:

+ настроение (например, волнение);

+ когнитивную сферу (неприятные воспоминания, построение негативных прогнозов);

+ физиологические проявления (тахикардия, потоотделение, тремор);

+ поведенческие реакции @@@@@21#####.

В соответствии с этим подходом мы также будем отдельно рассматривать поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса, естественно, понимая, что между этими формами проявления стресса существуют тесные объективные связи.

2.1.1. Изменение поведенческих реакций при стрессе

Для удобства изучения все многообразие поведенческих проявлений стресса можно разделить на четыре группы, что отображено на рис. 5. Нарушения психомоторики могут проявляться:

+в избыточном напряжении мышц (особенно часто – лица и «воротниковой» зоны);

+изменении ритма дыхания;

+уменьшении скорости сенсомоторной реакции;

+нарушении речевых функций и т. д.

Рис. 5. Поведенческие признаки стресса.

Под действием стресса мышцы чрезмерно напрягаются, что мешает человеку выполнять точные и экономные движения, и человек тратит избыточное количество энергии на движения, которые ранее выполнялись легко и непринужденно @@@@@7#####. Избыточное напряжение в отдельной группе мускулатуры называют «мышечным зажимом», и они могут быть причиной болей в спине и шее, а также головных болей, включая мигрени. Существует несколько направлений и терапии, направленных на «снятие» таких зажимов и расслабление избыточно напряженных мышц: это прогрессивная мышечная релаксация, биологическая обратная связь и телесно ориентированная психотерапия.

Нарушения режима дня могут выражаться в сокращении сна, смещении рабочих циклов на ночное время, отказе от полезных привычек и замене их на неадекватные способы компенсации стресса.

Профессиональные нарушения могут выражаться в увеличении числа ошибок при выполнении привычных действий на работе, в хронической нехватке времени, в низкой продуктивности профессиональной деятельности. Ухудшается согласованность движений, их точность, соразмерность требуемых усилий.

Нарушения социально-ролевых функций при стрессе выражаются в уменьшении времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями, повышении конфликтности, снижении сензитивности во время общения, появлении различных признаков антисоциального поведения. При этом человек, находящийся в длительном стрессе, меньше учитывает социальные нормы и стандарты, что может проявляться в потере внимания к своему внешнему виду. Дистресс пагубно сказывается и на социальных связях личности с другими людьми. Во время переживания глубокого стресса могут значительно ухудшаться отношения с близкими людьми и коллегами по работе вплоть до полного разрыва, причем основная проблема остается нерешенной, а у людей возникают тяжелые переживания вины и безысходности. Студенты-психологи, оценивавшие поведенческие признаки стресса, вызванного напряженной учебой, наиболее выраженным проявлением стресса назвали снижение работоспособности и повышенную утомляемость. К негативным последствиям учебного стресса были также отнесены нарушения сна и спешка, вызванная постоянной нехваткой времени. Нарушения социальных контактов и проблемы в общении отмечались студентами в числе последствий учебного стресса, однако выраженность этих явлений была не очень большой. При этом степень снижения работоспособности и развития утомления при стрессе зависела от некоторых объективных и субъективных факторов.

В наших исследованиях отмечалась достоверная положительная корреляция между снижением работоспособности студентови такими факторами, как «большая учебная нагрузка», «строгие преподаватели» и «жизнь вдали от родителей» (коэффициенты корреляции 0,41–0,43 при уровне значимости менее 0,01). К субъективным факторам, способствующим снижению работоспособности, можно отнести «излишне серьезное отношение к учебе», «стеснительность и застенчивость» и «проблемы в личной жизни», которые отягощают проявления учебного стресса.

Неадекватные попытки компенсировать стресс выражаются в более интенсивном употреблении алкоголя, повышении ежедневных норм курения, избыточном приеме пищии т. д. (рис. 6).Понашим данным, наиболее распространенным методом снятия стресса у студентов является вкусная еда, затем телевизор, сигареты и алкоголь. Оказалось также, что нередко люди пытаются снизить повышенный уровень стресса засчет агрессивных импульсов, «выплескивая» негативные эмоции на других людей. Близкие данные были получены и у людей, работающих бухгалтерами и экономистами.

Неадекватные методы снятия стресса в основном характерны для людей, ищущих во внешней среде причины своих проблем и стрессов, причем в большей мере это относится к стремлению таких людей использовать алкоголь в качестве «универсального антистрессорного метода».

При этом отмечалась выраженная корреляция между частотой применения алкогольных напитков и выкуриваемых сигарет (r = 0,44; р

www.litmir.me

Познавайка

Детский развивающий центр

Ю щербатых стресс

Щербатых Ю.В.. Книги онлайн

Щербатых Юрий Викторович — доктор биологических наук, профессор психологии МГЭИ.

В 1985 году в Институте проблем онкологии им. Р. Е. Кавецкого (Киев) защитил кандидатскую диссертацию на тему «Структурно-функциональные изменения нейронов спинного мозга после локального и общего рентгеновского облучения».

В 2001 году в Санкт-Петербургском университете защитил докторскую диссертацию «Вегетативные проявления экзаменационного стресса и способы его коррекции». В этой работе была доказана возможность заблаговременного прогнозирования психологического стресса и предложены оптимальные методы коррекции психофизиологического состояния человека, испытывающего нервно-психические перегрузки.

В активе Ю. В. Щербатых более ста тридцати печатных работ, включая десять книг по прикладной психологии (в том числе таких широко известных в России, как «Психология успеха», «Психология выборов», «Искусство обмана», «Психология страха», «Психология стресса», «Психология личностных качеств» и др.). Три его книги были изданы в Китае, две — в Болгарии.

Научные статьи Ю. В. Щербатых выходили в таких известных реферируемых журналах, как «Психологический журнал», «Высшее образование в России», «Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова», «Физиология человека», «Высшее образование в России», «Радиационная биология. Радиоэкология», «Социальная и клиническая психиатрия», «Гигиена и санитария» и других академических изданиях.

В настоящее время Ю. В. Щербатых активно разрабатывает прикладные аспекты психологии -стресс-менеджмент и системный подход к психологии продаж.

Учебник краткая версия курса «Общая психология» в виде наглядного дидактического материала — рисунков, схем, таблиц и кратких пояснений к ним. Так как учебники по курсу «Общая психология» отличаются большим объемом и малой степенью иллюстративности, то у многих студентов возникают трудности при подготовке к семинарским занятиям и, особенно, к зачетам и экзаменам.

Цель данного пособия — дать описательный, понятийный аппарат науки психологии в максимально наглядном и систематизированном виде. В книге имеется набор тестов для проверки знаний студентов. Она позволяет за короткий период времени понять и запомнить основные психологические понятия и создать стройную систему знаний по общей психологии.

Кто мы? Машины для воспроизведения генов, эволюционизирующие разумные существа или духовные личности? Правда находится где-то посередине. Мы и то, и другое, и третье. Если вы хотите лучше узнать и понять себя, постичь глубинные механизмы человеческих поступков, связанные с сексуальной жизнью, познакомиться с опытом предыдущих поколений в области любви и секса, то эта книга откроет вам много интересного.

В приложении вы найдете психологические тесты, по которым сможете определить индивидуальные черты своей личности, касающиеся тематики этой книги.

Книга предназначена, прежде всего, студентам экономического профиля, изучающим основы психологии в рамках курсов «Психология предпринимательства», «Психология бизнеса» и «Педагогика и психология». Максимально широкий охват тем по психологии бизнеса, доступность изложения, высокая степень наглядности и небольшой объем пособия позволят студентам быстро освоить данный курс.

Издание содержит набор тестов для проверки знаний студентов, программу курса, тематические планы, планы семинарских занятий и психологические тесты, что делает его удобным для преподавателей.

Человек имеет тонко развитую психику — это качество заложено в нас самой природой и необходимо для того, чтобы не находиться в постоянном конфликте с окружающим миром, а легко приспосабливаться к нему. Но тонкая, легковозбудимая психика часто является причиной возникновения у людей не только естественных страхов, но и большого количества страхов мнимых, создаваемых собственным воображением.

Разобраться в этом явлении, понять причины появления страха, механизмы его действия поможет книга психофизиолога Юрия Щербатых, написанная в увлекательной, доступной форме и содержащая множество примеров из реальной жизни.

Рекомендации автора позволят успешно бороться с собственными тревогами и страхами, сохранять уверенность в себе и присутствие духа в любых ситуациях, а также помогут найти верный подход для оказания помощи близким людям.

В книге «Психология стресса и методы коррекции» представлен системный подход к понятию стресса, интегрирующий современные знания о природе стресса, полученные психологией, физиологией и медициной.

В структуру учебника входят теоретические разделы, вопросы для самопроверки и тестовые задания, примерная тематика семинаров и рефератов, упражнения и практические задания, психологические тесты, список рекомендуемой литературы и примерная программа курса.

В книге раскрывается методика правильной постановки жизненных целей достижения успеха в бизнесе, обретения личного счастья. Прочитав ее, вы сможете:

— выработать уверенность в себе,

— выполнить свои желания,

— добиться реального успеха в бизнесе,

— получать наслаждение от самой жизни,

— научиться влиять на людей.

Где проходит граница между правдой и ложью?

Может ли ложь быть во благо, а правда во вред? Вся история цивилизации свидетельствует о том, что любая крайность в сфере человеческих взаимоотношений противоестественна и зачастую носители «абсолютной истины» оказываются на поверку гнусными обманщиками. Да и обман как таковой имеет тысячи разнообразных оттенков — от добродетельного до злонамеренного.

Психофизиолог Юрий Щербатых в научно-популярной форме всесторонне анализирует природу обмана, его историю, классификацию и технологию. Обилие примеров и интересных фактов из реальной жизни превращает книгу из увлекательного чтения в практическое пособие повседневной психологической защиты.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Жизнь зрелого человека, наполненная энергией и радостными впечатлениями, — сегодня это не мечта, а достижимая реальность.

Автор этой книги издал уже более 20 книг общим тиражом полмиллиона экземпляров и заслужил международное признание. Его читают не только на русском, но и на китайском и на болгарском языках. Тот, кто прочитал книги Юрия Щербатых, понимает, как сохранить здоровье до самой глубокой старости, и с радостью выполняет простые рецепты.

Слово «грех» известно каждому человеку. Все знают, что это что-то плохое, недостойное, заслуживающее осуждение. Однако, если попросить людей дать точно определение понятию «грех», то окажется, что мало кто сможет это сделать. Откуда взялось понятие греха, что оно в себя включает, и что здесь истинно, а что — ложно?

Автор предлагает разобраться нам в том, откуда пошло это понятие, какое поведение является грешным, а какое — праведным, и может ли человек сам выбирать для себя, что он может считать грехом, а что — нет. Вы узнаете, как зарождается и развивается грех, у каких грехов биологические корни, способы избавления от грехов, как другие люди могут манипулировать вашими грехами, а также о том, что у некоторых грехов есть положительные стороны.

Психология стресса и методы коррекции

Книга адресована студентам, преподавателям и аспирантам психологических факультетов высших учебных заведений, а также психологам-практикам, организующим семинары и тренинги по стресс-менеджменту.

  • Юрий Викторович Щербатых Психология стресса и методы коррекции
  • Введение
  • Список сокращений
  • Глава 1 Стресс как биологическая и психологическая категория
  • 1.1. Проблема стресса в биологии и медицине
  • 1.1.1. Классическая концепция стресса
  • 1.1.2. Физиологические проявления стресса
  • Активация гипоталамуса
  • Повышение активности симпатического отдела нервной системы
  • Включение гормональных механизмов
  • Роль сердечно-сосудистой системы при формировании стрессорных реакций
  • Значение нервной системы в преодолении стресса
  • 1.2. Психологического стресса
  • 1.2.1. Введение понятия психологического (эмоционального) стресса
  • 1.2.2. Особенности психологического стресса
  • 1.2.3. Дифференцировка стресса и других состояний
  • Вопросы и задания для проверки усвоения знаний
  • Глава 2 Формы проявления стресса и критерии его оценки
  • 2.1. Формы проявления стресса
  • 2.1.1. Изменение поведенческих реакций при стрессе
  • 2.1.2. Изменение когнитивных процессов при стрессе
  • 2.1.3. Изменение физиологических процессов при стрессе
  • 2.1.4. Эмоциональные проявления стресса
  • 2.2. Оценка уровня стресса
  • 2.2.1. Объективные методы оценки уровня стресса
  • Оценка состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма
  • Анализ активности вегетативной нервной системы
  • Оценка психомоторных реакций организма человека при стрессе
  • 2.2.2. Субъективные методы оценки уровня стресса
  • Психологические тесты (бланковые и проективные)
  • Интроспекция (самомониторинг внутреннего состояния при стрессе)
  • 2.2.3. Прогноз уровня стресса
  • Литература
  • Глава 3 Динамика стрессовых состояний
  • 3.1. Общие закономерности развития стресса
  • 3.1.1. Классическая динамика развития стресса
  • 3.1.2. Влияние характеристик стрессора на уровень стресса
  • 3.1.3. Развитие психологического стресса на примере развития экзаменационного стресса
  • 3.2. Факторы, влияющие на развитие стресса
  • 3.2.1. Врожденные особенности организма и ранний детский опыт
  • Генетическая предрасположенность
  • Характер протекания беременности у матери
  • Тип высшей нервной деятельности
  • Ранний детский опыт
  • 3.2.2. Родительские сценарии
  • 3.2.3. Личностные особенности
  • Характер человека и черты личности
  • Уровень самооценки
  • Направленность человека, его установки и ценности
  • 3.2.4. Факторы социальной среды
  • Социальные условия и условия труда
  • Ближнее социальное окружение
  • 3.2.5. Когнитивные факторы
  • Уровень сензитивности
  • Умение анализировать свое состояние и факторы внешней среды
  • Прошлый опыт и прогноз будущего
  • 3.3. Негативные последствия длительного стресса
  • 3.3.1. Психосоматические заболевания и стресс
  • 3.3.2. Посттравматический синдром
  • Глава 4 Причины возникновения психологического стресса
  • 4.1. Субъективные причины возникновения психологического стресса
  • 4.1.1. Несоответствие генетических программ современным условиям
  • 4.1.2. Стресс от реализации негативных родительских программ
  • 4.1.3. Стресс, вызванный когнитивным диссонансом, и механизмы психологической защиты
  • 4.1.4. Стресс, связанный с неадекватными установками и убеждениями личности
  • Оптимизм и пессимизм
  • Политические и религиозные установки
  • Установки – метамодели реальности
  • 4.1.5. Невозможность реализации актуальной потребности
  • 4.1.6. Стресс, связанный с неправильной коммуникацией
  • 4.1.7. Стресс от неадекватной реализации условных рефлексов
  • 4.1.8. Неумение обращаться со временем (стресс и время)
  • Неадекватные временные границы как причина стресса
  • Стресс от неэффективного использования времени и его преодоление
  • Стресс от неумения наслаждаться временем
  • 4.2. Объективные причины возникновения психологического стресса
  • 4.2.1. Условия жизни и работы (постоянные компоненты существования)
  • 4.2.2. Взаимодействие с другими людьми
  • 4.2.3. Политические и экономические факторы
  • 4.2.4. Чрезвычайные обстоятельства
  • 4.3. Каузальная классификация стрессоров 4.3.1. Степень подконтрольности стрессора
  • 4.3.2. Локализация стрессора
  • 4.3.3. Пути преодоления стрессоров различного типа
  • Глава 5 Особенность профессиональных стрессов
  • 5.1. Общие закономерности профессиональных стрессов
  • 5.1.1. Профессиональный стресс
  • 5.1.2. Феномен профессионального выгорания
  • 5.2. Примеры профессиональных стрессов
  • 5.2.1. Учебный стресс
  • 5.2.2. Спортивный стресс
  • 5.2.3. Стресс медицинских работников
  • 5.2.4. Стресс руководителя
  • Глава 6 Методы оптимизации уровня стрессов
  • 6.1. Общие подходы к нейтрализации стресса
  • 6.2. Способы саморегуляции психологического состояния во время стресса
  • 6.2.1. Аутогенная тренировка
  • 6.2.2. Метод биологической обратной связи
  • 6.2.3. Дыхательные техники
  • 6.2.4. Мышечная релаксация
  • 6.2.5. Рациональная психотерапия
  • 6.2.6. Диссоциирование от стресса
  • 6.2.7. Использование позитивных образов (визуализация)
  • 6.2.8. Нейролингвистическое программирование
  • 6.2.9. Физические упражнения
  • 6.2.10. Религия как способ борьбы со стрессами
  • 6.2.11. Медитация
  • 6.3. Тактика борьбы со стрессом в зависимости от времени его наступления
  • 6.4. Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков
  • 6.4.1. Коммуникативные навыки
  • 6.4.2. Уверенное поведение
  • 6.4.3. Эффективное целеполагание как метод профилактики стрессов
  • Алгоритм постановки жизненных целей
  • Заключение
  • Приложения
  • Приложение 1 Тесты
  • Тест на стрессоустойчивость [43]
  • Анализ стиля жизни ( Бостонский тест на стрессоустойчивость)
  • Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона
  • Тест на учебный стресс [46]
  • Умеете ли вы быть счастливым? [47]
  • Шкала самооценки тревоги Цунга [48]
  • Тест личностной тревожности (Спилбергера) [49]
  • Опросник иерархической структуры актуальных страхов (ОАС)
  • Тест на профессиональный стресс [51]
  • Причины стресса в вашей работе [52]
  • Шкала ситуативной тревожности (Спилбергера) [53]
  • Вегетативные проявления стресса [54]
  • Тест САН (самочувствие, активность, настроение) [55]
  • Комплексная оценка проявлений стресса [56]
  • Приложение 2 Ответы к тестовым заданиям
  • Приложение 3 Тематические планы, программа, вопросы к экзамену
  • Примерная программа по курсу «Психология стресса»
  • Программа курса
  • Примерные вопросы к экзамену для студентов дневного отделения
  • Приложение 4 Программа семинарских занятий и темы рефератов по темам курса «Психология стресса и методы его коррекции»
  • Приложение 5 Упражнения и практические занятия по курсу «Психология стресса и методы его коррекции»
  • Глава 1. Стресс как биологическая и психологическая категория
  • Глава 2. Оценка уровня стресса
  • Глава 3. Динамика стресса
  • Глава 4. Причины возникновения стрессов
  • Глава 5. Виды стрессов
  • Глава 6. Методы оптимизации уровня стресса
  • Дыхательные техники
  • Мышечная релаксация
  • Рациональная психотерапия
  • Использование позитивных зрительных образов (визуализация)
  • Предметный указатель
  • Примечания

    poznavayka3-103.ru

    Щербатых, Юрий Викторович

    Щербатых, Юрий Викторович — доктор биологических наук.

    Содержание

    1973—1977 годы — исследование нейронов зрительной коры с помощью микроэлектродного отведения. Фиксация потенциалов действия отдельный нейронов и фокальных потенциалов нейронных колонок под руководством кандидата медицинских наук Артура Эдуардовича Тамбиева в НИИ нейрокибернетики им. А. Б. Когана (Ростов-на-Дону). В результате были впервые описаны закономерности распределения потенциалов в зрительной коре. Результаты опубликованы в «Физиологическом журнале СССР им. И. М. Сеченова» в 1979 году.

    1982—1985 годы — исследование влияния радиации на деятельность нейронов спинного мозга. Обнаружены две формы гибели нервных клеток под действием радиации — мгновенная (вызванная разрушением клеточных мембран) и отсроченная (вызванная нарушениями генетического аппарата нейронов). Результаты изложены в «Вестнике Академии Наук УССР» и журнале «Радиобиология».

    1985 год — защитил кандидатскую диссертацию на тему «Структурно-функциональные изменения нейронов спинного мозга после локального и общего рентгеновского облучения» в Институте проблем онкологии им. Р. Е. Кавецкого (Киев).

    1991—2001 годы — исследование психофизиологических феноменов стресса, вызванного эмоционально значимыми для человека событиями. Разработаны способы диагностики, прогнозирования и оптимизации психологического стресса. Результаты опубликованы в «Российском физиологическом журнале им. И. М. Сеченова», «Психологическом журнале» и «Журнале высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова».

    C 2002 года — исследования психических состояний человека и способов управления ими.

    C 2010 года — исследования психологических аспектов долголетия и способов продления активной жизни человека за счет комплексного подхода к психо-соматическому взаимодействияю сознательного и бессознательного начал психики.

    Юрий Щербатых является автором комплексной методики саморегуляции психофизиологического состояния, основанной на комбинации аутотренинга, направленной визуализации и специальных дыхательных техник. Отдельные результаты, показывающие эффективность этой методики для регуляции состояния человека в сложных жизненных ситуациях (спортивные соревнования, экзамены и прочее) опубликованы в журнале «Физиология человека» [1] .

    Публикации

    Юрий Щербатых — автор более ста тридцати печатных работ, в том числе — десяти книг по прикладной психологии. Две книги были изданы в в Болгарии, три — в Китае.

    Научные статьи Ю. В. Щербатых выходили в следующих реферируемых научных изданиях: «Психологический журнал», «Физиология человека», «Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова», «Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова», «Радиационная биология. Радиоэкология», «Социальная и клиническая психиатрия», «Высшее образование в России» и других авторитетных научных периодических изданиях.

    Ю. В. Щербатых автор книг — учебных пособий для студентов-психологов: «Психология предпринимательства и бизнеса», «Психология стресса и методы коррекции», «Анатомия ЦНС для психологов» и «Физиология ЦНС для психологов», «Общая психология», «Психология труда и кадрового менеджмента».

    dic.academic.ru