Шифр по мкб-10 аутизм

Шифр по мкб-10 аутизм

Синдром Аспергера

Shella — 30-4-08 в 12:34

Скажите, пожалуйста,что вы мне посоветуете. У ребенка 8 лет синдром Аспергера. ПМПК советует снизить прграмму с 7 на 8 вид. Мне его как-то жалко. Он задачи любит решать математические и примеры. Вот только при изменении текста задачи и введении ньюансов как-то теряется, отвлекается. Нужно ли оформлять инвалидность ребенку?
Врач говорит, что мы имеем право, но я боюсь, что это может плохо повлиять в дальнейшем на отношение к ребенку со стороны учителей и т.д.

Manko.Ola — 30-4-08 в 15:09

Галина — 30-4-08 в 15:47

Вопросов у вас несколько (кстати, вы отметились сразу в нескольких темах?).
Насчет «посоветовать» — решать все же вам, лучше вас никто ребенка не знает. А по нескольким вашим строчкам что-то определенное сказать трудно. Ваш сын учится в классе или на надомном обучении? Как считает учитель — он справляется с программой?
По поводу инвалидности — это тоже вам решать. А диагноз всем не обязательно озвучивать!
Насчет оформления инвалидности посмотрите тему: Плюсы и минусы оформления инвалидности

Shella — 30-4-08 в 19:30

Спасибо, Галина, что вы мне ответили. Мой сын вначале учился в классе по 7 виду. В кассе было 8 учеников. Но он не выполнял задания, пока около него не стоял учитель, и не привлекал его внимание, т.к. он бысто отвлекается. Мы по рекомендации учителя перевели его на индивидуальное обучение (7 вид). Занимается он в классе индивидуально с учителем 2 часа 4 дня в неделю, а также с ним занимается психолог и логопед. 2 раза в неделю он занимается физкультурой в спецгруппе с детьми (10 чел. с ослабленным здоровьем). Мы также занимаемся с ним рисованием в центре детского творчества тоже индивидуально. Когда учитель болеет, его определяют в коррекционный клас и он занимается там с детьми.
В детстве мы сменили 3 дет.садика. К ребенку относилсь как к безнадежному, не уделяли ему внимания на занятиях. В последнем д. саду в логопедической группе отношение к нему было лучше, он стал хорошо писать печатными буквами, делал звуковой анализ. Читает он с 3-х лет, цифрами интересовался тоже лет с 3-х, с 4-х считал до 1000. Определяет день недели по календарю на 5 лет назад, а может и больше , его не поймешь.
На ПМПК в д.саду нам порекомендовали 8 вид диагностических класс. Ребенок пошел учиться по 7 виду, договорились в школе. Вот с тех пор и боремся. Наш лечащий врач-психиатр считает, что ребенок способен учиться по 7виду. Учитель тоже так считала,но теперь после последней ПМПК у нее опустились руки и она внезапно уже так не считает.
Задачи он решает, но стоит усложнить условие (в смысле запутанности текста), он уже затрудняется. Плохо пересказывает. Плохо понимает нелепости на картинках.
Очень мне не хочется , чтобы он учился по 8 виду.

Галина — 30-4-08 в 19:40

Эх, как же все узнаваемо.
Shella, конечно же вашему сыну нужно продолжать учиться по программе 7-го вида! По программе 8-го вида ему будет не интересно!
Вы, наверное знаете, что ПМПК может выдать только рекомендательное заключение. Право выбора за родителями! Попробуйте договориться со школой!

Shella — 30-4-08 в 20:24

Да, будем конечно пытаться учиться по программе 7 вида. Ребенок очень переживает после всех этих комиссий. После комиссии ему было плохо, он не вставал с кровати и не ходил, все время лежал, говорил, что болит голова. а сегодня учитель опять начала при нем кричать, что он ничего не понимает, он расстроился и дома выкинул неколько художественных книг в окно (у нас 7 этаж). В школу не хочет ходить. Вообще он учится с удовольствием и любит решать примеры.

www.osoboedetstvo.ru

Детский аутизм

Рубрика МКБ-10: F84.0

Содержание

Определение и общие сведения [ править ]

Этиология и патогенез [ править ]

Чаще всего детский аутизм возникает при органическом поражении головного мозга.

Клинические проявления [ править ]

Детский аутизм: Диагностика [ править ]

а. Характерны глубокие нарушения развития, особенно навыков общения и речи. Дети не испытывают привязанности к близким, примерно у половины нормальная речь так и не развивается. К школьному возрасту больные становятся менее замкнутыми.

б. Типичны гиперкинезы, стереотипные движения, вспышки гнева, страхи.

в. У 75% детей отмечается умственная отсталость.

г. Часто встречаются эпилептические припадки и патологические изменения на ЭЭГ.

д. Детский аутизм наблюдается при фенилкетонурии, фетальном синдроме краснухи, синдроме ломкой X-хромосомы.

Диагноз ставится на основании следующих симптомов:

а. Отчужденность, замкнутость (ребенок не смотрит в глаза собеседнику, не различает людей, не улыбается, избегает физического контакта).

б. Нарушения речи (непонимание, эхолалия, неправильное использование местоимений), затруднение общения.

в. Ритуалы, настойчивое требование однообразия.

г. Начало болезни в возрасте до 30 мес.

Дифференциальный диагноз [ править ]

Детский аутизм: Лечение [ править ]

а. Выбор условий воспитания зависит как от уровня развития ребенка, так и от психологической ситуации в семье. Детям необходима спокойная, доброжелательная обстановка, обучение по специальной программе. Если ребенок неуправляем, опасен для себя и окружающих, его помещают в специальный интернат.

б. Поведенческая терапия способствует развитию навыков общения, формированию приемлемого поведения.

в. Нейролептики (хлорпромазин) эффективны при поведенческих расстройствах и возбуждении, но могут усугубить эпилептические припадки.

Психотерапия при детском аутизме направлена как на самого ребёнка, так и на его родных. В первом случае её цель — исправление поведенческих расстройств и снятие у ребёнка тревожности, страхов, во втором — смягчение эмоциональной напряжённости и тревоги у членов семьи, особенно у родителей, и привлечение их к повседневной работе с ребёнком после ознакомления с приёмами правильного обращения с ним, обучения особенностям воспитания.

Психотерапия при детском аутизме — неотделимая часть общей психокоррекционной работы, поэтому её проводят различные специалисты. В состав группы специалистов, осуществляющих лечение и психолого-педагогическую коррекцию детей-аутистов, должны входить детские психиатры, неврологи, логопеды, психологи, педагоги-воспитатели, сёстры-воспитательницы, музыкальные работники (эвритмисты).

При детском аутизме коррекционную работу осуществляют поэтапно. Этапы определяют индивидуально в соответствии со степенью выраженности аути-стического дизонтогенеза. Практическое осуществление коррекционной работы основано на специальных программах обучения и организации целенаправленных занятий и игр, адаптированных для специализированных детских садов, а также обычных детских ясель и садов, домашних условий и дневных стационаров. В зависимости от особенностей состояния больных используют два режима лечения (щадящий и активирующий). В большинстве случаев коррекционную работу проводят с детьми раннего возраста. Большое место в ней занимает использование индивидуальной и групповой игротерапии.

На предварительном этапе в коррекционных программах на основе простейших тактильных, пантомимических и других видов контактов с ребёнком в условиях свободного выбора и полевого поведения выполняют оценку уровня его развития, запаса знаний и поведенческих навыков специалистами разного профиля. Эта оценка служит основой для разработки индивидуального плана лечебно-коррекционных мероприятий.

В большинстве случаев к периоду начала работы с детьми запас знаний у них и характер игровой деятельности отстают приблизительно на 2-3 возрастных порядка и более применительно к возрастному уровню ребёнка. У них преобладает манипулятивная игра, отсутствуют партнёрство, соотнесение игры с истинным назначением игрушек, реакции подражания, не возникают ориентировочные реакции на новые игрушки и лиц, участвующих в игре.

На первых этапах работы с ребёнком отрабатывают реакции оживления и слежения, формируют зрительно-моторный комплекс. В процессе манипуляций с предметами развивают тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое и мышечное восприятие. Одновременно вырабатывают связи между определёнными частями тела, их словесными обозначениями и видами движений. Всё это даёт возможность сформировать у ребёнка представление о собственном теле (его частях, правой и левой сторонах). Постоянно проводят работу по воспитанию навыков самообслуживания, участия в элементарной целенаправленной деятельности.

На следующем этапе задачу усложняют переходом от манипулятивной игры к сюжетной. Основное направление работы — побуждение к деятельности, многократное повторение одних и тех же игр, формирование игровых штампов с постоянным использованием зрительно-моторного комплекса. Постепенно осуществляют переход от более простых к более сложным формам игр и к самой моторной деятельности. Конкретно, последовательно, многократно излагают и показывают порядок всех игровых действий. Словесные комментарии дают в максимально краткой и похожей форме.

Собственно педагогические программы направлены на обучение детей понятиям числа, счёту, определению временных категорий, углублению ориентировки в форме предметов и в пространстве. Дети-аутисты с трудом переходят от одного вида движений к другому, не подражают, не воспроизводят последовательной цепи действий, в особенности моторных, сочетанных с речевыми ответами. Им трудно по требованию врачей воспроизводить недавно усвоенные знания и особенно знания из долговременной памяти (но такие знания могут легко всплывать аутохтонно, вне связи с контекстом занятий). Следует учесть, что при становлении речи у них обнаруживают декодирование слов.

От этапа к этапу решают задачу усложнения деятельности. Следует обратить внимание на увеличение предлагаемого объёма навыков и знаний. Любые задания следует по возможности предлагать в наглядной форме. Речевые объяснения должны быть всегда простыми, одинаково выраженными, повторяющимися по несколько раз в одной и той же последовательности голосом разной громкости (от тихого до громкого) и тональности. После усвоения определённых программ деятельность ребёнка начинает постепенно видоизменяться и иногда скачкообразно может перейти на более высокий уровень. В этом случае дети переходят от пассивного к осознанному овладению некоторыми навыками. У них формируются осознание «Я» и способность к отграничению себя от других лиц.

Задача последующих этапов коррекционной работы — постепенное усложнение деятельности с переходом от индивидуальных к групповым занятиям, ещё позднее — к сложным играм и упражнениям в группах из 3-5 детей.

После определения речевой патологии логопедическая работа должна быть направлена на развитие слухового внимания, фонематического и речевого слуха. Осуществляют постановку звуков, их автоматизацию; вводят дыхательные, голосовые упражнения.

Особенно важные задачи — расширение словарного запаса; развитие способности к составлению предложений по картинкам, их сериям; работа над текстом, состоящим из бесед, пересказа, проигрывания, «драматизации» разных тем; воспроизведение стихотворной речи, пословное чтение и др.

При оценке эффективности логопедической работы нужно иметь в виду, что речь, как наиболее молодая функция, страдает у аутистов в первую очередь, поэтому её восстановление происходит постепенно и позже других функций.

Её начинают с диагностики проявлений психического дизонтогенеза ребёнка в условиях игровой деятельности. Основная задача такой коррекции — вовлечение детей-аутистов в разные виды индивидуальной и групповой деятельности, формирование способности к регуляции поведения. В этом случае используют игры с жёсткой последовательностью событий и действий, осуществляют их многократное проигрывание. Освоение системы игровых штампов способствует формированию у детей памяти, внимания, восприятия. В процессе таких занятий создают возможность переноса усвоенного в игровой ситуации на предметно-практическую ориентировку в окружающем.

Таким образом, коррекционную работу можно рассматривать как коррекционную реабилитацию. Такая реабилитация должна охватывать физиологически благоприятные для развития ребёнка сроки (возраст 2-7 лет). Однако коррекционные мероприятия необходимо продолжать и в последующие годы (возраст 8-18 лет). Они должны заключаться в ежедневном проведении коррекционных занятий в течение месяцев и лет, так как только в этом случае можно добиться социальной адаптации больных.

Клиническую и педагогическую работу на всем её протяжении желательно дополнять нейрофизиологическими исследованиями (электроэнцефалография), которые позволяют объективизировать структурно-функциональное созревание ЦНС у детей с аутизмом в процессе онтогенеза и терапии.

Наличие аутистических расстройств у детей, приводящих к задержке, остановке психического развития, служит основанием постоянного поиска новых терапевтических подходов в целях реабилитации этих групп больных.

Профилактика [ править ]

Прочее [ править ]

Прогноз. Чем выше IQ и чем лучше к 5-летнему возрасту развита речь, тем благоприятнее прогноз. Около 60% детей остаются инвалидами, не способными к самостоятельному существованию. В 15% случаев больные испытывают трудности в общении, но приспосабливаются к жизни в обществе. Прогноз для остальных 25% находится между этими двумя крайностями. В любом случае необходимо длительное наблюдение.

wikimed.pro

Аутизм по мкб 10

АТИПИЧНЫЙ АУТИЗМ

Содержание:

Найдено 4 определения термина АТИПИЧНЫЙ АУТИЗМ

«F84.1» Атипичный аутизм

— умственная отсталость с аутистическими чертами;

— атипичный детский психоз.

F84.11 Атипичный аутизм с умственной отсталостью

Первым кодом ставится данный шифр, а вторым — код умственной отсталости (F70.хх — F79.хх).

— умственная отсталость с аутистическими чертами.

F84.12 Атипичный аутизм без умственной отсталости

АТИПИЧНЫЙ АУТИЗМ

F84.1 Атипичный аутизм.

А. Аномальное или нарушенное развитие проявляется в возрасте 3 лет или старше (критерии аутизма за исключением возраста манифестации).

Б. Качественные нарушения социального взаимодействия или качественные нарушения общения, или ограниченные, повторяющиеся и стереотипные поведения, интересы и активность (критерии аутизма, хотя минимальное количество областей, в которых отмечается нарушение, должно выдерживаться не обязательно).

В. Диагностические критерии аутизма (F84.0) не выполняются.

Аутизм может быть атипичным как по возрасту начала (F84.10), так и по феноменологии (F84.11); эти два типа дифференцируются по пятому знаку для исследовательских целей. Синдромы, которые атипичные и в том и в другом отношениях, должны кодироваться F84.12.

F84.10 атипичность по возрасту начала

А. Не отвечает критерию А аутизма (F84.0); а именно, анормальное (нарушенное) развитие выявляется только в возрасте после 3 лет.

Б. Отвечает критериям Б и В аутизма (F84.0).

F84.11 атипичность по симптоматике

А. Отвечает критерию А аутизма (F84.0); т. е. анормальное (нарушенное) развитие отмечается с возраста до 3 лет.

Б. Качественные нарушения социального взаимодействия или качественные нарушения в общении, или ограниченные, повторяющиеся и стереотипные поведение, интересы и активность (критерии как для аутизма, за тем исключением, что не обязательно минимальное число областей, в которых должна выявляться симптоматика).

В, Отвечает критерию В аутизма (F84.0).

F84.12 атипичность как по возрасту начала, так и по симптоматике

А. Не отвечает критерию А аутизма (F84.0); т. е. анормальное (нарушенное) развитие выявляется только в возрасте после 3 лет.

Б. Качественные нарушения социального взаимодействия, или качественные нарушения общения, или ограниченные, повторяющиеся и стереотипные поведение, интересы и активность (критерии как для аутизма, за тем исключением, что не обязательно минимальное число областей, в которых должна выявляться симптоматика).

В. Отвечает критерию В аутизма (F84.0).

Г. Не отвечает полностью критериям Б аутизма (F84.0).

Детский аутизм. Диагностические критерии по МКБ-10

Качественные нарушения в социальном взаимодействии представленные по меньшей мере двумя из пяти нижеследующих:

  1. неспособность адекватно использовать взгляд глаза-в-глаза, выражения лица, поз и жестов тела для регулирования социального взаимодействия.
  2. неспособность развития отношений со сверстниками с использованием взаимного обмена интересами, эмоциями или общей деятельности.
  3. редко ищут или используют поддержку других людей для успокоения или сочувствия в периоды стресса и (или) успокаивают, сочувствуют другим людям, имеющим признаки стресса или огорчения
  4. отсутствие спонтанного поиска обмена радостью, интересами или достижениями с другими людьми,
  5. отсутствие социально-эмоциональной взаимности, которая проявляется в нарушенной или девиантной реакции на эмоции других людей, или отсутствие модуляции поведения в соответствии с социальным контекстом или слабая интеграция социального и коммуникативного поведения

Качественные нарушения в коммуникации представленные, по крайней мере, одним из следующих

  • отставание или полное отсутствие развития разговорного языка, которое не сопровождается попытками компенсации через использование жеста или мимики, как альтернативной модели коммуникации (которой часто предшествует отсутствие коммуникативного гуления)
  • отсутствие разнообразной спонтанной воображаемой или (в более раннем возрасте) социальной игры-имитации
  • относительная неспособность инициировать или поддерживать разговор
  • стереотипное или повторяющееся использование языка или идиосинкразическое использование слов или предложений

    Ограниченные, повторяющиеся или стереотипные типы поведения, интересов или деятельности представленные по меньшей мере одним из следующих четырех

  • активная деятельность по стереотипным и ограниченным видам интересов
  • явно выраженное обязательное придерживание специфическим не функциональным распорядку и ритуалам
  • стереотипные и повторяющиеся механические движения
  • действия с частями объектов или нефункциональными элементами игрового материала

    Для постановки диагноза должны присутствовать признаки нарушения развития в течение первых трех лет жизни.

    Отражая попытки достижения диагностического консенсуса в этой области, можно заметить, что различия между 2-мя последними диагностическими критериями не велики.

    Существуют определенные симптомы, часто появляющиеся в аутизме, но не считающиеся основными для постановки диагноза. Однако, они заслуживают внимания, это – гиперактивность (особенно в раннем детстве или подростковом возрасте), слуховая гипер и гипочувствительность и различные реакции на звук (четко проявляются в особенности в течение первых 2-х лет жизни, но обычно присутствуют периодически или постоянно и у взрослых), гиперчувствительность к прикасанию, необычные привычки при приеме пищи, включая приемы непищевых продуктов, нанесение себе повреждений, заниженная болевая чувствительность, агрессивные проявления и перемены настроения. Они встречаются, по меньшей мере, у 1/3 людей, имеющих это расстройство.

    /F84/ Общие расстройства психологического (психического) развития

    Группа расстройств, характеризуемая качественными аномалиями в социальном взаимодействии и общении и ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности. Эти качественные нарушения являются общими чертами индивидуального функционирования во всех ситуациях, хотя они могут варьировать по степени. В большинстве случаев развитие нарушено с младенчества и, только с небольшими исключениями, проявляются в первые 5 лет. Обычно, но не постоянно, для них характерна некоторая степень нарушения когнитивной деятельности, но расстройства определяются по поведению как отклоняющемуся по отношению к умственному возрасту (независимо от наличия или отсутствия умственной отсталости). Подразделение этой группы общих расстройств развития является в некоторой степени дискутабельным.

    В некоторых случаях расстройства сочетаются и предположительно обусловлены некоторыми медицинскими состояниями, среди которых наиболее часты детские спазмы, врожденная краснуха, туберозный склероз, церебральный липидоз и фрагильность Х-хромосомы. Тем не менее, расстройство должно диагностироваться на основании поведенческих признаков, независимо от наличия или отсутствия сопутствующих медицинских (соматических) состояний; однако, любое из этих сопутствующих состояний должно кодироваться отдельно. При наличии умственной отсталости важно отдельно кодировать и ее (F70 — F79), поскольку она не является обязательным признаком общих расстройств развития.

    /F84.0/ Детский аутизм

    Общее расстройство развития, определяющееся наличием аномального и/или нарушенного развития, которое проявляется в возрасте до 3 лет, и аномальным функционированием во всех трех сферах социального взаимодействия, общения и ограниченного, повторяющегося поведения. У мальчиков расстройство развивается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

    Предшествующего периода несомненно нормального развития обычно нет, но если есть, то аномалии выявляются в возрасте до 3 лет. Всегда отмечаются качественные нарушения социального взаимодействия. Они выступают в форме неадекватной оценки социо-эмоциональных сигналов, что заметно по отсутствию реакций на эмоции других людей и/или отсутствию модуляции поведения в соответствии с социальной ситуацией; плохо используются социальные сигналы и незначительна интеграция социального, эмоционального и коммуникативного поведения; особенно характерно отсутствие социо-эмоциональной взаимности. Равным образом обязательны качественные нарушения в общении. Они выступают в форме отсутствия социального использования имеющихся речевых навыков; нарушений в ролевых и социально-имитационных играх; низкой синхронности и отсутствия взаимности в общении; недостаточной гибкости речевого выражения и относительного отсутствия творчества и фантазии в мышлении; отсутствия эмоциональной реакции на вербальные и невербальные попытки других людей вступить в беседу; нарушенного использования тональностей и выразительности голоса для модуляции общения; такого же отсутствия сопровождающей жестикуляции, имеющей усилительное или вспомогательное значение при разговорной коммуникации. Это состояние характеризуется также ограниченными, повторяющимися и стереотипными поведением,интересами и активностью. Это проявляется тенденцией устанавливать жесткий и раз и навсегда заведенный порядок во многих аспектах повседневной жизни, обычно это относится к новым видам деятельности, а также к старым привычкам и игровой активности. Может наблюдаться особая привязанность к необычным, чаще жестким предметам, что наиболее характерно для раннего детского возраста. Дети могут настаивать на особом порядке выполнения ритуалов нефункционального характера; может иметь место стереотипная озабоченность датами, маршрутами или расписаниями; частыми являются моторные стереотипии; характерно проявление особого интереса к нефункциональным элементам предметов (таким как запах или осязательные качества поверхности); ребенок может противиться изменениям заведенного порядка или деталей его окружения (таких как украшения или меблировка дома).

    Помимо этих специфических диагностических признаков дети с аутизмом часто обнаруживают ряд других неспецифических проблем, таких как страхи (фобии), нарушения сна и приема пищи, вспышки гнева и агрессивность. Достаточно часты самоповреждения (например, в результате кусания запястий), особенно при сопутствующей тяжелой умственной отсталости. Большинству детей с аутизмом не хватает спонтанности, инициативности и творчества в организации досуга, а при принятии решений им трудно использовать общие понятия (даже когда выполнение задач вполне соответствует их способностям). Характерные для аутизма специфические проявления дефекта меняются по мере роста ребенка, но на протяжении зрелого возраста этот дефект сохраняется, проявляясь во многом сходным типом проблем социализации, общения и интересов. Для постановки диагноза аномалии развития должны отмечаться в первые 3 года жизни, но сам синдром может диагностироваться во всех возрастных группах.

    При аутизме могут быть любые уровни умственного развития, но примерно в трех четвертях случаев имеется отчетливая умственная отсталость.

    Помимо других вариантов общего расстройства развития важно учитывать: специфическое расстройство развития рецептивной речи (F80.2) с вторичными социо-эмоциональными проблемами; реактивное расстройство привязанностей в детском возрасте (F94.1) или расстройство привязанностей в детском возрасте по расторможенному типу (F94.2); умственную отсталость (F70 — F79) с некоторыми сопутствующими эмоциональными или поведенческими нарушениями; шизофрению (F20.-) с необычно ранним началом; синдром Ретта (F84.2).

    Включаются:
    — аутистическое расстройство;
    — инфантильный аутизм;
    — инфантильный психоз;
    — синдром Каннера.

    Исключается:
    — аутистическая психопатия (F84.5).

    F84.01 Детский аутизм, обусловленный органическим заболеванием головного мозга

    Включаются:
    — аутистическое расстройство, обусловленное органическим заболеванием головного мозга.

    F84.02 Детский аутизм вследствие других причин

    /F84.1/ Атипичный аутизм

    Тип общего расстройства развития, который отличается от детского аутизма (F84.0х) либо возрастом начала, либо отсутствием хотя бы одного из трех диагностических критериев. Так, тот или иной признак аномального и/или нарушенного развития впервые проявляется только в возрасте после 3-х лет; и/или здесь отсутствуют достаточно отчетливые нарушения в одной или двух из трех психопатологических сфер, необходимые для диагноза аутизма (а именно, нарушения социального взаимодействия, общения и ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение) вопреки характерным аномалиям в другой сфере(ах). Атипичный аутизм наиболее часто возникает у детей с глубокой умственной отсталостью, у которых очень низкий уровень функционирования обеспечивает небольшой простор для проявления специфического отклоняющегося поведения, требуемого для диагноза аутизма; он также встречается у лиц с тяжелым специфическим расстройством развития рецептивной речи. Атипичный аутизм, таким образом, представляет собой состояние, значительно отличающееся от аутизма.

    Включаются:
    — умственная отсталость с аутистическими чертами;
    — атипичный детский психоз.

    F84.11 Атипичный аутизм с умственной отсталостью

    Первым кодом ставится данный шифр, а вторым — код умственной 3отсталости (F70.хх — F79.хх).

    Включается:
    — умственная отсталость с аутистическими чертами.

    F84.12 Атипичный аутизм без умственной отсталости

    Включается:
    — атипичный детский психоз.

    F84.2 Синдром Ретта

    Состояние, пока описанное только у девочек, причина которого неизвестна, но которое выделяется на основании особенностей начала течения и симптоматологии. В типичных случаях за внешне нормальным или почти нормальным ранним развитием следует парциальная или полная потеря приобретенных мануальных навыков и речи наряду с замедлением роста головы, обычно с началом в возрасте между 7 и 24 месяцами. Особенно характерны потеря намеренных движений рук, стереотипии почерка и одышка. Социальное и игровое развитие задержаны в первые два или три года, но есть тенденция к сохранению социального интереса. Во время среднего детского возраста имеется тенденция к развитию атаксии туловища и апраксии, сопровождающихся сколиозом или кифосколиозом, и иногда и хореоатетоидными движениями. В исходе состояния постоянно развивается тяжелая психическая инвалидизация. Часто возникают эпилептические приступы в период раннего или среднего детского возраста.

    Начало заболевания в большинстве случаев в возрасте между 7 и 24 месяцами. Наиболее характерная черта — потеря намеренных движений рук и приобретенных тонких моторных манипулятивных навыков. Это сопровождается потерей, парциальной потерей или отсутствием развития речи; отмечаются характерные стереотипные движения руками — мучительные заламывания или «мытье рук», руки согнуты впереди грудной клетки или подбородка; стереотипное смачивание рук слюной; отсутствие надлежащего пережевывания пищи; часты эпизоды одышки; почти всегда имеется неспособность установить контроль за функциями мочевого пузыря и кишечника; часты чрезмерное слюнотечение и выпячивание языка; утрачивается включенность в социальную жизнь. Типично, что ребенок сохраняет видимость «социальной улыбки», взгляда «за» или «через» людей, но не взаимодействуя с ними в раннем детстве социально (хотя социальное взаимодействие часто развивается позднее). Поза и походка с широко расставленными ногами, мышцы гипотоничные, движения туловища обычно становятся плохо координированными, и обычно развивается сколиоз или кифосколиоз. В подростковом и зрелом возрасте примерно в половине случаев развиваются специальные атрофии с тяжелой двигательной инвалидностью. Позднее может проявляться ригидная мышечная спастичность, обычно более выраженная в нижних конечностях, чем в верхних. В большинстве случаев встречаются эпилептические припадки, обычно включающие в себя какую-либо разновидность малых приступов и начинающиеся обычно в возрасте до 8 лет. В противоположность аутизму как намеренные самоповреждения, так и комплекс стереотипных интересов или заведенного порядка встречаются редко.

    Синдром Ретта прежде всего дифференцируется на основании отсутствия целенаправленных движений рунами, замедления роста головы, атаксии, стереотипных движений, «мытья рук» и отсутствия надлежащего пережевывания. Течение, выражающееся прогрессирующим ухудшением двигательных функций, подтверждает диагноз.

    F84.3 Другие дезинтегративные расстройства детского возраста

    Общие расстройства развития (иные, чем синдром Ретта), которые определяются периодом нормального развития до их начала, отчетливой потерей на протяжении нескольких месяцев ранее приобретенных навыков по крайней мере в нескольких сферах развития с одновременным появлением характерных аномалий социального, коммуникативного и поведенческого функционирования. Часто отмечается продромальный период неясной болезни; ребенок становится своенравным, раздражительным, тревожным и гиперактивным. За этим следует обеднение, а затем потеря речи, сопровождающаяся дезинтеграцией поведения. В некоторых случаях потеря навыков носит постоянно прогрессирующий характер (обычно когда расстройство сочетается с прогредиентным диагностируемым неврологическим состоянием), но более часто за ухудшением в течение нескольких месяцев следует состояние — плато, а затем наступает ограниченное улучшение. Прогноз обычно очень плохой; большинство больных остаются с тяжелой умственной отсталостью. Существует неопределенность в отношении степени отличия этого состояния от аутизма. В некоторых случаях может быть показана обусловленность этого расстройства имеющейся энцефалопатией; но диагноз следует обосновывать по поведенческим признакам. Когда есть сопутствующее неврологическое состояние, оно должно кодироваться отдельно.

    Диагноз основывается на явно нормальном развитии до возраста по крайней мере 2-х лет, вслед за чем происходит отчетливая потеря ранее приобретенных навыков; это сопровождается качественно нарушенным социальным функционированием. Обычно имеется глубокая регрессия или потеря речи; регрессия в уровне игры, социальных навыков и адаптивного поведения; и часта потеря контроля за функцией кишечника или мочевого пузыря, иногда с ухудшающимся контролем за двигательными функциями. Как правило, это сопровождается общей потерей интереса к окружающей обстановке; стереотипной двигательной манерностью; аутистически-подобным нарушением в социальном взаимодействии и общении. В некоторых отношениях синдром напоминает дементирующие состояния взрослой жизни, но отличается в 3-х ключевых аспектах: обычно здесь нет доказательства какого-либо распознаваемого органического заболевания или повреждения (хотя органическая мозговая дисфункция какого-либо типа обычно подразумевается); потеря навыков может сопровождаться некоторой степенью выздоровления; и нарушение социализации и общения имеет качества девиантного поведения, типичного скорее для аутизма, чем интеллектуального снижения. По всем этим причинам синдром включен сюда, а не в F00 — F09.

    Включаются:
    — дезинтегративный психоз;
    — синдром Геллера;
    — детская деменция (dementia infantilis);
    — симбиотический психоз;
    — синдром Краммера-Полльнова.

    Исключаются:
    — приобретенная афазия с эпилепсией (F80.3х);
    — элективный мутизм (F94.0);
    — синдром Ретта (F84.2);
    — шизофрения (F20.-).

    F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (умственная отсталость с двигательной расторможенностью и стереотипными движениями)

    Это плохо обозначенное расстройство точно не установленной нозологической самостоятельности. Настооящая категория включена сюда вследствие имеющихся данных, что у детей с тяжелой умственной отсталостью (коэффициент умственного развития ниже 50), обнаруживающих большие проблемы в гиперактивности и внимании, часто выявляется стереотипное поведение; такие дети имеют тенденцию не получать пользу от стимулирующих препаратов (в отличие от тех, у кого коэффициент умственного развития в пределах нормы) и могут давать тяжелые дисфорические реакции (иногда с психомоторной заторможенностью) на назначение стимуляторов; и у подростков гиперактивность обнаруживает тенденцию сменяться пониженной активностью (это не характерно для гиперкинетичных детей с нормальным интеллектом). Этот синдром часто сочетается с разновидностями задержек развития, специфических или общих. Неизвестно, в какой степени поведенческие признаки являются производными от низкого интеллектуального уровня или органического повреждения мозга. Также неясно, где лучше классифицировать расстройства у детей с легкой умственной отсталостью, у которых выявляется гиперкинетический синдром, здесь или в рубрике F90.-; в настоящее время они включены в F90.-.

    Диагноз зависит от сочетания несоответствующих развитию ребенка тяжелой гиперактивности, двигательных стереотипий и выраженной умственной отсталости; для диагноза должны быть в наличии все 3 составляющие. Если выявляются диагностические критерии F84.0х, F84.1х или F84.2, то эти состояния должны регистрироваться вместо данной рубрики.

    При использовании этого кода обязательно проставляется и соответствующий код умственной отсталости (F70.хх — F79.хх),

    F84.5 Синдром Аспергера

    Данное расстройство, нозологическая самостоятельность которого не определена, характеризуется тем же самым типом качественного нарушения социального взаимодействия, что и типичный детский аутизм, наряду с ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий. В отличие от аутизма, здесь нет общей задержки или отсталости в речи или в когнитивном развитии. Большинство детей имеют нормальный общий интеллект, но заметно неуклюжи; состояние встречается чаще у мальчиков (в соотношении 8:1). Высоко вероятно, что по крайней мере некоторые случаи представляют собой мягкие варианты аутизма, но неясно, действительно ли это так для всех пациентов. У этих расстройств отмечается выраженная тенденция сохраняться в подростковом и зрелом возрасте и, по-видимому, они представляют индивидуальные особенности, которые не очень подвержены влияниям среды. Изредка в юношеском возрасте развиваются психотические эпизоды.

    Диагноз основан на сочетании отсутствия какой-либо клинически значимой общей задержки речи или когнитивного развития и наличия (как при аутизме) качественных нарушений в социальном взаимодействии и ограниченных, повторяющихся и стереотипных особенностей поведения, интересов и занятий. Здесь могут быть или не быть проблемы в общении, подобные тем, что отмечаются при аутизме, но наличие значительного отставания в речи исключают диагноз.

    Включаются:
    — аутистическая психопатия;
    — шизоидное расстройство детского возраста.

    Исключаются:
    — шизотипическое расстройство (F21.х);
    — простая шизофрения (F20.6хх);
    — детский тип шизофрении (F20.8хх3);
    — нарушение привязанности детского возраста (F94.1, F94.2).

    F84.8 Другие общие расстройства развития

    F84.9 Общее расстройство развития неуточненное

    Это остаточная диагностическая категория, которая должна использоваться для расстройств, подходящих к сводному описанию общих расстройств развития, но при которых отсутствует адекватная информация или имеются противоречивые данные, означающие, что не могут быть удовлетворены критерии для кодирования каких-либо других рубрик F84.-.

    Получение инвалидности

    Проходили комиссию в сад ЗПР, туда не взяли, зато психоневролог посоветовала получить инвалидность.
    Очень не уверена, что нам её дадут. У Тимы диагноз «аутизм вследстие других причин» (и что это значит?), но «хороший» такой аутизм, он говорит, вступает в контакт, правда не сразу и не всегда, умеет считать до 10. Проблем, конечно, много, но как-то сомневаюсь я, что дадут ему инвалидность.
    Вопросы: 1) Куда для начала обращаться по поводу инвалидности? А то нас 6 больница и районный психиатр друг дружке перебрасывают.
    2) Как себя вести на комиссии, на что делать упор, на что они вообще смотрят, когда определяют необходимость инвалидности?

    3) — не по теме. Как общаться с обычными детьми? Они обычно смеются над ним и дразнятся.

    Россия присоединилась к МКБ в 90-x годаx. «Законодательство РФ (а именно Закон РФ О психиатрической помощи. Закон РФ Об экспертной деятеятельности. ) устанавливает обязательное применение текущей версии МКБ в клинической психиатрии и при проведении судебных психиатрических экспертиз.»
    В книге Башиной есть сравнение разныx форм диагностики и приведена старая Российская сxема:
    КЛАССИФИКАЦИЯ РДА /РАМН, 1987 г./
    1.РАЗНОВИДНОСТИ РДА:
    1.1. синдром раннего инфантильного аутизма Каннера / классический вариант / РДА/;
    1.2. аутистическая психопатия Аспергера;
    1.3. эндогенный, постприступный /вследствие приступов шизофрении аутизм/;
    1.4. резидуально-органический вариант аутизма;
    1.5. аутизм при хромосомных аберрациях;
    1.6. аутизм при синдроме Ретта;
    1.7. аутизм неясного генеза.
    2. Этиология РДА:
    2.1. эндогенно-наследственная /конституциональная, процессуальная/, шизоидная, шизофреническая,
    2.2. экзогенно-органическая,
    2.3. в связи с хромосомным аберрациями,
    2.4. психогенная,
    2.5. неясная.
    3. ПАТОГЕНЕЗ РДА:
    3.1. наследственно-конституциональный дизонтогенез,
    3.2. наследственно-процессуальный дизонтогенез,
    3.3. приобретенный-постнатальный дизонтогенез.

    Вы, наверное, эти коды имели ввиду.

    Удивительно, что ИКП не в курсе диагностики, которaя соответствует законодательству.
    28.05.2009 12:24:22, lena(uk)

    Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра

    Данный текст представляет собой краткие выдержки, отражающие основное содержание встречи.

    Существует рабочее определение расстройств аутистического спектра (РАС): РАС представляют собой группу комплексных нарушений психического развития, характеризующихся отсутствием способности к социальному взаимодействию, общению, стереотипностью поведения. Для больных характерны также фобии, возбуждение, нарушение пищевого поведения и другие неспецифические симптомы. При этом РАС являются гетерогенной группой заболеваний с различной этиологий и патогенетическими механизмами. В клинической диагностике врач при постановке диагноза должен опираться на Международную классификацию болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Термин «аутизм» возник в результате того, что стержневой в этом расстройстве исторически считалась симптоматика ухода в себя. Однако по определению M. Раттера 1999 г. «Дети, страдающие аутизмом не уходят от реальности вследствие своего психического расстройства, они не могут войти в силу обширных и тяжелых нарушений индивидуального развития».

    Классический Каннеровский синдром – непроцессуальный вариант раннего детского аутиизма (РДА), приводящий к отсутствию коммуникативных навыков. Это – редкое заболевание, встречающееся с частотой 2:10000. Отечественные психиатры вписывали эту нозологию в континуум шизоидных расстройств в соответствии с гипотезой, что аутизм Каннера — результат асинхронии развития функции, вариант эволютивного дизонтогенеза шизофренического спектра. По мнению профессора Б.В. Воронкова, эта психическая аномалия скорее всего обусловлена наследственной предрасположенностью. Это не болезнь, которую можно вылечить, а стойкое ограничение психических возможностей, вероятней всего, это первичная генетическая поломка, в которой отражена специфика психических расстройств.

    По предложению шведского психиатра Кристофера Гилберга начиная с 2000 годов введен термин «расстройства аутистического спектра» (РАС). Уточняется, что проявление заболевания различаются в зависимости от тяжести аутизма, уровня развития и хронологического периода, поэтому используется термин «спектр». Представляется, что РАС – довольно сомнительная аббревиатура. Когда мы говорим «спектр» — подразумеваем обычно, что туда входят разные степени выраженности одного и того же. Однако РАС — не однородный континуум, туда собраны расстройства, разнородные по своим патогенетическим основам, фенотипическим особенностям, по степени тяжести. Это и генетические феномены (синдромы Мартина-Белла, Ретта и др.), шизофренические эндогенные психозы (атипичный детский психоз), все формы умственной отсталости с аутистическим радикалом и так далее. Вероятно было бы лучше, если бы в разные категории были выделены какие-то ядерные формы аутизма и аутистоподобные нарушения.

    В диагнозе аутизм заключен парадокс. С одной стороны, диагноз аутизм может поставить только врач. С другой стороны, в основу определения ставится не психопатологический феномен, а социально-психологический (нарушение коммуникации, общения).

    Аутистические расстройства возникают на основе различных нейробиологических, генетических или приобретенных аномалий, характеризующихся как признаками умственной отсталости, так и психотическими симптомами. Известный невролог Жан Айкарди, выделяет более 20 заболеваний, сопутствующих аутизму. Предполагается, что существует более сотни нарушений развития, где генетические синдромы коморбидны с четкими проявлениями аутизма.

    В Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) РАС введены в рубрику F 84 «Общие расстройства психологического развития».

    F 84.0 Детский аутизм (начало от 0 до 3-х лет)

    F 84.02 Аутизм процессуальный (начало до 3-х лет).

    F 84.1 Атипичный аутизм

    • атипичный детский психоз (начало между 3 и 5-ю годами)
    • умеренная умственная отсталость (УМО) с аутистическими чертами

    F 84.2 Синдром Ретта

    F 84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста (дезинтегративный психоз, синдром Геллера, детская деменция,симбиотический психоз).

    F 84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями.

    F 84.5 Синдром Аспергера.

    Диагноз «Детский аутизм» (F 84.0) ставится в соответствии с диагностическими критериями, представленными в современных медицинских руководствах. Существуют диагностические критерии детского аутизма по МКБ-10.

    Мы предлагаем читателю заполнить анкету, построенную на критериях детского аутизма по МКБ-10 (https://iancommunity.org/cs/autism/icd10_criteria_for_autism). Выберите один из двух ответов. Ответ «да» выбирайте только в том случае, если особенность, отмеченная в пункте, появилась у ребенка в возрасте до 3 лет, в случае, если особенность появилась после 3 лет, отметьте «нет».

    Особенность

    «да»

    «нет»

    Качественные нарушения в социальном взаимодействии

    Ребенок не способен адекватно использовать взгляд глаза в глаза, выражение лица, позы и жесты тела для регуляции социального взаимодействия

    Ребенок не способен развивать отношения со сверстниками (в манере, свойственной возрасту и при наличии широких возможностей) с использованием взаимного обмена интересами, видами деятельности и эмоциями

    У ребенка отсутствует социально-эмоциональная взаимность, что проявляется в сниженной или нарушенной реакции на эмоции других людей, или у ребенка отсутствует модуляция поведения в соответствии с социальным контекстом; или же наблюдается слабая интеграция социального, эмоционального и коммуникативного поведения (например, при общении ребенок не учитывает эмоциональную реакцию партнера по общению – О.С.)

    У ребенка отсутствует спонтанный поиск обмена радостью, интересами или достижениями с другими людьми (например, ребенок не показывает другим людям объекты своего интереса, не приносит их, не указывает на них)

    Качественные нарушения в коммуникации

    У ребенка наблюдается отставание или полное отсутствие развития разговорной речи, которая не сопровождается попытками компенсации через использование жеста или мимики, как альтернативной модели коммуникации (которой часто предшествует отсутствие коммуникативного гуления)

    Ребенок относительно не способен инициировать или поддерживать разговор (на том уровне сформированности языковых навыков, который у ребенка присутствует), в котором присутствовала бы взаимность и отзывчивость на коммуникацию другого человека

    У ребенка наблюдается стереотипное или повторяющееся использование языка или идиосинкразическое использование слов или предложений (склонность изобретать новые слова или использовать существующие слова в других контекстах – О.С.)

    У ребенка отсутствует разнообразная спонтанная воображаемая или (в более раннем возрасте) социальная игра-имитация

    Ограниченные, повторяющиеся или стереотипные виды поведения, интересов или деятельности

    Для ребенка свойственна всеобъемлющая озабоченность одним или несколькими стереотипными и ограниченными видам интересов, аномальными по содержанию или фиксированности на них; или один и более интересов, которые аномальны по своей интенсивности и ограниченной природе, но не по содержанию или фиксированности

    У ребенка наблюдается компульсивное (навязчивое – О.С.) соблюдение определенных, нефункциональных привычек или ритуалов

    У ребенка отмечаются стереотипные и повторяющиеся механические маньеризмы (двигательные стереотипии – О.С.), которые включают либо движения руками типа хлопанья или скручивания пальцев, либо комплексные движения всего тела

    Ребенок проявляет повышенный интерес к частям объектов или к нефункциональным свойствам игрового материала (например, к их последовательности, к их фактуре (тому, что можно почувствовать наощупь – О.С.), шуму или вибрации, которую они производят).

    Обработка данных анкеты

    Для диагноза «детский аутизм» необходимо наличие минимум 6 ответов «да» во всех трех областях со следующим распределением: минимум 2 ответа «да» на вопросы первой части (качественные нарушения в социальном взаимодействии), минимум по 1 ответу «да» на вопросы остальных двух частей. Напоминаем, что эти особенности должны появиться у ребенка в возрасте от 0 до 3 лет. То есть до 3-летнего возраста трудно говорить о диагнозе «детский аутизм».

    При этом клиническая картина не должна быть характерной для других распространенных расстройств развития, таких как специфическое расстройство восприятия речи (F80.2) со вторичными социо-эмоциональными проблемами, реактивное расстройство привязанности (F94.1) или расторможенное расстройство привязанности (F94.2); задержка умственного развития (F70-F72) с некоторыми ассоциированными эмоциональными или поведенческими расстройствами; шизофрения (F20.-) с необычно ранним началом; и синдром Ретта (F84.12).

    В отличие от классического варианта детского аутизма процессуальный детский аутизм (F84.02) формируется в связи с перенесенным психозом в первые 3 года жизни ребенка, как правило, между 1 и 2,5 годами. Приступы возникают на фоне диссоциированного дизонтогенеза или нормального развития. Психотическое состояние характеризуется кататоническими, аффективными, психопатоподобными и неврозоподобными симптомами, сочетающимися с остановкой в психическом развитии или явлениями регресса разной степени. Возраст начала совпадает по времени с периодом апоптоза (запрограммированной гибели нервных клеток). Течение болезни прогредиентное, злокачественное. Прогноз и динамика процессуального аутизма определяются особенностями преморбида (регресс чаще возникает у детей с шизотипическим диатезом), характером психопатологической симптоматики (чем значительней регрессивная симптоматика, тем тяжелее прогноз) и видом лечебно — коррекционных мероприятий (комплексная терапия эффективна с применением симптоматической фармакотерапии и психологической, дефектологической коррекции).

    Диагноз «атипичный аутизм» (F84.1) ставится в тех случаях, когда аутистическое расстройство появляется после 3 лет (обычно между 3 и 5 годами), либо в тех случаях, когда отсутствует один из обязательных диагностических критериев, а именно: достаточно отчетливые нарушения социального взаимодействия, ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение, тот или иной признак нарушенного развития появляется в возрасте после 3 лет. Чаще возникает у детей с тяжелым специфическим расстройствами развития рецептивной речи или с умственной отсталостью, наличие или отсутствие которой обозначается четвертым знаком (F84.11 -…с умственной отсталостью, F84.12 -…без умственной отсталости).

    В НЦПЗ РАМН разработали свою классификацию аутизма:

  • детский аутизм эндогенного генеза (синдром Каннера, инфантильный аутизм деткий аутизм процессуальный, синдром Аспергергера)
  • аутистическиподобные синдромы при органическом поражении ЦНС
  • аутистиическиподобные синдромы при хромосомных, обменных и других нарушениях
  • синдром Ретта (неуточненного генеза)
  • аутистическиподобные синдромы экзогенного генеза: психогенный парааутизм (депривационный аутизм)
  • аутизм неясного генеза.
  • Одной из основных проблем, связанных с аутизмом в настоящее время считается рост числа больных в популяции. По данным ВОЗ 2014 года распространенность в странах Европы признается равной 61,9:10000, в Америке – 65,5:10000 (по данным на 2000 год – от 0,7 до 21,1 на 10000). В нашей стране эпидемиологических исследований не проводилось. Предполагается, что определенную роль играют вирусные инфекции, вакцинации, экологическая ситуация (на пороки развития мозга, к которым относится аутизм, оказывает влияние ряд токсических химикатов, включая тяжелые металлы и пестициды). Анализируя время возникновения аутистических расстройств обнаружено, что у 54% детей с аутизмом имеются аномалии коры головного мозга, возникшие до 6 месяца беременности, и отсутствующие у детей без симптомов аутизма.

    В ряде случаев причиной появления у ребенка аутистических черт являются органические поражения центральной нервной системы, генетически обусловленные нейродегенеративные заболевания. Ряд генетических синдромов, таких как синдромы Мартина-Белла (фрагильной Х-хромосомы), Ретта, Ангельмана (синдром петрушки), Прадера-Вилли, Вильямса, Сотоса, обменные нарушения такие как, туберозный склероз, и другие, а также в ряде случаев синдром Дауна, дают аутистическую симптоматику. Для выявления генетического фактора существуют специальные анализы, в частности, панель «Аутизм», которая позволяет исследовать широкий спектр генов, нарушение в работе которых может приводить к проявлениям в поведении, сходным с детским аутизмом. В ряде случаев это позволяет выбрать правильную тактику лечения, в частности, ограничительные диеты, использование которых приводит к улучшению в состоянии больного. Следует остановиться на аутистических расстройствах вследствие бессудорожной эпилептической энцефалопатии. При этой форме эпилепсии в определенный период онтогенеза наступает значительный регресс в когнитивной и психической сфере. Терапия противосудорожными средствами приводит к улучшению состояния. Если речь идет о нейродегенеративном заболевании, сопровождающемся аутистической симптоматикой, то тактика лечения должна принципиально отличаться от тактики лечения при детском аутизме. Так, например, прием нейролептиков может привести к усугублению регресса. Именно поэтому очень важна правильная диагностика.

    На протяжении последних 30-40 лет, к сожалению, не достигнуто существенного прогресса ни в отношении диагностики, ни в отношении коррекции аутизма. Ничего принципиально нового.

    Для скрининговой диагностики (если есть малейшие подозрения на аутизм) можно использовать специальные опросники (шкалы CHAT, CARS, например). Русскоязычные версии некоторых тестов приведены, например, здесь: http://www.polismed.com/articles-priznaki-autizma-u-detejj-osobennosti-povedenija-rebenka.html. Если по их результатам будут веские основания полагать, что у ребенка может быть детский аутизм, то в дальнейшем необходимо пройти генетическое обследование, ЭЭГ-мониторирование (с целью исключения специфических форм эпи-активности, которые могут давать проявления, сходные с проявлениями при аутизме), получить консультацию невролога и психиатра.

    На что нужно обращать внимание в развитии ребенка до 2 лет с точки зрения возможного наличия у него детского аутизма?

    Комплексная сравнительная оценка нервно-психического развития детей раннего возраста

    К концу 3 месяца

    Эмоциональное развитие

    Следит за движущейся в горизонтальной плоскости игрушкой. Слуховое сосредоточение

    Спокойно бодрствует, расширяется диапазон эмоциональных реакций, улыбается при общении с взрослыми

    Не следит за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону, не прислушивается к звону колокольчика

    Отсутствует приподнимание головы, совершает несимметричные движения ручками и ножками

    Отсутствует реакция на взрослого, не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним

    К концу 5 месяца

    Двигательное развитие

    Переводит взгляд с предмета на предмет. Манипуляции направлены на предметы. Хорошо берет погремушку, которую держат у него над грудью

    Долго лежит на животе, поднимая корпус и упираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается на живот со спины. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки

    Улыбается отражению в зеркале. Различает тон, с которым к нему обращаются. По разному реагирует на близких и чужих людей

    Не рассматривает предметы на близком расстоянии или часто подолгу рассматривает свои руки. Не может уверенно протянуть ручку к игрушке. Не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать глазами те предметы, которые мать показывает

    Плохо поворачивается самостоятельно с живота на спину. Неуверенно держит головку, особенно в тот момент, когда его приподнимают за ручки из положения лежа на спине

    Не прекращает плакать, когда слышит музыку или пенье матери. Не прекращает плакать, когда с ним заговаривают, не может отличить доброжелательность или недовольство в тоне или мимике. Слабость улыбки, ее соотнесенность не к лицу, а к деталям одежды

    К концу 8 месяца

    Показатель

    Долго занимается игрушкой, стучит игрушкой об игрушку, рассматривает их. В совместных действиях с взрослыми ярко проявляется способность подражать. По просьбе взрослых выполняет разученные движения «ладушки».

    Сам садится и ложится. Придерживаясь руками за барьер, встает и стоит. Встает на четвереньки.

    Усиливается страх расставания с близкими. Знает свое имя.

    РАС

    Манипулирует чаще одной игрушкой или тянет игрушку только в рот. Преобладают похлопывающие движения руки. Не берет мелкие предметы двумя пальцами, либо виртуозно ими манипулирует

    Не может ползти назад. Не может короткое время стоять при поддержке за руки.

    Не прислушивается к разговору взрослых. Не реагирует на свое имя.

    К концу 12 месяца

    Сенсомоторное развитие и манипуляторная деятельность

    Поворачивается на собственное имя. Дифференцирует тон. Проявляет интерес к картинкам в книге. Интерес к способам обследования предметов, играм с водой, мелкими предметами, простым механизмам. Пользуется гребенкой и ложкой по назначению.

    Самостоятельно ходит без поддержки. Приседает и встает.

    Появляются аффективные реакции, когда взрослый не понимает желание ребенка, его жестов, мимики, потребностей. Владеет указательным жестом, мотает головой выражая протест, вокализирует в начале и конце совместных действий. Обращает внимание на лицо говорящего.

    Упорный поиск определенных зрительных ощущений. Стойкое стремление к созерцанию ярких предметов, их движения, верчения, мелькания страниц.

    Начало бега одновременно с началом ходьбы. Разряды прыжков, кружение вокруг своей оси, машущие движения пальцами либо всей кистью. Гипомимичность.

    Не может выполнить простейшей просьбы. Слабость, замедленность, отсутствие реакции на обращение «псевдоглухота». Отсутствие адекватного жеста. Избирательность ответных реакций на речь.

    К концу 24 месяца

    Речевое развитие

    Действие с предметами и моторика

    Общение

    Культурно гигиенические навыки

    норма

    Задает первые вопросы

    Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой. Пробует ловить брошенный мяч

    Общается с детьми

    Регулирует отправление естественных потребностей

    Отказ от пользования речью, либо «взрослая речь». Комментирующие фразы. Неологизмы.

    Мешковатость, неуклюжесть, манипуляции с предметами (рассматривание, постукивание, перекладывание из руки в руку)

    Отсутствие реакции на словесное обращение, отклика на имя. Игнорирование контакта с детьми, амбивалентность в стремлении к контакту, страх детей.

    Трудности формирования навыков опрятности, страх горшка.

    Когда речь идет о коррекционных подходах к детскому аутизму и РАС очень важная роль принадлежит комплексной диагностике и коррекции. Комплексная коррекция должна основываться на многоуровневой диагностике имеющихся расстройств. Важно, чтобы медикаментозная терапия находилась в соответствии с коррекционной работой, чтобы врачи (психиатр и невролог) и психолог (логопед и т.д.) обменивались друг с другом информацией о состоянии пациента. В качестве примера, когда речь идет о пациентах с дегенеративными расстройствами, использование «классического психиатрического лечения детского аутизма» с помощью нейролептиков может вызвать ухудшение состояния, назначение «классического неврологического лечения» с помощью ноотропных средств, может вызвать манифестацию психотического приступа. Специалист (психолог, логопед), который на регулярной основе работает с ребенком, способен отследить его состояние и дать объективную, адекватную обратную связь врачу.

    Комплексная помощь детям и подросткам, страдающим аутизмом, включает психофармакотерапию, психотерапию, психосоциальную терапию и семейную терапию. Каузальной терапии (терапии причин) аутизма не существует. Споры о том, целесообразна ли психофармакотерапия у детей с РАС продолжаются. Отечественные психиатры считают ее необходимой и оправданной. Назначение антипсихотиков способно снизить психотическую охваченность и трудности поведения с агрессией. Применение трав, аминокислот, нормотимиков, ноотропов способно нормализовать тонические процесы. Ухудшения часто наблюдаются на фоне ликвородинамических нарушений, в этих случаях требуется коррекция специфическими препаратами. Лечение позволяет добиться смягчения тяжести аутизма, создает предпосылки к возможности обучения. Хаотичные попытки использования разнообразных методов типа хилирования, диетотерапии, терапии гормоном секретином, триптофан-терапии, могут кому-то помочь, но отнюдь не всем. Это не универсальные методики, которые могут в ряде случаев (при неправильном назначении) давать неблагоприятные побочные эффекты.

    Коррекционные психологические подходы менее специфические и меньше детерминированы нозологией. По словам В.М.Башиной, искусство психолога – попасть на периоды подъема, а не спада. Существует много методов коррекции детского аутизма, примерно 100 различных моделей, используемых во всем мире. Самые распространенные из них: АВА-терапия, программа коррекции детей с аутизма и другими коммуникативными трудностями TEACCH (краткое описание можно посмотреть, например, здесь: http://autism.md/ru/autismul/metode-de-corecie/). Врачи психиатры отмечают хорошие эффекты при использовании многофункционального уровневого подхода (Никольская О.С., Баенская Е.Р., Лебединский В.В., Бардышевская М.К.).

    Качество работы методами АВА-терапии в нашей стране вызывает у специалистов вопросы. Преимущество этой программы в том, что она очень хорошо структурирована, понятна родителям. В ее рамках происходит выбор навыка, подбирается подходящий стимул и, в процессе работы должна происходить генерализация навыка (перенос в другие сферы жизни). Сказать, что генерализация происходит всегда, трудно. Достаточно часто формируется речь, но это «речь робота», диалога так и не возникает. Более продуктивно сочетание поведенческой терапии и наблюдение за поведением ребенка, выявление сохранных структур с постепенной стимуляцией его эмоциональной активности с использованием этих сохранных структур. Тщательная индивидуальная коррекционная работа может приносить хорошие результаты, активизировать развитие ребенка, социализировать поведение, нивелировать аутистическую симптоматику. Упорная длительная работа в эмоционально-уровневом подходе дает выход более высокого качества, так как за эмоциями идет все остальное развитие.

    Сейчас становится все популярнее метод Томатис (основанный на аудиостимуляции). Это — официально не признанный альтернативный способ лечения, эффективность которого не доказана. К сожалению, в ряде случаев после проведения курса Томатис, у детей наблюдается ухудшение, усугубление симптоматики. Те, кто предлагает лечение с помощью этой методики, часто настаивают на продолжении терапии, апеллируя к тому, что многие методы вначале вызывают ухудшение состояния. Врачи считают, что продолжение применения методик, ухудшающих состояние ребенка, не целесообразно. Если ребенок идет на занятия с плачем, криком, какой бы вид занятий не предлагался, это значит, что его ресурс, увы, не соответствует тем требованиям, которые к нему предъявляются. Также, с сожалением стоит отметить, что на фоне интенсивной терапии (особенно, когда сразу применяется много стимулирующих методов) часто случаются откаты, манифестации эпи-приступов, и другие неблагоприятные эффекты. Центры, широко использующие методы с недоказанной эффективностью, должны вызывать настороженность. В то же время, можно ожидать и положительных эффектов от того же Томатиса. По крайней мере, он может способствовать развитию у ребенка усидчивости. На коррекции у ребенка не должно быть серьезных ухудшений, обострений. Он должен двигаться вперед.

    Холдинг-терапия (удерживание) тоже не однозначный метод с не вполне понятной подоплекой. Есть идеи о том, что стрессовое воздействие способно заставить ребенка через стресс смягчить ядерные симптомы аутизма. Кто-то, действительно улучшается, а кто-то, к сожалению, ломается окончательно. И потом очень трудно доказать, вследствие чего он сломался, то ли вследствие терапии, то ли вследствие своего собственного болезненного процесса.

    Если говорить об эффективной социализации ребенка с аутизмом, то полезным является создание специальных структур при детских садах и школах для детей с расстройствами коммуникации. Возможно несколько вариантов организационных решений. В ряде случаев ребенок с аутизмом может обучаться в обычном классе. Уровень инклюзии варьируется от чисто формального до полноценного; последний встречается редко. Используется промежуточный вариант – занятия в классе по некоторым предметам, по другим индивидуально. В специальных образовательных структурах возможно сочетание в классе нескольких детей (2-3 человека с органическим поражением ЦНС, в частности ДЦП и 1-2 детей с аутистическим расстройством). Менее удачной является попытка соединения в одном классе детей с умственной отсталостью и аутистическими расстройствами при наполняемости класса 10-12 учеников на одного учителя. Отсутствует возможность обеспечить развитие новых навыков, предыдущее обучение идет насмарку. У детей с аутизмом, как ни у кого другого, развита имитация, если правильно подобрать пару, то они очень хорошо за этой парой идут. Вместе с тем, ребенок с аутизмом в классе среди здоровых детей не всегда хорошо себя чувствует, так как дети с аутизмом часто гиперсенситивны (например, к шуму), по-настоящему боятся внезапных, мало предсказуемых взаимодействий.

    Каковы исходы аутизма? По этому поводу существует статистика. В последние годы она меняется. Отмечается утяжеление контингента детей с аутистической симптоматикой, наметилась тенденция к росту аутистических расстройств при органических поражениях ЦНС, увеличение частоты форм с интеллектуальной дефицитарностью. Чаще дети обучаются по коррекционной программе, и очень редко по массовой. Раньше примерно 20% обучалось в массовых школах, 60% — в коррекционных школах, остальные находились в ведении соцзащиты. Сейчас процент обучающихся по массовой программе снижается. Прогнозы менее благоприятны, чем были раньше. Несмотря на большое разнообразие препаратов, эффект от лечения минимальный. Может быть потому, что разрушена система коррекционной помощи. Еще на уровне детского сада она кое-как держится, а на уровне школы возникла тупиковая ситуация. Раньше дети с аутизмом обучались в школах с нарушением опорно-двигательного аппарата, школах для детей с соматическими нарушениями (школы здоровья), и в школах для детей с речевыми нарушениями. Были более мягкие формы обучения, когда ребенок мог всю школу просидеть за партой с мамой. Тьютора как профессии у нас до сих пор не существует. На это место приходят волонтеры, которые часто не представляют себе, что нужно делать.

    В то же время есть пациенты, которые закончили ВУЗы и работают по специальности. Есть те, которые реализуются в творческих профессиях (музыканты, художники и др.).

    Организация сопровождения при РАС проработана недостаточно. Существуют отдельные центры имеющие положительный опыт эффективной помощи детям с РАС. Центр лечебной педагогики хорошо уловил социальную составляющую коррекционного процесса и стал создавать для возрастных пациентов колледжи, профучилища. Они ходят туда, работают, обретают навык. Это благодарное дело, они заняты, могут как-то себя обеспечивать. Существуют варианты социализации в виде клубов, куда пациенты с аутизмом ходят годами, общаются друг с другом. В городе Пскове А.М Царевым совместно с немецкими коллегами был создан «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» с целью реабилитации людей с нарушениями развития, использующий европейскую модель. Помощь осуществляется детям с тяжелыми формами аутизма, больным ДЦП, больным с органическими повреждениями нервной системы, и больным эпилепсией. Работа ведется на разных уровнях, в зависимости от тяжести заболевания (отделение ранней диагностики и помощи, учебные отделения, лечебно-трудовые мастерские). Создано отделение учебного проживания, где пациенты обучаются навыкам посещения магазина, бытовым навыкам. Помощь детям оказывается бесплатно.

    Медицинские центры, где можно сделать генетические анализы на панель «Аутизма» (по назначению врача): лаборатория Геномед, Медико-генетический научный центр (ул. Московречье, д.1).

    psycentr-algis.ru