Шипицина лМ Детский аутизм

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Ранний детский аутизм (РДА) — это отклонение в психическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка с окружающим миром. Причины возникновения аутизма разнообразны. Чаще всего это патология так называемого «шизофренного спектра», реже — особая органическая недостаточность ЦНС (хромосомная, наследственно-обменная, возможно, и внутриутробная). Не исключено, что РДА может возникнуть и как самостоятельная аномалия психической конструкции, обусловленная наследственностью.

Российской статистики по РДА не существует. В других странах частота РДА оценивается от 5 до 15—20 на 10 тыс. детского населения. В США насчитывается 300—400 тыс. детей, страдающих РДА, т. е. по частоте РДА находится на 4 месте среди различных видов хронической нервно-психической патологии у детей после умственной отсталости, эпилепсии и детского церебрального паралича.

Актуальность проблемы РДА обусловлена не только высокой частотой данной патологии развития, но и большим процентом инвалидов детства. Как показывает отечественный и зарубежный опыт ранняя диагностика, длительная комплексная адекватная медико-психолого-педагогическая коррекция дает возможность большинству аутичных детей обучаться в школе, нередко обнаруживая одаренность в отдельных областях знаний и искусстве.

Систематическая комплексная психолого-педагогическая коррекция детей-аутистов возможна лишь в специально организованных условиях, когда имеется возможность проследить динамику развития каждого ребенка, начиная с раннего возраста.

Комплексная коррекционная работа с аутичными детьми включает в себя психологическую и педагогическую коррекцию, выявление и развитие творческих способностей детей, развитие речи и коммуникативных навыков, общей и тонкой моторики, а также систематическую работу с родителями.

В зависимости от уровня развития нервной системы, знаний и умений аутичного ребенка, характера ею пристрастий и интересов создается индивидуальная программа его обучения, по которой одному ребенку облегчается программа массовой школы по математике, другому — по русскому языку, а остальные — обучаются по программам специальных (коррекционных) школ для детей с нарушением интеллекта или задержкой психического развития.

pedlib.ru

Группа 3. Аутистический синдром при олигофрении. У 2/3 этих детей психическая неполноценность причинно связана с грубой эмбриопатией и интранатальными вредностями, а у остальных — с неоднократными тяжелыми заболеваниями, энцефалитами, травмами головы или тяжелыми осложнениями вакцинаций в раннем детстве.

Отмечается резкая диссоциация вербального и невербального интеллекта за счет выраженного снижения невербального при более сохранном вербальном. Так, при итоговой оценке — 60 по WISE вербальные оценки могут 80—90, а невербальные 40—30. Больные обладают значительным запасом формальных сведений, которыми в практической жизни пользуются мало или в неподходящей ситуации.

Эти дети обращают внимание часто не столько психическим отставанием, сколько странностью и чудаковатостью в поведении, в повседневной реализации наличного интеллекта. В связи с неспособностью к выраженному психическому напряжению их внимание скользит от одного объекта к другому, а поведение часто приобретает черты «полевого». Это ярко проявляется в играх, а у более старших детей — при обучении. Они часто не сразу откликаются на зов, могут «не замечать» людей. Но при этом настойчивое внешнее стимулирование и побуждение позволяют выявить их способности к решению относительно сложных житейских задач. Большинство из них не стремятся к обычным детским развлечениям, но могут подолгу заниматься примитивными играми вроде верчения колесика, веревочки. Эта монотонная активность очень близка к стереотипной — по типу застревания — подвижности в виде похлопываний, подпрыгиваний и т. д. У многих из них отмечаются нарушения в сфере инстинктивных проявлений: снижение или отсутствие чувства опасности, извращение аппетита и др. Они могут тепло относится к родителям, особенно к матери, но практически не способны к эмоциональному контакту с другими людьми и сверстниками, хотя благодаря отсутствию чувства дистанции и субординации, они часто выглядят грубо развязными. При этом их отличает беспомощность и беззащитность перед лицом недружественного поведения. Они склонны к использованию усложненных речевых шаблонов при малом запасе понятий, задают массу отвлеченных вопросов, которые носят характер бесцельного любопытства. Их увлечения и фантазии часто причудливы, но в основе своей бедны, монотонны и представляют собой обрывки слышанного и виденного, складывающиеся в необычные и странные построения. Грубые и стойкие нарушения пространственно-временной координации и ориентации создают крайние трудности в их обучении и бытовой адаптации. У всех этих детей неловкая и своеобразная моторика с затрудненным освоением даже несложных навыков.

lib100.com

Детский аутизм

Приводятся работы отечественных авторов и обзоры зарубежных публикаций по данной проблеме. Рассматриваются особенности обучения детей с РДА и различные виды терапии, применяемые в настоящее время в разных странах.

Психолого-педагогическое консультирование ребенка

Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. Соавтор:…

Детский церебральный паралич

Соавтор: Мамайчук И.И. В монографии представлен исторический экскурс в изучении одной…

Нарушения поведения учеников вспомогательной школы

Соавтор: Иванов Е.С. Нарушения поведения детей и подростков является актуальной проблемой…

Социальная реабилитация детей с аутизмом

Обзор иностранной литературы. Соавтор: Первова И.Л. В последнее десятилетие проблема…

Психология детского воровства

В учебном пособии «Психология детского воровства» выделены современные проблемы девиантного…

Психология личности

Личность — одно из многозначных понятий в психологии. Оно имеет различные толкования…

Философские сказки

Пять философских очерков известного французского астронома и популяризатора науки.

Моральные домогательства. Скрытое насилие в повседневности

В жизни случаются встречи, вдохновляющие и побуждающие нас отдавать всё лучшее, что в нас…

Статьи за 10 лет о молодежи, семье и психологии

Соавтор: Татьяна Львовна Шишова

Психология способностей

В книге рассматривается история становления и современное состояние науки о способностях.

5 языков любви

Знания этих 5 языков любви помогут вам наладить отношения в семье и даже спасти уже разрушающийся…

«Алхимик» совсем не похож на «Чайку Джонатана» или «Иллюзии» Ричарда Баха…

Одиннадцать минут

Мария разочаровалась в любви и сексе, и образ двух влюбленных, слившихся душой и телом в…

Подсознание может все

В уединении средь лесов канадской провинции Британская Колумбия автор 3 года размышлял…

Легкий способ бросить курить

Книга может помочь бросить вам курить. Здесь нет шокотерапии, у автора для вас исключительно…

m.log-in.ru

Шипицина лМ Детский аутизм

Шипицына Людмила Михайловна — ректор Института специальной педагогики и психологии, доктор биологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации.

«Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта.

Родилась в 1947 году. В 1970 г. окончила Ленинградский Государственный Университет им. А.А. Жданова, биолого-почвенный факультет по специальности физиология (ныне Санкт-Петербургский Государственный Университет). В 1974 г. защитила кандидатскую диссертацию по исследованию нейрофизиологических механизмов речи у детей раннего возраста. С 1987 г. — доктор биологических наук (Диссертационный Совет медицинского факультета Университета Дружбы Народов, Москва), с 1989 — профессор.

Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка.

В 1993 г. Л.М. Шипицына создала первый в России негосударственный ВУЗ, специализирующийся на подготовке кадров для системы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, социально-реабилитационных служб и центров, детских домов, приютов и интернатов. В настоящее время Институт имеет высокий авторитет, как в России, так и за ее пределами.

Обзор иностранной литературы.

Научные проекты, выполняемые под руководством Л.М. Шипицыной постоянно поддерживаются российскими и международными грантами, что обеспечивает высокий методический уровень и актуальность результатов исследований. Разработанные под руководством профессора Л.М. Шипицыной программы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья успешно применяются в практике работы специальных (коррекционных) учреждений. Такие научные труды, как «Психология детей-сирот», «Необучаемый» ребенок в семье и обществе», «Уроки общения для детей с нарушением интеллекта» являются «настольными» книгами практикующих психологов.

Людмила Владимировна

Людмилы Михайловны является автором 420 публикаций, в том числе 30 монографий, 80 учебных и научно-методических пособий, изданных не только в России, но и за рубежом. Под ее руководством подготовлено 25 кандидатских и 3 докторских диссертации; созданы научные школы по специальной (коррекционной) педагогике и психологии.

В пособии представлены современные клинические, психологические и педагогические представления по диагностике и коррекционному обучению детей с ранним детским аутизмом (РДА).

Учебное пособие рекомендуется для студентов, обучающихся в высших и средних педагогических и медицинских учебных заведениях, а также может быть использовано в работе практических психологов, детских врачей, психиатров, педагогов, дефектологов.

Соавтор: Мамайчук И.И.

В монографии представлен исторический экскурс в изучении одной из сложных патологий движений — детского церебрального паралича (ДЦП), его клинические симптомы при разных формах заболевания.

Особый акцент сделан на особенностях психического состояния, в том числе высших психических функций в зависимости от формы и тяжести ДЦП. Приводятся данные литературы и собственные данные по исследованию познавательной, эмоционально-мотивационной, интеллектуальной деятельности детей с церебральным параличом.

Большое внимание уделено проблемам психодиагностики, коррекции, обучения, воспитания и сопровождения учащихся с ДЦП, а также их социальной и педагогической интеграции.

Соавтор: Иванов Е.С.

Нарушения поведения детей и подростков является актуальной проблемой и эта актуальность имеет четко выраженную тенденцию к росту. Отклонения от общепринятых социальных и морально-нравственных форм поведения детей и подростков ставят серьезные задачи перед семьей, школой и обществом в целом.

Коренные преобразования в жизни общества, социальные, экономические трудности, радикальный пересмотр казалось бы устоявшихся жизненных ценностей, ниспровержение многих авторитетов, изменение системы отношений во всех сферах социума, стремительный темп этих изменений ставят эту возрастную группу общества в позицию слабой психологической защищенности, снижают ее адаптивные возможности и повышают психологическую ранимость.

«Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта.

В монографии представлены результаты комплексной диагностики и коррекции детей, подростков и молодых людей с умственной отсталостью. Особое внимание уделяется социализации и интеграции этих лиц в общество.

В связи с этим подробно рассматриваются вопросы их социально-психологической адаптации, формирования коммуникативных навыков, семейных взаимоотношений, а также вопрос психолого-педагогического сопровождения умственно отсталых лиц в различных условиях обучения, воспитания, реабилитации и поддерживаемого проживания. Книга может 6ыть полезна для педагогов, психологов, дефектологов, психоневрологов, логопедов, аспирантов, студентов и родителей детей с нарушением интеллекта.

Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка.

Соавтор: Казакова Е.И., Жданова М.А.

В пособии представлены теоретические и практические основы психолого-педагогического медико-социального консультирования и сопровождения, а также региональная модель такой службы в Санкт-Петербурге.

Даются методические рекомендации по организации и содержанию работы с детьми с различными проблемами в развитии и здоровье, образцы заключений по обследованию. Представлены международные и российские нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность служб и центров сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Обзор иностранной литературы.

Соавтор: Первова И.Л.

В последнее десятилетие проблема аутизма становится все более актуальной в странах Западной Европы и в США.

Прошло уже более 50 лет с тех пор, как Лео Каннер привлек внимание к симптоматике, свойственной «детям с ранним аутизмом» (1943). С тех пор взгляды на возникновение аутизма претерпели значительные изменения.

Среди проблем, связанных с аутизмом, можно выделить следующие: понятие аутизма, распространенность, этиология, симптоматика, коррекция, обучение, интеграция в общество.

ntvplus-voronezh.ru

Муниципальное учреждение


«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи


«Центр помощи детям»

(Материал подготовлен Куракиной М.П., учителем-дефектологом )

Термин «аутизм» образован от латинского слова autos — «сам», «аутизм» — погружение в себя. Это психиатрическое нарушение.

В настоящие время большинство авторов полагает, что ранний детский аутизм (РДА) является следствием особой патологии в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы — ЦНС. Известно только, что у аутичных детей признаки мозговой дисфункции наблюдаются чаще обычного, у них нередко проявляется нарушение биохимического обмена. Недостаточность может быть вызвана широким кругом причин: генетической обусловленностью, хромосомными аномалиями, врожденными обменными нарушениями, патологией беременности и родов, последствиями нейроинфекций, ранним шизофреническим процессом.

Характерной чертой психологического развития при аутизме является противоречивость, неоднозначность, его проявлений. Аутичный ребенок может проявить себя умственно отсталым и высокоинтеллектуальным, одаренным в какой-то области (музыка, математика), но при этом не имеющим простейших бытовых и социальных навыков, один и тот же ребенок в одних ситуациях оказывается неуклюжим, а в других демонстрирует удивительную моторную ловкость.

Видя такого ребенка, мы можем сказать, что у него очевидные нарушения общения. Но нарушения общения у детей могут возникать по разным причинам:

— поражения центральной нервной системы, обусловивших недостаточность речи или слуха;

— тяжелые формы психической депривации (воспитание в условиях, препятствующих развитию человеческих особенностей психики).

Во всех этих случаях нарушения общения имеют вторичный характер. Они значительно уменьшаются при коррекции основного расстройства.

Но у детей с аутизмом нарушение общения преобладает во всем поведении ребенка и занимает главное место в формировании его аномального развития.

Исследования, проведенные в разных странах показали, что частота проявлений детского аутизма составляет 3- 6 случаев на 10 детей, причем он встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. В последнее время все чаще подчеркивается, что вокруг «чистого» клинического синдрома группируются множественные случаи сходных нарушений в развитии коммуникации. Частота нарушений такого рода, по мнению многих авторов, возрастает до внушительной цифры: 21-26 из 10000 детей.

Дети с ранним детским аутизмом имеют нарушение психического развития, характеризующееся аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения.

Существуют диагностические критерии:

1. Нарушения в социальном взаимодействии

  • отсутствие или выраженная кратковременность зрительного контакта, сопротивление тактильному контакту;
  • неспособность развития отношений со сверстниками с использованием взаимного обмена интересами, эмоциями или общей деятельности;
  • редко ищут или используют поддержку других людей для успокоения или сочувствия в периоды стресса и (или) успокаивают, сочувствуют другим людям, имеющим признаки стресса или огорчения.

  • отставание или полное отсутствие развития разговорной речи, которая не сопровождается попытками компенсации через использование жеста или мимики;
  • отсутствие спонтанной, воображаемой или социальной игры-имитации;
  • стереотипное или повторяющееся использование языка (повторение слов, предложений);
  • относительная неспособность инициировать или поддерживать разговор.
  • 3.Ограниченные, повторяющиеся или стереотипные виды поведения, интересов или деятельности:

  • стереотипные и ограниченные виды интересов;
  • явно выраженное обязательное поддержание специфического распорядка и ритуалов;
  • стереотипные и повторяющиеся механические движения;
  • действия с частями объектов или нефункциональными элементами игрового материала.
  • Можно сформулировать некоторые утверждения, касающиеся того, чем аутизм не является, и опровергающие некоторые заблуждения и мифы об аутизме:

    Аутизм не вызывается «холодным» стилем воспитания.

    Аутизм — это нарушение, имеющее биологическую природу.

    Аутизм — это нарушение, не ограниченное только детским возрастом.

    Аутизм — это нарушение развития, сохраняющееся в течение всей жизни.

    Аутизм не всегда отличают какие-то специальные или «выдающиеся» способности.

    Аутизм может встречаться у людей с самым различным коэффициентом интеллекта ( IQ ), однако часто он сопровождается общим снижением интеллекта.

    Аутизм — это не просто «скорлупа», внутри которой находится «обычный» ребенок, ждущий возможности выйти наружу.

    Можно ли вылечить аутизм?

    Почти 70 лет изучения аутизма и лечебно-коррекционной работы с аутичными детьми привели к заключению, что аутизм есть патология не только хроническая, но и пожизненная. Вылечить аутизм нельзя!

    Но существуют различные подходы к коррекции аутизма , смягчающий негативные проявления:

    1.Медицинские (применение препаратов разного спектра действия):

    — методы, связанные с взаимодействием с животными (иппотерапия, дельфинотерапия и т.д.);

    Информация о проблемах поведения, «сильных» и «слабых» сторонах интеллектуальной деятельности таких детей помогает точнее определить их особые образовательные потребности, которые представлены как:

    необходимость специальной организация произвольного внимания и поведения ребенка;

    развитие смыслообразования, под которым понимается достижение осмысленного отношения ребенка к самому процессу обучения, к любой усваиваемой им информации, формирование осмысленных навыков, которые в дальнейшем ребенок сможет использовать и в школе и, в целом, для познания окружающего мира;

    формирование умения самостоятельного планирования и последовательного развертывания собственных действий и речи.

    Построение коррекционных занятий с аутичными детьми, особенно в самом начале работы, отличается от занятий с детьми, имеющими другие нарушения развития. В случаях раннего детского аутизма признанные эффективными приемы обучения часто отказываются работать. Работа с аутичным ребенком требует совершенно особого подхода. Эффективность психологической помощи при аутизме может быть максимальной при ее начале до 3-х летнего возраста. Потому что, чем старше ребенок, тем труднее формировать поведенческие навыки и стереотипы без которых невозможна адаптация в обществе. Необходимо использовать наиболее сохранные функции для максимально полной реализации потенциальных возможностей ребенка.

    1. Аппе Франческа. Введение в психологическую теорию аутизма. — М.: Теревинф, 2006. — 216с.
    2. Башина В.М. Психиатрия — Аутизм в детстве. [Текст] / Научный центр психического здоровья РАМН/ Psyhiatry . ru
    3. Детский аутизм. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений. / Составитель Л.М.Шипицина. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. — Спб., «Дидактика Плюс», 2001.- 368 с.
    4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.: Академия, 2003. – 144 с.
    5. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. Начальные проявления. — М.: Просвещение ,1991. – 96 с.
    6. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Р.Е., Либлинг М.М., Ульянова Р.К., Морозова Т.И. Дети с нарушением общения. [Текст] — М.: Просвещение, 1989.
    7. Никольская О.С., Баенская Р.Е., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. — М.: Полиграф сервис, 2003. – с. 232
    8. Никольская О.С., Баенская Р.Е., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. Изд. 2-е — М.: Теревинф, 2008.- 224 с.
    9. РДА. Детская патопсихология. /Интернет-медицина северо-западного региона./ http :// children . csa . ru / au . shtml .
    10. Пути помощи при аутизме

    11. Алвин Д, Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. Изд. 3-е. — М.: Теревинф, 2008. — 208 с.
    12. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). — М.: Теревинф, 2007. — 112 с.
    13. Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития. — М.: Полиграф Сервис, 2001.-156 с.
    14. Водинская М.В. Занятия художественным творчеством в процессе обучения детей школьного возраста. Организация педагогической среды для детей с эмоционально-волевыми нарушениями и нарушениями общения: Метод. рекоменд. — М., 1995. – 218 c .
    15. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие: книга для педагогов — дефектологов. / Под ред. Л.М. Шипициной; Д.Н. Исаева.- М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2005. — 144 с.
    16. Грендин Т., Скариано М.М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма. — М.: Центр лечебной педагогики, 1999. — 228 с.
    17. Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. — М.: Теревинф, 2003 — 70 с.
    18. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.
      Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция.– М., Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 226 с.
    19. Мамайчук И.И. Психокорркеционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2006. — 400 с.

    10. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 176 с.

    11. Никольская О.С., Баенская Р.Е., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. — М.: Теревинф , 2005.- 288 с.

    12. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. Методические разработки и наглядные материалы. Изд. 3-е. — М.: Теревинф, 2007. — 112 с.

    13. Патрик Сансон. Психопедагогика и аутизм: опыт работы с детьми и взрослыми. — Изд. 2-е. — М.: Теревинф, 2008. — 206 с.

    14. Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. Книга для педагогов-дефектологов / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н.Исаева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 240 с.

    15. Сара Ньюмен. Игры и занятия с особым ребенком. Изд. 2-е. — М.: Теревинф, 2007. — 136 с.

    16. Янушко Е. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. Изд. 2-е. — М.: Теревинф , 2007. — 136 с.

    ppmsrybadm.edusite.ru