Шизофрения и общение с детьми

Дети с шизофренией

Шизофрения – процессуальное психическое заболевание внутренней природы, возникающее на основе наследственной предрасположенности. Понятие процесса подразумевает последовательную смену болезненных состояний, закономерно следующих друг за другом стадий развития болезни. Для шизофрении характерно изменение всех сфер психической жизни ребенка. Особенно сильно нарушаются мышление и эмоциональная сфера, наблюдаются существенные изменения поведения и отношения к окружающему миру. Ведущий фактор в происхождении шизофрении – наследственное предрасположение. Причины шизофрении неизвестны, хотя существуют различные гипотезы, например, эндотоксикоз как следствие нарушения аминокислотного обмена. Шизофренический процесс приводит к необратимым органическим изменениям (дистрофии нейронов). Шизофрения может протекать по-разному: возможно полное выздоровление после острых приступов; при благоприятном течении заболевания возможны некоторые изменения в эмоционально-волевой сфере при сохранности интеллектуальных способностей и способностей к обучению в общеобразовательной школе; при неблагоприятном хроническом течении заболевания может наступить деменция, требующая обучения во вспомогательной школе; в редких случаях глубоких психических нарушений дети не обучаются и находятся в психиатрических учреждениях.

В детском возрасте шизофрения проявляется сравнительно редко, чаще всего манифестирует в подростковом возрасте. Часто шизофрения начинается у детей, несколько опережающих своих сверстников в психическом развитии. Фразовая речь появляется у них в 1,5 г., в 2-2,5 – знают много сказок, стихов, осведомлены в области некоторых наук, умеют писать, читать, считать, в 4 – проявляют энциклопедические познания в какой-либо интересующей их области, сочиняют работы по интересующему их вопросу. Но при этом их игры носят однообразный и необычный характер – ребенок играет в одну и ту же игру в течение многих месяцев. Рисунки отражают область увлечений и редко выходят за пределы избранного сюжета. Ежедневно по многу часов подряд эти дети могут предаваться мысленным играм в области избранных интересов. Во время игр часто обнаруживают двигательные стереотипии – однообразные подпрыгивания, трясение руками, кручение предметов. Наряду с высокоразвитым вербальным интеллектом обнаруживается неловкость мелкой моторики, неуклюжесть, угловатость движений. Нередко они плохо учатся в школе, т.к. не проявляют интереса к занятиям. Своеобразие эмоциональных реакций проявляется в холодности и черствости по отношению к близким в сочетании с повышенной впечатлительностью при чтении книг и просмотре фильмов.

Проявления шизофрении. У ребенка часто резко меняется отношение к родным, это могут быть проявления необъяснимой ненависти или двойственного отношения. Усиливается погруженность в мир фантазий и игр, ребенок перестает рассказывать об их содержании. Нарастает количество двигательных стереотипий. Речь регрессирует, становится выхолощенной, резонерской (бесплодное рассуждательство). Для речи и мышления характерна разорванность – предложения грамматически построены правильно, но между ними нет смысловой связи. Например: «Он далеко, если не может позвонить. Все равно поеду. У меня Петькин ножик. Надо прыщик содрать. Телефон 77-79. У меня сразу выходной. Я свое имя написал». Затем разрушаются логические связи внутри самой фразы. Из-за этого ответы могут не соответствовать вопросам. Возникает тенденция к созданию нелепых неологизмов – вымышленных слов. Характерны персервации – повторение слов, фраз. Нарушены эмоциональные контакты, характерна эмоциональная тупость и неадекватность: утрата способности к тонким переживаниям и выражению чувств при достаточно сохранных элементарных эмоциональных реакциях, что делает контакт с окружающими формальным. Дети, больные шизофренией, не способны к эмпатии. Отсутствует страх перед реальной опасностью – в этом проявляется неадекватность эмоций. Характерна абулия – бездеятельность и безынициативность. При резком обострении болезни развивается необъяснимая тревога, страх, появляются галлюцинации, бредоподобные фантазии. Острые психотические приступы сопровождаются общим возбуждением, резким падением работоспособности.

Утрачивается психическая активность, интерес к новому, блекнет и делается монотонным творчество, которое в прошлом носило сверхценный характер для ребенка, и постепенно утрачивается интерес к нему. Развивается аутизм – бессознательное отстранение от реального внешнего мира: ребенок живет в своем мире, в мире собственных мыслей и фантазий, связь с окружающими нарушена; избегает контакта с другими детьми, на вопросы не реагирует; к родным относится, как к предметам; играет не с игрушками, а с предметами; совершает бессмысленные действия, нелепые поступки, испытывает необычные, странные психические переживания. Характерна парадоксальность и вычурность поведения (кривляния, манерность, гримасничанье), нарушение единства, связности психических процессов. Нарушена способность схватывать целостный образ предметов окружающего мира и собственного «Я», критически оценивать свою социальную роль.

Шизофрения может протекать прогрессирующе или приступообразно (с ремиссиями). После нескольких приступов наступают стойкие изменения личности. В раннем возрасте шизофрения приводит к деменции. Манифестация шизофрении в возрасте до 10 лет встречается довольно редко и составляет менее 2% случаев этого заболевания, чаще шизофрения начинается в 10-14 лет (около 10% всех случаев болезни). В большинстве случаев шизофрения начинается в возрасте 20-29 лет.

При сравнительно доброкачественном течении болезни сохраняются в той или иной степени познавательные интересы (чтение книг, не соответствующих возрасту). При этом дети не умеют себя обслуживать, не осведомлены в практических делах. Интеллект развит неравномерно: при школьном обучении усваивают сложные научные понятия из книг, но не могут овладеть элементарными математическими знаниями, не умеют писать. Отсутствуют навыки самообслуживания, общения со сверстниками. Необходимо индивидуальное обучение или обучение в специальной школе для детей с расстройствами эмоциональной сферы и поведения. В подростковом возрасте этот дефект развития интеллекта может частично компенсироваться, но сохраняется психический инфантилизм, аутизм, замкнутость, странность и экстравагантность поведения.

При злокачественном течении шизофрении утрачиваются навыки фразовой речи, и лишь спустя несколько лет речь вновь начинает постепенно развиваться. Мышление оказывается непоследовательным, бессвязным. Дети эмоционально опустошены, равнодушны, потребность в общении отсутствует. Отмечаются кататонические симптомы в виде стереотипных движений, застывания в стереотипных позах. Отмечаются агрессивные вспышки. Характер болезни волнообразный, с улучшениями под влияниями лечения и ухудшениями состояния. Спустя несколько лет формируется стойкий шизофренический дефект.

При более остром начале шизофрении в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей возникают беспричинные страхи, трудно отличимые от галлюцинаторных и бредовых переживаний. Утрачивается интерес к окружающему и игрушкам. Умственное развитие начинает отставать от возрастной нормы, но распада речи не происходит. Более отчетливо выражена депрессия.

Шизофрения, развивающаяся в подростковом возрасте. Типы течения – непрерывный и приступообразный. Проявления приближаются к проявлению болезни у взрослых. Возрастные особенности: высокая частота дисморфофобических расстройств – ложные убеждения в наличии у себя каких-то грубых дефектов телосложения или нарушения телесных функций. Бредовое убеждение не может быть поколеблено. Отмечаются сенестопатии (ложные телесные ощущения) и суицидальные намерения.

Возможны острые приступы шизофрении в подростковом возрасте продолжительностью 2-3 месяца, заканчивающиеся полным выздоровлением. Провоцируются инфекцией, интоксикацией, черепно-мозговыми травмами. Сначала возникает бессонница, тревога, колебания настроения. Затем развивается кататоническое возбуждение – бессмысленные и причудливые телодвижения, хлопки, подпрыгивания и т.п. Речь бессвязная (сочетание бессмысленных обрывков фраз), хохот. Отмечаются фантастические сновидные переживания (онейроид). Такой приступ может не иметь никаких последствий для психической деятельности.

Злокачественно текущая шизофрения в подростковом и юношеском возрасте составляет 6-10% случаев шизофрении. Начинается в 13-18 лет, протекает непрерывно, без ремиссий, в течение нескольких лет. Завершается тяжелым психическим дефектом. Лечение не дает желаемых результатов. На ранних этапах утрачиваются прежние интересы, живость, резко обедняется эмоциональная сфера, пропадает потребность в общении. Подростки становятся грубыми, враждебными по отношению к близким. Успеваемость резко падает. Подростки бросают занятия, нарастает апатия. Появляются особые интересы, малопродуктивные, оторванные от реальности. Подростки читают недоступную их пониманию литературу – философскую, психологическую, создают «теории», опираясь на поверхностные знания. Характерно резонерство. Новые знания не приобретаются. Нарушается социальная адаптация – подростки вступают в асоциальные компании с алкоголизацией и наркотизацией. Совершаются странные, непонятные поступки. Характерны галлюцинации, бредовые идеи величия и преследования, симптомы психического автоматизма, замкнутость, аутизм.

psyera.ru

Шизофрения и общение с детьми

Сообщения: 248
Зарегистрирован: 12-5-11
Пользователя нет на форуме

Детская шизофрения.Кто сталкивался?

Добрый вечер,девочки. Нам в стационаре сменили диагноз с аутизма на вялотекущую шизофрению. Есть ли у кого дети с таким диагнозом?Прогноз очень плохой. Очень хотелось бы посоветоваться по поводу лечения,да и вообще,дальнейшей жизни таких детей.

sv555, именно так звучал наш диагноз из уст психиатра, когда я его впервые услышала, лет в 5 примерно — детская шизофрения. Принять диагноз долго не могла, но со временем это стало не так важно. Мы не пересказываем до сих пор, недолюбливаем математику, потому как часто она не поддается наше, весьма своеобразной, логике.
Тем не менее учимся уже в 6 классе общеобразовательной школы, на индивидуальном обучении, правда.. И по моим наблюдениям выбор я, всё-таки, сделала правильный, в коллективе большом, да и не очень большом, ребёнок не смог бы учиться, со всеми его. необычностями.
По поводу неблагоприятного прогноза — наш врач вообще не даёт никаких прогнозов, главное, говорит, чтобы хуже не становилось.

Дилена,простите,а как развивается болезнь? мне врач просто сказала,что это прогрессирует постепенно с потерей всех навыков вплоть до распада личности,агрессии и других «прелестей». и остановить это нельзя. И еще-вы пьете нейролептики? ели да,то какие? простите,что так распрашиваю,очень уж испугалась. все-таки ШЗ это похлеще,чем аутизм. И мы идем на след. год в школу 8 вида,к сожалению,не тянет массовую,как бы я не билась,увы.

Почётный участник

Сообщения: 1884
Зарегистрирован: 11-4-09
Пользователя нет на форуме

Настроение: за тучами есть солнце!

cv555, насчет прогнозов — дело сложное. Пару лет назад при местном ПНД был курс лекций по повышению квалификации по шизофрении, можно было желающим походить, вход был свободный, была на нескольких выборочно, из любопытства.
В частности, понняля, что сейчас принято доостаточно активное направление по встраиванию людей с этим диагонозом в жизнь. Хотя тут уже лекарства и никак без них.

Школа 8 вида вовсе не страшна Только надо заранее конкретно посмотреть в какую, какие варианты обучения. За прошедшие годы я понимаю, что тот уровень самостоятельности и жизни в коллективе, который сын имеет и освоил (не сразу ) мы никогда бы не получили в общеобразовательной. Там кончилось бы индивидуалкой или с сопровождением постоянным в классе. А программа. мой меньше ошибок делает, чем многие в обычной Рассказы и пересказы — как и у Дилены — это у них всех туго.

Активный участник

Nata, всё дело в том, что чем раньше поставлен диагноз шизофрения, тем сложнее вливаться в эту самую обычную жизнь. Нет какого-то сложившегося «образа» нормы поведения. И как ты ему не говори, как не объясняй, что так делать/поступать нельзя, всё равно в сложных для него ситуациях срывается. Сегодня только думала о том, что без необходимости идти в школу, или делать уроки, спокойный в основном ребёнок, случаются, конечно, казусы. А как только что-то по принуждению сразу начинает накапливаться негатив. Иногда удаётся вернуть в нужное русло, а порой приходится на данный момент просто отказываться. Ещё у нас занятия в школе очень зависят от отношений с преподавателем. А это, в свою очередь, видимо зависит от того, насколько хорош учитель как педагог, а не как преподаватель предмета.
Вы знаете, бываю в школе каждый день, наблюдаю за детьми и понимаю, что очень сложно детям с проблемами влиться в такой коллектив. Как же много зависит от классного руководителя с самых начальных классов и как мало, к сожалению, хороших педагогов в наше время.
Я уже писала раньше о мальчике, моём ровеснике из параллельного класса.. Очень он мне Димку напоминает. Он проучился там 8 лет, но всё таки самостоятельности у него не прибавилось, к сожалению. До сих пор вижу его с мамой. Но ни разу не видела, чтобы его одноклассники его донимали. А в нашем случае был такой момент и не один. И ребёнок, соответственно своему состоянию, реагировал на эти донимания. И агрессивно бывало, иногда не по адресу — куда придётся, кому придётся и не важно, что при этом в руках.

Вот и мне врач это говорит. что детская шизофрения сложнее взрослой,так как болезнь началась задолго до формирования личности.

Nata ,я тоже уже для себя поняла,что школа 8 вида моей оптимальна-там их к жизни готовят. Очень надеюсь,что сможем избежать самого плохого. У меня просто есть знакомый мальчик с диагнозом детская ШЗ.К сожалению,лет в 18 его родители вынуждены были отдать его в социнтернат,стал опасен. очень боюсь такого исхода.

Едиствннное,надеюсь только,вдруг ошиблись? не знаю,перечитала кучу всего,по симптомам у моей классический аутизм. вообще не вижу ничего на ШЗ похожее. Но врачи в стационаре хорошие,наверное им виднее.

Дилена,а на основании чего ему ставят ШЗ?ЕЕ Вам,кстати,подтверждают сейчас?у него есть основные симптомы именно ШЗ?

Еще так,просто интересно,почему я нигде не могу форума найти родителей детей с ШЗ? Аутистов ну оочень много,а ШЗ нет. Хотя судя по нашей больнице,у нас этот диагноз очень часто ставят. Еще,сейчас вспомнила, меня немного удивили слова лечащего врача, что в выписке она нам напишет более «мягкий» диагноз(какое-то там расстройство), но типа знайте, что это именно «вялотекущая детская шизофрения». а почему бы тогда не назвать сразу как есть?

Сообщения: 469
Зарегистрирован: 29-4-10
Откуда: Орёл
Пользователя нет на форуме

sv555, кстати, по МКБ искала расшифровку нашего диагноза(который, кстати, в справках пишут), там получается шизофрения неустановленная. А так как был диагноз, таким до сих пор и остался. Поставили его в основном из-за страхов этих его и агрессии, думаю. Интеллект у нас в норме, во всяком случае до сих пор именно такое заключение психолог в диспансере писала. Общаться с людьми может, но проблемно. Если человек проявил интерес к тому, что нравится ему, то он его за друга считать будет и общение налаживается проще. В глаза чужим, правда, смотрит не часто. Аутичные черты я у него наблюдаю. Но они не очень сильные.
По поводу социнтерната — давайте не будем думать о плохом.. Сама себя уговариваю до сих пор. Нас в школу направляли, где класс КРО(VIIвид) набирали, так там рядом психдиспансер, где осуждённые содержатся, признанные психически нездоровыми. Показывали передачу про него как-то по ЦТ. Это была ещё одна из причин, по которой не хотелось в ту школу, суеверие это или просто понимала, что тяжело будет самой от мыслей дурных избавится, но как представлю сейчас, что 6 лет каждый день наблюдать это здание, так плохо становится. Да, у меня самой в голове тараканов хватает.
А форумы родителей детей с диагнозом и я уже давно искала и тоже не нашла. Находила форум взрослых людей, больных шизофренией, читала то, что они пишут. Не наш случай, они в стадии ремиссии знают, к чему стремиться, а у нас такого опыта нет. Именно про то, что детская шизофрения сложнее, и мне врач говорила. А я-то наивная, полагала до поры до времени, что раз детская, значит в лёгкой форме.

Дилена, а у него подростковый период ведь уже начался? это как-то сказывается на течении болезни? мне врач говорит просто, что все покажет подростковый период. а побочка от нейролептиков есть какая-то страшная? (начиталась, блин). У моей есть и страхи, и самоагрессия немного. Но больше-истерики, топотанье и психи чуть что, стереотипные игры с водой, куклами, дисками от мультиков. Ну вообще сколько читала здесь на форуме- у нас почти полный набор аутистических «тараканов» (у многих здесь очень похоже). а вот в глаза смотрит, играть с детьми не может совсем. А вот интеллект у нас снижен все-таки. тоже очень хочу найти форум именно родителей таких детей, узнать, что в динамике с ними происходит, чего нам ждать. Врачи меня совсем не обнадеживают
Скажите, а у него страхи были прямо необычные какие-то? Моей тоже говорят про страхи, но я каких-то серьезных необычных не помню у нее. да и сейчас что-то и не знаю чего-то, что б она прямо боялась. ну не берет утюг горячий ,к кипятку и огню боится подходить. но я сама ее этому учила.

Заслуженный участник

Сообщения: 534
Зарегистрирован: 26-3-08
Откуда: Кемерово
Пользователя нет на форуме

А это точно шизофрения? Врачи могут ошибаться. У меня есть несколько знакомых взрослых аутистов, у которых диагноз аутизм заменили на шизофрению (к сожалению, это обычна практика в нашей стране). Они не принимают нейролептиков, но их состояние достаточно стабильное до сих пор. Одному мальчику уже больше 20 лет, каким он был, таким и остался. Хотя врачи говорили, что без нейролептиков нельзя.
Я находила форум неплохой, называется «Шизофрения и Я» http://schizonet.ru/forum/

sv555, так всех детей учат, что кипяток, огонь и т.д. — это опасно. До сих пор мой ребёнок боится, тем более видел последствия пожара. Только остальные потом взрослеют и перестают бояться (если до этого боялись, не на всех ведь запреты действуют), а моего теперь от этого отучить сложно. Помню года в полтора мамы в пример моего ребёнка своим ставили:»Вон, смотри, мальчик с мамой за ручку ходит, а ты бегаешь» А я бы и рада была отпустить, так ведь не хотел, упасть боялся.
Я не знаю, насколько страхи необычны. Был период — боялись рекламу продуктов «Простоквашино»:»Там у Дяди Фёдора ресницы ТАКИЕ!» Необычные какие-то, неприятные для него, даже в магазин не заходил, если знал, что там рекламный плакат «Простоквашино» Собак, лающих за забором боимся, а вот проходящих мимо по своим делам — нет уже, страх прошёл. Вообще боится громких звуков, звук дверного звонка, тоже в их числе. От надписей, по его мнению, неправильно написанных отворачивается, пока мимо не проедем, пешком там не ходили, так что не знаю, как себя поведёт, если мимо идти придётся. Один дома не остаётся надолго, «а вдруг ко мне бандиты придут» Ну и в таком роде много чего.
А у вас какие страхи и как ведёт себя девочка?
Побочный эффект есть, конечно, снимаем при помощи корректора, а без препаратов мы не можем, сложно всё. Подростковый период полным ходом, сложнее стало, не только самоагрессия, окружающим близким тоже может достаться в сложный момент.

rozab ,спасибо, этот форум я видела, но там взрослые, мне интересно, когда именно с рождения или с раннего возраста якобы была ШЗ. У нас врачи предполагают именно это. А детская ШЗ, к сожалению, гораздо хуже. и дети к взрослому состоянию чаще всего сильно деградируют. Это говорят врачи. А в диагнозе я и сама сомневаюсь, врачи уверяют, что смотрели несколько человек и вроде, уверены. В общем, поживем-увидим. Я так думаю, что время покажет, правы они или нет. нам уже столько разных врачей ставили разные диагнозы-голова кругом идет. и все со 100% гарантией.

Дилена, ну вообще по страхам да, есть немного похожего, но не совсем. Моя наоборот, долго маленькая носилась не разбирая дороги(не могла вбить ей в голову, что это опасно),лет до 5 вообще по-моему, ничего не боялась, приходилось самой немного пугать, реально опасно для нее-под машину, под качели неслась и тд. А вот сейчас есть страхи. собак боится тоже, боится шагов на лестнице, спрашивает «это не баба-яга за мной идет?», дома тоже одна боится оставаться, да я и сама ее пока не оставляю. А так много чего не то, чтоб боится, а не любит и истерит. Ну парикмахеров не любит, учителей многих. орет,что не пойду, не хочу и тд. у нас больше не страхи, а протест сильный на все. И терпения ноль. Например, в магазине очередь даже из одного человека переждать не может. Да и вообще, если что втемяшится в голову-нужно сразу вынь да полож. Если в машине захотим есть или пить, все, нужно дать оччень быстро. Ну и все в таком духе. ну игры у нее странные- может пару часов ходить с куклой на разные голоса говорить, типа за себя и за нее. Диски от ДВД берет с изображениями мультяшных героев и играет с ними как с куклами, и говорит, говорит без остановки. когда сильно психует и я не выполняю ее требования-бьет себя по голове(за что получает по попе). Потом все вещи кладет строго на свои места (в ее понимании), перед сном проверит, что каждая игрушка была на месте, тапочки строго перпендикулярно кровати. Вот с этим сложно бороться не дай Бог, что передвину
Нейролептиков боюсь, но, видимо, придется пить, не сможем обойтись.

www.osoboedetstvo.ru