Шизофрения изображения

Замысел и постановка настоящего исследования обусловлены результатами предшествующих этапов работы лаборатории патопсихологии НИИ клинической психиатрии ВНЦПЗ АМН СССР.

В самом общем виде эти результаты можно сформулировать следующим образом. Наиболее общей и существенной характеристикой изменения познавательной деятельности при шизофрении является нарушение избирательности в структуре широкого круга познавательных процессов (20). Было также показано, что обнаруженное изменение познавательной деятельности не связано с нарастанием шизофренического процесса, а относится к предиспозиционным (предшествующим заболеванию) аномалиям психики. Обнаружились корреляции выраженности выявленной аномалии мышления с некоторыми преморбидными характерологическими особенностями. Это подкрепило тезис о том, что выявленная патология может быть компонентом более общего конституционального склада психики (19). Все это определило постановку вопроса о генезисе аномальных особенностей познавательных процессов, что привело к необходимости построения исследования в плане онтогенетического изучения формирования этой аномалии.

Исходя из того, что данная аномалия познавательной деятельности связана с определенным психическим складом личности, мы избрали объектом исследования контингент детей, характеризующихся в первую очередь шизоидными чертами психики, такими как трудности установления эмоциональных контактов с окружающими, трудности общения. Для исследуемых детей был характерен дизонтогенез психического развития искаженного типа: на фоне соответствующего возрасту или опережающего интеллектуального и речевого развития у них отмечалось недостаточное развитие практических навыков, плохая адаптация к новым условиям, черты необычности и чудаковатости в поведении, речи и мышлении.

Характерной чертой психического развития этих детей является отсутствие у них ролевых игр. Ни на одном возрастном этапе они не играли со сверстниками в сюжетные игры, не принимали социальных ролей, не воспроизводили в играх ситуации, отражающие реальные жизненные межличностные отношения (профессиональные, семейные и т. д.). Они, как правило, играли в одиночку и не включали в свои игры других детей. Содержание таких артистических игр было необычным.

Увлечения детей, характеризующихся указанными чертами психики, в большинстве своем односторонни: любят перечитывать одни и те же книги, прослушивать одни и те же пластинки, коллекционировать однообразные предметы. Некоторые любят рисовать, лепить, увлекаются резьбой по дереву, но продукты их творчества, как правило, однообразны. Часто это оторванные от действительности бессодержательные увлечения: сочинение бессмысленных стихов, «чтение» книг на непонятном языке, вычерчивание схем и маршрутов вымышленных городов и т. д. Иногда их увлечения связаны с продуктивной деятельностью: рано проявляющийся интерес к цифрам и буквам, а в дальнейшем — интерес к математике и изучению иностранных языков, к шахматной игре, к музыке и т. д. Обращает на себя внимание, что круг склонностей и интересов, характеризующий изучаемую категорию лиц, относительно узок. Можно полагать, что он ограничен развитием односторонних способностей, которые могут порой достигать достаточно высокого уровня. Но эти дети не производят впечатление ярких многосторонних индивидуальностей.

Указанные черты психического склада широко отмечаются в качестве характерных как для психического развития лиц шизоидного круга, так и больных малопрогредиентными формами шизофрении с относительно благоприятным течением процесса (3, 5, 12, 22, 24, 26, 27). В целях исследования мы сочли возможным объединение в одну экспериментальную группу шизоидных психопатов и больных малопрогредиентной шизофренией по наличию указанных (конституционально обусловленных) шизоидных черт характера. При этом мы отдаем себе отчет в неоднородности этих групп по ряду клинических характеристик, принимая во внимание то обстоятельство, что эти клинические особенности (по данным наших исследований) не оказывают решающего влияния на развитие изучаемых нами аспектов психической деятельности.

Экспериментально-психологические исследования особенностей психического развития детей с частично сходными особенностями психики в основном ведутся в рамках синдрома раннего детского аутизма, описанного Каннером (30), п касаются прежде всего детей с выраженными чертами задержки психического развития. Большинство авторов отмечает в качестве специфической характеристики синдрома аутизма глубокий познавательный дефицит. Одни авторы главной характеристикой когнитивного дефицита считают патологию речи (31), другие приходят к заключению, что основной познавательный дефицит аутистических детей не в собственно речевой недостаточности, а скорее в основе тех процессов, которые необходимы для развития репрезентативной и символической систем (28).

Rutter особо подчеркивает то обстоятельство, что синдром аутизма отмечается у детей с разным уровнем интеллекта, а эти дети различаются между собой по ряду характеристик. Дети с задержкой психического развития обнаруживают широкий познавательный дефицит, в то время как дети с высоким интеллектом испытывают затруднения главным образом в вербальных заданиях. Аутистические дети с задержкой развития обнаруживают более тяжелое нарушение социального приспособления.

Отношение синдрома раннего детского аутизма к шизофрении разными авторами трактуется по-разному (4, 6, 10, 11). Ряд экспериментально-психологических исследований, проводимых в нашей стране, посвящен проблеме дизонтогенеза при разных психических заболеваниях, в том числе и при шизофрении. В работах М. П. Кононовой (13) подчеркивается особая неравномерность нарушения интеллектуальной деятельности у детей, больных шизофренией: трудности выполнения заданий наглядно-конкретного характера при достаточной сохранности вербального мышления и склонности этих больных к отвлеченным суждениям. В работах В. В. Лебединского и др. (14, 16) было показано, что у детей, больных рано начавшейся шизофренией, характеризующихся выраженными чертами аутизма, затруднено овладение орудийными функциями предметов, т. е. у них страдает та сторона психического развития, которая в первую очередь связана с развитием социальных контактов и с усвоением социального опыта. Авторами этих исследований особо подчеркивается асинхронный характер формирования различных сфер психической деятельности у детей, больных шизофренией: гипертрофированное развитие абстрактных понятий и их недостаточное организующее влияние на формирование перцептивных обобщений.

Даже небольшой перечень приведенных здесь экспериментально-психологических исследований свидетельствует о разнообразии подходов к изучению проблемы нарушения познавательных процессов у детей с выраженными чертами аутизма. Общей чертой всех рассмотренных работ является то, что ни в одной из них не ставилась специальная задача изучения патологического развития психической деятельности. Постановка такой задачи требует рассмотрения этой проблемы в возрастном, онтогенетическом аспекте. Вне такого рассмотрения любая конкретная задача исследования нарушения психического развития едва ли выполнима.

Формирование избирательности познавательной деятельности, являющееся объектом нашего анализа, существенно определяется характером усвоения ребенком социального опыта. Это усвоение происходит в процессе формирования основных видов деятельности — игровой и учебной, в системе развития эмоций, потребностей и мотиваций, интересов и направленности личности.

Сформулированная выше общая проблема исследования была конкретизирована постановкой нескольких взаимосвязанных задач:

1) На каких из изученных нами возрастных этапах выявляется аномалия избирательности познавательной деятельности;

2) Какова связь аномалии развития данного аспекта познавательной деятельности с развитием других ее сторон, с уровнем развития мыслительных операций и перцептивных действий;

3) О соотношении формирования особенностей восприятия и мышления.

В целях исследования нами был разработан комплекс экспериментально-психологических методик, позволяющий соотнести на разных возрастных этапах существенные аспекты познавательной деятельности. Для исследования мышления: 1) уровень развития мыслительных операций и 2) уровень избирательности актуализации знаний. Для изучения восприятия: 1) уровень развития перцептивных действий, 2) уровень развития избирательности восприятия. Часть материалов по этой тематике была изложена в предыдущих работах авторов (1, 2, 9, 18).

В настоящее исследование было включено 155 детей в возрасте от 5 до 14 лет, наблюдавшихся в 1-м клиническом отделении Института клинической психиатрии ВНЦПЗ АМН СССР . Части из них был поставлен диагноз: шизофрения с малопрогредиентным течением процесса. Во многих случаях дифференциальная диагностика (шизоидная психопатия — малопрогредиентная шизофрения) вызывала значительные трудности. Части был поставлен диагноз шизоидная психопатия.

Исследованные больные были разделены на 4 возрастные группы: дошкольников 5—6 лет (35 чел.), младших школьников 7— 8 лет (35 чел.), 9—11 лет (40 чел.) и подростков 11 —14 лет (45 чел.). Исследование проводилось в сопоставлении с соответствующими возрастными группами здоровых детей из детских садов и учащихся московских школ (200 чел.).

Для определения уровня формирования мыслительных операций нами был модифицирован ряд методик, разработанных для изучения психического развития ребенка школой Ж. Пиаже (21).

Одна из них — методика на «пересечение классов», требующая понимания принадлежности предмета одновременно к нескольким пересекающимся классам. Она направлена на определение уровня сформированности операции включения в класс как показателя перехода на уровень конкретных операций в развитии мышления. Задача заключалась в следующем: ребенку предъявлялось два ряда карточек (по 4 в каждом ряду) с изображением на них отдельных предметов. На карточках первого ряда были изображены одинаковые по форме, но различающиеся по цвету листья дуба, на карточках второго ряда — одинаковые по цвету разные предметы (дом, ключ, лопата, зонтик — все зеленого цвета). На пересечении указанных двух рядов помещалась пустая карточка. От испытуемого требовалось назвать предмет, который занимал бы промежуточное положение между двумя рядами, т. е. предмет, объединяющий общие свойства обоих рядов. Искомый предмет — зеленый лист — имеет общее свойство (форму) с предметами первого ряда и сходен с предметами второго ряда по цвету. Приведенные данные свидетельствуют о том, что с возрастом повышается уровень обобщения указанных признаков в обеих сопоставляемых группах. Об этом свидетельствует увеличение числа самостоятельных решений и, соответственно, уменьшение с возрастом числа испытуемых в обеих группах, у которых так и не удалось сформировать в процессе эксперимента операций, необходимых для решения задачи. Существенная закономерность заключается в том, что дети, больные шизофренией, стойко опережают здоровых сверстников на всех возрастных этапах по уровню развития обобщения.

В качестве задачи, требующей абстрагирования и обобщения формальных признаков, нами была использована задача на свободную классификацию геометрических фигур. Выбор оснований для классификации был ограничен тремя наглядно изображенными и играющими роль различительных признаками — цветом, формой и величиной. Главными критериями для оценки операционного уровня выполнения задания были умение произвести классификацию на основании нескольких признаков при наличии операционной схемы действия, которая реализовалась в способности испытуемых решить задачу. Результаты сопоставления группы больных шизофренией и группы здоровых в возрастном аспекте по указанному показателю представлены в таблице 1.

Таблица 1 Результаты классификации геометрических фигур

www.psychiatry.ru

Шизофрения изображения

Здесь я хочу коснуться темы одержимости и шизофрении. Это очень похожие по своему «внешнему виду» проблемы, но разные в своей сути. Одержимость очень похожа на шизофрению. А шизофрения, в свою очередь, похожа на одержимость.

Давайте разбираться, ибо это на самом деле важно, так как правильный диагноз — это 50% результата. Не дай Бог встретиться ни с одним, ни с другим, но если не дай Бог, то надеюсь, мои «писания» и мысли могут оказаться полезными.
За время своей практики я вывел правило — «50% одержимых — шизофреники, 50% шизофреников — одержимые».
Немного вводных данных, определений и теории.
Одержимость — это полное и всеобъемлющее подчинение разума человека чему-то, действующему с целью причинения зла — человеку или окружающим. Другое название — бесноватость.
К симптомам одержимости относят:

неадекватное и несвойственное ранее поведение,
припадки — буйства, истерии, плаксивости, паники, страха,
речь от другого лица (часто — другими голосами, с другими интонациями и стилистическими особенностями),
агрессия (желание и намерение причинить вред другим) или аутоагрессиия (желание и намерение причинить вред себе, вплоть до самоубийства),
судороги, конвульсии, эпилептические припадки без «эпи-синдрома»,
потеря контроля над телом,
агрессивное или паническое отношение к церкви, молитве, религиозным символам,
психические расстройства — галлюцинации, бред, расщепление личности, психоз, измененные и трансовые состояния сознания,
«голоса», дающие команды и управляющие поведением,
снижение или повышение болевой чувствительности, фантомные боли,
резкие, непредсказуемые и необъяснимые нарушения физиологических показателей — уровень силы, вес, температура тела, давление, сердечный ритм, потливость, прочее.

Что же есть по сути «одержимость»? Это проникновение в энергетическое тело человека сущности, которая по уровню своей энергетики превосходит уровень энергетики человека, и тем самым — будучи сильнее, подавляет разум, сознание, волю человека, делая его управляемой «марионеткой».
Какой сущности? А тут — «дремучий лес». Это может быть и самостоятельные, мыслящие астральные сущности, которых называют «бесы» и «демоны». Это может быть дух мертвого человека — «астральный покойник». Это может быть дух живого человека — ведьмы, колдуна, экстрасенса — кто вызвался вредить жертве.
А как они, эти разные «сущности», получают контроль над человеком, делая его одержимым? Все просто. Как говорил Ленин — «Сперва надо захватывать телефон, телеграф, почту, вокзалы». то есть — поставить под свой контроль все самые важные центры «самоуправления».
Принцип диффузии. Проникновение чужой энергетики в «родную» энергетику человека, ее последующее слияние, потом — концентрация чужой энергии.
И далее — кто сильнее, тот и победил. Превосходя энергетически внутренний потенциал человека, сущность «подавляет» энергетические центры человека — его чакры, проникает в тонкие тела человека, и переподчиняет себе эти центры, как хакер — узлы связи в электронных сетях. Получение прав администратора сознания.
И тем самым, получив контроль над сознанием, и получив право заявить свое «я», сущность начинает давать команды (а точнее — энергетические импульсы) в тонкие тела, в энергетические центры (чакры). И уже оттуда — в нервные центры и сознание.
А сознание и «Я» человека — связывается «по рукам и ногам». Человек заблокирован внутри себя. А его «дергают» за руки-ноги, мозги и язык. Человек стал «аватаром» для сущности, которая стала его хозяином.
А психика жертвы получает «вирусную атаку», из-за чего может «выключиться» или даже просто «перегореть», и потерять свои функции защиты и амортизации. И поведение одержимого почти всегда очень и очень похоже на поведение психа. И что характерно — безотчетно для самого человека. Он часто и не вспомнит то, как он себя вел, что говорил и делал. Или же — это для него будет «за пеленой тумана»
А теперь посмотрим на признаки шизофрении. О том, что из себя представляет эта болезнь, особо расписывать не буду. На специализированных сайтах об этом можно прочитать детально и подробно.
Итак:

бред,
расстройство мышления, нарушение логики мышления,
нарушения восприятия действительности, пространства,
галлюцинации, в том числе и слуховые (пресловутые «голоса»),
психоз,
ощущение «чужих мыслей в своей голове», или «похищение» своих мыслей,
бред воздействия со стороны внешних сил (преследование маньяками, киллерами, отравителями, спецслужбами, шпионами, инопланетянами, соседями, «облучение» космическими лучами, прочее),
бред «овладения» — ощущение, что в голове, в теле, в отдельных конечностях что-то «сидит» и управляет,
зацикленность поведения,
навязчивые мысли,
приступы эйфории,
перепады гипервозбуждения и апатии,
«выпадение» из социальной жизни,
«беседы» чужих людей в голове,
нарушение ритма и длительности периодов сна и активности.

Вот. найдены какие-либо параллели? В обоих случаях — «голоса», бред, треснутая психика, галлюцинации, «чужие» мысли, психоз. Много, заметьте, общих пунктов.
И, к слову сказать о параллелях и разнице с одержимостью — часто при шизофрении, если «в меня кто-то, что-то вселилось!», то в психиатрии это носит название «демонопатия».
Только фокус в том, что «истинные» одержимые редко сразу осознают, что в них «кто-то, что-то», а при «демонопатии» — тема может включиться спонтанно и быстро.
Очень похожи две проблемы друг на друга. Да, есть и разница.
Шизофрения может созревать годами, и с затуханиями и обострениями длиться годами, а одержимость может «добить» жертву быстро.
Есть еще разница. Шизофреник может оставаться хотя бы частично цельным, как-то помня и осознавая себя как личность, одержимый же — «становится другим человеком», а личность жертвы может упоминаться в третьем роде.
Есть и общее. И одержимые, и шизофреники в какой-то степени реагируют и на лечение энергетическими методами, и на лечение медикаментозное. И то, и другое дает либо облегчение, либо — полноценный результат.
Почему и каким образом?
Случай одержимости.
Метод энергетический. Именно он есть самый результативный. На энергетику сущности оказывается воздействие энергетикой извне, допустим — со стороны специалиста-биоэнергетика. И снова, кто сильнее — тот и победил. Как сущность захватила жертву, будучи сильнее, так и специалист «изгонит» сущность, будучи сильнее. Происходит ослабление и отделение энергетики сущности от тонких тел жертвы, и как итог — уход негативной сущности, которая лишена сил «царствовать».
Метод медикаментозный. Эффект улучшения. Как сказать, улучшения. Психотропы и нейролептики затормозят и усыпят нервные центры, через которые проходят энергетические импульсы. Это снизит активность психики, и по цепной реакции — «усыпят-затормозят» сущность. Сущность останется, но она будет сонной, «тормознутой». Но только пройдет действие лекарств — и «на арене все те же». Но эта ослабленность позволяет лучше отработать энергетическими методами. Но, медикаментами и «дурдомом» одержимость не побороть.
Случай шизофрении.
Метод энергетический. Здесь может быть эффект улучшения. До какой степени? От 10% до полного излечения, (увы, но очень редкий эффект полного излечения). Но этот путь очень долог. Эффект зависит как от длительности лечения, так и от силы специалиста-биоэнергетика.
Как я писал ранее в других статьях— у любой болезни есть энергетический очаг. А биоэнергетик «изымает» из этого очага патогенную энергию, что и дает эффект облегчения-ослабления. Но «корень» болезни, зачастую, найти и разбить очень сложно. И двух, и пяти, и десяти сеансов может быть недостаточно.
Да и люди, проявившие желание отработать такими методами, в 90% случаев теряют терпение, ибо «хочу быстро-быстро-быстро!», и часто сами склонны «указывать», как их и от чего «лечить».
Метод медикаментозный. Все-таки, более быстрый, эффективный, результативный. Да, забыл сказать — не в «советских дурдомах», коими являются 99,99% всех психиатрических клиник бывшего СССР. Правильный подбор медикаментов и психотерапия, даст больший и быстрый эффект, чем биоэнергетика в чистом виде. Да, к тому же, если доктор сказал «НАДО!», значит надо, хоть и не хочешь, а перед нетрадиционным специалистом можно и покапризничать, ведь «мы натуры, все как один тонкие, ранимые, чувствительные». И нетерпеливые.
И те же пресловутые голоса, которые есть и тут, и там. И галлюцинации, и «чужие мысли», и прочие общие симптомы вносят столько путаницы, что одно от другого разделить трудно.
К тому же, обывательски-кухонный подход людей, в чьих семьях «завелся» то ли шизофреник, то ли одержимый, не позволит должным образом определить четко, что это. И ведут — шизофреника в церковь, ибо «вдруг ему сделано», а одержимого — в «дурдом».
А шизофренику от церкви и водички святой — ни холодно, ни жарко. Хотя нет, особо мнительные и внушаемые шизофреники могут «поиграть» с вами и с батюшками, и с бабками в «одержимость» и экзорцизм. А настоящего одержимого будет «крутить» и в дурдоме, и в космосе.
А врачи и одного, и другого запишут строго и безоговорочно, в шизофреники, и будут «укатывать» по одной и той же схеме. И будут долго чесать умно-лысые головы над одержимым — чего ж пациента литры галоперидола не берут? И не возьмут. И в «дурдомах» — на каждого шизофреника приходится по одержимому.
Так что на самом деле — тонкая и часто непонятная грань между этими двумя проблемами. Куда бежать-то?
Многим родственникам стыдно принять тяжелый, «расстрельный» факт шизофрении, и будут они пациента таскать годами по «бабкам», отрицая, избегая, запрещая думать, что это — «Шизофрения. Как! Не может быть! Только не это!! Ему сделано! Надо вычитать! А голоса — это бесы!».
И скажи таким в лоб, что увы, это шизофрения, идите к психиатру, — обидятся, плюнут, и пойдут искать «бабку посильнее». Что у меня и было. А теперь, если «поехавшая крыша» — это именно шизофрения, а не одержимость — то я не берусь за это.
Поэтому, если мне говорят или пишут о «голосах», то я сразу говорю — сначала к психиатру. И пусть в меня плюются, и на меня обижаются, сколько хотят.
А пока «бабки-бабки-бабки», то все меньше от вашего пациента останется. А приняв тяжелый факт именно болезни, чем быстрее обратиться к психиатру, тем больший % личности и «мозгов» можно спасти у человека.
Подобное верно и для одержимости. Чем быстрее обратиться к специалисту, тем меньше пациента «съест» сущность.
Не будет в ее руках жертва роботом-киллером (но и такое редко бывает). Задача сущности проще — в конце концов «сожрать» энергетически жертву, да и поразвлекать себя, «покошмарив» близких. Иногда — доведя до самоубийства, если жертва надоела сущности.
А как же быть? Делать же что-то надо? Ведь тут и под микроскопом не различишь, где одно, где другое.
Можно различить, и достаточно просто. Если вы лечите шизофрению, а она не лечится — это одержимость. Если вы лечите одержимость, а она не лечится — это шизофрения.
Одержимого при вычитках, при чтении молитв, при энергетических нагрузках начнет «крутить», и сущность будет беситься, сопротивляться.
А вот шизофренику все это — как с гуся вода. Если он, конечно, не симулирует — а то вдруг, от скуки, или «за компанию» тоже решит подыграть.
Не прошли «голоса» после НОРМАЛЬНОГО психиатра с ПРАВИЛЬНЫМИ таблетками — тогда к «бабке». Не прошли «голоса» после церкви, вычитки и энергетической чистки — тогда к психиатру.
Такими вещами не нужно шутить. Если даже очень-преочень не хочется верить в шизофрению, даже если ее и нет — то увы, без посещения психиатра не обойтись.
Вот так и стоит смотреть на ситуации запутанности — что же это именно такое, и как быть с этим. Даже мне иногда сложно сразу разобраться. Для этого надо сначала «вытащить» из пациента максимум негативной энергии, и только потом видно — это энергия болезни, или энергетика сущности. Ибо ошибка будет стоит дорого.
И то, и другое лечится. Но главное — выбрать правильный метод для правильного диагноза.

Методы самостоятельной работы с негативом можно найти в разделе «Работа с негативом»

www.power911.ru

Шизофрения

Шизофрения Править

Шизофрения — психическое заболевание, характеризующееся множеством симптомов, затрагивающих мышление, восприятие, эмоции и волю. В индустриальных странах частота заболевания составляет 15 новых случаев на 100 тыс. населения в год. Распространенность — 0,5-1%, повышается до 2,8% в некоторых областях (например, в Северной Швеции).

Шизофрения чаще развивается у людей в 15-45-летнем возрасте, но это может произойти перед периодом половой зрелости или в седьмом или восьмом десятилетии. Типичный возраст манифестации заболевания у мужчин — 23-28 лет и у женщин — 28-32 года. Увеличивается заболеваемость среди людей, живущих в городах и поселениях иммигрантов и среди низких социальных слоев населения. Это, вероятно, связано с тем, что пациенты «дрейфуют» вниз по социальной лестнице и их болезнь в течение некоторого периода времени не проявляется.

Яркие признаки шизофрении — бред, галлюцинации, нарушения процессов мышления и пассивность

Предклиническое состояние часто описывают как эмоциональную и социальную отстраненность. Такие люди имеют немного друзей, часто холодны, замкнуты и занимаются уединенной работой. Их поведение может быть эксцентрично, они безразличны к похвале или критике. Люди с шизофренией постепенно становятся все более изолированными и сосредоточенными на себе, у них появляются новые интересы, далекие от семьи и друзей. Больные шизофренией, как правило, терпят неудачу в работе или учебе. Шизофрения — медленное и коварное заболевание, которое длится неделями и годами, но в итоге прогрессирует, появляются явные признаки болезни. Симптомы обычно включают бред, галлюцинации, нарушения процессов мышления и пассивность. Кроме того, может присутствовать формальное мышление, неуместное поведение и патологические двигательные признаки, которые обычно называют кататоническими симптомами.

Бред — ложное личное мнение, поддержанное абсолютным убеждением

Бред — это вера в заблуждения вопреки нормальной культуре человека, несмотря на то, что каждый еще верит в доказательства от обратного. Бред доминирует над точкой зрения индивидуума и поведением. Бредовые идеи — нарушения, в которых заблуждение является очевидным, а галлюцинации и ненормальные мысли неопределенны или отсутствуют.

Галлюцинации — ложное восприятие в отсутствие реального внешнего стимула

Галлюцинации воспринимаются как реальность и не подчинены сознательным воздействиям. Галлюцинации при шизофрении различны и могут вовлекать любую из сенсорных модальностей. Наиболее часты слуховые галлюцинации в виде голосов

(у 60-70% пациентов с диагнозом «шизофрения»). Зрительные галлюцинации присутствуют у

10% пациентов, но возможно и органическое нарушение. Обонятельные галлюцинации наиболее часты при височно-долевой эпилепсии, чем при шизофрении. Осязательные (тактильные) галлюцинации пациенты, вероятно, испытывают чаще, чем об этом сообщают. Ни один из видов галлюцинаций не является специфичным для шизофрении, но их продолжительность и интенсивность важны для диагностики.

Отчуждение мысли и спутанность сознания при шизофрении обычны

Отчуждение мысли при шизофрении — это нарушения мыслительной деятельности. У пациента присутствует ощущение, что его мысли находятся под управлением извне или что другие участвуют в его размышлении. Также характерны нарушения формы мышления; в результате трудно следить за речью пациента: она несвязна и не имеет никакой логической последовательности.

Кататонические симптомы могут встречаться при любой форме шизофрении

Кататонические симптомы являются главным двигательным симптомом, встречающимся при любой форме шизофрении:

  • автоматизмы (чередование противоположных движений);
  • эхопраксия (эхокинезия) (автоматическая имитация движений другого человека);
  • стереотипия (постоянно повторяемые компоненты движения или речи, которые не целенаправлены);
    • негативизм (немотивированное сопротивление внешним воздействиям, которые будут совершены или выполнены противоположно сказанному);
    • позирование (принятие неподходящих поз или причудливого положения тела в течение существенного периода времени);
    • «восковая гибкость» (части тела могут оставаться неподвижными в течение длительных периодов времени).
    • Дифференциальная диагностика острой шизофрении включает другие психические заболевания и органические расстройства

      Дифференциальную диагностику острой шизофрении проводят с другими психическими болезнями: шизофреноподобное расстройство, шизоаффективное расстройство, биполярное эмоциональное расстройство, параноидальный психоз и психотическая депрессия. Должны быть исключены некоторые органические причины, включая психоз, индуцированный лекарством/веществом, раннюю деменцию, некоторые формы эпилепсии, эндокринную патологию, инфекции, метаболические нарушения, системную красную волчанку и длительные осложнения травмы черепа.

      У 50-65% пациентов с острой шизофренией развивается хроническая шизофрения

      Симптомы острой шизофрении, названные позитивными симптомами шизофрении, характерны для острой стадии болезни. При хронической шизофрении некоторые яркие позитивные симптомы могут остаться, но преобладают негативные симптомы шизофрении:

    • бедность речи (ограничение в количестве спонтанной речи и в информации, содержащейся в самой речи; алогия);
    • сглаживание эмоциональной реакции (ограничение в выражении эмоций);
    • ангедония — замкнутость (неспособность испытывать удовольствие, радость, ограничение социальных контактов и социальная отстраненность);
    • безволие — апатия (уменьшение работоспособности, энергии и интереса);
  • ухудшение внимания (невнимательность на работе и в беседе).
  • Некоторые из этих симптомов могут также встречаться как часть яркого психического эпизода. Их присутствие связано с плохим прогнозом, слабым реагированием на нейролептики, бедным преморбидным фоном, ухудшением познавательной деятельности и атрофическими изменениями при компьютерной томографии.

    Четыре главных исхода диагностированной шизофрении

    Исходом шизофрении могут быть следующие состояния:

  • болезнь разрешается полностью после лечения или без терапии и никогда не возвращается (вариант А, 10-20% пациентов);
  • болезнь возвращается неоднократно с полным восстановлением каждый раз (вариант В, 30-35% пациентов);
  • болезнь возвращается неоднократно, но восстановление неполное, и постоянное дефектное состояние становится более явным с каждым последующим повторением (вариант С, 30-35% пациентов);
  • болезнь быстро прогрессирует (вариант D, 10-20% пациентов).
  • Есть некоторые разногласия по поводу эффекта длительного курса лечения острой шизофрении на прогноз болезни. 55% людей с шизофренией ведут обычный образ жизни и работают.

    Факторы, свидетельствующие о плохом прогнозе: раннее начало заболевания, резкое начало, отсутствие заметного эмоционального компонента, отсутствие отчетливого улучшения, наследственный характер шизофрении, бедная предклиническая картина, заторможенность или растерянность, низкий IQ, низкий социальный статус, социальная изоляция и предыдущая психиатрическая история. Противоположные факторы обычно указывают на лучший прогноз.

    Тенденция развития шизофрении — генетическая предрасположенность

    Способ передачи заболевания остается неясным, вероятно, он полигенетический. Изучение близнецов показывает, что генетический вклад в шизофрению составляет

    Нейромедиаторы дофамин, 5-НТ, ГАМК и глутамат могут быть вовлечены в развитие шизофрении

    Для объяснения шизофрении было выдвинуто множество гипотез на уровне нейромедиаторов мозга. Значительное внимание получила гипотеза о роли избытка дофамина в различных областях мозга. Хотя многие антипсихотические средства блокируют дофаминовые рецепторы, особенно D2 и D2-подобные, современные исследования далеки от первичности рецептор-обусловленной дофаминовой патологии при шизофрении. Однако недавно стало ясно, что организм больных шизофренией высвобождает слишком много дофамина. Точные значения этого факта еще не ясны. К другим нейромедиаторам, которые могут играть роль при шизофрении, относят 5-НТ, ГАМК и глутамат.

    Лечение шизофрении и другой психической болезни с использованием антипсихотических нейролептиков

    Хлорпромазин и другие нейролептики приводят к общему улучшению динамики всех острых симптомов шизофрении, но эффективность препаратов при негативной шизофрении и их способность оказывать воздействие на течение и прогноз заболевания менее ясна. Предполагали, что терапевтический эффект «типичных» антипсихотических средств был связан с их способностью блокировать дофаминовые рецепторы (прежде всего D2) (рис. 8.29). Однако более новые «атипичные» антипсихотические средства (например, клозапин, оланзапин, кветиапин), которые имеют более низкий аффинитет к D2-рецептору, но клинически эффективнее, бросили вызов этой простой гипотезе.

    Рис. 8.29 Распределение дофаминовых рецепторов в мозге при шизофрении. Изображения однофотонной эмиссионной компьютерной томографии получены с использованием дофамин-02-лиганда 1[,231]-йодобензамина. (а) Стриарные дофаминовые рецепторы у пациента с нелеченой шизофренией, (б) Полная блокада рецепторов, показанных на (а), типичными антипсихотическими средствами, (в) Частичная блокада рецепторов, показанных на (а), равной эффективной дозой клозапина — атипического нейролептика [Institute of Nuclear Medicine, Middlesex Hospital, London, UK].

    Психическую болезнь обычно сначала лечат такими пероральными нейролептиками, как хлорпромазин (седативное действие), трифлуоперазин или галоперидол

    Дозы антипсихотических средств подбирают для устранения симптомов на период 4-6 нед, который необходим для проверки адекватной эффективности препарата. Некоторые специалисты рекомендуют атипичные нейролептики как средства первой линии, т.к. они в терапевтических дозах вызывают меньшее количество моторных побочных эффектов. Если лекарственное средство эффективно, его можно затем использовать как депо препарата; если пациент плохо поддается лечению, назначение лекарственного средства внутрь может быть продолжено. Если препарат неэффективен, то нужно апробировать альтернативный класс типичных антипсихотических средств. Если лечение все еще неэффективно, препарат необходимо заменить на атипичный нейролептик типа клозапина (35% пациентов не реагируют на классические нейролептики).

    Общий вывод: все острые эпизоды шизофрении нужно лечить антипсихотическими средствами и терапию следует продолжать в течение 1-2 лет, затем ее можно будет осторожно отменить.

    Большинство пациентов нуждается в поддерживающей терапии после острого психотического эпизода

    Для поддерживающей терапии нужно использовать самую низкую возможную дозу антипсихотического средства. При хронической шизофрении нейролептики используют для предотвращения дальнейших острых эпизодов. Хотя большинство исследований выявляет намного большую частоту рецидивов у пациентов, лечение которых было прекращено, некоторые исследования не показали различий между препаратом и плацебо. При отмене препарата рецидив происходит у 16-25% пациентов.

    m.sportwiki.to