Шизофрения признак гениальности

Шизофрения признак гениальности

КТО СОЗДАЛ НАШ БЕЗУМНЫЙ МИР?

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ГЕНИЕМ?

Вселенная существует миллиарды лет, а «человек разумный» — несколько десятков тысяч. За это мгновение мы успели создать самую разрушительную силу во Вселенной — водородную бомбу, способную уничтожить наш мир с его ракетами, небоскребами, компьютерными сетями и телевизионными снами. Человечество оказалось на грани самоуничтожения. Разве такой мир не стоит назвать безумным? Но кто создал такой нашу цивилизацию?

Все, что окружает нас, создано невероятным прорывом их разума. Мы должны быть им благодарны за то, что не сидим в пещерах у костра. Фанатичный труд, самоотречение и одиночество – их удел. За это их распинали на Голгофе, сжигали на кострах, в лучшем случае они погибали в нищете, сходя с ума. Создававшие эпохальные вещи, но не покушавшиеся на общепринятое, имели деньги, славу, почет, были творцами, но не гениями. Гении шли вопреки, предлагали безумные теории, решали нерешаемые задачи. Изгнание, болезни, одиночество, безумие и дети с диагнозом «идиотизм» — список их «наград». Мысль, что гениальность — безумие, приходила в головы еще древним грекам. Итальянский психиатр Ломброзо считал почти всех гениев шизофрениками. Но именно они создали наш мир. Так безумна ли наша цивилизация, и куда мы идем?
Мир, таков, какой он есть, создан их «безумными» теориями, однако, безумными их считали те, кому не дано озарение свыше, возможность вырваться за пределы узкой парадигмы. Но самые безумные теории созданы самыми светлыми умами. Однако, не все с этим согласны.

Вундеркинд редко становится гением. Сколько победителей математических олимпиад, поступив в МГУ, к третьему курсу попадали в психушку! Рассказывают, что математик академик Александров в школе по математике получал двойки. Леонардо да Винчи за пятьсот лет до появления первого самолета начертил его схему, но с детства и до конца дней ему не давалась обыкновенная латынь. Гении не вписываются в школьные понятия, их мышление не поддается логике. Они решают задачи по-своему, получают двойки, а потом это «по-своему» становится новым словом в науке. Бывают исключения, когда вундеркинды становятся гениями, не понимая своей незаурядности. Когда в четыре года Моцарт написал первый концерт для клавесина, его отец воскликнул: «Этот концерт так труден, что его никто не сможет сыграть!», на что Моцарт ответил: «Глупости, папа! Его может сыграть даже ребенок. Например, я». Но если гения в детстве пытаются причесать под общую гребенку, он становится лишь талантом. Некоторым гениям повезло — ими не занимались родители. В семье Пушкиных дочь была любимицей отца, сын — любимцем матери. Александр до 9 лет жил сам по себе. После этого возраста гениальность выбить можно, лишь уничтожив гения.
Передается ли гениальность по наследству? В роду Бахов было 8 поколений музыкантов, из них 57 известных. Но только один гений. Ломброзо считал, что гений почти всегда шизофреник. Однако, шизофрения — наследственное заболевание, передающееся через поколение. Гениальность не передается по наследству никогда. Она вспыхивает неожиданно, часто у далеких от совершенства родителей. Отец Бетховена был алкоголиком, мать — ограниченной женщиной, умершей от туберкулеза. Леонардо да Винчи был незаконнорожденным ребенком глупой крестьянки и согрешившего с ней нотариуса. Дети гениев часто рождаются идиотами. У сына Эйнштейна врачи нашли шизофрению. Сам Эйнштейн на старости впал в безумие. После его смерти обнаружилось, что в его мозге отсутствует серое вещество — носитель интеллекта. Хотя обычно дети великих людей всегда предмет исследования историков, о шести сыновьях Нильса Бора и о семи детях Гейзенберга, двух великих физиков, информация скрывается. Сказанное не относится к детям великих созидателей. Речь идет о гениях, «взорвавших» мир.

Властители дум или полоумные маньяки?

Мысль, что гениальность – безумие, высказывал еще Платон, считавший ее «бредом, даруемым Богами». Наблюдая, как ведут себя пророки, впадая в транс, или как поэты, не замечая ничего вокруг себя, бормочут что-то невнятное, сочиняя стихи, древние греки говорили о «божественной болезни», которую боги посылают пророкам и поэтам. Они считали, что существует «гений», дух-хранитель. Он нашептывал поэтам их стихи, а философам их мудрость. Согласно легенде, Сократ вел долгие беседы со своим «гением», иногда при этом присутствовали его ученики и видели, как мудрец говорит с кем-то невидимым. Некоторые считали Сократа свихнувшимся чудаком. Но этот «городской сумасшедший» вошел в историю как один из самых мудрых людей человечества. Если ученые создавали все то, что мы видим вокруг, то философы, поэты, пророки определяли направление, куда идет человечество, говорили о морали, долге и подобных вещах. Воззрения идеолога французской революции Руссо определили характер Европы после того, как монархии стали меняться на республики. Современная Европа, одна из главных мировых сил – плод таких изменений. Но кто же такой Руссо? Глубоко больной человек. Он страдал маниакальными сдвигами в психике. Идеи Ницше о сверхчеловеке подтолкнули Гитлера к уничтожению миллионов людей «неполноценных» (по мнению нацистов) рас. Движущей силой этой самой кровавой бойни в истории был Адольф Гитлер, увлеченный оккультизмом человек с манией величия и серьезным психическим сдвигом, а его вдохновитель Ницше был психически ненормален. Кроме перечисленных «властителей дум», безумными были такие крупнейшие философы как Декарт, Платон, Шопенгауэр, Спенсер и другие. А среди крупнейших лидеров ненормальными признаны жестокие римские императоры Калигула и Нерон, император и завоеватель половины Европы Наполеон, страдавший маниями величия и преследования, бесноватый Муссолини. Но, заметим, речь здесь по большей части шла о философах и политиках, но не о технических гениях или творческих.

А теперь приготовьтесь к шоку. Мы привыкли считать Циолковского отцом ракетной техники. И все-таки справедливости ради следует сказать, что по сведениям академика Белоконя великий математик Николай Жуковский был убежден, что Циолковский был «психом». Ему мерещилось слово «рай» на небе. Он считал, что когда человек умирает, его атомы рассеиваются по вселенной, потом поселяются в другое существо, и начинается вторая жизнь. Если умершее существо было счастливым, значит, атомы счастливые, и жизнь нового существа будет счастливой. Если атомы несчастные — наоборот. Задача человечества — уничтожить всю несчастную жизнь на Земле. Циолковский описывает, кого убивать: «… больных, калек, слабоумных, несознательных. диких и домашних животных». Он писал: «Я получил нервное расстройство, такое сильное, что разучился бегать, и это отразилось на моих детях». Из шести его детей двое покончили жизнь самоубийством. Один всю жизнь хотел проколоть себе барабанную перепонку, чтобы стать таким же гениальным, как отец. В своих одиозных публикациях Салахутдинов сомневается в научном достоянии трудов Циолковского, однако, когда в начале двадцатых годов такие же сомнения возникли в советской прессе, Чижевский помог издать труды Циолковского, считая его своим учителем. Сомневаться в компетентности Чижевского было бы странным, сейчас он признан во всем мире как основоположник многих направлений науки, в частности, космобиологии. А основоположники отечественной ракетной техники академики Королев и Глушко считали Циолковского основателем космонавтики.

В XIX веке Карла Ясперса заинтересовал вопрос, может ли гений творить, когда мозг его уже разрушается, и с какого момента вместо творчества начнется бред? Ведь именно от этого зависит, расценивать ли наш мир как сгусток гениальных прозрений или как безумство? Гениальность и шизофрению Ясперс назвал «наиболее таинственными состояниями души». Шведский драматург Август Стринберг, по мнению Ясперса, впал в бред шизофрении. Он ставил опыты на себе, изучая манию преследования. Судить о том, в какие бездны погружается страдающее сознание, можно по его пронзительным книгам – «Исповедь безумца» и «Ад». Они настолько драматичны, что вошли в учебники по психиатрии. Но было ли это безумие? Стринбергу удалось заглянуть в неведомое, в другую реальность. Ясперс был уверен, что гений создает лучшие произведения только в начальный период шизофрении, когда распадающееся сознание открывает невероятные глубины. Затем идет полоса распада. Так ли это? Пройдя круги «Ада», Стринберг в течение пятнадцати лет творил, причем гениально! Ван Гог стал символом гениального художника с проклятием шизофрении. Психозом объясняется невероятное обилие его картин и его самоубийство. Поздний период творчества Ван Гога, по мнению Ясперса, — «мазня без формы». Однако, сейчас этот период признан самым талантливым. Вывод Ясперса: без шизофрении гениальность не может проявиться, но развитие болезни убивает творчество, в чем состоит трагедия гения.

В 1860-х годах профессор криминальной антропологии из Турина Ломброзо объяснил происхождение гениальности и шизофрении одинаковыми причинами. Составленный им список больных гениев включал Сократа, Савонаролу, Руссо, Наполеона, Шумана, Гоголя. В «пограничном состоянии» находились почти все известные люди. К мысли о том, что гениальность — разновидность шизофрении, Ломброзо привели странности гениев. У многих были отклонения в половой сфере. Микеланджело был холостым, и твердил, что искусство заменяет ему жену. Леонардо да Винчи любил мужчин. Ньютон умер девственником. Безумный Руссо страдал недержанием спермы, был крайне развратен, страдал манией величия, считая себя равным Богу, о чем свидетельствует такой факт. Он писал письма … лично Богу, и вместо того, чтобы отправить их по почте, что уже было бы нелепо, шел в церковь, клал их под алтарь собора. Неделями он вполне серьезно ждал ответа, считая себя равным Богу! Поскольку ответных писем он не получал, он заключил, что Бога нет. Холостыми были Шопенгауэр, Спиноза, Декарт, Лейбниц, Микеланжело, Гоголь, Лермонтов, Тургенев. Композитор Шуман к 46 годам потерял рассудок, выгнал из дому жену, его одолевали кошмары: ему казалось, что его преследуют говорящие столы и табуретки, превращавшиеся в чудовищ. В попытке покончить с собой он бросился в реку, но его спасли. После его смерти у него обнаружили атрофию мозга. Джонатан Свифт в порыве безумия призывал простолюдинов отдавать своих детей на мясо аристократам. Когда Архимед кричал знаменитое «Эврика!», он не только выскочил из ванны, но и выбежал голым на улицу. Кстати, самого Ломброзо «благодарные» ученики также приписали к списку «психов».

Чудачества тех, кто «сделал» двадцатый век

Среди тех творцов, кто определил техническое развитие в веке двадцатом, получившем название века НТР, немало ярких личностей, имевших проблемы с психическим здоровьем, или, по крайней мере, странности, чудачества. Хочется привести некоторые факты, которые сообщил мне академик В. А. Белоконь.
Врач Роберт Майер, живший в начале девятнадцатого века, открыл закон сохранения энергии. Без этого открытия были бы невозможно представить себе всю современную энергетику. Далее – по цепочке – не было бы большинства современных двигателей. Представьте себе мир без автомобилей, без атомных ледоколов, мир, замерший без коммуникаций и связи. Однако, сам творец страдал маниакальной депрессией, что не ставит под сомнение уровень его интеллекта.
Создатель основ электротехники Никола Тесла умер в нищете, изрекая «бредовые», как показалось современникам, идеи. Среди них была идея лазера, без которого также невозможно представить наш мир. Не говоря уже о лазерных дисках, ставших «наркотиками» для меломанов, лазерных компьютерных дисках с их удивительной информационной емкостью, стоит вспомнить использование лазерной техники в медицине, в космических отраслях, в военных технологиях. Между тем, бедняга последние годы своей жизни жил в гостинице, оплаченной на два года вперед, и при этом ни имел ни гроша. Доведенный до отчаяния нищетой, он даже позвонил в ФБР перед самой смертью, сообщив, что изобрел устройство, способное создать направленный электрический луч. Он хотел передать свое изобретение «компетентным органам» в надежде получить от правительства США какие-то средства к существованию. Однако, эти недалекие «соколы невидимого фронта» сочли его «психом» и его просьбу оставили без внимания. Когда к нему пришли примерно через неделю, в номере был найден давно остывший труп. По одной из версий, гений умер от голода. По слухам, это было дело рук ФБР. Между тем, Николу Теслу можно назвать одним из тех, кто «создал» двадцатый век. Трансформатор, созданный на основе разработок Теслы, присутствует в каждом телевизоре, на улицах городов мыв видим трансформаторные будки, привычно пользуемся дома электричеством, без которого весь мир сидел бы в потемках, при лучинах, а о промышленности не было бы речи и в помине.

Академик Сахаров отличался чудачествами, что было замечено его коллегами, работавшими вместе с ним в Сарове. Как-то у Андрея Дмитриевича отстала подошва ботинка, тогда он развязал один шнурок, и перевязал бантиком один ботинок вместе с подошвой. Говорят, что он даже салат ел подогретым, так как считал излишним тратить часть своей энергии на переваривание холодных блюд. Но разве эти чудачества – признак ненормальности? Нет. Скорее широты мышления, и отсутствия стереотипов в нем, что непонятно серому обывателю.

Один из отцов западного самолетостроения Говард Хьюз, создавший уже к 35 годам основные свои проекты, став миллионер, прослыл большим чудаком: он ходил голым, никогда не стригся и не брился, маниакально боялся инфекции и простуды, именно поэтому он всегда спал на операционном столе, чтобы в случае чего врачи успели сделать свое дело. Он отрастил очень длинные ногти. Боясь инфекции, перед тем, как заняться любовью с очередной своей пассией, которых у него было очень много, он заставлял ее сдавать анализ слюны и другие анализы. Одной из его возлюбленных, ощутивших всю прелесть такого подхода к медицине и любви, была Мерлин Монро. На основе одной из его разработок спустя годы создается в рамках секретного проекта для военных целей самый большой в мире самолет. Разработки Говарда Хьюза наряду с российскими проектами стали основой самолетов будущего поколения, самолетов XXI века.

Гений должен быть непризнан

Циолковский называл гением того, чье открытие признают не менее чем через двадцать пять лет после смерти автора. Циолковского считали сумасшедшим, его веру в то, что человечество построит в космосе города, признали бредом. Он умер в 1935 году. Через 25 лет Гагарин полетел в космос. Откуда приходят озарения? Гении часто во сне совершают открытия, нередко им их «диктуют» умершие гении. Менделеев во сне открыл таблицу элементов. Ко Ньютону решение большинства задач пришло во сне. Философ Кардано увидел сон, в котором Ньютон открыл всемирный закон тяготения, и сказал ему об этом, хотя понятия не имел, о чем идет речь. Спустя время Ньютон открыл этот закон. Паскаль во сне ставил опыты, наяву они привели к открытию. Шуман считал, что мелодии ему диктуют Бетховен и Мендельсон из своих могил.

Плата за прогресс

Прав ли Ломброзо, назвавший Огюста Конта сумасшедшим только потому, что тот считал: настанет время, когда оплодотворение женщины будет происходить без мужчин? Такое время настало. Прозрения Бэкона (XIII век) о создании судов без гребцов, колесниц без лошади, летательных аппаратов, подводных лодок уже реализованы, а в его время вызывали подозрения в сумасшествии автора. Безумной казалась идея Шлимана найти Трою, теория Чижевского о влиянии солнечной активности на ход истории. Теперь это признано наукой. Современные психологи считают, что Ломброзо ошибался. По статистике, из шести людей один — носитель гена шизофрении, распределенного равномерно среди всех народов. Среди гениев шизофреников не больше, чем среди остальных людей, но самые одаренные — носители гена шизофрении, а их дети шизофреники. Это цена прогресса. Ген шизофрении может не проявиться в течение жизни, у пяти процентов он становится болезнью, избранных делает гениями. И все-таки, гениальность – не болезнь, гений — не безумец. «Безумные» идеи рождаются в умнейших головах, а идеи, взрывающие привычный ход мысли, создали наш прекрасный мир.

Информация к размышлению:
1. Психически больными были 9 процентов современных лидеров, деятелей науки и искусства
2. 2 процента из них покончили жизнь самоубийством, 3 процента делали попытки
3. 25 процентов выдающихся поэтов имели психические отклонения

Психически больные:
1. Литераторы: Эдгар По, Бодлер, Верлен, Флобер, Достоевский, Гоголь, Хедерлин, Стринберг
2. Философы: Сократ, Декарт, Платон, Кант, Шопенгауэр, Спенсер, Ницше
3. Ученые: Паскаль, Ньютон, Фарадей, Эйнштейн, Дарвин, Циолковский
4. Композиторы: Глюк, Гендель, Моцарт, Шуман, Бетховен, Доницетти, Перголези
5. Политики: Наполеон, Гитлер, Сталин, Муссолини

Нормальными были: Спиноза, Бэкон, Галилей, Данте, Вольтер, Колумб, Маккиавелли, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Шекспир, Шиллер, Моцарт, Пушкин, Кант, Гете

www.anarhvrn.ru

Гениальность и сумасшествие: две стороны одной медали

Зачастую Гениальность и сумасшествие это единое целое. Сегодня мы поговорим именно об этом.

Наблюдающие за гениями со стороны и специалисты психологической, психиатрической сфер давно вынесли свой вердикт для большинства неординарных, умных, творческих личностей: их талант граничит, а у некоторых тесно переплетается с безумием.

Но как дела обстоят на самом деле? Все однажды слышали стереотипное мнение о том, что слишком оригинальные немного с приветом, а есть ли в действительно гении абсолютно психически здоровые? Давайте попробуем разобраться.

О гениях, гениальности

«Гениальность — наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых, уникальных творений»

«Гениальность (от лат. genius — «дух») — высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности, который реально проявляется в выдающихся научных открытиях или философских концепциях, технических или технологических изобретениях, социальных преобразованиях, создании художественных произведений, имеющих отдалённые последствия во многих областях культуры»

«Гениальность — удивительная, восхищающая окружающих способность человека творить, рождать новые идеи, находить верные решения»

Гении (выражаясь обыденным языком) — «не такие как все», выдающиеся, неординарные, креативные, творческие, сверходаренные люди . «Сгорают как кометы, озаряя своей новаторской энергией века..», — говорят о них.

Вожаки или отшельники, звезды или спрятавшиеся в раковины жемчужины, проживающие свою жизнь на одном вздохе, будто родились, чтобы взорваться ради освещения планеты или нелюдимые, при жизни отвергнутые всеми, заложники не только мира, но и своих чувств, мыслей…

Талант — это не гениальность, но для развития гениальности необходим талант , последнее — то, что невозможно купить, пересадить, взрастить, выпив пилюлю, это дар, который дается человеку кем-то свыше. Однако если человек талантливый не применит достаточное количество усилий, усердия, трудолюбия — гением ему не стать.

В какой-то момент люди талантливые и упорные, идущие по зову своего дара, становятся гениями (включается скрытый потенциал, открывается «второе дыхание» и т.д.), другие так и остаются среднестатистически талантливыми.

Характер, усердие при природном даре, пусть и не ярком — иногда больше, чем сногсшибательные способности. Люди, обладающие последним — нередко просто впадают в искушение того, что им все легко достанется, заболевают «звездной болезнью», а потом утрачивают так же, как и получили…

Напротив, бывает, что те, кто осознают, что они не «счастливчики», поцелованные природой — борются и за свое место под солнцем, счастье сами, и понимают, что особых дарований не имеют, а те, что есть — нужно развивать.

Сколько их, гениев с завораживающими вокальными данными, умопомрачительной красотой, «стихоплетным» даром — сразу после взлета улетали на той же скорости вниз? Сколько их спивалось, уходило в неизвестность? И сколько людей вроде бы не столь талантливых становились популярными именно благодаря своему трудолюбию?

Однако жизнь людей одаренных и не могущих жить без реализации своего таланта — сложна, часто трагична, несчастлива. Гениями быть — нынче модно. Родители, которые хотят из своего ребенка сделать гения — не понимают на что обрекают его: либо он станет тем, кем они хотят, но не сможет жить как обычные люди, либо он не станет им и всю жизнь проведет в неврозе и чувстве вины за то, что не оправдал надежд.

Гении красивы, интересны со стороны… безумство, что граничит с одаренностью — часто делает человека несчастным . Поэтому, слава Богу, что многие из нас — самые обычные люди, и не стоит мечтать о том, чего человек не понимает.

И дар, все-таки, хоть дается от природы, выбрать плюс или минус, то есть воплотить его через добро или зло — решает сам человек.

Что откуда приходит, как в человеке появляется и проявляется искра дарования — для многих тайна.. Мы сами о себе слишком мало знаем, а о других и того меньше…

«Все гениальное просто» — увековеченный афоризм. К этому приходили многие одаренные личности, прошедшие лабиринты и дебри глубин творчества в надежде найти какое-то грандиозное, неординарное решение. Но есть труды, которые сложны до невозможности, но именно от этой их многозначительности, нестандартности зрители, читатели, слушатели находят в них родные себе и совершенно незнакомые мотивы.

О гениях, исследованиях, интересных фактах в программе «Диагноз: гений»:

Гении с «приветом»

Практически обо всех людях, как-то значительно повлиявших на судьбу человечества говорят, что они либо «чуть-чуть необычные», чудаковатые, либо абсолютные безумцы.

По достоверным данным известно, что из популярных личностей:

У Людвига Ван Бетховена было биполярное аффективное расстройство, Исаака Ньютона психическое заболевание (по некоторым сведениям шизофрения и биполярное расстройство), у недавно погибшего Джона Нэша — параноидальная шизофрения, у художника Винсента Ван Гога биполярное аффективное расстройство, эпилепсия (по предположениям — вследствие органического поражения мозга из-за «перепития» абсента).

Комментарий к фото: копия картины Ван Гога «Звездная ночь»

Эрнест Хемингуэй, Авраам Линкольн, Стефан Цвейг, Мерлин Монро страдали депрессивными расстройствами.

Фобиям, маниям (в совокупности с различными психическими отклонениями) были подвержены Николай Васильевич Гоголь (депрессивно-маниакальный психоз), Артур Шопенгауэр, Леонардо да Винчи, Альфред Нобель, Зигмунд Фрейд, Михаил Булгаков, Лев Толстой и даже Александр Сергеевич Пушкин.

Комментарий к фото: Сальвадор Дали

Комментарий к фото: картина Сальвадора Дали «Слоны»

По неподтвержденным данным у Билла Гейтса синдром Аспергера (легкая вариация аутизма), у Сальвадора Дали было психическое расстройство (другие же специалисты утверждают, что Дали просто умный пиарщик), и вдобавок — он был эксцентричным, любил шокировать, эпатировать публику причудливыми выходками.

Михаил Юрьевич Лермонтов (шизофрения), Федор Михайлович Достоевский (эпилепсия), Сергей Есенин (маниакально-депрессивный психоз, развившийся, возможно, на фоне алкоголизма), Ганс Христиан Андерсен, Альберт Эйнштейн, Фридрих Ницше (имевший целый букет психических и физических проблем), Пабло Пикассо и многие другие — также в той или иной степени подверглись року безумия.

Комментарий к фото: картина Пабло Пикассо «Девочка на шаре»

О сумасшествии и сумасшедших

«Сумасшествие — потеря рассудка, умопомешательство, безумие»

«Сумасшествие — потенциально неизлечимое тяжёлое психическое расстройство»

Тонкости, нюансы психических отклонений, вариантов, историй их развития знают психиатры, мы не будем углубляться в энциклопедические недра. Для обычных людей, не встречающихся каждый день с психически больными пациентами безумие — все, что угодно, от чьего-то воплощения в жизни карикатур из комиксов, чудаковато накинутой шляпы до чьей-то ненависти к себе подобными, жестокости.

Все-таки есть определенные черты и признаки, по которыми диагностируется начальная стадия психических заболеваний.

Например, социальная изоляция, нарушения социального функционирования (то есть нежелание участвовать в жизни общества, семьи), обеднение эмоций, апатия, позже или сразу могут присоединиться снижение эмпатии, безразличие к родным, жестокость, равнодушие ко многому, амбивалентность, алогичность мышления, страхи, депрессии, меланхолия, неадекватность поведения, неряшливый внешний вид, безразличие к происходящему в мире и вокруг.

«Норма — это продуктивность, неотчуждаемость от общества, связь через эмоции с внешним миром, постижение объективной реальности своим интеллектом, осознание собственной неповторимости и связи с ближним» (Эрих Фромм)

Причины заболеваемости могут быть самыми разными, это и наследственность в совокупности со стрессовыми пусковыми механизмами, и органические поражения мозга из-за инфекций, травм, отравлений, алкоголизма и др.

Самый большой процент психически больных людей среди стран мира в США.

«США давно занимают первое место в мире по количеству психических больных. В 2010 году резко выросло число психически больных американцев (по некоторым экспертным данным почти в 2 раза и достигло 63 миллионов человек). Только среди американских школьников 17 млн. человек регулярно принимают антидепрессанты. За последние 40 лет в американских психиатрических заведениях умерло больше американцев, чем погибло во всех войнах с участием США, начиная с 1776 года».

Связано это может быть и с широкой распространенностью антидепрессантов в данном регионе (по исследованиям ученых — те же психотропные препараты вызывают психические нарушения у настоящего и будущего поколения), и с тем, что менталитет той или иной страны предполагает определенное отношение к стрессам, формированию характера.

В России: «по оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ситуация гораздо хуже: от психических расстройств страдают не менее 10% россиян (14–15 млн. человек)».

По данным специалистов — неврозами страдает до 90 % населения России . Анонимный опрос на одном форуме показал, что подавляющее число ответивших россиян считают психически больными большую часть своего окружения.

В мире — каждый 5-й, а то и 4-й имеет те или иные психические нарушения. То есть, как минимум, 1,5-2 млрд человек на Земле немного не в себе.

Неврозы (которыми страдают большинство россиян и жителей всего мира) — достаточно обманчивая проблема. Вроде бы это не психоз. Однако невроз — пограничное состояние, на фоне которого (при отсутствии лечения или решения сложностей, при усугублении психотравмирующей ситуации) может развиться психоз.

Безумие — понятие весьма относительное… Между болезнью в крайней степени проявления и легкими отклонения есть масса вариаций, проявлений. Гении, которые творили, находились где-то в переходящей палитре между психозами, неврозами, чудаковатостью и нормальностью.

Что общего у безумия и гениальности?

По мнению некоторых врачей-психиатров — наличие гена шизофрении – один из стимулов высокой творческой одаренности. Только почему одни сходят с ума, а другие создают велосипед или айфон?

Википедия гласит (с противоречивыми фактами): «Многочисленные исследования продемонстрировали корреляции между творческими профессиями и психическими заболеваниями, среди которых биполярное расстройство и шизофрения.

..в некоторых случаях заболевание позволяет творческим людям создавать произведения искусства и может служить для них источником вдохновения. В качестве примера можно привести свидетельства больных психозом, которые отмечают, что они могут видеть мир по-новому, то есть в буквальном смысле, видеть то, что другие не в состоянии.

..творческий потенциал в большей степени может быть присущ личности с шизотипическим расстройством, чем здоровым людям или больным шизофренией.

Изучение ряда факторов показало, что писатели имели более высокую предрасположенность к биполярному расстройству, шизофрении, униполярной депрессии, злоупотреблению алкоголем или наркотиками и более склонны к совершению самоубийства.

В журнале «Психиатрические исследования» сообщается, что личности творческой профессии не имеют прямую предрасположенность к психическим расстройствам, хотя, скорее всего, у них есть близкий родственник с подобным заболеванием, в том числе, больной анорексией или аутизмом.

..Во многих случаях творчество и психопатология обладают общими признаками, например, такими, как склонность к нестандартному мышлению, полет мысли, ускоренный мыслительный процесс и повышенное восприятие зрительных, слуховых и соматических раздражителей«.

Гении, страдавшие биполярным расстройством, в моменты подъема настроения творили шедевры, чувствовали себя смелыми, всемогущими.

Ряд психиатров настаивают на том, что связь проявлений особой творческой одаренности и помрачения ума неразрывна, это связано и с лабильностью психической сферы и тех и других, схожестью типов личности, и с аналогичностью процессов происходящих с человеком при творческом процессе и уходе в помешательство. Просто гениальные и умные способны контролировать процесс безумия, использовать его во благо, а сумасшедшие уходят в него с головой.

Исследования установили, что в некоторых случаях момент начала заболевания совпадает с пиком творчества, в некоторых — люди долго перед первым эпизодом психического расстройства благополучно воплощают свою гениальность в жизнь.

То есть, иногда сумасшествие развивается на фоне активного творческого процесса, но, бывает, что люди психически нездоровые начинают творить уже в процессе активизации заболевания. Один момент оказался неоспорим: что сошедшие с ума в творческом полете, что раньше — «угасали» в периоды ухудшения состояния и практически были бездейственны, когда сумасшествие переходило в более негативную степень.

На этом фоне утверждение о том, что люди, слегка страдающие шизофренией (имеющие шизотипические черты и т.д.), находящиеся в подъеме настроения творят как по маслу и легче тех, кто абсолютно нормален и проще тех, кто совсем сошел с ума — более чем правдоподобно.

Многие деятели искусства, литературы особенно были активны в периоды грусти, испытаний, любовных и жизненных потрясений, иногда — депрессий, некоторые писатели, поэты даже не могли ничего создать в моменты, когда у них было все хорошо, намерено восполняли источники душевной боли, чтобы вернуть вдохновение. Это, скорее, пограничное состояние между нормальностью и клинической депрессией, когда человек вынужден искать компенсацию своей грандиозной тоске. Но все-таки до конца нам не понять этих великих…

Чезаре Ломброзо в труде «Гениальность и помешательство» описывает моменты физической схожести психически больных и гениальных людей . В книге очень много разнообразных примеров странного поведения у личностей с необычными способностями.

«Жестоко ошибаются, однако, те, которые думают, что душевные болезни всегда сопровождаются ослаблением умственных способностей, тогда как на самом деле эти последние, напротив, нередко приобретают у сумасшедших необыкновенную живость и развиваются именно во время болезни».

Ломброзо кроме существующих ныне в психиатрии нескольких форм помешательства разделяет безумие на множество категорий с причудливыми названиями, как то: «горделивое помешательство», «меланхолия» (как диагноз), «истерия», «ипохондрия», «дурное поведение», «сомнабулизм» и т. д.

Автор нашел массу сходств между гениальностью и помешательством, между гениями и безумцами, однако один из итогов труда таков: «Между гениальными людьми встречаются помешанные и между сумасшедшими — гении. Но было и есть множество гениальных людей, у которых нельзя отыскать ни малейших признаков умопомешательства, за исключением некоторых ненормальностей в сфере чувствительности».

К слову, психоз и сумасшествие в целом для определенных культур и религий (например, дзен-буддизм) — не просто нормальное состояние, а признак просветления, достижение мира богов при земной жизни.

По мнению людей, связанных с религией — люди психически нездоровые и гении схожи в том, что как те, так и другие ищут соединения с духовной сферой.

Безумцы не контролируют это и уходят в неадекватность, не могут отвечать за вои действия, часто неспособны нормально функционировать в социуме, а люди одаренные, ищущие вдохновения — ловят музу в параллельных безумию областях, подобно душевнобольных могут впадать в нирвану. Если процесс поиска музы затягивается, если творческий человек начинает пить, уходить в наркотическую зависимость (что не редкость среди людей искусства) — он легко впадает в сумасшествие.

Конечно, безумие и гениальность имеет очень много общих граней, но все же факт того, что есть гении психически здоровые — реален.

Да и грань между сумасшествием и нормальностью так тонка, субъективна… что порой те, кто ставят диагнозы сами нуждаются в помощи психиатра. Люди умалишенные, отрешенные от мира, ушедшие в свой мир без остатка — зрелище нелицеприятное, что говорить. Но на свете было бы скучно без чудаковатых гениев, без неординарных, сумевших обуздать свою небольшую безумность, творцов.

droplak.ru