Школьные страхи и неврозы

Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей.

Во-первых, помните, невроз – это обратимое расстройство психического состояния человека, без искажения картины мира. Что это значит? То, что если невроз появился, от него надо избавляться и избавлять своего ребёнка. Совершенно необязательно с ним жить и мучиться! Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести, а в отношении к нему. Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (само пройдет), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения.

Какие бывают неврозы.

1. Невроз страха.
Характерно приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании. Приступы страха продолжаются 10-30 мин., сопровождаются выраженной тревогой, нередко аффективными галлюцинациями и иллюзиями, вазовегетативными нарушениями. Содержание страхов зависит от возраста. У детей предшкольного и дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью («черный дядька» и др.)

У детей младшего школьного возраста, особенно у первоклассников, иногда наблюдается вариант невроза страха, называемый «школьным неврозом», возникает сверхценный страх школы с ее непривычными для него дисциплиной, режимом, строгими учителями и т.п.; сопровождается отказом от посещения, уходами из школы и из дома, нарушениями навыков опрятности (дневной энурез и энкопрез),сниженным фоном настроения. К возникновению «школьного невроза» склонны дети, которые до школы воспитывались в домашних условиях.

2. Невроз навязчивых состояний.
Отличается преобладанием ранообразных навязчивых явлений, т.е. движений, действий, страхов, опасений, представлений и мыслей, возникающих неотступно вопреки желанию. Основными видами навязчивостей у детей являются навязчивые движения и действия (обсессии) и навязчивые страхи (фобии). В зависимости от преобладания тех или других условно выделяют невроз навязчивых действий (обессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Часто встречаются смешанные навязчивости.

Обессивный невроз у детей дошкольного и младшего школьного возраста выражается преимущественно навязчивыми движениями – навязчивыми тиками, а также относительно простыми навязчивыми действиями. Навязчивые тики представляют собой разнообразные непроизвольные движения – мигания, наморщивание кожи лба, переносья, повороты головы, подергивания плечами, «шмыгание» носом, «хмыкание», покашливания (респираторные тики), похлопывания кистями рук, притоптывания ногами. Тикозные навязчивые движения связаны с эмоциональным напряжением, которое снимается двигательным разрядом и усиливается при задержке навязчивого движения.

При фобическом неврозе у детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых помещений. Детям старшего возраста и подросткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе. Изредка у подростков встречаются контрастные навязчивые переживания. К ним относятся хульные и кощунственные мысли, т.е. представления и мысли, противоречащие желаниям и нравственным установкам подростка. Еще более редкой формой контрастных навязчивостей являются навязчивые влечения. Все эти переживания не реализуются и сопровождаются тревогой и страхом.

3. Депрессивный невроз.
Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в подрастковом и предподрастковом возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Характерны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессоница.

4. Истерический невроз.
В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. Наиболее редко у детей и подростков встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз).

5.Неврастения (астенический невроз).
Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют соматическая ослабленность и перегрузка различными дополнительными занятиями. Неврастения в выраженной форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза – повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и в то же время – истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость любого психического напряжения. Наблюдается вегетососудистая дистония, сниженный аппетит, расстройства сна. У детей более младшего возраста отмечаются двигательная расторможенность, неусидчивость, склонность к лишним движениям.

6. Ипохондрический невроз.
Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.

Системные невротические проявления.

7. Невротическое заикание.
У мальчиков заикание возникает значительно чаще, чем у девочек. Расстройство в основном развивается в период становления речи (2-3 года) или в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами невротического заикания могут быть острые, подострые и хронические психические травмы. У детей младшего возраста наряду с испугом частой причиной невротического заикания является внезапная разлука с родителями. Вместе с тем возникновению невротического заикания способствует ряд условий: информационные перегрузки, попытки родителей форсировать речевое и интеллектуальное развитие ребенка и др.

8. Невротические тики.
Объединяют разнообразные автоматизированные привычные движения (мигание, наморщивание кожи лба, крыльев носа, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также «покашливание», «хмыкание», «хрюкающие» звуки (респираторные тики), которые возникают в результате фиксации того или иного защитного движения, первоначально целесообразно. В части случаев тики относят к проявлениям невроза навязчивости. Вместе с тем нередко, особенно у детей дошкольного младшего школьного возраста, невротические тики не сопровождаются чувством внутренней несвободы, напряжения, стремлением к навязчивому повторению движения, т.е. не носят навязчивого характера. Невротические тики (включая навязчивые) – распространенное расстройство в детском возрасте, они обнаруживаются у мальчиков в 4,5% и у девочек в 2,6% случаев. Наиболее часты невротические тики в возрасте от 5 до 12 лет. Наряду с острыми и хроническими психическими травмами в происхождении невротических тиков играет роль местное раздражение (конъюнктивит, инородное тело глаза, воспаление слизистой верхних дыхательных путей и т.п.). Проявления невротических тиков довольно однотипны: преобладают тикозные движения в мышцах лица, шеи, плечевого пояса, респираторные тики. Часты сочетания с невротическим заиканием и энурезом.

9. Невротические расстройства сна.
У детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. Выражаются нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями. Ночные страхи, встречающиеся в основном у детей дошкольного младшего школьного возраста. Невротические снохождения и сноговорения тесно связаны с содержанием сновидений.

10. Невротические расстройства аппетита (анорексия).
Характеризуются различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита. Чаще всего наблюдается в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным поводом к возникновению невротической анорексии часто является попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, связанный с тем, что ребенок случайно подавился, резкий окрик, ссора взрослых и т.п.). Проявления включают отсутствие у ребенка желания есть любую пищу или выраженную избирательность к еде с отказом от многих обычных продуктов, очень медленный процесс еды с долгим пережевыванием пищи, частые срыгивания и рвота во время еды. Наряду с этим наблюдаются пониженное настроение, капризность, плаксивость во время приема пищи.

11. Невротический энурез.
Неосознанное упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. В этиологии энуреза, помимо психотравмирующих факторов, играют роль невропатические состояния, черты тормозимости и тревожности в характере, а такженаследственность. Ночное недержание мочи учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.п. Уже в конце дошкольного и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Это нередко ведет к нарушениям сна. Как правило, наблюдаются другие невротические расстройства: неустойчивость настроения, раздражительность, капризность, страхи, плаксивость, тики.

12. Невротический энкопрез.
Проявляется в непроизвольном выделении незначительного количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также аномалий и других заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Встречается примерно в 10 раз реже энуреза, в основном у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет. Причины в очновном в длительной эмоциональной депривации, чрезмерно строгим требованиям к ребенку, внутрисемейному конфликту. Патогенез энкопреза не изучен. Клиника характеризуется нарушением навыка опрятности в виде появления небольшого количества испражнений при отсутствии позыва к дефекации. Часто ему сопутствует пониженное настроение, раздражительность, плаксивость, невротический энурез.

13. Патологические привычные действия.
Наиболее распространенными являются сосание пальцев, кусание ногтей (онихофагия), генитальные манипуляции (раздражение половых органов. Реже встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы на волосистой части головы и бровях (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация) перед засыпанием у детей первых 2 лет жизни.

Основной причиной неврозов является психическая травма, но такая прямая связь наблюдается сравнительно редко. Возникновение невроза обусловлено часто не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям.
Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза.

Итак, для возникновения невроза имеют значение:

  1. факторы биологической природы: наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.
  2. факторы психологической природы: преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, ятрогении, психотравмирующие ситуаци.
  3. факторы социальной природы: родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность.

Важными факторами при формировании невроза являются общеистощающие вредности:
Длительное недосыпание
Физические и умственные перегрузки

Самое главное, причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания.

Некоторые родители, водя своих детей по врачам, допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез, заикание, страхи, говорят о посторонних причинах заболевания. Но поступая так, валят «с больной головы на здоровую» — если здесь уместен такой каламбур. Первопричина в них самих. Не состоятельность как родителей. Конечно, спровоцировать выход невроза «на поверхность» может какой угодно напряженный момент — облаяла собака, резко просигналила машина, несправедливость учителя, но надо помнить, что основа закладывается в раннем детстве.

Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания собственной невнимательности к своим же детям.

Какие дети больше подвержены невротическим заболеваниям?

Возраст.
При анализе возникновения неврозов по каждому году жизни (вне пола детей) наиболее уязвимы возрасты 2, 3, 5 и 7 лет. В 2 и 3 года невротизация — следствие, с одной стороны, травмирующего опыта разлук с родителями при помещении в ясли и детский сад и проблем адаптации к ним; с другой стороны — противоборства родителей с упрямством детей, фактически же — с их природным темпераментом, волей и формирующимся чувством «я». Средний же возраст начала невроза составляет 6 лет: у мальчиков — 5; у девочек — 6,5 лет. В этом возрасте они топко понимают и глубоко переживают травмирующие жизненные обстоятельства, будучи еще неспособными разрешить их наиболее доступным для себя способом.

Дети с ярко выраженным «Я».
Их эмоциональная чувствительность проявляется повышенной потребностью в эмоциональном контакте, признании, любви и привязанности со стороны близких и значимых лиц, а также заметной чувствительностью к оттенкам их отношения. В свою очередь, неудовлетворение этих потребностей порождает столь присущий детям с неврозами страх одиночества или страх неразделенности чувств, эмоционального неприятия и изоляции.

Выраженность «Я» — это рано проявляемое чувство собственного достоинства, стремление к своему мнению, самостоятельности в занятиях и действиях. Эти цельные и непосредственные в своем чувстве дети стремятся быть собой, не переносят заискивания, притворной вежливости и фальши, двойственности в чувствах и отношениях. Уже в первые годы жизни они ранимо воспринимают ущемление их чувства «Я», подавление, диктат, ограничения активности, чрезмерный контроль и избыточную заботу, проявляя несовместимость с подобным отношением в виде упрямства (с точки зрения родителей).

Дети с нервно-соматической ослабленностю.
Наиболее часто речь идет об общей соматической ослабленности, подверженности частым простудным заболеваниям, спазмам в области дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. При ослабленности организма возрастает количество проблем в воспитании, так как нелегко найти подход к часто болеющему ребенку. У матери и бабушки в этом случае часто проявляются гиперопека и предохранения в общении со сверстниками.

Дети, находящиеся в сложных жизненных ситуациях, особенно длительное время.

Что такое психическая травма как причина невроза?

Психическая травма — это аффективное отражение в сознании индивидуально значимых событий в жизни, оказывающих гнетущее, беспокоящее и отрицательное в целом действие. То есть для разных людей разные ситуации и события могут быть травматичными. В этом значении психическая травма личностно неповторима у каждого человека. Доминирующая роль при неврозах принадлежит хронической психической травматизации, нередко дополненной острыми психическими травмами. Однако последние могут играть и относительно самостоятельное значение, как это видно из наблюдений.

Мальчик 5 лет с неврозом страха и заиканием: отдан в начале второго года в ясли, где за нерасторопность на горшке наказывался няней. Или девочка 14 лет, испытывавшей непонятный для окружающих страх, когда она выходила из дома. Заметим, что дети с неврозами не бегут из дома, как это нередко бывает при психопатических развитиях, а, наоборот, «бегут в дом», т. е. остаются в нем. И девочка, о которой идет речь, пользовалась любым поводом, чтобы не идти в школу. Все началось в 1,5 года, когда мать отдала ее в ясли и не смогла однажды вовремя забрать из них.

Как избавиться от невроза?

Лечением неврозов занимается врач-психотерапевт. Методик избавления от невроза довольно много, среди них и медикаментозное лечение, гомеопатия, гипноз и т.д.. Широко применяются игровая терапия, сказкотерапия и т.д. Каждая ситуация индивидуальна.

Главное, никакое лечение не будет эффективным, если не менять жизнь ребёнка. Неразделима триада «смех — радость — счастье». Если отрицательные эмоции ( страх, агрессия) формируют отрицательные стрессы, то положительные — смех и радость — создают положительные стрессы. Смех является механизмом стирания ненужных стереотипов. В жизни каждого ребёнка должна быть радость, и чем больше, тем лучше!

www.eti-deti.ru

Школьные страхи и неврозы

ШКОЛЬНЫЙ НЕВРОЗ

Для большей части детей начало обучения в школе во многих отношениях представляет собой стрессовую ситуацию, так как ведет к кардинальным изменениям в жизни ребенка. Школа предъявляет новый, усложненный круг требований к психической деятельности: необходимость длительно концентрировать внимание, способность к смысловому запоминанию, умение руководить эмоциями, желаниями и интересами, подчинять их школьным дисциплинарным требованиям.

ШКОЛЬНЫЙ НЕВРОЗ — недуг, мешающий детям нормально учиться. Это устойчивый дискомфорт, привычный стресс, связанный с отношением к школе. А ещё постоянная тревога, устойчивые страхи, тихая паника, ужас, который испытывает школьник.

Подобный недуг мешает учиться умным и способным, морально убивает тревожных и ответственных, ставит крест на детях со средними способностями. Научного определения школьного невроза пока не существует, этими словами обозначен целый комплекс проблем современного учащегося. Наиболее распространённое определение новой «болезни» звучит так: несовместимость особенностей личности учащегося и школьной ситуации.

Под особенностями личности понимается и необычный стиль мышления, и повышенная тревожность, и высокий творческий потенциал, и заниженная самооценка, и гиперответственность, и беспечность – и всё это норма, особенности нормального ребёнка – ученика. Новая болезнь ширится и крепнет, став нормой у первоклассников, у гимназистов, у отличников и троечников.

Родители порой вносят в развитие неврозов свой существенный вклад. Первый вопрос, который задаётся ребёнку, пришедшему из школы: «Какие оценки, получил?» Но задумывался ли кто-нибудь из пап и мам, как чувствует себя их родное чадо, ожидая каждый день этот вопрос, особенно если получил не бог весть что? Особенно если за честным ответом об очередные неудачи обычно следует либо упрёк, либо многозначительные вздохи, а то и взбучка на повышенных тонах.

Приметами школьного невроза могут быть: срывающийся голос, учащённое сердцебиение, затруднённое дыхание, закушенные губы, влажные ладони, изгрызенные ногти, плохой сон и аппетит, нервный тик, заикание, нарушенное внимание, сниженная память, быстрая утомляемость, энурез. Ещё – аллергии, диатезы, частые простуды, сухая слизистая носоглотки. Нервная система не успевает справиться со страхом, который порождает школьная ситуация, и перестаёт обслуживать такие мелочи, как кожа и слизистая оболочка. Дальше будет несварение, а потом гастрит. Ухудшится зрение. Будет болеть голова. Любому человеку нужен личный опыт преодоления себя, преодоления ситуации, противостояния с другими людьми, но ребёнку самому с этим не справиться, ему нужна деликатная и действенная помощь.

Признаки школьного невроза

Несколько признаков, которые помогут Вам понять, в каком состоянии находится ребёнок:

— не откликается на имя, фамилию, хотя хорошо слышит; отвлекается, не выполняет требования, задания, просьбы с первого раза;

— забывает дома необходимые школьные вещи;

— неусидчивый – вскакивает с места;

— роняет предметы;

— пытается смешить, привлекает всеобщее внимание;

— часто меняет позу (возится);

— почёсывается, потирает лоб, голову, руки;

— во время устного ответа на уроке или во время рассказа о том, как занимался в школе, меняется (становится сиплым, хриплым, визгливым или «пропадает»);

— боится отвечать у доски;

— дома прячет тетради от родителей;

— плачет, пытаясь выполнить непосильное задание;

— не хочет идти в школу;

— затаивается, сдерживает дыхание;

— прерывистый вдох и выдох;

— влажные ладони; руки дрожат;

— движения скованные: «всё валится из рук».

Эти приметы практически полностью отражают внешние проявления школьного невроза, и, если хотя бы шесть и более из них присущи Вашему ребёнку, срочно необходима консультация психолога.

Профилактика школьного невроза

Главное, что необходимо сделать родителям — это помочь ребенку избавиться от страхов, нужно многое преодолеть, в первую очередь, самим родителям. Взрослые обычно думают, что в страхах их детей виноваты испуги, обстоятельства, детский сад, школа, но только не они сами. Однако давно подмечено, что эмоциональные и нервные расстройства формируются, развиваются как раз в семье, в условиях неправильного воспитания и конфликтов, а внешние стрессы выступают в качестве «последней капли» или толчка. Чтобы ребенок избавился от страхов, родителям нужно преодолеть:

  1. Недостаточную эмоциональную отзывчивость и отликаемость в общении со своими детьми.
  2. Чрезмерную фиксацию на себе и своих интересах, равно как и недоверие к возможностям своего ребенка.
  3. Неспособность пойти на жертвы во имя своего ребенка, в том числе экономического характера.
  4. Собственные недостатки характера и поведения, являющиеся отрицательным примером для своих детей.
  5. Ригидные, изжившие себя стереотипы воспитания, в том числе чрезмерную принципиальность, формализм и диктат в общении со своим ребенком.
  6. Непримиримые, неприязненные, конфликтные отношения с другим родителем.
  7. Нервные расстройства, если они имеют место, а также неадекватно повышенную чувствительность к стрессу и отсутствие психологической защиты.
  8. Только с учетом всех этих изменений можно обеспечить надежный эффект освобождения ребенка от невротического заболевания и навязчивых страхов. Для того, чтобы помочь ребенку в избавлении от навязчивых страхов, кроме перечисленных рекомендаций, родители и воспитатели должны постараться развить в себе следующие качества:

    — Понимание серьезности создавшегося положения, способность адекватно воспринимать беды вашего ребенка, любить его и ценить его здоровье.

    — Доброта и искреннее желание помочь ребенку.

    — Способность во имя ребенка идти на уступки и жертвы.

    — Способность встать на сторону ребенка, посмотреть на себя его глазами.

    — Готовность к переменам.

    — Контроль за своими чувствами и поступками.

    — Терпение и последовательность.

    — Согласие в семье и участие обоих родителей в воспитании и лечении ребенка.

    — Вера и положительные результаты лечения (если ваш ребенок в нем нуждается).

    Совместными усилиями, большим желанием и стремлением, любовью, терпением и лаской нужно помочь ребенку как можно скорее избавиться от страхов и начать жить нормальной жизнью.

    www.courier-ufa.ru

    Невроз Лечение невроза у детей и взрослых

    Nav view search

    Невроз у школьников

    Невроз у детей школьного возраста

    Описание невроза у школьника

    Развитие школьного невроза характеризуется неадекватными реакциями ребенка на проблемы, происходящие в учебном заведении. Трудности, связанные с отклонением детского поведения в школе, а также сложности с обучением ребенка являются проблемой как психологов и учителей, так и врачей. Исходя из наблюдений врачей, на сегодняшний день низкая рождаемость абсолютно здоровых детей, соответственно многие из них сталкиваются с определенными отклонениями в норме развития.

    По результатам комплексного обследования детей, имеющих какие-либо последствия перинатального поражения нервной системы, выяснялось, что 25% учеников имеют депрессивные нарушения, часть из которых возникла еще на стадии детского сада, либо имеет домашнюю первопричину. Проявление школьного невроза достаточно разнообразно, но среди них выделяют три категории среди учеников начальных классов.

    1. К первой категории относятся дети, у которых наблюдается явное отклонение в поведении. Их поведение вызывающее, они могут позволить себе грубость по отношению к учителям, одноклассникам, плохо ведут себя во время занятий, могут также ходить по классу. При этом детки данной группы отличаются завышенной самооценкой и плохой успеваемостью.

    2. Вторую категория составляют дети, которые имеют среднюю успеваемость, адекватное поведение, однако при возникновении большой нагрузки, или эмоционального потрясения. Поведение ребенка резко меняется, переходя в апатию и депрессивное состояние. Окружающие могут заметить резкую смену настроения, пи этом ребенок может отказаться контактировать с взрослыми, погрузиться в свои мысли и полностью отгородиться от внешней действительности и происходящего вокруг него.

    3. Третья категория учеников кажется вполне благополучной, то есть хорошо учатся и ведут себя на занятиях. Однако при наблюдении можно заметить, что данные дети имеют тихую манеру речи, присутствует страх при вызове к доске, при этом у ребенка сильно дрожат руки. Эти детишки отличаются плаксивостью, неуверенностью в себе, множеством комплексов, ранимостью, тревожностью, их очень часто мучают беспричинные страхи, вплоть до того, что они просто отказываются от посещения школьных занятий.

    Если ребенок имеет даже небольшие нарушения центральной нервной системы, начиная с трех лет необходимо постоянное наблюдение специалиста и прохождение интенсивной коррекционной терапии.

    Медикаментозное лечение. Лечение школьного невроза.

    Медицина не делает разграничения между взрослым и детским неврозом, поскольку данное заболевание в любом случае является психическим расстройством. Зачастую причинами невроза в детском возрасте являются проблемы внутри семьи, конфликтные ситуации в образовательном учреждении, перенесенный стресс, либо страх и так далее. Следствием всего этого становится развитие детского невроза, для установления, причины которого необходимо обратиться к квалифицированному психологу, или психотерапевту.

    Как правило, лечение школьного невроза при помощи медикаментов практически не используется, поскольку в данном случае успокоительные препараты будут иметь невысокую эффективность. Более того, многие лекарства, назначаемые взрослым, противопоказаны деткам из-за возраста.

    Школьный невроз у детей в большинстве случаев лечат с помощью арт — терапии, то есть путем рисования, лепки, танцев, конструирования. Однако результат во многом будет зависеть от способности родителей изменить ту ситуацию в жизни ребенка, которая и привела к развитию невроза.

    Лечение народными средствами

    Среди средств народной медицины есть немало способов для улучшения сна, настроения и снятия раздражительности у детей.

    — декоративный пион является сильнодействующим успокоительным средством. Для отвара необходимо измельчить 1 ч. л. Корней, залить 0.5 л. воды и кипятить 5 минут. Употреблять по 1 стол. л. 2 раза в день;

    — чтобы приготовить настой из пиона необходимо взять 1 стол. ложку сухих листьев и залить 0,3 л горячей воды. Дать настояться 60 мин., а затем процедить и пить по 1 ст.л. 3 раза в день. Таким же образом готовиться настойка из пустырника обыкновенного, но с расчетом 1 ч.л на 0,3 л воды;

    — если имеется нарушение сна, либо расстройство нервной системы, хорошо помогает настой из кувшинки белоснежной: 50 гр. измельченных сухих семян, 0,5 л воды. Покипятить в течение 2 мин., а затем дать настояться час. Принимать внутрь по десертной ложке 3 р./день;

    — настойка из корней валерианы: 1 ч.л. размельченного корня и 0,3 литра воды. Прокипятить на протяжении 5 минут, а затем настоять в течение одного часа и процедить. При бессоннице, или тревоге принимать по 50 мл пару раз в день;

    — 1 ч. л. измельченных корней валерианы залить 0,5 литра охлажденной кипяченой воды и оставить настаиваться на 8 часов, затем процедить и пить по десертной ложке 3 раза/день;

    — для лечения невроза можно использовать отвар василька порохватого, который необходимо приготовить следующим образом: 50 гр. растений с корнем прокипятить с 1 литром воды до окончательного объема 500 мл, пропустить через фильтр и употреблять по 1 стол. ложке 3 раза/день;

    — для успокоения и укрепления нервной системы хорошо помогает следующий сбор: мята (1 ст.л.), мелисса (1 ч. л.), смешать с 1 литром кипятка и дать настояться час, после чего процедить и принимать внутрь по 1 ст.л. 3 раза в день;

    — для приготовления следующей смеси потребуется 1 столовая ложка шишек хмеля, 0,3 л кипятка. Все смешать и варить на медленном огне в течение 3 минут. Употреблять по столовой ложке 3 раза в день. Чтобы улучшить сон, можно сшить подушку из травы хмеля;

    — одну столовую ложку размельченных плодов боярышника кроваво-красного залить 0,3 литрами горячей воды и кипятить в течение 3 минут, затем профильтровать и принимать внутрь по столовой ложке три раза в день при повышенной раздражительности и неврозе;

    — молодые измельченные листья березы (100 гр.), залить кипятком 92 стакана) и дать настояться 60 минут, затем процедить и тщательно отжать листья в смесь. Необходимо пить по 1/3 стакана 3 раза в день перед тем, как принять пищу.

    nevroz-psixoz.com