Симптомы умственной отсталости у взрослых

Содержание:

Умственная отсталость. Общие признаки

Понятие умственной отсталости

Умственная отсталость (на западе ее теперь называют «интеллектуальная инвалидность») характеризуется уровнем интеллекта или умственных способностей ниже среднего уровня, а также отсутствием навыков, ежедневно необходимых для жизни. Люди с умственной отсталостью или вовсе не способны получать новые навыки или обучаются им более медленно. Есть разные степени умственной отсталости: тяжелая умственная отсталость, средняя и легкая.

Признаки умственной отсталости у детей и взрослых

Люди с умственной отсталостью (интеллектуальной инвалидностью) имеют ограничения в двух областях. Этими областями являются:

  • Интеллектуальная деятельность. Это относится к способности человека обучаться, рассуждать, принимать решения и решать проблемы. Основная характеристика – уровень IQ, интеллектуального развития.
  • Навыки адаптивного поведения. Это навыки, необходимые ежедневно. К ним относятся способность эффективно общаться, взаимодействовать с другими людьми и заботиться о себе. Коэффициент IQ (коэффициент интеллекта) измеряется с помощью специального теста на IQ. За базовый уровень принят IQ с показателем 100. Лицо считается умственно отсталым, если его IQ не превышает 70 единиц.
  • Для измерения адаптивного поведения ребенка специалист будет наблюдать развитие его навыков и сравнивать их с навыками других детей того же возраста. Также выясняется, насколько хорошо ребенок может самостоятельно употреблять пищу, одевать одежду, общаться с другими людьми и понимать их, как ребенок взаимодействует с членами своей семьи и с другими детьми того же возраста.

    Считается, что умственной отсталостью страдает около 1% населения Земли. Из них 85% имеют легкую степень умственной отсталости. Это означает, что эти люди немного медленнее, чем другие осваивают новые навыки и узнают новую информацию. Став взрослыми, большинство людей с легкой степенью умственной отсталости смогут жить самостоятельно.

    Признаки умственной отсталости у детей

    Существует множество различных признаков умственной отсталости у детей. Такие признаки могут появиться уже в период младенчества или же быть незаметными, пока ребенок не достигнет школьного возраста. Часто признаки детской умственной отсталости зависят от степени состояния интеллектуальной инвалидности. Наиболее распространенными признаками умственной отсталости у детей являются:

    • Ребенок стал слишком поздно сидеть, ползать или ходить
    • Начал поздно говорить или имеет проблемы с речью
    • Медленно осваивает такие вещи, как незначительное обучение, одевание и самостоятельный прием пищи
    • Испытывает трудности с запоминанием
    • Не в состоянии проследить логическую связь между действиями и последствиями
    • Имеет поведенческие проблемы, такие как взрывоопасные истерики

    У детей с тяжелой умственной отсталостью могут быть и другие проблемы со здоровьем. Могут наблюдаться судороги, психические расстройства, проблемы с двигательной активностью, зрением или слухом.

    Причины умственной отсталости

    Причины умственной отсталости заключаются в том, что нормальному умственному развитию и развитию мозга что-то мешает. При этом достоверно удается определить лишь треть подобных причин. Наиболее распространенными причинами умственной отсталости являются:

    • Генетическая предрасположенность. К ней относятся синдром Дауна и синдром ломки Х-хромосомы.
    • Проблемы во время беременности. Нормальному развитию эмбриона могут помешать употребление его матерью алкоголя или наркотиков, недоедание, некоторые инфекции, преэклампсия.
    • Проблемы во время родов. К умственной отсталости ребенка может привести отсутствие достаточного кислорода у младенца во время родов или преждевременное рождение.
    • Болезни или травмы. Такие инфекции как менингит, коклюш, корь также могут спровоцировать детскую умственную отсталость. Сюда же относятся тяжелые черепно-мозговые травмы, воздействие токсичных веществ.
    • Можно ли предотвратить умственную отсталость?

      Некоторые причины умственной отсталости можно предотвратить. Наиболее распространенной из них является фетальный алкогольный синдром. Беременным женщинам ни в коем случае не следует употреблять алкоголь. Им необходим надлежащий дородовой уход, прием витаминов. Прививка против некоторых инфекционных заболеваний также может снизить риск появления на свет ребенка с отклонениями в умственном развитии.

      В семьях с генетическими нарушениями может быть рекомендовано генетическое тестирование еще до зачатия. Некоторые тесты, такие как УЗИ и амниоцентез могут выполняться во время беременности, чтобы определить, имеются ли проблемы, связанные с умственной отсталостью. К сожалению, даже если в процессе проведения данных тестов такие проблемы будут выявлены, исправить их уже не удастся.

      Диагностика умственной отсталости

      Наличие умственной отсталости можно определить по различным признакам. Если ребенок имеет физические отклонения, генетические или вызванные нарушением обмена веществ, необходимо провести несколько тестов, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз «умственная отсталость». К таким тестам относятся анализы крови, мочи, тесты на определение структурных проблем в мозге, электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Особого внимания требуют дети с задержками в развитии, проблемами со слухом и с некоторыми неврологическими расстройствами.

      В процессе диагностики умственной отсталости также важны такие факторы как интервью с родителями, наблюдение за ребенком, тестирование его интеллектуального уровня и адаптивных форм поведения. Ребенок может считаться умственно отсталым, если имеет низкий IQ в двух адаптивных формах поведения. Если же уровень IQ низок только в одной форме, то ребенок не может считаться умственно отсталым. После диагностики умственной отсталости специалисты должны будут оценить сильные и слабые стороны ребенка. Это поможет определить, какая поддержка необходима будет ребенку, чтобы преуспеть в семье, школе и обществе.

      Какие услуги доступны для людей с умственной отсталостью?

      Существуют различные программы для страдающих умственной отсталостью. В том числе и для младенцев, а также детей дошкольного возраста. В любом случае родителям стоит обратиться в ближайшее медицинское учреждение, чтобы получить максимальную информацию, если в доме растет ребенок с отклонениями в умственном развитии. Специальные программы помощи таким детям могут включать логопедию, трудотерапию, физиотерапию, обучение с помощью специальных вспомогательных устройств. Дети школьного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями имеют право на получение специального образования через систему государственных школ.

      Если в доме ребенок с умственной отсталостью

      Вы можете помочь ребенку с ограниченными возможностями интеллектуального развития, если проделаете следующие шаги:

    • Узнаете как можно больше об умственной отсталости и возможностях повысить качество жизни человека в таком состоянии. Чем больше вы знаете, тем лучше будет для вас и вашего ребенка.
    • Поощряйте самостоятельность вашего ребенка. Пусть ваш ребенок пробует новые вещи, пусть делает самостоятельно все, что способен, а ваша задача – обеспечить руководство и поддержку и не забывать фиксировать положительный результат, когда у ребенка что-то начнет хорошо получаться, либо он начнет осваивать новые навыки.
    • Попробуйте вовлечь своего ребенка в групповую деятельность. Например, занятия в художественном кружке или детском обучающем центре помогут вашему ребенку развить социальные навыки.

    Автор статьи: Кристина Сумарокова, «Московская медицина»©

    Отказ от ответственности: Информация, представленная в этой статье об умственной отсталости, предназначена для информирования читателей. Она не может быть заменой для консультации с профессиональным медицинским работником.

    moskovskaya-medicina.ru

    Умственная отсталость у детей — симптомы

    Для того, чтобы как можно раньше выявить умственную отсталость у детей и начать ее лечение, мама должна знать симптомы данной патологии. При этом причины данного явления еще окончательно не изучены.

    Из-за чего возникает умственная отсталость у малышей?

    Условно все факторы, приводящие к развитию умственной отсталости у детей, можно поделить на эндогенные и экзогенные. При этом, они могут воздействовать на ребенка как на этапе внутриутробного развития, так и в течении первых месяцев, и даже лет с момента рождения малыша.

    Наиболее распространенными причинами, вызывающими умственную отсталость у детей являются:

    1. Различные интоксикации, к которым относят, прежде всего, все болезненные состояния, испытываемые женщиной в период вынашивания ребенка. Как правило, возникают они под влиянием ядовитых веществ, образование которых происходит в результате нарушения процесса обмена. Довольно часто интоксикация может являться следствием чрезмерного и длительного применения лекарств во время беременности.
    2. Тяжелые инфекционные процессы.
    3. Травмы плода при беременности
    4. Родовые травмы.

    Из внутренних причин, наиболее главной является наследственный фактор.

    Как самостоятельно определить умственную отсталость у малыша?

    Из-за того, что в большинстве случаев признаки умственной отсталости у детей скрыты, патология выявляется довольно поздно. При этом, в зависимости от вида патологии, симптомы ее различны, т.е. каждый из видов умственной отсталости у детей имеет собственные симптомы.

    Так, при легкой форме, по внешним признакам дети ничем не отличаются от других. Как правило, они имеют небольшую сложность в процессе обучения, однако обладают достаточно хорошей и точной памятью. Отличительным признаком является привязанность, зависимость от взрослых и воспитателей.

    При средней форме (имбицильность) дети очень привязаны к взрослым, и способны лишь различать наказание и похвалу. Их можно обучить элементарным навыкам обслуживания. Как правило, такие дети обучаются письму, чтению и простому счету.

    При тяжелой форме (идиотия) ребенок практически нечему не обучается. Речь при этом отсутствует, а движения являются нецеленаправленными, довольно неуклюжи. Все эмоции проявляются в примитивном выражении недовольства или же радости.

    Как проводят лечение умственной отсталости?

    Из-за того, что признаки умственной отсталости у грудничков слабо выражены, лечение патологии у детей такого возраста практически не проводится.

    При постановке подобного диагноза старшим детям, назначают различные препараты, в зависимости от того, что стало причиной развития болезни. При этом могут применяться гормоны, препараты йода и другие, назначенные врачом лекарства.

    womanadvice.ru

    Легкая степень умственной отсталости у взрослых

    Описание болезни

  • Главная
  • Дебильность
  • Олигофрения

    Дебильность (легкая умственная отсталость), описание болезни

    Дебильность или легкая умственная отсталость (происходит от латинского слова debilis – слабый немощный) – лёгкая или первая степень олигофрении.

    Есть три формы дебильности – легкая умственная отсталость, умеренная умственная отсталость, тяжелая умственная отсталость. Форма отсталости зависит от уровня интеллекта (IQ).

    Легкая умственная отсталость – уровень интеллекта – 65-69.

    Умеренная умственная отсталость – уровень интеллекта – 60-64.

    Тяжелая умственная отсталость – уровень интеллекта – 50-59.

    Умственно отсталые дети начинают ходить и говорить значительно позже своих сверстников. Признаки умственной отсталости могут быть видны сразу после рождения или позже в детстве. Некоторые случаи легкой умственной отсталости диагностируются только в детском саду. Речь у умственно отсталого ребенка, чаще всего не развита, разговаривает – односложно, но если с такими детьми много работать, заниматься психокоррекцией, то особенно при лёгкой и умеренной дебильности, они со временем многому могут научиться и психическое недоразвитие становится менее заметным.

    Люди с легкой степенью олигофрении (дебильностью) обладают большим словарным запасом. А при лёгкой дебильности речь довольно хорошо развита.

    Нарушение познавательной деятельности выражается в неспособности к выработки сложных понятий. Такие люди не могут самостоятельно сформулировать понятие, выделить в тексте главное и второстепенное. Кроме того люди с легкой умственной отсталостью не могут абстрактно мыслить, у них преобладает мало продуктивное мышление конкретно-описательного типа и конкретные ассоциации.

    У людей больных легкой степенью олигофрении (дебильностью) во время обучения или работы обнаруживается безынициативность и не способность самим принимать какое-либо решение. Они медлительны и пассивны. Такие люди легко перенимают чужое мнение и чужие взгляды, и могут очень долго придерживаться их, навязывая окружающим. Любят поучать других людей, несмотря на свою несостоятельность.

    Люди со степенью отсталости дебильность заучивают различные правила, инструкции и строго придерживаются их, они неспособны видоизменять их, когда того требует ситуация. С трудом меняют привычный стереотип, для таких людей – это основная трудность.

    У всех людей с легкой степенью умственной отсталости (дебильностью) имеются нарушения в эмоционально-волевой сфере – слабость самообладания и недостаточная способность подавлять свои влечения, неспособность продумать свои поступки и к чему они могут привести. Среди таких людей много расторможенных, т.к. они не способны удовлетворить свои повышенные сексуальные потребности естественным путём, многие из них прибегают к сексуальным извращениям.

    Большинство людей с данным отклонением не критичны. Характерная их черта – повышенная внушаемость.

    Больные олигофренией в степени дебильности могут быть старательными, проявлять усердие, справляясь с про­стой работой, не требующей быстрого переключения. Но у многих больных продуктивность их деятельности невысо­ка, особенно при вялости, апатичности или же при не­усидчивости и суетливости.

    Среди преступников, в том числе и малолетних очень много больных олигофренией в степени дебильности.

    Диагностика

    Если есть подозрения на умственную отсталость, то необходимо пройти обследование. И при подтверждении болезни начать лечение, чем оно будет раньше, тем больше вероятности остановить или замедлить болезнь.

    При диагностики заболевания проводится полное медицинское обследование, изучаются социальные и образовательные истории на основе существующих записей медицинских работников и работников детсадов и школ (если применимо), а также из рассказов родителей. Дети выполняют тесты интеллекта для оценки способности к обучению и интеллектуального функционирования.

    Для младенцев используют таблицы соответствия развития.

    Общение и тестирование родителей или лиц их заменяющих дает возможность узнать картину повседневной жизни ребенка, его социальные навыки.

    Прогноз

    Люди со степенью отсталости, дебильность, легкой и умеренной отсталостью, часто в состоянии достичь некоторой самостоятельности и счастливую и полноценную жизнь. У них может быть семья, и могут быть дети, но процент того, что родится умственно неполноценные дети, у них очень высок.

    Как определить лёгкую степень слабоумия (дебильность), не обращаясь к специалисту.

    Точно определить степень интеллектуального снижения, безусловно, может только психиатр или клинический психолог. Но если возникают поводы подозревать слабоумие, то возможно с достаточной степенью достоверности самим убедиться, чтобы в дальнейшем не тратить понапрасну время на тщетные усилия разъяснить дебильному ту или иную абстракцию, ибо никакая форма слабоумия и не лечится, и не подлежит коррекции после 7ми лет.

    Внешне ничем не примечательны, кроме специфичного «лобного» выражения глаз. Слабоумие проявляется в суждениях и в поступках. При слабоумии понятно только конкретное, то, что можно потрогать, увидеть. Недоступно именно абстрактное содержание. Стараясь дебильному разъяснить абстрактное представление, напрасно теряется время не потому, что он/она не хочет понимать или хочет понимать по своему, а потому, что органически не может понимать. Также безнадежно давать слабоумным неконкретные поручения.

    1. Свойственна импульсивность мышления. Например, несколько раз было сказано не трогать нечто, в очередной раз слабоумный тронет не потому, что не помнит запрета, а потому, что не успевает оттормозить импульс. Поэтому слабоумных и называют необучаемыми.

    2. Слабоумный предпочёл бы не учиться и не работать. Не может учиться ни чему, кроме практических навыков, может усвоить, например, процесс приготовления понравившегося блюда, но самостоятельно додуматься, что сделать из любого набора продуктов, не под силу.
    Может иметь и диплом о высшем образовании, полученный за спортивные успехи в вузовской команде, либо за дословное цитирование источников.
    Не деятельны, могут вообще ничего не делать подолгу, но если приходится что-то делать, то обычно чрезмерно серьёзны в этот период потому, что им требуется намного больше напряжения, чем человеку с нормальным интеллектом. Например, обычный поход за продуктами по степени серьёзности протекает как заседание в ставке верховного главнокомандующего во время планирования военных действий.

    3. О сложных видах деятельности, недоступных при слабоумии, отзывается как о скучных, нудных, неинтересных. Обычно демонстрирует реакцию обесценивания по типу: «Это давно известно», «Кому это надо», «Что за чушь». Свойственны высказывания такого рода: «Зачем работать, ведь и дома всегда дела найдутся, то шкаф разобрать, то обед приготовить».

    4. Люди, занимающиеся сложной деятельностью, представляются слабоумному странными, глупыми. Слабоумный не понимает зачем заниматься теоретической механикой, когда можно где-то дешевле купить, с тем, чтобы потом дороже продать и на вырученные деньги уже себе что-то купить. И, кстати, в осуществлении торговых операций, если возникнут сложности, где понадобится абстрактное мышление, то слабоумный не справится, поэтому им и не удаётся разбогатеть.

    5. Из-за неспособности выделять существенные признаки участие слабоумного в диалоге выглядит так, будто говорит не о том, как бы в сторону уводит, отчего и возникает ощущение бесплодно потраченного времени и тщетности усилий.
    На любое абстрактное содержание, на то, что не имеет практического значения, может, например, так отреагировать: «Зачем эти разговоры», «Это так далеко от нас», либо старается обесценить по типу: «Что он там проблеял?», «Ну мычи, мычи».

    6. Особенно проявлены нарушения при необходимости объяснить направление, где и когда поворачивать направо/налево, верх/низ, где что находится — слабоумный не справляется с этими операциями и объясняет так: «рядом, увидишь, там, туда». На наводящие вопросы «справа ли, слева ли» не может ответить, не ориентируется в пространстве в воображении и представлении, а только на практике запоминает направление.

    7. Поскольку при слабоумии невозможно выделение существенных признаков, то происходит неверная оценка событий, особенно сложны для восприятия отношения между людьми, что, как и почему произошло. Слабоумный может выдвинуть правильную версию в единственном случае, если повторит за кем-то.

    8. Доказательством наличия чего-либо для слабоумного являются конкретные предметы. Например, о состоянии здоровья нужны либо признаки видимые, либо справка о болезни, только тогда слабоумный может понять. То же касается образования, поскольку оно абстрактно, то слабоумный не может оценить степень образованности, не может понять качество образования и единственным для него критерием является документ об образовании. Поэтому легко попадаются на фальшивые документы.

    9. Морально-нравственный уровень при слабоумии таков: можно нарушать закон, если не поймают с поличным. Особенно часто это касается мелкого воровства, которое осуществляется по принципу «никто не увидит», «у него и так много».

    10. Подоплёкой любой сугубо человеческой деятельности, слабоумный видит сексуальную пресыщенность, либо неудовлетворённость.
    Немаловажно отметить, что понимать-то слабоумный не понимает как совершается абстрактная деятельность, но чувствовать, что человек делает нечто большее, чем способен слабоумный, вероятно может, и как бы побаивается человека, относится с опаской и недоверием сразу, как только услышит выходящее за рамки биологических потребностей организма.

    11. Никогда не сомневается в своей нормальности, ведь простые практические навыки все выполняет.

    12. Со страхом относится к старым людям, боится старости.

    13. Плохо развита мелкая моторика, тонкие операции по типу ювелирной работы, почти не даются.

    14. Память при слабоумии может быть в любом состоянии, как очень хорошей, так и никуда не годящейся.

    Бытовые проявления, когда становится очевидно, что опасно поручать сложные операции:
    1. Например, при продаже недвижимости поручено встречать покупателей с целью демонстрации этой самой недвижимости. Происходит следующее: вместо того, чтобы отвечать на вопросы покупателя, слабоумный/ая концентрирует внимание на внешности покупателя, поскольку имеет только биологические потребности. В результате, покупатель вынужден прийти снова для того, чтобы получить вразумительные ответы, но уже от другого человека. Время потеряно зря и поручение не только не выполнено, но ещё и не может быть выполнено никогда, даже при самой чёткой инструкции.

    2. Например, сказано не покупать определённый продукт. Сразу перестроиться слабоумный, как правило, не в состоянии и может ещё несколько раз купить негодный продукт. Не потому именно, что лично нравится, а вследствие почти полного отсутствия переключаемости.

    Вместе с тем, у слабоумия есть положительная черта — это привязанность и хотя она обусловлена неспособностью переключаться, ригидностью мышления, но в отношениях это обеспечивает бОльшую надёжность. Расстаться, поссориться со слабоумным почти нереально. Безусловно, это зависит от срока общения, чем он дольше, тем надёжнее.

    Добавочные характеристики или как при дебильности проявляется слабая
    дифференцированность восприятия:
    1. Не улавливает разницу в оттенках цвета,
    2. Внешне могут выглядеть аккуратно, тогда как на самом деле качественно проделать гигиенические процедуры затрудняются, обязательно что-нибудь останется недомыто, недостирано.

    Последний раз редактировалось: Минор (2013-11-11, 09:14), всего редактировалось 5 раз(а)

    Лёгкая умственная отсталость у взрослых

    Специалисты выделяют три формы умственной отсталости: тяжелую (или глубокую), среднюю и легкую. Как правило, легкая умственная отсталость у взрослых людей практически не мешает им вести обычный образ жизни, контактировать с окружающими и заниматься трудовой деятельностью.

    Легкой формой считается умственная отсталость, при которой наблюдается небольшое снижение интеллекта. Показатель IQ у таких пациентов составляет около 50-69. Зачастую такие люди осознают свое заболевание и стараются скрыть его от окружающих. Легкая форма умственной отсталости даже поддается корректировке. Снижение интеллекта с возрастом не происходит, но при правильном воспитании и обучении возможно его незначительное повышение.

    Другое название легкой формы умственной отсталости – дебильность. У пациентов, получивших такой диагноз, наблюдаются повреждения отделов головного мозга, которые могут быть вызваны детскими травмами или инфекционными заболеваниями, перенесенными в младенческом возрасте. Однако внешне человек, страдающий дебильностью, не отличается от здоровых людей.

    Особенности легкой формы умственной отсталости

    Как правило, легкая умственная отсталость у взрослых не проявляется неожиданно. Снижение интеллекта можно заметить уже в раннем возрасте, начиная от трех лет, когда дети активно познают мир и осваивают речевые и коммуникативные навыки. Позднее, уже в школьные годы, умственная отсталость может стать причиной плохой успеваемости. У таких детей нередко бывает хорошая память, но они не могут сконцентрироваться на каком-либо предмете изучения и плохо понимают объяснения учителей.

    Взрослый человек, страдающий умственной отсталостью, нередко подвержен влиянию со стороны. Поэтому такие люди нередко попадают в плохие компании, будучи подростками, и связываются с миром криминала, уже достигнув совершеннолетия. Такие люди не имеют своего мнения по каким-либо вопросам, плохо усваивают любую информацию, нередко отличаются распущенностью в поведении и не способны к самоконтролю. Однако среди умственно отсталых людей могут встречаться настоящие гении, чему есть немало исторических подтверждений.

    Лечение умственной отсталости

    Еще XIX века многие врачи и ученые пытались выявить причины умственной отсталости и пробовали различные методы лечения. Однако на сегодняшний день полное излечение даже легкой формы не представляется возможным. Тем не менее, если с самого детства правильно подходить к воспитанию ребенка, используя современные методики, можно добиться впечатляющих результатов.

    Легкая умственная отсталость у взрослых и детей может проявляться по-разному. Одни пациенты требуют к себе повышенного внимания, другие, напротив, отличаются замкнутостью. Как правило, у таких пациентов не слишком ярко выражены эмоции, однако они могут проявлять агрессивность. Поэтому необходим контроль специалистов, которые могут прописать при необходимости успокоительные или стимулирующие препараты.

    Однако наиважнейшую роль в лечении умственной отсталости играет воспитание. Методики, разработанные специалистами для детей, страдающий легкой формой снижения интеллекта, направлены на установление контакта между родителями и ребенком. Родителям необходимо запастись терпением и применять на практике все рекомендации врачей. В большинстве случаев легкая форма умственной отсталости поддается корректировке, однако чем раньше началось лечение, тем более эффективным будет полученный результат.

    Дебильность — это органическое поражение мозга, являющееся самой слабой степенью умственной отсталости — олигофрении, которое обусловлено задержкой развития. При легкой дебильности больной существенно ничем не отличается от других людей. Разумное руководство больными позволяет им овладеть несложной специальностью. Они способны жить самостоятельно, однако зачастую нуждаются в поддержке других людей.

    Дебильность причины

    Наследственным факторам отводят первопричину возникновения дебильности (ферментопатия, микроцефалия, эндокринопатия), а также негативную роль играют неблагоприятные влияния на внутриутробное развитие плода.

    Дебильность и ее причины — это инфекционные заболевания (краснуха, корь, сифилис, токсоплазмоз, цитомегалия), перенесенные беременной или возникновение резус-конфликта, гипоксии плода, фетоплацентарной недостаточности.

    Олигофрения в степени дебильности может возникнуть после токсического воздействия на плод или употребления будущей мамой алкоголя, наркотических веществ, табака, отдельных медикаментов.

    Болезнь способна появиться в результате родовой травмы, врожденной гидроцефалии, асфиксии новорожденного, после перенесенного инфекционного поражения ЦНС (гнойного менингита, энцефалита, менингоэнцефалита), а также черепно-мозговых травм.

    Дебильность симптомы

    При дебильности проявляются следующие симптомы: сохранность эмоционально-волевой сферы и механической памяти, невозможность длительного привлечения внимания больного. Произвольное запоминание отмечается медлительностью и непрочностью. У больных превалирует конкретно-описательное мышление, однако отсутствует способность к абстрагированию. Страдающие на дебильность тяжело обучаемые, испытывают трудности при освоении правописания, у них отсутствует восприятие логических связей между предметами, понятия времени, а также пространства. Часто среди больных отмечаются нарушения речи: грамматического строя речи, искажение звуков, бедность словарного запаса. Они не способны пересказать услышанное, прочитанное. Однако некоторым больным, страдающим от задержки психического развития, а также малой продуктивности мышления присуща частичная одарённость. Им свойственна отличная механическая, а также зрительная память, их способность распространяется на сложные арифметические операции (умножение крупных цифр в уме), одаренность проявляется в абсолютном слухе, в умении рисовать и других особенностях. Больные способны испытывать эмоции, однако их действия не целенаправленны, зачастую импульсивны с присутствием негативизма.

    Страдающие на дебильность не справляются с программой общеобразовательной школы, и родителям предлагают перевести детей во вспомогательную школу, где они способны обучиться и научиться вести самостоятельную жизнь. Родителям на помощь в воспитании приходят психиатры, психотерапевты, которые учат и мотивируют больных участвовать в самостоятельной трудовой деятельности. Отмечено, что люди из числа легкой степени дебильности проявляют себя в качестве хороших супругов. Для них свойственна неконфликтность, послушание, а также управляемость. Среди больных выделяют вялых апатичных, возбудимых, мстительных, злобно-упрямых, заторможенных.

    Дебильность признаки

    В зависимости от стадии дебильности (легкой, умеренной или тяжелой) тип мышления у больных проявляется в разной степени.

    Дебильность и ее признаки проявляются в конкретно описательном типе мышления не позволяющим больным охватить ситуацию в целом и зачастую усвоить внешнюю сторону событий. Не имея пытливость ума, а также собственные суждения, этим лицам свойственно перенимать чужие взгляды и косвенно придерживаться их. Страдающие на дебильность запоминают различные выражения, правила, применяют их шаблонно и поучают жизни окружающих.

    Не способные к обобщениям и тонкому анализу, больные при легкой стадии ловко ориентируются в привычной ситуации. Опасность для общества представляет попадание больных под преступное влияние, поскольку, не осмысливая обстановки, они превращаются в орудие разного рода злоумышленников. Исполняя чужую волю, больные способны напасть с ножом, совершить поджог, при этом не отдавая себе в этом отчет.

    Страдающие на дебильность имеют примитивные половые распущенные влечения. По чертам характера больные бывают добродушными, приветливыми, ласковыми или диаметрально противоположными: злобными, агрессивными, упрямыми, мстительными.

    Стадии дебильности

    Дебильность подразделяется на стадии в зависимости от уровня интеллектуального развития.

    — IQ 65-69 (легкая стадия)

    — IQ 60-64 (умеренно выраженная стадия)

    — IQ 50-59 (тяжелая стадия)

    Стадии дебильности определяются после клинического обследования.

    Степень умственной отсталости диагностируется по следующим формам: атоническая, астеническая, дисфорическая и стеническая.

    Особенности страдающих астенической формой проявляются в истощаемости, эмоциональной неустойчивости, утомляемости.

    Атоническая форма психического недоразвития проявляется в неспособности к целесообразному и мотивированному поведению.

    Дисфорическая форма характеризуется в выраженных агрессивных расстройствах настроения разрушительного действия.

    Стеническая форма психического недоразвития отмечается уравновешенностью, добродушием, активностью, общительностью или вспыльчивостью, эмоциональной неустойчивостью, неупорядоченным поведением.

    Больные имеют ряд противопоказаний для социальной жизни, к которым относится служба в вооруженных силах, допуск к государственной тайне, служба в муниципальных и государственных органах, вождение автотранспортных средств, ношение, а также приобретение оружия, работа машинистом, инженером, мастером. Обязательно систематическое медицинское прохождение у врача-психиатра.

    Дебильность у детей

    Неплохая механическая память, а также усидчивость детей и усилия педагогов могут позволить отдельным больным овладеть программой начальных классов, однако далее обучение в средних классах им не дается, поэтому многих оставляют на второй год. По этой причине таких детей следует определять во вспомогательные школы.

    Выраженная дебильность у детей проявляется в узости интересов, сосредоточении на удовлетворении физиологических потребностей, желании только развлекаться. Больных не интересует жизнь школьного коллектива, чтение книг, они предпочитают смотреть случайные увеселительные телевизионные программы.

    Дети способны овладеть неквалифицированным трудом, при котором трудовые процессы выполняются механически и часто подражательно.

    Дебильность лечение

    Больные на дебильность наблюдаются у психоневролога. При развитии эндокринопатии важно получить лечение у эндокринолога.

    При установлении причины, которая вызвала дебильность, осуществляется специфическая терапия. Выявление врожденного сифилиса токсоплазмоза или врожденного сифилиса дает основание подключить этиотропное лечение; ферментопатия лечится соблюдением диеты, эндокринопатия — гормональной терапией.

    Симптоматическая терапия при заболевании включает дегидратационные средства, противосудорожные препараты, общеукрепляющее лечение, нейропротекторы, ноотропы (Ноотропил, Аминалон), метаболиты (витамины группы В, Глутаминовая кислота), психотропные препараты. Повышенная утомляемость и астения лечится психостимуляторами (Пемолин, Амфетамин), чрезмерная эмоциональная возбудимость снимается препаратами (Элениум, Галоперидол, Аминазин).

    Выраженная дебильность и ее лечение нуждается в корригирующих методах (психологических, педагогических, логопедических).

    Психологическая поддержка очень важна в коррекции нарушений поведения, а также обучения, а детям более старшего возраста необходимо помочь приобрести навыки, а также умения необходимые для бытовой и самостоятельной профессиональной деятельности.

    Умственная отсталость легкой степени

    Умственная отсталость легкой степени (дебильность) – наиболее распространенная форма интеллектуальной недостаточности (70-85% всех случаев психического недоразвития). В Международной классификации болезней МКБ-10 это расстройство обозначается шифром F 70. Ранее выделялось несколько степеней дебильности – легкая, выраженная, глубокая, что позволяло более точно подходить к вопросам обучения, трудоустройства и обоснования признаков инвалидности у таких больных.

    Основные признаки умственной отсталости легкой степени

    Принципы лечения и реабилитации при умственной отсталости легкой степени

    При правильном воспитании и обучении, своевременной коррекции сопутствующих неврологических и психических расстройств, лица с легкой интеллектуальной недостаточностью могут повысить свой IQ на 10-15 единиц, научиться читать и писать, общаться с окружающими, закончить 4-5 классов общеобразовательной школы или вспомогательную школу, приобрести профессию, успешно работать, создать семью и самостоятельно жить. Конечно, таких результатов достигают далеко не все, но потенциал для этого есть практически у каждого, особенно при легкой степени дебильности ( IQ 65-69).

    При более выраженном снижении уровня интеллекта дети могут учиться по специальной программе, приобретая преимущественно бытовые навыки и возможность заниматься простым неквалифицированным трудом (подсобный рабочий, уборщица, полевод). При наличии сопутствующих соматических заболеваний, патологии нервной системы, выраженных психических нарушений больные умственной отсталостью легкой степени (обычно это выраженная и глубокая дебильность) нетрудоспособны и нуждаются в назначении пособия по инвалидности.

    psycentr-algis.ru