Синдром аспергера психопатия

Менеджмент

Синдром аспергера (аутистическая психопатия, шизоидное расстройство детского возраста) (f84.5).

Характеризуется нарушениями социального поведения (как при аутизме) в сочетании со стереотипными, повторяющимися действиями на фоне нормального когнитивного развития и речи.

Впервые описан в 1944г. венским детским психиатром Гансом Аспергером (Hans Asperger), который обозначил его как аутистическая психопатия. Синдром характеризуется трудностями социальной интеграции детей в группы общения со сверстниками, что свойственно здоровым детям. В этом отношении такие дети напоминают больных с синдромом Каннера, но отличаются от них достаточной сохранностью речи и большим развитием интеллекта, а также более благоприятным прогнозом болезни в целом. H.Asperger назвал эту форму аутизма аутистической психопатией детского возраста.

Существует точка зрения, согласно которой синдром Аспергера является вариантом «высокофункционирующего аутизма», который может рассматриваться как менее тяжелая форма раннего детского аутизма, при которой интеллект остается достаточно сохранным. Официальным признанием синдрома следует считать его введение в американскую классификацию DSM-FV и в МКБ-10 (до этого он в этих классификациях не значился).

Этиология и патогенез синдрома Аспергера, так же как и раннего детского аутизма, остаются неясными. Наибольшее значение придается генетическим факторам, обусловливающим врожденный характер нарушений. Наряду с представлениями о генетической обусловленности этого синдрома многие психиатры допускают, что он возникает в результате пренатального и перинатального повреждения ЦНС.

Распространенность синдрома 1 больной на 10 000 детей (0,01 %). В этом случае различия в частоте синдрома у мальчиков и девочек еще больше, чем при детском аутизме Каннера и отношение между ними достигает 9:1.

Клинические проявления. До 3-летнего возраста наблюдается период нормального развития. Потом появляются нарушения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Синдром Аспергера клинически напоминает детский аутизм и характеризуется выраженной неловкостью в общении, молчаливостью, замкнутостью, отсутствием интереса к речи собеседника, бедностью мимики и жестов, изменением грамматической стороны речи, снижением интеллекта. В отличие от аутизма при синдроме Аспергера нет общей задержки или отсталости в речи и отмечается более высокий уровень интеллектуального развития.

О течении синдрома Аспергера судить трудно, так как пока не существует достаточно широких клинических катамнестических исследований. Известно, однако, что больные с этим синдромом могут обучаться в обычной школе (хотя они пребывают в школьном коллективе обособленно и считаются эксцентричными), но чаще более адекватным для них является обучение в специальных школах для детей с поведенческими девиациями. В дальнейшем относительно достаточное развитие формальных функций интеллекта сочетается с нарушениями социальной адаптации и недостаточно полным использованием полученных знаний. Существуют наблюдения, что у больных с синдромом Аспергера нередко развиваются обсессивно-компульсивные и биполярные аффективные расстройства.

Прогноз. Симптомы обычно сохраняются во взрослом возрасте. Большинство страдающих этим заболеванием в состоянии работать, но у них не складываются взаимоотношения с другими людьми, редко кто из них вступает в брак.

В отличие от детского аутизма, диагноз синдрома Аспергера основывается на наличии нарушений общения, социального взаимодействия; ограниченного, стереотипного поведения, интересов и занятий; и отсутствии общей задержки речи и когнитивного развития.

Ведение пациентов, страдающих синдромом Аспергера, включает психолого-педагогические мероприятия, поведенческую и семейную психотерапию. Медикаментозное лечение носит вспомогательный характер.

lartdoll.net

Cиндром Аспергера: о самодиагностике

В статье разобраны ключевые вопросы, связанные с корректным проведением самодиагностики расстройств аутистического спектра, в частности синдрома Аспергера: правильным использованием скрининговых тестов, интерпретацией уже имеющихся диагнозов, выявлением ключевых симптомов расстройства спектра аутизма во взрослом возрасте, а также тому, как не перепутать аутистические расстройства с другими особенностями психики. Материал может быть полезен в условиях отсутствия возможностей официальной диагностики, а также для прочтения перед обращением к психотерапевту или походу в группу поддержки для людей с синдромом Аспергера и расстройствами аутистического спектра (РАС).

Содержание

Идея написания статьи о самодиагностике синдрома Аспергера (СА) возникла у нас, ведущих московской группы поддержки для людей с расстройствами аутистического спектра (РАС), в ходе бесед с потенциальными участниками группы и вновь приходящими пользователями форума aspergers.ru. Оказалось, что из-за малодоступности в России официальной диагностики СА у взрослых в сочетании с незнанием многими людьми симптоматики РАС, мы столкнулись с необходимостью отвечать на ряд достаточно однотипных и повторяющихся вопросов. Вместе с тем, формат FAQ не позволил бы отразить многих важных вещей, и поэтому было решено написать полноценную статью, посвящённую советам по корректной самодиагностике РАС у взрослых людей.

  • существенно облегчить поиск психотерапевта, который специализируется именно на Вашей проблеме
  • способствовать лучшему пониманию самого себя и ускорять решение ряда проблем (коммуникативных, сенсорных и т.п.)
  • Внимание! Данная статья не является научной, а информация в ней не может рассматриваться как медицинские советы и не заменяет консультацию специалиста!

    Анализ имеющихся диагнозов

    Хотя подавляющее большинство людей, родившихся в СССР, не могло получить диагноза «синдром Аспергера», может иметь смысл узнать о том, были ли Вы в детстве объектом внимания психиатра, невропатолога или логопеда.
    Если оказалось, что да, то обратите внимание на следующее:

    1. Если у Вас есть диагноз «ранний детский аутизм», то Вы на самом деле являетесь официально диагностированным, т.к. синдром Аспергера является разновидностью аутизма.
    2. Диагнозы «черты аутичной личности», «черты аутизма», «аутоподобное поведение», «аутистическая психопатия», «шизоидное расстройство детского возраста» приблизительно соответствуют синдрому Аспергера.
    3. Записи в медицинской карте о:
      • бурной реакции на громкие, резкие, «металлические» звуки
      • неадекватных ответах на вопросы врача, в частности, повторения вопроса вместо ответа (т.е. эхолалии)
      • навязчивых движениях (иногда они могут быть отражены как тики или повышенная моторная возбудимость)
      • навязчивых интересах
      • повышенной нервной возбудимости, невротических реакциях и т.п.

    могут косвенно указывать на наличие РАС.

    Прохождение скрининговых тестов и их интерпретация

    Прохождение скрининговых тестов на аутичные черты является важной частью самодиагностики, т.к. позволяет более объективно (по сравнению с простым самостоятельным сопоставлением себя с критериями МКБ-10) оценить их наличие или отсутствие. Опыт общения на очной группе поддержки и форумах aspergers.ru позволяет условно разделить их на несколько групп:

    1. Тесты на аутичные черты

    К этой группе относятся тесты
    AQ, Aspie Quiz, RAADS-R; они предназначены для предварительной оценки наличия аутичных черт и степени их выраженности. Практика ведения группы поддержки показала, что наиболее предпочтительным является тест AQ, т.к.:

  • самый короткий и простой из них
  • изначально предназначен для самостоятельного использования в качестве скринингового теста
  • опубликован в рецензируемом научном журнале и его чувствительность и селективность подтверждены статистически
  • Тест Aspie Quiz во многом похож на AQ, но в содержит в три раза больше вопросов и при этом сопоставим с ним по чувствительности и селективности (The AQ test vs Aspie Quiz).
    Тест RAADS-R предназначен для применения в условиях клиники и может давать завышенные результаты при самостоятельном использовании (Ritvo R.A., Ritvo E.R., et al. // J. Autism Dev. Disorders. 2011 V.41. N.8. P.1076-1089).

    Повышенные (>=26) и особенно высокие (>=32) баллы по тесту AQ свидетельствуют о наличии выраженных аутичных черт, но не говорят об их природе (т.е. обусловлены ли они РАС), а в случае наличия РАС, как правило, не отражают степень его тяжести или легкости.

    2. Тесты на алекситимию

    К этой группе тестов относится Торонтская шкала алекситимии (TAS), существующая в двух вариантах на 20 и 26 вопросов.
    По возможности следует использовать более новый и короткий вариант TAS-20 из 20 вопросов.
    Алекситимия (трудности с идентификацией и словесным описанием своих эмоций) встречается у 85% людей с аутистическими расстройствами (Berthoz S., Hill E.L. // European Psychiatry. 2005. V. 20, P. 291-298., Hill E., Berthoz S., Frith U. // J. Aut. Dev. Disorders. 2004. V.34(2). P. 229-235.)

    Для синдрома Аспергера характерен повышенный или высокий результат в тесте TAS. Если же результат свидетельствует об отсутствии алекситимии, то с высокой вероятностью Вы столкнулись не с РАС, а с чем-то иным.

    3. Тест SPQ (на шизотипические черты)

    Прохождение теста SPQ при самодиагностике необходимо, т.к. симптомы синдрома Аспергера и шизотипического расстройства
    (в СНГ — вялотекущей шизофрении) могут быть внешне схожи, хотя это — разные и взаимоисключающие диагнозы, требующие разного подхода и терапии. Если результат SPQ повышен, то вероятность шизотипического расстройства — 55%. Если у Вас повышен результат SPQ, но Вы всё же считаете, что у Вас синдром Аспергера, обратите внимание на следующее:

  • для СА не характерна психотическая симптоматика: галлюцинации, бред, «голоса в голове» и т.п.
  • для СА не типичны высокие баллы по подшкалам «необычный опыт восприятия», «странные убеждения или магическое мышление», «идеи отношения», «подозрительность».
  • для СА не характерны развитая метафоричность мышления, склонность к поиску скрытых смыслов, «метафизическая интоксикация» и т.п.
  • Если Вы подозреваете у себя шизотипическое расстройство, обратитесь к врачу-психотерапевту, т.к. его самодиагностика и тем более самолечение недопустимы.

    4. Видеотест Heider-Simmel Demonstration (HS1944)

    Данный тест представляет собой видеоролик.
    Внимание! Если Вы его ещё не смотрели, то не читайте дальше, а посмотрите его и запишите впечатления перед дальнейшим чтением статьи!

    Тест HS1944 основан на том, что почти все нейротипичные люди при просмотре ролика видят в геометрических фигурах персонажей, разыгрывающих сценку (например, семейный скандал, драку парней из-за девушки и т.п.). Можно выделить два крайних варианта интерпретации ролика:

  • восприятие видеоролика как чисто механического движения фигур, полное отсутствие их спонтанного «очеловечивания». Такая интерпретация указывает на высокую вероятность наличия РАС.
  • видение с первых секунд ролика сложной социальной ситуации с детальным описанием эмоциональных состояний
    и характеров персонажей. Такая интерпретация указывает на высокую вероятность отсутствия РАС (т.е. нейротипичности)
  • Многие люди (как нейротипичные, так и аутичные) могут давать ответы, занимающие промежуточное положение между упомянутыми выше двумя крайними вариантами. При этом аутичные люди будут, как правило, тяготеть к первому варианту, а нейротипичные — ко второму.

    5. Тесты на когнитивные особенности

    К тестам для оценки на когнитивные особенности относятся тесты EQ и SQ, служащие для оценки способностей к эмпатии и систематизации соответственно. Для синдрома Аспергера характерны низкие значения суммарного балла по EQ (около 20 баллов, при этом для нейротипичных людей средний результат — около 40 баллов) и слегка повышенный результат SQ. Более подробную информацию можно получить на страницах с онлайн-версиями тестов (см. выше). Наиболее существенным из них для самодиагностики является тест EQ.

    6. Тесты на особенности поведения в детстве

    При самодиагностике синдрома Аспергера необходимо уделить внимание тому, как Вы вели себя в детстве: многие его симптомы особенно ярко и специфично проявляются в дошкольном и младшем школьном возрасте, что позволяет отличить его от ряда других проблем (прежде всего социофобии, особенностей характера и расстройств шизофренического спектра).

    Для оценки степени выраженности аутичных черт в детстве можно использовать тест ASSQ и шкалу оценки детского аутизма. Преимуществами теста ASSQ являются его простота и краткость, проверенность на реальных выборках детей, а также наличие публикации в рецензируемом журнале. Сильной стороной теста «шкала оценки детского аутизма» является подробное описание разных степеней выраженности симптомов РАС в детстве, что может быть полезным при самодиагностике.
    Эти тесты следует заполнять на основании воспоминаний о Вашем поведении в младшем школьном возрасте (7-10 лет). Настоятельно рекомендуется дать заполнить их одному из Ваших родителей (или иному человеку, который хорошо помнит Ваше поведение в детстве) и учесть полученные результаты при самодиагностике.

    Настоятельно рекомендуется совместить заполнение этих тестов с беседой с одним из родителей о Вашем поведении в детстве и его сходстве с синдромом Аспергера. «Взгляд со стороны» делает самодиагностику более объективной. Если родитель не знает, что такое синдром Аспергера, то можно дать почитать ему(ей) статьи:
    «что такое синдром Аспергера?»,
    «диагностические критерии синдрома Аспергера,
    «дети с синдромом Аспергера. Что такое синдром Аспергера?, «ответы на некоторые часто задаваемые вопросы о РАС.

    Для качественной самодиагностики необходимо прохождение тестов AQ, TAS, SPQ и HS1944. Также желательно пройти тест EQ и один из тестов на особенности поведения в детстве («шкала оценки детского аутизма» или тест ASSQ).
    Характерные в случае наличия РАС результаты:

  • AQ — высокий или повышенный
  • TAS-20 — высокий или повышенный
  • SPQ — нормальный
  • HS1944 — ослабленная склонность к антропоморфизации
  • EQ — низкий
  • тест ASSQ и Шкала оценки детского аутизма — высокие
  • На что обращать внимание?

    Итак, Вы прошли скрининговые тесты и они показали положительный результат. Возможно даже, что Ваши родители заполнили тесты «шкала оценки детского аутизма и тест ASSQ, а также признали сходство Вашего поведения в детстве с критериями синдрома Аспергера, а в медицинских картах остались какие-то косвенные доказательства наличия РАС. На что же теперь следует обратить внимание при попытках разобраться в происхождении Ваших аутичных черт? Далее мы рассмотрим несколько групп симптомов, которые характерны для синдрома Аспергера во взрослом возрасте.

    1. Врождённость синдрома Аспергера

    В случае РАС симптомы проявляются в 2-3 года и очевидны к 6-7 годам.
    С возрастом они не проходят, но их выраженность зачастую постепенно снижается.

    2. Специфические проблемы с общением с раннего детства:

    Основные проблемами в общении при синдроме Аспергера являются не застенчивость или замкнутость, а сложности с интуитивным и быстрым пониманием чужих эмоций, состояний, неписаных правил поведения в социальных ситуациях.
    Характерные примеры таких сложностей во взрослом возрасте:

  • интуитивное понимание по взгляду и мимике только базовых и достаточно выраженных эмоций вроде радости, страха или гнева. Проблемы с «чтением» слабых и сложных эмоций: например, может быть трудно понять, спокоен ли человек, устал ли, расстроен, раздражён или обижен.
  • использование «контакта глазами» скорее как навыка для соблюдения правил приличия, чем для лучшего понимания собеседника; напротив, аутичного человека необходимость смотреть в глаза может отвлечь от восприятия речи и мешать пониманию предмета разговора
  • ориентирование в социальных ситуациях скорее за счёт жизненного опыта и запоминания готовых и детальных шаблонов поведения. Тревога в ситуациях, где уже имеющийся опыт неприемлем и нужна интуиция.
  • слабое «заражение» чужими эмоциями и пониженная спонтанная чувствительность к чужой физической боли
  • алекситимия и проблемы с регулированием собственного эмоционального состояния (например, склонность к повышенной тревожности и/или вспышкам плохо контролируемой ярости (т.н. «мелтдауны»).
  • склонность к репликам, воспринимаемых окружающими как излишняя прямолинейность, категоричность, грубость или хамство, причём не из-за каких-то сознательных побуждений, а из-за непонимания тонкостей людских взаимоотношений и неформальной иерархии
  • 3. Сенсорные трудности

    При синдроме Аспергера очень часто можно встретить повышенную чувствительность к каким-либо сенсорным раздражителям: звукам, прикосновениям, свету. Примеры:

    • звуки: резкие, высокие, «металлические», а также шум сложного характера в торговых центрах, шумных компаниях, гулкой аудитории и т.п. Часто ведёт к невозможности разобрать чужую речь даже на фоне довольно тихих шумов, в отдельных случаях — к дезориентации, фрагментации восприятия, дереализации, дурноте и даже обморокам.
    • визуальные стимулы: мерцание ламп дневного света, старых мониторов, большое количество предметов в поле зрения, особенно движущихся и/или мерцающих.
    • тактильные стимулы: повышенная чувствительность к прикосновениям, очень неприятные ощущения от некоторых тканей (например, грубой шерсти), бирок на одежде, некоторых видов пищи из-за её консистенции
    • повышенная или пониженная чувствительность к боли. Необычное восприятие некоторых видов боли
    • В ходе самодиагностики рекомендуется посмотреть следующие ролики, в которых показана резко выраженная сенсорная перегрузка (т.е. попытки воссоздать ощущения аутичного человека).

      Помните о том, что человек не всегда может осознавать наличие сенсорных перегрузок и «списывать» их проявления на дурноту, переутомление, тревожность, вегето-сосудистую дистонию и т.п. Но при этом не следует путать сенсорные перегрузки с паническими атаками.

      Навязчивые интересы — очень частое проявление РАС. От обычных хобби их отличает навязчивость (отчасти напоминающая влюблённость), природная склонность сводить разговор к ним, часто — узкая направленность, необычность, отсутствие прикладного значения. Особенно ярко специнтересы проявляются в детстве, по мере взросления они могут становиться более абстрактными и практичными, и напоминать хобби и/или увлеченность профессией.

      5. Стимминг, т.е. моторные стереотипии, навязчивые движения

      Стереотипии нередко сохраняются и во взрослом возрасте. Часто они представляют собой повторяющиеся движения кистями рук, раскачивание, качание ногой и т.п. От похожих движений нейротипичных людей их отличает большая степень навязчивости, нередко — их неосознанность.

      6. Неуклюжесть (проблемы с координацией движений)

      Моторная неловкость — частое, но не обязательное проявление синдрома Аспергера.
      Обычно проявляется с раннего детства и может создавать проблемы с обучением чистописанию, пользованием столовыми приборами, завязыванию шнурков, застегиванию пуговиц, вдеванию нитки в иголку, катанию на велосипеде, роликах, бегу, гимнастическим упражнениям, танцам и т.п.

      7. Бедная и/или своеобразная мимика, а также просодия (интонация) речи, а также «язык тела» в целом.

      Со стороны невербальное общение аутичного человека может производить впечатление «чудаковатости» и/или отстранённости.
      Интонация может восприниматься окружающими как «роботоподобная» или «скандирующая». Выраженность этого признака сильно варьируется от человека к человеку. Также без опыта общения с заведомо аутичными людьми может быть сложно оценить, о каких именно особенностях невербальной коммуникации идёт речь

      Что можно ошибочно принять за синдром Аспергера и расстройства аутистического спектра?

      При самодиагностике расстройств аутистического спектра некоторую проблему представляет их внешнее сходство с другими психическими и неврологическими расстройствами и/или особенностями характера, особенно для человека, мало изучившего их симптоматику и не имеющего опыта общения с аутичными людьми «в реале». Далее будут рассмотрены некоторые особенности психики, наиболее часто принимаемые за РАС.

      Социофобия представляет собой сильный и плохо контролируемый страх каких-либо конкретных социальных ситуаций (публичных выступлений, романтических знакомств, разговора с продавцом в магазине и т.п.) или же страх перед общением в целом. Нередко её появление связано с каким-то прошлым негативным опытом общения и/или страхом произвести негативное впечатление на окружающих. Может приводить (не всегда) к повышенным баллам в тесте AQ и иногда — TAS.

      Социофобия нередко встречается среди аутичных людей, но сама по себе аутичностью не является, т.к. в её симптоматику не входят нарушения эмпатии и социального интеллекта, сенсорные перегрузки, специнтересы, склонность к рутине, характерные для РАС особенности мимики и просодии и т.п.

      2. Интроверсия, шизоидная акцентуация характера, шизоидное расстройство личности

      Нередко с РАС путают варианты нормального характера или расстройства личности, которые проявляются замкнутостью, желанием пребывать в своём внутреннем мире, избирательностью в общении, обострённым восприятием нарушения личностных границ и т.п. На первый взгляд, глубокий интроверт очень похож на аутичного человека (и даже скрининговое тестирование даже может дать ложноположительный результат), но на самом деле существует несколько важных различий:

    • РАС проявляется с 2-3 лет и очень заметен к моменту поступления в школу, характер же формируется скорее в подростковом возрасте
    • социальный интеллект и эмпатия при обычной интроверсии или шизоидности, как правило, нормальны, хотя коммуникативные навыки могут быть слабо развиты из-за малого опыта общения
    • для интроверсии и шизоидности не характерны стимминг (стереотипные движения), сенсорные перегрузки, специнтересы
    • интроверсия — склонность к замкнутости вне зависимости от коммуникативных способностей, синдром Аспергера — серьёзные проблемы с интуитивным пониманием других людей вне зависимости от желания общаться (более того, аутичный человек может быть экстравертом)
    • для синдрома Аспергера не характерна склонность к сильно метафорическому мышлению, сложным аллегориям, «метафизической интоксикации» и т.п.
    • Хотя многие аутичные люди — интроверты, часть из них всё же являются экстравертами (так называемая «активная группа по Гиллбергу»).
      Более подробно о разнице между аутичностью и интроверсией/шизоидностью можно прочитать в заметке
      Даниэлы Тейт: «Дифференциальная диагностика: шизоидное расстройство личности vs. аутизм»).

      3. Вторичная аутизация

      Причины вторичной аутизации заключаются не в расстройстве аутистического спектра, а в неблагоприятных условиях в детстве:
      — недостаток общения (из-за физической инвалидности, например, ДЦП, и/или частого нахождения в больницах, замкнутом образе жизни семьи, исключительно надомном обучении ребёнка),
      — психологические травмы (насилие в семье, воспитание в детском доме, смерть близких людей, травля со стороны сверстников и т.п.).
      Иногда она может появиться также из-за транссексуальности или гомосексуальности по причине необходимости скрывать свою подлинную природу в обществе, не очень терпимо относящемся к подобным особенностям психики.

      Внешне вторичная аутизация может выглядеть похоже на синдром Аспергера из-за низких коммуникативных навыков, замкнутости, алекситимии, недоверчивости. Но, как и в случае интроверсии, при ней не будет столь явных нарушений эмпатии, «модели психического», социального интеллекта, как при синдроме Аспергера, и специфического для аутистических расстройств набора симптомов вроде сенсорных перегрузок, стимминга, специнтересов, приверженности рутине и ритуалам.

      4. Шизотипическое расстройство и шизофрения

      Хотя эта группа расстройств характеризуется замкнутостью, она имеет мало общего с синдромом Аспергера. На скрининговом тестировании могут проявляться высокими показателями в тестах AQ и TAS, а также SPQ. Важные различия:

    • Синдром Аспергера всегда начинает проявляться в раннем детстве, а шизофрения — как правило, начинается в подростковом или юношеском возрасте
    • для синдрома Аспергера не характерна психотическая симптоматика (галлюцинации, бред, «голоса»), а также негативная симптоматика (нарушения мышления и т.п.)
    • СА не прогрессирует, но при этом не поддаётся лечению психотропными препаратами и у него не бывает обострений и ремиссий
    • про шизотипическое расстройство — см. выше подробнее описание теста SPQ.
    • Внимание! При подозрении на шизофрению или шизотипическое расстройство необходимо обращение к врачу-психотерапевту! Самодиагностика и тем более самолечение недопустимы: опасно!

      5. Иные психические расстройства

      Иногда с РАС путают генерализованное тревожное расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, биполярное аффективное расстройство, депрессию и т.п. Следует помнить, что

    • ни одно из этих расстройств не даёт всего набора симптомов РАС, а их картина в целом существенно иная
    • как правило, они не начинаются в раннем детстве
    • любое из них может быть как у нейротипичного, так и аутичного человека
    • 6. Расширенный фенотип аутизма (РФА)

      РФА представляет собой вариант нормальной психики, с качественной точки зрения крайне сходной с синдромом Аспергера, но по выраженности проблем «не дотягивающей» до психиатрического или неврологического диагноза. Во взрослом возрасте РФА может быть сложно отличить от лёгких вариантов СА даже специалистам.
      При самодиагностике помните о том, что синдром Аспергера — скорее лёгкая форма аутизма (но во многом пограничная с нормой), чем особенности характера.

      Заключение

      Таким образом, корректная самодиагностика синдрома Аспергера (и вообще расстройств аутистического спектра)
      включает в себя следующие шаги:

    • Сбор информации о уже поставленных в раннем детстве, прямо или косвенно связанных с РАС
    • Прохождение скрининговых тестов AQ, TAS, SPQ, HS1944 в обязательном порядке, а также по возможности тестов EQ и «Шкала оценки детского аутизма».
    • По возможности — беседа с родителями (или иными людьми, хорошо знавшими Вас в раннем детстве) о детстве и показом информации о синдроме Аспергера; заполнение одним из них «шкалы оценки детского аутизма»
    • Поиск у себя ключевых симптомов РАС (см. выше).
    • Сопоставление своих проблем с другими особенностями психики, внешне похожими на РАС, для снижения вероятности ошибочной самодиагностики
    • www.aspergers.ru

      Даниэла Тейт: «Дифференциальная диагностика: шизоидное расстройство личности vs. аутизм»

      Даниэла Тейт (Danielle Tate) — 27-летняя аутичная женщина из Калифорнии, изучающая инженерное дело и имеющая специальный интерес к психологии, реабилитационным технологиям и вопросам развития детей. Автор блога chaoticidealism.livejournal.com.

      В написанной ею статье проведено сравнение черт синдрома Аспергера и шизоидного расстройства личности (ШРЛ).

      Шизоидное расстройство личности

      Дифференциальная диагностика: шизоидное расстройство личности vs. аутизм

      A. Картина всеобъемлющего отчуждения от социальных отношений и ограниченный диапазон выражения эмоций при межличностных взаимодействиях, начинающиеся в юности и присутствующие во множестве контекстов, на что указывают четыре (или более) пункта из следующих:

    • не желает близких связей и не получает удовольствия от них, в том числе будучи частью семьи
    • почти неизменное предпочтение уединённой деятельности
    • незначительный интерес к сексуальным контактам с другим лицом
    • мало что доставляет удовольствие или вообще ничего
    • отсутствие близких друзей или доверительных связей (кроме как с родственниками первой степени)
    • слабая ответная реакция как на похвалу, так и на критику
    • эмоциональная холодность, отчуждённость или уплощённый аффект
    • B. Исключается при наличии шизофрении, расстройства личности с психотическими чертами, иного психотического расстройства или первазивного расстройства развития, и если обусловлено психологическими эффектами общего медицинского состояния.

      Технически ШРЛ и синдром Аспергера не могут присутствовать одновременно, потому что они определены как взаимоисключающие; если аспи подходит под критерии ШРЛ, оно не может быть диагностировано ему, потому что симптомы ШРЛ возникают «при наличии [длящегося всю жизнь]» первазивного расстройства развития. Тем не менее, у многих аспи действительно имеются шизоидные черты. Кроме того, у асексуального аспи, который не находит удовольствия в социализации, может быть диагностировано ШРЛ, если критерий «при наличии» не был учтён.

      Таким образом, вы должны выбрать одно или другое.

      (Я думаю, что это возможно — быть аутичным человеком с шизоидными чертами. Но согласно существующему в настоящее время описанию, аспи, которые отвергают социализацию, — только аспи, а не аспи/шизоиды. Аутизм имеет приоритет в диагностике.)

      Различия:
      • ШРЛ является расстройством личности, и хотя личность имеет большой наследственный компонент, при нём нет неврологического аспекта, как при синдроме Аспергера. Вы скорее всего не увидите реальных отличий от НТ (нейротипиков) в когнитивном отношении, в сенсорном восприятии, обучении или координации. Как факт, ШРЛ берёт начало к совершеннолетию, когда личность уже начинает превращаться в зрелого индивида. Синдром Аспергера обычно заметен с ранних лет — часто со младенчества.

      • СА имеет дополнительные черты, которые при ШРЛ отсутствуют — стимминг, специальные интересы, странную речь, атипичную невербальную коммуникацию. Если вы знаете кого-то, кто выглядит как шизоид и имеет эти черты, вы можете быть почти уверены, что он аутист.

      • Шизоидность включает в себя нежелание общаться. Синдром Аспергера включает низкое мастерство общения, независимо от желания. (Во многих случаях ШРЛ и впрямь влечёт низкие социальные навыки из-за недостатка практики, но с практикой кто-то с ШРЛ может достичь стандарта НТ. Вопрос в том, что он не видит смысла в этом. Но также и низкий уровень мастерства часто приводит к низкому интересу — отчасти поэтому, я думаю, что у аспи чаще чем в среднем встречаются шизоидные черты.)

      • Шизоидная личность имеет одну особенность, которая почти никогда не наблюдается у аспи при отсутствии депрессии. Из определения: «мало что доставляет удовольствие или вообще ничего». Это потому, что для аспи специальные интересы и многие стимы являются источниками огромного наслаждения. Я описывала свои специальные интересы так: «почти как влюбиться».

      • Не все аспи — асексуалы. Но большинство людей с ШРЛ являются таковыми.

      • Аспи могут быть чрезвычайно чувствительны к похвале или критике, а шизоидная личность делает вас равнодушными к ним.

      • Значительное число аспи являются экстравертами. ШРЛ являет собой крайнюю интроверсию.

      Миф: Шизоидное расстройство личности — это своего рода шизофрения.
      Правда: Нет, это расстройство личности, характеризующееся крайней интроверсией. И хотя по некоторым исследованиям оно ассоциировано с повышенным риском шизофрении, ШРЛ не включает галлюцинации или любой другой вид психоза, а также не влияет на когнитивные способности.

      Миф: Шизоидное расстройство личности означает «опасного одиночку», лишённого морали. Это рецепт для серийного убийцы.
      Правда:
      ШРЛ, вероятно, одно из наименее проблемных психических отклонений, которые можно иметь, как для человека с таким диагнозом, так и для общества. Оно не вызывает психоза; и не нарушает суждений или моральности. При нём может нарушаться обычная «зеркальная» разновидность эмпатии, так что люди с ШРЛ не сразу чувствуют себя плохо, увидев страдания другого человека, но это, кажется, не влияет на вероятность того, что человек с ШРЛ поможет страдающему — в действительности они могут сделать это лучше, потому что не вовлечены в ситуацию эмоционально и сохраняют хладнокровие. (Эмоциональная отрешённость, характерная для ШРЛ, это то, что требуется от врачей, санитарок, полицейских и т.д.) ШРЛ частично определяется плоским аффектом, но это не отсутствие чувства; это отсутствие выраженного чувства. Дополнение: Плоский аффект присутствует при ШРЛ не во всех случаях. И в некоторых случаях он присутствует при синдроме Аспергера.

      Существует на самом деле много спекуляций, что ШРЛ в действительности не является психическим заболеванием. В отличие от других расстройств личности оно, кажется, не вызывает никакого прямого бедствия. Единственное затруднение с ШРЛ, кажется, в том, что от шизоидных людей могут ожидать больше контакта, чем те желают; и люди вокруг них — особенно семьи — могут ожидать от них большего, чем те могут дать. Находить общение скучным и пустой тратой времени — это может казаться оскорбительным для других людей, которые не понимают, что эта неприязнь не личная.

      В общем, я думаю, ШРЛ действительно находится на грани, когда дело доходит до того, что является «психическим заболеванием», а что нет. Оно не причиняет горя. Оно не вызывает дисфункции. И хотя это «девиация» (статистическое отклонение от нормы), но так же как гений или святость. Интроверсия — просто не принимаемый в культуре способ жить; и психическое заболевание не следует определять культурой. Его нужно определять, задавая такие вопросы как: «Не вредит ли это тебе? Причиняет ли это вред кому-то ещё? Снижает ли это способность к функционированию?» И если ответ на эти вопросы «нет», то это не должно быть психическим заболеванием.

      Представленный выше материал — перевод текста «Schizoid Personality disorder».