Синдром аутизма взрослых

Аутизм у взрослых: сложные моменты жизни

Современный мир подчинен жестким правилам жизни, которые характеризуются успешностью, красотой, здоровьем, ухоженностью. Сегодня идеальными членами социума становятся те, кто молодо выглядит, всегда улыбается, общителен в любой обстановке.

Но как же быть, если вы сами или кто-то из ваших близких людей не подходят к этим критериям? Разумеется, необходимо следить за своим здоровье, своим имиджем, посещая спортивные секции, ходить в бассейн или на теннис, уделять внимание правильному питанию. Но что делать взрослым людям-аутистам, которые обращены только в себя и не могут установить эмоциональный контакт в области общения? Как им жить без взаимодействия с другими членами общества?

Аутизм у взрослых: жизнь в своем мире

Еще в 1910 году Эугеном Блейлером, известным швейцарским психиатром введен в науку термин «аутизм», которым он обозначил неспособность человека выделять какие-то важные объекты в окружающем мире и эмоционально контактировать с окружающими его людьми, даже с родными.

Обычно, когда мы говорим об аутизме у взрослых, то подразумеваем классический аутизм. Но статистически к этим больным причисляют и людей аутичного спектра, которому характерны щадящие формы расстройства, проявляющиеся как странные привычки. Некоторыми учеными-психиатрами люди с «синдромом Аспергера» воспринимаются как аутисты, а сам синдром они относят к высокофункциональным формам аутизма. Для синдрома Аспергера, действительно, характерен нормальный либо высокий интеллект, тесно связанный с гениальностью. Но при всем этом «аспергерам» свойственны нестандартные или слаборазвитые социальные способности (предполагается, что синдромом Аспергера болели великий гений-ученый Альберт Эйнштейн, писательница Виржиния Вульф).

Исследованиями британских ученых-психиатров доказано, что аутизм в различной мере присущ каждому сотому взрослому человеку.

Условная классификация аутизма у взрослых

К первой группе относятся практически неисцелимые больные с крайне тяжелой формой патологии, далекие от совершенства. Они полностью самоотрешенные от окружающего мира, не поддаются адаптации, живут в своем замкнутом мире, не допуская в него даже самых родных и близких людей. Не умеют совершенно говорить. Интеллектуальное развитие – очень низкое. Они не умеют за собой ухаживать и без постороннего внимания и помощи не могут обойтись. Их нельзя никогда оставлять самих.

Во вторую группу аутизма у взрослых входят больные замкнутые, они способны к контактам с людьми, но загадочным, понятным только для них приемом.
У них речевые проблемы, но они разговаривают, общаются с окружающими, строго придерживаясь определенных тем. Обычные люди не в состоянии понять логику их мышления. Она им кажется абсурдной и незакономерной, словно фантастика.
Таким людям типично продолжительное время заниматься любимым однообразным делом, забыв о пище, сне и, даже, естественных нуждах. Они не приемлют новшества, активно, изредка агрессивно, протестуя против любых изменений обстановки и привычного уклада жизни. Им специфичны монотонные и однообразные движения.
Таким больным не свойственно чувствовать голод, холод, у них нет никакого желания прогуляться или поспать.

К третьей группе зачислили больных аутизмом, которые усвоили определенные навыки и развили некоторые способности. Им чужды взгляды окружающих их общества. Они охотно контактируют с окружающими, при этом, не обращая внимания ни на кого. Им трудно обходится без помощи родных людей, хотя они обладают индивидуальными умениями, о которых не догадывается никто.

Четвертая группа больных аутизмом – это люди, которых нелегко разглядеть в обычной массе людей. Они умные, послушные, но несамостоятельные, чрезмерно обидчивые, не могут свободно принять решение, отступая перед любой проблемой. Они всегда послушные, следуют определенным правилам. Среди обычных людей увидеть таких взрослых-аутистов может только врач-психиатр.

Пятая группа аутизма у взрослых включает людей с интеллектом высокого уровня ли выше среднего. Генетические сбои у таких людей создают появление гена гениальности. Ученые–психиатры всего мира доказали, что к гениальности ведет именно аутизм с высоким интеллектом – это талантливые люди. Таким аутистам-гениям легко себя реализовать в сфере математики, физики, программирования, творческой деятельности.

Аутизм нужно своевременно диагностировать и как можно раньше начинать лечение и реабилитацию, желательно в колыбельном возрасте. Но даже если время пропущено, надо работать и с взрослыми больными аутизмом. Людям с аутизмом необходима социализация, знания по преодолению робости и волнений, по контролю над своими эмоциями и поведением.

Для лечения взрослых с аутизмом применяется поведенческая терапия, гомеопатические методы, а также соблюдение рекомендуемой диеты.

Чем раньше начата борьба с этой болезнью, тем легче и быстрее будет достигнут хороший результат.

autism-help.ru

Аутизм, что это за болезнь? Как её распознать и справиться с ней

Аутизм встречается чаще, чем принято думать. Встречается независимо от вероисповедания, уровня жизни, национальной культуры. Предположительно, чаще бывает среди мужчин. Это пожизненное состояние. Поэтому дети, страдающие аутизмом, вырастают и превращаются во взрослых с таким диагнозом. Что же это за болезнь — аутизм?

Наиболее вероятной причиной возникновения аутизма, предположительно, является сочетание каких-либо токсических воздействий на организм во время беременности и родов (различные осложнения, инфекционные заболевания), а так же генетические факторы. Факторами риска для развития аутизма могут быть такие заболевания как фенилкетонурия, энцефалит, менингит, отравления ртутью и свинцом. Опасностью для ребенка могут быть, предположительно, комбинированные вакцины.

Есть предположение о наследственной передаче заболевания в рамках одной семьи. Если у семейной пары ребенок страдает аутизмом, то можно предположить, что и второй малыш будет страдать этим заболевания. Риск возникновения заболевания у детей увеличивается при наличии аутизма у одного из родителей.

Для определения диагноза аутизм необходимо присутствие характерной триады:

  • трудности с социальными коммуникациями,
  • трудности с социальным воображением,
  • трудности с социальным взаимодействием.
  • Человека с типичным аутизмом не существует. Поведение и состояние больного по степени тяжести может быть разным. Все зависит от формы аутизма.

    Статистика указывает на то, что из тысячи детей пять-шесть детей страдает этим диагнозом. Мальчики страдают аутизмом чаще, чем девочки. У малышей это состояние формируется в возрасте 1-3 лет.

    Аутизм у детей можно увидеть в поведении ребенка уже в первый год жизни.

  • У ребенка отсутствует привязанность к родителям. Он не плачет, если родители куда-либо уходят, не улыбается им, не смотрит в глаза.
  • Наблюдается задержка в развитии ребенка.
  • Ребенок агрессивен или равнодушен к другим детям, он не стремится к общим играм.
  • Любит играть с одной игрушкой, отвергая остальные.
  • Малыш может неадекватно реагировать на различные раздражители, на которые здоровый ребенок просто не обращает внимания (различные звуки, свет и т. д. ) Он может испытывать из-за них панический страх.
  • Дети не могут отличить живые предметы от неживых.
  • Развитие аутизма связывают с генами, однако сама генетика этого процесса сложна и не совсем понятна на сегодняшний день.

    Своевременная диагностика у детей осложняется тем, что некоторые моторно-речевые нарушения в поведении ребенка раннего возраста можно списать на особенности характера и на младенческий возраст. Следует помнить, что все эти симптомы не являются исключительными только для аутизма. Поэтому, если их появление беспокоит вас, обратитесь к педиатру.

    В отличие от детей симптомы аутизма у взрослого очень заметны.

    Заболевание аутизм у взрослого. Что это такое?

    Затянувшаяся хроническая депрессия может способствовать развитию этого заболевания у взрослых. Современный человек пытается убежать из реального мира в свой внутренний мир, т. е. он как-бы прячется в скорлупу, которая защищает его. Интеллект взрослого аутиста может быть высок. Они добиваются успехов в карьере, совершают научные открытия, но при этом у них остаются проблемы в общении, в быту. Исследования показали, что только 33% больных способны частично работать и жить самостоятельно.

    Признаки аутизма у взрослых

    • У больного скуден словарный запас. Он повторяет слова и фразы много раз.
    • Речь однообразна, ее можно сравнить с речью робота. Отсутствуют интонации.
    • Велика привязанность к определенным предметам, привычкам. Может возникнуть сильный испуг при каких-либо переменах.
    • Равнодушен к чувствам и намерениям других людей. Человек живет в мире собственных иллюзий.
    • Не может обратится первым к кому-либо.
    • Не воспринимает элементарные правила принятые в обществе. Может слишком тихо или громко разговаривать, пристально смотреть в глаза или, наоборот, не контактировать взглядом с собеседником.
    • Некоторые взрослые, страдающие аутизмом, совершают множественные бессмысленные движения.
    • У больных аутизмом могут возникнуть припадки, которые могут привести к различным отрицательным, непредсказуемым последствиям.
    • Человек, страдающий аутизмом, неспособен к нормальному общению. Он не может почувствовать интуитивно состояние человека, находящегося рядом с ним.
    • Не чувствует романтических жестов. Объятия для них попытка ограничения их движений в пространстве.
    • Существует четыре вида аутизма (синдромы аутизма).

    • Синдром Каннера — для этого синдрома характерна изоляция человека от окружающих его людей, развитие речи слабое, человек живет в своем мире.
    • Синдром Аспергера — больные отказываются общаться с окружающими, слабо владеют жестикуляцией, мимикой, но у них развито логическое мышление. Если больной заинтересован в решении какой-нибудь задачи, он решит ее.
    • Синдром Ретта — проявляется на седьмом-восьмом месяце развития малыша. Ребенок забывчив, пассивен. Речь слаборазвита, а иногда она вообще отсутствует. Появляются проблемы с мышечной и костной системами. К пяти-шести годам ребенок может научиться разговаривать, но проблемы с движением и умственным развитием остаются. Синдром Ретта трудно поддается корректировке. Заболевание встречается только у девочек.
    • Атипичный аутизм — проявляется у взрослых людей. Для этого вида аутизма характерно тяжелое поражение головного мозга человека. Состояние больного тяжелое, нарушена речь, движения беспорядочны, взгляд направлен в одну точку по несколько часов.
    • Все разновидности аутизма имеют не только генетический, но и приобретенный характер заболевания (приобретенный аутизм). В определенный момент взрослый человек замыкается в себе, пытается изолировать себя
      от общества. Аутизм у взрослого развивается быстро, хотя начинается незаметно. Вы вдруг замечаете, что близкий для вас человек перестал улыбаться, неохотно здоровается. Можно подумать, что это просто сезонная депрессия, неполадки на работе или в семье. Нужно обратиться к невропатологу или психиатру. Пусть специалист диагностирует причину такого поведения.

      Приобретенный аутизм у взрослого очень опасен. Это заболевание может привести к крайностям психической неуравновешенности. Аутизм влияет на отношения в семье и работоспособность.

      Классификация аутизма

      Согласно современной классификации, пациентов, страдающих от аутизма, разделяют на пять групп.

      • Первая группа — пациенты, которые не взаимодействуют с окружающим миром.
      • Вторая группа — замкнутые в себе люди; любят часами заниматься любимым занятием. Могут длительное время не испытывать желания спать, есть, отдыхать.
      • Третья группа — люди, не воспринимающие нормы общества.
      • Четвертая группа — больные аутизмом взрослые, не умеющие бороться с проблемами, часто обижаются на кого-либо.
      • Пятая группа — к этой группе относятся люди, страдающие аутизмом, у которых интеллект выше среднего. Они становятся успешными программистами, музыкантами, писателями, т. е. они успешно, независимо от заболевания, адаптируются в обществе.
      • В США установили, что из-за генетического сбоя у аутистов иногда может появиться «ген гениальности». Но общество не всегда, к сожалению, принимает в свои ряды больных аутизмом. Их называют «чудаками», смеются над ними, унижают. От них отворачиваются родственники и друзья, а это только ухудшает состояние больного.

        Раннее выявление и диагностика аутизма, своевременное и качественное лечение позволяет быстрее восстановить имеющийся потенциал. Для определения специфики отставания в развитии ребенка или взрослого врач-специалист применяет различные опросники, проводит тесты на аутизм. Существует ряд тестов, согласно которым аутист должен называть состояние своих эмоций, а так же эмоций других людей. Он должен попытаться поставить себя на место какого-либо человека и настроиться на его состояние психики, скопировать это состояние. Испытуемый должен дать ответ о состоянии другого человека, обращая свое внимание только на глаза и взгляд.

        Если скрининговые тесты показали повышенный уровень аутичности и у вас есть поведенческие трудности в повседневной жизни, обратитесь к специалистам. Ребенку или взрослому необходимо проверить слух, чтобы быть уверенным в том, что проблемы вызваны каким-либо заболеванием.

        Оценивается физическое состояние ребенка или взрослого. По назначению врача проводятся лабораторные исследования. Если в семье есть умственно отсталые, проводится хромосомный анализ. При наличии эпилептических припадков назначается электроэнцефалограмма. Если выявлены структурные изменения в головном мозге, проводится магнито-резонансное обследование.

        Часто задают вопрос: «Можно ли полностью вылечить аутизм?»

        Теперь уже известно, что и приобретенный, и врожденный аутизм не поддается лечению. Но разработан ряд методик, согласно которым можно обучить аутистов самообслуживанию, контактам с окружающим миром, письму, некоторым рабочим навыкам, т. е. помочь им существовать в социуме.

        Эффективность лечения зависит от стадии болезни и индивидуальна для каждого больного.

        Лечение аутизма у взрослых связано с его адаптацией в обществе, прекращением прогрессирования заболевания. Чем раньше будет начата борьба с заболеванием, тем лучших результатов можно достигнуть. При необходимости лечащий врач может назначить больному биологически активные добавки, содержащие витамины и магний, успокаивающие препараты.

        Большое внимание уделяется поведенческой терапии и максимально комфортной адаптации пациента в обществе. Уход за больным, ряд мероприятий, которые направлены на поддержание жизнедеятельности больного, назначение специальных диет — все это поможет поддержать больного.

        И психологи, и медики считают, что аутисты могут тоже радоваться жизни, быть полноценными членами нашего общества. Они могут креативно развиваться. Ведь нам известен ряд личностей, которых психологи считают аутистами: А. Кристи, А. Пушкин, А. Эйнштейн, Билл Гейтс и др.

        Признаки аутизма у детей раннего возраста

        onevroze.ru

        Как могут развиваться романтические отношения у молодых людей с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом?

        В то время как молодым людям с классическим аутизмом обычно достаточно уединенного образа жизни «отшельника», людям с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом он часто не подходит. Клинические исследования показали, что большинство таких подростков и молодых людей заинтересованы в романтических отношениях. При этом очень мало исследований затрагивают этот аспект расстройств аутистического спектра или стратегии по успешному развитию этих отношений.

        Нам известно, что молодые люди с синдромом Аспергера испытывают значительные трудности в развитии отношений со сверстниками и понимании того, что может думать или чувствовать другой человек. Обычные дети постигают это естественным путем и практикуются в навыках развития отношений с членами семьи и друзьями задолго до того, как применяют эти способности для успешного развития романтических связей. Молодые люди с диагнозами «синдром Аспергера» и «высокофункциональный аутизм» обладают ограниченным набором навыков общения и им может быть сложно проявлять эмоции, особенно привязанность. У них также может присутствовать очень высокая чувствительность к определенным сенсорным ощущениям. Все эти диагностические характеристики оказывают влияние на навыки формирования отношений, пока ребенок растет, и, в итоге, снизят шансы взрослого на успешные долгосрочные отношения.

        Любовь и привязанность

        Люди с расстройствами аутистического спектра испытывают сложности в понимании и выражении эмоций, и самой сложной эмоцией для таких людей является любовь. Обычные дети и взрослые часто с удовольствием выражают свою привязанность, знают, как выражать ее для обмена взаимными чувствами привязанности и любви, и знают, как поддержать кого-нибудь с помощью выражения привязанности. Ребенок или взрослый с аутизмом могут не нуждаться в такой же глубине и частоте выражений любви с помощью действий или могут не осознавать, что в данной ситуации от них требуется демонстрация их привязанности, что принесло бы удовольствие другому человеку. Он или она могут быть раздражены тем, насколько другие люди «зациклены» на выражении любви друг к другу.

        Некоторые аутисты могут быть очевидно незрелыми в своих выражениях привязанности и иногда воспринимают их как негативный опыт. Например, объятие может казаться неприятным и ограничивающим движения. Человек может смутиться или переполниться эмоциями, когда от него ожидается выражение и принятие достаточно умеренных выражений любви. Я недавно разработал программу по когнитивно-поведенческой терапии для детей и подростков с синдромом Аспергера, которая объясняет им суть эмоции любви и способы выразить то, что ты любишь кого-то или испытываешь к нему симпатию. Программа вскоре будет оценена в ходе исследования, которое проводит Университет Квинсленда в Австралии.

        Специальные интересы

        Одной из диагностических характеристик синдрома Аспергера является развитие специального интереса, необычного своим объектом и значимостью. У подростков и молодых людей таким объектом порой становится человек, что можно интерпретировать как обычную подростковую влюбленность, но степень интереса и связанное с ним поведение часто вызывают обвинения в преследовании и домогательстве. Склонность к развитию особого интереса может и другими способами влиять на появление знаний об отношениях. Специальные интересы во многом помогают людям с синдромом Аспергера, в том числе в приобретении знаний для понимания раздражающих аспектов их жизненного опыта. Подростки с синдромом Аспергера часто стремятся к тому, чтобы понять и испытать в плане общения и отношений, в том числе романтических и сексуальных, то же, что и их сверстники, но у них могут возникнуть проблемы с источниками информации об отношениях и сексуальности.

        У подростка с синдромом Аспергера мало или вовсе нет друзей, с которыми он может обсудить такие темы как романтические или сексуальные ощущения и правила сексуального поведения. К несчастью, единственным источником информации для подростков с синдромом Аспергера могут быть или порнофильмы, если речь идет о мальчиках, или «мыльные оперы», если мы говорим о девочках. Человек с синдромом Аспергера может решить, что действия, показанные в порнографических материалах, могут служить «сценарием» того, что нужно говорить или делать на свидании, но это недопонимание способно привести к обвинениям в домогательствах. Такие обвинения чаще всего связаны с неприемлемым поведением, чем с насильственными или агрессивными действиями сексуального характера. Девушки с синдромом Аспергера могут использовать фильмы и телевизионные передачи в качестве источника знаний об отношениях и не способны осознать, что сериалы не совсем верно отражают начало и развитие отношений в реальной жизни.

        Клинические исследования демонстрируют, что непопулярные девочки с синдромом Аспергера, которых не принимают ни в какие компании, после физических изменений, произошедших в период полового созревания, польщены вниманием со стороны мальчиков. Из-за своей наивности девочка может не осознать, что их интерес носит сексуальный характер, а вовсе не является стремлением просто общаться с ней и проводить время в ее компании. У нее может не оказаться подруг, которые проводили бы ее на первое свидание или дали бы совет по поводу правил социального и сексуального поведения. У ее родителей могут возникнуть сильные опасения в связи с ее уязвимостью перед негативным сексуальным опытом и возможным изнасилованием во время свидания.

        Продолжительные отношения

        В отношениях присутствует переход от знакомства к партнерству. Людям с синдромом Аспергера может быть сложно справиться с каждой ступенью этого перехода. Чтобы перейти из друзей в статус партнера, подростку или молодому человеку с синдромом Аспергера нужно понять искусство флирта, чтобы аккуратно считывать сигналы взаимной симпатии и не теряться во время свиданий. Люди с синдромом Аспергера не понимают этого интуитивно. Такие подростки и молодые люди часто спрашивают меня: «Как мне найти себе парня/девушку?» И на этот вопрос нелегко ответить. Одной из трудностей может стать правильная интерпретация чьих-то намерений. Простое выражение доброты или сочувствия могут восприниматься гораздо серьезнее, чем было задумано. Мне приходилось объяснять мужчинам с синдромом Аспергера, что улыбка и внимание со стороны женщин-стюардесс — это просто знаки вежливости, а не желание завязать отношения.

        Несмотря на проблемы в сфере отношений, которые есть у большинства людей с синдромом Аспергера, некоторые из них могут развивать их и заводить романтические и интимные связи, даже вступать в брак. Для достижения такого уровня отношений партнерам нужно изначально подмечать привлекательные качества друг друга. Что же привлекательного можно найти в молодом человеке с синдромом Аспергера?

        Привлекательные качества людей с синдромом Аспергера

        Мужчины с синдромом Аспергера могут обладать большим рядом качеств, привлекательных для будущего партнера. Когда я провожу консультации пар, в которых у одного или обоих партнеров есть характерные черты или диагноз «синдром Аспергера», я часто спрашиваю нейротипичного партнера: «Какими качествами Ваш партнер привлек Вас при первой встрече?» Многие женщины описывают, что партнер с синдромом Аспергера первоначально произвел на них впечатление человека доброго, внимательного, но социально или эмоционально незрелого. Термином «молчаливый красивый незнакомец» часто описывают каждого, кто кажется относительно тихим и симпатичным. Внешность и проявленное внимание могут стать очень важными, особенно если у женщины есть сомнения по поводу собственной самооценки и физической привлекательности. Недостаток социальных навыков и навыков ведения беседы приводят к формированию имиджа «таинственного незнакомца», чью наивность и незрелость партнер может компенсировать, становясь для него экспертом по эмпатии, социализации и общению.

        Я заметил, что партнеры многих мужчин, а иногда и женщин, с синдромом Аспергера, находятся на другом конце социального и эмпатического спектра. Они на интуитивном уровне являются экспертами в «модели психического» (понимании чужого сознания), то есть понимают и сочувствуют переживаниям других людей. Они обладают даром видения мира таким, каким он представляется людям с синдромом Аспергера, в гораздо большей степени, чем люди со средними способностями к сопереживанию. Будучи понимающими и сочувствующими, они помогают своему партнеру справиться с трудностями в социальных ситуациях. Несомненно, взрослые с синдромом Аспергера нуждаются в подобных характерных чертах и желают видеть их в потенциальном партнере. Он или она будут активно искать кого-нибудь, обладающего интуитивными социальными навыками, того, кто станет объяснять для них социальные ситуации, обучать их и заботиться о них. Однако в то время как социально одаренный и сочувствующий партнер может понимать переживания человека с синдромом Аспергера, тот будет испытывать значительные трудности в понимании своего нейротипичного партнера.

        Интеллектуальные способности, своя карьера и повышенная внимательность к партнеру во время ухаживания могут повысить привлекательность человека с синдромом Аспергера. Иногда, правда, эта внимательность может восприниматься другими как чрезмерная, а слова и действия будут казаться словно бы заученными из голливудских романтических фильмов. Человеком могут восхищаться за его прямолинейность, даже если его комментарии задевают других людей, из-за его сильного стремления к социальной справедливости и четких моральных принципов. Тот факт, что он может вовсе не быть «мачо» или не стремится проводить время с другими мужчинами на спортивных матчах, также может быть очень привлекателен в глазах некоторых женщин. И то, что человек с синдромом Аспергера довольно поздно вступил в отношения, тоже может быть плюсом. У него может не быть «багажа» предыдущих отношений. Я также слышал, как многие женщины говорили, что партнер с синдромом Аспергера напоминает им их отца. То, что они выросли с родителем с чертами синдрома Аспергера, тоже могло повлиять на их выбор партнера в зрелом возрасте.

        Какие же черты мужчины считают привлекательными у женщин с синдромом Аспергера? Они могут быть схожими с теми, которые женщины находят привлекательными в мужчинах с синдромом Аспергера, особенно степень их внимательности. Социальная незрелость женщины может привлечь мужчин, склонных к опеке и состраданию. Они могут восхищаться ее красотой или талантами и способностями. К сожалению, женщинам (а иногда и мужчинам) с синдромом Аспергера трудно оценить характер человека и понять, когда отношения становятся «опасными». Такие женщины часто обладают низкой самооценкой, что влияет на их выбор партнера для отношений. Они могут стать жертвами разных форм насилия. Как объясняла мне одна женщина с синдромом Аспергера: «У меня были заниженные ожидания, и в результате я тянулась к людям, склонным к насилию».

        Стратегии по улучшению навыков развития отношений

        Людям с синдромом Аспергера потребуется помощь в развитии отношений на каждом их этапе, а возможно, и в течение всей жизни. Детям младшего возраста понадобится помощь логопеда для улучшения навыков ведения разговора, а с навыками по установлению дружеских отношений в школьные годы поможет педагог или психолог. Развитие таких навыков должно стать приоритетом для образовательного учреждения, поддерживающего ребенка с синдромом Аспергера или высокофункциональным аутизмом, так как позитивный опыт дружеского общения повысит самооценку, поможет избежать издевательств со стороны одноклассников, заложит основы для развития дружеских отношений в будущем и улучшит способности к работе в команде для более успешного трудоустройства.

        Подросткам понадобится правдивая информация по поводу привлекательности, ухаживаний и сексуальности. В то время как такая информация легко доступна для обычных подростков (чаще всего от родителей, друзей и собственного опыта) у подростков с синдромом Аспергера могут возникнуть трудности в ее получении. Отсутствие помощи от сверстников, информирования от взрослых и практики будет препятствовать приобретению навыков развития отношений. К счастью, теперь у нас есть специальные программы по информированию об отношениях и сексуальности, разработанные специально для подростков и молодых людей с синдромом Аспергера, предусматривающие возможность получить совет у сверстника с таким же синдромом. Некоторые врачи и терапевты Австралии разрабатывают материалы по обучению навыкам развития отношений для подростков и молодых людей с синдромом Аспергера. Подобное обучение будет включать все, начиная с правил поведения на свиданиях и чувства стиля и заканчивая способами распознавания и избегания опасных партнеров. Ценной стратегией здесь может стать встреча социально восприимчивых друзей или родственников с потенциальным партнером, чтобы определить, является ли он хорошим человеком, до завязывания отношений.

        Молодым людям понадобится поддержка и создание возможностей для новых знакомств. Здесь можно предложить заняться каким-то делом или вступить в группу по интересам, связанную с их собственным особым увлечением, например, принять участие в собраниях фанатов «Звездного пути» или «Доктора кто», или применить свои таланты, скажем, к уходу за животными, и вступить в группу защиты животных. Возможности завести новых друзей есть и на общественных мероприятиях, таких как местный хор или образовательные курсы для взрослых. Местные группы поддержки родителей детей с синдромом Аспергера основали также группы поддержки для молодых людей с этим синдромом. В таком случае специалисты могут прийти на группу и провести групповую дискуссию или дать советы. Такие группы могут дать возможность для развития отношений между членами группы. Об отношениях, возникшими между Джерри и Мэри, двумя людьми с синдромом Аспергера, которые встретились на группе поддержки в Лос-Анджелесе, написана книга и снят фильм («Без ума от любви»). Некоторые люди с синдромом Аспергера используют Интернет и брачные агентства, чтобы познакомиться с кем-нибудь, но этот способ знакомств может также быть использован и опасными партнерами, поэтому нужно учитывать большой риск при использовании этой стратегии для знакомства.

        Я заметил, что у взрослых, имевших выраженные признаки аутизма в детстве (значительная задержка речи, трудности в обучении, избегание социальных ситуаций), но в более позднем возрасте прогрессировавших до высокофункционального аутизма, гораздо меньше желания развивать долгосрочные отношения. Вероятнее, они будут довольствоваться одиночеством и не станут поддерживать сексуальные отношения, предпочитая поверхностные знакомства дружбе. Чувство собственной идентичности и самооценки у таких людей достигается за счет успешной карьеры и независимой жизни. Темпл Грандин — хороший тому пример. Некоторые взрослые с синдромом Аспергера также решают не строить близких отношений по причинам, кажущимся логичными с учетом черт, характерных для этого синдрома.

        Дженнифер объясняет свое решение так: «Как я могу жить в одном доме с человеком, который может трогать мою коллекцию моделей аэропланов?» И так: «Модели аэропланов не хотят, чтобы их конструировал кто-то другой, пусть и более привлекательный или менее зависимый». При этом она вполне удовлетворена своей жизнью. Она утверждает: «Я могу вас уверить, что влюбленность и специальные интересы дают примерно одни и те же ощущения». Для некоторых людей с синдромом Аспергера или высокофункциональным аутизмом отказ от романтических отношений может стать правильным выбором, если они с удовольствием и полностью посвящают себя своим особым интересам, таким как фотографирование дикой природы или карьера в сфере информационных технологий. Они не соответствуют культурным штампам о том, что только с помощью вступления в брак и долгосрочных отношений можно достичь счастья.

        Перспективы будущих исследований

        Мы знаем, что люди с синдромом Аспергера испытывают значительные трудности в развитии отношений, но у нас недостаточно исследований, которые снабдили бы нас качественными и количественными данными об их способностях к развитию отношений, обстоятельствах и опыте. Недавно вышло исследование о способности к поддержанию дружбы у детей с синдромом Аспергера, но о подростковых отношениях и сексуальности исследований очень мало. Доктор Изабель Эно из Монреаля вместе со мной проводит исследование касательно сексуального профиля людей с синдромом Аспергера, и предварительные результаты показывают, что этот профиль отличается от профиля обычных людей в связи с меньшим сексуальным опытом, хотя сексуальный интерес развивается у них в тот же период, что и у их сверстников-подростков. Также у них может присутствовать более спокойное отношение к сексуальному разнообразию, такому как гомосексуальность и бисексуальность, и богатая сексуальная фантазия. Они могут быть менее озабочены возрастом и культурными отличиями партнера. Тем не менее, необходимо проводить дальнейшие исследования, и база данных Интерактивной Сети Аутизма может быть полезной в плане предоставления информации о романтических отношениях подростков и молодых людей с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом.

        outfundbel.ru