Синдром негативизма

Детский негативизм. Аутизм

Основным проявлением синдрома является полное отсутствие потребности в общении или нежелание контакта с окружающими, эмоциональная холодность и безразличие ко всему. По у такого ребенка может быть и эмоциональный всплеск на фоне отрицательных эмоций: страх новизны, перемена обстановки, активное сопротивление непривычному укладу жизни. Па этом фоне могут возникать расстройства речи в разных вариантах этого синдрома: от нежелания разговаривать (мутизм) до заикания (логоневроз).

Наиболее часто этот синдром проявляется в возрасте от двух до пяти лет. Позже могут появляться патологические формы речи: эхолалия (многократное повторение слов), вычурное, неправильное скандирование слов и т.д.

Негативизм – возрастная особенность детей раннего возраста, выражается реакцией протеста, когда дети все делают наперекор желанию тех, кто с ними общается. Они капризны, раздражительны, непослушны, иногда склонны к аффективной эмоциональной вспышке. Для предотвращения негативизма рекомендуется доброжелательное общение с ребенком, разговаривать с ним необходимо спокойным тоном, без раздражения, не приказывая, не принуждая его, а предлагая выполнить работу в удобное для него время. Осторожно следует подходить к наказаниям, нельзя применять физическое наказание, унижать или оскорблять ребенка, это особенно травмирует сто нервную систему.

Невротическое заикание (логоневроз) при заикании нарушаются ритм, темп и плавность речи, что связано с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. Заикание относится к распространенным в детском возрасте нарушениям. У мальчиков заикание возникает чаще, чем у девочек (10:1). Расстройство чаще развивается в возрасте четырех-пяти лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи, связанное с интенсивным формированием мышления.

Заикание относится к логоневрозам. Причиной невротического заикания чаще всего является острая или хроническая психическая травма: испуг, внезапное и резкое изменение привычного стереотипа (помещение ребенка в больницу, отправка к бабушке на лето, в спортивный лагерь и др.).

Заиканием чаще страдают впечатлительные, со слабой нервной системой дети. Предрасполагающими факторами являются особенности нервно-психического развития, нервно-артритический диатез, семейная отягощенность по заиканию, ошибки воспитания, перегрузка ребенка речевой информацией, черепно-мозговая травма в анамнезе, нейроинфекции и т.д.

Большое место в развитии заикания принадлежит фактору подражания. В этом случае заикание легко закрепляется по типу отрицательного условного рефлекса. Это так называемое индуцированное заикание.

Ребенок обнаруживает характерную реакцию окружающих на свой дефект, он начинает избегать речевого общения, особенно с незнакомыми людьми. При попытке говорить у него возникают вегетососудистые нарушения (повышенная потливость, сердцебиение, неритмичное дыхание и др.) и сопутствующие движения, что, в свою очередь, вызывает усиление дефекта речи и его рефлекторное закрепление. При этом возникают отрицательные психические реакции: страх, чувство неполноценности, ущербности.

Лечение невротического заикания должно быть как можно более ранним и комплексным. Основным лечением является психотерапия. При возникновении патологии речи невротического генеза лечение следует начинать с «режима молчания» в течение 7–10 дней с последующим постепенным включением ребенка в речевую деятельность. Если же причиной заболевания была хроническая психотравмирующая ситуация, проводят семейную психотерапию.

Рекомендуется ограничение речевой нагрузки у ребенка, занятие специальной музыкальной ритмикой, пением. При пении заикание обычно исчезает.

Ночное недержание мочи (энурез). Сознательный контроль мочеиспускания и выражение беспокойства при сдерживании позывов обычно более активно ребенок начинает проявлять после одного года или полутора лет. Считают, что это зависит от многих причин: от состояния здоровья и нервной системы ребенка, его питьевого режима, от воспитания навыков к соблюдению гигиены тела.

Непроизвольное мочеиспускание до 3-летнего возраста считается физиологической нормой и не нуждается в лечении, так как проходит самостоятельно.

Энурез характеризуется непроизвольным мочеиспусканием во время ночного сна. Встречается в ранние детские годы (реже у школьников и подростков). Мальчики страдают чаще девочек. Стресс может вызвать функциональный невроз в виде энуреза. Но энурез может возникнуть и по другим причинам: из-за врожденной аномалии или патологии развития позвоночника (незаращение дужек позвонков) и спинного мозга, воспаления почек и мочевых путей, расстройства водного обмена. Энурез может быть спровоцирован различными интоксикациями в организме (глисты, нейроинфекции).

Ночное недержание мочи относят к неврозам лишь в том случае, если его причиной послужил стресс: к примеру, ребенка испугала собака, человек, внезапные угрожающие события и др.

Недержание мочи, связанное с другими причинами (травма позвоночника, глистная инвазия, дефекты развития нервной системы), к неврозам не относят.

Невроз навязчивых состояний у детей. У детей дошкольного и младшего школьного возраста при наличии психического инфантилизма, интеллектуальной недостаточности невротические навязчивости могут возникать под влиянием стресса, испуга. Первым этапом заболевания является невротическая реакция в форме невроза испуга, которая в дальнейшем приобретает характер навязчивых страхов. В дошкольном возрасте у них появляются тревожность, мнительность, боязнь заразиться, склонность создавать себе различные запреты, вера в приметы, игры, правила которых сходны с навязчивыми действиями (например, игра в счет проезжающих автомобилей), соблюдение строгой последовательности действий при одевании, утреннем туалете. Выделены две разновидности невроза – невроз навязчивых страхов (фобический невроз) и невроз навязчивых действий.

У детей младшего возраста преобладают навязчивые страхи заражения и загрязнения, острых предметов, закрытых помещений. У детей старшего возраста и подростков доминируют страхи, связанные с сознанием своего физического «Я», например навязчивые страхи болезни и смерти (от удушья, остановки сердца).

Признаками патологических страхов считаются их беспричинность, длительность страха, склонность к генерализации нарушений. Для клиники страха характерно сочетание ряда симптомов. Наряду со страхами, тревогой, наблюдаются двигательное беспокойство и различные соматовегетативные расстройства: сердцебиение, потливость, затрудненное дыхание, неприятные ощущения в области сердца, дрожь. Приступ страха продолжается от 10–15 минут до нескольких часов.

Невротические тики. Невротическими тиками называют разнообразные автоматические (бессознательные), простые, часто повторяющиеся движения. Невротические тики проявляются миганием, «наморщиванием» лба, крыльев носа, облизыванием губ, подергиванием головой, плечами, конечностями, движениями туловища. Могут быть покашливание, «хмыканье», «хрюкающие» звуки (так называемые респираторные тики), которые возникают в результате фиксации того или иного защитного действия, первоначально имевшего целесообразный характер.

Психотерапевтические мероприятия должны быть направлены на устранение психотравмирующих моментов и нормализацию воспитательного подхода к ребенку в семье.

Невротические расстройства. Физиологически необходимая продолжительность сна значительно меняется с возрастом: от 16–18 часов в сутки в 1-й год жизни; 10,5– 11 часов в возрасте 7–10 лет; 8,5–9 часов у подростков 14–16 лет.

При невротических расстройствах сна нарушается глубина сна, определяемая по быстроте пробуждения под влиянием внешних раздражителей, или длительность засыпания. Нередко имеют место частые пробуждения, ночные кошмары, снохождения и «сноговорения».

В этиологии расстройств сна причинную роль играют психотравмирующие факторы, действующие на ребенка в вечерние часы: ссоры родителей в это время, сообщения о несчастных случаях, просмотры телепередач для взрослых и др.

Для устранения невротических расстройств сна наиболее эффективны психотерапевтические мероприятия – семейная психотерапия, коррекция режима дня ребенка, особенно в вечерние часы.

Истерический невроз у детей. Истерические расстройства у детей вызываются перенесенным стрессом или хронической психотравмирующей ситуацией, часто связанной с противоречием между желаемым и реально достижимым, с ущемленным самолюбием, недовольством своим положением в коллективе и ролью в семье, притязаниями, превышающими возможности.

Могут наблюдаться истерические припадки, которые возникают в присутствии зрителей, направленные на привлечение внимания, которые протекают без потери сознания. Характерна «истерическая дуга»: ребенок падает, становится на «мостик» – на пятки и затылок.

Частым двигательным расстройством является неспособность стоять и ходить при отсутствии параличей (истерическая астазия – абазия). Значительно реже встречаются у детей истерические парезы и параличи (снижение силы в конечностях). Могут быть парезы глазодвигательных мышц, сопровождающиеся преходящим косоглазием; истерические гиперкинезы (тремор, хореические движения).

Особую форму примитивных истерических припадков у детей раннего возраста (от 6 мес. до 3 лет) представляют аффективно-респираторные приступы. Они возникают в связи с какой-либо ситуацией, вызывающей у ребенка недовольство или обиду. Приступ начинается по типу описанных выше истерических припадков, однако вслед за этим наступают прерывистые глубокие вздохи, которые завершаются полной остановкой дыхания с быстрым развитием цианоза (в связи с судорожным сокращением мышц гортани). Сознание полностью не выключается. Приступ заканчивается глубоким вдохом.

Соматовегетативные истерические расстройства весьма разнообразны: боли в животе, особенно в эпигастральной области, в области сердца, головные боли, рвота, нарушения глотания, запоры, задержки мочи и др.

Неврастения у детей. Неврастения – астенический невроз – заболевание, развивающееся после острой психической травмы. Развитию астенического невроза способствует и перегрузка ребенка различными занятиями, в первую очередь интеллектуальными.

Основное проявление неврастении у детей – состояние раздражительной слабости, которое характеризуется повышенной раздражительностью, несдержанностью, склонностью к аффективным разрядам недовольства, раздражения и даже гнева, быстрой истощаемостью аффекта с переходом к плачу, психической утомляемостью, непереносимостью любого психического напряжения, ослаблением активного внимания.

Имеют место нарушения вегетососудистой регуляции, склонность к сосудистым обморокам, головные боли при утомлении, гипергидроз (потливость), повышенный рвотный рефлекс, сниженный аппетит, поверхностный сон. Гипергидроз способствует простудным заболеваниям, что нередко отягощает течение неврастении.

Профилактика неврозов у детей включает психогигиенические меры, направленные на нормализацию внутрисемейных отношений. В семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, дети нередко болеют неврозами.

Важную роль играет коррекция неправильного воспитания детей в семье: гиперпротекция, родительский деспотизм, применение физических наказаний, завышенные требования или равнодушное отношение к ребенку, противоречивый воспитательный подход.

studme.org

Понятие негативизма: симптомы, способы преодоления

Негативизм является достаточно частым состоянием каждого человека. В данном случае больной отторгает, не принимает мир, постоянно имеет негативный настрой жизни. Негативизм может быть чертой характера или ситуативной реакцией. Психиатры часто связывают негативизм с кататонией, шизофренией. Некоторые считают, что человек меняет свое отношение к жизни, когда переживает возрастной кризис. Он может наблюдаться в подростковом возрасте, а также у деток 3 лет. Как портит жизнь негативизм? Чем он вызван? Насколько опасно такое состояние?

Зигмунд Фрейд считал, что негативизм – это своеобразная психологическая защита. Некоторые связывают понятие негативизма и нонконформизма, когда человек полностью противостоит миру, не принимает его таким, каким он есть, отказывается признать установленные порядки, традиции, ценности, законы. Противоположным и не очень приятным состоянием является конформизм, когда человек подстраивается под всех остальных.

Психологи два типа поведения связывают с детским возрастом. А вот зрелый человек уже становится независимым. Взрослым считается человек тогда, когда начинает использовать свою свободу в весьма полезных целях – любит и заботиться о ком-то, совершает достойные поступки.

Негативизм – это своеобразное восприятие жизни, она кажется серой, страшной, все события трагические, мрачные. С этим состоянием нужно своевременно бороться, иначе оно негативно отразиться на образе жизни.

Причины негативизма

У каждого человека эта черта характера формируется из-за разных внешних и внутренних факторов. Чаще всего – это сбои в гормональном фоне, наследственность. Также могут повлиять такие моменты:

  • Физическая беспомощность.
  • Нет умений, сил, чтобы преодолеть трудности.
  • Самоутверждение.

Узнать о тяжелом состоянии человека не сложно, его сразу же видно:

  • Появление мыслей о том, что мир несовершенен.
  • Склонен к постоянным переживаниям.
  • Не любит людей с позитивным мышлением.
  • Вместо того, чтобы решить проблему, больной проживает ее.
  • Только негативная информация мотивирует больного.
  • Человек делает акцент только на негативе.
  • Психологам удалось установить факторы, из-за которых появилось негативное мышление:

  • Появление чувства вины.
  • Страх неудачи, неприятностей.
  • Страх потерять все, что есть.
  • Нет личной жизни.
  • Когда общаешься с человеком, имеющим негативное мышление, нужно быть предельно осторожным, ни в коем случае не говорить прямо о его патологии. Все может закончиться непредсказуемой реакцией. Каждый человек должен сам понять, в каком он состоянии.

    Виды негативного восприятия

    Активная форма

    Люди специально делают все назло. Больше всего негативизм беспокоит деток 3 лет. Чаще всего наблюдается речевой негативизм. Малыши отказываются выполнять любую просьбу. У взрослого патология возникает во время шизофрении. Когда больного просят повернуться, он специально отворачивается в другую сторону. Здесь важно отличить негативное отношение к жизни от упрямства.

    Пассивная форма

    Больной полностью игнорирует просьбы и требования. Эта форма сопровождает кататоническую шизофрению. В данном случае, когда человек хочет повернуться, у него возникает сопротивление, повышается мышечный тонус.

    Дополнительно выделяют глубинный, коммуникативный, поведенческий негативизм. В случае поведенческого негативизма человек делает все наперекор. Поверхностный, коммуникативный выражается в виде непринятия окружающего мира, а также конкретного дела. При глубинном негативизме человек внешне позитивен, улыбается, радуется жизни, а внутри у него «буря негативных эмоций», которые рано или поздно могут вырваться наружу.

    Особенности детского негативизма

    Впервые ребенок сталкивается с негативным мышлением в 3 года. В этот период он осознает, что независимым от мамы – все может сам. Именно в этом возрасте дети сильно капризничают, не принимают родительскую помощь. Если своевременно не принять меры, негативизм будет наблюдаться и у дошкольников.

    У некоторых школьников негативизм сопровождается мутизмом, при котором дети отказываются общаться. Что делать? Обращать внимание, как развивается ребенок, исключить серьезные проблемы с соматическим, психическим развитием. В трехлетний кризис речевой негативизм – это частое проявление. Иногда такое состояние характерно и для деток 7 лет.

    Внимание! Детское негативное мышление может быть первым признаком психической патологии, личностной травмы. Если негативизм затягивается в дошкольном возрасте, необходимо срочно обращаться к специалисту. Именно в этом время могут возникать разные конфликтные ситуации дома, в школе.

    Подростковый вид негативизма протекает более ярко в 16 лет. Когда ребенок взрослеет, симптоматика исчезает. Если подросток сильно взбунтовался, нужно проконсультироваться с психологом.

    Современные психотерапевты говорят о смещении возраста у подростков. Встречаются случаи, когда молодые люди в возрасте 22 года начинают пессимистично относиться к жизни. Иногда негативизм дает впервые о себе знать в пожилом возрасте или в случае постоянных неудач. Некоторые обретают негативное мышление при параличе, деменции.

    Как избавиться от проблемы?

    Чтобы научиться позитивно мыслить нужно устранить причину того, что мучает изнутри. Если не получается самостоятельно, необходимо проконсультироваться с психотерапевтом. Он проведет чистку ваших мыслей, поможет научиться воспринимать ситуацию вовсе по-другому.

    Запомните, негатив портит жизнь, он уничтожает все хорошее в человеке. Не стоит себя загонять в угол, решите свою проблему. Не можете справиться самостоятельно? Не стесняйтесь обратиться за помощью. Превратитесь в оптимиста, вот тогда жизнь наладиться, вам станет намного легче. Наконец-то вы начнете замечать яркие краски, а не серые будни. Научитесь быть счастливым!

    medportal.su

    Кататонический синдром

    Кататонический синдром (греч. katatonos натянутый, напряженный) — симптомокомплекс психических расстройств, в котором преобладают двигательные нарушения в форме возбуждения, ступора или их чередования.

    Для К. с. характерны стереотипии (однообразные повторения) движений и позы; вербигерация (однообразное повторение слов и фраз); эхосимптомы — повторение движений другого человека (эхопраксия, или эхокинезия) либо его слов и фраз (эхолалия, или эхофразия); негативизм (при пассивном негативизме больной не выполняет обращенные к нему просьбы, при активном — совершает вместо предлагаемых действий другие, при парадоксальном негативизме производит действия, прямо противоположные тем, которые его просят выполнить); каталепсия — расстройство двигательной функции, заключающееся в том, что отдельные части тела больного (голова, руки, ноги) могут сохранять приданное им положение; кроме того, сам больной может на длительное время застывать в какой-либо, даже неудобной позе.

    В некоторых случаях клиническая картина исчерпывается перечисленными симптомами («пустая» кататония), но нередко при К. с. отмечаются также аффективные, галлюцинаторные и бредовые расстройства. Сознание у одних больных остается ненарушенным (люцидная кататония), у других симптомы К. с. появляются на фоне помрачения сознания, чаще онейроида (онейроидная кататония). После острого состояния у больного наблюдается амнезия реальных событий, но он может рассказать (фрагментарно или достаточно подробно) о наблюдавшихся в тот период расстройствах.

    Нарушение движений в форме ступора при К. с. (кататонический ступор) выражается в повышенном тонусе мышц. Больной двигается мало и медленно (субступорозное состояние) или лежит, сидит либо стоит неподвижно часами и сутками (ступорозное состояние). Нередко кататоническому ступору сопутствуют соматические и вегетативные расстройства: цианоз и отек конечностей, слюнотечение, повышенная потливость, себорея, пониженное АД. На фоне ступора появляются другие кататонические симптомы в различных сочетаниях и разной интенсивности. В наиболее тяжелых случаях больной лежит в позе эмбриона, все его мышцы крайне напряжены, губы вытянуты вперед (ступор с мышечным оцепенением).

    Нарушение движений в форме возбуждения при К. с. (кататоническое возбуждение) выражается в виде немотивированных (импульсивных) и неадекватных поступков; в движениях и словесных выражениях больного отмечаются эхосимптомы, активный негативизм, стереотипии. Возбуждение внезапно на короткое время может смениться кататоническим ступором и мутизмом (отсутствием речевого общения); нередко оно сопровождается выраженными аффективными расстройствами (злобой, яростью или безразличием и безучастностью). Иногда при экзальтированном возбуждении больные паясничают, гримасничают, кривляются, совершают неожиданные, нелепые выходки (гебефренический синдром).

    Кататонический синдром чаще встречается при кататонической форме шизофрении; при этом он,

    Лечение проводят в психиатрическом стационаре; оно направлено на основное заболевание.

    Библиогр.: Руководство по психиатрии, под ред. Г.В. Морозова, т. 1. с. 144, М., 1988; Руководство по психиатрии, под ред. А.В. Снежневского, т. 1, с. 66, М., 1983.

    www.nedug.ru

    КАТАТОНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

    КАТАТОНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ (греч, katateino стягивать, напрягать; син. кататония) — психическое расстройство с преобладанием нарушений в двигательной сфере, выражающееся заторможенностью (ступор) или возбуждением.

    Содержание

    Клиническая картина

    Кататонический ступор проявляется обездвиженностью, повышением мышечного тонуса и мутизмом (отказом от речи). Различают ступор с явлениями восковой гибкости, негативистический ступор и ступор с оцепенением.

    Ступор с явлениями восковой гибкости (см. Каталепсия) — состояние, при к-ром части тела больного сохраняют приданное им положение более или менее продолжительное время. Явления восковой гибкости возникают последовательно в мышцах шеи, верхних и, наконец, нижних конечностей. Исчезновение явлений восковой гибкости происходит в обратном порядке.

    Негативистический ступор проявляется полной обездвиженностью больного, причем любая попытка изменить позу вызывает резкое напряжение мышц с противодействием.

    Ступор с оцепенением — состояние наиболее интенсивного мышечного напряжения, при к-ром больные постоянно пребывают в одной и той же позе (чаще внутриутробной), причем нередко наблюдается симптом хоботка (вытянутые вперед губы при плотно сжатых челюстях).

    Ступорозные состояния могут сменять друг друга. Так, ступор с восковой гибкостью может переходить в ступор с негативизмом; последний может предшествовать ступору с оцепенением.

    Кроме перечисленных видов ступора, выделяют субступорозные состояния с неполной обездвиженностью, нерезко выраженными явлениями восковой гибкости, частичным мутизмом.

    В состояниях ступора и субступора может наблюдаться симптом воздушной (психической) подушки— голова в течение нек-рого времени остается приподнятой над подушкой.

    Кататоническое возбуждение может быть экстатическим, импульсивным, гебефреническим и немым.

    Экстатическое (растерянно-патетическое) возбуждение проявляется восторженностью, мистической проникновенностью: больные принимают театральные позы, поют, декламируют стихи; их речь выспренна, непоследовательна. Возбуждение может прерываться эпизодами ступора или субступора.

    Импульсивное возбуждение выражается в неожиданных, внезапных поступках. Больные стремительно вскакивают, пытаются бежать, стремятся ударить окружающих, впадают в состояние неистовой ярости, застывают на непродолжительное время, вновь становятся возбужденными, повторяют движения окружающих (эхопраксия). В речи нередко преобладает повторение услышанных слов (эхолалия), вербигерация (повторение одних и тех же слов).

    Гебефреническое возбуждение (гебефренокататонический синдром) проявляется дурашливостью, гримасничаньем, нелепым, бессмысленным хохотом, больные прыгают, кривляются, неуместно плоско шутят (клоунизм); возможны неправильные ответы на задаваемые вопросы, в т. ч. и самые простые (миморечь).

    Немое (безмолвное) возбуждение — это хаотическое, бессмысленное, нецеленаправленное возбуждение с агрессией, яростным сопротивлением, нанесением себе и окружающим тяжелых повреждений.

    Экстатическое возбуждение нередко предшествует импульсивному; последнее может смениться гебефреническим и иногда немым.

    К. с. в зависимости от того, сопровождается ли он помрачением сознания или нет, подразделяют на К. с. с онейроидом и люцидную (не сопровождаемую помрачением сознания) кататонию.

    Экстатическое импульсивное и гебефреническое возбуждение, а также ступор с явлениями восковой гибкости и субступорозные состояния развиваются при онейроидном помрачении сознания.

    Ступор с негативизмом и оцепенением, как правило, свойствен люцидной кататонии.

    Терапия психотропными средствами повлекла за собой почти полное исчезновение тяжелых форм ступорозных состояний (ступора с негативизмом) и выраженных форм кататонического (немого) возбуждения (так наз. лекарственный патоморфоз).

    Этиология и патогенез

    К. с. может возникать при различных заболеваниях. При шизофрении К. с. развивается как в рамках рекуррентного и приступообразно-прогредиентного течения, так и при непрерывно текущей (злокачественной, юношеской) шизофрении. При этом он может проявляться в виде симптомов, входящих в структуру сложного полиморфного синдрома (гебефреническая и рано начавшаяся параноидная шизофрения), или в виде синдрома, определяющего картину болезни в целом.

    К. с. может развиваться при симптоматических (соматогенных инфекционных и интоксикационных) психозах, как острых, так и протрагированных, на фоне делирия, аменции, депрессивно-параноидного и галлюцинаторно-параноидного состояний (см. Интоксикационные психозы, Инфекционные психозы), а также при органических и сосудистых заболеваниях головного мозга.

    Существуют различные точки зрения на патогенез К. с. Считают, что развитие его связано с воздействием на организм вещества белковой природы — тараксеина. Не исключена возможность, что это вещество является не только первичным, но и вторичным продуктом обмена и обладает токсическими свойствами.

    Исследование периодически возникающей кататонии, проявляющейся ступором или возбуждением, позволяет сделать вывод об известной роли в патогенезе кататонии нарушений азотистого обмена: полагают, что развитие К. с. связано с повышенным накоплением или повышенным выделением азота.

    Причины развития кататонического ступора объясняют также расторможением глубоких отделов мозга, причем считают, что возникновение тотального охранительного торможения, захватывающего анализаторы окружающей среды, ведет к развитию онейроидной кататонии, в то время как охранительное торможение, распространяющееся по двигательному анализатору, приводит к возникновению люцидной кататонии.

    К. с. диагностируется в случаях развития у больных описанных двигательных расстройств в виде различных проявлений возбуждения или ступора. Нередко отдельные кататонические симптомы возникают в структуре сложных психопатол. синдромов, что не позволяет состояние в целом диагностировать как кататоническое.

    К. с. в виде ступорозных и субступорозных состояний следует дифференцировать с депрессией, протекающей с заторможенностью,— депрессивный ступор, с состоянием апатии, сопровождающейся обездвиженностью,— апатический ступор (см. Ступорозные состояния). Отсутствие в этих случаях изменений мышечного тонуса, явлений восковой гибкости, негативизма и других кататонических расстройств позволяет исключить возможность оценки состояния как кататонического. К. с. в форме ступора необходимо также дифференцировать с психогенным ступором, чаще всего возникающим при истерических психозах. В этих случаях дифференциально-диагностическое значение имеют изменение поведения больного при разговорах на психотравмирующие темы, наличие отдельных истерических физических симптомов (тремор, косоглазие) , псевдодементно-пуэрильных черт в мимике.

    К. с. с картиной возбуждения следует отграничивать от других видов возбуждения: аментивного, эпилептиформного, делириозного, маниакального, меланхолического, бредового, психопатического (см. Возбуждение психомоторное).

    Лечение определяется основным заболеванием.

    Прогноз различен в зависимости от; заболевания, в рамках к-рого К. с. развивается. При шизофрении развитие К. с., сопровождающегося подъемом температуры, следует расценивать как состояние, угрожающее жизни больного (фебрильная кататония). Прогностически неблагоприятным для жизни больного следует считать также развитие кататонических расстройств на высоте синдромов помрачения сознания (делирий, аменция) или вслед за депрессивно-параноидными и галлюцинаторно-параноидными расстройствами при симптоматических психозах.

    Прогноз в отношении выздоровления и работоспособности зависит от того, при какой нозол, форме развивается К. с.; при шизофрении, напр., развитие К. с., сопровождающегося онейроидом, следует считать прогностически благоприятным; неблагоприятным является прогноз люцидной кататонии, особенно если она развивается при юношеской злокачественно текущей шизофрении.

    Библиография: Протопопов В. П; Избранные труды, с. 369, Киев, 1961; Тиганов А. С. О фебрильной шизофрении, Журн, невропат, и психиат., т. 60, Hi 4, с. 461, 1960; Фаворина В. Н. К клинике и психопатологии онейроидной кататонии, там же, т. 56, JsTs 12, с. 942, 1956; Юдин Т. И. Смертельные формы шизофрении, Сов. психоневрол., JsTs 4-5, с. 3, 1939; Gjessing R. Beitrage zur So-matologie der periodischen Katatonie, Arch. Psychiat. Nervenkr., Bd 191, S. 247, 297, 1953.

    xn--90aw5c.xn--c1avg

    Синдром негативизма

    ЛЮБИМОЕ СЛОВО «НЕТ». Где-то в возрасте от года до двух у всех малышей наступает стадия негативизма. Она характеризуется тем, что слово «нет» становится самым любимым словом ребёнка. Ребёнок отвечает словом «нет» на все просьбы, требования и разумные ограничения, идущие от вас. Словом «нет» ребёнок проявляет свою независимость, учится демонстрировать свою индивидуальность. Это естественный этап взросления. Одни дети проходят его быстро, другие – медленно, одни проявляют себя очень ярко, другие – более спокойно. Одни приносят много хлопот родителям, другие – не очень. Но редко кто из детей «перепрыгивает» эту ступень. В среднем эта стадия длится 5-6 месяцев. Для родителей есть некоторые советы, которые помогают сгладить проявления негативизма у детей.

    Будьте сдержанны с детьми этого возраста, держите себя в руках. Уважайте право ребёнка сказать «нет». Старайтесь всегда помнить, что это – возрастное явление. Если ребёнок бунтует и говорит «нет», постарайтесь понять и объяснить ему его поведение, только не раздражаясь, без крика и гнева. Отвечайте ласково и сдержанно.

    ОТРИЦАНИЕ – ДЕЛО СЕРЬЁЗНОЕ. Иногда складываются совсем смешные ситуации, когда ребёнок отрицает даже собственное «нет». Это самоотрицание. Когда он начинает строить «противоречивые противоречия», отнеситесь к этому с юмором, но незаметно для ребёнка. Возможность сказать «нет» для ребёнка – это серьёзный поступок, к которому с вашей стороны он ждёт такого же отношения.

    Будьте хитрее, ставьте вопросы так, чтобы на них невозможно было ответить отрицательно. Если в этот период вы спросите ребёнка: «Хочешь ли ты взять машинку на улицу?» – вы, как обычно, услышите «нет». А если спросите: «Какую машинку мы возьмём на прогулку, синюю или красную?» – то малышу трудно будет отрицать, и он выберет одну из двух машинок.

    Старайтесь подобным образом формулировать и другие вопросы, чтобы у ребёнка появилось желание самостоятельно принимать решения. Предоставьте ему право выбора, тогда, возможно, бунтарское «нет» будет звучать не так часто. Но не задавайте вопрос, на который существует только один ответ, например: «Пойдёшь кушать?» Даже если ребёнок ответит «нет» (что он часто и делает), взрослые всё равно заставят его есть. В этом случае необходимо сказать: «Пора кушать» («Пора идти домой» или «Доиграй, и пошли кушать»).

    НЕ ЧАСТО ЛИ ВЫ САМИ ГОВОРИТЕ «НЕТ»? У бунтующих малышей чаще всего бывают родители, в речи которых постоянно звучат слова отрицания. Прислушайтесь к себе: сколько раз вы говорите «нет», отдаёте распоряжения и приказы? Ребёнку легче взбунтоваться и сказать «нет», чем выполнить все ваши указания, запреты и поручения. В период негативизма избегайте конфликтных ситуаций, когда борются два желания. Одно из них – желание ребёнка отрицать, а другое – желание родителей настоять на своём. В воспитании ни тот, ни другой не может стать победителем. Униженный, взвинченный ребёнок – цена таких «побед».

    В жизни бывает так, что две внешне похожие друг на друга ситуации можно истолковать совершенно по-разному. Отрицание имеет такой же двоякий смысл. Бывают принципиальные моменты в воспитании (в жизни), где возражений быть не может, например: малыш должен переходить дорогу только за руку с мамой, должен ложиться спать с девяти до десяти, утром завтракать и т.д. Но в других случаях нужно уступать малышу: вы хотите на ночь почитать книжку – он хочет послушать сказку, он хочет есть манную кашу – вы сварили гречневую и т.д. Если вы будете ему уступать, он будет чувствовать равноправие, будет чувствовать своё «я», свою значимость и независимость.

    teddydom-omsk.ru