Синий цвет вызывает депрессию

Психологическое воздействие цвета

Влияние цвета на эмоциональное состояние человека давно является предметом пристального изучения психологов. Учейые установили, что цвет интерьера оказывает существенное влияние на психику, эмоции и самочувствие человека, причем по-разному: какой-то цвет угнетает, раздражает, вызывает депрессию, а какой-то, наоборот, успокаивает, снижает стресс, придает энергию и радость жизни.

Например, в средние века существовала определенная иерархия по отношению к различным цветам, подобно иерархии и других областях человеческой жизни. Так, «божественными» и «царственными» считались белый (святость и вера), золотой, пурпурный, красный и синий цвета, а также желтый, который ассоциировался с золотом. Считалось, что созерцание таких цветов возвышает дух человека. В некоторых европейских странах (в частности, во Франции) употребление синей краски даже контролировалось государством, подобно использованию пурпура в эпоху поздней античности. Черный цвет ассоциировался со смирением и отказом от мирских радостей (отсюда черный цвет одежды духовенства и монашества).

Сегодня научно доказано, что различные цвета и их сочетания могут вызвать у человека радость, грусть, беспокойство или меланхолию. Более того — один и тот же цвет, но с разным оттенком, в состоянии задавать определенный эмоциональный тон. Замечено также, что темные тона привносят в интерьер сдержанность и покой, светлые, наоборот, оживляют. В теплых оттенках больше динамизма, они действуют возбуждающе; холодные успокаивают, располагают к отдыху. Например, иногда для того чтобы прогнать хандру, по мнению психологов, достаточно просто окружить себя яркими предметами любимых оттенков. Вообще, наиболее благоприятны те мягкие светлые оттенки трех главных цветов спектра — красного, желтого и синего, которые существуют в живой природе.

А среди специалистов по эзотерике даже существует мнение, что человек способен «притягивать» желанные события в свою жизнь, окружив себя нужными цветами.

Таким образом, становится понятно, почему цветовое решение интерьера имеет в том числе и большое психологическое значение для сохранения душевного равновесия человека, живущего в этом доме.

Интересную информацию о реакции человека на цвета и их символику, установленную на основании обобщения ряда научных наблюдений, приводит Р. Хен в книге «Азбука цветов».

Так, темные оттенки красного вызывают ассоциацию с серьезностью и солидностью. Красный цвет символизирует жизнь и кровь, любовь и страсть, огонь, праздничность.

Солнечные, чистые оттенки желтого цвета символизируют жизнь и свет, радость и роскошь, брак и уважение к старости. Ядовито-желтый цвет, напротив, является символом зависти, своеволия, ненависти и лживости.

Оранжевый символизирует тепло и радость, солнечный свет. Насыщенные оранжевые тона ассоциируются с властью, тщеславием.

Фиолетовый цвет, мрачный и торжественно-роскошный, символизирует величие и достоинство, роскошь и великолепие, а также дружбу.

Синий цвет, тихий, тяжелый и строгий, и голубые тона символизируют бесконечность и даль, тоску и верность.

Зеленый — это мирный, пассивный цвет, который символизирует надежду и покой, мир и плодородие.

Белый цвет — нейтральный, символизирует невинность, целомудрие, чистоту.

Черный, также нейтральный цвет, символизирует серьезную торжественность, часто скорбь и траур.

Благодаря проведенным отечественными и зарубежными учеными исследованиям стало возможным определить характер воздействия различных цветов и их сочетаний на нервную систему и работоспособность человека.

Красный цвет, с точки зрения психологов, требует особо осторожного отношения к себе. Основное воздействие, которое чистый красный цвет оказывает на человека, — возбуждающее и стимулирующее, активного, навязчивого, принудительного характера. Дыхание и пульс человека, долгое время наблюдающего красный цвет, изменяются, как при всяком возбуждении. Известный художник В. Кандинский писал: «Красный внутренне очень живой, подвижный, беспокойный цвет, у которого, однако, не легкомысленный характер желтого цвета, раздающего себя на все стороны». Это выразительное высказывание хорошо определяет психологические ощущения, вызываемые красным цветом. При кратковременном воздействии красного цвета у человека повышается работоспособность, но чересчур длительное воздействие насыщенного красного цвета быстро утомляет, приводит к снижению работоспособности.

Очень многое, однако, зависит от оттенка красного цвета. Так, светло-красный может поднять настроение и мобилизовать (светлые оттенки красного воздействуют возбуждающе, наступательно), а вот насыщенный, яркий и темный красный ассоциируется с тревогой и создает напряженную атмосферу в помещении. Некоторые оттенки красного оказывают раздражающее действие, благодаря чему их во всем мире используют для указания опасности. А коричнево-красный цвет, наоборот, успокаивает, вызывает ощущение умиротворенности.

Некоторым людям красный и бордовый цвета могут показаться излишне тяжелыми и вызвать беспокойство от длительного созерцания, а коричневые и фиолетовые оттенки красного —даже вызвать депрессию. Очень распространена точка зрения, что красному цвету отдают предпочтение люди деловые и честолюбивые, жаждущие внимания к своей персоне и желающие всегда быть в центре событий.

Глубокий темно-бордовый оттенок красного цвета может иметь множество богатых тонов. Этот цвет ассоциируется с жизнеспособностью и силой, придает целеустремленность, сдержанность, стойкость к невзгодам или превратностям судьбы.

Малиновый оттенок красного обычно предпочитают люди, жаждущие соперничества и успеха, часто легкомысленные. Это очень оптимистичный цвет, способный пробудить в человеке активность и агрессивность на интеллектуальном плане.

Алый оттенок красного — наиболее веселый, жизнерадостный цвет, способный избавить от отчаяния.

Предпочтение алому цвету часто отдают люди, беспокойные по натуре и достаточно эгоистичные.

Мягкие розовые оттенки красного, по мнению психологов, считаются любимыми цветами мягких и дружелюбных людей, чутких и легкоранимых, способных на глубокую привязанность, а вот резким неоново-розовым оттенкам отдают предпочтение более агрессивные личности.

Оранжевый цвет, возникающий из комбинации красного с желтым, способствует хорошему настроению, вызывает ощущение тепла, стремление к движению, активизирует. При условии непостоянного воздействия благоприятно влияет на работоспособность. Светло-оранжевый цвет наиболее благоприятно действует на детей, повышает их настроение, улучшает физиологические функции. Считается, что оранжевый цвет и его оттенки предпочитают импульсивные и амбициозные, всегда оптимистичные люди.

Желтый цвет, с точки зрения психологов, соответствует сангвиническому темпераменту, соотносится с динамической, кинетической энергией. Желтый цвет, как и оранжевый, пользуется популярностью у жизнерадостных и подвижных людей, стремящихся к изменениям в жизни, путешествиям. Желтый цвет производит впечатление солнечного освещения, бодрит, вызывает ощущение тепла и света, способствует созданию хорошего настроения, выражает освобождение, облегчение, психологическую способность к раскрытию. Нежные оттенки желтого цвета оказывают наиболее благоприятное влияние на настроение человека, они быстрее других цветов гасят отрицательные эмоции. Согласно психологическим тестам, пристрастие к желтым оттенкам было замечено у многих беременных женщин, готовящихся к родам. Ученые объясняют этот факт положительным влиянием желтого цвета, пробуждающего надежду и препятствующего погружению в разочарование, депрессивное расслабление. При непостоянном воздействии желтый цвет может повысить работоспособность. Многое зависит и от оттенков желтого: например, зеленовато-желтый цвет для многих людей психологически неприемлем, он вызывает ощущение чего-то ядовитого, сернистого, жесткого.

Бежевый и коричневый оттенки считаются «домашними», природными цветами. Такие оттенки, с точки зрения психологов, предпочитают люди, стремящиеся к стабильности и покою, старающиеся избежать риска и резких перемен в жизни.

Коричневый цвет считается спокойным и сдержанным, он вызывает ощущение тепла, способствует созданию спокойного мягкого настроения. Этот цвет иногда ассоциируется с ностальгией и меланхолией, уравновешивая радость и веселье, делая последние более желанными. По мнению некоторых американских психологов, темно-коричневый цвет может хорошо подойти для спальни, а также для обстановки, в которой можно сосредоточиться, поскольку помогает абстрагироваться от чужого мнения, не тратить время и силы зря п процессе достижения поставленной цели, ощутить почву под ногами. Это цвет надежности, прочности, здравого смысла.

Однако использовать коричневый цвет следует осторожно, так как некоторые его оттенки могут вызвать серьезные и даже мрачные размышления.

Например, психологи заметили, что тусклый, даже мрачный коричневый цвет предпочитают люди, попавшие в сложную конфликтную ситуацию. В этом смысле предпочтение коричневого цвета означает регрессию к физическим, жизненным потребностям. Особая склонность к этому цвету фиксируется у людей престарелого возраста. Часто коричневый цвет выбирают прямые и практичные по натуре люди, отличающиеся откровенностью и честностью. При этом более темные оттенки коричневого предпочитают достаточно придирчивые и порой раздражительные натуры, а красновато-коричневому отдают предпочтение более чувственные личности.

Зеленый цвет считается самым благоприятным цветом для человека с точки зрения психологического восприятия, на многих людей он оказывает освежающее и успокаивающее воздействие. Многие психологи склоняются к версии, что такое влияние зеленого цвета, очевидно, вызвано тем, что человеческое зрение за миллионы лет эволюции наиболее привыкло к этому цвету — цвету окружающей растительности.

Этот цвет успокаивает и располагает к общению, способствует отдыху, положительно влияет на повышенное кровяное давление, повышает восприимчивость и, по мнению психологов, способствует релаксации и медитации.

«Пассивность — это самое характерное свойство абсолютно зеленого цвета», — писал В. Кандинский.

Поэтому использование зеленого цвета в интерьере — например, бра и торшеров с абажурами зеленых оттенков, зеленых ночников, — обеспечит уютную обстановку в спальне, поможет создать атмосферу, способствующую глубокому, спокойному сну.

Зеленый цвет может иметь множество оттенков, различно влияющих на человека. Мягкие желто-зеленые тона (бриллиантовая зелень) могут стимулировать мыслительную деятельность, укрепляют нервную систему, способствуют релаксации, Желто-зеленый цвет психологически означает раскрытие возможностей, желание нстречи с новым. Поэтому этот цвет можно успешно использовать в интерьере рабочего кабинета или комнаты школьника.

Однако не следует использовать в спальне ярко-зеленый цвет, поскольку агрессивные, яркие зеленые оттенки могут вызвать бессонницу.

Чистый зеленый, с точки зрения психологов, — наиболее консервативный цвет. Принято считать, что люди, предпочитающие чистый зеленый, обладают уверенной, твердой манерой держаться, стремятся к стабильности и прочности своего положения в жизни; им свойственны такие качества, как постоянство, настойчивость, сила воли, самоуважение. Человек, предпочитающий зеленый цвет, как утверждают психологи, имеет стабильное чувство самооценки, твердо придерживается своих убеждений, и не приветствует какие-либо внешние и внутренние изменения.

Длительное наблюдение спокойных, нейтральных и мягких оттенков зеленого цвета вызывает устойчивый подъем работоспособности (кратковременное действие зеленого цвета на работоспособность не влияет).

Зеленоватый цвет с лимонным оттенком, по мнению психологов, обычно предпочитают люди, стремящиеся избегать конфликтов, постоянно контролирующие свое поведение и наблюдающие за другими людьми, а также люди, следящие за тем, чтобы не подвергнуться опасной для них критике и не скомпрометировать себя.

Яркий изумрудный оттенок зеленого может вызвать у человека желание пережить приключение; такой цвет часто предпочитают личности, не лишенные сентиментальности и сострадания. Оливковый цвет, напротив, часто выбирают люди, избегающие рискованных ситуаций и спорных вопросов.

Коричнево-зеленые оттенки, близкие к цвету маслин, имеют психологическое значение чувственной пассивности. Предпочтение такого оттенка, с точки зрения психологов, говорит о чувственном восприятии действительности.

Зеленые тона с добавлением синего становятся холоднее по мере того, как зеленый цвет приближается к синему. Светлые сине-зеленые оттенки сдерживают и успокаивают, но темные сине-зеленые тона несут ощущение напряженности. Психологи считают, что люди, предпочитающие темные сине-зеленые оттенки, как правило, стремятся к самоутверждению. Психологически такой оттенок выражает эгоцентризм, притязание на собственную значимость и гордость, которая в крайних случаях может даже переходить в замкнутость и самовозвеличивание.

Синий цвет, особенно его темные оттенки, способен оказывать благотворное влияние на людей, нуждающихся в покое, разрядке и отдыхе, склонных к возбуждению и легко раздражающихся.

Синий цвет — холодный, спокойный, пассивный, под его влиянием снижается работоспособность, возникает склонность к созерцательности и размышлению. Затененный, тусклый синий цвет может вызывать чувство суеверия и боязни, ощущение потерянности и печали, и вместе с тем — указывать путь к духовному, трансцендентному.

«Склонность синего цвета к глубине настолько велика, что он становится интенсивнее именно в глубоких тонах и действует «характернее», проникновеннее. Чем глубже синий цвет, тем больше он зовет человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому. «, — писал В. Кандинский. Однако у некоторых людей избыток темно-синего цвета вызывает подавленность, депрессивные ощущения.

Психологи считают, что синий цвет предпочитают деятельные люди, ценящие равновесие духа и доверительность отношений.

Предпочтение светло-синих оттенков говорит, с точки зрения психологов, о беззаботности и беспечности человека. Голубой цвет вообще относится к так называемым «пассивным» цветам, поскольку он способствует нежности и мечтательное, понижению активности и эмоционального напряжения, ослаблению и замедлению жизненных процессов, вызывает ощущение прохлады. Внимательно созерцая голубой цвет, можно легко ощутить, как возникает приятное состояние расслабления, умиротворения — достаточно вспомнить, как чудесно наблюдать чистое голубое небо. Это цвет глубины и простора. Лазурный, небесно-голубой цвет благоприятно влияет на нервную систему, успокаивая ее, повышает трудоспособность. Этот цвет также весьма благоприятен для людей с повышенной нервной возбудимостью.

Лазурному цвету часто отдают предпочтение альтруистические натуры и люди, стремящиеся посвятить себя благородным делам и духовным достижениям.

Темно-синий цвет придает надежность и силу. Такой цвет, как правило, приходится по душе людям независимым, но способным на доверие и преданность. То же можно сказать и еще о двух насыщенных оттенках синего, таких как индиго и ультрамарин. Натуры, предпочитающие эти тона, часто стремятся к достижению своих идеалов, ищут способ помочь другим людям.

Фиолетовый цвет, особенно глубокий и сочный, считается цветом творчества. Считается, что фиолетовые оттенки предпочитают люди, склонные к живописи, а также натуры, нуждающиеся в любви и восхищении.

Однако вкупе с необычайной красотой этот цвет еще и очень «коварен»: считается, что яркий фиолетовый влияет на подсознание и настраивает на раздумья, а в больших количествах — способствует меланхолии, расслабляет психику, вызывая утомление.

Фиолетовый цвет относится к наиболее пассивным. Его воздействие приводит к ослаблению и замедлению жизненных процессов, понижению активности, к появлению ощущения угнетенности с оттенком некоторого беспокойства. Даже кратковременное действие фиолетового цвета снижает работоспособность. Фиолетовый цвет с синим оттенком может вызывать ощущение одиночества и самоотрешенности. Очень сильно меняется «характер» насыщенного фиолетового цвета при его осветлении: светло-лиловый оттенок становится «легче», психологически воспринимается менее «беспокойным», чем яркий и насыщенный фиолетовый цвет.

Бледно-лиловый цвет часто приходится по душе людям приятного нрава, достаточно пунктуальным и аккуратным, склонным к требовательности и тщательности; может быть, порой несколько манерным. Часто такие люди достаточно эгоистичны и настойчивы.

Пурпурный цвет, пышный и торжественный, иногда называют «королевским» оттенком фиолетового. Этот цвет предпочитают люди, стремящиеся к превосходству.

Предпочтение фиолетового цвета с сильным оттенком красного часто указывает на практичную натуру, однако такие люди нередко бывают исполнены важности и самомнения.

Белый цвет уместен практически в любом интерьере, поскольку он словно уравновешивает все вокруг. Психологически предпочтение белого цвета означает стремление к абсолютной свободе от всех препятствий, свободе для любых возможностей. Считается, что белый цвет излучает энергию и свет, придает силы. Люди, предпочитающие белый цвет, часто очень аккуратны в деталях и манерах, способны хорошо понимать собеседника; это искренние и честные люди, может быть, иногда склонные к излишней требовательности.

Серый цвет может иметь множество оттенков, однако чистый серый (так называемый промежуточный цвет) свободен от каких-либо психологических тенденций. Считается, что этот цвет расслабляет, помогает чувствовать себя спокойно и способствует сну. Серый цвет вызывает ассоциацию с неподвижностью и стабильностью, здравомыслием и реализмом, однако некоторые оттенки серого очень унылы и могут вызывать апатию, скуку, а темно-серые оттенки — даже угнетать. Серый цвет достаточно часто предпочитают конформисты по натуре, люди, стремящиеся держаться в тени.

Вообще же, с точки зрения психологов, склонность к серому цвету говорит о сильном переутомлении. Как правило, выбор серого цвета является защитной реакцией организма и означает стремление к нейтралитету, отказ от какого-либо выражения внешних или внутренних качеств. К такому выводу ученые пришли по результатам интересного теста, проведенного среди молодых мужчин во время отборочных экзаменов на замещение вакантных должностей. Как известно, экзамен в любом случае сопровождается стрессом. Результаты показали, что если до экзамена чисто серый цвет в качестве любимого выбирали только 5% испытуемых, после его завершения серый на первое место поставили около трети опрошенных.

Интересны с психологической точки зрения и оттенки серого цвета. Например, предпочтение светло-серых оттенков говорит о готовности к контактам и переживаниям, быстрому реагированию. Предпочтение, отдаваемое темно-серому, говорит о сдерживаемом возбуждении, повышенной чувствительности, стремлении достигнуть постоянного, гармоничного состояния душевного равновесия, физического и душевного удовлетворения.

Черный цвет с психологической точки зрения отражает агрессивное упорство, абсолютный отказ, психологическую защиту. Психолога считают, что черный цвет предпочитают люди, которые на подсознательном уровне из упрямого протеста восстают против своей судьбы. И наоборот, противниками черного цвета скорее всего становятся люди, не желающие лишаться чего-либо в своей жизни. Черный цвет часто связывают с таинственностью, трагичностью, а также со снобизмом и формализмом. Считается, что в больших количествах черный цвет угнетает, резко снижает настроение и работоспособность. Однако черный может быть и очень динамичным, способствовать лучшему пониманию и спокойствию, придавать достоинство.

Кстати, психологи утверждают, что пристрастие к белому и черному цвету в большинстве случаев наблюдается у людей, испытывающих сильное психологическое давление с кризисным обострением, а также у детей в период полового созревания, как свидетельство о подростковом максимализме, неопределенности жизненного выбора, но со временем черно-белое предпочтение уступает цветному видению мира.

При достижении цветовой гармонии в интерьере человек начинает ощущать комфорт на подсознательном уровне. В противном случае возникает ощущение беспокойства, приходит раздражение. Следует еще раз подчеркнуть, что психологическое влияние цвета зависит от характера человека и от его представления о гармоничности тех или иных цветовых сочетаний, которое всегда субъективно. Это хорошо известно дизайнерам и художникам.

По мнению некоторых психологов, выбор цветовых предпочтений всегда очень тесно связан с основными чертами характера индивидуума и до некоторой степени отражает его внутренний мир. Известна уникальная психодиагностическая методика, разработанная учеными Г. Г. Воробьевым и В. В. Налимовом в 80-х годах XX столетия, согласно которой участникам теста предлагалось в порядке предпочтения расположить 19 наиболее известных картин художников-абстракционистов от наиболее «понравившейся» до самой «неприятной». В результате статистического анализа данных ученые смогли с погрешностью до 5 лет определить возраст человека, его профессиональные ориентации, хобби, семейное положение.

Кроме того, цветовые предпочтения могут зависеть и от темперамента человека.

Наиболее известна и популярна психологическая типология Макса Люшера, где определенным психотипам соответствует определенные цветовые предпочтения. Люшер разработал тест цветовых выборов, с помощью которого определяются мотивационная направленность и эмоциональное состояние личности.

Таким образом, четыре основных цвета (синий, желтый, зеленый, красный) соответствуют основным психотипам личности: меланхолик, сангвиник, флегматик, холерик.

По мнению специалистов, голубоватые оттенки обычно предпочитают люди с меланхолическим темпераментом; сангвиники, — веселые и открытые люди, — часто выбирают оптимистичные желтые расцветки; флегматики отдают предпочтение спокойным зеленоватым тонам. А люди с холерическим темпераментом часто останавливают свой выбор на розоватых и красноватых отгенках.

Макс Люшер на основании своей методики выделил четыре основных типа личности, соответствующих красному, синему, зеленому и желтому цвету. Каждый цветотип в данном случае определяется преобладающей манерой поведения данного человека.

«Красный» цветотип стремится к успеху и новым достижениям. «Синий», наоборот —к удовлетворению, успокаивающему довольству, гармонии. «Зеленый» цветотип стремится обрести уверенность в собственной значимости, а «желтый» — к беззаботной свободе, новым возможностям, освобождению от каких-либо ограничений и препятствий.

Интересно, что человек вовсе не обязательно должен принадлежать к какому-то одному цветотипу. Наоборот, чем больше цветотипов соединены в одной личности, тем более гармоничной, с точки зрения психологов, она является. Таким образом, в наибольшей гармонии с самим собой и окружающими находится «четырехцветная» личность, то есть человек, сочетающий в себе все перечисленные стремления и ощущения: самоуважение (зеленый), уверенность в своих силах (красный), удовлетворенность (синий), внутренняя свобода (желтый).

Не случайно западные дизайнеры считают, что лучший способ найти цвет, который вам по душе — это пополнить им свой гардероб, «примерить» цвет на себя. Человек, комфортно чувствующий себя в одежде определенного цвета, через некоторое время непременно пожелает иметь этот цвет в своем домашнем интерьере, хотя бы в виде какой-нибудь мелочи, освежающей привычную обстановку.

Цвет и здоровье
Цвет, по мнению специалистов, является одной из самых важных составляющих визуального мировосприятия. А М. Бехтерев писал, что «. . . умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры».

colorhome.ru

Психологическое воздействие цвета и элементарные эстетические реакции

Психологическое воздействие цвета базируется на физиологии нервной системы — как высшей (коры головного мозга), так и вегетативной. Основной закон работы нервной системы — взаимодействие процессов раздражения и торможения. Всякий внешний фактор, воспринимаемый органами чувств, вызывает в коре головного мозга (или в подкорковых центрах), более или менее сильное раздражение, в ответ на которое возникает очаг торможения. Так, после уличного шума мы стремимся к тишине, а после долгого пребывания в тишине нам приятна музыка, пение птиц, человеческие голоса.

Смена состояний раздражения и торможения ощущается нами как смена эмоций, или смена состояний психического комфорта и дискомфорта. При восприятии цвета в зрительных центрах мозга возникают очаги раздражения, в ответ на которые мобилизуются силы торможения. Так, фиксирование красного пятна вызывает в самом органе зрения зеленый цвет; так же всякий цветовой раздражитель порождает свой антипод, вызывающий торможение первоначального цвета.

Если же оба контрастных цвета предъявляются одновременно, возникает ощущение гармонии, так как в органе зрения эти цвета складываются и образуют белый (или почти белый) цвет, который равномерно загружает все три аппарата цветового зрения и тем самым обеспечивает наиболее комфортный режим работы глаза.

По признаку возбуждающего действия спектральные цвета делятся на две группы: красный, оранжевый и желтый — возбуждающие, голубой, синий и фиолетовый — успокаивающие (тормозящие действие первых трёх); зеленый по природе своей нейтральный, т.е. двойственный по воздействию на психику и эмоции.

Всякое возбуждение или торможение нервной системы может трансформироваться в разнообразные эмоции, подобно тому, как включив провод в электросеть, мы можем привести в действие светильник, утюг, вентилятор и т.д. Соответственно всякий цвет — и возбуждающий, и успокаивающий — вызывает различные эмоции.

На нашем сайте поставлена конкретная задача — обобщить данные литературы различных жанров, трактующей проблему эмоционально-психологического воздействия цвета, а также отображающей это явление в художественных текстах.

Попробуем выделить вопрос об эмоционально-психологическом воздействии цвета в чистом виде, отделив его от проблем ассоциаций, предпочтений, семантики и пр. Как мог бы реагировать на различные цвета абстрактный «гомо сапиенс», то есть вне-социальный и вне-культурный?

Представим себе (хотя это и трудно), реакции такого абстрактного человека.

Cамый возбуждающий, он вызывает эмоции позитивного ряда: общий подъем духа, приток энергии, радость, желание двигаться, танцевать, эротические эмоции, стремление к общению с людьми, к творчеству, религиозный экстаз.

Возбуждение может реализоваться и в эмоциях негативного ряда: жестокость, страх, ужас, тревога, чрезмерное напряжение сил, болезненная эйфория, наркотическое действие, раздражение, гнев, ярость, надоедливость, неврастения, ощущение опасности. С красным цветом соотносится холерический темперамент. В индийской поэтике красным кодируется гнев и ярость.

В. Кандинский в книге «О духовном в искусстве» пишет об этом цвете: «Красное… воздействует внутренне, как жизненная, живая, беспокойная краска, …обнаруживающая ноту почти планомерной необыкновенной силы. В этом кипении и пылании… сказывается как бы мужественная зрелость. Светло-тепло-красное (Сатурн) …возбуждает чувство силы, энергии, стремления, решимости, радости, триумфа… Углубление его при посредстве черного опасно, так как мертвое черное легко гасит пламенность и слишком легко может возникнуть тупое, жесткое, к движению малоспособное коричневое. Киноварь звучит подобно трубе и может быть поставлена в параллель с сильными барабанными ударами».

Cпектральный цвет сравним с кадмием желтым светлым, лимонной, стронциановой, типографской «yellow». К более теплым и темным оттенкам относятся желтые охры, золотая и бронзовая краски.

Желтый цвет — привлекательный, вызывает симпатию и положительные эмоции: веселье, душевную лёгкость, приятное чувство благополучия, счастья, освобождения, независимости, молодости; провоцирует смелость в делах и поступках.

И. В. Гете оценивает желтый цвет весьма положительно: «В своей высшей чистоте желтый всегда обладает светлой природой и отличается ясностью, веселостью и мягкой прелестью (766). Он производит исключительно теплое и приятное впечатление (768). Если посмотреть на какую-нибудь местность сквозь желтое стекло, особенно в серые зимние дни, то… глаз обрадуется, сердце расширится, на душе станет веселее; кажется, что на нас веет теплом (769)». Загрязненный и более темный желтый вызывает негативные эмоции: отвращение, брезгливость, отчуждение, неприятие. И.В. Гете пишет далее: (желтый) производит неприятное впечатление, если он загрязнен или …сдвинут в сторону холодных тонов. Так, цвет серы, отдающий зеленым, имеет что-то неприятное (770). Такое неприятное впечатление получается, если желтая краска сообщается нечистым и неблагородным поверхностям, как обыкновенному сукну, войлоку и тому подобному… Незначительное и незаметное смещение превращает прекрасное впечатление огня и золота в гадливое, и цвет почета и благородства оборачивается в цвет позора, отвращения и неудовольствия (771). В. Кандинский ощущает желтый как красочное выражение безумия, слепого бешенства, когда больной бросается на людей и расходует свои силы без плана и без предела. «Это подобно безумной расточительности последних летних сил в яркой осенней листве… Рождаются краски, лишенные совершенно дара углубленности…»

Г. Фрилинг о желтом: «Создает веселость, способствует общительности, ясности ума (и даже) освобождает от проблем» (что, на наш взгляд, сомнительно).

Согласно индийской поэтике, желтым кодируется откровение (просветление) и изумление, т.к. желтый вызывает именно такие психические реакции.

Спектральный зеленый, а также цвет листьев и травы действует на нервную систему положительно: он успокаивает раздражение, снимает усталость, умиротворяет, бодрит, дает разрядку нервного напряжения, иными словами, психологическое воздействие его обратно действию красного. Каждый человек может почувствовать это, находясь в лесу, в саду, на лугу. Если зеленый становится теплее и темнее, превращаясь в болотный, табачный, торфяной — он воспринимается как цвет гниения, распада, и в этом качестве производит неприятное впечатление.

Особенно благоприятное действие оказывает зеленый на обитателей жарких (и сухих) стран. Мусульманский рай — это царство зеленого цвета. Там зелены не только деревья, но и подушки, на которых возлежат праведники и райские гурии.

46. А тому, кто боится сана Господа своего — два сада 48. обладающие ветвями 62. и помимо двух — еще два сада, 64. темно-зеленые 66. в них — два источника, бьющие водой 68. в них плоды, и пальмы, и гранаты 70. в них — добротные, прекрасные, — 72. черноокие, скрытые в шатрах, — … 76. опираясь на зеленые подушки и прекрасные ковры… (Коран, сура 55)

Мусульманский поэт Амир Хосров Дехлеви восхваляет этот цвет в поэме «Восемь райских садов»:

Зеленый цвет ласкает в полдень тенью, Дарует он покой душе и зренью. И травы зелены, и тьма в лесах. Зеленый цвет колеблется в глазах, Зеленый цвет — наряд любого сада, И для жасмина стебель — как награда.

И. В. Гете ощущает зеленый целиком положительно: «Наш глаз находит в нем действительное удовлетворение… глаз и душа отдыхают на нем… Для комнат, в которых постоянно находишься, обычно выбирают обои зеленого цвета» (фр. 802).

В. Кандинский ощущает в зеленом неподвижность, покой, пассивность. «Абсолютно-зеленое есть покойная краска среди всех других: никуда она не движется и не имеет призвука радости, ни печали, ни страсти. Она ничего не хочет, никуда не зовет. Это постоянное отсутствие движения благотворно действует на утомленных людей и их души, но после известного отдохновения может и прискучить… Пассивность есть самое характерное свойство абсолютно-зеленого, причем это свойство как бы надушено некоторою жирностью, самодовольством. Потому зеленое в царстве красок есть то же, что в царстве людей буржуазия: это есть бездвижный, собою вполне довольный, со всех сторон ограниченный элемент. Оно подобно жирной, здоровенной, бездвижно лежащей корове, способной лишь к жеванию и пережевыванию и глядящей на мир глупыми, тупыми глазами».

Марина Цветаева, попав из города «на лоно природы», упивается видом лугов и лесов. Её восторг граничит с истерикой:

«Каждою жилою — как по желобу — Влажный, тревожный зеленый шум. Зелень земли ударяла в голову, Освобождала ее от дум».

Поэтесса готова, подобно библейскому Навуходоносору, превратиться в травоядное животное…

В индийской поэтике зеленым кодируется отвращение.

Спектральный синий вызывает ощущения покоя, неподвижности, глубины пространства; внушает серьезность, миролюбие, одухотворение, религиозные чувства. С синим связан флегматический темперамент. Это цвет идеала, духовной красоты; длительное воздействие синего изолирует от реальности, погружает в некий иной мир, свободный от забот и суеты, от власти момента: синий дает ощущение вечности.

И. В. Гете видит в синем «как бы волнующее ничто. В нем совмещается какое-то противоречие возбуждения и покоя (779) …Как высь небес и даль гор мы видим синими, так и синяя поверхность кажется как бы уходящей от нас (780). …(синее) влечет нас за собой, вызывает чувство холода, напоминает о тени (781, 782) …Комнаты, отделанные в чисто синий цвет, кажутся… просторными, но, в сущности, пустыми и холодными (783) …Синее стекло показывает предметы в печальном виде» (784).

В. Кандинский отмечает главное свойство синего — глубину, бесконечность, сверхчувственность, покой, печаль. Светло-синее «приобретает более равнодушный характер и становится человеку далеким и безразличным…»

В индийской поэтике синим кодируется любовь, т.к. это чувство во многих случаях жизни приносит гибель и зло.

Выше изложены данные различных исследователей о психологическом воздействии четырех основных цветов. Остальные четыре цвета хроматического круга воспринимаются как переходные между двумя основными: это оранжевый, голубой, пурпурный и фиолетовый (который ощущается как смесь красного и синего).

Тонизирующий цвет, возбуждение от него несколько менее, чем от красного, но раздражающее действие чуть ли не больше, чем у красного. Психологи видят источник этого раздражения в неустойчивости оранжевого, в его колебаниях от красного к желтому и обратно (Г. Клар, тест Люшера). Цвет как бы теряет «целевую направленность». (Это выражение говорит скорее об ассоциациях, чем о непосредственном действии цвета, но возьмем на заметку и это). В индийской поэтике оранжевым кодируется мужество.

Промежуточный между синим и зеленым. Он богат разновидностями и оттенками — от светло-синего (называемого в просторечье голубым) до бирюзового (типа восточной бирюзы или египетской фритты). В наше время чаще всего встречаем в своем окружении типографский и компьютерный «cyan» — ядовито-голубую краску. Природные голубые, конечно, успокаивают, затормаживают очаги раздражения в коре головного мозга, но искусственный «cyan» даже в небольших дозах нервирует и утомляет. Он хорош только при подмешивании к нему желтого или красного, смягчающих его ядовитость.

Светло-синий цвет внушает покой, мир, беззаботное веселье, ощущение легкости и широкого свободного пространства.

Гой ты, Русь моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать конца и края — Только синь сосет глаза. Несказанное, синее, нежное, Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя, поле безбрежное, Дышит запахом мёда и роз… (С. Есенин)

Фиолетовый

Крайний цвет оптической области (спектра), самый коротковолновой. Фиолетовый — это как бы угасший красный — такой красный, на который набросили синий покров тьмы. Главное его свойство — двойственность воздействия на психику: он и возбуждает, и угнетает, он соединяет эмоциональный эффект красного и синего цветов: одновременно притягивающий и отталкивающий, полный жизни и возбуждающий тоску и грусть С. Рубинштейн). Фиолетовый не столько оживляет, сколько вызывает беспокойство (Гете, 787).

Разбеленный фиолетовый называют сиреневым; Гете замечает, что и этот цвет «имеет что-то живое, однако лишенное радости» (789).

В. Кандинский пишет: «Фиолетовое звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное». Лиловый — это также оттенок фиолетового. Все его светлые модификации оказывают облегчающее действие; ощутимо расширяются легкие, ритм дыхания замедляется. Вот свидетельство Мацуо Басё:

По горной тропинке иду. Вдруг стало мне отчего-то легко: Фиалки в густой траве.

Это замедляющее действие фиолетового может довести чувствительного человека до обморока:

Художник нам изобразил Глубокий обморок сирени… (О. Мандельштам)

Это цвет промежуточный между красным и фиолетовым. Он производит такое же двойственное воздействие, как фиолетовый, но возбуждающее начало в нем сильнее, чем угнетающее; чем ближе к красному, тем больше первое преобладает над вторым. И. Гете свидетельствует, что этот цвет создает впечатление серьезности и великолепия. «Пурпурное стекло показывает хорошо освещенный пейзаж в ужасающем свете. Такой тон должен был бы охватить землю и небо в день страшного суда» (798). Апокалиптический образ здесь очень выразителен, т.к. в нем мистическое начало сочетается с «величественным великолепием» (Г. Клар), высокое напряжение духа с предчувствием гибели.

Один из оттенков пурпурного — малиновый — внушает ощущение полноты бытия, чего-то отрадного, прекрасного, раздольного. «Не жизнь, а малина», — говорят в народе.

Уже давно мне стала сниться Полей малиновая ширь, — говорит поэт Есенин, влюбленный в малиновое, багряное и синее.

Ахроматические цвета

Так называют белый, черный и все промежуточные между ними — серые. Все они имеют общую физическую природу: в их спектральный состав входят лучи всех длин волн в равных энергетических долях (за исключением абсолютно черного, в котором нет никакого света).

Однако, психологическое воздействие ахроматических цветов неодинаково — это обусловлено их энергетической мощностью — от максимальной в белом до минимальной в черном.

Самый энергичный, он заряжает человека бодростью, побуждает к деятельности. Свет дня рассеивает ночные страхи, прогоняет мрачные сны и химерические видения. Он благотворен и для людей, и для животных (кроме ведущих ночной образ жизни). Белый внушает представление о чистоте, о пустом пространстве; отождествление с белым при медитации создает ощущение покоя, отрешенности от страстей и забот, направляет мысли на возвышенное, божественное.

Белый цвет равномерно загружает все три цветоощущающие аппарата цветового зрения, поэтому он нивелирует эмоции и в результате успокаивает всякое возбуждение.

На свете нет тоски такой Которой снег бы не вылечивал… (Б. Пастернак)

В силу тождества противоположностей черный, подобно белому, успокаивает психическую деятельность, усыпляет и снимает напряжение.

И мрак ночей всегда бывает черным, Нисходит он покоем животворным… (Амир Хосров Дехлеви)

Но если белый радует, то черный внушает печаль и депрессию. В белом — активность, в черном — пассивность. Белый призывает к жизни, черный напоминает о смерти. Первый утверждает, второй отрицает. Белый конь из Махабхараты одет в цвет амриты — напитка бессмертия; черный конь Бродского — посланник царства тьмы и смерти. Эти два цвета неразлучны. В природе они сменяют друг друга или сосуществуют, в сознании человека сопровождают непрерывную смену раздражения и торможения.

Познай где свет — поймешь, где тьма. Пускай же все пройдет неспешно Что в мире свято, что в нем грешно, Сквозь жар души, сквозь хлад ума… (Александр Блок)

Этим словом называют множество смесей из белого и черного: следует различать по крайней мере три оттенка серого: светлый, средний и темный. Психологическое воздействие их различно. Светло-серый близок к белому и почти аналогичен ему по возбуждаемым эмоциям. Темно-серый близок к черному и соответственно похож на него по воздействию на психику.

Средне-серый отличается от этих двух оттенков особым характером. Он больше других приглушает и затормаживает возбуждение, гасит напряжение эмоций, внушает даже такие чувства, как скука, тоска, безнадежность (особенно в виде масляной окраски). Серый может быть хорош на благородных фактурах (шелк, атлас, бархат, мех), на оперении птиц, на облаках, на старой обветренной древесине (серые избы), на мраморе и драгоценных камнях. В городской среде, с большими серыми фасадами, тротуарами и пасмурным небом этот цвет действует подавляюще и угнетающе.

Впрочем, природный пейзаж в северных странах (Голландия, Норвегия и др.), изобилующий ахроматическими цветами, по-своему прекрасен и достоин кисти живописца.

Коричневый

Различные оттенки коричневого называют «полухроматическими». Такие цвета имеют так называемые земляные краски: марс, сиена, умбра, сепия, нейтральтины (смеси черной с небольшими количествами хроматических красок). Натуральные коричневые краски часто встречаются в суглинистых и супесчаных почвах, в окраске птиц, насекомых, пушных животных, а также в древесной коре и старой древесине. Хлеб, кофе, какао и шоколад также имеют эту приятную и аппетитную окраску.

Коричневый, подобно серому, успокаивающий, тормозящий возбуждение, дающий отдых глазу и усталым нервам, но, в отличие от черного, он не полностью поглощает всё цветное, как могила: в этом цвете сохраняется явственное присутствие какого-либо хроматического цвета — теплого или холодного. Поэтому он даже в больших количествах не заставляет человека испытывать цветовой голод, — он деликатно радует глаз, не раздражая и не утомляя своей яркостью. В интерьере этот цвет внушает представление о прочности, уюте, добротности вещей, каковые свойства переносятся на дом в целом — вместе с его обитателями.

mironovacolor.org