Сказкотерапия для детей с умственной отсталостью

Содержание:

Программа с применением сказкотерапии для детей с умственной отсталостью.

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Иланская средняя общеобразовательная школа №41»

Программа коррекционно-развивающих занятий

для начальных классов обучающихся

по адаптированным программам

Игольникова Ольга Николаевна

Иланский – 2014 г.

Дети с «ограниченными возможностями здоровья» — это сложный своеобразный контингент. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак, симптом умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально – волевой сферы.

Эмоции «особых детей» неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление, они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.

Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы «особых детей». Эмоциональный фон, который создает психолог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице психолога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.

В данной работе используется терминология международной классификации, согласно которой глубоко умственно — отсталые дети характеризуются как «дети с тяжелой степенью умственной отсталости», дети с «особыми нуждами», дети с «ограниченными возможностями здоровья», «особые» дети.

Опыт работы и анализ длительных наблюдений привели меня к выводу, что сказка оказывает корригирующее воздействие на эмоциональную сферу детей.

Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с «особыми» нуждами к жизни и труду. Программа была составлена, апробирована и применяется в МБОУ «Иланская средняя общеобразовательная школа №41» олигофренопедагогом 1-й квалификационной категории О.Н.Игольниковой

Цель: Развитие эмоциональной сферы у детей с «ограниченными возможностями здоровья».

Вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки.

Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов.

Развитие пространственной ориентировки с опорой на зрительное восприятие предметов.

Учить выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ.

Понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы

Формировать навыки речевого общения.

Занятия по сказкотерапии проходят индивидуально. Продолжительность занятий составляет 15 – 20 минут, однако при сильной положительной мотивации занятие может продолжаться до 30 минут.

После завершения программы можно поставить с детьми сказку. В ходе подготовки к спектаклю дети могут использовать полученные знания и умения, продемонстрировать зрителям свои достижения.

Для реализации поставленных задач применялись следующие методические приемы:

Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами. Словесные, настольно – печатные и подвижные игры. Рисование сказки. Проигрывание.

Основные этапы работы над сказкой

1.Знакомство с персонажами сказки.

2.Знакомство с главным героем сказки.

3.Первичное рассказывание сказки.

4.Вторичное рассказывание сказки.

6.Стимулирование «подсказок» детьми. Повторное рассказывание сказки педагогом.

7.Совместное рассказывание сказки педагогом и ребенком.

Критерии эффективности программы

Выполнение детьми диагностических заданий.

Программа «Сказкотерапия» кроме пояснительной записки, содержит тематический план, краткое изложение содержания занятия, список литератур.

Содержание

с персонажами сказки «Репка».

Обратить внимание ребенка на внешний облик персонажей сказки, величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, форму передвижения.

Характеристики героев (величина, основные части, форма, цвет). Конструирование из объемных и плоскостных фигур, палочек.

Первичное рассказывание сказки.

Главная цель – установление эмоционального контакта с ребенком, обращение внимания на эмоции психолога.

Вторичное рассказывание сказки.

Цель – обратить внимание на персонажей сказки, и последовательность появления каждого.

Вопросы по содержанию сказки, выяснение отношения к каждому персонажу сказки.

Повторное рассказывание сказки.

Стимулирование детских «подсказок»

Совместное рассказывание сказки: педагог и ребенок.

Фланеллеграф с плоскостными изображениями персонажей сказки «Репка

Проведение игры – импровизации с ребенком.

Игра «Угадай, о ком я рассказала».

Цель: узнавать персонажей сказки по словесному описанию

Закрепление содержания сказки.

Игра «Веселый – грустный»

Учить понимать эмоциональное состояние сказочных персонажей.

Игра «Расскажем сказку вместе»

Цель: формировать навыки речевого общения.

Совместное рассказывание сказки: педагог и ребенок в классе. Настольный театр.

Игра «Расскажем сказку вместе»

Цель. Продолжать формировать у детей навыки речевого общения, стремиться к тому, чтобы дети вступали в подлинное общение, то есть действовали эмоционально.

Оборудование. Картинки с изображением последовательных эпизодов сказки «Репка».

Ход игры. Педагог медленно рассказывает сказку «Репка». Ребенок последовательно выставляет на фланеллеграф эпизоды сказки. Затем, когда все эпизоды сказки разложены верно, педагог еще раз рассказывает сказку, при этом указывает на каждый эпизод сказки, подкрепляя его текстом сказки.

Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. Санкт – Петербург. Речь 2004.

Введение в психологию сказки. Школьный психолог №12 2001

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми разного возраста. Учебник Под. ред.И. В.Дубровиной. Изд. центр «Академия»,1997.

Дети с «ограниченными возможностями здоровья» — это сложный своеобразный контингент. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак, симптом умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально – волевой сферы.

Эмоции «особых детей» неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление, они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.

Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы «особых детей».

  • Игольникова Ольга Николаевна
  • 2494
  • 26.11.2015

Номер материала: ДВ-196365

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Вы первый можете оставить свой комментарий

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Сертификат о создании сайта

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Грамота за использование ИКТ в работе педагога

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

infourok.ru

Занятие «Особенности коррекции эмоциональной сферы посредством сказкотерапии у детей с умеренной умственной отсталостью»

учитель начальных классов,

МКОУ «ОШ № 5», г. Глазов

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Вопросы об особенностях эмоционально волевой сферы у детей с нарушенным интеллектом является одной из актуальных проблем в педагогике и психологии.

В настоящее время эмоционально-волевую сферу ребенка изучали многие ведущие исследователи: В.С. Мерлин, А.П. Усанова, И.М. Соловьев и др.

Общепринятой считается в отечественной психологии и дефектологии теория С.Л. Выготского, в соответствии с которой умственная отсталость рассматривается как общий дефект, охватывающий всю психику в целом.

Формирование эмоциональной сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.

Незрелость личности умственно отсталого ребенка отчетливо обнаруживается в недоразвитии и специфических особенностях его эмоционально-волевой сферы.

Целенаправленное изучение эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка дало возможность установить, что основными причинами расстройства поведения, является болезненное переживание у детей чувства собственной неполноценности, нередко осложняемая инфантилизмом, неблагоприятной средой и другими обстоятельствами.

По мнению Л.С. Выготского, природу умственной отсталости следует объяснить из взаимосвязи и соотношений интеллектуальной и эмоционально стороны.

Таким образом, вопрос изучения развития эмоциональной сферы у умственно отсталых детей, обучающихся в условиях коррекционной школы VIII вида нам представляется важным и актуальным.

Эмоциональная сфера играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации учащихся в школе и вне ее.

Важная роль эмоций в жизни человека в процессе освоения ребенком социального опыта, глубокое внимание специалистов к данной проблеме, а также недостаточная разработанность отдельных ее аспектов является актуальным на сегодняшний день.

Проблемами эмоциональной сферы занимались как отечественные, так и зарубежные педагоги — ученые. Этому посвящены работы Л.С. Выготского, И.М. Бгажноковой, О.Е. Шаповаловой, Л.В. Занкова, Г.М. Дульнева, Н.Л. Коломинского, И.Л. Божович М.С. Певзнер, В.Г. Петровой, И.В. Я. Рейковского и т.д.

Почти все ребята, которые поступают в школу VIII вида, из неблагополучных семей. У них не привиты навыки самообслуживания, они не умеют общаться друг с другом, не развита речь, не устойчивое внимание, слабая память. Такие дети не имеют представлений о правилах и нормах поведения в обществе. Они неусидчивы.

Таким детям сродни эмоциональные потрясения и домашние скандалы, в которых принимают участие самые близкие им люди. Эмоциональная нагрузка на сознание такого ребёнка такова, что психика вынуждена прибегнуть к защитной реакции. Можно сказать, что чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребёнка, тем больше причин для возникновения страхов.

Проявление состояния эмоционального дискомфорта — это одно из проявлений эмоционального нарушения поведения. Из- за того, что не всё у ребёнка получается, что окружающие люди быстрее и успешнее справляются с заданиями, возникает заниженная самооценка, а это приводит к разочарованию, появлению чувства вины, неудовлетворённости.

Внешне это выражается в появлении у ребёнка подавленности, угнетённости, излишней застенчивости и эмоционального дискомфорта. Насмешки сверстников, непонимание и негативное отношение к таким детям взрослых, вырабатывает у ребят стойкий отрицательный стереотип к школе и учебной деятельности.

У детей с умеренной умственной отсталостью имеются определённые нарушения в приёме, переработке и использовании информации, которую они получают из окружающего мира. Поэтому для таких детей просто необходимо создавать такие специальные условия воспитания и обучения, направленные на коррекцию присутствующих им недостатков.

Для того чтобы умственно отсталый ребёнок не боялся окружающего его мира, а мог войти в него без страха, необходимо вооружить его социальными знаниями, умениями и навыками, научить его управлять своим поведением, адекватно вести себя в кругу окружающих его людей. Педагог должен научить его понимать другого человека, развивать у него способность поставить себя на место другого.

Сказкатерапия — это один из методов воздействия на эмоциональную сферу ребенка, способ объединить взрослого и ребёнка, дать им возможность понять друг друга.

Конечно, коррекцию эмоциональных нарушений можно лечить и другими методами и средствами: музыкой, игрой, театром, игрушками, изобразительной деятельностью. Но коррекция эмоциональных нарушений поведения и является частью сказкотерапии.

Роль сказкотерапии в коррекционной работе рассматривают (И.В. Стишенок , Н.М. Погосова, Т. Зинкевич-Евстигнеева и др.).

Умеренно умственно отсталые дети не способны глубоко сопереживать, но сказка «заставляет» таких детей сопереживать и откладывать в памяти варианты, способы решения трудных жизненных ситуаций.

Накапливается опыт жизненных путей их разрешения, развивается творческое воображение, что у умеренно умственно отсталых детей практически не наблюдается.

Победа добра в сказках обеспечивает умеренно умственно отсталому ребёнку психологическую защищённость, так как есть дети, которые социально незащищенные, беззащитные, ранимые.

Умственно отсталые дети не могут контролировать свои поступки, желания, чувства, а сказкотерапия позволяет смягчить поведенческий негативизм, неуравновешенность детей.

Сказка снимает эмоциональное и телесное напряжение, формируются способности регуляции процессов возбуждения и торможения, расширяют представления об эмоциях и связанных с ними физических состояний.

Частая смена деятельности во время проведения такого занятия, их игровой характер, расширяет объём внимания. Внимание умеренно умственно отсталого ребенка становится более устойчивым. Использование музыкального сопровождения позволяет создать особый эмоциональный эффект.

Сказки компенсируют дефицит родительского внимания, чего не хватает у наших ребят.

Эмоции умеренно умственно отсталых детей неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление, они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.

Эмоциональный фон, который создает психолог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице психолога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки. Поэтому при чтении сказки ребенок должен видеть лицо психолога, наблюдать за его мимикой, выражением глаз, жестами – все это усиливает впечатления от прочтения.

Предлагаем одно из занятий по снятию эмоционального напряжения и тревожности.

Карточки с изображением эмоций, плакат для игры «Сказочные герои», бумага, карандаши, ножницы, текст сказки «Сказка про Чебурашку».

1.Приветствие. Ритуал приветствия, выработанный на первом занятии. «Привет! Ты мне нравишься!»

2.«Встреча эмоций». Карточки с изображением эмоций раскладываются на две группы (грусть, усталость, веселье, удовольствие и т. д.). Руководитель предлагает детям представить, как встречаются различные эмоции: та, которая нравиться, и та, которая неприятна. Руководитель изображает «хорошую», ребенок «плохую».

3.«Сказочные герои». Детям демонстрируется плакат с изображением героев сказок, каждый из персонажей отображает определенную эмоцию. Ребенок должен узнать эмоцию, объяснить свое решение и рассказать отчего, по его мнению, сказочный герой весел, злой, грустит и т. д.

4.Чтение сказки «Сказка про Чебурашку».

В данной сказке освещается проблема детских страхов (непосредственно страха темноты). Руководитель читает детям сказку.

Вопросы для беседы:

Расскажи, чего боишься ты? Было ли такое, когда ты сильно испугался? Преодолел ли ты свой страх?

5.«Чего Я боюсь». Детям раздают листы бумаги и карандаши. Им предлагается нарисовать то, чего они боятся. После рисования eще раз поговорить о том, чего же конкретно боится ребенок. Затем необходимо дать детям ножницы и попросить разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие на еще более мелкие. Когда «страх» рассыплется на мелкие кусочки, необходимо показать детям, что собрать его не возможно. Мелкие кусочки бумаги необходимо выбросить в мусорное ведро. Мусор увезут и сожгут, а вместе с ним сожгут и «страх», и больше его никогда не будет.
6.«Мы хорошие». Все дети стоят в кругу. Руководитель предлагает всем поднять вверх правую руку, кисть руки сложить в виде ковшика над головой. Такой рукой — «ковшиком» дети гладят себя, опуская руку медленно все ниже и ниже. Затем им предлагается погладить друг друга и громко сказать: «Мы хорошие!».

7.Рефлексия. «Сказочные домики».

Таким образом, сказкотерапия в коррекционной школе является методом для коррекции эмоциональных нарушений у умеренно умственно отсталых детей и совершенствования взаимоотношений их с окружающим миром. Сказки, способствующие развитию различных параметров эмоциональной сферы умеренно умственно отсталых школьников, являются необходимым элементом воспитательной работы в школе VIII вида.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Проект на тему:
Сказкотерапия в коррекционной школе. Коррекция поведения методом сказкотерапии

Выпускная аттестационная работа курсов профессиональной переподготовки по программе «Олигофренопедагогика»

Предварительный просмотр:

МСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа №7 VIII вида»

«Коррекция агрессивного поведения методом сказкотерапии»

Введение 3
Глава 1 . Теоретические исследования агрессивного поведения младшего школьного возраста

1.1.Особенности поведения младших школьников 6

1.2. Причины проявление агрессивности в младшем школьном возрасте с умственной отсталостью 10

Глава 2. Коррекция поведения детей младшего школьного возраста методом сказкотерапии в коррекционной школе

2.1. Неспецифические методы коррекции 16
2.2. Сказкотерапия как метод коррекции 19
2.3. Сказкотерапия как один из методов коррекции агрессивности у детей младшего школьного возраста 23

Список литературы 44

Поведение человека ежедневно оценивается и регулируется с помощью разнообразных социальных норм. Отечественный ученый социолог Ю.А. Клейберг определяет понятие социальные нормы как «определенная система норм (ценностей), включающая требования к поведению и обязанностям членам данного общества».

Ввиду социально – экономических и демографических причин с каждым годом возрастает количество школьников, которых выделяют как учащихся с асоциальным, отклоняющимся поведением.

В юридической литературе асоциальным, отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально – пассивного типа.

Отечественные психологи (С.Л. Колосова, И.А. Фурманов, А.А. Аладьин и др.) отмечают, что уже в начальных классах наблюдается большое количество учащихся с различными нарушениями поведения, среди которых агрессивное поведение занимает одно из ведущих мест.

Проблема агрессивного поведения в детской среде перестала быть только психолого-педагогической, она стала социальной. Сухие статистические сводки свидетельствуют о росте преступности среди детей и подростков.

Данная проблема особенно актуальна среди детей с нарушением интеллекта. Тема агрессивного поведения умственно отсталых детей рассматривалась в трудах отечественных (В.В. Ковалева, В.Ф. Шалимова, А.Д. Виноградовой и др.) и зарубежных психологов (М. Ратлер, Д. Лешли, П. Скотт и др.).

По данным Н.И. Фелинской у 44, 1% несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете в детских комнатах милиции, наблюдали различные психические аномалии: олигофрению, психозы, психопатии, неврозы, психофизический инфантилизм, признаки органического поражения головного мозга.

Специалист по превентивной психологии С.А. Беличева рассматривает вышеперечисленные психические аномалии как психобиологические предпосылки асоциального поведения, но при этом психолог отмечает, что данные отклонения не являются предопределяющей причиной преступного поведения.

Известный дефектолог С.Я. Рубинштейн, изучающий психологию умственно отсталых школьников, писал: «Не болезнь является причиной антисоциальных, аморальных действий умственно отсталых детей, а та среда, в которой живет и развивается ребенок».

Отечественный психолог Ж.И. Намазбаева отмечает, что «у детей с умственной отсталостью отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям. При адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания они в состоянии усваивать определенные социальные программы, получать несложные профессии, добросовестно трудиться и быть в меру своих возможностей полезными членами общества».

Один из первых исследователей проблем отклоняющегося поведения несовершеннолетних — В.П. Кащенко писал: «Если своевременно не обратить внимание на устойчивые отклонения в поведении ребенка и не принять необходимые меры, то нежелательные явления неизбежно станут необратимыми, усугубляя со временем отрицательные черты личности».

Педагог-дефектолог работает по многим направлениям по коррекции поведения школьников. Но мы считаем, что более приемлемым в работе с детьми младшего школьного возраста является «Сказкотерапия».

Сказкотерапия, конечно, наиболее детский метод, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы учим и воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки.

Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.

Объектом исследования выступает сказкотерапия как таковая.

Целью данного исследования является рассмотрение применения сказки в процессе воспитания детей и коррекции поведения младшего школьного возраста.

1. Анализ психолого-педагогической и фольклорной литературы по проблеме.

2. Выявление роли сказкотерапии в воспитательном процессе и снятия агрессивного поведения детей;

3. Составление программы тренинга для детей младшего школьного возраста с использованием сказок.

Для решения поставленных задач исследования был осуществлен теоретический анализ специальной литературы.

Гипотеза исследования формулируются следующим образом:

Сказкотерапия является важной составляющей воспитательного процесса младшего школьного возраста детей с ограниченными возможностями здоровья.

Глава 1. Теоретические исследования агрессивности младшего школьного возраста

1.1.Особенности поведения младших школьников

Младший школьный возраст — это очень важный и сложный период в жизни ребенка по следующим причинам: это время начала школьной деятельности ( начальная школа и переход в среднюю школу);

это период перед половым созреванием ребенка ( далее начинаются гормональные изменения в организме, что влияет на психику ребенка);

Все самые необходимые изменения происходят в 6-7 лет: укрепляется костномышечная система, созревают определённые структуры мозга, формируется нервная система — то есть физиологически и психически ребенок готов к обучению в школе. Родители, взрослые начинают относиться к нему уже не просто как к ребенку, а как школьнику. Меняется режим дня, больше времени школьник проводит сидя за столом, у него меньше возможностей для движения, прогулок, игр. Возрастают требования родителей, ребенок начинает оцениваться взрослыми исходя из его успехов в школе.

Все эти изменения в окружении ребенка происходят очень быстро, и не каждый ребенок способен сразу принять их. Возникает сопротивление, желание, чтобы все было как прежде. А если добавить сюда большие учебные нагрузки, то неудивительно, что именно в этот период многие дети начинают выдавать реакции: грубить, отказываться выполнять требования взрослых, очень нервно реагировать на замечания (злятся, разбрасывают предметы, портят учебные принадлежности). А если ребенок не справляется с программой подготовки к школе (а его статус в группе во многом зависит от успеваемости), то вероятность развития агрессивности увеличивается.

В общем, начальный школьный период достаточно опасен для развития и закрепления агрессивности. Именно в это время ребёнок обретает определённый статус среди сверстников и взрослых, который, скорее всего, сохранится на протяжении всей младшей и средней школы. Ребенок после шестилетнего возраста стремится познать окружающий мир, он с удовольствием обучается навыкам общения с другими людьми, учится принимать правила и законы взаимодействия. Этот процесс, трудный для ребенка сам по себе, осложняется тем, что дети в данный возрастной период стремятся к самостоятельности. Понятие самостоятельности у ребенка — школьника часто выражается в желании освободиться от постоянного контроля со стороны родителей. Обычно это неприятно как для самого ребенка, так и для его родителей. Ребенок еще не умеет вести себя тактично, он начинает спорить, ссориться, раздражать взрослых. Дети в возрасте от 7 до 12 лет, как правило:

стараются адаптироваться в мире, вне семьи; они хотят подражать детям своего возраста и пола;

хотят стать более самостоятельными, независимыми от родителей;

они готовы тратить много времени и сил на изучение окружающего мира.

Наиболее остро этот период протекает у мальчиков. Девочки более адаптивны, послушны, старательны. Если родители приходят с жалобой на агрессивную девочку, то почти всегда причина не в возрастных особенностях, а в семейной атмосфере, где живет ребенок.

В последние годы в школах в начальных классах отмечают тенденцию к увеличению уровня агрессивности детей: они более шумные, крикливые, неусидчивые, «моторные», быстрее и легче вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы. Из бесед с родителями также можно заключить, что дети теперь стали агрессивнее, чем раньше. С ними трудно справиться, они часто бывают жестоки. В стремлении достичь своей цели они манипулируют родителями. В газетах стали чаще сообщать об агрессивных «выходках» детей школьного возраста по отношению и к своим сверстникам, и к людям «старшего возраста». Статистика фиксирует как общее увеличение правонарушений несовершеннолетних, так и количество тяжких преступлений в этой возрастной группе. Да и вообще вряд ли можно представить, что кого-то обошла стороной детская и подростковая агрессивность, что кто-то ни разу прямо или косвенно не сталкивался с жестокостью детей в семье, школе, в каком-либо коллективе, группе подростков.

Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, — это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.

Ученые отмечают, что агрессивность значительно помолодела. Если раньше речь шла о начальных проявлениях агрессивности преимущественно в подростковом возрасте, то теперь данная проблема стала актуальной и для начальной школы, а зачатки агрессивности в поведении детей все чаще наблюдаются уже в дошкольном возрасте. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Исследования и многолетние наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее проявлению. Дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только внешним поведением, но и психологической характеристикой. Изучить эти характеристики чрезвычайно важно, чтобы понять природу явления и своевременно преодолеть опасные тенденции.

Основными причинами проявлений детской агрессивности в младшем школьном возрасте являются:

стремление привлечь к себе внимание сверстников;

стремление получить желанный результат;

стремление быть главным;

желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность.

Первая — механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

Вторая — не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка.

Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева. Генетически агрессивность связана с Y-хромосомами: ученые установили, что она особенно присуща мальчикам, имеющим при некоторых генетических аберрациях такую дополнительную хромосому.

Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев агрессивные действия детей младшего школьного возраста имеют недеструктивный инструментальный или реактивный характер. Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата — будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, — после чего агрессивные действия прекращаются.

Детям младшего школьного возраста с агрессивным поведением, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, свойственны некоторые общие черты. К ним относятся бедность, примитивность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. Эти дети, как правило, имеют повышенную внушаемость, склонность к подражанию. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность в отношении как сверстников, так и окружающих взрослых, неадекватная, неустойчивая самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных встречаются дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости.

1.2. Причины проявление агрессивности в младшем школьном возрасте с умственной отсталостью
В современном мире остро стоит проблема детской агрессивности. Она является одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения. Этим озабочены как родители детей, так и педагоги, психологи. На первый взгляд детская проблема приобретает серьезные последствия: нарушение межличностных отношений со сверстниками и взрослыми, социальную адаптацию, учебную и трудовую деятельность.

Агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии» [1].

У детей с умственной отсталостью отмечаются трудности в общении как со взрослыми, как и с коллективом сверстников. Отсутствие средств общения, речевых и неречевых, непонимание ситуации, отображаемой в игре, ведут к тому, что данная категория детей в большинстве случаев оказывается отверженными. Желание самоутвердиться в такой ситуации приобретает патологические формы – дети становятся агрессивными. Так же у них снижена способность к пониманию эмоциональных состояний других людей. Они проявляют больше критичности к поступкам других, чем к своим, однако свои тревоги, страхи, обиды выражают в грубой, агрессивной форме.

Наличие и уровень агрессивности детей с умственной отсталостью определяется комплексом разнообразных факторов и условий социального развития:

  • гормональные изменения;
  • прием медицинских препаратов;
  • астенические явления, возникающие вследствие расстройства;
  • наличие психопатологических синдромов;
  • эмоционального состояния и самочувствия педагогов;
  • отрыв детей от семьи, перевод из одного учреждения в другое;
  • невозможность удовлетворения потребностей;
  • неблагоприятные условия среды, в том числе в семье;
  • прямое повторение того, что дети сами испытывают от других людей; подражательность и внушаемость;
  • порицание и критика. [5]
  • В.Б. Лебединский [2] указывает, что у некоторых детей с умственной отсталостью возможны скрытые (смещенные) проявления агрессии в форме злорадства при виде несчастья, боли другого ребенка при недостаточности активных форм агрессии.

    Понятие «умственно отсталый ребенок», принятое в отечественной и в зарубежной дефектологии, относится к весьма разнообразной по составу массе детей (они составляют более 2% от общей детской популяции), которых объединяет наличие органического повреждения мозга, имеющего диффузный, т.е. широко распространенный, как бы разлитой характер.

    Исследования ученых (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и др.) дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности и личности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга. Умственная отсталость — это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая аномалия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие и другие ВПФ. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности.

    Исследования выше указанных ученых показали, что у умственно отсталых имеются грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю и личность в целом.

    Для младших школьников с умственной отсталостью характерны частые проявления беспокойства и тревоги. В школе наблюдается состояние напряженности, скованности, пассивности, неуверенности в себе . В большинстве случаев отмечается капризность, раздражительность, драчливость. Они с трудом ладят со сверстниками, легко вступают в конфликты, драки. Рано вовлекаются в асоциальные компании, легко приобщаются к употреблению алкоголя. В состоянии алкогольного опьянения становятся вспыльчивыми, придирчивыми. Среди умственно отсталых младших школьников встречаются и такие, у которых агрессия выражается в следующих формах: дети обижают маленьких, слабых, отнимают у них игрушки, вещи; отмечается мстительность, иногда спустя некоторое время.

    Дети — олигофрены не способны подавлять аффект. Часты сильные аффективные реакции по незначительному поводу, упрямство, агрессивность, двигательное и психическое беспокойство. Преобладающие и господствующие у того или иного ребенка переживания, постепенно фиксируясь, образуют те или иные оттенки свойств его характера (угрюмость, раздражительность, гневливость, агрессивность, равнодушие, жизнерадостность, легкомыслие).

    У некоторых детей с умственной отсталостью возможны скрытые (смещенные) проявления агрессии в форме злорадства при виде несчастья, боли другого ребенка при недостаточности активных форм агрессии. Смещенное агрессивное поведении — важная форма защитного реагирования, поскольку она позволяет ребенку справиться со своей тревогой путем высвобождения агрессии в безопасных условиях.

    Помимо полного отсутствия защитной агрессии можно наблюдать другую форму агрессивного поведения, если агрессия ребенка не регулируется страхами и другими эмоциями (например, любовь к тому человеку, на которого направлена агрессия). Как правило, такая импульсивная агрессия, направленная на разрушение барьера, наблюдается у эмоционально примитивных детей, для которых непереносимость барьера выражена сильнее, чем страх наказания за агрессию со стороны любимого ими взрослого.

    Особые случаи представляют те патологические варианты агрессии, при которых агрессия не только слабо тормозится страхами, но и связана с патологией влечений. К ним относятся:

    -садистическая агрессия (удовольствие от агрессии и ее последствий сильнее, чем страх наказания);

    -аутоагрессия (когда физическая боль переносится легче, чем психическое страдание, ибо служит формой выражения силы этого страдания; ослаблен инстинкт самосохранения);

    -агрессия, являющаяся следствиями паранойяльной установкой ребенка (генерализованные страхи, искаженный инстинкт самосохранения).

    Выделяют следующие виды агрессивности у умственно отсталых младших школьников :

    -агрессия как проявление компенсаторной реакции при инфантильно-гедонистической мотивации в связи с трудностями учебной деятельности;

    -агрессия как проявление извращенных влечений (сексуального, инстинкта самосохранения);

    -агрессия при психомоторном и аффективном возбуждении;

    -агрессия как реакция протеста на трудности во взаимоотношениях;

    -агрессия при дистрофических нарушениях;

    -агрессия подражательного характера, становящаяся стереотипом поведения;

    -агрессия как проявление групповой солидарности.

    Таким образом, проблема агрессивности умственно отсталых младших школьников в настоящее время очень актуальна. Ее изучение, а так же выявление способов коррекции ведется активно, в различных сферах и направлениях. Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать следующие выводы:

    Формирование агрессивности может провоцировать ряд факторов:

    а) тип отношения родителей к ребенку;

    б) стрессы и негативные примеры в социальном окружении;

    в) индивидуальные особенности ребенка;

    г) препятствование реализации базовых потребностей ребенка — потребности в движении, общении, внимании;

    д) биологический фактор, связанный с неправильным формированием головного мозга или заболевания.

    Для умственно отсталых детей характерно наличие нарушений, как в познавательной, так и в эмоциональной сфере, которые проявляются в повышенной возбудимости, или наоборот, инертности, раздражительности, неусидчивости, агрессивности и т.д.

    Особенности проявления агрессивности у умственно отсталых детей обусловлены деформацией компонентов агрессии, таких как:

    Таким образом, агрессивность младших школьников с умственной отсталостью можно охарактеризовать как одну из самых значимых тем в специальной психологии.

    ГЛАВА 2. Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми с нарушением поведения

    2.1. Неспецифические методы коррекции агрессивного поведения
    Сказкотерапия – один из методов, принадлежащих к направлению психологии —арт-терапия
    Как отмечал С.Т.Шацкий: «Искусство, гармонично формируя все компоненты личности, способно развить эмоции и чувства ребенка, переориентировать идеалы, ценности, мотивы, изменить его поведение».
    Использование искусства в коррекционной работе, лечебной (терапевтической и психотерапевтической) практике получило название «арттерапия».
    Участвуя в арттерапии — изобразительной деятельности, литературном и музыкальном творчестве, драматизации, ребенок получает практически неограниченные возможности для самовыражения и самопознания. В творческой продукции ребенка воплощены его чувства, ценности, идеалы, мотивы. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества (рисунки, спектакли, сказки, поделки и др.) повышают самооценку ребенка, степень его самопринятия и самоценности.

    Отсюда важный принцип арттерапии — одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности ребенка независимо от их содержания, формы, качества.

    Наиболее важен сам процесс творчества — особенности поведения ребенка в творческом процессе, выбор темы, сюжета, материалов, принятие задачи, сохранение ее на протяжении творческой деятельности, спонтанные речевые высказывания ребенка, характер эмоциональных реакций, особенности взаимодействия с другими детьми. Наконец, в художественно-творческой деятельности, как ни в какой другой (учебной, трудовой), более естественно возникают и развиваются важные качества ребенка (произвольность и саморегуляция), необходимые для достижения желаемой цели — создать рисунок, сочинить сказку, исполнить песню и заслужить внимание взрослых.
    Литература, библиотерапия имеют свои возможности для становления произвольного поведения, профилактики и коррекции уже закрепившихся недостатков в поведении. Литературные произведения (сказки, былины, рассказы, басни) воспринимаются ребенком не как вымысел, фантазия, а как особая реальность.
    Выбирая литературные произведения для библиотерапии (из школьной программы по чтению или из другой детской литературы), необходимо учитывать следующее: доступность языка изложения; понятность героя книги ребенку; максимальное сходство ситуации произведения с актуальной жизненной ситуацией ребенка.
    Небольшие по объему произведения читаются на уроке или на специальном групповом коррекционном занятии. Затем дети высказывают свое отношение к персонажам, событиям, проблемам.
    В процессе чтения, слушания литературного произведения, сопереживая литературным персонажам, дети учатся понимать не только чувства, поведение, поступки героев художественных произведений, но и свои собственные, получают представление об иных возможных способах поведения, имеют возможность не только проявить личные эмоции, но и сравнить их с эмоциями других людей.

    Таким образом, усиливается способность ребенка анализировать и, следовательно, контролировать свои эмоциональные реакции, свое поведение.
    Переживание совместного творчества, полноты эмоционального общения, дружеского участия и понимания может вызвать ряд изменений во внутренней жизни ребенка, в его поведении.
    В младшем школьном возрасте наряду с тем, что закономерно увеличивается доля самостоятельного чтения, целесообразно вводить и поощрять различные формы детского литературного творчества. Так, в работе со сказкой это может быть:

    • индивидуальное или коллективное придумывание продолжения известной сказки;
    • рисование по мотивам сказки, иллюстрации к сказке;
    • разыгрывание (инсценирование) сказки, в том числе и с помощью кукол (куклотерапия).
    • В сказочной куклотерапии дети «оживляют» кукол. По мере того как совершенствуется взаимодействие ребенка с куклой, меняется и его поведение. Даже самые неусидчивые дети становятся более внимательными, сдержанными, уравновешенными, а малообщительные, замкнутые — более открытыми и эмоциональными. «Оживляя» куклу, ребенок фактически отрабатывает механизм саморегуляции: в прямом и переносном смысле «держит себя в руках», учится адекватно выражать свои чувства.
      В режиме дня необходимо грамотно определить время для коррекционно-развивающей работы. Целесообразно, если работа по коррекции недостатков поведения детей встраивается в общую архитектонику учебно-воспитательного процесса, заполняя временные ниши в школьной жизнедеятельности детей: свободные минуты до уроков, после уроков, физкультминутки, динамические паузы, минуты тишины, время перемен, прогулок. Эта работа органично включается и в урок — основную форму жизнедеятельности младших школьников.

      Коррекционные задания (по библиотерапии, сказкотерапии), а также коррекционные игры могут быть основаны на материале учебных предметов. «Мишень» коррекционного воздействия на уроке, как и во внеклассной работе:

      -поведение ребенка в процессе учебной деятельности (на всех этапах); характер взаимодействия с учителем, другими детьми;

      -отношение ребенка к учебным заданиям и организационно-процедурным моментам урока.

      2.2 Сказкотерапия как метод коррекции
      Сказкотерапия — пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы.

      Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограмирована жизнь ребенка. «Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты» — так перефразировали известную пословицу психоаналитики.

      Для мягкого влияния на поведение ребенка необходимо подбирать специальные сказки. Сказки для сказкотерапии подбираются разные:

      русские народные и авторские,

      специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки,

      и многие другие.

      Можно предложить ученику сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка — основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

      Привлекательность сказки для коррекции недостатков личностного развития и поведения детей заключается в следующем:
      -в сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает каждый ребенок: необходимость выбора, взаимопомощь, борьба добра со злом;
      -главный герой сказки — образ собирательный, и ребенок достаточно легко идентифицирует себя с ним, становится участником сказочных событий;
      -в сказке, как правило, представлено множество моделей поведения в различных ситуациях, которые ребенок имеет возможность «прожить», эмоционально переработать, «присвоить» и перенести в реальную жизнь.
      По мнению Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д. психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
      Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике.
      Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет шесть видов сказок:

      психотерапевтические сказки
      1.Художественные сказки
      К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Собственно, именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но тем не менее успешно ему служат.
      2.Народные сказки
      Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию и пр. Это явление мы также используем в психолого-педагогической практике сегодня.
      Сюжеты народных сказок многообразны
      В бытовых сказках часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показываются способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений. Например, одна из русских народных сказок «Кто заговорит первый?»
      Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.
      Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков. При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным.
      Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.
      3.Авторские художественные сказки помогают ребенку осознать свои внутренние переживания.
      4. В форме дидактических сказок подаются учебные задания.
      На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся переписывать заданные на дом математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху.
      5.Психокоррекционные сказки составляются в чем-то идентично проблеме ребенка, но ни в коем случае они не должны иметь с ней прямого сходства. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.

      Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
      Жили-были.
      И вдруг однажды…
      Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.
      Из-за этого…
      Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
      Кульминация.
      Герои сказки справляются с трудностями.
      Развязка.
      Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.
      Мораль сказки…
      Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.
      6. Для создания психокоррекционной сказки можно использовать следующий алгоритм агрессивности:
      а). В первую очередь подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
      б). Потом описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
      в).Далее поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписать герою все переживания ребенка.
      г). Поиск героем сказки выхода из создавшегося положения.

      Для этого необходимо начинать усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и т.д. Задача терапевта — через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем.
      д). Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь изменений.

      2.3.Сказкотерапия как один из методов коррекции агрессивности у детей младшего школьного возраста

      Сказкотерапия — один из эффективных методов работы с детьми, испытывающие эмоциональные и поведенческие затруднения. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей разных возрастов.

      В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми, тревожными детьми;

      с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями, энурезами и т.д.

      Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет школьнику актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

      Основные цели сказкотерапии:

      -Развитие гармонизации чувств у детей.
      -Формирование способности рефлектировать свои чувства.
      -Формирование эмпатии (в ситуациях помощи, спасения).
      -Формирование положительного эмоционального фона, ощущения комфортности, защищенности ранее отверженных детей.
      -Развитие боле позитивной Я-концепции.
      -Формирование принятия ответственности за свой выбор и действия «я несу ответственность за свои действия и за то, что происходит со мной».
      -Выработка большей способности к самопринятию «я такой, какой я есть», принятию своего пути «я совершаю свой собственный путь, который я для себя выбрал».
      -Формирование способности контактировать как с другими детьми, так и со взрослыми.
      -Развитие сензитивности к процессу преодоления трудностей.
      -Развитие внутреннего источника оценки.

      При определении функций сказкотерапии следует исходить из того, что она связана с несколькими основными специфическими для детского возраста положениями:
      -Сказкотерапия возвращает ребенка в состояние целостного восприятия мира.
      -Дает возможность мечтать, активизирует творческий потенциал, передает важные знания о мире, о человеческих взаимоотношениях.
      -Сказкотерапия формирует различные модели поведения героя.
      -Формирует представления о жизненных явлениях и социальных нормах.

      Директивная (направленная) и недирективная (ненаправленная) формы психотерапии отличаются функцией и ролью психолога, педагога в работе с ребенком.

      При директивном подходе педагог — главное лицо, он активно участвует в процессе сказкотерапии, задает темы занятий, внимательно наблюдает за поведением ребенка и интерпретирует его реакции, строя все свое дальнейшее поведение на основе этих наблюдений. Используемые здесь психотерапевтические метафоры подбираются и создаются индивидуально для каждого ребенка в соответствии с его проблемами и целями работы. Педагоги, работающие в рамках этого направления, отмечают, что первым необходимым этапом создания метафоры, сказки является определение желаемого результата, который должен быть

      во-вторых, подконтрольным, зависимым от самого ребенка, а не от внешних обстоятельств и людей

      в-третьих, сформулированным в позитивной форме, т.е. подчеркивать, чего необходимо достичь, а не от чего избавиться.

      При этом сама структура сказки должна быть связана с жизнью и проблемами ребенка.

      Р ебенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе-лечении. Чтобы эффективно управлять формированием его личности, требуются глубокие знания психологических, медицинских закономерностей, объясняющих специфику развития ребенка.

      То, что сказка лечит, сегодня уже не надо доказывать ни педагогам, ни родителям. Однако от чего излечивает?

      Занятия по сказкотерапии считают методом психотерапии, который лучше всего адаптирован к психологии ребенка. Сквозь призму метафоры вы воспитываете ребёнка, лечите душу, даёте знания о законах жизни, способах проявления смекалки и силы. Также как и пальчиковое рисование, сказка развивает внутренний мир ребёнка, готовит его к взрослой жизни и возможным трудностям, учит его быть добрым, щедрым и смелым.

      Прежде всего, сказка способна излечить ребенка младшего школьного возраста от эмоциональных нарушений поведения: как агрессивность, тревожность, эмоциональный дискомфорт, с гневом и страхом.

      Гнев и страх – важнейшие функции личности, позволяющие человеку приспособиться к изменяющимся условиям, не впадать в отчаяние, адаптироваться к жизни. Гнев появляется на критическую для ребенка ситуацию, опасную для него – это оправданно. Если гнев становится постоянным переживанием, то это вызывает у взрослых тревогу за ребенка и заставляет искать причины таких нарушений. И все чаще родители обращаются с жалобами к педагогам, психологам с жалобами на излишнюю агрессивность на появление у него высокой тревожности и страхов. Почему же гнев перерастает в постоянную агрессивность? На это есть три веские причины:

    • Это постоянное агрессивное поведение родителей, которое является для детей образцом. (Не умеют собой руководить и регулировать свое поведение родители – откуда научатся этому дети?)
    • Постоянное проявление нелюбви к ребенку. (На этой основе у него появляется чувство беззащитности, враждебности по отношению к окружающим.)
    • Частое оскорбление ребенка, унижение его человеческого достоинства.
    • Тревожность ребенка – это предчувствие грозящей опасности и связанного с этим дискомфорта и неблагополучия. Тревожность иногда сохраняется и на длительное время. У мальчиков тревожность проявляется большей активностью и подвижностью, чем у девочек, это объясняется их физиологией. А результат – частые наказания, ссоры со сверстниками и взрослыми, ведущие к появлению тревожности, беспокойства, чувства вины и агрессии. Эмоциональное неблагополучие – приводит к нарушениям в поведении детей. Прежде всего, это яркая вспышка гнева, громкий плач, обида. Такие вспышки легко появляются и легко же гаснут, однако приводят к агрессии: дракам, конфликтам, ссорам. У других детей с эмоциональным неблагополучием в общении выглядят несколько иначе: обида, недовольство, неприязнь не исчезают вскоре после зарождения, а наоборот остаются в памяти ребенка надолго. Эти дети избегают общения со сверстниками или могут быть к таким контактам совсем равнодушными. Ну, кому приятно иметь дело с обидчивым, вспыльчивым и агрессивным человеком? И вот тут мы, учителя, воспитатели, приходим на помощь, корректируя эмоциональные нарушения поведения с помощью игр, игрушек, изо-деятельностью. Однако самым доступным и любимым детьми средством является сказка.

      Сказкотерапия- это метод, использующий сказочную форму для совершенствования взаимоотношений с окружающим миром. Целью и задачей сказкотерапии является снижение агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими людьми.

      У детей обучающихся в коррекционных школах VIII чаще всего страдают процессы внимания, памяти, недостаточность познавательной сферы. Такие дети нуждаются в специально организованной коррекционной работе.

      Так настала необходимость ввести метод сказкотерапии в нашу работу. В 2011-2012 уч. г. мы начали проводить исследования на детях ГПД №1 учителя Ширяевой М.М. и на детях ГПД №2 учителя Юлдашовой Н.В.

      Возраст детей 7-11лет.

      Цель опытно-практической работы – снижение агрессивности у детей младшего школьного возраста.
      В процессе опытно практической работы решались следующие задачи:
      -подобрать диагностический материал
      — провести первичную диагностику на выявление агрессивности
      — разработать и провести цикл занятий по коррекции агрессивного поведения

      — провести сравнительную диагностику;
      — проанализировать полученные результаты

      — сделать выводы по проведенной опытно-практической работе.

      Методы опытно-практической работы:

      эмпирические — наблюдение, тестирование;

      теоретические- анализ, синтез, обобщение, классификации.
      План осуществления опытно-практической работы
      1 этап- организация и проведение диагностики, в которую входит оценка уровня агрессии ;
      2 этап-проведение курса занятий направленных на коррекцию агрессивного поведения;
      3 этап- сравнительная диагностика;
      4 этап- анализ результатов.
      В основу данной программы мы включили следующие положения:

      Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

    • Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
    • Сказкотерапия – это философия жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.
    • Сказкотерапия – это процесс экологического образования воспитания ребенка.
    • Сказкотерапия – это терапия средой, особенно сказочной обстановкой в которой может материализоваться мечта, а главное в ней появляется чувство защищенности.
    • Сказкотерапия – это органичная воспитательная система, проверенная многими поколениями предков.
    • А целью коррекционной программы является:

      1. Повышение уверенности в собственных силах.
      2. Повышение потенциала каждого ребенка.
      3. Коррекция поведенческих реакций.
      4. На основании выше сказанного мы составили тематический план занятий, который включал несколько блоков:

      5. «Давай познакомимся» (установление межличностных контактов между участниками группы).
      6. «Мир эмоций» (снятие эмоционального напряжения).
      7. «Научись любить себя» (формирование позитивного отношения к себе)
      8. «Все в моих силах» (повышение уверенности в собственных силах).
      9. «Вместе тесно , а врозь скучно» (обучение детей технике разрешения межличностных конфликтов).
      10. «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много» (формирование опыта взаимодействия со сверстниками).
      11. «Праздник» (заключительное занятие).
      12. Тематический план занятий по сказкотерапии.

        nsportal.ru