Сказкотерапия заикание

Применение метода сказкотерапии в работе с детьми, страдающими тяжёлыми нарушениями речи без сопутствующих патологий (заикание, дизартрия, дисграфия, дислексия)

Для кого: логопеды, логопеды-дефектологи, психологи, работающие над запуском речи при речевом негативизме. Состав группы не более 8 человек.

Ближайшие даты и время:
Детская академия речи Строгино — 24 июня 14:00-17:00

Детская академия речи Октябрьское поле — 9 июля 15:00-18:00; 21 июля 15:00-18:00

Краткий план занятия:

1. Сказкотерапия: методология, основные принципы, подходы, эффективность использования.
2. Противопоказания применения метода.
3. Принципы сочинения сказок логопедом для детей разного возраста и с различными поведенческими особенностями.
4. Основы анализа детских сказок.
5. Способы работы со сказками, для логопеда, дефектолога, психолога.
6. Сказка как диагностический метод.
7. Область применения сказок для детей с 3 лет.

По окончании семинара выдается сертификат.

Преподаватель: Раиса Викторовна Ханукаева
Логопед, дефектолог-психолог, клинический психолог, соискатель степени кандидата наук в РУДН (получение кандидатской степени в 2015г)

Стоимость: 1800р, включая получение сертификат.

Обязательна предварительная запись по телефону +7 495 758 3198 с указанием ФИО для печати сертификата. После записи Вам на вашу почту будет выслан счет или платежка для оплаты через любой банк.

Раиса Викторовна Ханукаева

Основные направления профессиональной деятельности:

диагностика и логопедическая коррекция речевых нарушений разных уровней (ЗРР, ЗПР, ЗПРР, ОНР, ФФН), работа со сложной структурой дефекта (алалия, дизартрия, системное недоразвитие речи, ДЦП, РДА) и с комбинированными нарушениями (логопедическое нарушение в сочетании с СДВГ, гипердинамией, аутистическим спектром), проведение групповых занятий по развитию речи для детей 2-4 лет, логопедический зондовый и ручной массаж.

Образование:

  • МГППУ – специализация «Логопедия» с дополнительной специальностью «Специальная психология».
  • МГППУ – специализация «Клиническая психология, патопсихологическая диагностика, психотерапия».

Курсы повышения квалификации:

  • ФПО, ЦППО – курс «Психология сказки и сказка психологии».
  • НАП — курс «Сказкотерапия и архетипический анализ».
  • ЕИСП, МГПУ – курс «Истерия. История начала психоанализа. Случай Анны.О».
  • МПГУ – курс «Инновационные проблемы современного развития дефектологии».
  • МПГУ –курс «Классические проблемы современной дефектологии».
  • www.logoakademia.ru

    ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ

    Если малыш заикается

    30.10.2013 08:49 Автор: Admin

    Как помочь крохе, если он страдает заиканием?

    Есть разные виды лечения.

    Заикание неплохо поддается коррекции при комплексном подходе. Одной рефлексии маловато, хотя и она принесет пользу. Работа сразу по нескольким направлениям эффективнее: помощь логопеда, семейного психолога, дефектолога, массажиста. Поищите детский садик для заикающихся малышей или логосад с оздоровительным направлением. Препараты вам назначит психоневролог. Заикания бывают разными, следовательно, будет и различаться и помощь ребенку. Психолог или психотерапевт помогут разобраться с эмоциональными проблемами крохи, устранят последствия психотравмирующей ситуации, которая спровоцировала заикание, например, с помощью разных видов психотерапии: арт-терапии, сказкотерапии, игротерапии. Невролог назначает лекарственные препараты, уменьшающие судороги в области артикуляционного аппарата, снимающие возбудимость. Задача логопеда – убрать запинки в речи другими способами: упражнениями на дыхание, релаксацией, логопедическим массажем, с помощью пропевания слогов, слов и фраз. В детском садике для заикающихся деток всегда в начале обучения бывает период ограничения речи (или «период молчания»), после которого вернуть плавность речи гораздо легче. Дефектолог обследует общее развитие ребенка, выявляет задержки развития ребенка и исправляет их. Обратитесь в речевые центры, специализирующиеся на заикании. Не забывайте о режиме дня и ограничивайте просмотр телевизора.

    Еще 10-15 лет назад дети со слабой нервной системой, ускоренной или чуть смазанной речью, с повышенным или пониженным мышечным тонусом довольно благополучно проходили период речевого развития. И даже школьные трудности не особо отражались на их речи. В последние годы положение резко изменилось.

    Огромный поток информации обрушивается сейчас на детей. Плюс отвратительная экология, увлечение электронными играми. Все это тяжелым бременем ложится на детскую нервную систему. Вот отчего у таких «проблемных» детей речь бедная, косноязычная, с запинками. Их тяжело слушать, порой трудно понять, что они хотят сказать. Я вижу этих мальчиков и девочек сразу: резкие движения рук и тела, напряженная мимика лица (особенно рта). Они говорят, словно задыхаясь: им не хватает воздуха, чтобы договорить фразу. И если оставить все это без внимания в раннем детстве, почти наверняка можно сказать: заикание появится!

    КАКИЕ ДЕТИ ПОПАДАЮТ В ГРУППУ РИСКА?

    Те, у кого нет ярко выраженной «ведущей» руки: в ход идет и правая, и левая — другими сло­вами, оба полушария головного мозга претендуют на роль ведущего, доминантного. Что из этого следует? У такого ребенка быстро меняется наст­роение, скоро истощается внимание, он легко от­влекается от работы. Родители замечают как бы повышенную речевую утомляемость, «усталость» языка — он словно начинает заплетаться. Наблю­даются перестановки звуков в устной речи и букв, цифр — в письме. Причем творческое начало мо­жет быть хорошо развито, и речь разнообразна, но она торопливая и невнятная: за счет «съеда­ния» окончаний слов, пропуска согласных, глас­ных, сокращения длинных слов до более удобных, неправильного склонения слов по родам, паде­жам, перестановки звуков в словах (например, вместо «торт» — «тотр»).

    И еще: этим ребятам не­легко дается однообразная монотонная работа, требующая сосредоточенности.

    Дети с родовой травмой, которая сопровожда­лась асфиксией, с перинатальной энцефалопатией. Запинки в речи — результат нестабильности нервных процессов.

    Незрелые дети, когда отстает психомоторное развитие. При этом хорошее интеллектуальное и речевое развитие не получает достаточной под­держки моторики артикуляционного аппарата и мелкой моторики рук из-за ее незрелости. Часто 7-летние дети ведут себя как 5-6-летние: им не хвата­ет внимания и усидчивости, основной остается иг­ровая деятельность, что приводит к конфликтным ситуациям дома и в школе.

    Дополнительными факторами, провоцирующими заикание у таких де­тей, становятся ошибки в воспитании.

    Нельзя, на­пример, от 5-7-летних детей требовать внимания и усидчивости в течение длительного времени, акку­ратности во всем, беспрекословного послушания и т. д. Тут уместнее снисходительность, а не неукос­нительная требовательность.

    Очень плохо, когда родители, в зависимости от настроения, запрещают или разрешают одно и то же. Еще хуже, когда папа запрещает, а мама тут же разрешает.

    Детям со слабой нервной системой нужны ясность и стереотипность в воспитании, а также четкий режим и единство требований со сто­роны всех домашних.

    Чем меньше ребенок болеет (риниты, ОРВИ), тем лучше. Необходимо укреплять его иммунную систему. И очень важно избегать перегревания, будь то повышенная температура при заболевании, пере­грев на солнце или укутывание: чрезмерное тепло сильно угнетает нервную систему.

    Для детей, о которых мы говорим, характерен «эффект третьего» – они становятся капризными и неуправляемыми при появлении нового человека. Например, ребенок играл (ел, разговаривал) с ма­мой, но пришла бабушка, и поведение резко меняет­ся в худшую сторону: теперь ему нужно время, чтобы привыкнуть к новой ситуации. Через какой-то период все нормализуется. Но как бы то ни было, никогда — никогда! — не говорите при ребенке о его особенно­стях, трудностях в его воспитании.

    В детский сад такого ребенка лучше отдавать не раньше 5 лет: в этом возрасте этим детям легче привыкать к кол­лективу в саду, а потом и в школе.

    Любое изменение привычного уклада выбива­ет из колеи надолго. Прежде чем что-либо менять в жизни ребенка, хорошенько все взвесьте.

    Если ребенок левша, ни в коем случае не пере­учивайте его делать все правой рукой. И, наоборот, детей без ярко выраженной ведущей руки приучайте действовать наиболее часто используемой: выраба­тывайте доминантность (преобладание) одной руки.

    Типичные предвестники заикания:

    — высокий, тонкий голос

    — речь ускоренная, как бы рубленая, с паузами

    — повторы слогов, растягивание звуков

    — частое дыхание, плечи на вдохе под­нимаются

    — плечи и шея зажаты, голова в напря­жении опущена

    Особенно это касается детей, у кото­рых родственники левши, заикающиеся, с быстрой «пулеметной» речью или со склонностью к неврозам.

    Если ребенок стал заикаться, не впадайте в пани­ку. К сожалению, обычно окружающие в смятении и страхе начинают обсуждать это событие, искать при­чины, вызвавшие заикание. По их мнению, виновата собака, темная комната, строгая теща или свекровь, учительница и т. д. А маленький человек, переживая и чувствуя общее напряжение, начинает еще больше нервничать, бояться — и заикаться!

    Именно от вашего поведения и взаимоотноше­ний с сыном или дочерью зависит, насколько успеш­но будут преодолены запинки в речи.

    Не вспоминайте, с чего началось заикание. Это вовсе не главное, а часто видимой причины вообще нет. Важно выяснить, насколько ребенок перестроил свое речевое дыхание и артикуляцию, преодолевая нервное и мышечное напряжение. Обычно на первом приеме, знакомясь с малень­ким пациентом, я выслушиваю «истории» появле­ния запинок. Но меня интересуют не они, а то, как смотрит пациент — исподлобья или открыто, спо­койно, поднимаются ли плечи, втягивается ли шея, какой частоты вдохи, как он жестикулирует. Где больше всего и быстрее напрягаются мыш­цы — на шее, около рта или на животе?

    Только «со­брав» эти сведения о психомоторном развитии, можно объяснить причину заикания и определить тактику лечения. Сразу хочу сказать — универ­сального способа нет и быть не может. Только индивидуальный подход!

    ЧЕМ МОГУТ ПОМОЧЬ РОДИТЕИ

    Во-первых, речь ваша должна быть спокойной, доброжелательной. Говорите с ребенком низким, «грудным» голосом. Вдох делайте «животом» — неза­метно, не поднимая плечи, медленно, без рывков (по­пробуйте и потренируйтесь на счет 1,2,3,4, 5). Когда ребенок хочет что-то сказать, положите руки на его ключицы, не позволяя им подниматься (просите и дальше ребенка запомнить это и не поднимать плечи). Следите, чтобы и он «вдыхал животом», а говорил низ­ким голосом, «как медведь из берлоги». Не помогают просьбы — мягко, но настойчиво требуйте, убеждайте. Если не дал результата метод врача, к которому вы обратились, это совершенно не значит, что придется ставить точку и смиряться с судьбой. Значит, это «не ваш» метод. Ищите специалиста, который будет работать не с симптомами, а с человеком. И от вас потребуется немало: огромное терпение и настойчивость.

    Во-вторых, каждая часть тела должна свободно двигаться, не вовлекая в движение другие части. Проверить, как ребенок справляется с этим задани­ем, помогут несложные упражнения.

    Сидя или стоя легко двигать головой вправо и влево (так, чтобы движение было естественным, бы­стрым и широким). Следите, чтобы плечи, спина, таз и ноги были в покое.

    В положении сидя положить руки (без напря­жения) на широко расставленные колени, голову опустить и свободно поворачивать ее вправо-влево. Сохранять «спокойствие» в корпусе, руках и ногах. Не удерживать мышцы, а свободно сидеть.

    В-третьих. Поскольку напряженный и зажатый ребенок уже приучился (или приучается) сидеть и ходить, «подтягиваясь» плечами и спиной вверх, сле­дите, как он сидит и стоит не только во время речи. Позаботьтесь о подходящем по росту стуле — ноги должны обязательно доставать до пола и хорошо упираться. Попробуйте (предупредив, конечно) под­толкнуть сидящего ребенка сзади, чтобы он потерял равновесие, и тогда, «встретив» ногами пол, он сам найдет место, где они должны стоять. Руки свободны -двигаются или лежат на коленях, а не держатся за стул, как за дополнительную опору.

    Одним словом, нужна хорошая «спокойная» осан­ка раскрепощенного, свободного человека.

    В-четвертых, не давайте ребенку, когда он гово­рит, смотреть исподлобья. Мягко, но крепко поддер­живайте его подбородок по направлению вверх.Можно подни­мать макси­мально высоко, благо вы на­много выше и это не будет ка­заться стран­ным. Заодно рукой почувст­вуете, насколько зажата малень­кая челюсть. Желательно, чтобы рот ребенка был максимально спокоен, не ходил ходуном вниз-вверх или вправо-влево.

    Но самое главное — поскорее обратитесь к хоро­шему специалисту. Двух одинаковых пациентов не бы­вает. Каждому нужен индивидуальный подход, иногда совершенно отличный от обычного. Я до сих пор не ус­таю удивляться разнообразию проявлений заикания, и тем важнее не упустить ни одной мелочи, чтобы про­блема была решена до конца, и пациентов не мучил страх, что это опять произойдет.

    СПЕЦИАЛЬНЫЙ МАССАЖ (Делают его взрослые во время речи ребенка!)

    Положите указательный палец на детский подборо­док вдоль нижней губы и интенсивно двигайте кожу под­бородка вместе с губой по деснам вправо-влево: сопро­тивление губы следует преодолевать. Поясните ребенку, что нужно расслабить рот, тогда будет легко говорить.

    Положите ладонь на грудь и широкими движе­ниями «создавайте» вибрацию грудной клетки.

    От нижнего края уха в сторону рта мысленно проведите линию и на расстоянии верхней фаланги указательного пальца нащупайте болезненную точку. Не отрываясь от нее, как бы ввинчиваясь, мас­сируйте (но не очень сильно) ее в течение минуты.

    Попросите ребенка сжать губы и в местах, где складка кончится, будут еще 2 нужные точки. Теперь пусть расслабит рот, а вы помассируйте их минуту: это позволит расслабить мышцы артикуляционного аппарата.

    На ночь в течение 2 недель делайте массаж во­ротниковой зоны (обязательно каждый день, 3-4 курса в год), особенно после гриппа, простуды и других заболеваний, сопровождающихся повышени­ем температуры.

    Хорошо помогают успокоительные травяные сборы, расслабляющие ванны из ароматических трав, морской соли, кремы и другие препараты, дающие возможность снять напряжение, укрепить нервную систему.

    Составитель: Предводителева Г.А., учитель-логопед

    pmss.m-sk.ru

    Форум о заикании

    Stuttering — Независимый сайт о заикании

    Заикание у детей. Ребёнок заикается. Делимся опытом лечения!

    Описание: Общие вопросы по тематике сайта.
    Модераторы: Inkognito, Skif

    • Перейти на страницу:
    • Александра Гаврилова , успокоится все таки придется,что бы это не было.громко говорить,в таком возрасте могут быть разные причины,слух не проверяли?у меня тоже раньше говорила громко,российский садик,хоть и частный видимо поспособствовал этому,там было кто кого перекричит.
      Теперь говорим тихо,смена местожительства подействовала.просто не принято в обществе громко говорить.так что один два дня ,тихий разговоров дома это только начало пути и не показатель,что ребенок тихую речь не воспринимает.
      Как вы пишите,тут больше похоже на нарушение произносительной стороны речи,а не запинки и судорги.к логопеду записаться стоит.Алина больше подскажет,как побеседовать с логопедом впервые:)

      Добавлено спустя 3 минуты 34 секунды:
      shokoladnaya Alina , интересно:)значит все таки реализуемо,при определенных условиях)
      Здорово,что у кого то получается,этот метод

      По описанию похоже на речевые судороги (заикание — по нашему) и нервный тик. У меня так раньше у самой было.
      Когда глазки подключаются, метафизики говорят, что человек не хочет что-то видеть. Образно, конечно.
      У Вашей дочери благоприятная среда вокруг? Ей все нравится? Может быть, она из-за чего волнуется постоянно?

      Александра Гаврилова , Вы в каком городе живете?
      И еще вопрос: я публиковала ссылку на статью Горда — Вы прочли? Она Вам сейчас нужна как воздух.

      Это хорошо, продолжайте! А еще нужно спокойно говорить. А чтобы говорить спокойно, нужно внутренне успокоиться настолько, насколько это сейчас возможно. От Вашего спокойствия сейчас многое зависит, поэтому без паники, и — вперед!

      Еще несколько рекомендаций.
      Нужен логопед, чтобы проводил логоритмику. Эти занятия помогают ритмизировать речь. Либо Вы можете найти упражнения в интернете и использовать.
      Нужен психолог, чтобы снять тревогу и волнение с ребенка, плюс занятия на релаксацию. Упражнения на релаксацию при желании тоже есть в инете — можно использовать.

      Если Вы не в Москве, я бы Вам посоветовала получить консультацию по скайпу со специалистами нашего центра («Логопед Плюс»), которые работают с заикающимися малышами.

      Добавлено спустя 35 минут 17 секунд:

      stuttering.su

      Дом сказки

      Как решать сложные проблемы простыми историями

      сказкотерапия для родителей

      Сказки на дому

      Из старины глубокой

      Ты когда-нибудь замечала, как схожи между собою сказки народов мира? В каждой стране найдется народный герой — простачок, шутя преодолевающий нечеловеческие трудности. В борьбе с мировым злом он пользуется смекалкой и подвернувшимся случаем, а в результате получает в награду дочь короля, да еще и полцарства в придачу. В каждой стране есть и своя Золушка, и царевна Несмеяна, и даже Красная Шапочка. Такое сходство неспроста: люди издавна придумали сказки не только для того, чтобы развлекать своих чад на ночь глядя, но и с воспитательной целью. Чтобы исподволь учить их самым важным вещам: любви, чести, доброте, семейному укладу и жизненным ценностям. И уж тут вне зависимости от стран и континентов принципы примерно одинаковы: трудолюбие и смелость всегда одерживают верх над высокомерием и жадностью, любовь и верность вознаграждаются, а порой, все решает его величество Случай.

      Не потеряли своей актуальности такие сказки и сейчас. Однако набора классических курочек Ряб и Колобков для решения современных задач уже недостаточно. А ведь при помощи сказки можно многое. Ну, например, убедить малыша самого отказаться от чипсов и колы. Или сделать так, чтобы он не дрался с другими детьми в песочнице и не крал машинки в детском саду. Помогает сказка и в борьбе со страхами, особенно с теми, что кроются в стенном шкафу темной ночью. И лучший сказочник в этом случае мама.

      Обязательные элементы

      Чтобы сказка сработала, в ней должно быть несколько элементов. Главный герой был бы чем-то похож на твоего ребенка. Скажем — любимым цветом, увлечением, наличием сестер и братьев. Однако рассказывать девочке Маше сказку про девочку Машу не стоит — слишком банальное совпадение может вывести маленького человечка из зоны безопасности. Пусть твоя сказка будет волшебной — с феями, драконами, волшебниками и героями. А ее сюжет должен сначала рассказать о существующей проблеме в жизни ребенка, а потом обязательно дать путь ее решения. Например, «злые термиты попросили прощения у трудолюбивого муравья за то, что разрушили его домик, а потом стали ему помогать и вскоре стали самыми лучшими строителями в этом лесу». Сознание ребенка воспринимает все как сказку на ночь, а подсознание мотает на ус.

      Очень здорово, если сам малыш включается в сочинение сказки. Его даже специально следует спрашивать о том, кого встретил герой, во что была одета принцесса и где происходили события. В тот момент, когда ребенок помогает своему сказочному двойнику преодолеть препятствия, он протягивает руку помощи и самому себе. Однако не стоит пугаться, если вместо продолжения сказки ты услышишь самое ужасное — смерть, страшных чудовищ повсюду и одиночество в глухом лесу. Страх, который вышел наружу, лучше того, что затаился внутри. Достаточно двумя предложениями продолжить ужасную картину, окружающую героя, а потом предложить неожиданное решение: герой может проснуться, чудовища исчезнуть от взмаха волшебной палочки, а ангел вывести из чащи.

      Умные сказки не стоит рассказывать каждый день. Завуалированные нравоучения в большом объеме способны вызвать отторжение даже у взрослого человека. Однако если ты будешь рассказывать такие истории периодически, ребенок вскоре начнет сам просить новых сказок. Причем именно твоих. «Ну мама! Нет, не такую, расскажи мне свою», — просит у меня и мой малыш. И тут самое время поведать о новых приключениях героя. Не удивительно, если его неприятности будут очень похожи на те, что накопились у твоего ребенка. Главное, не решать сразу много задач. Каждая сказка должна быть про что-то одно. То есть вывод из нее должен уместиться в простом предложении. Например, «живым существам нельзя делать больно», или «если чего-то очень сильно захотеть, обязательно сбудется».

      Про самое страшное

      В каждой сказке есть антигерой. И это очень полезное явление. С его помощью вся внутренняя тревожность выливается в ужасную Бабу Ягу с бородавкой на носу, бессмертного Кощея или ужасного ящера. Куда проще бояться чего-то конкретного, чем просто испытывать неописуемый ужас. Во-первых, конкретного злодея можно победить. Во-вторых, если ребенок убежден, что его злодея точно ничем не одолеешь, тогда ему можно предложить другие варианты: подружиться с ним, помочь ему, рассмешить его, превратить его в лягушку или заточить в башню на самой высокой горе на земле. Страх также может стать предметом обмена. Скажем, маленький мышонок ночью может трястись от страха не в силах заснуть, а грозный пес попросить его поделиться бессонницей, чтобы он мог нести свою службу исправно.

      Кроме того, победить любой страх можно парадоксально, рассказав о маленьких страшилках, которые трясутся во тьме. Больше всего на свете они боятся детей и лишь в самую непроглядную ночь выбегают из своего убежища, чтобы попить молока в холодильнике.

      Если ребенок очень пуглив и рыдает только при упоминании слова «Бармалей», его антигерой может быть комичным, неуклюжим и маленьким. Пусть он падает, спотыкается и попадает в нелепые ситуации. Над ним можно вдоволь посмеяться и даже как следует поколотить его подушкой прямо на кровати. К слову, подобная эмоциональная разрядка помогает и агрессивным малышам, которым надо куда-то деть свою злость, боль и обиду.

      Когда сказка не работает

      Убедившись, насколько эффективными могут быть сказки, родители принимаются решать ими все проблемы. У малыша низкое самомнение — я расскажу тебе о гадком утенке и крохотном львенке, который стал царем зверей. Но некоторые вещи нельзя решить только с помощью сказкотерапии. Такие, как энурез, заикание, тик, — это не сама проблема, а ее манифестация. В основе детских неврозов лежат совсем не те вещи, которые мы можем заподозрить. Тебе кажется, что твой ребенок брезглив и поэтому предпочитает крупную «аварию» общественным туалетам, но проблема может крыться и в родовой травме в сочетании с тонусом, разводом родителей и ненормированным графиком работы мамы. Поэтому в тяжелых случаях лучше все-таки обратиться к психологу.

      Не работает сказка и в том случае, если в ней нет ни одного яркого образа. Мнение о том, что дети сами все додумают, потому что у них очень богатое воображение, не соответствует действительности. Чем старше становится малыш, тем больше он знает сказочных героев и тем больше ярких впечатлений он пережил. Дошкольнику достаточно назвать имя Айболит, и он уже сам расскажет всю сказку. Малышу же надо ярко описывать картинку, чтобы она сработала. Хотите отговорить его от сладостей? Обрисуйте причину: «Огромный толстый буржуй кидает в гигантский котел шины от старых машин, жабьи яйца и черную смолу. Добавляет краску и сахар — и получается ядовитая жевательная резинка, чипсы и вредный лимонад, которым он намерен травить бедных детишек. Он специально нарисовал красивую обертку и положил подарочек внутрь, чтобы дети попросили родителей купить им эту отраву. Они и не знают, что буржуй уже давно хочет, чтобы все дети ходили больные, слабые и уставшие. Только настоящий герой сможет его победить». И далее в том же духе.

      И наконец, последнее слабое звено в сказках — настроение самого рассказчика. Если тебя переполняет злость, раздражение и тревога, то приведи сначала растрепанные чувства в порядок и только потом берись за дело. В ход пойдет и горячая ванна, и прогулка на свежем воздухе, и возможность выговориться по телефону с подругой. Главное, помнить, что дети часто не видят проблем до тех пор, пока родители не продемонстрируют им свой страх и тревогу. Если в данный момент после какого-то события тебе кажется, что у всех дети как дети, а твой какой-то «неправильный», значит помощь нужна не ему, а тебе. Малышу в такой день лучше дать свою любовь и поддержку. Ну и самую обычную сказку на ночь, конечно. Ведь помимо терапевтической ценности подобный вечерний ритуал это еще и момент особой близости с родителем. Когда свет приглушен, а мама лежит с тобой, гладит твои волосы и рассказывает интересную историю перед сном, все тревоги растворяются сами по себе, а мир становится лучше.

      Фабулу любой сказки можно привязать к следующей схеме: Герой, похожий на твоего ребенка, идет решать проблему, находит друзей, чтобы сразиться со злодеем, преобразиться и получить награду, спасая товарищей.

      Статья опубликована в журнале Люблю!

      www.skazki.lv

      Статья по логопедии по теме:
      Сказкотерапия в контексте сеанса снятия заикания

      Понимая библиотерапию как «терапию словом, заключённым в художественную форму», в работе с детьми мы обратились к ее разновидности — сказкотерапии. Выбор данного литературного жанра определяется тем, что сказка является наиболее доступным и понятным ребёнку текстом, вводящим его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. При бесхитростном содержании, простоте композиции и сюжета сказка несёт в себе большой педагогический и психотерапевтический потенциал.

      Предварительный просмотр:

      Сказкотерапия в контексте сеанса снятия заикания

      Зиздо Н.В., учитель-логопед,

      МБДОУ д/с «Здоровый ребёнок», г. Таганрог

      Более 10-ти лет на базе МБДОУ д/с «Здоровый ребёнок» г. Таганрога проводится коррекционная работа с заикающимися дошкольниками по системе семейной групповой логопсихотерапии. Данная система, разработанная в 1960-80 гг. Ю.Б. Некрасовой для заикающихся подростков и взрослых, была адаптирована нами применительно к дошкольному возрасту. Один из важных элементов логопсихотерапии — библиотерапия. Понимая библиотерапию как «терапию словом, заключённым в художественную форму», в работе с детьми мы обратились к ее разновидности — сказкотерапии. Выбор данного литературного жанра определяется тем, что сказка является наиболее доступным и понятным ребёнку текстом, вводящим его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. При бесхитростном содержании, простоте композиции и сюжета сказка несёт в себе большой педагогический и психотерапевтический потенциал.

      Работа со сказкой присутствует на всех этапах коррекционного процесса: пропедевтическом (подготовительном) этапе, сеансе снятия заикаиния — эмоционально-стрессовой психотерапии, этапе активной групповой логопсихотрапии и контрольно-поддерживающем этапе. В данной статье мы рассмотрим метод сказкотерапии на II этапе — сеансе эмоционально-стрессовой психотерапии (ЭСПТ).

      Для подростков и взрослых сеанс снятия заикания был разработан К.М.Дубровским. Ю.Б. Некрасова сделала свою аранжировку данного сеанса и определила его как «подготовленное пропедевтическим этапом публичное индивидуально-групповое воздействие психотерапевтического и педагогического содержания» [4] . В работе с заикающимися детьми направленное психическое воздействие осуществляется посредством применения игровой психотерапии. Это сеанс-сказка, сеанс-игра, где проигрывание ролевых характеров сказочных героев направлено на разрушение коммуникативно-поведенческих стереотипов, сложившихся в период заикания, и формирование новых коммуникативно-речевых умений заикающихся детей на основе положительных психических состояний, возникающих в процессе творческой развивающей деятельности, в частности – в разностороннем знакомстве со сказкой.

      В отличие от сеанса одномоментного снятия заикания у взрослых (по К.М. Дубровскому) успех сеанса ЭСПТ для заикающихся дошкольников не является результатом одномоментного воздействия логопсихотерапевта. В о многом он определяется большой предварительной работой , направленной на мотивационную включённость заикающихся детей и их родителей в предстоящий коррекционный процесс и создание психологического состояния готовности к сеансу.

      Подготовка к сеансу с детьми длится 1,5 месяца и включает подбор коммуникативно-поведенческого образа для каждого дошкольника и работу над его созданием на основе характеристики сказочного героя. Правильный подбор образов сказочных героев для детей обеспечивается логопсихотерапевтической диагностикой, выстроенной также с применением сказок. В основе создания «портрета неповторимости» ребёнка и его семьи лежит принцип выявления «внутренней картины здоровья» (по Ю.Б.Некрасовой) в отличие от традиционной «внутренней картины болезни» (по А.Р. Лурия). В этом случае выявляется не только степень и формы нарушения речи и общения у ребёнка, но и определяется его личностно-коммуникативный статус, обнаруживается скрытый личностный творческий потенциал.

      В силу возрастных особенностей дошкольников, не владеющих навыками чтения и письма, работа над текстом сказок проводят логопед и воспитатель. Организуется первичное ознакомление детей со сказками, создаются условия для дальнейшего отреагирования чувств ребёнка и проводится фиксирование их эмоционального отклика. Наиболее приемлемой формой работы со сказкой стало её совместное проигрывание с детьми с последующим обсуждением и анализом текста. Такое глубокое погружение позволяет увидеть в каждом конкретном ребёнке героя определённой сказки и индивидуализировать процесс вхождения в роль. Нами используются сказочные образы Царевны Лебедь, Королевича Елисея, Мальвины, Буратино, Маленькой феи, Знайки, Чиполлино, Дюймовочки и др.

      Поскольку создание нового коммуникативно-поведенческого образа направлено на развитие личности заикающегося ребёнка, выбор сказочного героя для него должен быть также тщательно продуман с точки зрения эталонов доступной ему речи. На подготовительных занятиях мы знакомим детей с различными речевыми характеристиками сказочных персонажей: например, певучесть, слитность, звучность речи демонстрируется с помощью образа Царевны Лебедь; через образ Знайки вводится эталон «умной речи», предполагающий ясное, чёткое, медленное проговаривание слов; говоря про Буратино, логопед обращает внимание детей на его звонкую, как колокольчик, и чёткую речь.

      Важная задача логопсихотерапевта на подготовительном этапе — распознавание особенностей личности ребёнка. Здесь также помогает сказка. Понимание личностных смыслов в сказкотерапии происходит через толкование полученных в результате обратной связи «текстов» от детей: ответов на вопросы, стенограмм бесед, их рисунков и эмоциональных откликов на произведение. Такой углубленный анализ позволяет определить не только личностно-коммуникативный статус заикающегося, но и, что для нас более важно, увидеть точки роста каждого ребёнка.

      На этапе идентификации ребёнка со сказочным персонажем большое внимание обращается на понимание и привыкание его к роли . Для этого на занятиях по сказкотерапии мы не только читаем отрывки из сказок, но и прослушиваем их звукозаписи, рассматриваем иллюстрации. Внимание детей обращается на черты лица героя, его одежду, особенности речи и поведения. Дальнейшая творческая переработка полученной информации происходит в изобразительной деятельности: рисовании, лепке и аппликации. Освоение эталонных речевых блоков, соответствующих сказочному образу, происходит в основном по механизму подражания.

      В результате большой подготовительной работы к моменту проведения сеанса эмоционально–стрессовой психотерапии у детей формируется установка на принятие соответствующей игровой роли, повышается мотивационная включённость в предстоящий процесс «сказочного превращения» и появляется желание воплотить свой новый опыт, что проявляется в нетерпении перед сеансом, эмоциональной вовлечённости в предстоящую новую деятельность. Но окончательное введение в роль происходит непосредственно на сеансе ЭСПТ.

      Со стороны логопсихотерапевта проведению сеанса предшествует глубокая аналитическая работа по написанию текста сценария данного сеанса. Основой такого текста является специально придуманная или подобранная сказка. Это может быть встреча с Маленьким принцем в Звёздной стране, или путешествие в Изумрудный город, совместные поиски Синей птицы Счастья, или путешествие на планету Красивой речи. Цель составления необычного рода сценария-сказки мы видим в возможности создания особой сказочной атмосферой, в которой могут проявляться потенциальные качества личности каждого заикающегося ребёнка, ещё не реализованное им в силу каких-либо обстоятельств. Обыгрывание определённого сюжета, единого сказочного замысла также позволяет обеспечить высокую мотивационную заинтересованность его участников на всём протяжении «сказочного путешествия», в форме которого проводится сеанс.

      Важной частью сеанса является текст индивидуального внушения – обращение к каждому ребёнку на сцене. Отметим, что здесь необходимый целебный эффект имеют только такие значимые и образные слова, которые смогут передать уникальность личности конкретного ребёнка, помогут раскрыть его потенциальные личностные и коммуникативные возможности. Как замечает Н.Л.Карпова, «внушить можно только то, что уже имеется в подсознании человека, к чему у него уже есть предрасположенность» [2: 326] , — это относится во многом и к ребёнку, — то есть индивидуальное внушение должно быть «адресным».

      Так, посредством введения коммуникативно-поведенческого образа Королевича Елисея мы внушаем ребёнку уверенность в своих силах, подчёркиваем сильные стороны его личности: «Ты прекрасно разбираешься в самом главном: ты знаешь, что такое честность, справедливость, чем отличаются добро и зло; ты сочувствуешь обиженным, помогаешь слабым. И от этого сам становишься сильнее». Делаем акцент на речевой характеристике персонажа: «Речь Королевича твёрдая, громкая и уверенная. Думай красиво, говори еще лучше!». В обращении к девочке с повышенной тревожностью и очень тихим голосом, опираясь на достоинства её характера, подчёркиваем скрытые возможности: «Так и хочется назвать тебя Дюймовочкой – крохотной девочкой с огромным добрым сердцем. За хрупкой внешностью скрываются терпение и сила». Акцентируем внимание на том, что, несмотря на маленький рост Дюймовочки, её голос услышала даже ласточка в небе. В соответствии с образом Знайки подчёркиваем любознательность и рассудительность ребёнка, отмечаем его авторитет среди друзей, внимательное отношение к окружающим.

      При проведении сеанса ЭСПТ для детей мы используем основные элементы сеанса снятия заикания у подростков и взрослых, разработанного К.М.Дубровским в аранжировке Ю.Б.Некрасовой [4], а также опыт проведения сеанса с младшими школьниками Е.Ю.Рау [5] . Модифицированный нами вариант сеанса-сказки для заикающихся дошкольников состоит из трёх основных частей:

      1. Организация мотивационной включённости детей в сеанс . Создаётся установка на необходимость сказочного превращения. Разъясняются условия такого превращения (тем самым постепенно происходит введение детей в суггестивное состояние).

      2. Императивное индивидуальное внушение в форме обращения к ребёнку в его роли как к сказочному персонажу. Проводится непосредственное «превращение» в сказочных героев. Ситуация волшебства усиливает идентификацию ребёнка с героем сказки.

      3. Введение в речь . Осуществляется индивидуальное поэтапное введение в речь от её сопряженно-отражённой к вопросно-ответной, а затем к спонтанной форме.

      Следует отметить, что с помощью роли на сеансе вводятся не расчленённые элементы речевых правил, как это принято в традиционных логопедических методиках, а обобщённая речевая модель, содержащая в себе целые блоки эталонов речи. В данном случае контроль над речью, предполагающий осознание речевых правил, ослабевает, и автоматически включается подсознательный уровень восприятия речи по механизму простого подражания сказочному герою. Этому способствует и интонационный образ роли, — как подчеркивал Н.И.Жинкин, интонация – средство, непроизвольно регулирующее непрерывность речевого потока. Поэтому сценарий содержит тщательно продуманные речевые образцы, соответствующие не только характеристике персонажа сказки, но и возможностям самого ребёнка.

      Результатом сеанса для заикающихся дошкольников является очевидный факт публичного общения со зрителем. Тем самым реализуется непосредственная цель сеанса – помочь ребёнку услышать свою «новую», раскованную речь в трудных условиях коммуникации (присутствие многих людей в зале), что способствует укреплению уверенности детей в своих возможностях.

      Достижению речевого и коммуникативного успеха детей на сеансе безусловно способствует вовлечение их родителей и ближайших родственников в процесс сказкотерапии на подготовительном этапе и их непосредственное участие в сеансе в качестве активных и заинтересованных зрителей. Глубокая эмоциональная вовлечённость родителей создаёт высокую энергетику зала, обеспечивая «энергетический резонанс», «взаимную настроенность» детей, зрителей и ведущего сеанс логопсихотерапевта [3, с.115].

      Первый публичный речевой успех ребёнка в сказочной роли значительно облегчает весь дальнейший процесс коррекции заикания. По окончании коррекционного процесса мы отмечаем у детей преодоление излишней тревожности, расширение круга общения, развитие коммуникативных навыков и качеств, а также наблюдаем положительную динамику формирования адекватной самооценки ребёнка, — и здесь нам также помогают сказочные герои. То есть метод сказкотерапии применяется на всех этапах семейной групповой логопсихотерапии.

      1. Глухова Н.В. Семейная групповая логопсихотерапия для заикающихся дошкольников в условиях детского сада. — Таганрог: ПТ «Нюанс», 2005.
      2. Карпова Н.Л. Библиотерапия в семейной логопсихотерапии / Библиопсихология и библиотерапия / Ред. Н.С.Лейтес, Н.Л..Карпова, О.Л.Кабачек. — М.: Школьная библиотека, 2005. С.296-339.
      3. Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии: Учебное пособие.- 2-е изд., испр. и доп. — М.: МПСИ: Флинта, 2003.
      4. Некрасова Ю.Б. Лечение творчеством /Под ред. Н.Л.Карповой. — М.: Смысл, 2006.
      5. Рау Е.Ю. Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошкольников /Психотерапия в дефектологии: Кн. для учителя. Сост. Н.П. Вайзман. — М.: Просвещение, 1992. с.19-24.

      nsportal.ru