Склонность к развитию стресса

Книга: Антистресс-тренинг

Навигация: Начало Оглавление Поиск по книге Другие книги — 0

Приложение 4. Тест, определяющий вероятность развития стресса

(по Т. А. Немчину и Тейлору)

В предлагаемом тесте перечисляется ряд утверждений с одним вариантом ответа: либо «да», либо «нет». Отмечайте утверждения, с которыми вы согласны.

1. Обычно я спокоен и вывести меня из этого состояния нелегко. «Нет».

2. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей. «Нет».

3. У меня редко бывают запоры. «Нет».

4. У меня редко бывают головные боли. «Нет».

5. Я редко устаю. «Нет».

6. Я почти всегда чувствую себя счастливым. «Нет».

7. Я уверен в себе. «Нет».

8. Я практически никогда не краснею. «Нет».

9. Я человек смелый. «Нет».

10. Я краснею не чаще, чем другие. «Нет».

11. Я редко ощущаю сильное сердцебиение. «Нет».

12. Обычно мои руки теплые (не очень боятся холода). «Нет».

13. Я застенчив не более, чем другие. «Нет».

14. Мне не хватает чувства уверенности в своих силах. «Да».

15. Порою мне кажется, что я ни на что не годен. «Да».

16. Бывают периоды беспокойства, не могу усидеть на месте. «Да».

17. Меня часто беспокоит желудок. «Да».

18. Не хватит духа вынести предстоящие трудности. «Да».

19. Хочется быть счастливым, как другие. «Да».

20. Кажется, передо мной трудности, которые мне не преодолеть. «Да».

21. Мне снятся кошмарные сны. «Да».

22. Когда волнуюсь, дрожат руки. «Да».

23. У меня беспокойный сон, часто просыпаюсь. «Да».

24. Меня часто тревожат возможные неудачи. «Да».

25. Иногда испытываю страх, когда опасности нет. «Да».

26. Мне трудно сосредоточиться на одном задании. «Да».

27. Простую работу делаю часто с напряжением. «Да».

28. Я легко прихожу в замешательство. «Да».

29. Почти все время испытываю неясную тревогу. «Да».

30. Я склонен принимать всерьез даже пустяки. «Да».

31. Я часто переживаю и плачу. «Да».

32. У меня бывают приступы тошноты и рвоты. «Да».

33. Расстройство желудка у меня почти каждый месяц. «Да».

34. Я боюсь, что при волнении сильно покраснею. «Да».

35. Мне обычно трудно сосредоточиться на чем-то важном. «Да».

36. Меня постоянно беспокоит желание улучшить свое материальное положение, хотя оно не хуже других. «Да».

37. Нередко думаю, о чем не хотел бы поделиться с другими, стыдно. «Да».

38. Иногда из-за переживаний теряю сон. «Да».

39. Когда волнуюсь, иногда сильно потею. «Да».

40. Я иногда сильно потею, даже в холодные дни. «Да».

41. Временами из-за волнений никак не могу заснуть. «Да».

42. Я человек легковозбудимый. «Да».

43. Иногда чувствую себя бесполезным человеком. «Да».

44. Нередко из-за волнения могу легко выйти из себя. «Да».

45. Я часто ощущаю смутную тревогу. «Да».

46. Я чувствительнее многих своих товарищей. «Да».

47. Почти все время испытываю чувство голода. «Да».

48. Часто кажется, что меня преследуют болезни. «Да».

49. Часто кажется, что за мной кто-то наблюдает «Да».

50. Ожидание всегда меня нервирует. «Да».

Подсчитывается общее количество утверждений, как «нет», так и «да», с которыми вы согласны.

Если количество таких утверждений достигает 40–50 – человек пребывает в состоянии стресса, резервы его организма близки к истощению – высока вероятность развития третьей стадии стресса.

До 25 – средняя стрессоустойчивость, при отсутствии адекватных мер (использование приемов саморегуляции и других «антистресс-технологий») существует вероятность развития негативных последствий стресса.

Не более 5-15 – прогнозируется высокая стрессоустойчивость.

med-tutorial.ru

Разновидности, причины и симптоматика стрессов

Стресс – это состояние, которому могут быть подвержены абсолютно все от младенцев до стариков. В психологии данное понятие обозначает состояние психического напряжения, возникающее у человека в сложных условиях, как бытовых, так и профессиональных. Стресс может влиять на организм не только с отрицательной, но и с положительной стороны, однако чаще всего его влияние обуславливается все же дезорганизацией деятельности человека.

Так как стресс всегда является некой физиологической реакцией на любую экстремальную ситуацию, избежать его практически невозможно. Однако в психологии это состояние имеет две противоположные грани: периодические стрессовые ситуации помогают человеку мобилизовать свои силы и энергию, научиться быстро принимать решения и поддерживать баланс внутренней среды организма. Без этого жизнь казалась бы очень скучной и статичной. Негативное влияние появляется тогда, когда стресс и связанное с ним напряжение является постоянным и ярко выраженным, ведь это способствует снижению иммунитета, развитию соматических и психических заболеваний. Последствия хронических стрессовых состояний могут быть довольно плачевными, поэтому крайне важно стараться сохранить некий жизненный баланс.

Историческая справка: первоначальная концепция стресса была описана в трудах К. Бернара – знаменитого физиолога родом из Франции. Именно его понятие и классификация данного состояния со временем стала общедоступной. В научном сообществе эта тема начала особенно активно развиваться после публикации статей на эту тему в журнале «Nature» в 1936 году.

Предрасполагающие факторы

Причины стресса включают в себя очень обширный список всевозможных факторов. Начиная с младенческого возраста, человек испытывает стресс. Маленькие дети могут страдать вследствие даже кратковременного расставания с родителями, отсутствия четкого режима дня и т.д. Причины стресса у детей постарше кроются зачастую в плохих отношениях со сверстниками, нездоровой семейной атмосфере. Пусковым моментом для возникновения этого патологического состояния может стать любое психотравмирующее обстоятельства, например, гибель домашнего любимца, развод родителей, издевательства одноклассников, неуспеваемость.

Причины стресса у современных подростков мало чем отличаются от как таковых у взрослых. К факторам, провоцирующим стресс, относят чрезмерные нагрузки в учебе и на работе, неудачи в профессиональной и личной жизни, потерю близких людей, трудности с финансами, недовольство собой. Нельзя исключать и физическое переутомление, возникающее вследствие хронического недосыпания, перенесенных болезней, неправильного питания, чрезмерных спортивных нагрузок.

Классификация

Как уже говорилось, стрессовое состояние не всегда вредно, так как существуют и полезные виды стресса, которые в психологии называют эустресс. Причины его возникновения кроются в неких положительных переживаниях и эмоциях. Такое состояние помогает человеку собраться и лучше контролировать ситуацию. В ряде случаев эустресс может перерасти в дистресс – деструктивный стресс, влияние которого можно описать лишь с негативной стороны.

Виды стресса, от которого страдает физиология и психика любого человека, могут быть следующими:

  • Физиологический стресс. Возникает из-за воздействия любых внешних факторов, будь то неблагоприятные климатические условия, строгая диета и т.д. Стресс может возникнуть и при выходе организма из подобного физиологического состояния;
  • Психологический стресс. В этом случае стрессовое состояние вызывается какими-либо сильными эмоциональными переживаниями, которые могут быть, в том числе, и положительными;
  • Нервный стресс. Такое состояние является, как правило, следствием продолжительного, хронического стресса, а также тревожного невроза и прочих нарушений деятельности нервной системы;
  • Кратковременный стресс. Естественное состояние организма каждого человека, являющееся своеобразной защитной реакцией на внешние раздражители, редко представляющее какую-либо серьезную опасность;
  • Хронический стресс. Если рассматривать все существующие виды стресса, то именно хронический представляет наибольшую угрозу. Тяжелые депрессии и нервные срывы, обострение многих соматических заболеваний и даже суицид – это далеко не полный список последствий, к которым может привести длительно протекающий, хронический дистресс.
  • Стрессовое состояние не возникает мгновенно, а проходит в своем развитии определенные фазы. Можно выделить следующие стадии стресса: тревога и общая напряженность, способствующая мобилизации всех защитных сил организма, сопротивление, при котором организм либо борется с нестандартной ситуацией, либо адаптируется к ней, и, наконец, финальная победа или истощение. Что касается последней фазы, то победить стрессовое расстройство самостоятельно вполне возможно, если организм располагает достаточным количеством необходимых для этого ресурсов. В обратном случае на последней стадии стресса человек может впасть в глубочайшую депрессию, ощутить на себе все проявления нервного и физического истощения организма, имеющего иногда губительные последствия. Избежать этого позволит только грамотная и своевременная профилактика стресса.

    Прежде чем описать основные признаки стресса, следует понять, как именно связана физиология человека с подобным состоянием. При возникновении нестандартной ситуации мозг получает своеобразный сигнал опасности, в результате чего происходит всплеск адреналина и мобилизация всех ресурсов организма. Детский, профессиональный и любой другой стресс характеризуется, прежде всего, резким повышением мышечного тонуса, учащением пульса, замедлением пищеварения. Из-за того, что кровь отливает от мозга, человек начинает хуже соображать, может возникнуть тошнота и обморочные состояния.

    У маленьких детей в возрасте до двух лет стресс проявляется капризностью, отказом от еды, нарушениями сна. В более старшем возрасте к этим симптомам добавляются нарушения поведения, при которых ребенок ведет себя несоответственно возрасту, становится требовательным, раздражительным, необщительным. Также признаки стресса у дошкольников включают в себя появление несвойственных ранее фобий, дефектов речи, агрессии.

    Дети младшего школьного возраста, оказавшись в стрессовой для них ситуации, проявляют повышенную утомляемость, что негативно сказывается на успеваемости, жалуются на головные боли и боли в животе, могут намеренно причинять себе вред. Все это обычно усугубляется агрессией по отношению к окружающим, заниженной самооценкой, нестабильным настроением, ухудшением функции памяти и внимания. Нередко у детей возникают нервные тики и нарушения речи.

    Что касается подростков, у них стресс проявляется также довольно разнообразно. Как правило, типичными признаками такого состояния является непослушание, вызывающее поведение, агрессия, необщительность, потеря аппетита, нарушения сна. Ребенок может задумываться о суициде, считать себя непонятым, потерять интерес к ранее любимым занятиям.

    У взрослых людей проявления стрессового расстройства практически те же. Это могут быть как психоэмоциональные симптомы, связанные с повышенной раздражительностью, снижением функции памяти и внимания, подавленным настроением и т.д., так и соматические симптомы – мигрени, боли в кишечнике, мышечные боли, кожные высыпания и т.д.

    Таким образом, стресс неизбежно оказывает определенное влияние на поведение, физическое и психическое состояние людей вне зависимости от пола и возраста. Можно выделить следующие общие признаки стресса:

    • возникает неадекватная реакция на любую нестандартную и сложную ситуацию;
    • раздражительность, беспричинный смех и прочие проявления повышенной возбудимости;
    • неконтролируемое поведение;
    • снижение физической и умственной активности, приводящее к неуспеваемости в учебе или на работе;
    • нарушения сна и аппетита;
    • критичность;
    • подавленное настроение жалость к себе;
    • снижение общего иммунитета, вследствие чего развитие различных заболеваний организма и обострение хронических патологий, таких как язвенная болезнь, гастриты и т.д.;
    • головные боли;
    • возможно пристрастие к спиртному или наркотикам;
    • при всем этом человек, испытывающий стресс, утверждает, что не в силах как-то изменить ситуацию и отказывается предпринимать какие-либо попытки наладить собственную жизнь.
    • Профилактические меры

      Профилактика стресса на самом деле не представляет собой ничего сложного, а значит, каждый человек в силах избежать его негативных последствий. Существует целый ряд доступных методов, регулярное использование которых принесет пользу всему организму. Частые прогулки на свежем воздухе – отличная профилактика стресса, доступная каждому.

      Ведение дневника и составление списков – это метод, который позволит структурировать собственные мысли и быстрее найти оптимальное решение в сложившейся ситуации

      При переутомлении и эмоциональном истощении восстановить энергию и силы организма может небольшое путешествие, поход, общение с приятными людьми в неформальной обстановке. Профилактика стресса будет особенно эффективной, если регулярно применять особые релаксационные техники, дыхательные упражнения, расслабляющие ванны. Очень важно для борьбы со стрессом найти интересное хобби.

      Умеренная, но регулярная физическая активность так же может стать отличным помощником. Ну и, конечно же, консультации с психологом и применение аутотренинговых методик.

      Все эти меры позволят избежать тяжелого стрессового состояния или как минимум снизить иго негативное влияние. Если победить недуг самостоятельно не получается, лучше всего обратиться к профессионалам, которые научат находить позитивные стороны в любых ситуациях, контролировать собственные эмоции и поведение.

      odepressii.ru

      Медицинские советы врачей

      Хронический стресс

      На протяжении столетий хронический стресс является неизменным спутником жизни человека. При этом воздействию стресса подвержен любой индивидум — независимо от места проживания, пола, возраста, занимаемой должности, уровня дохода и интеллектуального развития. Что же такое стресс, откуда он берется, чем опасен, и как защитить себя от его негативных последствий? Давайте разберемся.

      Словосочетание «хронический стресс» вошло в разговорный обиход совсем недавно, после открытия, сделанного ученым Гансом Селье в середине прошлого столетия. Однако испытывать стресс человек начал гораздо раньше – с того самого времени, как собственно, и стал человеком. Не углубляясь в детали, можно сказать, что стресс — это особая реакция организма на действие раздражителя, проявлением которой становится целый ряд биохимических, гормональных, психических и двигательных изменений. При этом способность к такой реакции не приобретенная — она заложена в нас на уровне генов. Раздражитель, способствующий развитию стресса, может быть психического, физического, химического и любого другого происхождения. Важной особенностью стресса у человека является его эмоциональная составляющая.

      Стресс: хорошо или плохо?

      Изначально стресс, как физиологическая реакция, носит защитный характер и имеет целью приспособление организма к существованию в меняющихся условиях окружающей среды. Во время стрессовой реакции происходит активация нервной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, изменяются все формы обмена веществ, перенастраивается иммунная система, запускаются процессы, необходимые для выживания организма. Кратковременный стресс в целом является положительным явлением, поскольку способствует активации резервных возможностей, помогает вырабатывать новые реакции, обучает, обеспечивает прогресс и эволюцию. То есть стресс, в разумных пределах, необходим организму для его развития. В то же время, если человек не справляется с ситуацией, а стрессогеные факторы продолжают свое воздействие, возможности организма к приспособлению и защите истощаются, возникают различные отклонения и нарушения, которые и относятся к проявлениям хронического стресса. Результатом хронического стресса становится нарушение функции, повреждение и разрушение клеток, снижение активности иммунитета, сбои в работе внутренних органов и систем человеческого организма. Поэтому не удивительно, что хронический стресс – одна из основных причин развития разного рода заболеваний.

      Причины хронического стресса и условия его возникновения

      Какие же условия обеспечивают развитие хронического стресса? В основе развития хронического стресса лежит длительное воздействие травмирующего фактора, связанного с отрицательными эмоциями. Чаще всего – это ситуация, не предоставляющая человеку возможности отвлечься, расслабиться, отдохнуть, на время уйти от проблем. Нередко в такое положение человек попадает при напряженных взаимоотношениях в семье, проблемах на работе, конфликте с друзьями. Способствуют развитию стресса однообразная, малопривлекательная работа; отсутствие посторонних (не связанных с работой) интересов и хобби; трудоголизм; длительное отсутствие полноценных выходных и продолжительного отпуска; недостаток общения. Склонность к развитию хронического стресса усиливает наличие ряда личностных особенностей человека, таких как неумение быстро переключаться с одного дела на другое, пессимизм и негативизм, лень, чрезмерная склонность к критике и самокритике и другие непродуктивные черты характера.

      Признаки хронического стресса

      Нет ни одного органа, ни одной ткани, ни одной функции, на которые хронический стресс не оказал бы своего губительного воздействия. Поэтому признаки хронического стресса так разнообразны и нередко напоминают клинику различных заболеваний. К типичным симптомам хронического стресса относятся:

    • повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, раздражительность, склонность к чрезмерной эмоциональной реакции на стандартные ситуации, неуверенность в себе, в близких, в отношениях, склонность к паническим расстройствам, истерическим реакциям;
    • нарушение сна — бессонница или повышенная сонливость;
    • физическая слабость, повышенная утомляемость, невозможность почувствовать себя отдохнувшим, отсутствие положительных эмоций от событий и вещей, которые ранее радовали и приносили удовольствие;
    • расстройство пищеварения, повышение или снижение аппетита, тошнота, тяжесть в животе, нарушения стула (запоры, поносы, их сочетание);
    • разнообразные вегетативные проявления – повышенная потливость, дрожь в руках, колебания температуры тела;
    • ускорение процессов старения организма: появление или увеличение количества седых волос, морщин на лице, шее, снижение эластичности кожных покровов, появление угревой сыпи, шелушения кожи, выпадение волос, ухудшение состояния ногтей;
    • проблемы сексуального плана — импотенция, фригидность;
    • появление или усиление тяги к спиртному, наркотикам, табакокурению;
    • появление болей в области сердца, ощущения учащенного сердцебиения, колебания артериального давления;
    • головные боли, приступы мигрени, головокружения;
    • снижение активности иммунитета, ведущее к обострению хронических заболеваний, частые простудные заболевания;
    • проблемы с вниманием, памятью, способностью к умственной концентрации, творческой деятельности;
    • повышенная чувствительность к яркому свету, громким звукам;
    • повышенная двигательная активность, нередко – неусидчивость;
    • психологическое «застревание» в травмирующих ситуациях, событиях.

    И это далеко не полный перечень проблем возникающих в связи с хроническим стрессом. Обычно на фоне хронического стресса развиваются некоторые из приведенного перечня симптомов – чаще всего в процесс вовлекается «слабое звено», то есть органы и системы, находящиеся на грани адаптационных возможностей и не выдерживающие нагрузок, связанных со стрессом. Если вовремя устранить факторы, вызывающие хронический стресс, все проявления стресса постепенно исчезнут, вернув человеку радость бытия. Если же оставить все как есть – последствием станет развитие тяжелых заболеваний, таких как сахарный диабет, артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, инсульты, опухоли. К тому же хронический стресс – известная причина раннего старения организма и укорочения продолжительности жизни человека.

    Хронический стресс: само- и взаимопомощь

    Разобравшись в механизме развития хронического стресса и причинах, его запускающих, несложно понять, как именно можно помочь человеку, находящемуся в этом небезопасном состоянии, в том числе — как помочь самому себе. Профилактикой и лечением хронического стресса являются:

  • смена окружающей обстановки, коллектива, круга общения, и обязательно — изменение собственного отношения к происходящему;
  • психологический настрой на позитив, запрет на негативные мысли, благожелательное отношение к окружающим, обучение оптимистическому стилю мышления, стремление к счастью (помогут чтение соответствующей психологической, эзотерической, духовной литературы, книг, посвященных личностному росту, биографий известных людей, трактатов, созданных мудрецами и мыслителями, аутогенные тренировки, дыхательная гимнастика, йога, медитация и другие практики);
  • стремление к новому, необычному, ранее неизведанному, расширение интересов и кругозора, обретение хобби;
  • внимание к своему внешнему виду, отказ от унылого выражения лица, прямая осанка и обязательная улыбка;
  • обретение привычки оставлять проблемы, связанные с бизнесом, работой, за порогом дома;
  • здоровое питание с акцентом на овощи, ягоды, фрукты, зелень, кисломолочные продукты, рыбу и дары моря, обязательно включение в рацион черного шоколада и бананов (эти продукты повышают нашу способность испытывать положительные эмоции), отказ от черного чая и кофе в пользу зеленого чая, травяных настоев и свежевыжатых соков;
  • отказ от курения, употребления наркотиков, злоупотребления алкоголем, энерготониками;
  • нормализация сна – соблюдение режима сна и отдыха (полноценный ночной сон), прогулка, расслабляющая ванна с ароматическими маслами, теплое молоко, релаксирующая музыка перед сном, при необходимости — короткие курсы растительных препаратов, нормализующих сон (после консультации с врачом);
  • достаточная физическая активность — фитнес, танцы, подвижные игры, туризм;
  • общение с семьей, друзьями, родными и близкими – посещение театров, кинотеатров, музеев, выставок, концертов, походы в баню, сауну, боулинг, совместные выезды на природу; чрезвычайно полезен курс общего массажа, самомассаж;
  • при необходимости — помощь психолога, психотерапевта или психоаналитика;
  • прием поливитаминных препаратов обладающих противострессовым воздействием (в составе обязательно должны быть достаточные дозы витаминов С, В и магния), адаптогенов, антиоксидантов.
  • Антиоксиданты: защита от хронического стресса

    Необходимость в применении антиоксидантов обусловлена тем, что под действием стресса в организме происходит активация свободных радикалов – веществ, повреждающих и разрушающих клетки и ткани. Антиоксиданты обеспечивают защиту от действия свободных радикалов, повышая устойчивость организма к действию стрессогеных факторов. К антиоксидантам относятся различные по своему строению и происхождению вещества — самыми известными антиоксидантами являются витамины С и Е, бета-каротин, селен и ликопин, входящие в состав многих полезных пищевых продуктов. Однако в условиях активного воздействия стрессогенных факторов клетки и ткани нуждаются в дополнительной защите, которую не может обеспечить тот объем антиоксидантов, который поступает в организм с обычной пищей.

    В таких случаях могут помочь антиоксидантные пищевые добавки, включающие комбинации веществ-защитников. Кроме того, во время хронического стресса происходит истощение запасов витамина С в организме, потому борьба со стрессом требует как можно более скорого их восполнения. Селен и ликопин – мощные антиоксиданты, предупреждающие развитие хронических (в том числе — онкологических и сердечно-сосудистых) заболеваний. Перед употреблением обязательно проконсультируйтесь с врачом, т.к. самолечение может навредить Вашему здоровью !

    Заключение

    Хронический стресс, по сути дела, является промежуточной станцией между здоровьем и болезнью, он постепенно ослабляет организм и потихоньку убивает его. Поэтому так важно знать об опасности, связной со стрессом, защищать себя от факторов, способных вызвать хронический стресс, и при появлении первых его симптомов – немедленно предпринимать защитные меры.

    www.medkzn.ru

    Проявление стресса у студентов-первокурсников

    Дата публикации: 20.11.2016 2016-11-20

    Статья просмотрена: 356 раз

    Библиографическое описание:

    Пивнева А. А. Проявление стресса у студентов-первокурсников // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 301-304. — URL https://moluch.ru/archive/128/35498/ (дата обращения: 22.06.2018).

    В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей проявления стрессовых реакций у студентов в период адаптации первого года обучения. Выявлены такие аспекты, как склонность первокурсников к стрессу, уровни и регуляция стресса. Предложены варианты борьбы со стрессом.

    Ключевые слова:стресс, признаки стресса, дистресс, эустресс, студенты

    В современном мире такое явление, как стресс приобретает всё большую актуальность. Каждый из нас в своей жизни переживает определённые стрессовые ситуации. Сейчас этот научный термин звучит намного чаще, чем несколько десятилетий назад. Ведь стресс является сильнейшим напряжением организма, а также причиной многих заболеваний, как соматических, так и психологических. Впервые в науку термин стресс ввёл канадский врач Г. Селье. Согласно его теории стрессов, стресс рассматривается как постоянное состояние напряженности человеческой психики, вызванное большим или меньшим несоответствием стиля жизни человека способам реагирования на него нервной системы [3, с. 356]. Исследованием проблемы стресса занимались такие отечественные и зарубежные учёные, как Д. Майерс, Р. Лазарус, Л.Леви, Р.Ланьер, В. И. Медведева, Ю. В. Щербатых.

    Необходимо отметить, что стресс имеет не только негативные, но и позитивные проявления. Г.Селье различает два вида стресса: эустресс и дистресс. Положительный стресс именуют эустрессом, эвстрессом (греч. eu — хорошо) или эйфорическим стрессом. Отрицательный стресс обозначают словом дистресс (греч. dis — плохо). К данному виду относят все остро или хронически возникающие ситуации, которые вы ощущаете для себя неудовлетворительными, угрожающими или устрашающими [1, с. 107]. Степень влияния стресса на организм может быть самой разнообразной: от лёгкого раздражения до тяжелого психологического или соматического расстройства. Но нельзя говорить о том, что стресс является злом, он также является и очень нужным и важным адаптационным механизмом. Он помогает нам тренировать и закаливать свою психику, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни.

    Можно выделить несколько признаков стресса, которые характерны для большинства людей:

    – несильно выраженные головные боли;

    Абитуриент, поступивший в ВУЗ, сталкивается не только с новыми условиями жизни, но и со многими трудностями. Студенты — первокурсники зачастую испытывают состояние дезадаптации в складывающихся жизненных обстоятельствах, это связано с непривычно организованными учебными нагрузками, возможной сменой места жительства и, конечно, полной самостоятельностью. Все эти условия делают студентов уязвимыми перед различными стрессовыми ситуациям. Они подвержены влиянию стресса в значительной мере, нежели студенты — старшекурсники, которые адаптировались и проявляют большую устойчивость к стрессу. Это показано в исследованиях В. А. Маниной.

    В эмпирическом исследовании приняли участие студенты — первокурсники ФГБОУ Оренбургский ГАУ юридического факультета в количестве 55 человек. Данное исследование состоит из трёх этапов. Цель первого — определить склонность к развитию стресса. Цель второго — выявить уровни стресса. Цель третьего — указать уровни регуляции в стрессовых ситуациях. В исследовании использовались три методики: Опросник, определяющий склонность к развитию стресса (по Т. А. Немчину и Тейлору), Шкала психологического стресса PSM-25, Диагностика состояния стресса (А. О. Прохоров). [2, с. 24]

    На первом этапе работы было проведено тестирование студентов при помощи опросника, определяющего склонность к развитию стресса. Полученные результаты проведенного этапа можно изложить на графике:

    Рис. 1. Склонность к развитию стресса (в % от числа опрошенных, N=55)

    Итак, на данном графике видно, что у 11 % респондентов наблюдается низкий уровень склонности к стрессу, у 69 % наблюдается средний уровень — это предполагает развитие эустресса, т. е. позитивного стресса. У 20 % спрогнозирован высокий уровень — здесь может наблюдаться у студентов дистресс, что означает длительное пребывание в состоянии стресса, когда человек значительно переутомляется или постоянно испытывает выраженные негативные эмоции: тревогу, волнение. В любом случае дистресс ведет к истощению организма и вредит здоровью. На данном этапе можно сделать вывод, что более 50 % имеют средний уровень склонности к стрессу, 20 % имеют высокий уровень стресса. Это свидетельствует о предрасположенности первокурсников к проявлению состояния стресса.

    Второй этап исследования состоит в определении уровня стресса студентов. Студентам было предложено ответить на вопросы методики «Шкала PSM — 25». Уровни стресса исследуемой студенческой молодёжи представлены в диаграмме:

    Рис. 2. Уровни стресса исследуемой молодёжи (в % от числа опрошенных, N=55)

    Гистограмма показывает, что у 36 % студентов наблюдается низкий уровень стресса, у 53 % — средний, а 11 % опрашиваемых имеют высокий уровень стресса. Из этого можно сделать вывод, что более половины исследуемой выборки имеет средний уровень стресса, что ведёт к снижению эффективности деятельности и отрицательному воздействию на организм личности, поэтому необходимо снижать уровень стресса.

    Третий этап исследования заключается в выявлении особенностей переживания стресса: степени самоконтроля и эмоциональной лабильности в стрессовых условиях. Студентам предлагается ответить на вопросы, представленные в опроснике «Диагностика состояния стресса (А. О. Прохоров)». Уровни регуляции в стрессовых ситуациях представлены ниже в графике:

    Рис. 3. Уровни регуляции в стрессовых ситуациях (в % от числа опрошенных, N=55)

    По данным графика видно, что у 53 % опрашиваемых умеренный уровень регуляции в стрессовых ситуациях. Это означает, что человек не всегда правильно и адекватно ведет себя в стрессовой ситуации. Иногда он умеет сохранять самообладание, но бывают также случаи, когда незначительные события нарушают эмоциональное равновесие (человек «выходит из себя»). У менее 10 % исследуемых студентов наблюдается высокий уровень регуляции, а значит — человек ведет себя в стрессовой ситуации довольно сдержанно и умеет регулировать свои собственные эмоций. Как правило, такие люди не склонны раздражаться и винить других и себя в происходящих событиях. Остальные 38 % респондентов имеют слабый уровень регуляции, то есть — такие люди характеризуются высокой степенью переутомления и истощения. Они часто теряют самоконтроль в стрессовой ситуации и не умеют владеть собой. Таким людям важно развивать навыки саморегуляции в стрессе. Можно сделать вывод, что большинство студентов самостоятельно не могут справляться со стрессовыми ситуациями, которые у них возникают.

    Проведенное психологическое исследование, посвященное изучению особенностей стрессового состояния у студентов, было основано на различных теоретических разработках отечественных и зарубежных авторов.

    Проанализировав все полученные результаты, можно сделать следующий вывод.

    Было выявлено, что для современного студента стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Стресс в студенческой деятельности представляет собой повседневные перегрузки, связанные с особенностями процесса обучения в ВУЗе и оказывающие непосредственные и независимые эффекты на самочувствие и психические или соматические функции. Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни. Но в процессе исследования была выявлена проблема регуляции стресса у студентов. Для ёё решения можно предложить некоторые приёмы борьбы со стрессом:

    – Хобби (чтение книг, кулинария, рисование);

    – Релаксация — заняться медитацией, плаванием;

    – Прогулки на свежем воздухе;

    – Общение с близким человеком, психологом, родными и друзьями;

    – Развлечения — музыка, игры, фильмы;

    – Соблюдение режима труда и отдыха, правильное питание, здоровый сон.

    От самого студента зависит, каким будет его образ жизни — здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии.

    Результаты исследования выявляют склонность студентов-первокурсников к стрессу, низкий самоконтроль в стрессовых ситуациях — всё это благоприятная почва для коррекционной работы, которую должна вести психологическая служба ВУЗа, кураторы, педагоги. Возможно, пути решения этой проблемы также кроются во внедрении в учебный процесс тренинговых курсов, здоровье сберегающих технологий.

    1. Королев, Л. М. Психология управления /Л. М. Королёв. — М.: Дашков и К, 2011. — 188 с.
    2. Куприянов, Р. В. Психодиагностика стресса: практикум / Р. В. Куприянов, Ю. М. Кузьмина. — Казань: КНИТУ, 2012. — 212 с.
    3. Семенов, А. К. Теория менеджмента: Учебник для бакалавров. / А. К. Семенов, В. И. Набоков.— М.: Дашков и К, 2015. — 492 с.

    moluch.ru