Слабоумие деменция

Деменция (лат. dementia — безумие) — приобретённое слабоумие, нарушение познавательной деятельности с утратой интеллектуальных способностей, полученных знаний и навыков. При деменции нарушается не только память. Больные деменцией часто не могут себя обслуживать, теряются привычные навыки. При деменции происходит нарушение или утрата высших психических функций: памяти, мышления, речи, внимания. Деменцией в основном страдают пожилые люди, но она может развиться в любом возрасте.

Причины развития деменции

Большинство случаев заболевания деменцией вызывается болезнью Альцгеймера. Нарушаются связи между нервными клетками в коре головного мозга и происходит гибель клеток, что приводит к атрофии участков мозга и дегенерации некоторых его отделов.

Основные причины возникновения и развития деменции: нарушения мозгового кровообращения, черепно-мозговые травмы, алкоголизм, опухоли мозга.

При деменции происходит потеря памяти. Больные деменцией становятся раздражительными, капризными, т.к. происходит повреждение центров, отвечающих за эмоции, в результате чего человеку сложно их контролировать. У больных возникают страхи, тревога, депрессия. При деменции происходит интеллектуальная дегенерация. Человек с трудом читает, пишет. Пожилому человеку с деменцией требуется забота и внимание, т.к. он становится неспособным выполнять простые действия по самообслуживанию без помощи окружающих.

Деменция плохо поддается лечению. В период болезни происходит постепенное ухудшение психического состояния.

Симптомы деменции

3 стадии развития деменции:

часто 1 стадия болезни остается незамеченной:

  • забывчивость;
  • потеря счета времени;
  • потеря ориентации в знакомой местности.
  • На 2 стадии симптомы деменции более выражены:

  • потеря памяти в отношении событий, произошедших недавно и имен людей;
  • потеря ориентации;
  • трудность при общении;
  • неспособность себя обслуживать;
  • на 3 стадии деменции больной почти полностью зависим и пассивен. Существенные нарушения памяти более заметны, развиваются физические симптомы:

  • нарушения и потеря ориентации в пространстве и времени;
  • трудности в узнавании родственников и друзей;
  • неспособность ухаживать за собой и обслуживать себя;
  • неспособность самостоятельно передвигаться;
  • агрессивность и другие поведенческие изменения.
  • Формы деменции

    Самая распространенная форма деменции — Болезнь Альцгеймера. Известны также другие формы болезни: болезнь Пика, сосудистая деменцию, деменция с тельцами Леви (хроническая утрата когнитивных функций, характеризующаяся появлением внутриклеточных включений в цитоплазме кортикальных нейронов) лобно-височная деменция (дегенерации лобной доли мозга). Также различают смешанные формы деменции.

    Лечение деменции

    В настоящее время не существует какой-либо терапии для излечения деменции или изменения хода ее развития. Исследуются многочисленные новые лекарственные средства, которые находятся на разных стадиях клинических испытаний.

    Тем не менее, можно многое сделать для поддержки и улучшения жизни людей с деменцией, тех, кто осуществляет уход за ними, и их семей. Основные цели медицинской помощи при деменции:

  • раннее выявление заболевания;
  • улучшение физического здоровья, мыслительных способностей, физическая активность;
  • диагностика и параллельное лечение физической болезни;
  • диагностика и лечение психологических симптомов;
  • информирование и поддержка тех, кто ухаживает за больными.
  • dusha-fond.ru

    Деменция, маразм, слабоумие – что это означает и есть ли между ними разница?

    Старость вовсе не означает слабоумие. На свете полно пожилых людей, сохраняющих до весьма преклонных лет ясный рассудок и неплохую память. Но также существует множество семей, сталкивающихся с не совсем адекватным поведением пожилого родственника. Такого человека нередко за глаза называют маразматиком. Старческий маразм – что это? Неизбежность, ожидающая многих на закате жизни, либо болезнь, которую можно предупредить? К сожалению, люди, перешагнувшие 60-летний рубеж, чаще страдают психическими отклонениями, чем более молодое поколение. Значение слова маразм (греч. marasmos) – истощение, угасание. Но это состояние имеет и научное объяснение – прогрессирующее слабоумие, сопровождающееся вегетативными и двигательными нарушениями. Однако существует также другое название этого заболевания – деменция.

    Что такое деменция и ее формы

    В результате органического поражения клеток головного мозга развиваются нарушения, проявляющиеся снижением интеллекта, памяти, мышления. Термин деменция происходит от лат. слова dementia и означает слабоумие. Болезнь имеет прогрессирующий характер и приводит к инвалидности. Поскольку в основе недуга лежит поражение нервной системы, причиной может быть любая патология, приводящая к дегенеративным изменениям и гибели клеток головного мозга. Таким образом, болезнь деменция может быть:

    • первичной – патологии, связанные с сосудистыми или неврологическими нарушениями (болезнь Альцгеймера, атеросклероз сосудов мозга, болезнь Пика и др.)
    • вторичной – в этом случае деменция головного мозга не является самостоятельным заболеванием, а осложнением другой болезни (сосудистые изменения, почечная и печеночная недостаточность, опухоли)
    • Нередко синдром слабоумия развивается в результате интоксикации (отравление химическими веществами, при алкоголизме и др.). Реже поврежденное психическое развитие (деменция) возникает в результате инфекций (вирусный энцефалит, нейросифилис, менингит, СПИД). Также следует подчеркнуть, что у пожилого человека синдром слабоумия может развиться при употреблении некоторых медикаментов; как правило, это возникает при одновременном применении нескольких препаратов в неоправданно больших дозировках (антидепрессанты, снотворные, гипотензивные, антиаритмические средства). В таком случае при отмене лекарства проявления болезни исчезают.

      Между разными видами болезни не существует четких границ, чаще встречаются смешанные формы, развивающиеся под воздействием нескольких причин. Примером может служить болезнь – старческое слабоумие (сенильная деменция).

      Характеристика старческого слабоумия

      В психиатрии слабоумие можно условно разделить на три стадии.

    • На ранней стадии поведение больного человека практически ничем не отличается от здорового. К сожалению, некоторые люди с годами становятся тяжелее в общении. Многим известен персонаж, насмерть стоящий на своей точке зрения, при этом нетерпимость к инакомыслящим с каждым днем становится более выраженной. Происходит утрирование черт характера, при этом на смену бережливости приходит скупость, недоверие превращается в подозрительность, вместо настойчивости мы наблюдаем упрямство – это старческий маразм. Появляются сварливость и злобность. При этом нарушаются процессы мышления, адекватная оценка ситуации и логическое мышление становятся невозможными. Выглядит такой человек, страдающий слабоумием, отталкивающе. И тут окружающим его людям важно понять, что причина всех этих изменений кроется в заболевании, а не в желании досадить близким. К сожалению, не все люди понимают, что это деменция. Идеальным решением является обращение к врачу. Лечение, назначенное на этом этапе, поможет предотвратить дальнейшее прогрессирование недуга. Возможно, причиной этих изменений является осложнение основного заболевания. Например, клиника сосудистой деменции выглядит аналогично, ситуацию в этом случае еще можно скорректировать. Однако без помощи врача болезнь переходит в следующую стадию.
    • На среднем этапе, на фоне снижения интеллекта нарастает забывчивость, при этом человек не может вспомнить названия обычных предметов. При ухудшающейся памяти на события, произошедшие недавно, остаются свежими воспоминания далекого прошлого. Больной становится неряшливым, не может сориентироваться в знакомой обстановке, характерны бесцельное хождение или задавание одного и того же вопроса. Функции речи и письма также нарушены. Деменция – это тягостное состояние, при котором родной человек, переставший узнавать близких ему людей, способен причинить им вред. На этой стадии за больным нужен постоянный контроль.
    • На позднем этапе болезни возникает полная зависимость от окружающих. На фоне нарушений памяти возможно появление галлюцинаций и бреда. Кроме того, человек не в состоянии самостоятельно передвигаться, принимать пищу и др.
    • Старческое слабоумие – это тяжелое заболевание, диагностировать его нужно как можно раньше. Некоторые отклонения познавательных функций при грамотной терапии обратимы. Однако поставить диагноз можно только после тщательного обследования – некоторые симптомы аналогичны другим заболеваниям, не имеющих к деменции мозга отношения.

      Недуг оказывает влияние не только на больного человека, он может негативно отразиться на окружающих. Довольно часто ощущается недостаток информации в отношении этой болезни. Что за болезнь деменция, каковы ее последствия, методы современного лечения – об этом можно узнать, обратившись в специализированную клинику. Ведь эмоциональная, физическая, да и материальная нагрузка способны привести к стрессу любого члена семьи, который ухаживает за больным. И в этом случае поддержка со стороны специалистов неоценима.

      www.demencija.ru

      Vaš um v vrhunski formi.

      • Билобил
      • Действия
      • Ваш мозг
      • Гинкго
      • Польза
      • Что такое деменция (слабоумие)?

        Деменция представляет собой хроническое прогрессирующее заболевание головного мозга. Она характеризуется снижением всех высших когнитивных функций, таких как память, мышление, ориентация, понимание, вычисление, способность учиться, суждение. Развитие деменции сопровождается эмоциональными изменениями: беспокойство, раздражительность, вспыльчивость, снижение самоуважения, депрессия, эмоциональная лабильность, эмоциональная несдержанность, безразличие.

        Деменция является общим термином, обозначающим глубокие нарушения памяти и других интеллектуальных способностей. Это серьезное заболевание, которое ставит под угрозу качество повседневной жизни. Есть несколько разных форм деменции; некоторые встречаются чаще, чем другие, хотя все они означают болезнь, которая делает повседневную жизнь гораздо сложнее. К тому же, это заболевание прогрессирует с возрастом.

        Какая разница между забывчивостью и деменцией?

        Как уже упоминалось ранее, забывчивость может наблюдаться у каждого в повседневной жизни. У пожилых людей возрастные проблемы с памятью встречаются гораздо чаще, но не всегда они свидетельствуют о развитии деменции. Для деменции характерно:

      • Деменция является общей деградации умственных способностей.
      • Пациенты с деменцией не просто забывают зонтик в поезде; они забывают сесть на поезд.
      • Они забывают имена своих любимых и путают людей.
      • На более поздних стадиях они не узнают даже своих близких или считают совершенно незнакомых людей особами, которых они знали в прошлом.
      • Поскольку пациенты совершенно не помнят текущие события, они любят говорить о прошлых событиях, которые они помнят хорошо, по крайней мере, на начальных стадиях деменции.
      • Проблемы становятся настолько выраженными, что они ставят под угрозу повседневную жизнь пациентов, лишают их возможности самостоятельно заботиться о себе.
      • Пациенты становятся все более и более зависимыми от своих опекунов.
      • Типичные ответы пациента с деменцией, который регулярно забывает недавние события, в то время как старые воспоминания кажутся практически нетронутыми.

        Вопрос: Можете ли вы сказать мне, какой сегодня день?
        Ответ: май 1988.

        Вопрос: Сколько вам лет?
        Ответ: 1919.

        Вопрос: Что вы ели на завтрак?
        Ответ: Хлеб, картошку, пирожное …

        Вопрос: Вы помните школу, в которой учились?
        Ответ: школа с гуманитарным уклоном, с 20 учениками в классе, 14 мальчиков и только 6 девочек.

        Первые признаки деменции:

      • Изменения в процессе запоминания, которые осложняют повседневную деятельность,
      • Сложности в планировании деятельности или решении задач,
      • Проблемы с выполнением ежедневных обязанностей,
      • Потеря ориентации во времени и пространстве,
      • Трудности в понимании образов и пространственных соотношений,
      • Сложности с речью и написанием слов,
      • Человек оставляет вещи в странных местах или забывает свои последние действия,
      • Сниженная или слабая функция суждения,
      • Уход от работы и социальной деятельности,
      • изменения в настроении и поведении.
      • Не существует четкой границы между повседневными изменениями памяти и внимания и симптомами, которые должны вызвать настороженность и необходимость обратиться к врачу. Ранняя и точная диагностика болезни Альцгеймера или других форм деменции является важным шагом в выборе надлежащего лечения, ухода и поддержки.

        К сожалению, до сих пор нет средства, которое могло бы вылечить или хотя бы остановить прогрессирование деменции. Определенные лекарства могут замедлить ее прогрессирование и значительно улучшить качество жизни пациентов и их опекунов. Растительный лекарственный препарат Билобил предлагает безопасное, качественное и эффективное решение для всех, кто испытывает проблемы с концентрацией внимания и памятью Больше информации о препарате Билобил.

        www.bilobil.net

        Слабоумие – это обобщающий термин для различных заболеваний и состояний, для которых характерны низкий уровень интеллекта, практических навыков и личности в целом.
        Различают врожденное и приобретенное слабоумие.

        Врожденное слабоумие называется олигофрения . Это понятие включает целый ряд заболеваний и синдромов, причинами которых являются генетические факторы, заболевания и интоксикации матери и плода. К олигофрении относят также заболевания, развившиеся в первые три года жизни и сопровождающиеся слабоумием.

        Олигофрению разделяют на три основные степени слабоумия: дебильность, имбецильность и идиотию. Уровень нарушений интеллекта при врожденном слабоумии стабильный и никогда не прогрессирует. Врожденное слабоумие иногда называют умственной отсталостью.

        Деменция – приобретенное слабоумие. То есть, изначально человек имеет более или менее высокую степень интеллекта и практического опыта, профессию, опыт семейных и других социальных отношений, но все это постепенно утрачивает. Если при врожденном слабоумии имеется изначальный органический дефект головного мозга, то при деменции кора и подкорковые структуры мозга деградируют.

        Деменция – слабоумие прогрессирующее (за небольшими исключениями), в итоге которого происходит полный распад личности. Большинство видов деменции формируется в зрелом и старческом возрасте.

        Виды приобретенного слабоумия

        Существует немало заболеваний, сопровождающихся деменцией. Наиболее яркие представители приобретенного слабоумия – старческая (сенильная) деменция, болезнь Альцгеймера, сосудистая деменция.

        Старческое слабоумие – деменция, связанная с постепенным развитием атрофии коры головного мозга. Сам процесс старения не приводит деменции. Причины – сочетание факторов:

      • атеросклероз
      • снижение обменных процессов
      • интоксикации
      • инфекционные заболевания
      • эндокринные болезни
      • черепно-мозговые травмы
      • малоподвижный образ жизни
      • низкая интеллектуальная активность

      Болезнь Альцгеймера – первичная деменция. То есть, атрофия коры развивается с самого начала. Происходит это, вероятно, из-за мутаций в нескольких генах. Прежде всего, страдает память, а в финальной стадии происходит полная деградация всех психических и физических функций (маразм).

      Для сосудистой деменции характерно первичное наличие сосудистого заболевания, приводящего либо к многочисленным инфарктам мозга («мультиинфарктная сосудистая деменция») либо к инсульту («деменция после инсульта»).

      Не прогрессирующий вариант деменции – парциальное (частичное) слабоумие после паралича. В этом случае слабеет память, нарушается ориентация во времени, но сохраняется ориентация в окружающем и в себе. Отмечается снижение критики (но не отсутствие), эмоциональная лабильность.

      Шизофреническая деменция

      Особый вид приобретенного слабоумия – деменция шизофреническая. Раньше велись дискуссии, следует ли считать деменцию при шизофрении, собственно, слабоумием. Дело в том, что при шизофрении нет серьезных органических изменений в мозгу. Память при шизофрении существенно не страдает, а имеющиеся нарушения мышления и речи, как бы преходящи. Именно поэтому деменцию, обусловленную шизофренией, иногда называют транзиторным слабоумием.

      То есть интеллект полностью не утрачивается, а как бы «замораживается». Происходит это из-за преобладающих в клинике шизофрении психотических явлений (бред, галлюцинации). Интеллект, как бы «не используется» – «ржавеет». Больные, длительно считавшиеся глубоко слабоумными, при улучшении общего состояния могут обнаружить относительно адекватные память, интеллект, эмоциональную сферу.

      Для шизофренической деменции характерны нарушения речи типа шизофазии (предложения строятся правильно, но абсолютно бессмысленны). Может развиться аутизм. Мышление становится вычурным, манерным. Эмоционально больные склонны к апатии, депрессии. Больной становится неопрятным, способности к общению нарушаются.

      Деменция, обусловленная шизофренией, прогрессирует, но при эффективном лечении самого заболевания, интеллект может частично восстановиться, формируются социальные связи, больной, иногда, может вернуться к трудовой деятельности.

      demenciya.com

      Менеджмент

      Приобретенное слабоумие (деменция)

      В клинической психиатрии принято выделять две основные формы стойких (необратимых) интеллектуальных нарушений (стойкого слабоумия):

      умственную отсталость (олигофрению – врожденное или рано (до 3 лет) приобретенное слабоумие) как разновидность дизонтогенеза и

      При олигофрении останавливается развитие интеллектуальных задатков.

      Деменция представляет собой распад уже сформированных (более или менее) интеллектуальных функций.

      Деменция (dementia — безумие, приобретенное слабоумие) психопатологический синдром, обусловленный заболеванием мозга хронического или прогрессирующего характера, при котором отмечаются разрушения ряда высших мозговых функций (память, мышление, речь, праксис, гнозис и др.) с последующим распадом личности, обеднением эмоций и нарушением поведения. Характеризуется стойким приобретенным прогрессирующим ослаблением интеллекта (слабоумие).

      При деменции у детей постепенно и неуклонно распадаются приобретенные в ходе нормального развития знания и навыки, но не полностью. При этом какие-то их звенья остаются сохранными. Например, при заметном интеллектуальном снижении больной понимает и тяжело переживает свое состояние, и наоборот: при незначительном снижении интеллекта наблюдаются грубые личностные изменения. У некоторых дементных больных выражена дисгармоничность психической сферы, особенно в случаях очаговых поражений.

      Выделяют несколько форм деменции: органическую (после некоторых форм энцефалитов, черепно-мозговых травм), специфическую (в результате перенесенного сифилиса), шизофреническую, эпилептическую и, наконец, старческую (сенильную).

      Основными причинами возникновения приобретенного слабоумия является множество факторов, среди которых наиболее частые — это органические повреждения мозга (в результате повреждения, сосудистых заболеваний и т.д.), прогрессирующие психические расстройства (например, шизофрения, эпилепсия) и употребление психоактивных веществ.

      Клиника интеллектуальных нарушений при деменции

      В клинической картине дементного синдрома выделяют:

      — синдромы дефектного состояния — являются проявлением прямого повреждения психики. Они могут проявляться либо в деградации всей психической деятельности, либо её составляющих (эмоционально-волевые расстройства в форме психопатоподобных, апатико-абулических состояний, необратимых церебрастенических синдромов);

      — синдромы задержанного и нарушенного развитиякосвенные последствия церебрального поражения.

    • основной симптомокомплекснарушение интеллектуальной деятельности, приводящее к патологическим изменениямличности и поведения (изменение индивидуальной повседневной жизни — умывание и одевание, навыки в еде и самостоятельное отправление физиологических функций, личная гигиена и гигиена жилища).
    • общие признаки:
    • 1) снижение памяти, отчетливее всего проявляющееся при усвоении новой информации, а в особенно тяжелых случаях и при вспоминании ранее усвоенной — вербальной и невербальной;

      2) снижение других функций переработки информации, включая абстрактное мышление;

      3)снижение контроля над эмоциями, побуждениями или социальным поведением, проявляющееся по меньшей мере в одном из следующих признаков: а) эмоциональной лабильности, б) раздражительности, в) апатии, г) огрублении социального поведения.

    • другие признаками нарушения высших корковых функций: афазия, агнозия и апраксия.
    • стабильное восприятие окружающего мира (т.е. отсутствие помрачений сознания).
    • снижение когнитивных функций должно отмечаться не менее 6 месяцев.
    • Клинические проявления дементного слабоумия: тотальное и парциальное.

      Тотальное слабоумие (паралитическое, диффузное или глобальное) характеризуется нарушением всех форм умственной деятельности, торпидностью психических процессов, резким снижением уровня суждений, критики, расстройством мнестической функции и распадом личности с преобладанием стойкой эйфории и расторможенности влечений, утратой индивидуальных особенностей психического склада;

      Парциальное (дисмнестическое или лакунарное) слабоумие характеризуется различными проявлениями ослабления памяти (преобладание забывания прошлого над запоминанием текущих событий), снижением суждений, замедленностью психических процессов и снижением психической активности. Ему свойственны эмоциональное недержание, слезливая беспомощность, легко возникающая растерянность. Расстройство критики выражено слабее.

      В отличие от тотального слабоумия при парциальном у больных сохраняется сознание своей неполноценности, болезни и зависимости от окружающих.

      Течение дементного слабоумия: стационарное и прогрессирующее.

      Стационарное слабоумие не достигает степени деменции с патологическим изменением личности, а приостанавливается на определенном этапе развития интеллектуальных расстройств.

      Прогрессирующее слабоумие характеризуется постоянным нарастанием интеллектуальных нарушений и достигает завершающей стадии распада психической деятельности — стадии маразма. Маразм (греч. marasmos — истощение, угасание) — состояние распада психической деятельности в сочетании с физической истощаемостью. Клинически он проявляется выраженной слабостью, кахексией, беспомощностью. Отмечается насильственный беспричинный смех или плач; больные не понимают обращенную к ним речь, они становятся крайне неопрятными, периодически выкрикивают непонятные слова, стонут. Погибают обычно от присоединившейся инфекции.

      Клиника деменции у взрослых определяется топографией пораженных мозговых структур.

      Преимущественное вовлечение лобных долей характеризуется нарушением абстрактного мышления, концентрации внимания, контроля влечений, а также определенными нарушениями моторики.

      При преобладающем поражении верхних отделов лобных долей доминируют апатодепрессивные проявления.

      При большей вовлеченности орбитальных отделов на первый план выступают импульсивность, расторможенность, психопатоподобное поведение.

      Поражения височных долей связаны с нарушениями памяти, аффективными расстройствами и изменениями личности.

      При поражении теменных долей наблюдаются агнозии, апраксии и парестезии.

      Клиническа деменции у детей определяется возрастным фактором (по Г.Е. Сухаревой и Л.С. Юсевич), т.е. на каком этапе возрастного развития возникло повреждение мозга с прогредиентным течением:

    • В преддошкольном и раннем дошкольном возрасте при развитии органической деменции наиболее характерными симптомами являются распад речи, предметных действий и появление неопрятности. Отмечается апатия или, наоборот, хаотическая расторможенность. Дети становятся безразличными к окружающим и даже к родителям.
    • У старших дошкольников характерные изменения претерпевает игровая деятельность: исчезает воображение, инициатива, обедняется содержание игры. Игры превращаются в однообразное повторение одних и тех же действий. Навыки самообслуживания страдают меньше. Снижены побуждения к речи. Ребенок молчалив, замкнут. Фразовая речь развивается плохо. Те дети, для которых характерна психомоторная расторможенность, становятся болтливыми. Их деятельность сводится к хватанию и бросанию предметов.
    • У детей младшего школьного возраста навыки самообслуживания сохраняются. При отсутствии афазии сохраняется и речь. Если ребенок до болезни овладел некоторыми учебными навыками, то более простые из них остаются (например, навык правильно держать ручку, карандаш). Характерно заметное снижение трудоспособности. Это отражается на овладении учебным материалом. Дети резко не успевают, быстро истощаются. Отмечаются расстройства эмоциональной сферы. В ряде случаев возникает психопатоподобное состояние.
    • У детей, перенесших мозговое заболевание в дошкольном или еще более раннем возрасте (по Г.Е. Сухаревой). Центральное место в ней занимает резко выраженное психомоторное возбуждение. Сначала такие больные могут показаться возбудимыми, аффективно лабильными, но в действительности их эмоциональная жизнь очень скудна, они ни к кому не привязаны, не тоскуют по родным, безразлично относятся к окружающим, похвала и порицание не производят на них никакого впечатления. В то же время повышены элементарные влечения: наблюдаются прожорливость, сексуальность. Часто отмечается слабость инстинкта самосохранения — отсутствие страха перед чужими людьми, незнакомым местом, опасной для жизни ситуацией. Обращает на себя внимание крайняя нечистоплотность и неряшливость таких больных: нежелание умываться, опрятно есть, пользоваться уборной и т.п.
    • Интеллектуальная деятельность нарушена во всех элементах: восприятия расплывчаты, неопределенны и неточны; суждения поверхностны и случайны, в их построении ведущая роль принадлежит несущественным, побочным ассоциациям; грубо расстроено внимание. Особенно ярко внутренняя дезорганизованность проявляется в играх, которые большей частью заключаются в бесцельной беготне, валянии по полу, бросании и разрушении вещей. Больные не могут участвовать в общих играх, так как не усваивают правил, не подчиняются регламенту.

    • У детейшкольного возраста основанием для диагноза деменции является явный контраст между наличием знаний и навыков, отражающих уровень развития, достигнутый ребенком до заболевания, и его познавательными возможностями, обнаруженными во время обследования.
    • При знакомстве с такими больными обращают на себя внимание фонетически полноценная, грамматически и синтаксически правильная речь с удовлетворительным запасом слов, владение рядом бытовых и школьных навыков, манера держать карандаш и ручку, техника чтения и письма, определенный запас знаний, усвоенных в школе. Между тем психологическое обследование выявляет крайнюю пестроту ответов: наряду с преобладанием элементарных, предметно-конкретных суждений неожиданно можно услышать полноценные обобщения и даже элементы абстракции, отражающие уровень интеллектуального развития ребенка до заболевания. Ущерб, нанесенный заболеванием, не только препятствует приобретению новых знаний, но и лишает больного возможности использовать полученные ранее сведения, которые у него еще сохранились. Продуктивность мышления снижается также и в связи с неустойчивостью, трудностью концентрации внимания, ухудшением памяти, повышенной истощаемостью.

      Интеллектуальная недостаточность почти всегда сочетается с выраженными аффективными расстройствами и снижением психической активности. При этом степень и темп деградации личности обычно опережают интеллектуальное снижение. С течением времени круг интересов все больше сужается, стимулы деятельности угасают. Сохраняется лишь стремление к удовлетворению элементарных потребностей, но иногда и оно ослабевает и остается только апатическое состояние.

      Автоматизированные формы поведения и деятельности, которые у взрослых больных с деменцией в известной мере заменяют целенаправленную деятельность, маскируя психическую деградацию, у детей и подростков еще не выработаны и не закреплены. Поэтому несформировавшаяся личность распадается быстрее.

      Клинические типы органической деменции у детей (по Г.Е. Сухаревой) определяются: 1) снижением уровня обобщения; 2) нарушением логического строя мышления; 3) нарушением целенаправленности и критики мышления.

      В связи с этим она выделяет четыре типа органической деменции в детском возрасте.

      При первом типе органической деменции наблюдается низкий уровень обобщения. Признаки деменции иногда проявляются вскоре после острого периода болезни. Ранее нормально развивавшийся ребенок теряет собственную речь и начинает плохо понимать обращенную к нему. Отмечаются изменения в моторике — ребенок моторно заторможен или беспокоен, криклив. Ребенку становятся недоступны задания, связанные с отвлеченным мышлением. Для таких больных труден переход к овладению отвлеченным счетом. Суждения строятся на основе наглядно-предметных связей.

      Если заболевание возникает в более старшем возрасте, то интеллектуальный дефект проявляется постепенно и выражается в заметном падении успеваемости. Причем характерно, что приобретенные ранее знания удерживаются, а все новое усваивается с трудом. Все более заметно проявляется ведущий признак интеллектуальной недостаточности — слабость процессов обобщения. Дети затрудняются при необходимости выполнять задания, предполагающие отвлечение от конкретного. У одних детей усиливается психомоторная заторможенность, у других — развивается повышенная возбудимость. Возникают грубые нарушения деятельности, не соответствующие степени интеллектуального дефекта. Отношение к своему состоянию бывает различно: одни дети тяжело переживают болезнь, ослабление своих способностей, другие относятся к этому легкомысленно, беспечно, благодушно.

      При втором типе деменции (с более осложненной структурой интеллектуального дефекта) снижение процессов обобщения сочетается с замедленным темпом мышления и нарушением его логического строя, неспособностью к умственному напряжению. Особенно страдают логические процессы. Выявляется, например, неспособность к решению арифметических заданий. У некоторых детей появляется излишняя детализация и наклонность к повторениям одних и тех же слов и оборотов речи; более выраженными оказываются и личностные особенности — раздражительность, обидчивость, озлобленность, подозрительность и др. Дети становятся угрюмыми, замкнутыми, теряют контакт со сверстниками.

      При третьем типе органической деменции наряду со снижением уровня мышления наблюдается резко выраженное ослабление побуждений, целенаправленности к деятельности, особенно к умственной. Дети становятся вялыми, теряют инициативу. У них снижается интерес к познанию нового, к учебным занятиям. Предпочитают выполнять заученные виды труда. Наблюдается эмоциональная холодность: исчезает чувство привязанности к родным и товарищам. Возникает апатия, ослабляется воля, появляется безразличие ко всему окружающему.

      При четвертом типе органической деменции ведущим звеном является нарушение критики мышления. Резко выражена некритичность к своим и чужим поступкам. Эта особенность заметно дает себя знать и при нерезком снижении интеллекта.

      Дети не строят планов на будущее, не интересуются оценкой их деятельности со стороны окружающих. Мышление носит непоследовательный и противоречивый характер. Некоторые из них проявляют повышенную расторможенность, болтливость. Имеет место обострение грубых влечений (обжорство, сексуальность). Внимание и память ослаблены.

      lartdoll.net