Сочинение по проблеме взаимоотношения человека и диких животных

Взаимоотношения человека и природы — сочинение о современной проблеме

Прекрасна школьная пора. Но для многих она омрачена классными работами, домашними заданиями и сочинениями. Но почему одним написать эссе достаточно легко, а вот другим данная работа дается с трудом?

На самом деле написать сочинение не так сложно, как это может показаться. Достаточно разобрать структуру текста по частям и понять, как писать каждую. Давайте рассмотрим эту проблему на теме «Взаимоотношения человека и природы». Сочинение в этом направлении сможет написать как ученик младшей школы, так и выпускник 11-го класса.

Собираемся с мыслями

Чтобы написать сочинение «Взаимоотношение человека и природы», необходимо собрать всю информацию, которую ученик может изложить по данной теме. Причем это могут быть не только самостоятельные размышления, но и конкретные примеры из газет, журналов, Интернета. Можно использовать какие-либо научные исследования или соцопросы – любая информация, связанная с данной темой, разнообразит сочинение ученика. К примеру:

«Известно, что каждый 3-ий человек в России не имеет привычки постоянно выбрасывать мусор в урну, из-за чего загрязнение окружающей нас природы постоянно растет, увеличивая работу дворникам».

Также ученик может почерпнуть информацию у своих родителей или бабушек и дедушек, которые жили во времена чистейших улиц и экологии, которая была намного лучше современной.

Собрав всю необходимую информацию на тему «Взаимоотношения человека и природы», сочинение начинаем со вступления.

Начало изложения мыслей

Есть несколько вариантов того, как начать сочинение:

  1. Ученик может привести какой-нибудь достоверный факт, который послужит вступлением для его дальнейших рассуждений в сочинении. К примеру: «В организмах около 50% морских рыб, 20% китообразных и всех черепах обнаружен полиэтилен». Освещая данную проблему, ученик может раскрыть негативные взаимоотношения человека и природы. Сочинение может быть написано как в отрицательном, так и в положительном ключе.
  2. Потому вторым вариантом для вступления будет ваше личное рассуждение. «Природа является домом для человека. И несмотря на то что в наши дни экология сильно страдает от действий человека, множество стран в мире стараются исправить эту ситуацию путем внедрения различных экологических программ, предлагают варианты решения утилизации мусора и ищут пути улучшения окружающей среды».
  3. Также ученик может начать свое сочинение с постановки вопроса. «Еще тысячу лет назад люди поклонялись и обожествляли природу, что неудивительно, ведь она была их домом и кормильцем. Что же произошло за тысячу лет и каковы взаимоотношения человека и природы?» Сочинение (ЕГЭ может включать такую тему для написания эссе) станет прекрасным рассуждением на вполне серьезную тему.

Далее ребенку необходимо максимально глубоко раскрыть поставленную во вступлении тему. Для этого пишется основная часть.

Основная часть

Она должна быть самой объемной и содержать больше всего информации. Что именно вы будете писать, зависит от выбранного вами направления. Но есть несколько стандартных вариантов развития темы «Взаимоотношения человека и природы». Сочинение может включать только ваши личные рассуждения. К примеру:

«Экология стала главным бичом современности. Люди страдают от заболеваний сосудов, сердца, дыхательной системы, низкого иммунитета. В большинстве своем данные проблемы возникают именно из-за плохой экологии. Но, что печальнее всего, данную проблему люди создали самостоятельно и продолжают ухудшать свое положение по сей день».

Также ученик может прибегнуть к конкретным примерам и привести аргументацию своих слов:

«Научно-технологический прогресс, несомненно, — важная составляющая жизни общества. Но давайте посмотрим на факты – река Течь, протекающая в Челябинской области, стала чрезвычайно опасной из-за радиационного загрязнения. Китай признан одной из стран с самым загрязненным воздухом. В Индии каждый день умирает примерно тысяча детей от загрязнения экологии, и пока что ситуация в мире никак не улучшается».

Используя любой вариант, ученик сможет максимально раскрыть тему «Взаимоотношения человека и природы». Сочинение по литературе также может содержать примеры из произведений или исторических книг.

Заключение

И последней, но не по значению, частью является заключение. В нем ученик должен подвести итог своим рассуждениям и сделать вывод. Чаще всего здесь действуют только собственные рассуждения и мысли, которые могут быть приблизительно следующими:

«Самое главное, что каждый человек может внести свою лепту и исправить текущее положение дел. Перестать выбрасывать мусор на землю. Утилизировать отходы по правилам и в специальных пунктах. Не загрязнять реки, а, проводя время на природе, увозить мусор с собой или сжигать (если это допустимо). Только если каждый человек будет соблюдать данные правила, мы сможем побороть проблемы с экологией».

Вывод ученика может быть любым, в зависимости от его мнения. Главное, чтобы он был подкреплен аргументами в основной части. Тогда вы точно получите высокую оценку за свое сочинение «Взаимоотношение человека и природы».

fb.ru

Сочинение по проблеме взаимоотношения человека и диких животных

Сейчас 3638 гостей и 3 зарегистрированных пользователей на сайте

Новости сайта

20.05.2018ВНИМАНИЕ. Одиннадцатиклассники! Вы можете выставить свои работы как по русскому, так и по литературе на проверку в ВИП-раздел сайта. Цена перед экзаменами снижена. Подробнее >>

16,09.2017 — Сборник рассказов И.Курамшиной «Сыновний долг», в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 — Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

16.04.2017 — В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

16.04.2017 — На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>

25.02 2017 — На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 — На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 — Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

Уважаемые гости! В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

Любовь Михайловна, проверьте пожалуйста сочинение

Исходный текст
1)Это случилось давно, осенью 1988 года, когда неожиданно рано, напутав с календарём, наступила зима. (2)Огромные, толстые льды покрыли северные моря и прижали к берегам Аляски несколько серых калифорнийских китов. (3)Животные метались на узкой полоске чистой воды между ледяными торосами и скалистыми берегами мыса Барроу. (4)С каждым днём полоска воды становилась всё меньше, и киты должны были погибнуть. (5)С берега за китами наблюдали жители посёлка, но помочь им не могли: не было ледоколов, способных взломать такие льды и пробить водный путь для погибающих морских животных.

(6)Помощь пришла из страны, обладавшей тогда самым мощным ледокольным флотом в мире. (7)Флагманский ледокол Дальневосточного пароходства «Адмирал Макаров» и дизель-электроход «Владимир Арсеньев» устремились на помощь.

(8)С рассветом подошли к огромным полям льда, тянущимся почти до самого берега, а там, впереди, за этими ледовыми нагромождениями, прижатые к берегам, погибали киты.

(9)Первым, круша льды, пошёл красавец ледокол, способный взламывать даже мощнейшие паковые торосы, за ним — дизель-электроход. (10)На обоих судах: опытные полярные капитаны, много лет работающие в Заполярье. (11)Спокойные команды, выверенные, чёткие решения, безукоризненное исполнение. (12)Тут понимают друг друга почти без слов.

(13)Работа предстояла сложная. (14)Пробить такой лёд этим гигантам было нетрудно, но как выйти точно на китов, что мечутся на узкой полоске свободной воды? (15)Как заставить их пойти в пробитый проход, поверив людям? 16) Как не дать льдам вновь сомкнуться, похоронив под собой животных?

(17)Такой практики эти морские волки не имели. (18)Ещё неделю назад шли в Заполярье на помощь гибнущим сухогрузам и успешно спасали и людей и корабли, и грузы. (19)То была часть обычной для них героической работы, а здесь — киты, которые боятся человека и не понимают его действий. 20) Им не скажешь: «Следуйте за мной, я проведу вас к спасению, на чистую воду, свободную ото льда». (21)Их не убедишь, что ты спасатель, а не китобой.

(22)Но эти суровые, немногословные люди, много раз смотревшие в глаза опасности, сделали невероятное и вывели морских исполинов в море. (23)Киты ушли в своё бесконечное плавание, забыв сказать добрым и смелым людям спасибо, а отважные полярники опять пошли мимо мыса Дежнёва в наши северные моря очередной пароход ждал их помощи. (24)Там была обычная их работа — проводить торговые суда через полярные льды, потому что без этих судов и их грузов невозможно поддерживать жизнь на Крайнем Севере нашей страны. (25)Потому что огромная держава должна твёрдой ногой стоять на этих холодных и далеких берегах, где живут замечательные и смелые люди.

(26)Ныне во Владивостоке, в чудесном месте с видом на Амурский залив стоит памятник спасённым китам, который привезли к нам в дар из Америки (27)И бывший капитан ледокола «Адмирал Макаров» Сергей Фёдорович Решетов может прийти сюда и вспомнить то дорогое и удивительное время и, возможно встретить здесь своего коллегу, капитана дизель-электрохода «Владимир Арсеньев» Руслана Зайнигабдинова и других отважных, скромных, так и оставшихся неизвестными участников той ледовой эпопеи.
Сочинение
Безусловно, человек нуждается в природе, но нуждается ли природа в человеке? Меня ни раз интересовал этот вопрос, видимо, как и автора данного рассказа С.Сальникова.
Автор в данном рассказе раскрывает проблему взаимоотношений человека с дикими животными.
Из предложения (2)мы узнаем, что из-за условий окружающей среды киты попали в беду. Далее в предложении (6) узнаем, что люди были вынуждены вмешаться для спасения китов.
Автор убеждает нас, что человек должен быть достоин доверия, которое животные чаще всего не испытывают к человеку.
Я полностью согласен с позицией автора, действительно, нужно быть достойным доверия окружающих, чтобы не упасть в их глазах. Попробую доказать свою точку зрения.
Как пример приведу происшествие 2011 года на берегу Японии, когда было обнаружено около пятидесяти китов, выброшенных на берег. Огромное количество людей принимали участие по спасению китов.
Также в произведении Киплинга «Маугли» можно наблюдать взаимосвязь мужду человеком и дикими животными. Дикие животные вырастили мальчика и стали для него семьей.
Таким образом, можно сделать вывод, что между людьми и природой есть взаимосвязь. Так что не только люди нуждаются в природе, но и природа нуждается в людях.

На что следует обратить внимание? Какие ошибки допущены? Какое количество баллов я мог бы получить за данное сочинение?

xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai

:: Сочинение на свободную тему ::

Человек и природа (проблематика и система образов в повести Ч. Айтматова «Плаха»)

В последнее время нашему читателю дали воз­можность ознакомиться с большим количеством интересных писателей, поэтов и публицистов. Мы читаем ранее запрещенные цензурой произведения выдающихся классиков русской литературы, не публиковавшиеся до середины 60-х годов: стихи поэтов Серебряного века, произведения так называемых писателей-возвращенцев. Естествен­но, читателя волнуют проблемы и прошлых деся­тилетий и нынешних. Ведь наша жизнь, порядки и нравы нашего общества, радости и неудачи, всегда сопутствующие человеку в жизни, — все это предстает перед нами на страницах произведе­ний художественной литературы.

Одним из замечательных писателей современ­ности является Чингиз Айтматов. В его произве­дениях затрагиваются насущные проблемы обще­ства, отражается мировосприятие и психология человека XX века, затрагиваются извечные вопро­сы добра и зла, отношения человека и природы, человека и общества. С предельной глубиной и очень своевременно эти проблемы поставлены Ч. Айтматовым в повести «Плаха». Здесь писа­тель с необыкновенной яркостью сумел передать свои переживания, свою боль и радость, изобра­жая удивительный мир живущей по своим зако­нам природы и человека, варварски относящегося к этому миру.

Проблема экологии и взаимоотношений чело­века с природой — одна из основных тем повести. Двух диких животных, волка и волчицу, живу­щих, казалось бы, своей жизнью и по своим зако­нам, автор рисует как полноправных, сознатель­ных героев. Они способны мыслить и чувствовать. Мы узнаем об их мечтах, мыслях, отношениях друг к другу. Тонко раскрывая их внутренний мир, их психологию, автор повести заставляет нас полюбить Акбару и Ташчайнара (так звали вол­чью пару), сочувствовать им, когда они попадают в беду.

Скитания волков начинаются с того, что они вынуждены покинуть свои степи и уйти в горы, что само по себе уже является нарушением законов природы — волки не живут в горах. Затем трех волчат, которых так полюбила Акбара, заби­вают люди в погоне за выполнением продовольст­венного плана. Опять противоестественно — жи­вотные должны продолжать свой род. В конце концов совершается и третье преступление, кото­рое приводит к трагедии не только пары волков, но и самого преступника — человека. Казалось бы, все было спокойно: «Наевшись до отвала мяса убитого яка, волки тропой возвращаются в логово. Первой идет Акбара, за ней Ташчайнар. И больше всего им хотелось добраться до волчат в норе под скалой, залечь с ними в круг, успокоиться, а потом, передохнув хорошенько, вернуться к недо­еденной туше яка, оставленной в лощине». Но кто мог подумать, что опять мечты волков разобьются из-за их злейшего врага — человека?! Опять похи­тили волчат. И лопнуло терпение сдержанной и умной Акбары. Не вынесла она потери третьего потомства. И началась война «не на жизнь, а на смерть». Волки решили «кровавым возмездием» утвердить справедливость в извечно жестокой борьбе за продолжение рода.

Историей волчьей пары Айтматов как бы пред­упреждает человечество о том, что жестокость и неразумное отношение к природе, ко всему живо­му в ней рано или поздно обернется бедой для самого человека. Сжигая степи, мы сжигаем свой дом, убивая животных, мы прежде всего убиваем самих себя и своих детей.

Параллельно с этой темой Айтматов в своей по­вести ставит вопрос и о нравственном облике со­временника. На примере совершенно разных по характеру, мировоззрению, по социальному поло­жению Авдия, Гришана и других автор представ­ляет нам два типа современных людей. К первому относится Авдий Калистратов. Бывший семина­рист, добрый, очень интересный молодой человек. Ему противопоставлен Гришан — главарь группы ребят, собирающих и распространяющих анашу. Между ними завязывается спор о смысле жизни, назначении человека и Бога. Этот спор символи-чен: спор между добром и злом — так можно его обозначить. Перед молодыми ребятами выбор: за кем пойти? За Авдием, который прямо заявляет: «Я пытаюсь поставить вас на путь истинный. Ведь ты, Гришан, и те, кто оказался под твоей властью, сейчас ради своей корысти несете из сте­пей вместе с анашой и беду другим». Или за Гри-шаном, который повел детей на преступление и в конце концов их предает? Как это часто, к сожа­лению, бывает в жизни, побеждает зло. Стремле­ние Авдия убедить ребят, чтобы они поверили в силу добра и милосердия, обречено на провал. Пи­сатель говорит о том, что одних проповедей недо­статочно, чтобы направить людей на истинный путь, — необходимы действия. Однако Авдий ока­зался не готовым к этому. Если проследить его ис­торию, можно заметить, что он ничего не сделал, ничего не добился в жизни, и, наверное, поэтому Авдий умирает от руки более сильных, умирает в степи, в полном одиночестве, так ничего не поняв и не добившись. Его выгнали из семинарии, он не женился на женщине, которую любил, не сумел переубедить мальчишек, стоящих между злом и добром, помочь им выбрать сторону добра и прав­ды. И, видимо, он не сделал ничего потому, что был одинок, а в борьбе со злом может победить только сплоченность.

В этой повести есть еще один интересный герой — чабан Бостон. Это честный, трудолюби­вый человек, который ничего плохого в жизни не сделал. Он заботился о природе и призывал дру­гих следовать его примеру. Бостона уважали и це­нили, ему доверяли и нередко спрашивали у него совета. Но так получилось, что Бостону все время кто-то мешал. Например, в ведении хозяйства ему мешал парторг Кочкорбаев. Чабан хотел быть хозяином отары и земли, чтобы распоряжаться этим с пользой для человека и без вреда для природы. Но непонятные, бессмысленные условности заво­дят Бостона в тупик, не давая ему быть таким хо­зяином.

Конечно, Айтматов вовсе не ставил своей целью призвать читателей к разрушению всех прошлых принципов и традиций. Он просто за­ставляет задуматься над тем абсурдом, который, к сожалению, нередко в наше время мешает челове­ку жить и работать по совести. В конце концов все эти препятствия доводят до того, что Бостон идет против природы, даже против человека, считая себя вправе судить людей. Он открыто заявляет своему врагу Базарбаю: «Я хочу сказать, что ты не достоин жить на этом свете и я сам тебя порешу». Конечно, его можно понять: ведь его враг завис­тлив и негуманен. Базарбай буквально ослеп от злости, лжи и жестокости. Но как только Бостон переступает черту добра, жизнь кончается для него: «И открылась ему страшная истина. Его мир, неповторимый, невозобновимый, утрачен и не возродится ни в ком и ни в чем».

Каждый согласился, что «Плаха» — это страшное, но в то же время и очень актуальное произведение. Айтматов призывает нас как можно скорее и увереннее встать на путь истины, чисто­ты и добра во всех их проявлениях — будь то при­рода, любовь или отношения между людьми.

boy21.narod.ru

Сочинение Взаимоотношения человека и природы рассуждение

Природа к человеку добра и щедра. У нее есть все, что необходимо человеку для проживания. Если человек будет разумен, используя все эти богатства, сохранит и приумножит то, что уже дано природой, то он сможет всегда жить безбедно.

Но отношение человека к природе видно наглядно, стоит только посмотреть в свое окно.

Там дым и смог от котельных и заводов, горящих свалок, автомобильных выхлопов. Загрязненная почва, непригодная для питья вода. Человек живет на планете, как паразит, потребляя и разрушая варварски окружающую среду. Когда — то у человека было все в изобилии, природа даровала ему свои богатства. Были чистые реки и озера, богатые рыбой; огромные леса, полные животных; поля с урожайной землей. Но человек оказался нерадивым хозяином. Он только берет, практически ничего не давая взамен. Он выбирает сиюминутную выгоду, навсегда утрачивая природные достояния для будущих поколений

Конечно, такое отношение не проходит бесследно. Вырубая леса, люди оставляют на их месте пустыни, итогом являются засухи, разрушение почв, гибель диких зверей. Меняется сам климат планеты из-за бездумного природопользования. Приходят разрушительные ураганы и смерчи. Там, где лес не вырубили, он просто горит. У человека не находится достаточно ресурсов, чтобы уберечь его от огня. Природные пожары уничтожают ежегодно тысячи гектаров тайги. Природа очень страдает от такого поведения человека.

Люди, считающие себя венцом творения, проявляют величайшую недальновидность и глупость, разрушая и приводя в негодность свой собственный дом – планету Земля. Что они оставят после себя будущим поколениям, своим детям и внукам? Ведь, даже выезжая на пикник за город, на природу, выбираясь на свежий воздух из своих загаженных городов, они, к сожалению, оставляют непогашенные костры, мусор и стекло на берегах водоемов. Казалось бы, нет ничего проще, чем убрать за собой.

Чтобы помочь природе, необходимо строить очистные сооружения, мусороперерабатывающие предприятия, восстанавливать леса новыми посадками. Также нужно воспитывать с детских лет уважение к природе. Прививать детям чувство ответственности за свою землю. Чтобы они относились к ней бережно, пользовались в полной мере ее дарами и передали все это следующим поколениям людей.

Изначально все человечество связано с природой. Этот союз существовал всегда, взаимодействие было, есть и будет. Без этого людям никак не прожить, как собственно говоря, и природе не развиваться и не сохраниться без участия человека.

Стоить начать с самого главного. Это – воздух, кислород без которого живые существа не смогут жить. Самые насыщенные места кислородом там, где растет множество деревьев и растений. Только сохраняя леса, посадки и большую часть растительности, можно быть уверенным в том, что будут продлены жизни многих людей и животных. Но с растениями следует быть осторожным. Если на улице они не несут существенной угрозы, то в комнате дома они могут быть весьма небезопасными. Мало того, что они потребляют кислород так же, как и человек, но еще и с углекислым газом могут выпускать частички ядовитых элементов. Это не значит, что такие растения не нужно беречь, а значит то, что необходимо тщательно выбирать цветы для дома и правильно за ними ухаживать.

Природа обеспечивает нам большую часть продуктов питания. Она создает, почти все, что можно употреблять в пищу. Когда люди ухаживают за землей, обрабатывают, сажают, то потом собирают урожай: овощи, фрукты, ягоды, разнообразное зерно. Взаимоотношение человека и природы, как нельзя лучше можно увидеть именно в этих процессах. Ведь, как люди относятся к природе, так она и благодарит результатами урожая.

Начиная с младенческого возраста, людям прививают любовь и бережливость в природе. Множество занятий, в детском саду, посвящены защите природы. Потом, эти знания, продолжают вкладывать учителя в сознание детей. Но, как обычно, это бывает, всегда найдется тот, кто будет делать все с точностью до наоборот. Таких людей в обществе не уважают, ведь они понимают, что вредят природе, но все равно делают плохие вещи. Наверное, они так хотят завоевать авторитет, но придет время, и они поймут, что были не правы.

Природа не может существовать без человека, как и человек без нее не проживет. Хорошее взаимоотношение нам необходимо, без него не будет плодотворного взаимодействия. Вывод можно сделать один – берегите природу, и она убережет нас.

Сочинение на тему Взаимоотношения человека и природы

Проблемы взаимодействия природы и человека существуют давно. Люди над этим задумываются с возрастом, когда накапливается опыт, зрелая мудрость. Эту проблему пытаются решить многие поколения.

Многие поэты в стихотворной форме поднимали данную проблему. А. Усачёв в стихотворении «Хоть трава не расти» призывает одуматься и стать защитником природы. Эту тему продолжает С. Михалков «Будь человеком», отмечая отрицательные поступки людей, халатно относящихся к ограниченным частицам природы. Писатель – натуралист В. Бианки В рассказе «Анютина утка» хочет указать на то, что дикие птицы не смогут жить в неволе. Инстинкт их зовёт на природу в специальные участки, спрятанные от глаза человека. Птицы боятся людей потому, что они разоряют гнёзда, убиваю их.

До сих пор, приятно читать поэтов: Пушкина А.С., Фета А. А., Некрасова Н. А., которые воспевают красоту всей природы в различный период времени.

Отрицательные поступки, варварское отношение к животному миру, вызывает возмущение с её стороны. На человечество обрушиваются смерчи, ураганы, землетрясения. Нельзя принимать позицию: «Мне всё равно», завтра беда может настигнуть вас или ваших детей, внуков.

Все люди должны быть защитниками родных сокровищ нашего края. Всегда знать и помнить, дары природы – матери не беспредельны, и их надо пополнять. Подсаживать деревья, кустарники, травы и цветы. Стараться не рвать растения, а если сорвал, то сохранять в земле корень, в том числе и грибы. Тогда на этом месте вырастет новый цветок и грибок. Сохранять животных, занесённых в Красную книгу.

Помнить, что истребляя их, могут исчезнуть многие виды ценных животных и лекарственных растений. Не засорять реки и моря, леса и поля. Не разводить костры. Ведь пламя может истребить множество животных и растений. Учить друг друга, как сберечь и увеличить ископаемые, растения, популяции птиц и животных.

«Сохранять природные богатства – означает беречь и защищать Родину».

Нужно передавать опыт и любовь к Краю, где ты вырос и родился. Чистый воздух, вода и земля зависят от нас. Нужно уважать и защищать всё живое в мире. Учиться наблюдать, познавать со стороны, без ущерба окружающим просторам.

Больше читать книг, вместе восхищаться с авторами. Обогащать жизненный опыт предков, пополнять словарный запас. Человек, делающий добро испытывает счастье. Заступаться за животных, которые не могут себя защитить. Бороться с грубостью и жестокостью.

Взаимоотношения человека и природы

Несколько интересных сочинений

Здравствуй, дорогая бабушка! Я очень по тебе скучаю и очень тебя люблю. Как же давно я тебя не видела! Как у тебя дела? У меня все супер! У нас в школе есть отряд ЮИД.

В восемнадцатом – девятнадцатом веке в России полным ходом развивается романтизм, который сменил классические традиции. Если до этого литературные произведения были направлены на развитие общественной стороны, и хотелось показать некий идеал устройства

В жизни не все так бывает гладко, как иногда хочется, или думается. Чаще всего, бывает труднее намного. Но жить надо, надо как-то существовать, думать и о других, так как чаще всего, многие люди, существа, зависят от нас

Известный русский художник Брюллов славится написанием портретов. На одном из них изображены реальные лица — сестры Шишмаревы.

sochinite.ru

Пути формирования этичного отношения к животным

Этичное отношение ребенка к животному должно начать формироваться в семье с первых лет жизни ребенка. Главным воспитывающим фактором является пример родителей и других взрослых, окружающих ребенка. Доброе обращение с домашними животными: исключение грубого обращения с ними, причинения им боли, внушения страха — должно стать нормой отношения к животным для ребенка. Взрослые должны с серьезностью относиться к потребностям животных, удовлетворять не только их потребности в пище, воде, моционе, но и в общении; животные могут страдать от одиночества, бездействия, скуки. Из поведения взрослых ребенок должен усвоить, что животные — тоже члены семьи, что их потребности важны, что они могут чувствовать и понимать окружающее в большой степени, как и люди. Ребенок может понять, когда взрослые испытывают ответственность за судьбу животного, за его психическое и физическое состояние, — и для ребенка становится нормой помнить об интересах животного. Воспитывающим моментом для ребенка может служить не только обращение с домашними животными; взрослые должны всегда комментировать поведение или состояние животных, которых ребенок наблюдает в природе. Взрослый должен рассказать о жизни животного: муравья, червя, жука, гусеницы, вороны, воробья; показать, как осмысленно поведение каждого; отметить ум вороны и воробья, плодотворный труд муравья, рассказать о будущем чудесном превращении гусеницы в бабочку; указать на недопустимость причинения им боли или умерщвления их. Ребенок должен почувствовать в словах взрослого его уважение к жизни этих существ, восхищение их гармоничным слиянием с природой, их эстетическим обликом.

Этичное отношение к животным продолжает формироваться у ребенка в школе. Сейчас подготовлен новый учебник для школы «Биоэтика в школе», который должен использоваться на уроках природоведения и уроках биологии.

Рассматривая методику формирования этичного отношения учащихся к окружающему миру на уроках природоведения и биологии, можно выделить следующие три принципа.

Принцип первый. Формирование этичного отношения ребенка к окружающим происходит через воздействие на эмоции ребенка — «путь через сердце». Выбор этого пути диктуется возрастными особенностями учащихся, которые острее воспринимают эмоциональную информацию, чем рациональную; хотя в каждом случае эмоции и подкрепляются рациональными аргументами. Но последние не должны стать основой этой программы обучения. Особенно следует избегать ссылок на «пользу» животного. Такого рода мотивы не имеют отношения к этике взаимоотношений человека и животного. Положительные эмоции у ребенка могут быть сформированы, если раскрыть перед ним самостоятельную ценность животного, его способность чувствовать боль и радость, способность думать; если указать на красоту животного, высокую организацию его поведения, сложность эмоций и рассудочной деятельности.

Принцип второй. Принцип воздействия на эмоции ребенка и подростка диктует необходимость использования также принципа активности, т. е. личной заинтересованности в судьбе животного, личного участия в судьбе животного, в различных формах; сбор информации о нем, деятельность, приносящая пользу животному, дискуссии, касающиеся вопросов отношения к животному. Учащиеся в классе и при выполнении внеклассных работ обсуждают проблемы, связанные с жизнью животных, помогают животным, наблюдают за ними, читают о них, пишут сочинения, рисуют животных, играют в ролевые игры, представляя себя на месте животного.

Принцип третий. Формирование этичной личности воспитателя. Важнейшим воспитывающим фактором при осуществлении данной программы становиться личность учителя. Только его искренняя заинтересованность в теме, доброе отношение к животным убедят детей в серьезности того, что он рассказывает. Формальный подход к осуществлению программы этического воспитания приводит к пустой потере времени.

Учитель биологии в средней школе призван формировать у учащихся новое отношение к окружающему миру, учить их не просто предмету, фактам о разных видах животных, но этике, положительным эмоциям, новой философии отношения к окружающему миру. Новые требования к преподаванию биологии нуждаются не столько в других учебниках, сколько в методике ведения занятий, в атмосфере, созданной вокруг фактов учителем, в новой личности учителя. Поэтому подготовка учителей для преподавания курса биоэтики при прохождении биологии заключает не только освоение нового подхода к преподнесению материала, но важнейшим моментом является формирование положительного отношения самого учителя к предмету биоэтики, положительных эмоций по отношению к различного вида живым формам.

Наблюдение детей и подростков за животными подразумевает наличие каких-либо объектов наблюдения, деятельности ребенка. Здесь необходимо сделать несколько оговорок. Имеющееся у некоторых педагогов мнение о том, что детям полезно наблюдать животных, содержащихся в живом уголке в школе, в принципе неверно. Одной стороной организации живых уголков является отсутствие штатных сотрудников по уходу за животными, хороших помещений, что приводит к содержанию животных в недопустимо плохих условиях; возникают проблемы ухода за животными в каникулярное время. Живой уголок становится школой жестокости по отношению к животным, бездушного и безответственного к ним отношения. Но даже в том случае, если усилиями преподавателей и сотрудников школы живой уголок содержится в хорошем состоянии, четко определены обязанности детей и взрослых по уходу за животными, даже в этом случае живой уголок приучает детей к мысли, что это этично — лишить свободы животное, посадить его в тюрьму, пусть благоустроенную, для увеселения человека. Если стремление животного к свободе не имеет значения, тогда почему другие потребности должны иметь значение для человека? И мы снова возвращаемся к идее вседозволенности со стороны человека по отношению к животному. Поэтому ребенку лучше рекомендовать наблюдать домашних животных, которые не сидят в клетках, а живут в комнате с человеком, или рядом с его домом, наблюдать диких животных: птиц, насекомых и др.- в их свободном состоянии.

Есть и еще одно неправильное мнение о том, как следует воспитывать у детей доброе отношение к животным — приобретать для ребенка животных. Ребенок не может нести ответственность за животное не только потому, что он не имеет денег покупать пищу для животного, своего дома, чтобы его держать и пр. Ребенок может заиграться и забыть о животном, оставить его голодным, ненапоенным, так как раньше он не представлял, какая это скучная обязанность. Сама идея дарить животное, как неодушевленный предмет, неэтична. Животное в доме — член семьи, и решать вопрос о приобретении животного нужно всей семье, распределив обязанности по уходу за животным, определив свои возможности — держать животное до его естественного конца. Ребенок не может оценить всей важности этого шага, и его мнение о необходимости приобретать животное не должно приниматься во внимание. Никому ненужное в семье, мешающее животное — это не объект для воспитания добрых, гуманных чувств у ребенка. Стремление приобрести ребенку «породистого» животного отрицает этику отношения к животному, оно перестает цениться за свои истинные качества — характер, природную красоту, а ценится только его стоимость и «породность».

Интересный пример практического использования принципов биоэтики при обучении в средней школе — экспериментальная программа обучения в начальной школе, проводимая в Коста-Рике с 1989 года. Программа финансировалась обществами по защите животных — Всемирным обществом защиты животных и Королевским обществом по предотвращению жестокого обращения с животными (Великобритания), она получила поддержку костариканского правительства, органов образования страны и самих учителей. Цель программы — воспитание у детей уважения ко всем формам жизни, друг к другу, бережное отношение к окружающей среде. С 1992 года программа использовалась в 1-4 классах, по ней обучалось более 12 000 детей, в 1993 году — уже более 20 000 детей.

Особенностью программы является ее междисдиплинарность — идеи ответственности перед всеми формами жизни развиваются при изучении различных предметов. Принципом обучения биоэтичному отношению к миру является развитие положительного эмоционального отношения к другим формам жизни, к животным, а также к другим людям. Метод формирования эмоций предполагает активное поведение детей в процессе обучения: активный сбор и обсуждение информации, личное участие в контактах с изучаемыми объектами; это способствует формированию личного отношения ребенка к другим существам. Активное участие учителя в деятельности учащихся и его положительное отношение ко всем живым формам являются также обязательным условием успешного осуществления программы.

Задания, которые выполняют учащиеся, направлены на то, чтобы вызвать у детей сострадание к животным, ответственное отношение к ним. Перед учащимися ставят такого рода задачи: показать, что все живое на земле взаимосвязано и все живые формы важны. Учащимся показывают картину, где нарисованы различные объекты живой и неживой природы: солнце, птица, облако с дождем, лошадь, цветок, человек и пр. Детей спрашивают: «Что случится, если растения исчезнут?», «Что случится с животными, если не будет воды?». Затем детям дают задание соединить на картинке линиями предметы, которые связаны между собой в своем существовании.

С целью пробуждения у детей интереса к различным формам живых существ им предлагают наблюдать в природе за фауной около пня или упавшего ствола дерева и нарисовать картинку на тему: «Животные, которые живут внутри пня, на нем, под ним, над ним и вокруг него.»

Чтобы сформировать у детей чувство ответственности за природу, сострадания к живым существам, проводится обсуждение картинок, изображающих лесной пожар, охоту, вырубленный лес и белку около пней, обработку ядами и мертвого животного. Детям предлагается рассказать, что люди делали, прежде чем наступила показанная ситуация.

Деятельность учащихся связана с экскурсиями, наблюдениями (самостоятельными), учащиеся пишут сочинения, играют в ролевые игры, рисуют, ведут дискуссии, решают проблемы.

Экспериментальная программа доказала свою эффективность. В 1991 году и в 1992 году были проведены тесты с целью определения изменений в отношении детей к окружающему миру, животным и людям после прохождения программы по сравнению с контрольными группами. 81% учащихся, обучающихся по экспериментальной программе, показали этичность отношения к окружающему миру, животным и экологическую грамотность. Успеху программы способствовало положительное отношение к ней родителей детей, энтузиазм учителей, а также хорошая оснащенность школ красиво оформленными пособиями. Учителя, участвовавшие в программе, получили специальную подготовку.

В России также идет процесс гуманизации образования. Учебники .для средней и высшей школ по биоэтике призваны воспитывать у учащихся и студентов уважение к жизни — к животным, к природной среде, к человеку. Такая последовательность учитывает возрастные особенности детей, когда ребенку легче проявить сострадание к животному, как к слабейшему.

Особенно важно развитие биоэтического мышления у студентов ветеринарных и биологических факультетов вузов, которым предстоит работать с животными или преподавать биологию.

Имеет право на существование новый термин — ветеринарная биоэтика — принципы этичного отношения к животным ветеринарного специалиста. Система подготовки ветеринарных специалистов за рубежом давно направлена на выпуск ветврачей, проникнутых важностью оказания помощи животному. В сельскохозяйственных вузах России подготовка ветеринарных врачей должна помочь будущим специалистам ориентироваться в их работе на потребности животного, видеть в них чувствующих существ, имеющих самостоятельную ценность, а не просто орудия удовлетворения потребностей человека. В центре внимания ветеринарного врача должно оставаться животное.

Система подготовки биологов также должна позволять воспитывать у будущих педагогов и исследователей уважение к любой жизни, понимание животного и сочувствие к нему. Хотя отношение человечества в целом к животным во многом не отвечает принципам этики и биоэтики, каждый вклад в укрепление биоэтических взглядов приближает время их полной победы. Именно ветеринарные специалисты и биологи должны показывать путь к гуманизации отношений человека и животных.

www.ecoethics.ru