Социальные навыки у детей с аутизмом

Содержание:

Глава 28 Развитие социальных навыков

Развитие социальных навыков

Уилл, жизнерадостный десятилетний мальчик с синдромом Аспергера, учился в обычном классе. У него была хорошая успеваемость, но он ни с кем не заводил дружеских отношений. Родители занимались с ним по методике Floortime, но Уилл предпочитал погружаться в книги, видеофильмы и компьютерные игры. Родителям не правилось одиночество сына, и они хотели помочь ему развить способность дружить со сверстниками.

Дети с расстройствами аутистического спектра и другими особыми потребностями очень часто сталкиваются с проблемами там, где требуются социальные навыки более высокого уровня. К четвертому, пятому, шестому классу у многих из них возникают большие трудности, даже если до этого они демонстрировали значительный прогресс. Многие считают, что такова природа расстройств аутистического спектра и даже дети с высокофункциональными формами аутизма всегда будут сталкиваться с проблемами в общении. Но, как мы показали в предыдущих главах, на самом деле это не так. Среди детей с РАС есть подгруппа, которая способна приобрести социальные навыки высокого уровня: относиться с эмпатией к другим людям, читать эмоциональные сигналы, договариваться с ровесниками — и проявлять в этой сфере недюжинные способности.

Тот факт, что это возможно, пусть и в определенной подгруппе, меняет горизонт ожиданий и для всех остальных детей. Даже те дети, которые развиваются медленнее из-за более серьезных неврологических проблем, могут прогрессировать в важных сферах, осваивая близкие и теплые отношения и сострадание к людям. Формирующиеся у них социальные навыки становятся все более естественными и значимыми, даже если они и не соответствуют уровню, ожидаемому для их возраста. Если мы будем систематически заботиться о развитии социальных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра, это поможет им пройти через шесть базовых стадий развития и три стадии более высокого уровня. По мере того как мы будем способствовать их освоению, у детей будут совершенствоваться и социальные навыки.

Помните, что концепция DIR не сосредотачивает внимание на каком-то определенном типе поведения вроде способности смотреть в глаза и говорить «привет» или умения отвечать на телефонные звонки. Вместо этого мы стремимся к развитию этих навыков тем же путем, каким это происходит у здоровых детей. Никто не учит нормально развивающегося ребенка специально говорить «привет». Ребенок усваивает это в повседневной жизни, слушая, как говорят его родители. Он ощущает приязнь, когда видит кого-нибудь, и он наблюдает людей, которые ощущают то же самое, произнося «привет» или какое-нибудь другое восклицание, принятое в таких случаях. Улыбка — естественное проявление хорошего и доброго настроения, поэтому когда приходит дядюшка Чарли, с которым так весело играть, двухлетний Бен широко улыбается, может быть, обнимается и, если он уже умеет говорить, произносит: «Привет!» — и они убегают играть. Поведение формируется естественным образом благодаря взаимодействию, на котором ребенок учится, подражанию и множеству ответных действий в социальных контекстах.

При типичном развитии эмоции определяют поведение — объятия или широкую улыбку — и придают слову «привет» настоящую сердечность и осмысленность. Поэтому первый принцип здорового социального развития — выстраивать фундамент снизу вверх. Вы не превратитесь в восьмилетнего мальчика, который способен играть на площадке, общаясь с тремя сверстниками одновременно — тем, кто потешается, тем, кто хочет погонять в футбол, и тем, кто просто заигрывает, — если вы будете осваивать только определенные формы поведения. Вам нужно вернуться назад и начать усваивать вещи так, как это происходит в процессе здорового развития.

Имея дело с ребенком с расстройством аутистического спектра или иными проблемами развития, мы должны специально создавать типичные обучающие ситуации, подстраивая взаимодействие к особенностям его нервной системы. Мы обеспечиваем ребенку обширную практику и создаем эмоционально насыщенные состояния, чтобы помочь ему проявлять эмоции и научиться связывать их со своим поведением. По мере того как ребенок будет продвигаться вверх по лестнице развития, он будет усваивать правильные виды поведения естественным образом.

psy.wikireading.ru

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ

Аннотация. В статье представлен обзор отечественной и зарубежной литературы, освещающий специфику развития социальных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. Обсуждаются психологические проблемы социального взаимодействия детей с РАС, особенности их общения и коммуникаций; факторы, определяющие качество взаимодействия. Выделены основные причины низкого уровня сформированности социальных взаимодействий: активное избегание социальных контактов, трудности в восприятии значимых социальных сигналов и знаково-символических средств, неблагоприятная ситуация развития и др.

Ключевые слова: дети с особенностями развития, расстройства аутистического спектра; взаимодействие, социальные навыки.

В последние годы неуклонно растет число детей с диагнозом расстройства аутистического спектра (РАС). В связи с данной социальной ситуацией существенно вырос интерес исследователей к проблеме развития навыков социального взаимодействия у детей с особенностями развития.

Задачи интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья актуализируют проблему их полноценной социализации. Неспособность устанавливать нормальные социальные отношения — одно из наиболее серьезных нарушений, свойственных аутизму. Для детей, страдающих аутистическими расстройствами, типичны отклоняющиеся от нормальных или слабые проявления социального взаимодействия, а именно: неумение играть со сверстниками, активное избегание социальных контактов, а также невозможность инициировать и поддерживать взаимодействие. Для детей с РАС опыт общения со сверстниками значит не много. Они редко сами начинают взаимодействие и сводят на нет инициацию со стороны других детей, из-за того, что практически не реагируют на попытки общения с ними. Поскольку дети с РАС не в состоянии воспринимать значимые социальные сигналы, вероятность того, что они лучше начнут взаимодействовать с другими, если будут находиться в среде типично развивающихся сверстников, невелика. Следовательно, простое помещение аутичных детей в общество социально активных сверстников не обеспечивает их взаимодействия друг с другом [5]. В связи с этим возрастает роль специальных технологий и программ, позволяющих приобрести этим детям социальные навыки взаимодействия и стать полноправными участниками социального мира и пространства.

Проблеме становления различных форм социального взаимодействия у детей с нормативным и нарушенным развитием посвящено значительное количество отечественных и зарубежных исследований в области социальной, клинической и специальной психологии и педагогики.

Тео Питерс определяет социальное взаимодействие как «абстрактные символы в постоянном движении». Аутичному ребенку окружающая действительность представляется чем-то запутанным, массой взаимодействующих событий, однако он не видит ни границ, ни порядка, ни смысла. Автор отмечает, что такой ребенок оказывается социально слепым, ему трудно понимать эмоции, намерения, мысли [8].

Большинство исследователей (О.С. Аршатская, А.В. Аршатский, Е.Р. Баенская, М. Ю. Веденина, В.Е. Коган, И.А. Костин, К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, М.М. Либлинг, О.С. Никольская) отмечают, что овладению навыками социального взаимодействия препятствуют особенности, характерные для детей с РАС, а именно: различные страхи, особые нарушения речи, проявление стереотипии в поведении, нарушение коммуникации в целом. Причем наиболее трудна для таких детей организация необязательных контактов со сверстниками. Даже умея говорить и многое понимать, такой ребенок не стремится использовать свои возможности в реальной жизни, во взаимодействии с другими детьми [7]. Также, отмечается, что детям с РАС очень трудно понимать других людей, воспринимать от них информацию, их намерения, чувства, трудно вступать во взаимодействие с ними.

М.Селигман и Р.В. Дарлинг обращают внимание на тот факт, что аутичный ребенок существует в реактивной системе, воздействует на нее сам и подвергается ее воздействию, и, этот процесс играет существенную роль во включении ребенка в жизнь общества [9] .

В книге О.С. Никольской, Е.Р. Баенской и М.М. Либлинга «Аутичный ребенок. Пути помощи» отмечается, что у детей с РАС страдает развитие механизмов, определяющих активное взаимодействие с миром, и одновременно форсируется патологическое развитие механизмов защиты [6, с.28]. Авторы подчеркивают, что у ребенка с РАС вместо положительной избирательности жизненных привычек, формируется и фиксируется отрицательная избирательность, т.е. в центре его внимания оказывается не то, что он любит, а то, чего не любит, боится, не принимает. Вместо развития эмоциональных контактов с окружающими сверстниками, у него выстраивается система защиты от активного вмешательства в его жизнь. Он устанавливает максимальную дистанцию в контактах с ними, стремится удержать отношения в рамках стереотипов [6, с.29] .

Также, следует отметить, что, несмотря на общность нарушений в психической сфере, дети с РАС значительно различаются по глубине дезадаптации и прогнозам возможного развития. В раннем возрасте у аутичных детей нарушения развития присутствуют в неравной степени, и, соответственно, перед ними встают разные проблемы. Таким образом, авторы различают четыре группы детей с совершенно разными типами поведения. Эти группы представляют собой также и разные ступени в развитии взаимодействия со средой и людьми [6, с.37].

Существует также классификация таких детей по характеру социальной дезадаптации. Английские исследователи Л. Винг и Дж. Гоулд разделили аутичных детей по их возможности вступления в социальный контакт [8]. Предложенная классификация связывает характер социальной дезадаптации ребенка с прогнозом его дальнейшего социального развития, но при этом, за основу берутся производные проявления нарушения.

Тони Чермен и Венди Стоун подчеркивают, что основные достижения в изучении развития детей с РАС касаются именно понимания их социальных и коммуникативных различий, особенностей и механизмов их нарушений [12]. Поэтому, в диагностических критериях расстройств аутистического спектра наибольшее значение отводится именно проблеме индивидуальных различий в развитии детей с РАС.

Как российскими, так и зарубежными авторами выделены общие особенности, характеризующие коммуникативное поведение и развитие детей с расстройствами аутистического спектра. Основным паттерном взаимодействия со сверстниками является манипуляция, когда обращение аутичного ребенка к другому ребенку мотивируется только потребностью удовлетворения собственных нужд, при этом, желания партнера по взаимодействию полностью игнорируются. В качестве главного средства коммуникации, используются, в основном, жесты или действия (ребенок тянет другого за одежду или пытается вести за собой). Специалисты указывают на сложности в использовании большинства традиционных жестов: кивков, указаний, помахиваний. Как правило, жесты используются очень ограниченно, либо совсем отсутствуют. Вместо этого могут быть взмахи рук или застывания в определенных странных позах.

Важно отметить, что вместо общих средств коммуникации у детей с РАС наблюдаются неадекватные формы поведения: гнев, крики, истерика, ребенок может царапать и кусать себя. У аутичных детей слабо выражена социальная направленность поведения, восприимчивость к социальным аспектам поведения других людей. Они не воспринимают окружающих как социальных партнеров [11].

У аутистов может полностью отсутствовать речь; у них могут быть только эхолалии или беглая речь, которой они пользуются особым образом [1]. Звуки могут носить скорее неречевой характер: бормотание, свист, скрип, щебет, звуковысотное интонирование.

Иногда у детей с РАС, сохраняется мотивация к совместным игровым действиям, но взаимодействие оказывается затруднено из-за несформированности у них способов социальной игры. В результате, вместо игрового взаимодействия они демонстрируют дезадаптивное неигровое поведение [10] . В специфической игре детей с аутизмом отмечается отсутствие социально-коммуникативной направленности [2].

Неспособность к социальному взаимодействию у детей с РАС может быть связана с нарушением развития знаково-символической функции сознания [3]. С. Барон-Коэн подчеркивает качественную специфику, своеобразное искажение генеза знаково-символической функции у аутичных детей. Автор полагает, что дети с РАС способны к пониманию символов, но неспособны наделять их дополнительным смыслом. Данное нарушение приводит не только к недоразвитию всех символико-моделирующих видов деятельности, но и к грубому нарушению коммуникативного поведения и социального взаимодействия в целом [11].

Обзор литературных источников показал, что проблема социального взаимодействия детей с РАС в современном обществе является одной из актуальных проблем социальной, возрастной, клинической и специальной психологии и педагогики. Социальная значимость проблемы формирования навыков социального взаимодействия у аутичных детей требует совершенствования и проведения целенаправленных исследований в данном направлении.

Список литературы

1. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма/Франческа Аппе; пер.с.англ. Д.В. Ермолаева.Москва: Теревинф, 2006. — 216 с.

2. Башина В.М. Аутизм в детстве. М.: Медицина, 1999. — 240 с.

3. Гаврилушкина О.П., Малова А.А., Панкратова М.В. Проблемы социальной и коммуникативной компетентности дошкольников и младших школьников с трудностями в общении//Современная зарубежная психология.2012. №2. С.5-16.

4. Керре Н.О. Особенности социального окружения детей с аутизмом//Аутизм и нарушения развития.2010. №4. С. 13-20.

5. Манелис Н.Г. Использование методов поведенческого анализа для формирования социальных навыков//Аутизм и нарушения развития.2008. №3. С. 49-55.

6. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи.Изд.4-е, стер. М.: Теревинф, 2007. (Особый ребенок). — 288с.

7. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. Изд.2-е. М.: Теревинф, 2008. — (Особый ребенок). — 224с.

8. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. — 192 с.

9. Селигман. М. Обычные семьи, особые дети. М.: Теревинф, 2007.

10. Хаустов А.В. Организация коррекционной работы по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития.2012. №1. С. 1-16.

11. Baron-Cohen S. 1993. Autism; the facts. Oxford; Oxford University Press.

12. Social and Communication Development in Autism Spectrum Disorders: Early Identification, Diagnosis, and Intervetion / Edited by Tony Charman, Wendy Stone. New York: Guilford Press. 2006. 348 p.

izron.ru

Вопрос-ответ. Что такое «лицевая слепота» при аутизме?

Люди с аутизмом часто испытывают сложности с узнаванием окружающих

Лицевая слепота в школе может стать источником очень большого стресса для ребенка. Он не сможет различать других учеников (даже тех, кто все время сидит рядом с ним), может путать одного человека с другим, а игровая площадка может его пугать.

Вопрос-ответ. Как обучать ребенка с аутизмом социальным навыкам?

Описание пятиступенчатой модели обучения детей с аутизмом социальным навыкам

Настоящая статья посвящена недостаточному развитию социальных навыков у детей с аутизмом и описывает пятиступенчатую модель обучения общению, при этом особый акцент ставится на относительно новом и все более популярном методе помощи — видеомоделировании.

Записки аутиста. Аутизм и блоги

Аутичный блоггер о том, как ведение блога может помочь людям с высокофункциональным аутизмом

Ведение блога может быть полезно для людей с аутизмом по нескольким причинам. Некоторые из них являются общими для аутичных и нейротипичных людей, но собственный блог может принести и специфическую пользу при аутизме.

Исследование. Бытовые навыки: ключ к независимости для людей с аутизмом

Почему людям с аутизмом необходимо систематическое обучение бытовым навыкам, независимо от уровня интеллекта

Необходимо специально обучать людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) адаптивным навыкам, то есть навыкам повседневной жизни. Принимать душ, чистить зубы, добираться куда-либо на автобусе, переходить улицу, покупать и готовить еду — все это относится к адаптивным навыкам.

Записки аутиста. Как справиться со звонком по телефону при аутизме?

Рекомендации взрослой женщины с высокофункциональным аутизмом по преодолению проблем с телефонными звонками

Мне не очень-то хорошо удаются звонки по телефону, но за последние несколько месяцев мне удалось улучшить этот навык. Когда я кому-то звоню, то я использую свой компьютер в качестве когнитивной поддержки.

Вопрос-ответ. Может ли аутист быть общительным?

Клинический психолог о важности обучения детей с аутизмом социальным навыкам

Похоже, многие до сих пор придерживаются заблуждения, что люди в спектре аутизма не заинтересованы в общении. Стереотипное представление о человеке с аутизмом — кто-то замкнутый, равнодушный к окружающим. Однако от других их отличает не «социальный интерес», а их «социальные способности», которые создают проблемы с развитием отношений.

Вопрос-ответ. Как научить ребенка с аутизмом играть?

Поведенческий аналитик об этапах и рекомендациях по развитию игровых навыков у маленьких детей с аутизмом

Я понимаю, почему большинство родителей считают, что гораздо важнее учить ребенка речевым навыкам, использованию туалета и социально уместному поведению. Тем не менее, я всегда делаю акцент на том, что нужно учить ребенка играть.

Видео. Русская версия лекции Фреда Волкмара «Введение в аутизм»

Профессор Йельского университета разрешил перевести одну из своих вводных лекций об аутизме специально для конференции «Аутизм. Выбор маршрута»

Аутистам. Социальные навыки для подростков и взрослых с аутизмом

Рекомендации по улучшению социальных навыков для подростков и взрослых с аутизмом

Данные инструкции предназначены для подростков и взрослых людей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Для людей с РАС социальные ситуации часто представляют серьезную проблему. Многие правила поведения в обществе люди без РАС улавливают интуитивно, а людям с РАС почти всегда приходится осознанно их осваивать. Поскольку многие социальные нормы являются неписаными, и о них никто не говорит, зачастую человек с РАС чувствует себя сбитым с толку, повышается уровень его тревожности.

Записки аутиста. Как помочь ребенку с синдромом Аспергера найти друзей?

Рекомендации взрослого с синдромом Аспергера родителям детей с этим диагнозом

Подружиться непросто, а поддерживать дружбу еще сложнее. Еще в ноябре я написал статью о моем собственном опыте, как я взрослел и находил друзей, но на этот раз я хочу предложить некоторые советы и рекомендации для родителей, чьим детям сложно устанавливать дружеские связи.

Вопрос-ответ. Как можно развивать социальные навыки при аутизме с помощью игр?

Двенадцать игр для развития социальных навыков у детей в спектре аутизма

Умение считывать и понимать социальные сигналы не приходит к детям с аутизмом естественным образом. Ниже перечислены двенадцать идей для занятий, которые вы можете использовать для улучшения социальных навыков ребенка.

Контакт глазами

Хороший и стабильный контакт глазами демонстрирует взаимный интерес в разговоре, а также уверенность в нашей способности слушать.

1. Поиграйте в «гляделки»

Традиционное состязание, выясняющее, кто сможет дольше смотреть другому человеку в глаза, не моргая. Такая игра может увлечь некоторых детей, особенно если у них есть склонность к соревнованию.

2. Глаза на лбу

Во время совместной игры с ребенком прикрепите на лоб стикер, нарисовав на нем пару глаз. Поощряйте ребенка смотреть на стикер. Это не то же самое, что и смотреть в глаза, но это тренировка взгляда в верном направлении, и это смешной и менее угрожающий способ это сделать.

3. Качели

Попробуйте поддерживать контакт глазами с ребенком, когда он качается на качелях. Это можно сделать это во время игры, во время которой ребенок должен дотянуться до вас ногами. Приятная сенсорная стимуляция может успокаивать ребенка, позволяя ему сосредоточиться на партнере по общению. Каждый раз, когда ребенок смотрит вам в глаза, хвалите его за это.

Образные выражения (идиомы) могут ставить в тупик даже обычных детей. Что же касается детей с аутизмом, их они буквально сводят с ума (это тоже идиома?)

Занятия, которые помогут детям лучше понимать идиомы, включают:

4. Книга об идиомах

Существуют различные книги, где иллюстрируются и объясняются идиомы, а также приводится история каждого выражения. Читайте такие книги вместе с ребенком. Начните составлять собственную книгу услышанных образных выражений. Например, если ребенок слышит выражение «Тянуть кота за хвост», сделайте вместе с ним страницу об этой идиоме, проиллюстрировав ее и описав ее значение.

5. Сайты в Интернете

На многих сайтах есть списки и словари идиом или даже игры, где предлагается угадать их значения.

6. Игра на соответствие или память

Запишите на одних карточках различные образные выражения, а на других — их значение. Дайте детям задание совместить одни карточки с другими. Вы можете сделать игру интереснее, если нарисуете буквальное значение идиомы, чтобы проиллюстрировать, как выглядит то или иное выражение.

Распознавание лиц / Интерпретация эмоций

Это очень важные навыки как дома, так и в школе и на улице. Многие недоразумения в жизни детей с аутизмом связаны с тем, что они неправильно понимают чужие эмоции. Иногда детям сложно разобраться, как понять то или иное выражение на лице. Они легко могут решить, что разочарование означает злость, и принять беспокойство на лице за веселость.

7. Эмоциональный «крокодил»

Вместо того, чтобы загадывать обычные для этой игры слова, используйте различные эмоции. Запишите названия чувств на листочках бумаги или распечатайте их и вырежьте. Игрок вытягивает слово наугад, а затем пытается изобразить его значение без слов, чтобы остальные могли его угадать. Вы можете заменить слова на картинки, изображающие те или иные эмоции. По желанию дети могут не изображать эмоции, а пытаться нарисовать их, чтобы остальные угадали слово по рисунку. Игру можно усложнить, если запретить рисовать лица при изображении эмоции. Вместо этого дети могут изображать на картинке язык всего тела или различные ситуации, которые приводят к такой эмоции (например, если слово «грусть», можно нарисовать понурого мальчика, который сидит на обочине под дождем).

8. Игра в зеркало

Такие игры — это отличный способ поработать над социальным взаимодействием. Попробуйте «зеркально» копировать мимику и движения аутичного ребенка. Затем пусть ребенок попробует имитировать вас (например, потрогает нос или высунет язык). Корчите смешные рожи, которые ребенок по правилам игры должен скопировать. Детям с дефицитом социальных навыков трудно читать выражения лица во время общения, а такие упражнения позволяют им привыкнуть к этому и почувствовать себя более комфортно.

9. Эмоциональное лото

Вы можете использовать фотографии различных эмоций вместо карточек лото. К ним вы можете сделать карточки с названиями эмоций, а затем вы можете попросить ребенка соотнести названия и изображения, или вы можете поиграть с детьми в традиционное лото.

Умение придерживаться темы разговора

Когда люди беседуют, они выбирают определенную тему разговора. Каждый человек что-то добавляет по теме до тех пор, пока беседа не окончена, или тема не меняется. Детям с аутизмом бывает трудно придерживаться одной темы или принимать участие в обычной беседе. Вот некоторые занятия, которые могут им в этом помочь.

10. Игра в темы

Поиграйте в алфавит, когда на каждую букву алфавита нужно придумать слово по какой-то конкретной теме, например «Фрукты и овощи»: А… абрикос, Б… банан.

11. Сценарий разговора

Это инструмент, который помогает детям с аутизмом поддерживать взаимный разговор, обеспечивая их необходимой структурой и поддержкой. Запишите на карточках самые простые сценарии разговоров, оставьте вместо некоторых фраз пробелы, чтобы их заполнил ребенок. Попробуйте проговорить каждый сценарий с ребенком. Каждая карточка сопровождается визуальными подсказками о том, что нужно смотреть на собеседника, говорить, а потом слушать. Детям напоминают, что после каждой собственной фразы они должны слушать собеседника.

12. Рассказы-импровизации

Для этой игры положите изображения различных эмоций на стол. Игроки вместе решают, какие элементы должны появиться в рассказе (например, айсберг, лемур и банан). Цель игры состоит в том, чтобы игроки по очереди составляли рассказ, учитывая идеи друг друга, и (со временем) использовали все заявленные элементы.

Для начала, первый игрок выбирает изображение и начинает рассказ. История может принимать любой поворот, но он обязательно должен использовать эмоцию, изображенную на картинке. Через минуту или две другой игрок выбирает карточку и продолжает историю. Игроки продолжают делать это по очереди, пока не используют все элементы истории и не придут к удовлетворительному финалу.

Вопрос-ответ. Как поговорить с аутичным подростком о свиданиях?

10 советов родителям детей с аутизмом от психологов

Конечно, первые свидания — это важная, но трудная часть жизни для любого подростка. Тем не менее, существуют сложности, которые особенно актуальны именно для подростков с аутизмом. Эти сложности не являются непреодолимыми. Просто нужно их учитывать, чтобы помочь своему подростку.

Исследование. Дети и взрослые с аутизмом могут не смотреть в глаза по разным причинам

У некоторых взрослых с аутизмом контакт глазами вызывает дискомфорт, но дети с аутизмом обычно равнодушны к нему

В рамках многих видов терапии для детей и взрослых с аутизмом их поощряют поддерживать контакт глазами. Однако важно понять, насколько оправдан такой подход, ведь есть огромная разница между обучением людей с аутизмом уделять внимание тому, что их не интересует, и принуждением их к чему-то неприятному.

Новости Фонда: Круглый стол в Воронеже по теме 18+

В департаменте соцзащиты состоялось межведомственное правительственное совещание с участием федеральных экспертов

На встрече были главы и сотрудники департаментов социальной защиты, здравоохранения, образования, труда и занятости, культуры, физической культуры и спорта правительства Воронежской области. Принимающей стороной стал Департамент социальной защиты. Кроме того, в работе круглого стола участвовали член Совета по вопросам попечительства в социальной сфере, директор «Центра лечебной педагогики» А.Л. Битова, эксперт Совета по вопросам попечительства в социальной сфере Е.Ю. Заболоцкис, представители родительской общественности и фонда «Выход». Вела круглый стол оргконсультант фонда А.М. Берколайко.

Вопрос-ответ. Как развивать новые интересы у людей с аутизмом?

Поведенческий аналитик о том, как заинтересовать аутичных детей и взрослых непривычными занятиями

Часто досуг считают «просто развлечением» и не придают таким навыкам особого значения, особенно по сравнению с речевыми, социальными и академическими навыками. Родители и педагоги редко считают необходимым помогать ребенку развивать новые предпочтения и осваивать новые занятия для досуга.

Вопрос-ответ. Почему социальная история не работает?

Социальные истории — очень полезный метод помощи детям с РАС, но по разным причинам он может оказаться неэффективным

Возможно, вы написали замечательную историю, нашли к ней идеальные картинки, заламинировали ее на всякий случай, прочитали ребенку несколько раз, но… к вашей огромной досаде, никакого эффекта не последовало. Ничего не изменилось. Что делать потом? Есть много статей о том, как написать социальную историю, но не о том, что делать, если она не оказалась волшебной палочкой, решающей все проблемы.

Вопрос-ответ. Что делать, если ребенок не отзывается на свое имя?

Ответ на вопрос бабушки, которая хочет научить внука с аутизмом реагировать на свое имя

У моего четырехлетнего внука аутизм, он не говорит и не подходит, даже не смотрит, когда мы его зовем. Можете посоветовать, как лучше учить его отзываться на имя?

Новости фонда: Коммуникативный прорыв

В Царицыно открылась выставка художников из центра «Антон тут рядом»

27 июня в Малом дворце музея-заповедника Царицыно открылась выставка «Люди должны быть разными», на которой работы студентов первого в России центра творчества, обучения и социальной абилитации для взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом» представлены рядом с картинами художников-наивистов из собрания музея-заповедника «Царицыно». Выставка стала совместным проектом музея-заповедника, Центра «Антон тут рядом» и фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход».

Вопрос-ответ. С чего начать социализацию ребенка с аутизмом?

Рекомендации о том, как помочь ребенку с аутизмом привыкнуть к группе сверстников и избежать негативных реакций на других детей

Если мы поймем и примем, почему и как мы выбираем, с кем мы хотим общаться, это поможет нам понять, как учить детей «социальным навыкам». Первый и главный шаг — добиться того, чтобы дети начали ассоциировать (сочетать) других детей с чем-то, что приносит им удовольствие (поощрениями).

Интервью. «Молодые люди с аутизмом страдают от просто невероятного одиночества»

Интервью с одним из спикеров II Международной научно-практической конференции «Аутизм. Выбор маршрута», экспертом по развитию социальных навыков при высокофункциональном аутизме и синдроме Аспергера

Социальные требования меняются в зависимости от возраста, и поэтому очень важно, чтобы обучение социальным навыкам происходило постоянно, в каждом новом возрасте ребенок с аутизмом должен учиться новым навыкам.

Вопрос-ответ. Какие занятия смогут улучшить социальные навыки ребенка аутизмом?

Рекомендации психолога, специализирующегося на синдроме Аспергера и высокофункциональном аутизме у подростков и взрослых, по выбору целей и методов для развития социальных навыков

Доктор Лоджесон — клинический психолог, автор многочисленных исследований Национального института здоровья и Центра по контролю заболеваемости и профилактики США. Ее работы посвящены тому, какие именно социальные навыки наиболее актуальны для подростков и молодых людей с различными особенностями развития, и какие подходы наиболее эффективны для их развития. Она один из авторов PEERS — метода обучения подростков и взрослых с нарушениями развития социальным навыкам, который доказал свою высокую эффективность.

outfund.ru