Социальный аутизм у детей

Социальный аутизм

О том, что такое аутизм, хорошо известно специалистам по психическим заболеваниям. А в доступно-популярной форме, благодаря СМИ – и широким массам населения. Это такое психическое расстройство, при котором человек теряет не только контакт с окружающим миром, но и потребность в нем. Физически аутист присутствует в обществе, но в душевном плане его как бы там нет.

«Тихий убийца»

Социальный аутизм – новое понятие, не имеющее ничего общего с психическими отклонениями. Это, скорее, малоизученная нравственная болезнь общества, характеризующаяся утратой желаний и побудительных мотивов для активного воздействия на собственную жизнь. Непонятно, куда двигаться и зачем?

При прогрессировании этого состояния возникает неспособность двигаться вообще, даже если к этому принуждают обстоятельства или другие люди. «Тихий убийца» государств и целых наций – так был назван этот феномен в прессе.

Социальный аутист не пытается изменить мир вокруг себя. Его не трогает прекрасное, не мучает безобразное. Ему абсолютно все равно! Главное, чтобы оставили в покое, расслабляющем и постепенно разрушающем тело и душу.

Истоки социального аутизма с точки зрения психиатрии

Отчего человек добровольно уходит от активной жизни, творчества и борьбы за совершенствование мира? Последователи разных психиатрических школ дают следующие объяснения:

1. «Эффект перегорания» — человек длительное время страстно желал чего-либо, шел на всевозможные жертвы, но цель была все недоступна. Но как только она достигается, сразу же обесценивается и делается ненужной.

2. Сильное потрясение, психологический шок огромной силы, приводящие к полному сгоранию эмоциональной деятельности. Человек как бы престает чувствовать.

3. Беспроблемность и полная сытая размеренность существования. Данный подход к пониманию причины состояния выглядит контрастно по сравнению с двумя предыдущими, но в нем также есть рациональное зерно. Зачем к чему-то стремиться, если и так все улажено на всю оставшуюся жизнь?

Прислушаемся к мнению общественных наук

Уйдя от психиатрии, можно рассмотреть социальные версии происхождения этого явления. Согласно одной из них, социальный аутизм есть не что иное, как аллергическая реакция человека на категорическую и всеобъемлющую несправедливость жизни. Ясно, что мир должен быть устроен совсем по другим правилам, но это абсолютно не так. Имеет ли смысл менять отдельные его параметры?

Другая версия считает, что это состояние возникает из-за отсутствия каких-либо норм, устоев, ограничений, позволяющих человеку соотнести свои желания и возможности. Когда можно все – не хочется ничего.

Грех уныния? Нет, еще хуже

Описание феномена социального аутизма невольно наводит на мысль о его схожести с состоянием уныния, считающимся в православии смертным грехом. Но это не совсем так. Обуреваемая унынием личность страдает, сопротивляясь идее бессмысленности существования, а, следовательно, проявляет определенную активность.

Чего не скажешь о социальном аутисте. Он безразличен к своему настоящему и возможному будущему. А что может быть страшнее безликого равнодушия?

kurszdorovia.ru

Социальный аутизм у детей

Вернуться на главную страницу

Одним из событий в психологии стало открытие феномена аутизма. Речь идёт не о медицинской проблеме, не аутизме психически больных людей, а аутизме как основной линии в поведении физиологически здорового человека.

Аутисты отвергают общение, и причиной тому могут быть не только органическое поражение мозга, но и внешние факторы — социальные. Им ошибочно ставят диагноз: слепота, немота или глухота, так как дети избирательно не пользуются отдельными органами чувств (например, делают вид, что не слышат), стремясь ограничить поток информации извне. Аутист и видит, и слышит, и может говорить, но отказывается от зрения, слуха, речи, чтобы пребывать в состоянии завороженного покоя — они социально слепые.

Говоря об отторжении от коммуникации, между аутистом и слепоглухонемым ребёнком можно поставить знак равенства, так как оба, обладая здоровым мозгом, на ранних стадиях противостоят общению. Речь идёт именно про деятельностное общение (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). Но если в первом случае преградой есть боязнь контакта с обществом в целях сохранения «ситуации под контролем», стереотипности в социальной среде, то во втором — отсутствие биологического стимула.

У аутиста «свой» внутренний мир, в котором ему всегда комфортно и спокойно, в который нет прямого входа посторонним. Попробуем приоткрыть тайную дверь в мир аутиста:

а) Типичный аутист противится социализации. Он воспринимает мир в статике и трактует его: предмет — это предмет и ничего более. Аутичный ребенок стремиться быть «рядом» с другими, а не «вместе» с другими. Дети стремятся сохранить неизменным, а значит, предсказуемым, устойчивым, мир вокруг себя. Изменение привычного стереотипа порядка жизни вызывает страхи, беспокойство и в результате — отторжение изменчивого мира. У них нет модели сознания другого человека: как тот видит, как думает и почему. У аутичного ребёнка отсутствует атмосфера контакта (феномен совместного внимания). У аутистов отсутствует внутренняя система отсчета (соотношения различных явлений и предметов), для него неестественно получать удовольствие от жизни. Поэтому он не отличает состояния «хорошо» и «не хорошо». У него нет того базового состояния равновесия, к которому можно вернуться, испытав некое потрясение.

Ребёнок становится единицей общества, когда способен открыть себя, осознав, кто он и своё предназначение в целом. Если отсутствует социальная среда — возникает феномен «Дети-маугли», в данном же случае — имеется социальная среда, но не выработаны у ребёнка способности к общению, возникает феномен «Дети-аутисты».

Следует вопрос: как развить эту способность? Проведя параллель между аутистами и слепоглухонемыми, можно взять за основу методику, описанную в статье Э.В Ильенкова «От куда берётся ум?».

Ключевым понятием педагогики И. Соколянского-А. Мещерякова стало понятие «совместно-разделенной деятельности», т. е. деятельности, осуществляемой ребенком совместно с воспитателем и, естественно, разделенной между ними таким образом, чтобы ребенок постепенно перенимал все те специфически человеческие способы деятельности, которые предметно зафиксированы в формах вещей, созданных человеком для человека, познавая себя через них. Иначе нельзя. Иначе вам так и придется всю жизнь опекать воспитанника. Он так и останется безвольным и послушным орудием чужой воли и чужого разума, а своих собственных не обретёт.

Предметно-раздельная деятельность в форме коллективной работы позволяет ребёнку прочувствовать, в прямом смысле этого слова, своё место, значимость и уместность — открыть путь к себе. Как писал К. Маркс, сущность человека заключается в совокупности всех общественных отношений, завязывающихся между людьми в ходе производства специфически человеческой жизни, и вся хитрость в том, чтобы приобщить каждого входящего в жизнь индивида к этой «сущности».

У аутиста отсутствует умение понимать другого человека. Для приобщения ребенка к коллективным формам деятельности пригодится опыт Соколянского-Мещерякова. Важный шаг — сформировать у ребенка умение «репрезентации внутренних представлений», которое возможно с помощью воображения — способности видеть целое раньше его частей. Прежде всего, благодаря воображению, человек создаёт что-то новое — новые образы и мысли, на основе которых возникают новые действия и предметы, умение представлять одно через что-то другое или уметь видеть предмет по-человечески. «Уметь видеть предмет по-человечески,- писал Э. В. Ильенков, — значит уметь видеть его «глазами другого человека», глазами всех других людей, значит в самом акте непосредственного созерцания выступать представителем «человеческого рода».

Аутизм — больной протест против больного общества. Здоровый протест выражается в форме критики общества и организации борьбы за его преобразование. Поэтому аутизм нужно лечить не медицинскими средствами, а лечить общество, которое подобно атомному реактору продуцирует индивиды-атомы, не желающие вступать ни в какие взаимосвязи.

propaganda-journal.net

Вопрос-ответ. Может ли аутист быть общительным?

Клинический психолог о важности обучения детей с аутизмом социальным навыкам

Порою кажется, что существует путаница в отношении «социальных способностей» и их степени у детей с аутизмом. Социальную «способность» нельзя путать с социальным «интересом». Похоже, многие до сих пор придерживаются заблуждения, что люди в спектре аутизма не заинтересованы в общении. Стереотипное представление о человеке с аутизмом — кто-то замкнутый, равнодушный к окружающим. Хотя некоторые люди в спектре аутизма не имеют подлинного интереса к отношениям с другими людьми, многие люди с аутизмом имеют очень высокую социальную мотивацию. От других их отличает не «социальный интерес», а их «социальные способности», которые создают проблемы с развитием отношений.

Множество детей в спектре аутизма прилагают огромные усилия, чтобы установить контакт с другими людьми, им очень хочется, чтобы у них были друзья и близкие отношения. К несчастью, устанавливать и поддерживать отношения им сильно мешают трудности с пониманием чужих мыслей, чувств и точек зрения, восприятием социального контекста и неписанных социальных правил, сложности с обменом репликами и поддержанием разговора.

Детям в спектре аутизма, даже если у них есть очень сильная потребность в отношениях, как правило, будет сложно «вписаться». Им трудно координировать взаимные игры с чередованием действий, поддерживать целенаправленное общение, скорректировать разговор в случае недопонимания. Они могут осознавать эти трудности и стараться играть рядом, но не в группе, либо они не знают о своих проблемах и пытаются доминировать в игре. Они могут не понимать социальных границ и поэтому вести себя слишком навязчиво или много командовать во время игры. Они могут быть не способны играть по очереди или понимать социальные правила игры. Часто они пытаются диктовать, во что, когда и как играть. Часто они предполагают, что другие хотят играть точно так же, как и они, и они не понимают, что другие дети могут хотеть чего-то другого, и что на них лежит такая же ответственность за регуляцию игры. По мере взросления ребенка эта неспособность распознавать, учитывать и сотрудничать со время игры начинает раздражать других детей, которые начинают избегать или дразнить ребенка с аутизмом.

Таким образом, отличия при аутизме сводятся к «социальным способностям», а не к «социальному интересу». По этой причине мы должны обеспечивать этих детей многочисленными возможностями для того, чтобы:

1. Распознавать и считывать намерения и точку зрения других людей.

2. Распознавать и считывать невербальные сигналы.

3. Инициировать и поддерживать обмен репликами, взаимное общение.

4. Считывать неписанные правила общения в данном контексте.

Без этих навыков ребенок будет беспомощен в таком запутанном мире «отношений» с другими. Подобная беспомощность вызывает очень сильную тревожность в социальных ситуациях, которая переходит в тяжелую депрессию после нескольких лет «попыток вписаться» и «я вообще этого не понимаю!»

Даже если у ребенка нет сильного интереса к отношениям, эти навыки необходимы для «адаптации» и «сосуществования» с другими ради досуга, работы и успешной жизни в нашем крайне социальном мире. Тем не менее, мы должны слушать и уважать социальные желания (степень социального интереса) ребенка. Многие дети не заинтересованы в общении, у многих общение с другими людьми вызывает истощение. Позвольте социальному интересу ребенка определять, какая степень контактов с другими людьми ему подходит. Не заставляйте его общаться больше, чем диктуют его социальные интересы. Это вызовет трудности и истощение, в результате, общение с другими людьми будет ассоциироваться у ребенка с негативным опытом.

Когда дети станут взрослыми, то качество их жизни будет зависеть не от учебных, академических навыков, но от социального функционирования в этом мире. Многие люди в спектре аутизма могут получить аттестат, но не могут удержаться на работе, потому что не в силах справиться с социальными требованиями рабочего места. Мы должны сделать навыки социальных «отношений» приоритетом для обучения таких детей, предоставить им инструменты для успешного общения с другими людьми. С самого раннего возраста образовательный план ребенка с аутизмом должен включать обучение социальным навыкам.

Обеспечивайте таких детей многочисленными и регулярными возможностями для общения: встречи для игр с другим ребенком с сопровождением взрослого, группы досуга, скауты, танцевальные кружки, адаптированные спортивные секции и другие социальные ситуации, в которых ребенок будет учиться и практиковать социальные навыки. В школах просто жизненно необходимы услуги по тьюторскому сопровождению во время общения со сверстником и программы наставничества между ровесниками, мы должны учить социальным навыкам в реальных социальных ситуациях. Сделайте обучение отношениям с другими людьми основным приоритетом, чтобы ребенок почувствовал безопасность, принятие и компетентность в социальном мире.

Небольшое предупреждение для родителей. Не путайте ваше собственное желание, чтобы ребенок был общительным и имел много друзей, и желания самого ребенка. Очень часто дети не имеют такой же потребности в отношениях, что и вы. Для некоторых детей это верно, для других нет. Некоторым детям нужны небольшие социальные контакты, связанные с их любимыми занятиями, темами или интересами. Другим детям нужны частые и продолжительные социальные контакты.

Также постарайтесь никогда не бросать детей в неструктурированные ситуации «поиграть с другими детьми». С большой вероятностью, это приведет к тому, что дети почувствуют себя некомпетентными, потому что они не знают, как вести себя в группе сверстников. Мы часто совершаем ошибку, считая, что нужно просто как можно чаще бросать ребенка в социальные группы, и тогда социальные навыки разовьются у ребенка сами собой. Этого не будет. Начинайте с малого: просто встреч с одним ребенком с заранее подготовленными играми, когда ребенку будет проще установить отношения. Пусть все социальные ситуации будут простыми, запланированными и короткими. Помните, что попытки взаимодействовать с другими людьми отнимают у ребенка много психической энергии. Начинайте с простых ситуаций, постепенно увеличивайте их продолжительность и разнообразие и позвольте ребенку определять, какой объем общения он может выдержать.

Также смотрите:

Надеемся, этот материал оказался для вас полезен или интересен. Вы можете внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

outfund.ru

Социальный навигатор

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: internet-group@rian.ru

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
  • Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

    Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

    Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

    В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.
  • Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

    В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

    ria.ru

    Аутизм у детей и дети с СДВГ и элементами аутизма. Часть 2.»Латентный (скрытый) период» обратной сенсомоторной реакции на внешние стимулы как критерий нарушения восприятия у детей с аутизмом Copyright © 2011

    Данное сообщение относится к области психологии коммуникации, а именно – к особенностям замедленной (латентной) реакции детей с аутизмом на внешние стимулы. Латентная реакция в поведении ребёнка с аутизмом на уровне бессознательного является, с одной стороны – важнейшим критерием глубины нарушений коммуникации, с другой стороны – критерием положительной (или отрицательной) динамики психолого-педагогической коррекции. Определение «латентного периода» имеет большое практическое значение в коррекционной педагогике.

    автор, Владимир Пугач (Москва) MD, Associate Professor of Social Psychology

    Детский аутизм — расстройство, характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения. Аутизм проявляется, прежде всего, в задержке развития и “нежелании” идти на контакт с окружающими. Как известно, в процессе коммуникации с ребёнком с аутизмом мы наблюдаем его полное или частичное игнорирование любой просьбы, команды, предложения, – иными словами – любой попытки к установлению коммуникации. Аутизм часто сопровождается задержкой когнитивного развития, проявления которой затрудняют анализ результатов выполнения перцептивных тестов, особенно в дошкольном возрасте [5]. По данным магнитоэнцефалографии, у детей-аутистов замедлены реакции мозга при обработке звуковых сигналов [9], то есть реакция на речевые стимулы.

    При этом нарушения социальных взаимодействий отличают расстройства аутистического спектра от остальных расстройств развития. Ранняя диагностика социальных дефицитов, которые характеризуют аутизм, имеет ключевое значение для максимальной реализации потенциала этих детей.

    Нами в процессе многолетнего наблюдения за 28 детьми с различными вариантами и степенью тяжести аутизма, была обнаружена интересная особенность в виде замедленной реакции на аудиальные стимулы. Эта особенная, замедленная реакция наиболее подходит под понятие «латентный период», или latens tempus [-лат.]. Латентный — значит скрытый, замедленный период сенсомоторной реакции.

    Мы хотели бы разделить понятия «рефрактерный период» и «латентный период» — с одной стороны и «время реакции социального поведения» и «латентный период», — с другой стороны.

    Рефрактерный период в переводе с франц. refractaire – невосприимчивый, в нейрофизиологии понимается как период пониженной возбудимости нервной или мышечной ткани, наступающий в процессе и после их возбуждения. Время рефрактерного периода измеряется обычно интервалами от 4 до 150 секунд. Итак, рефрактерный период — это время чисто физиологической реакции нервной системы [1, 2, 3, 6].

    В рамках поведенческой медицины (behavioral medicine) в качестве единицы анализа поведения предлагается связь стимула (S) и ответной реакции (R). Здесь все ответные реакции можно разделить на: наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные „эмоции“) и приобретённые (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами [4].

    Нами вводится понятие “латентный период” ;для того, чтобы подчеркнуть отличие как от времени рефлекторных физиологических реакций (refractaire period), так и осознанного социального поведения человека (behavioral responses).

    Латентный период можно трактовать как время информационного метаболизма на уровне бессознательного, то есть время скрытой переработки информации на любой условный или безусловный стимул. Длительность латентного периода у детей с аутизмом, по нашим наблюдениям, составлял от 4 до 18 минут в зависимости от глубины нарушений. В знаменитом фильме «Человек дождя» (1988) главный герой, аутист имеет длительность латентного периода 30 минут («Заткнись. Он отвечает на вопрос, который ему задали полчаса назад».).

    Подтверждением данного симптома является эффект сокращения времени после психокоррекционного воздействия. То есть эффективное психокоррекционное воздействие сокращает латентный период у детей с аутизмом.

    Иными словами, с позиции психологии коммуникаций латентный период – это время обратной спонтанной реакции ребёнка на вашу команду, просьбу или предложение.

    Например, специалист по коррекционной педагогике говорит: «Саша, сейчас ты откроешь эту книгу». И, если латентный период данного ребёнка составляет 80 секунд, то Саша через 1,5 минуты вдруг спокойно открывает книгу.

    Или, мама ребёнка с одной из форм аутизма говорит: «Даня, спать хочешь? Пойдём спать». И, зная, что латентный период её ребёнка равен 8 минутам, готовит постель, в то время, как её ‘зайка’ «вдруг» сообщает, что хочет спать и спокойно, без криков и капризов идёт в спальню.

    В первые годы демонстрация родителям особенности конкретного латентного периода ответа их ребёнка с аутизмом на команды через индивидуальное для этого ребёнка время и родителям и нам самим это казалась чем-то нереальным.

    В отличие от обычного ребёнка, у ребёнка с аутизмом на уровне бессознательного отмечается замедленный информационный метаболизм. И это может быть ключом к оценке эффективности коррекционных методик.

    По нашим наблюдениям, если реакция ребёнка до 3 месяцев на визуальный, аудиальный или кинестетический стимул составляет в норме 42-43 секунды, то замедленная реакция на указанные стимулы в 120 секунд и более должна настораживать. На самых ранних этапах развития ребёнка явная патология регистрируется в виде латентного периода более 2-3 минут, а наибольший период обратной связи у ребёнка с аутизмом по нашим наблюдениям был равен 18 минутам http://www.indigo-papa.ru/node/343

    Особенно важно учитывать индивидуальное время латентного периода в методах прикладного поведенческого анализа (ППА), использования «моделей развития» (англ. developmental models), структурированного обучения (TEACCH), логопедической терапии, обучения социальным навыкам, трудотерапии [8].

    Заключение

  • Таким образом, нами предложен термин “латентный период у детей с аутизмом” в отличие от времени физиологической реакции “рефрактерный период” и как «стимул-реакция».
  • “Латентный период у детей с аутизмом” является важным критерием тяжести патологии, и его сокращение может служить надёжным ориентиром выздоровления.
  • “Латентный период у детей с аутизмом” является новым понятием в теории бихевиоризма.
  • www.indigo-papa.ru