Социальный стресс что это

Содержание:

Медицинские интернет-конференции

Сутырина О.В., Кучеров М.Г., Кодочигова А.И., Киричук В.Ф., Оленко Е.С., Халтурина В.Г.

Для определения взаимосвязи психофизиологических типов личности и пародонтологического статуса у клинически здоровых лиц молодого возраста в условиях острого социального стресса были обследованы 140 курсантов I курса Санкт-Петербургского военного училища радиоэлектроники (средний возраст – 18,38±0,19 лет) с помощью Торонтской алекситимической шкалы, теста Ч. Спилбергера, Сокращенного многофакторного опросника для исследования личности и психогеометрического теста, наряду с клинико-стоматологическими методами (сбор анамнеза, физикальные методы стандартного стоматологического обследования, радиовизиографическое обследование). У клинически здоровых курсантов, находящихся в условиях острого психосоциального стресса, была обнаружена склонность к формированию и развитию воспалительных и воспалительно-деструктивных заболеваний пародонта. Удалось выявить определенные психофизиологические особенности, которые имеют корреляционные взаимосвязи с физиологическими параметрами степени риска возникновения болезней пародонта, что может иметь значение в понимании этиологии, патогенеза и профилактики этих заболеваний.

Ключевые слова

Воспалительные заболевания пародонта имеют неоднозначную, многокомпонентную клиническую патологию. Установлено, что нарушения функционального состояния нервной системы, психоэмоциональной сферы и сопутствующие им расстройства нейроэндокринной регуляции значительно влияют на течение и прогноз при хроническом генерализованном пародонтите. Данные 14 исследований о взаимосвязи между психологическим состоянием человека и болезнями пародонта, опубликованные в период с 1990 по 2006 годы, подверглись анализу учёных Американской академии периодонтологии. В результате 57% исследований подтвердили наличие прямой взаимосвязи между развитием болезней пародонта и психологическими факторами.

Определение психофизиологических типов личности, пародонтологического статуса у клинически здоровых лиц молодого возраста и их взаимовлияние в условиях острого социального стресса.

Материал и методы

Обследованы 140 курсантов I курса Санкт-Петербургского военного училища радиоэлектроники в возрасте от 17 до 22 лет, средний возраст – 18,38±0,19 лет. Данная группа респондентов была выбрана в связи с наличием у них социальных стрессоров: смена места жительства (97,9% обследованных нами курсантов приехали в Санкт-Петербург из других регионов России) и пребывание в условиях строгого дисциплинарного режима жизни.

Клинико-физиологические методы включали сбор анамнеза, физикальные методы стандартного стоматологического обследования, радиовизиографическое обследование. Клиническое состояние тканей пародонта оценивалось с помощью следующих клинических индексов: индекс гигиены по методу Ю.А. Федорова и В.В. Володкиной, папиллярно-маргинально-альвеолряный индекс (РМА), десневый индекс (GI), индекс кариозного процесса (КПУ). Использованы экспериментально-психологические методы исследования: шкала реактивной тревоги и личностной тревожности, Торонтская алекситимическая шкала (ТАШ), опросник СМОЛ (Сокращенный многофакторный опросник личности), методика диагностики личности с помощью психогеометрического (ПГ) теста. Статистическая обработка данных проводилась с применением пакета прикладных программ «SPSS 13.0» и «Statistica 7.0». В работе использовались методы описательного и корреляционного анализа.

Результаты

При обследовании по методике Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина показатели личностной тревожности в исследованной выборке были незначительно повышены и составили 31,27±0,90 (умеренная степень выраженности). Согласно самооценке курсантов, уровень реактивной тревоги оказался низким – 18,76±0,81. Достоверность полученных результатов – 95%.

Обсуждение

Полученные данные позволяют говорить о том, что данную группу респондентов характеризует сниженная способность к вытеснению и повышенное внимание к отрицательным сигналам, поступающим извне. Ситуации с непредсказуемым исходом, быстрой сменой действующих факторов, неупорядоченные и неподдающиеся планированию для индивидов с повышенным уровнем личностной тревожности являются стрессовыми, и могут приводить к декомпенсации и появлению клинических психопатологических нарушений. По результатам тестирования с помощью СМОЛ, ТАШ, ПГ-теста, обследованные курсанты склонны к беспокойству, напряженности, нерешительности, обладают пониженной стрессоустойчивостью, которые могут быть компенсированы только в условиях описанной системы правил. В своей деятельности они, руководствуются, главным образом, стремлением избежать неуспеха, их поведение строится так, чтобы свести к минимуму возможность неудачи. Желание максимально уменьшить вероятность неуспеха заставляет их стремиться к максимальной информированности о ситуации и к построению на основе этой информации подробных и систематизированных планов. Собственные импульсы контролируются в соответствии с высоким уровнем внутреннего стандарта. Для лиц изученной выборки характерна ориентировка главным образом на внутренние критерии, трудности в коммуникации с окружающими, им свойственны неудовлетворенность актуальной ситуацией и ранимость, которые ослабляются дистанцированием, выступающим как механизм психологической защиты.

Установленные личностные особенности испытуемых клинически здоровых лиц взаимосвязаны с индексом Федорова-Володкиной (могут приводить к ухудшению гигиены полости рта), являющимся одним из важных этиологических и патогенетических звеньев воспалительных заболеваний пародонта.

Заключение

У обследованной нами группы клинически здоровых курсантов была обнаружена склонность к формированию и развитию воспалительных и воспалительно-деструктивных заболеваний пародонта. Вероятно, этот факт обусловлен наличием большого количества психоэмоциональных стрессоров (смена места жительства, отрыв от семьи, курение, употребление алкоголя, отсутствие регулярной половой жизни, жестко-структурированная система организации деятельности), имевшихся у обследованных курсантов. Удалось определить психофизиологические особенности, которые имеют корреляционные взаимосвязи с физиологическими параметрами степени риска возникновения болезней пародонта, что может иметь значение в понимании этиологии, патогенеза и профилактики этих заболеваний.

Литература

1.Зарипова Н.Р. Факторы риска возникновения заболеваний пародонта/ Н.Р. Зарипова // Сб.: Новые технологии в стоматологии. Профилактика стоматологических заболеваний. — Уфа, 2003.- С.72-76.

2.Прогнозирование риска воспалительных заболеваний пародонта среди студенческой молодежи // Метод. рекомендации. — Уфа, 2000. — 14с.

3.Горбачева И.А., Кирсанов А.И., Орехова Л.Ю. Общесоматические аспекты патогенеза и лечения генерализованного пародонтита // Стоматология. — 2001.- № 1. — С. 26-34.

4.Иванова Ж.В. Распространенность, интенсивность и особенности клинического течения заболеваний пародонта у лиц молодого возраста // Современная стоматология. — 2002. — № 4. — С.28-30.

5.Haffajee A.D. Sublingival microbiota of chronic periodontitis subjects from different geographic locations/ A.D. Haffajee, A. Bogren, H. Hasturk // J. Clin. Periodontol. — 2004. — Vol. 31. — P. 996-1002.

6.Betterige, D.Y. What is oxidative stress? Text. / D.Y. Betterige // Metabolism. 2000. — Vol. 49, suppl. 1. — P. 3-8.

7.Chappie, I.L. The role of reactive oxygen and antioxidant species in periodontal tissue destruction Text. / I.L. Chappie, J.B. Matthews // Periodontol. — 2007. Vol. 43. — P. 160-232.

Таблица 1. Показатели шкал СМОЛ у курсантов (в Т-баллах)

medconfer.com

Философия / ФИЛОСОФИЯ / Философия русс / 15973 / Социальный стресс

Социальный стресс

Social stress

Социальный стресс — социальное напряжение, требующее многообразных приспособительных реакций, сложного уравновешивания в системах социального поведения, взаимодействия и т.д.

Тут на днях выкопал из своих залижей интересную книгу из которой я выдергивал свои доклады.Стал перечитывать и наткнулся на прикольную главу, название котоорой в топике: «Аналогия между лабораторными ситуациями, где в качестве раздражителя используется электрический ток, и ситуациями, создающими стрессы в повседневной человеческой жизни, может показаться весьма отдаленной. Однако исследование, проведенное недавно Джеем Р. Кэпланом и его коллегами на обезьянах, помогает сблизить эти области. В опытах Кэплана, показавших, что социальные стрессы могут приводить к атеросклерозу, т. е. уплотнению стенок артерий, все обезьяны с самого рождения находились на благоприятной в этом отношении диете: в их пище содержалось мало насыщенных жиров и почти не было холестерина. Через два года некоторых особей подвергали воздействию стрессовых условий, связанных с обычными социальными взаимоотношениями обезьян. Например, отдельных особей несколько раз изымали из их группы и переводили в другую группу, где у них не было определенного места в иерархии и надо было бороться за свое положение. Кроме того, в группу обезьян-самцов на двухнедельный период допускалась самка в состоянии течки, и возникала стрессовая ситуация борьбы за ее благосклонность. В результате у обезьян, испытавших стресс, оказывалось больше артериальных поражений (признаков атеросклероза) и они носили более серьезный характер, чем у обезьян, чья социальная жизнь была стабильной. Так настолько ли далека аналогия между стрессами социальной жизни обезьян и стрессами, с которыми сталкивается, скажем, служащая среднего ранга или работающая мать-одиночка? Первая получает от своего начальства директивы, которые должна выполнять, но, вероятно, не участвует в принятии соответствующих решений. Она почти все время осознает, что должна конкурировать с другими, добиваясь продвижения по службе, а те, кто занимает более низкое по сравнению с ней положение, точно так же конкурируют между собой, стремясь получить ее должность. Большую часть своей социальной жизни она проводит вместе с другими служащими из своей корпорации, так что служебными заботами пронизана и ее личная жизнь. Добавьте сюда неудобства передвижения в общественном транспорте в часы пик, необходимость летать в командировки, испытывая при этом полетную деадаптацию, и вы найдете все причины для стресса. Жизнь работающей матери-одиночки часто требует согласования по меньшей мере трех конфликтных целей: требований ее работы, психологических и социальных нужд ее детей и желания личного самоутверждения. Насколько серьезно должен быть простужен кто-то из детей, чтобы мать не пошла на службу? Что она может поделать, если ее сын участвует в спортивных играх в тот день, когда ей приходится быть на работе до позднего вечера? В конце концов она чувствует, что утрачивает контроль над своими решениями. Что-то важное всегда остается несделанным. Продолжительный стресс подобного рода создает психологическое состояние, которое обычно называют тревогой или беспокойством. В современном сложном мире это удел многих. Наша лимбическая система-наш «животный мозг»-выполняет свои функции, организуя эмоциональную реакцию, а на¬ша кора контролирует и видоизменяет ее. Поддерживается тонкий баланс. Но если мы чувствуем, что вещи ускользают из-под нашего контроля, что стрессоры бесконечно накапливаются, этот баланс может быть нарушен. Возможно, что состояние тревоги-это конфликт между лимбическими и корковыми импульсами. Широко распространенным средством, которым часто пользуются люди, чтобы устранить беспокойство, служат транквилизаторы. Один из самых популярных-это валиум, бензодиазепин, действие которого, как полагают, основано на повышении эффективности ГАМК (гамма-аминомасляной кислоты),-нейромедиатора, главная функция которого состоит в торможении активности нейронов (Costa, Guidotti, 1979; McGeer, McGeer, 1981). Для ГАМК имеются свои особые рецепторы, с которыми очень сходны рецепторы валиума. Присутствие препарата способствует присоединению ГАМК к ее собственным рецепторам. Чем большее количество ГАМК будет связано нейроном, тем меньше вероятность его возбуждения. (Открытие мест связывания опиатов привело к открытию эндорфинов; поэтому обнаружение рецепторов, связывающих транквилизаторы, стимулировало поиски собственных транквилизаторов организма. Однако к моменту опубликования этой книги такие вещества еще не были найдены.) Лимбическая система содержит много нейронов, на которые воздействует ГАМК. Поэтому возможно, что транквилизаторы оказывают свое влияние, затормаживая прохождение сигналов через нашу лимбическую систему и тем самым подавляя эмоциональную реакцию.»

Что ждет впереди?

К 2032 году многие из тех вопросов, которые ставились на рубеже столетий, останутся без ответов. Мир достиг многого в модернизации и экономическом росте, что предоставило новые возможности для миллионов людей. Все еще ставятся фундаментальные вопросы об устойчивом развитии и желательности его осуществления. Экологические стандарты продолжают снижаться, давление на ресурсы быстро растет, угрожая экономической неопределенностью и конфликтами. Социальные стрессы ставят под угрозу социальноэкономическую стабильность, так как устойчивая бедность и растущее неравенство, обостренное деградацией окружающей среды, подрывают социальное единство общества, взвинчивают миграцию и ослабляют международную безопасность.

Правительства выступают с решительными инициативами в попытке достичь определенных социальных и экологических целей. Скоординированные меры по улучшению окружающей среды и борьбе с бедностью уравновешивают стремление развивать экономику любой ценой. Экологическая и социальная цена и прибыль учитываются в политических действиях, регулирующих механизмах и процессах планирования. Все это подкрепляется фискальными рычагами или инициативами, такими как налог на выбросы углекислого газа или налоговые льготы. Международные не обязывающие и обязывающие соглашения по охране окружающей среды и устойчивому развитию интегрируются в перспективные планы, а их статус повышается. В то же время они открыты для консультаций по учету региональных и локальных особенностей.

Существуют различные мнения по поводу направления движения мира. В зависимости от того, какие индикаторы выбирает наблюдатель в качестве главных, могут быть найдены аргументы в пользу любой позиции. Многие доказывают, что случаи разрушения, которые уже наблюдаются в некоторых социальных, экологических и биологических системах, предвещают более фундаментальные и широко распространенные катаклизмы в будущем. Эти группы выражают свою озабоченность тем, что не делаются попытки развить институты, которые могли бы справиться с подобными сложными ситуациями. Другие считают, что поскольку мы способны сейчас справляться со многими кризисами, то нет причин предполагать, что мы не сможем делать это и в будущем.

Большинство людей занимаются только своими ежедневными делами, оставляя эти серьезные вопросы другим. Plus ça change, plus c’est la même chose. (Чем больше вещи меняются, тем больше они остаются теми же.)

В первые годы этого столетия появляются признаки мощного стремления к координации руководства от локального уровня до глобального не только среди правительств, а также в бизнесе, среди неправительственных организаций и других групп граждан. Террористические атаки на Соединенные Штаты и последующие акты возмездия вызвали незамедлительные призывы к осуществлению политических реформ с учетом экономических, социальных и экологических проблем, в которых многие видят коренные причины терроризма.

studfiles.net

Хронический социальный стресс подавляет иммунитет

Ученые Института цитологии и генетики СО РАН и Института клинической и экспериментальной лимфологии СО РАМН провели комплексное исследование влияния хронического социального стресса на организм. Результаты исследования опубликованы в Журнале высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова.

То, что хронический социальный стресс (состояние, хорошо знакомое многим нашим согражданам) оказывает серьезное негативное влияние на организм, само по себе не кажется новостью. В ходе исследований ученые не просто подтвердили этот тезис экспериментально, но и детально описали механизмы этого воздействия.

У мышей, которых продолжительное время вводили в состояние социального стресса, отмечалось развитие смешанного тревожно/депрессивного расстройства, сопровождавшееся нарушениями в работе иммунной системы и даже стимуляцией процессов канцерогенеза.

– Плодом многолетней работы сотрудников сектора нейрогенетики социального поведения ИЦиГ стала модель смешанного тревожно-депрессивного расстройства, которая теперь широко используется (в оригинальной версии или в модификациях) многими российскими и зарубежными лабораториями, – рассказала профессор Наталия Кудрявцева, автор экспериментальной модели и руководитель этих исследований в ИЦиГ СО РАН.

Сейчас исследователи могут с уверенностью сказать, что хронический социальный стресс является мощным психопатогенным фактором. Он вызывает изменения в работе многих нейрохимических систем мозга, вплоть до изменений экспрессии генов. В результате, формируется психоэмоциональное расстройство, которое длительно сохраняется, запуская целый каскад изменений в организме.

В частности, длительный социальный стресс подавляет иммунитет, что, в свою очередь стимулирует развитие других патологических состояний, сопровождающихся, например, усилением процессов метастазирования злокачественных опухолей.

Впрочем, есть у ученых и более хорошие новости.

– Можно сказать, что нами разработан экспериментальный подход для моделирования психогенного иммунодефицита, вызванного хроническим эмоциональным социальным стрессом, – подчеркнула Наталия Кудрявцева. – В дальнейшем такую модель можно использовать для разработки методов его фармакологической коррекции.

Первые шаги в этом направлении были уже сделаны в ходе проведенных исследований. В частности, установлено, что первичное воздействие анксиолитиками и антидепрессантами c целью позитивного воздействия на состояние повышенной тревожности и депрессивности более эффективно в плане коррекции психонейроиммунных нарушений, чем прием иммуностимулирующих препаратов. Проще говоря, душевное спокойствие для пациента в данном случае важнее витаминов и лекарств.

academcity.org

Стресс и различные ситуации, которые его провоцируют. Может ли стресс быть адаптивным?

«У меня стресс». Мы все испытывали стресс в той или иной ситуации. Вероятно, стресс является одной из тех врожденных реакций организма, которые нам доставляют немало беспокойства. Но в то же время, стресс нам действительно необходим. Какие ситуации могут спровоцировать стресс? И может ли стресс, вопреки существующему мифу, быть адаптивным и даже полезным для здоровья? Узнайте, какие ситуации вызывают стресс, и когда стресс является полезным или вредным для вашего здоровья.

Что вызывает у нас стресс? Может ли стресс быть адаптивным?

Что такое стресс? Стресс представляет собой общую реакцию нашего организма на опасность или угрозу. Стресс провоцирует ряд внутренних изменений в организме, как психологических, так и физиологических. Его основная цель состоит в том, чтобы помочь нам преодолеть сложную ситуацию, или, по крайней мере, адаптироваться к ней.

Любое беспокойство может спровоцировать стресс. Каждый день мы сталкиваемся с множеством типичных ситуаций, вызывающих беспокойство: собеседование по работе, на котором нужно зарекомендовать себя, или начало нового проекта, или страх опоздать. Но бывают и другие ситуации, или более субъективные переживания, которые также вызывают у нас стресс: «Уверен, что делаю глупость, из этого ничего не выйдет». Или более сложные проблемы, решение которых не зависит непосредственно от нас: «мой парень/ моя девушка меня бросил/ -а», «мне диагностировали болезнь …».

Какие ситуации могут вызвать стресс?

В общем, считается, что ситуации, которые имеют большое значение для людей, могут стать причиной стресса. Либо потому, что они могут повлечь за собой значительные изменения в нашей повседневной жизни. Либо потому, что они являются новыми, неоднозначными, противоречивыми, или же предполагают трудности в разрешении. Это означает, что стресс помогает нам адаптироваться к этим ситуациям, хотя иногда это проходит неприятно или болезненно.

Примеры сложных ситуаций, которые могут спровоцировать стресс:

Различные события, происходящие в нашей жизни, вызывают у нас эмоции. Стресс возникает, когда организм готовится противостоять неприятным событиям. В нашей жизни мы сталкиваемся с некоторыми особенно трудными и непреодолимыми ситуациями, которые могут спровоцировать стресс. Вот некоторые примеры: потеря близкого человека, болезнь, проблемы на работе (увольнение ), проблемы с парой (разрыв отношений), или почувствовать, что вас не уважают. Действительно, стресс является необходимым механизмом организма человека, чтобы научиться управлять собой и преодолевать эти трудности.

Теперь посмотрим на эту тему с другой стороны. Ранее были приведены некоторые примеры сложных ситуаций, которые могут вызвать стресс, но в нашей жизни бывает и так, что не только негативные ситуации провоцируют стресс, но и позитивные.

Примеры положительных ситуаций, которые могут спровоцировать стресс:

Мы часто встречаемся с теми ситуациями, которые могут спровоцировать «полезный» стресс. Например, вас повысили на работе до позиции управленца более высокого звена, что само по себе является положительным, но предполагает более высокую ответственность, больше часов работы… И это может заставить нас испытывать сильный стресс. Вот другие примеры: интервью, тест, решение математических задач… (Да, я знаю, что некоторые подумают, что это не так уж и позитивно). Но так или иначе, не следует доверять существующим мифам. Стресс действительно является необходимым и не всегда вредным.

Испытывать стресс – это хорошо или плохо?

Позитивный аспект стресса: что такое адаптивный стресс?

Что такое адаптивный стресс? Для того, чтобы стресс стал адаптивным, ключевым фактором является время. Пожалуй, можно сказать, что стресс является продуктивным до тех пор, пока проявляется лишь в малых дозах, и на протяженнии короткого времени.

Но если стресс не покидает нас в течение длительных периодов времени, он становится хроническим. В этом случае, он характеризуется адаптивными психологическими и физиологическими изменениями, которые могут вызвать более серьезные проблемы, связаные с такими расстройствами, как тревога, депрессия и ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство).

Ганс Селье был первым, кто сделал биологическую модель на эту тему и установил три этапа в развитии стресса:

  1. Первая начальная фаза получила название реакция тревоги, во время которой человек готовится к обороне или бегству от источника стресса, или стрессор.
  2. На втором этапе, который согласно автору модели, называется сопротивление, организм начинает адаптироваться, потому что ни один человек не может долгое время находиться в исходном состояние тревоги. Таким образом, на второй стадии сопротивления, организм адаптируется к стрессору с последующим улучшением и исчезновением первичных симптомов.
  3. И, наконец, третий этап, истощение, во время которого возвращаются симптомы активации стресса (такие же, как на первом этапе), поскольку длительное влияние стрессора перестает быть адаптивным.

В связи с этими этапами мы должны уточнить, что стресс является адаптивным, только когда он ограничен во времени, не длится слишком долго, и спровоцирован одним определенным стимулом (экзамен, интервью, конкретная проблема). Этот краткосрочный стресс может появиться в любой момент в жизни каждого из нас.

Негативный аспект стресса: хронический стресс

В отличие от кратковременного стресса, хронический стресс возникает тогда, когда он спровоцирован проблемой, которая не решается сама по себе. При хроническом стрессе организм постоянно находится в состоянии тревоги, поэтому стресс перестает выполнять свою адаптивную функцию и становится губительным. Во время хронического стресса, наступает истощение, свойственное для третьего этапа модели Ганса Селье. Хронический стресс может иметь серьезные последствия для нашего мозга.

Что провоцирует у нас состояние хронического стресса

С учетом описанного ранее, на секунду задумайтесь, какое количество раз или ситуаций провоцировало у вас состояние стресса, вызывая излишнее беспокойство и напряжение. Более одного, не так ли? Но на самом деле, это не повод для беспокойства.

Важно иметь в виду, что это происходит довольно часто и является нормальным процессом, так как стресс оказывает влияние на несколько областей нашего мозга, таких как префронтальная кора, миндалевидное тело и гиппокамп. Исследования до сегодняшнего дня подтверждают, что кратковременный стресс запускает в организме процессы, которые могут принести нам пользу, поскольку он увеличивает уровень кортизола, в результате чего происходит повышение концентрации и познавательных способностей.

То есть, те небольшие переживания или беспокойства, которые вы испытываете, попадая в ситуацию, по вашему мнению, стрессовую, сложную или непривычную, на самом деле являются защитной реакцией организма, которая работает в вашу пользу. После обширных исследований стало известно, что при кратковременном стрессе достигается оптимальный уровень активации нашего организма. Это позволяет нам показать максимальную производительность в работе, в подготовке к экзаменам во время сессии, и даже в ситуациях бегства или сопротивления тому, что ставит под угрозу наше любимое состояние спокойствия. Стресс помогает нам вам выдержать эти изменения.

Но, как и большинство вещей в жизни, все в избыточном количестве идет во вред. Поэтому так важно уметь правильно оценивать значение происходящего и иметь в виду, что каждый человек воспринимает по-разному потенциальные угрозы. Таким образом, нужно научиться контролировать свой уровень беспокойства и тревожности.

Вы переживаете по поводу экзамена, новой работы, важной поездки или изменений в своей жизни? Не бойтесь.

В целом, мы стали нам стали так близки идеи гедонизма, что иногда мы не знаем, как справиться с разочарованием, приложить усилия, перенести поражения и триумфы, и любое изменение, которое ставит под угрозу наше идиллическое состояние спокойствия и счастья, так называемую зону комфорта. Это не может быть вечным. Как сказал философ Гераклит: «Жизнь сама по себе постоянно меняется». И мы должны быть в состоянии адаптироваться, как к «хорошим» изменениям, так и «плохим». Удары делают нас сильнее.

Дело в том, что зачастую нас никто не учит проигрывать, и постараться стать лучше. Нас не учат быть более настойчивыми в достижении наших целей, и идти дальше, несмотря на совершенные ошибки. Важно научиться перестать думать негативно.

Очень часто мы оказываемся не готовыми взять на себя обычные повседневные заботы, или пережить совершенно естественные отрицательные эмоции, такие как печаль или страдание.

Стало привычным, что на консультацию к психологу или психиатру приходят люди с высоким уровнем тревожности (в отличие от стресса тревожность является преждевременной реакцией на угрозы, которые могут и не стать реальными), а также с депрессией после того, как человек выжал из себя все ресурсы и испытывал стресс длительные периоды времени (хронический стресс). Для того, чтобы не достичь этой точки, лучше взять быка за рога как можно скорее.

Как противостоять ситуациям, провоцирующим стресс?

Противостоять ситуациям, провоцирующим стресс

  • Самое главное – это расставить для себя приоритеты. Это сэкономит ваше время и ресурсы. Иногда появляются стрессовые факторы, не стоящие нашего внимания, но мы не отдаем себе в этом отчета и беспокоимся понапрасну.
  • Выражать свои чувства: в разговоре с вашим любимым человеком, друзьями, семьей, или тем, кому вы доверяете. И хотя это может показаться вам довольно банальным, но сам факт открытия ваших переживаний другому человеку, поможет вам чувствовать себя легче и посмотреть на проблемы с другой точки зрения.
  • Вести здоровый образ жизни. То, что мы едим, влияет на наш мозг. Как сон, так и еда имеет большое значение. Если у нас есть вредные привычки, это всегда осложняет ситуацию.
  • Позволять себе те моменты уединения, когда нам так хочется побаловать себя чем-то: почитать книгу, которая вам нравится, посмотреть любимый сериал или пойти на прогулку. Посвящайте себе немного времени каждый день, от получаса до часа, и вы увидите, как жизнь изменится к лучшему.
  • Не оставляйте без внимания социальную жизнь. Стресс на работе, или другая сфера вашей жизни может сделать вас раздражительными. Это зачастую вызывает недопонимание у ваших близких. Поэтому так важно общаться с людьми, с которыми вы вам удается позитивно провести время и отвлечься.
  • Давайте объективную оценку происходящему. Иногда мы все усложняем, и не можем этого избежать, но часто все проще, чем кажется.
  • Практикуйте осознанную медитацию «Mindfulness», которая улучшает внимание и сокращает цикл навязчивых мыслей, помогая нам расслабиться и снизить уровень стресса.

Итак, теперь вы знаете, что стресс во многих ситуациях и многочисленных моментах нашей жизни может быть отличным союзником для достижения наших целей. Однако важно иметь в виду, что если мы будем жить в постоянном стрессе, и не научимся своевременно противостоять ему должным образом, вполне вероятно, что тогда нам придется заплатить по счетам.

Перевод Александры Дюжевой

Psicóloga en continua formación académica y profesional. Especializada en terapia familiar donde ha estado formándose como coterapeuta en consulta. Apasionada de la psicología social y la neuropsicología. Otros intereses son la filosofía, y la literatura. Tiene muy en cuenta la medicina, viene de familia de médicos: “Es importante no excluir diferentes disciplinas, que a menudo se complementan, así como aportar conocimientos de la medicina y la psicología para tener un buen conocimiento de la misma”.

blog.cognifit.com