Социальный стресс и эмоции

Депрессия и стресс

Причины, симптомы и лечение

Социальный стресс

Были проведены психологические и физиологические исследования, и их результаты указали на существование связи между эмоциями и болезнями. Было выявлено, что большое количество людей перед началом болезни испытали какой-то серьезный стресс, например связанный с потерей супруга, с разводом, браком, со сменой места работы или переездом, уходом на пенсию. Конечно, не каждый социальный стресс имеет серьезные последствия, но его причинами являются именно такие переживания – эмоциональная реакция на происходящее в той социальной среде, которая нас окружает.

Это, по понятным причинам, неудивительно, человек – существо социальное, поэтому все, что происходит в отношениях с людьми и обществом, всегда будет иметь для нас большое значение.

Стресс, в том числе социальный, это не всегда негативное явление. Состояние стресса в его положительном проявлении (эустресс) помогает справиться с непривычной и не всегда комфортной ситуацией, в частности, приспособиться к ней. Причем необходимость переживать подобные встряски делает нас более выносливыми, и в будущем это позволяет нам с большей легкостью справляться со стрессовыми ситуациями.

В процессе исследований было установлено, что мышата, время от времени подвергавшиеся умеренным стрессам (слабые разряды тока, взятие на руки), вырастали более крупными и выносливыми по сравнению с мышами того же помета. Мы, конечно, не мышата, но и в отношении людей действуют те же закономерности – стресс отчасти полезен нам, потому что тренирует нашу сопротивляемость обстоятельствам.

Однако, если факторы стресса слишком частые, или слишком продолжительные, или если для человека отсутствует возможность адаптироваться к изменившимся обстоятельствам, стресс переходит в свою негативную фазу (дистресс), а это уже не столь безобидно и действительно может способствовать возникновению и развитию болезней.

Эксперименты Джея Р. Кэплана с обезьянами стали доказательством того, что социальные стрессы могут становиться причиной атеросклероза – уплотнения стенок артерий. Обезьяны растились в благоприятных условиях, которые должны были способствовать избеганию этой проблемы, но в двухлетнем возрасте часть обезьян была подвергнута социальным стрессам. Их могли отлучить от родной группы и поместить в чужую, где они не обладали никаким статусом и должны были заново добиваться определенного положения в группе. Либо в группу самцов пускалась самка в состоянии течки, и они были вынуждены бороться за нее между собой. В результате у тех обезьян, что подвергались стрессам, состояние артерий было в худшем состоянии, чем у тех, чья социальная жизнь была более стабильна.

Нам в нашей жизни также постоянно приходится сталкиваться с чем-то подобным. Разрываться между работой и желанием больше проводить времени с детьми, между стремлением зарабатывать деньги и заниматься тем, что приносит удовлетворение; в связи с экономической ситуацией сталкиваться с невозможностью обеспечить на должном уровне свои потребности и потребности своей семьи.

Когда давление становится слишком сильным и мы уже не способны его контролировать, психическое состояние выходит из равновесия, и это может привести к заболеваниям, причем возникнуть они могут также после стресса, а не только во время его.

Конечно, вряд ли нам удастся полностью избежать социальных стрессов, ведь ситуации, которые к ним приводят, являются неотъемлемой частью жизни. Однако в наших силах научиться справляться с ними, причем позаботиться об этом лучше раньше, чем позже.

12 комментариев

  1. Ирина
    2 года ago Permalink

Согласна, что негативные эмоции очень отрицательно влияют на наше здоровье, вызывая различные заболевания. Поэтому нужно научиться радоваться жизни, побольше улыбаться и думать позитивно.

Да, так и есть, позитивное мышление вообще от много спасает и уж точно ограждает от многих болезней.

Стараюсь в любом негативе находить положительные стороны, иногда получается, иногда нет.Правильно написано, от стрессов совсем не уйдешь, главное чтобы наша жизнь не была одним сплошным стрессом.

Думаю, что наш век таков, что нужно уметь справляться со стрессами. Ведь их сейчас так много!

Может быть стресс и тренирует и закаляет, но с возрастом, когда нервы уже не те, от стресса можно разрушить свое здоровье вообще.

Если не научиться справляться с социальными стрессами, то депрессия гарантирована, так как стрессовые ситуации у нас практически каждый день, избежать их невозможно, так как человек существо социальное.

Конечно, в первую очередь, надо учиться справляться с социальными стрессами, а иначе ои нас «сожрут».

Недаром говорят, что все болезни от стресса!

Стресс сейчас испытывает каждый второй, поэтому столько рекламы разных седативных препаратов!

Мы точно становимся крепче характером и более выносливее когда подвергаемся, но не часто, социальным стрессам.

Да, согласна, все хорошо, что в меру, тем более это стрессов касается.

Наименованиям стрессов нет конца. Даже трудно поверить, что их так много.

depressnyak.ru

Социальный стресс и здоровье человека

Страница 19 из 32

“Стресс” – это современное слово, которое широко используется во многих популярных журналах и книгах. Тысячи пособий по практической психологии обещают научить, как избежать стресса или справиться с ним. Но, согласно Гансу Селье, крупнейшему авторитету в этой области, “ стресс ” – это “неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование”. Вы хотите от вашего мозга и тела такой реакции, которая помогла бы вам справиться с требованиями, предъявляемыми болезнью или такими событиями, как выпускные экзамены, решающая подача в теннисном матче или важное деловое интервью. Требования и изменения, порождающие стресс, открывают возможности для адаптации к новым условиях жизни.

Таким образом, стресс далеко не всегда наносит ущерб. Исследования показали, что мышата, которые время от времени подвергались умеренным стрессам (взятие в руки, слабые электрические разряды), впоследствии лучше переносили стрессовые ситуации, чем мыши того же помета, прежде не подвергавшиеся таким воздействиям. Вырастая, они становились более сильными и крупными, а их надпочечники были большего размера.

Стресс в нормальных условиях обеспечивает условия здоровья – это эустресс . Измененный под влиянием неблагоприятных условий стресс вызывает патологическую реакцию, заболевание, такой стресс Селье определяет как – дистресс .

Потенциально опасным и для животных, и для человека может быть слишком продолжительный стресс или комбинация стрессогенных факторов (“стрессоров”), затрудняющих или делающих невозможным приспособление к требованиям ситуации.

Теория Селье явилась ответом на резко изменившееся состояние здоровья населения, “натиск” хронически протекающих заболеваний, сформировавшийся неэпидемический тип или профиль патологии, который стал результатом влияния не отдельных патогенных факторов, причин, а целого комплекса патогенных ситуаций, приводящих к “болезням цивилизации”.

Ведущая роль в обеспечении реакций стресса, по Селье, принадлежит “адаптивным гормонам” коры надпочечников, передней доли гипофиза, тимуса. Но, безусловно, реакции организма обеспечиваются согласованной деятельностью всех систем организма, под управлением нейроэндокринной системы.

Человек – это социальное существо, социальная, общественная сущность человека уже неоднократно разбиралась. Поэтому физическое и психическое здоровье человека напрямую связано с благополучной социальной атмосферой вокруг него. Под понятием “социальные стрессы” выступают самые разнообразные факторы жизни человека. Социальные стрессы определяются неспецифическими факторами.

Многие психологические и физиологические исследования подтвердили связь между эмоциями и болезнью. В одном крупномасштабном исследовании пять тысяч больных сообщили о том, какие события в их жизни предшествовали физическому заболеванию. Исследователи обнаружили, что во многих случаях, имели место драматические жизненные коллизии. Больные рассказывали о таких событиях, как смерть супруга, развод, брак, смена местожительства, потеря работы, уход на пенсию. При анализе полученных данных, психологи пришли к выводу, что преодоление жизненных кризисов, особенно когда эти способы преодоления неудачны, может снизить сопротивляемость организма.

Опыты Джея Р.Кэплана на обезьянах показали, что социальные стрессы могут приводить к атеросклерозу, т.е. уплотнению стенок артерий. Все обезьяны с самого рождения находились на благоприятной в этом отношении диете, в их пище содержалось мало насыщенных жиров и почти не было холестерина. Через два года некоторых особей подвергли воздействию стрессорных условий, связанных с обычными социальными взаимоотношениями обезьян. Например, отдельных особей несколько раз изымали из их группы и переводили в другую группу, где у них не было определенного места в иерархии и надо было бороться за свое положение. Кроме того, в группу обезьян-самцов на двухнедельный период допускалась самка в состоянии течки, и возникала стрессовая ситуация борьбы за ее благосклонность. В результате у обезьян, испытавших стресс, оказалось больше артериальных поражений и они имели более серьезный характер, чем у обезьян, чья социальная жизнь была стабильной.

Насколько далека аналогия между стрессами социальной жизни обезьян, и стрессами, с которыми сталкивается, скажем, служащая среднего ранга или работающая мать-одиночка? Первая получает от своего начальства директивы, которые должна выполнять, но вероятно, не участвует в принятии соответствующего решения. Она почти все время осознает, что должна конкурировать по службе, а те, кто занимает более низкое по сравнению с ней положение, точно так же конкурируют между собой, стремясь получить ее должность. Большую часть своей социальной жизни она проводит вместе с другими служащими из своей корпорации, так что служебными заботами пронизана и ее личная жизнь. Добавьте сюда неудобства передвижения в общественном транспорте в часы пик, необходимость летать в командировки, испытывать при этом полетную дазадаптацию, и вы найдете все причины для стресса.

Жизнь работающей матери-одиночки часто требует согласования по меньшей мере трех конфликтных целей: требований ее работы, психологических и социальных нужд ее детей и желания личного самоутверждения. Насколько серьезно должен быть простужен кто-то из детей, чтобы мать не пошла на работу? Что она может поделать, если ее сын участвует в спортивных играх в тот день, когда ей приходится быть на работе до позднего вечера. В конце концов она чувствует, что утрачивает контроль над своими решениями. Что-то важное всегда остается не сделанным.

Продолжительный стресс подобного рода создает психологическое состояние, которое обычно называют тревогой или беспокойством. В современном сложном мире – это удел многих. Наша лимбическая система – “животный мозг” – выполняет свои функции, организуя эмоциональную реакцию, а наша кора контролирует и видоизменяет ее, поддерживается тонкий баланс. Но если мы чувствуем, что вещи ускользают от нашего контроля, что стрессоры бесконечно накапливаются, этот баланс может быть нарушен. Возможно, что состояние тревоги – это конфликт между лимбическими и корковыми импульсами.

Современное экономическо-политическое положение России создает огромное количество разнообразных социальных стрессов. Самым мощным стрессовым фактором является чрезвычайно низкая оплата профессионального труда человека. Неадекватность заработанной платы не способной обеспечить нормальную жизнь самого работающего, не говоря о его детях, за которых он несет ответственность. Невозможность существовать на такую зарплату, порождает постоянный не проходящий конфликт между отцовским (материнским) долгом, между профессиональным выполнением своей работы, конфликт между собственной совестью, порядоченностью, честностью. Например, низкая оплата труда военнослужащих, офицеров порождает конфликт между выполнением воинского долга и отцовского долга, долга перед семьей. Служба подразумевает полную временную отдачу, поэтому, честно несущие свой воинский долг офицеры не имеют возможностей для дополнительного заработка. Такая ненормальная ситуация, созданная социальными условиями жизни, приводит к развитию депрессий, заболеваниям и самоубийствам. Аналогичная картина наблюдается и в сфере здравоохранения, образования и т.д. Развитие постоянного, эмоционального стресса обусловлено созданием, по сути, неразрешимой для данного человека ситуации. Причем страдают от этой ситуации наиболее профессиональная, порядочная и честная часть общества.

Стресс определяется как взаимосвязь между угнетающим фактором и реакцией на него. Эти факторы сами по себе не вызывают болезнь, но могут иметь решающее значение для ее возникновения в зависимости от индивидуальной чувствительности к данному фактору. Превышение определенного, индивидуального порога чувствительности данным социальным фактором может вызвать заболевание. Некоторые люди заболевают после прекращения действия стрессорного фактора. Например, неврозы, депрессии, как правило, развиваются после окончания стрессовых ситуаций.

В этой статье подробно разберем, что такое стресс и его влияние на человека. Стресс в нашей жизни – довольно частое явление. Его разрушительное влияние на организм человека очень велико. Поэтому важно понимать, как с ним бороться.

Человек – эмоциональное существо, которое не может относиться спокойно ко всему. Все мы разные, и в силу своей индивидуальности, каждый реагирует на жизненные ситуации по-своему. То, что для одних покажется мелочью, для других это может стать катастрофой, и наоборот.

Как бы человек ни старался, стрессовых ситуаций ему никак не избежать, тем более в нашей современности, где все куда-то спешат, и отношение людей друг к другу оставляет желать лучшего. Каково же влияние стресса на человека? Чтобы ответить на этот вопрос сначала разберем само понятие стресса и его виды.

Общее понятие стресса

Стресс (напряжение, нагрузка) – ответная нормальная адаптационная реакция организма на физические либо психологические раздражители, нарушающие его саморегуляцию, и проявляющаяся в определенном состоянии нервной системы и целого организма.

Канадский эндокринолог Ганс Селье в 1936 г. впервые описал физиологию стресса в рамках общего адаптационного синдрома, который включает три стадии:

  • 1) стадия мобилизации;
  • 2) стадия сопротивления;
  • 3) стадия истощения.
  • На первой стадии включаются адаптационные механизмы саморегуляции организма . Нарастает выброс в кровь адаптационных гормонов (глюкокортикоидов), пытающихся восстановить нормальную жизнедеятельность органов и систем.

    При сильных стрессах это помогает спасти организм от шока, полученного в результате физических травм либо от нервного потрясения.

    Вторая стадия наступает при относительной стабилизации работы нарушенных систем организма . В этот момент ведется устойчивое сопротивление стрессорам (факторам стресса).

    При этом расходуется адаптационная энергия, которая по представлениям Ганса Селье имеет ограниченный запас от рождения и не восполняется, а, по мнению другого ученого, Бернарда Голдстоуна, по мере расходования она восполняется.

    Когда процесс расходования адаптационной энергии идет быстрее процесса ее восполнения, она заканчивается и наступает третья стадия – стадия истощения, если ничего не предпринимать, человек может погибнуть.

    Виды стресса

    Существует два вида стресса – дистресс и эустресс .

  • Эустресс – стресс в результате положительных эмоций либо недолгий и легкий стресс, мобилизующий силы организма. Такой стресс оказывает положительное влияние на организм человека и не опасен.
  • Дистресс – сильный стресс, вызванный негативными факторами (физическими, психическими), с которыми организму очень сложно справляться. Такой стресс оказывает негативное влияние на нервную систему и на здоровье человека в целом.
  • Эти два вида стресса подразделяются на типы по характеру воздействия:

    • Эмоциональный стресс – самая первая реакция при стрессе. Активизирует обменные процессы в организме, вегетативную нервную систему, эндокринную систему. При частом возникновении или длительном действии приводит к разбалансировке указанных систем.
    • Психологический стресс – обусловлен социальными факторами или собственными волнениями. Вызывается при конфликтных ситуациях в обществе, переживаниями о будущем. При таком стрессе человек может переживать такие эмоции, как страх, волнение, зависть, тоску, ревность, раздражительность, тревогу, беспокойство и т. д.
    • Биологический стресс – вызывается физическими стресс-факторами. К ним можно отнести: ожог; переохлаждение; заболевание; отравление; травмы; голод; облучение и т. д.

    Стоит отметить еще один вид стресса – профессиональный стресс. возникающий вследствие рабочих стресс-факторов: вредные условия труда (загрязнение, шум); неудобный график работы; плохое питание; плохие отношения с руководством, сотрудниками; перегрузки, быстрый темп работы; монотонность, однотипность действий.

    Влияние стресса на жизнь человека

    Как уже было сказано ранее, стресс может влиять на организм и жизнь человека как положительно, так и отрицательно.

    При коротком воздействии стрессовых факторов, организм мобилизуется, у человека появляются силы, мотивация для решительных действий. Это положительное влияние стресса.

    При длительном пребывании человека в стрессовом состоянии под действием гормонов стресса организм разрушается.

  • Нарушается аппетит, снижается вес . Исчезает интерес к жизни.
  • Появляется психологическая и физическая слабость . неуверенность в себе, чувство неудовлетворения, дискомфорт, может развиться депрессия, приводящая к еще более глубоким системным нарушениям.
  • Влияние стресса на деятельность человека выражается в сниженной работоспособности . приостанавливается развитие человека в социуме.
  • Внезапно возникший сильный стресс приводит к резкому повышению кровяного давления, что может привести к сердечному приступу или инсульту.

    У человека, который постоянно переживает, снижается либидо, мужчины могут потерять свою силу. У беременных может случиться выкидыш.

    Человек в депрессивном состоянии не способен принимать адекватные решения, стресс имеет сильное влияние на поведение человека, что может привести к суициду.

    Кроме этого, при стрессе снижается иммунитет . организм в этот период более предрасположен к возникновению новых заболеваний и к обострению старых. Недаром говорят, что все болезни от переживаний. Поэтому с длительным эмоциональным стрессом необходимо бороться.

    Методы борьбы со стрессом

    Методов борьбы с эмоциональным стрессом предостаточно. Наиболее здоровые и действенные из них это физическая нагрузка, занятия спортом, правильное питание и режим дня. В тяжелых случаях может потребоваться медикаментозное лечение в стационаре.

    Так как в стрессовом состоянии организм теряет много энергии, необходимо поддержать его витаминами . минералами, которых много в овощах и фруктах. Даже всего лишь один банан способен повысить настроение.

    Не стоит пренебрегать аутогенными тренировками, настраивающими мысли человека на положительный лад. укрепляющие его волю и эмоции. Не бойтесь общения с психотерапевтом, который поможет преодолеть все трудности, возникшие перед вами.

    Заключение

    Стресс преследует нас в течение всей жизни. Избежать его мы не можем, но уменьшить его отрицательное влияние и поскорее от него избавиться – вполне реально.

    Для этого нужно соблюдать режим дня, добавлять в рацион больше фруктов и овощей . Можно приступить к физическим, психологическим тренировкам, обратиться к специалисту.

    Аннотация
    научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Величковский Б. Т.

    Проанализированы социальные причины и патогенетические механизмы, которые в ходе реформ обусловили развитие сверхвысокой и сверхранней смертности лиц трудоспособного возраста, ухудшение физического развития и здоровья, детей и подростков и отрицательный естественный прирост, населения. Совокупность патологических процессов, вызвавших указанные изменения, точнее всего может, быть обозначена как « социальный стресс ». Показана возможность количественной оценки интенсивности социального стресса. Обоснованы, приоритеты, улучшения здоровья, населения и выхода из демографического кризиса.

    Abstract 2005 year, VAK speciality — 14.00.00, author — Velichkovskiy B. T.

    The social causes and pathogenetic mechanisms which have stipulated, the development of overincreased and premature mortality among the able-bodied, people during the reform, process, worsening physical development and health of the children and the teenagers as well as negative natural population increase have been analysed. The pathological process totality which has induced, the alterations above may be more accurately marked as «a social stress ». The possibility of quantitative assessment of social stress intensity has been indicated. The priorities in improving population health and removing demographic crises have been grounded

    Научная статья по специальности » Медицина и здравоохранение » из научного журнала «Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук», Величковский Б. Т.

    Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

    Величковский Б. Т. Социальный стресс, трудовая мотивация и здоровье // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. 2005. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-stress-trudovaya-motivatsiya-i-zdorovie (дата обращения: 11.03.2017).

    Величковский Б. Т. «Социальный стресс, трудовая мотивация и здоровье» Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук (2005). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-stress-trudovaya-motivatsiya-i-zdorovie (дата обращения: 11.03.2017).

    Величковский Б. Т. (2005). Социальный стресс, трудовая мотивация и здоровье. Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-stress-trudovaya-motivatsiya-i-zdorovie (дата обращения: 11.03.2017).

    Величковский Б. Т. Социальный стресс, трудовая мотивация и здоровье // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. 2005. №2 С.24-36.

    Величковский Б. Т. «Социальный стресс, трудовая мотивация и здоровье» Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук (2005).

    Величковский Б. Т. (2005). Социальный стресс, трудовая мотивация и здоровье. Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук

    healthwill.ru

    Эмоции и стресс

    Казалось бы, в наш стремительный и «жесткий» век не осталось места для сентиментальности, для обсуждения чувств и эмоций, которые в течение долгого времени считалось недопустимым «встраивать в рабочие отношения».

    С момента перестройки изменились ценности и установки современного человека. Общество и его законы стали более жесткими. Каждый сам за себя — «закон джунглей» — эта идея сегодня широко транслируется во всех СМИ.

    По мнению И. Н. Андреевой [2003], в современном обществе насаждается культ рационального отношения к жизни. Однако это не является естественным для человека, поскольку эмоции необходимы для выживания и благополучия человека.

    Роль эмоций в жизни человека велика, и нельзя ее недооценивать. В зависимости от социокультурных условий, от роли, которую мы выполняем (отец, сын, начальник, подчиненный и др.), люди ожидают от нас определенного поведения, определенных эмоциональных реакций (или их отсутствия) на те или иные события. И мы стремимся соответствовать этим ожиданиям, демонстрировать эмоциональные состояния, отвечающие принятой на себя роли. Подавление своих эмоций — путь к депрессии, одна из возможных причин нарушения психологического здоровья личности, появления соматических проблем. Многие ученые считают, что некоторые виды патопсихологии и нарушения адаптации могут быть вызваны «заболеваниями эмоциональной сферы» [Изард, 1999].

    В 1985 году клинический физиолог Рувен Бар-Он впервые ввел понятие EQ — emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ — коэффициентом интеллекта. В 1990 году Питер Саловей и Джек Майер [Salovey, Mayer, 1990] опубликовали статью «Эмоциональный интеллект» и ввели данный термин.

    По мнению Саловей и Майера, эмоциональный интеллект — это способность понимать и распознавать собственные эмоции и эмоции других людей, с тем чтобы управлять ими в различных жизненных ситуациях и во взаимоотношениях с другими людьми [Монина, Лютова, 2008].

    Эмоциональный интеллект предполагает, что человек — хозяин своих эмоций, осознает их и владеет ими, не подавляет нежелательные эмоции, а сам решает и «разрешает» себе проявление той или иной эмоции в определенной ситуации. Эмоциональный интеллект начинается с понимания своих эмоций, и только осознав свои эмоции, мы можем научиться пониманию эмоций других людей и причин, вызвавших их. Для работников сферы «человек-человек» эмоциональный интеллект особенно важен, потому что позволяет владеть собственными эмоциями и эффективно взаимодействовать с подчиненными/клиентами, испытывающими сильные негативные эмоции.

    5psy.ru

    Социальный стресс и эмоции

    Педагогические профессии традиционно считаются в наибольшей степени стрессогенными. Это вызвано преобладанием интеллектуальных нагрузок над физическими, высоким уровнем эмоционального напряжения из-за постоянного участия во множестве непрерывно меняющихся ситуаций, часто принимающих конфликтные формы, которые требуют значимых усилий в процессе саморегуляции и регуляции возникающих социальных стрессов.

    В настоящее время в литературе все чаще используются понятия «социальный стресс», «психосоциальный стресс». В качестве главной особенности этого вида стресса большинство авторов отмечают особый характер вызывающих его стрессоров: их источником является общество, социальная среда. Однако, эта особенность свойственна очень многим стрессорам, и понятие социального стресса постепенно стало очень широким. В настоящей статье поставлена задача проанализировать накопленные в социальной психологии данные о различных видах социального стресса, их влиянии на социальную адаптацию человека и роли системы образования в педагогической коррекции этого влияния.

    Как известно, создатель учения о стрессе Г. Селье понимал под ним неспецифическую реакцию организма на любое предъявленное ему требование, вызывающее необходимость перестройки жизнедеятельности организма [6]. В дальнейшем были выделены физический стресс, связанный с воздействием стрессоров физической природы, и психический стресс, вызываемый различными психическими стрессорами – стимулами и ситуациями, воспринимаемыми как угрожающие, а также процессами, основанными на следах эмоциональных переживаний [12].

    Уже в 70-х гг. ХХ века было отмечено влияние социальных условий, в которых живет индивид, на возникновение стрессовых реакций. Принадлежность к той или иной социальной группе, уровень и образ жизни, семейные отношения стали рассматриваться как источник стресса. Так, в работе S. Levine и N.A. Scotch источниками самых различных стрессоров считаются условия жизни, свойственные стране или району проживания, социальной группе, к которой принадлежит человек [13, с. 16–18]. Проживание в одних странах влечет за собой воздействие одних стрессоров, проживание в других странах – других. Это касается и различий в уровне образования, образе жизни (городском или сельском). Любые социальные условия содержат специфические стрессоры, задачу педагогической коррекции, хотя предоставляют и специфические виды ресурсов для адаптации.

    Особенности жизни той или иной социальной, расовой или этнической группы также стали рассматриваться как источник специфического стресса. В работе B.S. Dohrenwend, B.P. Dohrenwend социальные стрессоры рассматриваются как объективные события, которые разрушают или угрожают разрушить обычную жизнь и деятельность индивида. Они различны у людей различных социальных, расовых, этнических групп. Основная причина различий в характере стрессоров – социальное неравенство. Так, специфическими источниками стресса для негров по сравнению с белыми в США в 70-е гг. ХХ в. выступали более низкий социальный и образовательный статус, более низкий уровень занятости, бедность, ограничения в расселении, нарушения безопасности. Медиаторами стресса, связанными с принадлежностью к тому или иному классу или расе являются такие переменные, как качество медицинского обслуживания, количество разводов, традиции семейной жизни, возможности усвоить уверенность в себе, сформировать высокую самооценку [10, с. 123–125].

    Источником специфического стресса стала рассматриваться и семья. S.H. Croog в своей работе отмечал, что есть целая группа стрессоров, которые «появляются в семье и имеют именно в ней свои корни», например, разногласия супругов по поводу детей, по поводу финансов, по поводу совместного отдыха [9, с. 21]. Среди семейных стрессов автор выделяет «нормативные» стрессы, появляющиеся на основных стадиях развития семейной системы (рождение ребенка, конфликт ролей невестки и жены, занятость матери на работе) и ненормативные стрессы (рождение ребенка с отклонениями в развитии, потеря работы и статуса, серьезная болезнь). Дезинтеграция в семейной системе не только является самостоятельным источником стрессоров, но и может влиять на интеграцию всей системы социальной адаптации педагога.

    В последние десятилетия усилилось внимание к стрессам, возникающим вследствие военных конфликтов и гражданских войн. В работе T.M. McIntyre, M. Ventura, посвященной психическим травмам у подростков в Анголе, было показано, что продолжительность пребывания в зоне военных действий и интенсивность «суровости» условий в данном очаге военного конфликта тесно связана с интенсивностью симптомов посттравматического стрессового расстройства. Вместе с тем, подтвердилась гипотеза о значении сопротивляемости личности по отношению к травмирующему воздействию. Несмотря на то, что ангольская молодежь относится к группе риска по возникновению психологических проблем, были выявлены протективные факторы, способствующие позитивному развитию личности даже в условиях военных действий, ее устойчивости к неблагоприятным воздействиям или быстрому и эффективному излечению. К их числу были отнесены степень значимости племенных ценностей, наличие полной семьи, позитивная Я-концепция. Значительную роль играет гендерный фактор: девушки в большей степени подвержены возникновению симптомов тревоги, чем юноши [14]. Военный конфликт часто ведет к возникновению вынужденной миграции населения. В условиях вынужденной миграции большинство параметров среды становятся стрессорами: смена места жительства, изменение социокультурных условий, снижение уровня жизни, трудности поиска работы и т.д. Вследствие этого возникает пролонгированная психическая травматизация. При обследовании мигрантов разной этнокультурной принадлежности соматоформные расстройства были выявлены – у 80–90 %, депрессивные расстройства – у 40–60 %, тревожные расстройства – у 30–40 % [5].

    Еще одна сфера жизни, являющаяся источником социальных стрессов, – экономическая. Бедность, неустойчивость материального положения и экономической независимости являются важнейшими источниками социального стресса. По данным А.Ф. Шафиркина и А.С. Штемберга, действие таких факторов, как низкий уровень доходов в семье, плохие жилищные условия, деформация семейных и трудовых отношений всегда влияет на психоэмоциональную устойчивость человека, а при их совокупном длительном действии скорость старения и снижения суммарного объема компенсаторных резервов увеличивается, определяя сокращение продолжительности жизни человека [7, с. 27].

    Мы полагаем, что самостоятельным видом социального стресса можно считать стресс достижения, связанный в западной культуре с представлением о том, что человек должен добиться социального признания и успеха, продвинуться в обществе; тот, кто не сумел этого сделать, воспринимается другими и воспринимает сам себя в качестве неудачника. Один из ведущих исследователей социального стресса H. Kaplan отмечал, что данный вид стресса возникает тогда, когда индивид осознает наличие или предвидит возможность негативного развития событий, собственной или коллективной неуспешности, неспособности достигнуть желаемого социального статуса и дистанцироваться от нежелательного. Психосоциальный стресс является результатом негативного опыта, нескольких, следующих друг за другом, провалов и неудач. Он проявляется в таких явлениях, как самодискредитация (снижение самооценки, потеря веры в себя), когнитивные нарушения (снижение концентрации, потеря мысли) и тревога [11, с. 75–76].

    На наш взгляд, есть еще один важный источник социального стресса – трудности самореализации, раскрытия своих способностей и возможностей в обществе. Стресс самореализации – стресс новейшей эпохи. В отличие от человека традиционного общества, которого готовили к выполнению определенных функций в своей социальной нише, современный человек стремится к творчеству, к достижениям, реализации своего потенциала. После работ К. Роджерса, А. Маслоу эта потребность считается одним из критериев зрелости личности. На ее формирование нацелена современная система образования. Между тем, несмотря на кажущееся разнообразие возможностей, состояние рынка труда таково, что многие люди не могут позволить себе работать в той сфере деятельности, с которой для них связаны самореализация и творчество. Особенно это касается научного и художественного творчества, работы в учреждениях культуры, образования, здравоохранения. Да и далеко не все родители обладают достаточными ресурсами для того, чтобы дать своим детям желаемый уровень общего и дополнительного образования, дать им возможность для развития своих способностей в художественном творчестве, науке, спорте.

    Сказанное подчеркивает тезис, с которого мы начали обсуждение этой проблемы в самом начале статьи: социальный стресс считается сегодня исключительно актуальной проблемой в образовании (Зыбарева В.Н., Чухин С.Г., [4]); ещё не до конца изучено большинство составляющих социального стресса, сопровождающего профессиональную педагогическую деятельность (Захарчук Л.А., [3]); не выявлена система всех многообразных особенностей реакции современных педагогов на социальный стресс (Дунаевская Э.Б., Котова С.А., [2]); не созданы целостные антистрессовые программы (Баранова О.В., [1]).

    Вместе с тем, педагогу приходится решать профессиональные задачи часто в поле интеграции всех обсуждаемых социальных стрессов – семейного, профессионального, организационного, экономического, информационного, экологического стресса, стресса самореализации и стресса достижений, стресса, связанного с общением в условиях недостатка времени и информации, постоянного открытого контакта с детьми, предполагающего значительные энергетические затраты, личностные особенности и эмоциональную устойчивость.

    В своих работах мы ранее уже обсуждали систему критериев и показателей развития эмоциональной устойчивости педагогов, среди которых названы когнитивный (познавательный), мотивационно-целевой, эмоционально-волевой и поведенческо-деятельностный компоненты.

    Каждый из критериев конкретизируется рядом показателей, диагностика которых позволяет описать их проявления на нескольких уровнях, например, на высоком, среднем и низком. На низком уровне наблюдается стихийное развитие эмоциональной устойчивости, знания о развитии эмоциональной устойчивости и видах рациональных установок на восприятие событий не систематизированы, регуляция и коррекция уровня эмоционального напряжения вызывают затруднения, существуют затруднения в осуществлении самостоятельной практической деятельности, наблюдается стремление к копированию действий; теоретические представления об особенностях педагогической деятельности в сложном эмоциональном пространстве поверхностны. Низкий уровень развития эмоциональной устойчивости свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы по формированию этого важного качества.

    Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с иными людьми, которые присутствуют под действием тех же социальных стрессов, они вполне могут стремительно перевоплотить своих коллег в категорию «выгорающих». Большая возможность того, что это произойдет, присутствует в образовательных организациях с высочайшим уровнем социальных стрессов.

    Поэтому разрешение проблем преодоления и коррекции социальных стрессов является исключительно актуальной целью в процессе поиска личностью себя, её самореализации и адаптации.

    www.top-technologies.ru