Соска и аутизм

Аутизм: проблемы успешно решаются

Самоочевидно, что ни один человек не будет противоречить, что самое важное, ценное, любимое в жизни для всех без исключения — это наши драгоценные детишки. И как же жутко бывает, когда вполне здоровые папа и мама неожиданно узнают, у ребенка аутизм. Возникает масса внезапных вопросов о будущности дитя, но главные из них: «Как лечить, можно ли вылечить аутизм»? «Передается ли аутизм по наследству?» Как свидетельствуют наблюдения за жизнью десятков тысяч таких людей, к огромному сожалению, прогнозировать будущее, если диагноз » аутизм», невероятно сложно и перспективы не всегда хорошие. Этот единый комплекс отклонений в структуре нервной системы у разных деток выражается неодинаково. Серьезное расстройство, обусловленное неизвестными изменениями в развитии головного мозга (в стволе, в мозжечке, в лимбической системе), влечет в дальнейшем ограниченные интересы, ярко выраженную некоммуникабельность. И трудно предположить, как конкретно станет совершенствоваться мозг малыша по мере его подрастания.

Не так давно это считалось приговором. Многие педиатры были склонны к тому, что ребенок с такими серьезными особенными расстройствами не способен жить и развиваться нормально. Сегодня, на счастье, все выглядит не в таком мрачном свете. Ученые, педиатры, невропатологи, психологи всего мира, на основании глубокого изучения, наблюдения за «странными» людьми пришли единодушно к обнадеживающему выводу, что дети с аутичными чертами тоже имеют огромные возможности, чтобы наслаждаться жизнью.

Что же для этого нужно иметь родителям:

  1. неистощимое терпение;
  2. исключительное желание;
  3. правильно подобранное поддерживающее лечение;
  4. неистощимый оптимизм;
  5. единые требования в семье.
  6. И движет всем этим огромная любовь к своему ненаглядному, удивительному сокровищу!

    Родители должны четко понимать, что у некоторых таких детей развитие продолжается и в подростковом периоде, а в отдельных случаях ускорение формирования начинается после 20 лет.

    Терминология «autismus» была введена в 1910 году психиатром из Швейцарии. Так кратко определил психотерапевт своеобразное состояние здоровья человека, который жил в своем собственном мире фантазий, где абсолютно любые вмешивания, даже родных и близких людей, расценивались ним как, действующая на нервы, назойливость. В противоположность другим сбоям в деятельности мозга, необщительность при аутизме не имеет четкого механизма. Помимо этого данные отклонения обусловлены присутствием ряда разлаженностей, появившихся по причине воздействия многих факторов, задевающих в основные периоды развития ребенка: новорожденный, грудной, на втором и третьем году либо все, либо несколько высоко функциональных функций мозга. Научные работники тщательно исследуют причины возникновения аутизма у детей и так много пишут о важности раннего обследования, чтобы принять своевременные меры для корректировки расстройства.

    Признаки аутизма у новорожденных

    Даже самые активные крохи до месячного возраста не спят только по 5- 6 часов в сутки, а малоактивные детки спят крепко около 20 часов.
    Какое же поведение, и какие естественные реакции характерны для трех недельного малютки?
    Очень важно понаблюдать, как реагирует малютка на прием пищи.

  7. Как берет и сосет материнскую грудь (соску со смесью), вложенную в ротик. Обычно при спектре аутизма сосательный рефлекс либо слабый, либо вообще отсутствует.
  8. Хватает ли молочка (смеси).
  9. Принимает ли организм грудное молоко (смесь).
  10. У младенцев без определенных нарушений на третьей неделе начинает проявляться естественный психологический рефлекс, иначе говоря, комплекс оживления:

  11. при потоке яркого света — морщится.
  12. Услышав резкий звук, покашливание — вздрагивает, широко раскрывает глазенки.
  13. Пронзительно плачет, ворочается, кряхтит, если почувствовал подмокшие пеленки, переполненный подгузник.
  14. Если температуру в комнате выше или ниже нормы.
  15. Ребенок, почувствовав прикасание мамы, услышав рядом ее голос, непроизвольно изображает радость и по-своему пытается «пообщаться» с ней:

  16. оживленно и беспокойно двигает ножками;
  17. взмахивает суетливо ручонками;
  18. издает первые певчие писки;
  19. всматривается в мамино лицо, ищет глаза;
  20. на секунду очаровательно улыбается.
  21. Это и есть первичное демонстрирование контакта. Способы отображения комплексности реагирования на маму, яркую погремушку, приятную музыку, в основном, появляются к концу периода новорожденности или вначале второго месяца. Все напрямую зависит от темперамента младенца. Но когда неожиданно на третьем или четвертом месяцах «двигательное» поведение с улыбками и вокализацией вообще отсутствует, то необходимо обследоваться, нет ли наличия отклонений или в слухе, или в психическом развитии ребенка.

    Все-таки чаще всего у деток, которым после 3 лет был определен диагноз «ранний детский аутизм», реакция в период первых пяти месяцев на внешние раздражители либо была мизерной, либо отсутствовала. На мгновение у них появлялись особые острейшие реакции, которые быстро переходили в торможение.

    Как определить аутизм у ребенка до 6 месяцев

    Если вдруг вы заметили в поведение пяти – шестимесячного ребенка, что:

  22. он всячески избегает взгляда мамы;
  23. безучастно относится к маминым прикосновениям, к ярким игрушкам, предметам;
  24. не отвечает улыбкой на мамину улыбку;
  25. не лепечет и даже не агукает;
  26. каждый предмет не тянет в рот — необходимо, как можно быстрее, показать малыша хорошему невропатологу, который профессионально оценит состояние его здоровья.
  27. Как проявляется у детей аутизм после шести месяцев:

  28. в 7-9 месяцев ребенок так и не начал выводить вокальные звуки;
  29. отсутствуют основы милого лепетания;
  30. не появились положительные оживленные эмоции;
  31. в 12-ть месяцев совершенно не интересуют находящиеся вокруг красивые вещи, более точно говоря, дитя не указывает пальчиком на яркий предмет, не следит глазами за его движением;
  32. в 1 год и 4 месяца так и не произносит первые слоги, слова: «Мама, иди, дай, гав-гав, бум, баба, папа».
  33. Развитие аутистов после двух лет

    Отсутствие элементарных необходимых навыков

  34. самостоятельно не произносит, не принимая во внимание повторение и подражание, словосочетания даже из 2-ух слов;
  35. не смотрит в глаза ни одному человеку, даже маме;
  36. замирает от страха, услышав звуки работающего пылесоса, стиральной машинки и прочие, а потом громко и долго плачет, даже когда звук уже отсутствует;
  37. предпочитает мучные изделия, обожает хлеб, булочки, пончики, блины;
  38. даже не пытается, есть, пить самостоятельно — необходимо поить — кормить;
  39. не делает попыток, что-то надеть или снять;
  40. непривычных людей, тем более детей, органически боится и не переносит.
  41. горшок не признает, усадить невозможно. Кричит «до посинения» и вырывается из рук. Со спокойной совестью писает и какает в трусики.
  42. Любые уговоры из перечисленных выше навыков что-то сделать, вызывают сильнейшую и продолжительную истерику.

    Физическое развитие

  43. Мальчики от своих однолетков крупнее и по весу, и по росту, намного сильнее. На руках подтягиваются с легкостью.
  44. У девочек бывает нарушенной координация движений.
  45. Некоторые чрезмерно активные: много бегают, скачут, но без настроения, выражения радостных эмоций.
  46. Психическое развитие

    • Не любят разглядывать даже красочные картинки.
    • Предпочитают интересным игрушкам прищепки, баночки, веревочки, шнурки, бутылки, черные провода.
    • Продолжительное время могут ставить, раскладывать избранные предметы в рядочек.
    • Все новое воспринимают со страхом.
    • Аутизм — болезнь таинственная, на стадии изучения. На наше счастье, профессионалы официально заявляют, что чистых, «классических» аутистов немного, в основном, прослеживаются единичные признаки аутизма. На современной фазе развития наук (психологической, медицинской) большинство проблем с такими нарушениями успешно решается. Так что этот диагноз, раньше такой шокирующий, теперь не грозит человеку искалеченной, нетрудоспособной жизнью и не повергает в ужас мудрых родителей.

      Когда вдруг вас насторожило поведение и развитие дитя, не ждите, а сразу же, без колебаний, направляйтесь к педиатру. Доктор назначит абсолютно все неотложные обследования и осмотры, чтобы либо исключить, либо подтвердить наличие аутических черт. При условии, что у вашего малыша все-таки обнаружены какие-то несоответствия в формировании, раннее и своевременное вмешательство может оказаться единственным шансом, что симптомы данной болезни с годами не станут прогрессировать.

      autism-help.ru

      ДЕТСКАЯ НЕВРОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ

      Подписывайтесь на канал «Детская неврология, психология, психиатрия *Идём в Телеграм!
      или наберите в поиске мессенджера «телеграм» — nervos. В канале всегда актуальная информация, группы общения, поддержка, обратная связь

      ☼ Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Необходимая информация для родителей из первых рук, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла

      ОТКАЗ ОТ СОСКИ

      Кто не любит соску? Соску любят все…

      Инстинкт сосания, одно из самых древних и мощных проявлений жизни, появляется у малыша задолго до его рождения и обычно угасает после года. Грудные дети очень любят сосать, это крайне приятно-сладостное занятие . не важно, что сосать: мамину грудь, смесь из бутылочки, пустышку или свой большой палец. Некоторые малыши действительно пустышку не любят, таких меньшинство, некоторые обожают, но их родители твердо уверенны, что соска – тяжкий вред. Все-таки, немалую часть грудничков составляют безудержные соскососы, родители которых считают соску палочкой-выручалочкой. Не спит, капризничает, плачет – соска поможет! Такие малыши быстро привыкают к соске и, практически, не могут жить без нее. Когда же ребёнок вырастает, и наступает время прощания с пустышкой, оказывается, что страстная «дружба» с соской превратилась в неотступную и несносную привычку с вредными результатами. Расставание с соской в таких случаях превращается в целую проблему.

      Так может не нужно с этим ничего делать? Пусть сосет себе на здоровье, пока не удовлетворит свой мощный сосательный инстинкт. Когда надоест, сам бросит!

      Действительно, у многих деток так часто и происходит. Но есть малыши, которым самостоятельная разлука с пустышкой не «грозит». А время идет, стоматологи ругаются, формируется неправильный прикус и другие зубные проблемы. «Ухогорлоносы» ворчат, деформации носовых каналов и повторные воспаления среднего уха прибавляют им работы. Детские психологи тоже недовольны: такие поведенческие соско-стереотипы вырабатывают ошибочные способы реализации внутренних влечений, и явно не способствуют развитию гармоничной личности. Конечно, соска стократ лучше пальца во рту; но, возмущаются логопеды, неврологи нервничают … Перечень можно продолжать…

      Как и когда отказаться от соски?

      Есть время сосать пустышку, и есть время с ней расставаться. Обычно, начинать постепенное уменьшение времени общения с пустышкой имеет смысл уже во втором полугодии – и это хорошая профилактика дальнейших сосочно-разлучных проблем. У каждого ребенка свой возраст прощания с пустышкой, кому-то совершенно безвредно увлекаться соской и до 2-3х лет, а кому-то очень разумно расстаться с вредной привычкой сразу после года.

      Преждевременная напряженная борьба с пустышкой может вызвать не меньшее количество проблем, чем опоздание с расставанием (лучше позже, чем раньше). Плановое посещение специалистов (педиатр, невролог, стоматолог и пр.) поможет определиться со сроками. Важно помнить, что период расставания с пустышкой нежелательно сочетать с какими-либо значимыми событиями в повседневной жизни малыша: приучение к горшку, детсад, переезд и т.д.

      Типичные сигналы к расставанию с пустышкой

      · Неукротимое пристрастие и зависимость, круглосуточное сосание соски, невозможность даже кратковременного без-сосочного пребывания, эмоциональные нарушения.

      · Нарушение прикуса, повторные воспаления уха, нарушение звукопроизношения и задержка развития активной речи

      · Солидный возраст (более 3 лет)

      Приемов прощания с пустышкой множество, универсальных рецептов отвыкания от соски не существует. Каждая мама выбирает для себя подходящий вариант, ориентируясь на поведение своего ребенка, советы специалистов и собственную интуицию. В любом случае девиз мамы простой: мягко и неумолимо, тонко и решительно, нежно и твердо! Не забывайте о «пряниках» (поощрениях)! И никакого насилия!

      1. Терпение и труд пустышку сотрут (лучший способ): целенаправленное, систематическое и постепенное замещение соски другими видами деятельности: игры и забавы, развлечения и баловство хорошо помогают забыть дорогую сердцу пустышку. Чем меньше ребёнок будет видеть соску, тем реже будет про нее вспоминать: с глаз долой, из сердца вон. Если без соски жить гораздо интересней и веселей, процесс отвыкания проходит быстро и гладко. Желательно, чтобы процедура соско-отучения сопровождалась просвещенными беседами: убедите ребенка, что он уже большой, зрелый человек, у него много новых привилегий для «взрослых», и он совершенно не нуждается в соске. Некоторых маленьких девочек быстро убеждает возможные «сосочные вредности для красоты»: некрасивые зубки, губки, щечки, и другие «нехорошие влияния на внешний вид».

      2. Соска пропала, ее не найти: случилось так, что соску унесла ворона для своего больного вороненка (съела кошка, спрятала мышка). Но, вместо нее она оставила записку со словами благодарности и замечательную мягкую игрушку, которая в дальнейшем легко стала малышковым «оберегом». При этом, разумеется, долгие и оживленные розыски соски в квартире, на улице и в магазине успеха не принесли. Добровольно-благотворительные варианты: подарили на улице собаке, кинули уткам в пруд, вместе с мамой закопали в горшок с геранью, сожгли на улице вместе с бенгальскими огнями или праздничным фейверком, поменяли в магазине на супер-мега-экстра-люкс-игрушку и большой торт, и т.д.

      3. Соска медленно превращается, превращается … ловкость рук, и никакого обмана

      Соска «заболела» и переменила свой вид, запах, вкус (например, пятнышки от зеленки или синьки; надрезы, царапины и дырочки от иголочки, стала пахнуть ментолом, внутрь соски «случайно» из шприца попало льняное масло и пр.). «Здоровье соски совсем расстроилось», и она стала исподволь «рассасываться и пропадать» (мышка по ночам отгрызает и т.д.). В течение 1-2-4 недель, постепенное и осторожное отрезание крошечного кусочка резины от соски каждые 2-3 дня изящно приводят к желаемому результату. Непременное условие: наличие 2-3 копий «заболевшей» соски, способных убедительно заменить оригинал в случае конфликта. Обсуждать с ребенком процесс «рассасывания» пустышки не обязательно. Чаще малыш сам разумно отказывается от непригодного предмета.

      4. Соску отобрать и «самую малость» потерпеть: 1-3 дня истерик и скандалов, и цель достигнута.Метод рискованный, «хирургический», максимально простой и даже, иногда, эффективный; но подходит далеко не всем, точнее, мало кому подходит. Количество побочных эффектов прогнозу не поддается: начиная от психологической травмы для ребенка, заканчивая соседским вызовом полиции и лечением мамы у психиатра.

      Еще раз повторюсь, если ваш ребенок «нестандартный» или есть сомнения в правильности своего гениального плана отлучения от соски, лучше проконсультироваться со специалистом. Неприятности легче предотвратить, чем проблемы улаживать потом.

      www.nervos.ru

      Вопрос-ответ. Как отучить ребенка с аутизмом от «пустышки» или бутылочки?

      Поведенческий аналитик о том, что можно сделать, если ребенок с аутизмом слишком долго не может отвыкнуть от «пустышки»

      У вашего ребенка или клиента с аутизмом есть зависимость от пустышки? Многие дети продолжают использовать пустышку даже после младенческого возраста. Особенно часто это относится к детям, у которых есть те или иные поведенческие трудности. Родители не знают, что делать, чтобы ребенок успокоился и замолчал, и обычно они сдаются и «затыкают» ребенка пустышкой, даже если она ему совсем не по возрасту.

      У детей старшего возраста также может сохраниться зависимость от детской бутылочки. И бутылочки, и пустышки могут быть вредны в дошкольном возрасте, так как они мешают развитию речи, повышают риск проблемного поведения с целью получения предмета, а также негативно сказываются на развитии зубов (как молочных, так и коренных).

      Вот несколько шагов для постепенного отучения ребенка от пустышки или бутылочки, если вы не готовы или не можете просто лишить ребенка предмета полностью.

      — Проведите измерения: сколько раз в день ребенок пользуется пустышкой или бутылочкой, в какое время дня ребенок чаще всего просит пустышку, когда вы сами больше всего нуждаетесь в ней (когда укладываете ребенка спать, везете его на машине и так далее).

      — Составьте план с ограничениями для отучения от пустышки на основе измерений. Например, давать бутылочку 4 раза в день, или давать пустышку только перед сном или в машине, или давать бутылочку только вечером, когда ребенок сидит в кресле-качалке.

      Если у ребенка более одной бутылочки/пустышки, то спрячьте или выбросите все, кроме одной. (Тогда ребенок не сможет припрятать или случайно найти пустышку в периоды без пустышки). Можно, конечно, хранить одну пустышку в комнате ребенка и одну в машине, например, но вам нужно свести их количество к одной или двум и сохранять контроль над доступом к ним.

      Например, если вы собираетесь ограничить доступ к пустышке временем подготовки ко сну, то положите ее в специальную коробку и уберите на верхнюю полку. Пусть ребенок убирает пустышку в специальную коробку по утрам, или когда проснется. Не прячьте пустышку таким образом, чтобы ребенок не понимал, куда она делась. Пусть он сам убирает ее в «коробку пустышки».

      Каждый раз, когда ребенок убирает пустышку в коробку, сразу же давайте ему поощрение – какое-то очень любимое лакомство или игрушку.

      Если ребенок не может отвыкнуть от бутылочки, то наливайте в бутылочку наименее любимый напиток, а самый любимый напиток в чашку. Также объединяйте питье из чашки с другими поощрениями, например, включайте любимые видео ребенка, когда он пьет из чашки в периоды без бутылочки.

      Ребенок или клиент вряд ли поймет ваш сложный план по отучению от пустышки, и зачем он нужен. Однако даже младенцы реагируют на поощрение и другие поведенческие процедуры.
      Никогда не давайте пустышку или бутылочку ребенку, если он плачет, чтобы их получить.

      Если же ребенок плачет или проявляет проблемное поведение во время доступа к любому поощрению (включая пустышку или бутылочку), заберите у него предмет хотя бы на несколько секунд, чтобы показать ему, что плач не работает!

      Как минимум, у ребенка не должно быть доступа к пустышке или бутылочке в любое время дня и ночи по требованию. Ему нужна ваша помощь, чтобы привыкнуть к новым ограничениям!

      Сбор информации, планирование и претворение плана в жизнь может эмоционально измотать и вас, и ребенка, так что лучше всего выбрать для этого наименее стрессовое время, например, после поездки на отдых, после праздников и так далее. Главное не забывать, что эти шаги постепенно позволят взять под контроль проблему с пустышкой и помогут вашему ребенку.

      Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

      outfund.ru

      Ну как мне узнать аутист у меня ребенок

      Вашему малышу уже 2 года, и он заметно отличается от других детей. Все его ровесники интересуются миром, начинают говорить, а он молчит и совсем не рад ласковым объятиям. Карапуз все время плачет, бессонные ночи изматывают вас, а выполнение бесконечных рекомендаций специалистов опустошает семейный бюджет. Ребенок часами играет в какие-то необычные игры или кружит по комнате, и нет возможности ничем его заинтересовать. Выясняется, что этот «вечный двигатель» всего боится. Начинаются поиски врачей, логопедов, дефектологов. Вы слышите различные версии о глухоте, умственной отсталости, нежелании разговаривать. При этом у ребенка вполне осмысленное лицо, он очень музыкален. И вот однажды вы слышите от врача загадочное слово — аутизм, которое приведет в длинную очередь на консультацию в центры, где есть люди, которые смогут чем-то помочь. Вы охвачены тревогой: что будет с ребенком и вашей семьей? Наступает депрессия. Мужа раздражают проблемы, и он в конце концов решает, что без всего этого жить спокойнее. Казалось бы, это тупик, из которого нет выхода. Но поверьте, не стоит отчаиваться! Если диагноз окончательный и ни у кого не вызывает сомнений, не жалейте себя слишком долго и не прячьте голову в песок! На это просто нет времени. Никто на свете не сможет помочь вашему ребенку, кроме вас. Даже самые лучшие специалисты лишь научат, как правильно заниматься с малышом, и не более. Не зарывайтесь в своем одиночестве, верьте и надейтесь, ищите товарищей по несчастью — вместе легче справиться с любой бедой. Не откладывайте на завтра решение проблемы и рассчитывайте в первую очередь только на свои силы. От этого зависит, будет ваш ребенок глубоким инвалидом или сможет жить среди людей. Любите своего малыша, помогайте ему. Он очень одинок и нуждается в понимании. Дай Бог вам здоровья и бесконечного терпения.
      Пиля Мартыненко

      по своему опыту, глядя на других детей с ЗПР и аутизмом, могу сказать — есть стереотипии, навязчивые интересы и движения, ритуалы — аутизм. если нет — ЗПР.

      В Вашем описании мне не понравилось, что не слышит Вас в упор, глазной контакт только при стимуляции, кружения на месте.
      Обязательно к психиатору или нейропсихологу, невропатологи тут не при чем.
      07.12.2007 16:55:29, Pacifica

      conf.7ya.ru

      Аутизм глазами матери больного ребенка

      Аутизм… Это слово перевернуло нашу жизнь, когда сынишке Илье было чуть больше года. С тех пор, на протяжении многих долгих лет, мы с мужем боремся за будущее своего ребенка. Пытаясь вырваться из плена депрессии, я изучала литературу и просматривала многочисленные форумы, где общались родители, в поиске ответа на мучившие меня вопросы: «Почему рождаются дети-аутисты? Как помочь сыну? Что будет, когда он подрастет?»

      Возможно потому, что Илья был у нас первенцем, мне понадобилось более 5 лет на то, чтобы осознать информацию, почерпнутую из медицинских и психологических справочников. Сейчас, когда у меня растет здоровый младший сын, я могу сравнивать поведение детей. И уже наверняка я представляю дальнейшую судьбу своего аутенка. Надеюсь, что написанное поможет таким же, как я, родителям понять и принять своих детей.

      Хочу заранее предупредить, что перед читателем не научный трактат. Да и дети-аутисты не могут быть абсолютно похожи друг на друга хотя бы потому, что существует несколько вариантов течения этого заболевания и разные степени тяжести. Есть даже специальный термин: «расстройства аутистического спектра». Перед вами описание жизни мальчика, у которого диагностирован ранний детский аутизм в тяжелой форме.

      Что такое аутизм

      Аутизм – это очень сложное расстройство всех основных психических функций человека, не позволяющее ему формировать причинно-следственные связи, осознать себя личностью, вести самостоятельную жизнь и хоть как-то взаимодействовать с окружающими его людьми.

      Слово «аутизм» переводится как «экстремальное одиночество». В литературе этот термин разъясняют крайней отгороженностью больного от окружающей его действительности, его стремлением существовать в придуманном им и одному ему доступном крайне ограниченном мирке. И это так: и в окружении любящих его родственников, и в огромной толпе чужих ему людей аутист ведет и чувствует себя так, словно вокруг него пустота и непроницаемые стены. Наш мир ему непонятен и страшен, поэтому ребенок всячески пытается защититься от него с помощью доступных ему способов. Он не смотрит в глаза человека, бесконечно повторяет одни и те же действия (прыжки, манипуляции с игрушками), монотонно кричит, закрывает уши руками, даже не пытается вникнуть в смысл обращенной к нему речи.

      Когда я смотрю на профиль своего сына, тоскливо сидящего в углу комнаты и «задумчиво» поглаживающего рукой обои на стене, он кажется мне маленьким инопланетянином, случайно попавшим на Землю. Ему чуждо и непонятно все вокруг, он вынужден терпеливо ждать, когда сможет вернуться на свою звезду.

      Аутист не в состоянии даже понять, что у людей можно попросить о помощи. К примеру, наш 5-летний сын трое суток плакал, но так и не показал, что ему болит, пока не вспухла щека. Увидев его перекошенную физиономию, мы испытали облегчение (ведь мы наконец-то сможем ему помочь!), в то время как в обычной ситуации родители, наоборот, нервничали бы.

      Но есть еще одна, страшная для меня, сторона аутизма – это одиночество родителей больного ребенка. Как тяжело принять тот факт, что собственный сынишка никогда не откликнется на мои слезы, не разделит радость. Он не понимает и не воспринимает чужую боль, никогда не «играет на публику», как все дети. Я не помню ни одного случая, чтобы ревущий Илья шел в мои объятия за успокоением, например, больно ударившись. Всегда один – потрет коленку, поскулит тихонечко – И ВСЕ. Чем старше становится мальчик, тем больше он похож на «кота, который гуляет сам по себе». Он так и не научился целоваться или просто подставлять щеку, и отстраняется от моей руки, как будто ожидает удара. В итоге даже просто погладить его по голове я могу лишь украдкой тогда, когда он крепко спит.

      Причины возникновения аутизма

      Почему возникает детский аутизм, на сегодня, к сожалению, точного ответа не найдено. Несмотря на большое внимание к этой проблеме, по-моему, за последнее десятилетие наука не продвинулась вперед ни на шаг. Перечислю основные теории:

    • Генетическая. В результате взаимодействия нескольких генов либо их мутации нарушается способность к образованию прочных информационных связей между клетками разных участков головного мозга.
    • Биохимическая (близка к генетической). Нарушение обмена веществ в клетках мозга извращает их развитие. Например, дети с ДЦП и тяжелыми врожденными обменными заболеваниями часто склонны к аутичному поведению.
    • Токсическое воздействие ртутных консервантов вакцин. Клиника аутизма очень напоминает симптомы хронической ртутной интоксикации. В пользу этой теории говорит рост числа вновь выявленных случаев заболевания за последние тридцать лет, когда расширили календарь прививок. В США и странах Западной Европы сейчас даже применяется термин «эпидемия аутизма». Кстати, мертиолят (соль ртути) до сих пор используется при производстве некоторых вакцин.
    • Конкуренция между полушариями головного мозга либо отсутствие взаимосвязи между ними. Мне эта теория наиболее близка, так как помогает бороться с депрессией. Поэтому объясню ее суть поподробнее. В большом проценте случаев дети с аутизмом рождаются у родителей с очень высоким интеллектом. Особенно часто это наблюдается в тех случаях, когда один из супругов «математик», а другой – «лирик», то есть у них доминируют разные полушария головного мозга. Аутизм возникает тогда, когда ребенок наследует оба сильных полушария, не желающих уступать друг другу первенство, а потому не наладивших между собой связей. Мать-природа сознательно ограничивает возможности развития человеческого мозга и использования его резервных возможностей. И это ее вмешательство извращает мозг ребенка, чтобы не позволить родиться гению.

Аутизм: признаки

Как правило, признаки аутизма у детей проявляются в возрасте до 36 месяцев, при этом чем раньше, тем хуже прогноз заболевания. Но мне приходилось общаться с родителями, которые искренне не замечали странностей в поведении даже своего 6-летнего ребенка. И мы с мужем не исключение: хотя и забили тревогу в возрасте около года, волновало нас тогда только отсутствие речи.

При всех формах аутизма должны присутствовать все три следующих признака:

1. Бедность социальных отношений и взаимодействий.

Сюда относится все, что я писала об экстремальном одиночестве. Это не значит, что малыш ничего не чувствует. Наоборот, у него из-за страха перед окружающим миром обострено его восприятие. Но как выразить свои эмоции – он не знает. Дополнительно – отсутствие указательного жеста. Вместо того, чтобы пальцем показать, что он хочет, ребенок толкает впереди себя по направлению к желаемому предмету руку взрослого. Дети-аутисты в поведении не ограничены рамками установленных обществом норм, так как не в состоянии их понять. Поэтому чем старше становится ребенок, тем более заметными и осуждаемыми становятся особенности его поведения.

2. Отсутствие речевой (вербальной) и невербальной коммуникации.

У аутистов может быть хорошо развита речь, но может быть и ее полное отсутствие, часто наблюдается дизартрия. Но даже проговаривающий наизусть на одном дыхании огромные стихотворения или куски из романов малыш вряд ли сможет объяснить их смысл. Да и жестикуляции, соответствующей мимики и выразительной речи не будет. Чаще дети просто используют запомнившиеся фразы, не придавая им никакой эмоциональной окраски (так называемая «штампованная речь»). Многие из них не используют местоимение «Я», говоря о себе в третьем лице, например: «Маша упала».

Больной аутизмом – очень «конкретный» и прямой человек: он не понимает переносного смысла пословиц и крылатых выражений, иронических высказываний и шуток, не реагирует на изменение тона голоса или мимики говорящего. Все же большинство из них потребности в общении не испытывают, говорят редко, обычно глаголами. Наш сын молчит, лишь может изредка, но очень к месту сказать: «Иди». Он может пальцем показать на маму или папу, но никогда нас не зовет.

3. Выраженная ограниченность интересов в сочетании с навязчивыми действиями.

Дети-аутисты, с трудом ориентируясь в окружающем их мире, овладевают любыми навыками или играми интуитивно. То, что ими освоено, уже не пугает. Поэтому им свойственно увлеченно (навязчиво) многократно повторять одно и то же примитивное действие (вертеть веревочку, рвать бумагу, скрипеть дверью). Также для них характерно так называемое «туннельное мышление». Я называю это «программой»: пока малыш не сделает то, что задумал, он ни на что другое не сможет сам переключиться, пусть даже пройдет несколько дней. В это время он не отвлекается даже на еду, питье и туалет.

Аутизм не позволяет развить воображение. Поэтому у детей невозможно сформировать понятие опасности. Дороги, окна и балконы в высотных домах, глубокие водоемы не вызывают страха. По той же причине им не интересны мультфильмы, спектакли, художественные фильмы, литературные произведения.

Аутизм у детей: симптомы

Перечислю проявления аутизма, выявленные у нашего сына:

1. В грудном возрасте:

  • не было комплекса оживления;
  • пассивно «висел» на руках у взрослого, не пытаясь за него держаться;
  • под утро не спал, тихо играя в кроватке со своими пальчиками;
  • улыбался с большей готовностью шторам на окне и люстре, чем людям;
  • никак не реагировал даже на громкое обращение к нему, если был увлечен игрой;
  • с большим трудом научился жевать;
  • никогда не выбирал еду, кушал все, что давали (хотя чаще свойственна очень жесткая привязка к определенным блюдам и отказ от новых). Если что-то не нравилось, «складировал» за щекой. При этом выплевывать что-либо до сих пор не научился (достает пальцем);
  • при проигрывании дисков с детскими инструментальными мелодиями на некоторые по непонятной для нас причине реагировал громким плачем;
  • отсутствовала речь на фоне криков, как у дельфина;
  • с трудом запоминал названия окружающих предметов;
  • очень рано научился складывать пирамидку, всевозможные пазлы за счет великолепной механической памяти.
  • 2. В возрасте до 5 лет:

  • наблюдал за игрой детей или играл рядом, подражая им;
  • не смотрел мультфильмы, не слушал стихи и сказки;
  • подолгу лежал на ковре, катая паровозик или складывая длинной цепочкой кубики;
  • не разбирал и не ломал игрушки, не проявляя никакого к ним любопытства;
  • боялся жужжания мух и пчел, звука работающего двигателя проезжающего под окном мотоцикла, бытовой техники;
  • движущиеся звуковые игрушки (машинки с сиренами, поющие мишки) вызывали панику и крик;
  • очень любил плескаться в воде, мыть игрушки, руки, посуду;
  • крайне тяжело принимал перемену окружающей обстановки (ночевку в гостях, проживание в санатории или больнице, адаптацию к детскому саду);
  • до сих пор не может одеться по погоде;
  • о назначении любого предмета сам не догадается – только после показа;
  • указательный жест появился после долгих тренировок, но используется редко.
  • Аутизм: лечение

    Лечение аутизма у детей – это ежедневный многолетний труд родителей, психолога, дефектолога, врача-психиатра. Главная задача – помочь малышу преодолеть страх перед жизнью, максимально адаптироваться в нем, приобрести и закрепить навыки самообслуживания.

    Страдающий аутизмом ребенок нуждается в специальной поведенческой терапии, где ему прививают шаблоны поведения в разных жизненных ситуациях. Доверие к родителям дети, больные аутизмом, обретают во время «терапии объятий», когда ребенка по несколько часов в сутки носят на руках, поглаживая даже против его воли, и постоянно рассказывают ему, как сильно его любят. Приветствуется сон в одной постели, совместное купание. Улучшить психические функции помогают животные. Наш сын любит кататься на лошади, но боится котов и собак.

    Обучение детей с аутизмом должны проводить специалисты, имеющие навыки работы с ними. Существуют детские сады, центры дневного пребывания, специализированные группы при школах.

    Мы подбирали методики лечения Ильи только совместно с врачом-психиатром. Мы безгранично доверяем ее опыту, профессионализму и искреннему желанию помочь нашей семье. Поэтому назначенные ею психотропные препараты для снятия тревоги, страхов, гиперактивности мы безоговорочно принимаем уже много лет. С болезненным восприятием громких звуков помогли справиться шумофоны. Постепенно мы стали поводырями своего сына, его глазами и ушами. Он доверяет нам, копирует наше поведение. Мы считаем это большим прогрессом в борьбе с заболеванием, хотя у психологов это называется патологической зависимостью. Благодаря этому еще существует и открыта калитка между миром нашего 9-летнего аутиста и миром людей.

    ipregnancy.ru