Состояния личности стресс

«КАК РАБОТАЕТ НАШ МОЗГ»

Психические состоянияодин из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определенными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне — системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира

Трудность классификация психических состояний состоит в том, что часто они пересекаются или даже совпадают друг с другом настолько тесно, что их достаточно сложно «развести» — например, состояние некоторой напряженности часто появляется на фоне состояний утомления, монотонии, агрессии и ряда других состояний. Тем не менее, существует много вариантов их классификаций. Чаще всего их делят на эмоциональные, познавательные, мотивационные, волевые. Обобщая текущие характеристики функциониро­вания основных интеграторов психики (личности, интеллекта, созна­ния), используют термины состояние личности, состояние интел­лекта, состояние сознания. Описаны и продолжают изучаться и другие классы состояний: функциональные, психофизиологические, астенические, пограничные, кризисные, гипно­тические и другие состояния. Опираясь на подходы к многообразию психических состояний, предложенные Н.Д. Левитовым, мы предлагаем свою классификацию психических состояний, состоящую из семи постоянных и одного ситуативного компонента (Рис. 14.1). Принцип разделения состояний на те или иные категории объясняется ниже в Табл. 14.2.

Более подробно о психических состояниях в процессе трудовой деятельности можно почитать ЗДЕСЬ.

Если Вам предстоит важное и ответственное дело ( экзамен, публичное выступление, свидание и т. д.), а Вы боитесь, что будете волноваться и не сможете проявить себя с лучшей стороны — то Вам обязательно поможет техника НЛП » якорение». Описание этой техники Вы можете посмотреть — ЗДЕСЬ.

Если Вам наоборот нужно раслабиться и не нервничать попусту, то Вы можете использовать приемы аутогенной тренировки (ЗДЕСЬ).

Снижение волнения при внезапном стрессе и восстановление психического равновесия при помощи глубокого дыхания — ЗДЕСЬ

Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс — молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой».

www.no-stress.ru

Стресс как психологическое состояние личности в условиях социальной напряженности

Понятием «стресс» охватывается обширный круг психических и физиологических состояний индивида, которые возникают в ответ на социальную напряженность или экстремальные воздействия. Различные психологические проявления стресса отражаются прежде всего в изменениях физиологических функций. Это естественно, так как физиологические функции — базовый субстрат психологических характеристик стресса. Такая корреляция позволяет использовать изменения физиологических реакций на стресс в качестве объективных показателей психологического (эмоционального) стресса. Физиологический стресс это вегетативно-соматическая реакция индивида на воздействие социальной напряженности или экстре­мальной ситуации. Он проявляется в изменении привычных для организма ритмов дыхания, сердцебиения, речи, двигательной активности, уровней кровяного давления, в спазме или, напротив, в расширении сосудов, в снижении мышечного напряжения или расслаблении, интенсивности деятельности выделительных систем организма и болезни. Физиологический стресс всегда обусловлен протекающей в организме гормональной бурей, которая и вызывает описанные выше ответные реакции организма на физиологическом уровне.

Психический стресс проявляется в двук видах.

Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой ответственности за последствия решений.

Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.п. Его формы — импульсивная, тормозная и генерализованная.

Стресс в социальной психологии рассматривается как особая форма I переживания чувств, близкая по своим психологическим характеристикам к аффекту, но по длительности протекания приближающаяся к настроениям. Стресс — это не просто нервное I напряжение. Его иногда называют неспецифической реакцией организма на предъявляемые ему требования. Не специфичность эта состоит в том, что требования, предъявляемые к организму, настоятельно вызывают его перестройку. Это означает, что организм должен приспособиться, адаптироваться к этим новым требованиям.

docpsy.ru

Психические состояния

  • Психические познавательные процессы
  • Функции и виды внимания
  • Виды и процессы воображения
  • Понятие и классификация ощущений
  • Восприятие, его виды и свойства
  • Сущность, функции и виды чувств и эмоций
  • Эмоциональные состояния человека
  • Волевые качества личности
  • Психические состояния — интегрированные отражения воздействий на субъекта как внутренних, так и внешних стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания (бодрость, усталость, апатия, депрессия, эйфория, скука и т.д.).

    Психические состояния человека

    Человеческая психика весьма подвижна, динамична. Поведение человека в какой-либо промежуток времени зависит оттого, какие именно особенности психических процессов и психических свойств личности проявляются в это конкретное время.

    Очевидно, что бодрствующий человек отличается от спящего, трезвый — от пьяного, счастливый — от несчастного. Психическое состояние — как раз и характеризует особен ноет и психики человека в определенный промежуток времени.

    При этом психические состояния, в которых может находиться человек, конечно, влияют и на такие его характеристики, как психические процессы и психические свойства, т.е. эти параметры психики тесно связаны друг с другом. Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а повторяясь часто, приобретая устойчивость, могут стать свойством личности.

    Вместе с тем современная психология рассматривает психическое состояние как относительно самостоятельный аспект характеристики психологии личности.

    Понятие психического состояния

    Психическое состояние — понятие, которое используется в психологии для условного выделения в психике индивида относительно устойчивого компонента, в отличие от понятий «психический процесс», подчеркивающий динамический момент психики и «психическое свойство», указывающее на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность в структуре его личности.

    Поэтому психологическое состояние определяется как устойчивая на определенном промежутке времени характеристика психической деятельности человека.

    Как правило, чаще всего под состоянием понимается некая энергетическая характеристика, влияющая на активность человека в процессе его деятельности — бодрость, эйфория, усталость, апатия, депрессия. Также особо выделяют состояния сознания. которые в основном определяются уровнем бодрствования: сон, дремота, гипноз, бодрствование.

    Особое внимание уделяется психологическим состояниям людей в условиях стресса при экстремальных обстоятельствах (при необходимости экстренного принятия решений, во время экзаменов, в боевой обстановке), в ответственных ситуациях (предстартовые психологические состояния спортсменов и т.п.).

    В каждом психологическом состоянии присутствуют физиологические, психологические и поведенческие аспекты. Поэтому в структуру психологических состояний входят множество разнокачественных компонентов:

  • на физиологическом уровне проявляется, например, в частоте пульса, артериальном давлении и т.п.;
  • в моторной сфере обнаруживается в ритме дыхания, изменении мимики, громкости голоса и темпа речи;
  • в эмоциональной сфере проявляется в положительных или отрицательных переживаниях;
  • в когнитивной сфере определяет тот или иной уровень логичности мышления, точность прогноза предстоящих событий, возможность регулирования состояния организма и т.п.;
  • на поведенческий уровне от него зависит точность, правильность выполняемых действий, их соответствие актуальным потребностям и т.п.;
  • на коммуникативном уровне то или иное состояние психики влияет на характер общения с другими людьми, способность слышать другого человека и воздействовать на него, ставить адекватные цели и достигать их.

Исследования показали, что возникновение тех или иных психологических состояний базируется, как правило, на актуальных потребностях, которые выступают по отношению к ним в качестве системообразующего фактора.

Так, если условия внешней среды способствуют быстрому и легкому удовлетворению потребностей, то это ведет к возникновению позитивного состояния — радости, воодушевления, восторга и т.п. Если же вероятность удовлетворения того или иного желания низкая или вообще отсутствует, то психологическое состояние будет негативным.

В зависимости от характера возникшего состояния могут резко изменяться все основные характеристики психики человека, его установки, ожидания, чувства, или. как говорят психологи, «фильтры восприятия мира».

Так, для любящего человека объект его привязанности кажется идеальным, лишенным недостатков, хотя объективно он может таковым и не являться. И наоборот, для человека в состоянии гнева другой человек выступает исключительно в черном цвете, причем те или иные логические доводы очень слабо влияют на подобное состояние.

После выполнения тех или иных действий с внешними предметами или социальными объектами, вызвавшими то или иное психологическое состояние, например любовь или ненависть, человек приходит к какому-то результату. Этот результат может быть следующим:

  • или человек реализует потребность, вызвавшую то или иное психическое состояние, и тогда оно сходит на нет:
  • или результат оказывается отрицательным.
  • В последнем случае возникает новое психологическое состояние — раздражения, агрессии, фрустрации и т.п. При этом человек вновь упорно пытается удовлетворить свою потребность, хотя она и оказалась трудно выполнимой. Выход из этой сложной ситуации связан с включением механизмов психологической защиты, которые способны снизить уровень напряженности психологического состояния и уменьшить вероятность хронического стресса.

    Классификация психических состояний

    Жизнь человека — непрерывная череда разнообразных психических состояний.

    В психических состояниях проявляется степень уравновешенности психики индивида с требованиями среды. Состояния радости и печали, восхищения и разочарования, грусти и восторга возникают в связи с тем, в какие события мы вовлечены и как к ним относимся.

    Психическое состояние — временное своеобразие психической деятельности индивида, обусловленное содержанием и условиями его деятельности, личностным отношением к этой деятельности.

    Познавательные, эмоциональные и волевые процессы комплексно проявляются в соответствующих состояниях, определяющих функциональный уровень жизнедеятельности индивида.

    Психические состояния являются, как правило, реактивными состояниями — системой реакций на определенную поведенческую ситуацию. Однако все психические состояния отличаются резко выраженной индивидуальной особенностью — являются текущей модификацией психики данной личности. Еще Аристотель отмечал, что добродетель человека состоит, в частности, в том, чтобы на внешние обстоятельства отвечать в соответствии с ними, не превышая и не преуменьшая должного.

    Психические состояния подразделяются на ситуативные и личностные. Ситуативные состояния характеризуются временным своеобразием протекания психической деятельности в зависимости от ситуационных обстоятельств. Они подразделяются:

  • на общефункциональные, определяющие общую поведенческую активность индивида;
  • состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения;
  • конфликтные психические состояния.
  • К устойчивым психическим состояниям личности относятся:

  • оптимальные и кризисные состояния;
  • пограничные состояния (психопатия, неврозы, умственная отсталость);
  • психические состояния нарушенного сознания.
  • Все психические состояния связаны с нейродинамическими особенностями высшей нервной деятельности, взаимодействием левого и правого полушарий мозга, функциональными связями коры и подкорки, взаимодействием первой и второй сигнальных систем и в конечном счете с особенностями психической саморегуляции каждого индивида.

    Реакции на воздействия внешней среды включают в себя прямые и вторичные приспособительные эффекты. Первичные — специфичный ответ на конкретный стимул, вторичные — изменение общего уровня психофизиологической активности. Исследованиями выявлены три типа психофизиологической саморегуляции, что соответствует трем типам общефункциональных состояний психической активности:

    • вторичные реакции адекватны первичным;
    • вторичные реакции превышают уровень первичных;
    • вторичные реакции слабее необходимых первичных реакций.
    • Второй и третий тип психических состояний вызывают избыточность или недостаточность физиологического обеспечения психической активности.

      Перейдем к краткой характеристике отдельных психических состояний.

      Кризисные состояния личности

      Для многих людей отдельные житейские и служебные конфликты оборачиваются непереносимой психической травмой, острой непроходящей душевной болью. Индивидуальная психическая уязвимость личности зависит от ее моральной структуры, иерархии ценностей, того значения, которое она придает различным жизненным явлениям. У некоторых людей элементы морального сознания могут быть несбалансированы, отдельные нравственные категории могут обрести статус сверхценности, образуются моральные акцентуации личности, ее «слабые места». Одни люди высокочувствительны к ущемлению их чести и достоинства, несправедливости, нечестности, другие — к ущемлению их материальных интересов, престижа, внутригруппового статуса. В этих случаях ситуативные конфликты могут перерастать в глубокие кризисные состояния личности.

      На психотравмирующие обстоятельства адаптивная личность, как правило, реагирует защитной перестройкой своих установок. Субъективная система се ценностей направляется на нейтрализацию травмирующего психику воздействия. В процессе такой психологической защиты происходит коренная перестройка личностных отношений. Душевный беспорядок, вызванный психической травмой, замещается реорганизованной упорядоченностью, а иногда и псевдоупорядоченностью — социальным отчуждением личности, уходом в мир грез, пристрастием к наркотикам. Социальная дезадаптация индивида может проявиться в различных формах. Назовем некоторые из них.

      Состояние негативизма — превалирование у личности отрицательных реакций, утрата положительных социальных контактов.

      Ситуационная оппозиция личности — резкая отрицательная оценка отдельных лиц, их поведения и деятельности, агрессивность по отношению к ним.

      Социальная отчужденность (аутизм) — устойчивая самоизоляция индивида в результате конфликтных взаимодействий с социальным окружением.

      Отчужденность личности от социума связана с нарушением ценностных ориентации индивида, отвержением групповых, а в ряде случаев и общесоциальных норм. При этом другие люди и социальные группы осознаются индивидом как чуждые, враждебные. Отчужденность проявляется в особом эмоциональном состоянии личности — устойчивом чувстве одиночества, отверженности, а иногда в озлобленности, даже мизантропии.

      Социальная отчужденность может приобрести форму устойчивой личностной аномалии: личность утрачивает способность к социальной рефлексии, учету позиции других людей, резко ослабляется и даже полностью тормозится ее способность к сопереживанию эмоциональных состояний других людей, нарушается социальная идентификация. На этой почве нарушается стратегическое смыслообразование: индивид перестает заботиться о завтрашнем дне.

      Длительные и трудно переносимые нагрузки, непреодолимые конфликты вызывают у человека состояние депрессии (лат. depressio — подавление) — отрицательное эмоционально-психическое состояние, сопровождающееся болезненной пассивностью. В состоянии депрессии индивид испытывает мучительно переживаемые подавленность, тоску, отчаяние, отрешенность от жизни; ощущает бесперспективность существования. Резко снижается самооценка личности. Весь социум осознается индивидом как нечто враждебное, противопоставленное ему; происходит дереализация, когда субъект утрачивает чувство реальности происходящего, или деперсонализация, когда индивид утрачивает возможность и необходимость быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей, не стремится к самоутверждению и проявлению способности быть личностью. Недостаточность энергетической обеспеченности поведения приводит к мучительному отчаянию, вызванному нерешенностью задач, невыполнением принятых обязательств, своего долга. Мироощущение таких людей становится трагическим, а поведение — недейственным.

      Итак, в одних психических состояниях проявляются устойчивые личностно характерные состояния, но бывают и ситуативные, эпизодические состояния личности, которые не только не характерны для нее, но даже противоречат общему стилю ее поведения. Причинами возникновения таких состояний могут быть различные временные обстоятельства: ослабленность психической саморегуляции, захватившие личность трагические события, психические срывы, обусловленные нарушением обмена веществ, эмоциональными спадами и др.

      www.grandars.ru

      ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ

      При этом психические процессы, психические состояния, психичес­кие свойства личности взаимосвязаны и влияют друг на друга (рис. 6).

      Психические состояния влияют на протекание психических процес­сов, а повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут стать свойством личности.

      Виды психических состояний выделяют в зависимости от таких па­раметров:

      Рис. 6. Взаимосвязь основных видов проявления психики

      (по М. Г амезо, И. Домашенко)

      — влияния на личность (положительные и отрицательные, стеничес- кие и астенические);

      — преобладающих форм психики (эмоциональные, волевые, интел­лектуальные);

      — глубины (глубокие, поверхностные);

      — времени протекания (кратковременные, длительные и пр.);

      Предметом специального внимания в психологии являются психичес­кие состояния людей в условиях стресса. В зависимости от причин раз­личают стрессы физиологический и психологический. Физиологичес­кий стресс вызывают механические, физические воздействия — силь­ный звук, повышенная температура воздуха, вибрация.

      Психологический стресс может возникнуть в условиях дефицита времени или информации при высокой личной значимости достижения успеха в деятельности, в ситуациях угрозы, опасности.

      При этом происходит мобилизация защитных сил организма для по­иска выхода из экстремальной ситуации.

      Возможности саморегуляции психических состояний определяются индивидуально-психологическими особенностями личности человека, его привычками в организации своих действий, складывающимися в про­цессе воспитания и самовоспитания. Необходимым условием сознатель­ной саморегуляции психических состояний является принятие челове­ком цели и программы овладения приемами соответствующих действий. Например, выделяют следующие приемы управления эмоциональны­ми состояниями и выхода из стресса:

      • понижение субъективной значимости события, переоценка значи­мости ситуации в сравнении с жизненно важными, общечеловечес­кими ценностями;

      • разрядка эмоциональной напряженности в движении, в физичес­кой нагрузке;

      • переключение внимания, концентрирование его не на значимости результата, а на анализе причин, технических деталях проблемы, что уменьшает эмоциональную напряженность;

      • предварительная разработка запасных стратегий, путей отступле­ния, учитывая тот факт, что повышение эмоциональной напряжен­ности снижает интеллектуальный контроль за поведением;

      • по возможности, активизация чувства юмора;

      • овладение приемами аутогенной (от греч. autos — сам, genos — происхождение) тренировки, основанной на нервно-мышечной ре­лаксации (от лат. relaxatio — уменьшение напряжения) и само­внушении;

      • использование систем специальной тренировки, в которой сами факторы неожиданности и внезапности становятся предметом обу­чения, например в компьютерных играх.

      lawbooks.news

      Человек воспринимает действительность с помощью познавательных психических процессов (ощущения, восприятия и др.); при этом важную роль играют психические состояния, которые отражают действительность в форме переживаний (чувства, эмоции и т.д.).

      Психическое состояние – это сложное и достаточно стойкое, но проходящее психическое явление, влияющее на жизнедеятельность субъекта в сложившейся ситуации. Психические состояния кратковременны, если сравнивать их с такими особенностями личности, как характер, способности, темперамент. В то же время они продолжительнее ощущений, восприятий и т.д. Однако сами психические состояния различаются по продолжительности. Например, настроение, как правило, длительнее аффекта.

      Любое психическое состояние развивается от прошлого к будущему, но выражается в настоящем времени. Характеристика и название конкретного состояния зависят от доминирующих в нем психических явлений. Выделяются эмоциональные (аффекты, страсти, настроения), познавательные (размышления, сомнения, грезы, мечтательность и т.д.) и волевые (решительность, смелость, настойчивость и др.) психические состояния.

      Волевые компоненты могут входить в любое психическое состояние, но доминирование их преобразует всю структуру состояния, вступает как самостоятельное состояние.

      Например, юридическая деятельность требует от следователя, судьи и др. решительных действий, а внутреннее состояние порой тормозит активность юриста. В данной ситуации юристу приходиться усилием воли заставить себя подавить тормозящие эмоции и активизировать свои действия.

      В самостоятельную группу психических состояний можно отнести те, где доминируют черты характера, особенности темперамента и другие психические свойства личности. Например, активность как черта характера может стать основой состояния активности; особенности темперамента влияют на поведение и психическое состояние индивида в определенных жизненных ситуациях.

      Прикладные виды психологии исследуют специальные психические состояния. Так, патопсихология и медицинская психология изучают навязчивые состояния, социальная психология – массовидные.

      К эмоциональным психическим состояниям относятся чувства, эмоции, настроения, аффекты, эйфория, тревога, фрустрация, стресс и др.

      Человек, будучи существом биологическим и социальным, отражает в сознании объективные отношения, которые складываются у него как личности с отдельными объектами отражения. Своеобразной стороной такого отражения выступают область чувств, эмоциональная сфера личности.

      Чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности. Чувства подразделяются на практические, моральные, эстетические и интеллектуальные.

      Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью: радость творчества, удовлетворение от познания нового, постоянное стремление к обнаружению оригинального, малоисследованного и т.д. К интеллектуальным чувствам относятся любознательность, любопытство, радость, удивление и др.

      Любознательность юриста проявляется в систематической потребности в познании сложившейся следственной, судебной, адвокатской и др. ситуации, изучения современных достижений в области теории и практики юриспруденции, установления тактических и психологических контактов с людьми и т.д. Любознательность необходимо отличать от любопытства. Любопытство – свойство личности как нецеленаправленная любознательность, притом эмоционально окрашенная.

      Радость – это проявление эмоции удовлетворения. Например, радость у юриста проявляется как в процессе трудовой деятельности (своевременное раскрытие опасного преступления), так и в бытовой сфере (получение удовлетворения от успехов ребенка в школе и т.д.). Высшая форма радости – творчество.

      В структуру любознательности входит чувство удивления, которое является мотивом познавательной деятельности.

      В зависимости от того, насколько существенны отраженные в чувствах стороны действительности, различаются глубокие и неглубокие чувства. Также различаются по интенсивности (сильные и слабые) и продолжительности (длительные и кратковременные).

      Практические чувства возникают в практической деятельности и связаны с особенностями деятельности человека: от скуки и интереса – до радости и мук творчества. Общеизвестно, что сколько видов деятельности, столько и видов чувств: чувства спортивного азарта, приятной усталости, увлеченности делом и др. У юристов особенно сильно они проявляются в следственной, оперативно-розыскной и др. деятельностях. Так, после длительного производства обыска, завершившегося обнаружением тайника с предметами обыска, юрист норой испытывает чувства приятной усталости и удовлетворения достигнутой цели.

      Моральные чувства обусловлены оценкой человека своего поведения относительно существующих в обществе нравственных норм. Отсутствие у человека сострадания, жалости, негодования но поводу тех или иных своих поступков, самоконтроля и других моральных принципов способствует совершению противоправных действий.

      К моральным чувствам относятся патриотизм, чувство долга, симпатии, антипатии, любовь, ненависть, сострадание и др. Например, любовь – это чувство самоотверженной и глубокой признательности, сердечного влечения. Ненависть – отрицательное чувство человека, достаточно стойкое и направленное на явления, которые противоречат его потребностям, убеждениям, ценностям. Юрист может испытывать любовь к своей профессии, своему делу и испытывать внутреннюю ненависть к бандитам, убийцам и т.д.

      Однако профессия юриста требует объективного подхода к ситуациям, отодвигая на задний план чувства симпатии или антипатии к событиям или личности.

      Эстетические чувства – это отношение человека к прекрасному в обществе. Они способствуют переживанию всего возвышенного, эмоционального. Например, сильные эстетические чувства может вызвать восприятие произведений художественной литературы, музыки, изобразительных полотен, драматических спектаклей и других видов искусств.

      По содержанию чувства подразделяются на простые (страх, радость, горе, ревность и др.) и сложные (патриотизм, любовь к родине и др.). Чувства бывают стенические (активизирующие деятельность) и астенические (угнетающие жизнедеятельность). Каждому чувству противостоят противоположные переживания (радость – горе, любовь – ненависть и др.). Внешние проявления чувств обычно весьма заметны: чувства могут отражаться в мимике, голосе, выражении лица, движении рук и т.п.

      Чувства тесно связаны с эмоциями.

      Эмоции – это конкретная форма непосредственных переживаний, сопровождающих отдельные явления или ситуации. Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Поэтому первоначальная функция эмоций – адаптивно-приспособительная. У высших животных и человека они стали играть отчасти и коммуникативную роль.

      Эмоции подразделяются на стенические (активизирующие деятельность) и астенические (вызывающие пассивность), простые (элементарные) и сложные (высшие). Простые эмоции возникают при удовлетворении или неудовлетворении органических потребностей (жажды, голода) или в конкретной ситуации (испуг, тревога за свою жизнь и т.п.). Сложные эмоции обусловлены переживаниями человека по отношению к долгу, труду, другим людям и т.д.

      Также различают эмоции положительные (предметы удовлетворяют потребности личности) и отрицательные (не удовлетворяют желание личности).

      Эмоциональные состояния человека различаются по силе действенности и длительности. Сильные эмоциональные переживания иногда отражаются на деятельности вегетативной нервной системы (изменяется частота сердечных сокращений и дыхания, кожные покровы краснеют или бледнеют, возникают дрожь, потоотделение и т.д.)» могут стать причиной биохимических изменений в организме (увеличение или уменьшение содержания сахара в крови, появление белка в моче и др.).

      Эмоции подразделяются на корковые и подкорковые. Первые предполагают осмысленность; ко вторым относятся эмоции, нередко неосознаваемые, которые вызываются непосредственными восприятиями. Корковые эмоции легче возникают и исчезают с помощью словесного воздействия; они в большей мере подконтрольны волевому усилию. Подкорковые, как правило, только вытесняются другими эмоциями, более сложными и сильными.

      Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда вообще незаметны для посторонних, если человек умеет «держать себя в руках».

      В настоящее время в литературе выделяют следующие наиболее значимые эмоции: интерес – возбуждение; удовольствие – радость; удивление – изумление; горе – страдание; гнев – ярость; отвращение – омерзение; презрение – пренебрежение; страх – ужас; стыд – застенчивость; вина – раскаяние. Из десяти фундаментальных эмоций образуются 120 сложных эмоциональных комплексов – триад (например, горе – гнев – отвращение; страх – стыд – вина и т.д.).

      В юридической деятельности эмоции активизируются в конфликтных, критических ситуациях. В подсобных моментах эмоции помогают (или мешают) юристу принимать правильные решения. Например, без положительных эмоций невозможно установить психологический контакт с допрашиваемым. Отрицательные эмоции могут вызвать представления, которые не соответствуют реальной действительности, тормозить мыслительную работу юриста.

      Профессиональная деятельность юриста (следователя, судьи, юрисконсульта и др.) насыщена событиями, которые постоянно вызывают у него положительные или отрицательные эмоции. Психологическая наука разработала методики эмоциональной тренировки. Содержание методик базируется на взаимосвязи эмоций и физических действий – «гимнастика чувств и эмоций».

      Интенсивно используется аутогенная тренировка, которая представляет собой процесс самовнушения. Главным орудием тренировки является слово, обращенное к себе.

      Особое значение придается самонаблюдению, самоанализу, систематическому контролю над собственным поведением.

      Устойчивые эмоции умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, называются настроениями. Это совокупность отдельных психических состояний, одно из которых доминирует и придаст соответствующую эмоциональную окраску сознанию.

      Настроение зависит от направленности личности, характера, темперамента, способностей, жизненного опыта. Причиной изменения настроения может быть конкретное событие, приятное или неприятное известие, удача или неудача па работе. В таком случае настроение четко идентифицируется как определенное состояние (скука, печаль, тоска, страх или, напротив, увлеченность, радость, восторг и т.д.). Определенные настроения положительно влияют на деятельность человека, другие – негативно. Если ни одно состояние не преобладает над другими или причины, вызвавшие то или иное настроение, не осознаются, то оно переживается в качестве общего эмоционального фона (приподнятое, подавленное).

      Настроению свойственны следующие особенности:

      • полярность составляющих его психических состояний: возбужденное – заторможенное; бодрое – подавленное, активное – пассивное, радостное – грустное и др.;

      • изменчивость отдельных психических состояний;

      • относительная устойчивость, на которую влияет сила психических воздействий, переживаний, инертность;

      • индивидуальное своеобразие, обусловленное направленностью личности, ее психическими свойствами (характером, темпераментом и т.д.);

      • внешняя выраженность, которая проявляется в позе, мимике, жестах, сердцебиении, ритме дыхания.

      Юристу в своей деятельности необходимо учитывать тот факт, что настроение существенно влияет на восприятие человека. В бодром, хорошем настроении он склонен выполнять больше работы, чем обычно, объективно решать поставленные задачи, своевременно устанавливать контакты с людьми. В мрачном, угнетенном, подавленном настроении человек работает без интереса, выполняет действия без инициативы, больше отмечает негативного в поведении людей и не замечает положительные качества личности. Следователь, например, в подавленном настроении нередко преувеличивает или переоценивает отдельные доказательства.

      Длительное подавленное настроение способствует накоплению отрицательных эмоций. В таком состоянии человек придает неоправданно большое значение мелким фактам и на уклонение от незначительных конфликтов тратит гораздо больше сил, чем требуется.

      Страсть – сильное, стойкое чувство, которое становится доминирующим над другими побуждениями человека. Страсти играют весьма существенную роль в человеческой жизни и зависят от целей, на которые направлены. Они могут как возвышать, так и обеднять, принижать человека. Страсть приводит к сосредоточению на предмете страсти всех устремлений и сил.

      Особого внимания заслуживает такое эмоциональное состояние, как аффект. Это эмоциональный процесс, быстро овладевающий человеком, бурно протекающий, со значительным изменением сознания и нарушением волевого контроля над действиями (утратой самообладания). Примеры аффекта – отчаяние, сильный гнев, панический страх, ужас. В форме аффекта может проявляться и радость. Аффект возникает в ответ на уже прошедшее событие, это реакция на совершенное действие или поступок. Аффект развивается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из неожиданно сложившейся ситуации. Сильное душевное волнение тормозит не связанные с ним психические процессы: внимание концентрируется на источнике чувств (гнева, обиды, отчаяния), иные детали обстановки не попадают в поле сознания либо носят характер случайно запомнившихся. Вообще для состояния аффекта характерно сужение сознания, в результате чего ослабляются его критические возможности, сокращается стадия борьбы мотивов, память сохраняет только переживания, связанные с содержанием аффективного действия.

      Аффект чаще всего возникает у неуравновешенных, слабохарактерных людей. Внешне он может проявиться в чрезмерной активности, даже агрессии или, наоборот, в задержке движений, оцепенении. Сильное возбуждение распространяется и на механизм физиологической регуляции эмоций. Человек краснеет или бледнеет, движения его бывают скованны или хаотичны, речь прерывиста.

      Аффекты могут носить и положительный характер, когда они являются результатом радостных событий в личной жизни человека или значительных успехов. Это считается нормальным явлением и положительно влияет на психологическое и физическое развитие личности.

      Для определения аффективного состояния субъекта следователь назначает судебно-психологическую и комплексную психолого-психиатрическую экспертизы.

      Стресс (от англ. stress – «давление», «напряжение»). Первоначально понятие применялось в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма на любое неблагоприятное воздействие («общий адаптационный синдром»). Впоследствии термин стали использовать при описании состояния индивида в экстремальных ситуациях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Фактор, вызывающий такое состояние, называется стрессором. Различаются физиологические (физические перегрузки, чрезмерно высокие или низкие температуры, сильные болевые синдромы и т.д.) и психологические (угроза, обида, опасность и др.) стрессоры. Кроме того, стрессоры классифицируются по неопределенности и значимости. Последние в свою очередь делятся на внутренние и внешние.

      Стрессоры неопределенности обусловлены характером деятельности и первичны по своей природе. Они возникают, когда человек не уверен, что все внутренние механизмы, обеспечивающие результат деятельности, будут функционировать наиболее оптимально.

      Стрессоры значимости связаны с ответственностью предстоящей оценки результатов деятельности. Стрессоры внутренней значимости при этом определяются характером внутренней субъективной оценки реализации индивидуально значимых мотивов личности. Они проявляются в опасениях возникновения субъективно неприятных переживаний в ходе деятельности (неуверенность в успехе, возможность негативных последствий и др.). Стрессоры внешней значимости зависят от характера внешнего контроля и оценки индивидуально и социально значимых последствий деятельности и могут явиться следствием возможности неосуществления целевых установок.

      В зависимости от вида стрессора выделяют физиологический и психологический стрессы, а последний подразделяют на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за их последствия. Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр.

      Причинами стрессовых состояний чаще всего бывают неуверенность в успехе, преувеличение опасности и повышенная впечатлительность, переоценка ответственности, плохое самообладание, наличие желаний, превышающих возможности их удовлетворения, и др. Стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс) вплоть до полной дезорганизации.

      Газета «Интернэшнл геральд трибун» (International Herald Tribune) сообщила об исследованиях, проведенных учеными из Манчестера: по десятибалльной системе оценка стрессов у шахтеров равна 8,3; у полицейских – 7,7; строителей и журналистов – 7,5; зубных врачей – 7,3; актеров – 7,2; политических деятелей – 7,0; врачей – 6,8; водителей автобусов – 5,4, библиотечных и музейных сотрудников – 2,8 балла.

      Стресс получил физиологическое обоснование в учениях У. Кеннона, Г. Селье и др. У. Кеннон разработал теорию гомеостаза (постоянства внутренней среды организма); она способствовала активному разрешению проблемы стресса. В 1932 г. издана его книга «Мудрость тела», в которой организм рассматривается как единое целое, способное оптимально приспосабливаться к изменениям внешней обстановки. В поддержании гомеостаза, по У. Кеннону, ведущая роль принадлежит нервной системе – центральной и вегетативной, а в адаптации – только центральной. Он считал, что комплекс всех сдвигов, происходящих в организме, находит отражение в коре головного мозга, определяя эмоциональную окрашенность таких сдвигов.

      Почти одновременно с У. Кенноном проблему адаптации живого организма к неблагоприятным внешним условиям начал разрабатывать Г. Селье. Его учение о стрессе основано на понятии общего адаптационного синдрома – совокупности нейрогуморальных реакций, обеспечивающих мобилизацию психофизиологических ресурсов организма для адаптации в экстремальных условиях.

      У. Кеннон и Г. Селье отмечали, что стрессовые ситуации способствуют усилению дыхания, сердечных сокращений, повышению артериального давления, уровня сахара в крови, увеличению потребления кислорода тканями и органами. Под влиянием вегетативной нервной системы происходят и соматические изменения: расширение ноздревых отверстий для увеличения потока вдыхаемого воздуха, изменение глазных щелей, мимики и т.д.

      Многочисленные исследования психологического стресса позволили представить его как системное явление, определяемое рядом условий: активностью мотивации, трудностью заданий, антиципацией (предвосхищением) угрозы и др. При этом обнаружено, что тип нервной системы, темперамент в значительной мере определяют генезис и динамику стресса и его влияние на успешность деятельности человека в конкретной ситуации.

      В состоянии стресса возникают затруднения с осуществлением направленности мышления на решение определенных задач, наблюдается торможение поведения человека, пассивность и бездеятельность.

      Стрессовые состояния развиваются в трех направлениях: тревоги, сопротивления и истощения.

      В стрессовом состоянии заметно затрудняется оценка силы угрожающего фактора, наблюдается тенденция к ее завышению. Указанные особенности необходимо учитывать при расследовании изнасилований, превышения пределов необходимой обороны и др. Особенно это касается оценки поведения потерпевших от преступления.

      В процессе расследования преступлений часто возникают экстремальные ситуации, которые вызывают у следователя эмоциональную напряженность (стресс) в той или иной форме: тормозной (плохое переключение внимания, медленное выполнение мыслительных операций и др.), импульсивной (непродуманные скороспелые решения, суетливость, неоправданная спешка и т.д.), генерализованной (сильное возбуждение, безразличие, обреченность и т.п.). Стресс можно предупредить постоянными аутогенными тренировками.

      Юрист должен систематически формировать в себе умение контролировать собственные эмоции и повышать психологическую защищенность. В специальной литературе предлагаются различные методы оптимизации эмоционального состояния и сохранения душевного равновесия.

      Стресс порождает другое эмоциональное состояние – тревогу, которая возникает в ситуациях неопределенной опасности и проявляется в ожидании неблагополучного развития событий.

      Тревогу следует рассматривать и как состояние, и как свойство личности. Состояние тревоги появляется, когда индивид воспринимает определенную ситуацию в качестве несущей в себе элементы опасности, угрозы, вреда. Тревога как свойство личности (личностная тревожность) подчеркивает склонность индивида к этому состоянию. Уровень тревожности определяется по тому, как часто и насколько интенсивно у человека возникает состояние тревоги. В связи с этим различают личность с ярко выраженной тревожностью и личность с низким уровнем тревожности. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у людей, переживающих последствия психотравмы, и у лиц с отклоняющимся поведением. Тревожность имеет три формы: кратковременная эмоциональная реакция, влияющая на суждения и решения; аналогичные психические состояния; свойство личности, предрасполагающее к частным проявлениям реакций и состояний тревожности.

      Реакцией индивида на конкретную угрозу является страх. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха проявляются в различных вариантах: испуг, ужас, боязнь, опасение, паника, тревожное ожидание и др. Наиболее распространенная форма эмоциональной реакции на опасность – астенический страх, который выражается в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках. Другая форма – стенический страх, паника – чаще свойствен группе лиц, но бывает и у одного человека. Внезапный страх называется испугом. Наиболее сильная степень страха – ужас. Человек, охваченный ужасом, способен на нелепые, нецелесообразные действия. Однако с него не снимается ответственность за поступки, совершенные в таком состоянии, поскольку он обязан управлять своим поведением. Нередко выраженный страх («разумный страх») может проявляться в виде опасения, осторожности, осмотрительности.

      Состояние фрустрации (от лат. frustratio – «обман», «тщетное ожидание») есть результат внутреннего перенапряжения (досады, раздражительности и др.). Французский психолог П. Фресс отмечал, что «фрустрация возникает всякий раз, когда физическое, социальное или даже воображаемое препятствие мешает или прерывает действие, направленное на достижение цели. Фрустрация создает таким образом наряду с исходной мотивацией новую защитную мотивацию, направленную на преодоление возникшего препятствия» [1] . Г. Селье определил фрустрацию как «стресс рухнувших надежд» [2] .

      Фрустрация может быть выражена либо в агрессии, угрозах, грубости по отношению к виновным в создании препятствий (а иногда и ко всем окружающим), либо в агрессии, направленной против себя, в депрессии (самобичевании, подавленности, тревожности). Реакции агрессивного характера свойственны людям невоспитанным, несдержанным, грубым. Разрешение состояния фрустрации, сопровождающееся снятием застойного возбуждения, может стать настоятельной потребностью, которую необходимо удовлетворить, чтобы получить успокоение. Основной путь преодоления фрустрации – переключение на замещающую (компенсаторную) деятельность. По силе проявления фрустрации колеблются от настроений до аффектов и страстей. Состояние фрустрации ни в коей мере не снимает ответственности с лица, совершившего противоправные действия.

      При повторении фрустрации у человека наступают деформационные черты: агрессивность, завистливость, нерешительность, вялость, безразличие, безынициативность и др.

      Деятельность юриста часто протекает в условиях повышенных эмоциональных перегрузок. Например, следственная деятельность связана с экстремальными ситуациями и конфликтами. Поэтому расследовать преступления необходимо с учетом и оценкой влияния эмоций и чувств на поведение человека.

      Эмоции и чувства действуют на юриста неодинаково. Создавшаяся ситуация на одного следователя оказывает отрицательное воздействие, на другого – стимулирующее. Например, следователь допрашивает свидетеля, который дает ложные показания. Утверждения допрашиваемого явно противоречат материалу следствия. Один следователь начинает возбуждаться, повышать голос и т.д. – и тогда свидетель либо замыкается, отказываясь давать показания, либо устраивает истерику, требует вмешательства прокурора, симулирует приступ заболевания и др. Другой следователь в подобной ситуации старается все же выслушать допрашиваемого, показать ему несоответствия его показаний материалам дела, объяснить возможность наступления серьезных последствий в результате дачи им ложных показаний. Поэтому юрист должен постоянно регулировать свои эмоциональные проявления, особенно в процессе принятия ответственных решений, преодоления противодействия отдельных лиц, взаимодействия с различными участниками следствия, судебного разбирательства и др.

      В судебно-психологической и юридической литературе дается множество рекомендаций по эффективности установления тактического и психологического взаимоотношения. Юрист должен устанавливать психологический контакт путем строгого соблюдения законности, уважения человека, использования характерологических качеств и эмоциональных особенностей личности. Эмоции юриста оказывают воздействие на человека и могут вызывать ответные эмоциональные проявления (положительные или отрицательные).

      Судебно-следственная практика показывает, что значение эмоционального состояния нельзя преувеличивать, так как проявление эмоций не всегда свидетельствует об истинном настроении человека (например, смех или слезы могут скрывать действительные эмоции человека). Профессия юриста (особенно следователя, прокурора, судьи и др.) требует постоянного сокрытия действительного настроения. Это может привести к «ороговению души». Утрата отзывчивости, внимания, сочувствия, презрения, возмущения, удивления, недоумения, других эмоций и чувств способствует появлению признаков профессиональной деформации юриста.

      В юридической литературе давно говорится о важности включения в структуру вины эмоционального элемента. Однако многие специалисты в области уголовного права (А. А. Пионтковский, Л. М. Брайнин, Т. Л. Сергеева и др.) отрицают существование неосознанных правозначимых эмоций.

      В настоящее время общепринятым считается утверждение, что вина есть психическое отношение субъекта к своим действиям и их последствиям. Поэтому это отношение не может быть внеэмоциональным.

      Эмоции могут активизировать или парализовать действие человека, непосредственно влияют на качество интеллектуального момента субъективной стороны.

      Представляется, что предметом исследования эмоционального состояния в уголовном праве должны считать действие и состояние субъекта, нt связанные с аффективным состоянием (например, убийство матерью новорожденного может быть совершено в состоянии страха, стресса и других эмоций, не связанных с противоправными действиями потерпевшего).

    • [1]Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1975. Вып. 5. С. 139.
    • [2]Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1982. С. 65.
    • studme.org