Советы логопеда заикание

Консультация по теме:
Советы логопеда. Заикание появилось. Что делать?

Заикание- не только сложное речевое расстройство, но и заболевание, которое требует комплексного воздействия. В каком возрасте возникает заикание? Что необходимо делать родителям? Куда обратиться за помощью? Что мешает заикаиющимся говорить «нормально»? Можно ли им помочь?

Предварительный просмотр:

Советы логопеда. Заикание появилось. Что делать?

В последнее время очень часто в своей логопедической практике сталкиваюсь с таким речевым расстройствам, как заикание, которое проявляется запинками, неспособностью свободно, без напряжения высказываться. Порой у многих людей не хватает терпения дослушать до конца медленную, сбивчивую речь ребенка и мы, сочувствуя, невольно «помогаем», заканчивая начатую фразу.

Что мешает заикающимся детям говорить «нормально»? Каковы причины заикания? Чем и как можно помочь ребенку? Куда и кому обратиться? Существует ли лекарство от заикания? Это наиболее актуальные вопросы, которые задают родители, посещая мои консультации и практические занятия в детском саду.

Дорогие родители, если у Вашего любимого ребенка появились паузы, запинки в речи, стоит задуматься, сходить на консультацию к специалистам. Вам сообщили, что это заикание – не стоит расстраиваться, но и не надо расслабляться. От Вас зависит очень многое!

Чаще всего заикание возникает у детей в возрасте двух – пяти лет. Это период наиболее активного развития речи. Именно поэтому проблемы речевого характера происходят в эти годы. Мальчики в речевом отношении оказываются слабее девочек. Заикание возникает в три – четыре раза чаще. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

  • ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить, это длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже заикаясь;
  • употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
  • вынужденные остановки в середине слова, фразы; затруднения перед началом речи.

А теперь поговорим о причинах заикания. Прежде всего, причиной появления заикания является, ослабленность центральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания, могут быть различными, оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической невротизации – постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. Нередко заикание возникает при раннем речевом развитии. Если родители читают слишком много стихов, сказок, обращаются с просьбами: «расскажи», «повтори». Телевидение, компьютер также могут стать причиной появления запинок в речи. Иногда у детей, поздно начавших говорить, в результате бурного развития речи возникает и заикание. Следует иметь ввиду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой.

Уважаемые родители знания первых признаков и причин возникновения заикания поможет Вам своевременно обратиться к специалистам (психологу, невропатологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.

Как специалист, рекомендую ряд профилактических мер, чтобы предупредить заикание.

Прежде всего, это укрепление здоровья детского организма, нервной системы, полноценное питание, хороший сон. Необходимо всячески оберегать ребенка от психотравмирующих ситуаций, вызывающих испуг. Ограничение просмотра телевизионных передач, игры на компьютере и конечно Ваша речь родители, поскольку у некоторых детей заикание появляется по подражанию.

И наконец, подошли к самому главному вопросу нашей беседы как помочь детям и родителям, куда обратиться.

Заикающимся детям, разумеется, можно эффективно помочь. Следует подчеркнуть, что для этого необходимо объединение усилий разных специалистов и родителей, так как без подобного комплексного подхода успех невозможен. Очень часто родители меня спрашивают к кому надо обращаться при появлении запинок в речи? Назову основных специалистов, участвующих в коррекции запинок у детей.

Не обойтись без консультации врача – психоневролога, который назначит медикаментозную терапию.

Весьма желательно привлечь к лечению детей психолога. Немало важная роль в коррекции заикания принадлежит логопеду. В своей практике использую приемы правильного речевого дыхания, голосовую гимнастику, работаю над темпом речи, режим молчания. Рекомендую использовать речь на распев. Замечено, что, когда ребенок или взрослый поет, запинки в речи исчезают.

Успех в преодолении заикания во многом определяется поведением родителей, их готовностью помочь ребенку. Часто, когда необходимо вылечить заикания у ребенка, начинать надо с себя. Позвольте в конце нашей беседы дать вам ряд рекомендаций.

Прежде всего, уважаемые родители, не надо паниковать, ни в коем случае нельзя показывать свое беспокойство ребенку. Нельзя стыдить и наказывать ребенка и сообщать ему о том, что он «сказал плохо», и не просить, чтобы он «сказал хорошо». Постарайтесь говорить меньше не торопясь, короткими и понятными фразами.

Подумайте, как организовать вашу совместную жизнь с ребенком, так, чтобы его не подгонять. Ваша задача – научить ребенка говорить медленнее. Для снятия напряжения нервной системы рекомендую игры с песком и водой.

Ваш ребенок может помочь вам делать обычные домашние дела. Для мамы девочки часто с удовольствием перебирают крупу, раскладывают пуговицы, а для папы мальчики охотно возятся с рабочими инструментами. Кроме того необходимо следить, чтобы у ребенка была постоянно физическая нагрузка. Итак, родители не забывайте, что спокойная семейная обстановка, разумный режим, здравый смысл относительно требований к ребенку гораздо важнее, чем экзотические методы лечения или надежда на чудодейственную пилюлю.

Дорогие родители, желаю Вам всего самого доброго!

nsportal.ru

ЛИТЕРАТУРА ПО КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ — Детский сайт ПЧЁЛКА.

При копировании и размещении на другом сайте указывайте активную ссылку: http://www.detiam.com/логопедия/

Визель Т.Г. Коррекция заикания у детей.

В пособии изложена авторская методика преодоления заикания у детей дошкольного возраста. Представлены упражнения и практические задания, предназначенные для диагностики и коррекции заикания. В книгу вошли игры и упражнения для совершенствования темпа и ритма речи, ее плавности и слитности, а также задания, направленные на развитие пространственных и двигательных навыков.

Книга адресована логопедам, педагогам, психологам, родителям.

Автор книги — Татьяна Григорьевна Визель, доктор психологических наук, ведущий отечественный нейропсихолог, сотрудник Центра патологии речи и нейрореабилитации Департамента здравоохранения города Москвы и Московского НИИ психиатрии Росздрава.

Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах.

Книга «Коррекция заикания в играх и тренингах» предназначена для взрослых и подростков, страдающих заиканием, а также специалистов-логопедов, занимающихся реабилитацией таких пациентов. Данное практическое руководство может быть востребовано не только самими заикающимися, но и окружающими их заинтересованными лицами, а также специалистами, работающими в области заикания, — логопедами, педагогами, психологами, врачами.

Книга написана на высоком научном уровне и в то же время — популярно, доступно, интересно. Четкие рекомендации позволяют заикающемуся самостоятельно работать над совершенствованием своей речи, не допуская ошибок.

Книга включает комплекс рекомендаций и упражнений по тренировке различных речевых навыков: фонационного дыхания, контроля темпа и ритма речи, правильной артикуляции, голосоведения.

В книгу вошли упражнения, направленные на развитие навыков эффективного общения, игры и задания для совершенствования психологических и логических умений, навыков конструктивного взаимодействия.

www.detiam.com

ЗАИКАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ И ВОСПИТАТЕЛЯМ

При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или
повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в
возрасте от двух до пяти лет. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не
пропустить первые признаки заикания: а) употребление перед отдельными словами
лишних звуков (а, и); б) повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
в) вынужденные остановки в середине слова, фразы, г) затруднения перед началом
речи.

Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы.
Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется
после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание
возникает после испуга или при длительной психической травматизации — постоянном
несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. К заиканию
может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки
в семье, режима). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью,
родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с
постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.

Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет),
одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Следует иметь в виду,
что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной
сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них
недостаточно развита мелкая моторика рук. Знание этих причин помогает
воспитателю, особенно первой и второй младших групп, вовремя выявлять таких
детей, уделять им больше внимания: одним — на занятиях по развитию речи, другим
— на занятиях по физической культуре и музыкальных, проводить беседы с
родителями о помощи детям, а также о правильном воспитании, поскольку заикание
легче предупредить, чем лечить. Ввиду того что это дети с ослабленной нервной
системой, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье,
правильный общий и речевой режим. В беседах с родителями воспитатель должен
заострить их внимание на ряде моментов:

• нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение
на ночь сказок, особенно страшных, так как это может вызвать у ребенка чувство
постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т. п.;

• не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это
утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не
соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном;

• нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом
случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное
противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к
ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми,
постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду;

• не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение,
просмотр телепередач и др.) в период выздоровления после перенесенного
заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время
может легко привести к возникновению заикания;

• нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно
плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на
стуле, лишить участия в любимой игре и т. п.

Воспитателю необходимо помнить следующее. В случае поступления заикающегося
ребенка в детский сад нужно установить связь с родителями, выявить причины
заикания и постараться их устранить, проявить к такому ребенку максимум внимания,
чуткости, наладить с ним контакт, не фиксировать внимание ребенка на его
недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети.

Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого),
не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к малышу. Следует сблизить
такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы,
подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать
заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников
индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем им полезно участвовать и
хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.

Таких детей нельзя спрашивать первыми на занятиях. Лучше спросить после ребенка,
который хорошо ответил. Если ребенок не может начать говорить или начал, но
плохо, запинаясь, воспитатель должен помочь ему произнести слово (фразу) или
отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить

Для заикающегося ребенка очень важны музыкальные занятия, которые способствуют
развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны
дополнительные занятия по пению. На празднике надо предоставить ему возможность
спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не
подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы (особенно
это относится к детям старшей и подготовительной к школе групп).

Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и
психоневролога.

lingva-plus.ru

Если ребенок заикается — рекомендации логопеда

Если ребенок заикается, посетите логопеда и врача невропатолога и обязательно выполняйте все рекомендации.

Создайте спокойную обстановку в семье: оберегайте ребёнка от стрессовых ситуаций, не ругайте по пустякам.

Ограничите просмотр телевизора и игры в компьютер, громкой музыки (особенно перед сном), мультфильмы и фильмы выбирайте в соответствии с возрастом и не травмирующие психику ребёнка.

Ограничьте речь ребёнка до минимума (никаких заучиваний стихов, пересказов).

Повседневную ограниченную речь превратите в распевку.

Больше предлагайте ребёнку игры на развитие мелкой моторики рук: пазлы, рисование, раскрашивание, лепка, оригами, плетение из бисера, аппликации.

Соблюдайте режим дня: прохладный или тёплый душ перед сном, сон в 9.00 или 8.30, спокойные игры перед сном, дневной отдых, прогулки на свежем воздухе.

Проводите аутотренинг, когда ребёнок только проснулся и ещё лежит в кровати, и перед сном, тоже в постели.

Полезными будут: закаливающие процедуры, массаж (классический и точечный), лечебная физкультура, электрофорез (только с разрешением педиатра!).

Можно записать ребёнка в музыкальную школу на пение (во время пения улучшается темп, сила и плавность речи).

Оберегайте ребёнка от всех инфекций и травм. Болезни — это дополнительный стресс для ребёнка!

Ограничьте потребление острого, копчённого и солёного, «вредной» углеводистой пищи — чипсы, сухарики, гамбургеры, крепкий чай, какао, кофе и т.п.

Разговаривайте с ребёнком в пол тона и в замедленном темпе и приучите близких в присутствии ребёнка общаться так же.

Настраивайте психологически ребёнка к посещению нового коллектива, знакомству с новыми людьми, расскажите про все положительные стороны этих людей.

Хвалите ребёнка за каждый речевой и повседневный успех, никогда не упрекайте и не смейтесь над его неудачами.

Для того, чтобы выровнять дыхание ребёнка перед речью (ответом на вопрос) попросите его сделать медленный вдох через полуоткрытый рот), это настроит его и на медленный выдох с речью. Сначала он делает вдох вместе с вами, а постепенно будет вспоминать и делать сам.

Не употребляйте в присутствии ребёнка таких слов, как «заикание», «заикается», и не говорите ребёнку «не бойся», «не волнуйся» — эти слова не помогают ему, а наоборот, настраивают на волнение.

Заведите блокнот, в котором записывайте: когда и после чего усилились или уменьшились запинки в речи.

Обязательно выполняйте домашние задания, предлагаемые логопедом: дыхательная гимнастика, голосовые упражнения и так далее.

Олейникова Наталья Сергеевна,
учитель-логопед,
МКДОУ ЦРР «Детский сад №12 «Сказка»
городского округа, город Фролово

logoportal.ru

ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАИКАНИЯ — СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Вот несколько советов родителям. Выполнение этих несложных правил, а также грамотная работа с логопедом помогут вашему ребенку успешно преодолеть заикание.

1. Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога. У заикающихся детей ослаблена нервная система, потому для них важна спокойная обстановка в семье, индивидуальный подход и внимание к их эмоциональному состоянию.

2. Ограничивайте, по возможности, время просмотра заикающимся ребенком телепередач. Это утомляет нервную систему ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.

3. Не читайте ребенку слишком страшных сказок и книг, не соответствующих возрасту.

4. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду, в школе.

5. Не перегружайте заикающегося ребенка большим количеством информации или новых впечатлений.

6. Не запугивайте ребенка, когда наказываете. Не оставляйте его одного, особенно в темной комнате. В качестве наказания можно просто попросить его посидеть спокойно на стуле, лишить на какое-то время развлечений.

7. Говорите с заикающимся ребенком четко, плавно, но не по слогам. Тщательно проговаривайте каждое слово.

8. Не ждите от заикающегося ребенка, чтобы в играх, которые требуют от участников индивидуальных речевых выступлений, он принимал активное участие. Не давите на него.

9. Заикающемуся ребенку полезны занятия музыкой и танцами, развивающие правильное речевое дыхание и чувство ритма. Полезны будут занятия пением.

Подбор методики должен быть строго индивидуальным. Проводить лечение заикания нужно в определенной системе, разовые акции в данном случае не принесут результатов.

Предлагаем также вашему вниманию 12 правил для упражнения в плавной речи, разработанные А. Гуцманом и Г. Гуцманом в 1924 году. Их применение актуально и в наши дни, широко применяется на практике и дает результаты. Расскажите о них ребенку, попробуйте вместе следовать им:

1. Говори медленно и спокойно, т.е. выговаривай слог за слогом, слово за словом, предложение за предложением.

2. Всегда уясни себе, что и как ты будешь говорить.

3. Не говори ни слишком громко, ни слишком тихо.

4. При разговоре стой или сиди прямо.

5. Прежде чем начать говорить, быстро и глубоко вдохни ртом.

6. Расходуй дыхание экономно. Во время разговора старайся по возможности задерживать дыхание.

7. Переходи всегда решительно и определенно в положение для произнесения гласных.

8. Направляй выдох не на гласный, а на согласный звук. 9. Никогда не нажимай на согласные; в случае необходимости говори ниже обыкновенного тона и несколько растягивай все гласные.

10. Когда слово начинается с гласного, то начинай его тихо и несколько пониженным тоном.

11. Растягивай долго первые гласные в предложении и связывай все слова предложения между собой, как будто все предложение представляет собой одно многосложное слово.

12. Всегда старайся говорить внятно и благозвучно.

www.logopedmaster.ru