Советы родителям детей с заиканием

Методическая разработка по теме:
Заикание, виды заикания, основные рекомендации родителям заикающихся детей

В статье дается характеристика данного нарушения речи, раскрываются причины возникновения заикания, описываются виды заикания и советы родителям, что нужно делать при том или ином виде этого нарушения речи.

Предварительный просмотр:

Заикание – нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением – судорогой произносительного аппарата. Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь. Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что заикание – внешнее проявление невротических, эмоциональных, речевых нарушений. Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет. Это период становления фразовой речи, во время которого у большинства детей отмечаются запинки. Они называются физиологическими. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже. Если же они становятся настолько частыми, что затрудняют общение, появляется основание для беспокойства. Заиканием страдает примерно 3% детей. Его распространенность зависит от такой особенности языка, как темп речи. У французов заикается 5-7%, у немцев – 2%, американские индейцы не заикаются вообще. Заикание у мальчиков отмечается в 3 – 4 раза чаще, чем у девочек.

Причины возникновения заикания:

— истощение или переутомление нервной системы в результате заболеваний корью, рахитом, коклюшем;

— болезни носа, глотки и гортани;

— задержка развития речи, неправильное произношение звуков в течение длительного времени;

— испуг, обострение эмоционального напряжения как следствие острой обиды, ревности;

— неправильные методы воспитания (наказания, унижающие достоинства ребенка, несогласованность требований со стороны близких);

— перегрузка способных, но нервных детей речевым материалом (в частности, ранее, в 3 года, обучение чтению, иностранному языку);

— переучивание леворукости и т.д.

Вероятность возникновения заикания увеличивается:

— если заикается кто-то из родственников;

— при частых респираторных заболеваниях;

— при нарушении внимания.

— ребенок начинает повторять отдельные звуки в начале или середине слова, протяжно произносить гласные – это клонические судороги;

— задерживается на согласных звуках с последующим спазмом и внезапным его прерыванием – это тонические судороги.

Возможно так же сочетание судорог различного вида – клоно-тонические или тоно-клонические, в зависимости от преобладания тех или других. Судороги могут локализоваться в дыхательном, голосовом, артикуляционном отделах периферического речевого аппарата.

— нарушается речевое дыхание: он делает дополнительные вдохи не только перед каждым словом, но и в середине слова;

— голос прерывается или появляются выкрики на высоких тонах;

— усиливаются судороги на смычных звуках П, Б, Т, Д, К, Г и в сочетании со звуком Р (ПР, БР, ТР, ДР, КР, ГР).

Состояние речи заикающихся детей может меняться, волнообразность характерна для течения заикания. Даже когда лечение успешно, бывают периоды ухудшения. Меры, принимаемые для восстановления плавности речи, определяются тем, когда возникло заикание.

Инициальное – заикание отмечается не более двух месяцев.

Закрепившееся – более двух месяцев.

Советы родителям по предупреждению возникновения заикания:

1. Не прерывайте игру ребенка необоснованными вопросами.

2. Удерживайте ребенка от речи, когда он на грани истерики или плачет.

3. Не делайте замечаний, употребляет эмболы, т.е. говорит какое-то лишнее слово (а, ну, вот, значит).

4. Неразумно заставлять малыша пересиливать свои страхи.

5. Не наказывайте за употребление непристойных слов, займите его чем-то интересным.

6. Организуйте жизнь ребенка так, чтобы его не надо было подгонять.

7. Дневной отдых обязателен.

8. Не просите ребенка читать вслух стихи перед посторонними, пока он сам не захочет.

9. Попытайтесь конструктивно решать все возникающие проблемы, спокойно и без эмоций.

Рекомендации родителям при инициальном заикании:

1. При остро возникшем заикании надо устранить ситуацию, травмирующую психику. Если это произошло в детском саду, то его посещение противопоказано.

2. Нужно обеспечить домашний режим минимум на два месяца. Полезно составить список ситуаций, в которых речь ребенка ухудшается, а также перечень людей, которые влияют на его эмоциональное состояние. Иногда благотворна полная смена обстановки.

3. Избегайте ситуаций, которые чрезмерно возбуждают, смущают, радуют или смущают ребенка. Отмените посещение зрелищных мероприятий, не ходите в гости, и не принимайте гостей у себя, избегайте контактов с другими детьми.

4. Перед сном неплохо ритуализировать занятия, то есть изо дня в день после ужина в одном и том же порядке совершать одни и те же действия: убирать игрушки, купаться, рассказывать сказку и т.д. Это успокаивает нервную систему, облегчает засыпание.

5. Некоторое время ребенку лучше совсем не смотреть телевизор.

6. Измените свою речь: постарайтесь говорить медленно, короткими простыми предложениями без излишней эмоциональности.

7. Приучите ребенка к настольным играм: это успокаивает и развивает мелкую моторику.

8. Полезно петь, двигаться под музыку, играть с водой и песком.

9. Нужно как можно раньше обратиться к врачу – психиатру, неврологу, ведь однозначной схемы лечения не существует. Медицинские препараты подбираются строго индивидуально. Врач назначает успокаивающие и общеукрепляющие средства: малые дозы брома, корень валерианы, пустырник, глюконат кальция, поливитамины, пивные дрожжи, рыбий жир, холосас, гематоген, препараты, содержащие большое количество сахара, глюкозы, липоцеребрин, фитин и т.п.

Проявления закрепившегося заикания:

— повышенная возбудимость или заторможенность, быстрая истощаемость нервной системы;

— отрицательные или несвойственные ему ранее личностные качества: боязливость, подчиняемость, замкнутость, конфликтность, безразличие к родным, хвастливость, эгоизм;

— доходящая до назойливости общительность, повышенная нежность, чрезмерная впечатлительность, боязнь одному оставаться в помещении;

— постоянное желание быть с матерью и др;

— несовершенство в двигательной сфере (недостаточная переключаемость движений, повышенный тонус мышц);

— несовершенство в сенсорной области (повышенная отвлекаемость, рассеянность внимании, несвоевременная реакция на звуковые и речевые сигналы);

— в эмоционально-волевой сфере наблюдаются раздражительность, капризы, плач или безудержное веселье, крики, визг;

— слова и словосочетания произносятся с судорожными повторениями или с мучительной остановкой на том или ином звуке.

Рекомендации родителям при закрепившемся заикании:

1. Основная установка – ведите обычный образ жизни. Единственное ограничение – не следует посещать зрелищные мероприятия до 6 лет.

2. Ребенок продолжает находиться под наблюдением врача-психиатра.

3. С трех лет многие дети могут начать занятия с логопедом.

4. Если кроме нарушения плавности, отмечаются задержка речевого развития, нарушение звукопроизношения, то начинать нужно с них.

5. В моменты усиления заикания необходимо ограничить речевое общение, отложить все занятия, которые вызывают это усиление.

6. В период улучшения нужно как можно больше читать, беседовать на разные темы, пересказывать короткие рассказы, инсценировать стихи, сказки.

7. Организуйте домашний театр, можно кукольный.

При всей необходимости использовать приемы, улучшающие речь, нет ничего важнее благоприятной атмосферы в доме, дружественных усилий всех членов семьи.

nsportal.ru

Советы родителям. Профилактика заикания у детей.

Заикание принято относить к нарушению темпа и ритма речи. К их нарушению приводят судороги мышц речевого аппарата, которые могут возникать в разных его отделах – артикуляционном, голосовом, дыхательном.
Предупредить появление у ребенка заикания значительно легче, чем его преодолеть.

Дети «группы риска» в отношении заикания

• Дети с неблагоприятной наследственностью в отношении заикания ( заикание или левшество у родителей, признаки леворукости у самого ребенка).

• Дети с неблагоприятным ранним анамнезом ( осложненное протекание беременности и родов у матери, в результате чего может быть поврежден головной мозг ребенка).

• Дети с неустойчивой нервной системой и «тревожным характером», что проявляется в нарушении сна, аппетита, повышенной плаксивости, в сильной привязанности к матери, в истерической реакции на помещение его в детский сад и т. п.

• Дети с ранним речевым развитием и повышенной речевой активностью.

• Дети с задержкой речи, у которых первые слова появились к двум годам, а фраза после 3х лет. Они часто «застревают», не умея подобрать слово, сформулировать фразу.

• Дети из семьи с двуязычием, которое осложняет весь процесс становления речи.

• Дети с ускоренным темпом речи.

Рекомендации для родителей
Профилактика любого расстройства и речевого в том числе предполагает устранение из жизни ребенка тех причин, которые приводят к появлению этого расстройства.
• После рождения ребенка для сохранения его нервной системы в здоровом состоянии очень важно организовать правильный режим его жизни (полноценное питание и сон, достаточное пребывание на свежем воздухе, спокойные условия жизни в семье, без стрессов, доброжелательное отношение к ребенку со стороны всех членов семьи).
• В среднем и старшем дошкольном возрасте необходимо обратить особое внимание на тщательный отбор телепередач, компьютерных игр, так как большинство из них расшатывает нервную систему не только у детей, но и у взрослых.
• Очень важен и правильный подбор друзей, с которыми у детей не должно возникать частых конфликтов. Общение со сверстниками должно доставлять радость и способствовать сохранению хорошего настроения.
• Нужно постараться устранить из жизни ребенка стрессовые ситуации, начиная с исключения резких неожиданных окриков, бурного выяснения отношений между родителями. Стрессом для маленького ребенка может быть и новогодний «сюрприз», придуманный взрослыми для его развлечения. Подобные ситуации приводят к резкому перевозбуждению, а значит, и к последующему срыву взаимодействия между процессами возбуждения и торможения, осуществляющими регулирующую роль в отношении речи.
• Отсутствие единства требований к ребенку со стороны отца и матери в мерах воспитательного воздействия на ребенка, то в этих условиях он постоянно находится в неуравновешенном нервном состоянии, расшатывается его нервная система.
• Длительное общение с заикающимися взрослыми или сверстниками. В подобных случаях заикание у детей может возникнуть в силу активного или пассивного подражания.
• Резкое переучивание левшей. Сначала следует проконсультироваться со специалистами в целесообразности такого переучивания. В случае его необходимости родители обязаны проявить крайнюю осторожность: недопустимы никакие резкие запреты и стремление завершить весь этот процесс в короткий срок. Дело здесь не только непосредственно в самих руках, но и в очень сложных процессах, параллельно происходящих в головном мозге ребенка.
• Усиленное стимулирование речевого развития ребенка. Это заучивание больших стихотворений или текстов, сложных по содержанию и рассказывание их «перед аудиторией». Такая непосильная для анатомически и функционально еще незрелого речевого аппарата нередко приводит к его «поломке».
• Если ранний анамнез ребенка оказался неблагополучным, то в этом случае необходимо безотлагательно, на первом году жизни провести назначенное врачами медикаментозное лечение, рассчитанное на значительное сглаживание последствий раннего органического поражения головного мозга.
• При первых признаках отставания ребенка в речевом развитии нужно сразу проконсультироваться у специалистов и немедленно начать принимать необходимые меры. Родителям не следует пугаться необходимости обращения к специалистам, поскольку их консультация не добавит ничего нового, что у ребенка уже имеется, а лишь внесет необходимую ясность и поможет правильно сориентироваться в ситуации.
• Очень важно развивать двигательную сферу ребенка, поскольку предрасположенные к заиканию дети отличаются моторной неловкостью. С ними нужно проводить различные упражнения на координацию движений и на их переключение, то есть на переход от одного движения к другому.
• Особое внимание следует обратить на развитие тонкой ручной моторики, то есть на воспитание свободных и ловких движений пальцев рук.
• Отдельное внимание следует уделить развитию артикуляционной моторики ребенка, то есть позаботиться о том, чтобы он мог свободно выполнять органами артикуляции те движения, которые необходимы для правильного произношения звуков.
Хочется еще раз обратить внимание родителей на то, что предупредить появление заикания несравненно легче, чем его преодолеть, поэтому нужно очень серьезно отнестись к изложенным здесь рекомендациям.

Подготовила логопед
Ларина Т.В.

cvm-bel.belzdrav.ru

Советы родителям детей с заиканием

Рекомендации родителям по устранению заикания.

Автор-составитель: учитель-логопед Федосова М.А.

Обычно заикание (логоневроз) у детей появляется в возрасте от 3 до 5 лет. В этот период речь наиболее активно развивается, но речевая функция еще недостаточно сформирована, поэтому происходит ее «поломка». По сравнению с девочками заикание у мальчиков возникает в 3-4 раза чаще, что объясняется их меньшей эмоциональной устойчивостью.
Такие речевые запинки могут продолжаться в течение какого-то периода, потом на время проходить и опять возвращаться. Это может продолжаться до четырех-пяти лет и редко затягивается до школьного возраста.

Заиканием называют нарушение ритма, темпа, плавности голоса, речи и дыхания, вызванное судорогами мышц органов речевого аппарата (гортани, языка или губ). Оно может появиться внезапно и постепенно усиливаться. В речи заикающегося наблюдается повторение отдельных слогов, звуков и вынужденные остановки. Различают тонические судороги (напряжение, длительная невозможность преодолеть «сбой» в речи) и клонические (повторение отдельных слогов либо звуков, обычно в начале слова). Также нередко встречается тоно-клоническое заикание. Логоневроз у детей может длительное время не проявляться и возникнуть только в стрессовой ситуации.

Прежде чем искать решение, как вылечить заикание у ребенка, необходимо понимать, что данное нарушение появляется по целому ряду причин. Заикание может быть вызвано заболеваниями нервной системы, связанными с родовой травмой, наследственной предрасположенностью и т.д. В ряде случаев причиной заикания является органическое нарушение подкорковых отделов мозга. Также проблемы с речью могут быть связаны с болезнями речевых органов (глотки, гортани, носа) или с истощением нервной системы после перенесения тифа, кори, коклюша, рахита.

Психологические
Причины заикания могут крыться в эмоциональном состоянии. Невротическое заикание, или логоневроз, у детей может быть вызвано не проблемами нервной системы, а, например, внезапным сильным психоэмоциональным потрясением. Когда ребенок возбужден, его речь работает медленнее, чем мозг. Как правило, заиканию предшествуют невротические реакции, вызванные различными детскими страхами: боязнью громких звуков, темноты, наказания, потери родителей, одиночества и т.д. Множество случаев заикания у детей от 3 лет и старше связано с неадекватным поведением животных.
Социальные
Если родители недостаточно работали над формированием речи малыша, у ребенка может возникнуть скороговорение, нарушение звукопроизношения, произнесение слов на выдохе. Иногда заикание проявляется при одновременном изучении нескольких языков или из-за перегрузки ребенка речевым материалом, особенно не соответствующим возрасту. Причиной нарушений может стать чрезмерная строгость родителей по отношению к малышу. Некоторые дети непроизвольно подражают заикающемуся или копируют его речь. Социальные причины могут вызвать нарушения даже у ребенка с изначально здоровой нервной системой.

Обычно приступы заикания учащаются при переутомлении, во время болезни, в случае семейных или школьных неприятностей. Наблюдается некоторая зависимость от погоды, сезона и рациона питания. Интересно, что избыток белковой пищи усиливает проявление заикания. Также развитие нарушений наблюдается в период роста зубов и в переходном возрасте. Сравнительно часто возникновение заикания провоцируют инфекционные заболевания. Хронические заболевания не считаются причиной развития нарушений речи, но они могут усилить уже существующие. Например, при аденоидных разрастаниях затрудняется носовое дыхание, и у ребенка появляются проблемы с речью.

Как и любой другой невроз, заикание сильно нагружает нервную систему. Поэтому прежде, чем пойти с ребенком к врачу, следует снизить его эмоциональную нагрузку к минимуму.
Причем действовать надо как можно быстрее, чтобы у вашего маленького человечка навык заикания не закрепился надолго. Если вы четко будете следовать правилам общения с ребенком, начавшим заикаться, то врач вам может вообще не понадобится.
Соблюдать распорядок дня
Для ребенка необходимо создать четкий режим дня. Малыш в возрасте от 3 до 7 лет должен спать 10-11 часов ночью и 2 часа днем, от 7 лет и старше – 8-9 часов ночью и 1,5 часа днем. Следует исключить просмотр телевизора перед сном.
Создавать благоприятную психологическую обстановку
Постоянные замечания и одергивания травмируют ребенка. Должны быть исключены ссоры и шумное поведение в присутствии ребенка. Родители не должны показывать малышу свои волнения по поводу его речи. Не торопите ребенка во время ответов и чаще хвалите, доставляя положительные эмоции.
Помогать ребенку в ежедневном общении
Ребенок должен слушать правильную речь. Говорите ласково, медленно и спокойно, так как малыш быстро начинает подражать темпу речи и усваивает его. При выраженном заикании говорите с ребенком нараспев. Нельзя заставлять малыша проговаривать трудные слова по нескольку раз.
Укреплять общее здоровье
Родители должны позаботиться об ослаблении нервного напряжения ребенка, исключить шумные компании и переутомление. Рекомендуются закаливающие процедуры: игры на улице, воздушные ванны, обтирание и т.д. Чтобы снять эмоциональное напряжение малыша, чаще делайте вместе с ним гимнастику и играйте.
Соблюдать правила
• Попробуйте первыми не обращаться к ребенку с какими-либо просьбами, не начинайте с ним разговор. Заикание — это нарушение коммуникативной функции речи. Разговаривая и играя сами с собой, дети редко заикаются. Говорите с ребенком медленно, плавно, почти нараспев. Старайтесь не обсуждать ничего при ребенке слишком эмоционально, на повышенных тонах.
• Ограничьте время просмотра телевизора. Если не получится полностью отказаться от мультиков (для многих детей это может быть дополнительным стрессом), то постарайтесь хотя бы не давать смотреть новые. Книги рекомендуется читать только хорошо знакомые. И не спешите разучивать стихи — для этого еще будет более подходящее время.
• Играть лучше в спокойные игры, очень хорошо, если они будут проводиться на воде, так как она воздействует на детскую психику очень благотворно. Если есть возможность посещения дельфинария — это будет большим плюсом. Хороши игры с песком и лепка из пластилина. Если ребенок очень подвижен, то не стоит ему запрещать бегать и прыгать, но сами не спешите играть в «догонялки».

Основные методы лечения заикания у детей

Использование традиционного метода лечения заикания у детей позволяет сделать голос естественнее и свободнее. Упражнения благопр иятно воздействуют на всю дыхательную систему. Благодаря занятиям малыш тренирует диафрагму, заставляя ее участвовать в процессе голосообразования, учится дышать глубоко, делает голосовые связки подвижнее, что дает им возможность тесно смыкаться при разговоре. Методы лечения заикания у детей с помощью дыхательных упражнений могут быть до полнены релаксацией. Наиболее распространенной является дыхательная программа разработанная специалистом Стрельниковой. Эти упражнения очень похожи на утреннюю гимнастику и считаются наиболее эффективными в борьбе с заиканием, независимо от возраста им страдающего. Они благотворно влияют на всю дыхательную систему, учат дышать глубоко, на всю грудь. Дыхательная гимнастика тренирует диафрагму человека, заставляя ее принимать активное участие в голосообразовании, благодаря чему голосовые связки становятся максимально подвижными. Связки тесно смыкаются во время разговора, делая речь плавной и ритмичной.
Упражнение №1: «Насос»
• 1. Для начала встаньте прямо, во весь рост.
• 2. Слегка наклонитесь вперед, округлив спину и опустив вниз голову и руки. Очень важно, чтобы шея во время этого упражнения была максимально расслаблена.
• 3. Теперь сделайте сильный наклон к полу, как будто Вы накачиваете шину, одновременно быстро и шумно вдохнув на полную грудь через нос.
• 4. Выпрямляясь, свободно выдохните, как Вам удобно. Однако не распрямляйте спину полностью, вернитесь в положение №2.
• 5. Теперь снова наклонитесь, быстро и шумно вдохнув. И так далее. Это дыхательное упражнение, а потому напрягать какие-либо мышцы не нужно, делайте его легко, не нагружая поясницу. Повторите упражнение 8 раз.
• 6. Отдохните несколько секунд, восстановив привычное дыхание, и снова повторите 8 раз.
В идеале это упражнение нужно делать по 8 вдохов в 12 подходов. Однако не торопитесь выполнять норму в первый же день, такая нагрузка резко плохо повлиять на самочувствие. Поэтому в первые несколько дней делайте по 6-8 подходов, постепенно увеличивая их количество до 12 раз.
Упражнение №2: «Повороты»
• 1. Встаньте прямо, поставив ноги на ширину плеч, а руки положив на пояс. Примите удобное положение.
• 2. Теперь сделайте поворот головы влево, и быстро и шумно вдохните.
• 3. Выдыхать нужно на повороте головы в другую сторону. Выдохните, не останавливаясь посередине.
• 4. Развернув голову вправо, сделайте еще один вдох.
• 5. Повторите упражнение в обратном порядке и так 8 вдохов. Для начала этого будет достаточно. Постепенно нужно будет увеличивать, доведя повторение упражнения до 32 вдохов, то есть трех подходов по 8 раз с перерывами на несколько секунд.
Дыхательные упражнения необходимо делать дважды на день, ежедневно перед завтраком и после ужина. Уже через 2-3 месяца Вы заметите первые результаты, а со временем дыхание полностью освободится и голос станет естественным. Следует отметить, что любые упражнения тренирующие диафрагму заикающимся людям весьма полезны.
Точечный массаж
Задаваясь вопросом, как вылечить заикание у ребенка, следует обратиться и к практике нетрадиционной медицины, например, к массажу. Курс лечения с помощью точечного массажа выбирается в зависимости от сложности случая. Во время процедур специалист воздействует на точки, располагающиеся на спине, лице, грудной клетке и ногах. Первые результаты лечения могут быть заметны уже после одного курса, все зависит от формы заикания и возраста ребенка. Благодаря точечному массажу восстанавливается нервная регуляция речи, поэтому занятия необходимо проводить постоянно.Связь между точками на человеческом теле и внутренними органами известна всем. Альтернативная медицина успешно использует точечный массаж в борьбе с заиканием. Это довольно длительное лечение, но несмотря на сложность и продолжительность процесса весьма эффективное. Для полного избавления от заикания Вам понадобиться несколько курсов, каждый из которых содержит 15 ежедневных процедур. Между первым и вторым курсами необходимо делать двухнедельный перерыв, между вторым курсом и третьим интервал должен составлять порядка шести месяцев. Далее можно продолжать сначала, в случае если запинания возобновились ранее наступления следующего курса лечения, к нему разрешено приступить ранее. Занятия нельзя бросать, их необходимо проводить регулярно, потому что точечный лечебный массаж восстанавливает нарушенную нервную регуляцию речи – верный способ того, как избавиться от заикания навсегда.
Лечебные точки расположены по всему телу, но в большей степени на лице и спине, поэтому выполнять массаж самостоятельно самому себе не представляется возможным. Вам понадобится помощник или специалист точечного массажа. Полный курс содержит 17 точек, но приступать нужно постепенно, вовлекая все больше ответственных областей. Для их нахождения воспользуйтесь схемой. В первые двое суток Вам пригодятся только первая и вторая точки. Потом нужно будет добавлять ежедневно по две новых, пока не вовлечете все 17. Напоминаем, что общая продолжительность одного курса составляет 15 дней.
Лечебный массаж:

• 1. Найдите нужную точку и надавите на нее подушечкой пальца. Верным признаком того, что это получилось у Вас правильно, будет болезненное ощущение у массажируемого. Однако непосредственно во время массажа таких ощущений быть не должно.
• 2. Массируйте точку круговыми движениями, подушечкой указательного или большого пальца 3-5 минут. Постепенно усиливайте давление на точку, а потом наоборот ослабляйте его. Важно, чтобы в процессе массажа человек был максимально расслаблен.
Положительные результаты Вы можете получить уже после первого же курса. Это зависит от возраста и формы заикания. Однако останавливаться и прекращать лечение не следует. Иначе через некоторый период времени заикание может вернуться.
Медикаментозное лечение
Медикаментозное лечение детей является вспомогательным в комплексе общего курса. Ребенок может принимать противосудорожные препараты, транквилизаторы, препараты, которые способствуют нейтрализации блокирующего действия веществ, мешающих нормальному функционированию нервных центров, а также анксиолитические ноотропные препараты. При необходимости курс лечения дополняется приемом успокаивающих отваров и настоек трав, например, отвара пустырника.
Логопедические занятия
Задача логопедического лечения заключается в освобождении речи заикающегося ребенка от напряжения, в устранении неправильности произношения и воспитании четкой артикуляции и ритмичной, плавной, выразительной речи. Сначала ребенок выполняет задания совместно с логопедом, потом самостоятельно упражняется в устном рассказе. Закрепить полученные навыки малыш должен в обиходном разговоре с окружающими. Возрастание сложности упражнений, выбранных для лечения, зависит от степени речевой самостоятельности ребенка.
Компьютерные программы
Достаточно эффективны методы лечения заикания у детей, предполагающие использование специальных компьютерных программ, которые синхронизируют слуховой и речевой центры ребенка. Малыш произносит слова в микрофон, а программа автоматически задерживает речь на долю секунды. Таким образом, ребенок слышит собственный голос с задержкой и пытается под него подстроиться. Речь малыша становится непрерывной и плавной. С помощью программы можно проигрывать определенные ситуации, которые возникают при общении, например, возражение, гнев, недовольство. Ребенок должен ответить в микрофон. Затем программа оценивает, как малыш справился с задачей, и подсказывает, что необходимо улучшить.

Самое важное! Никогда не зацикливайте внимание ребенка на его недуге. Он заикается не специально. Не надо его поправлять и требовать сказать фразу правильно. И возможно, вопрос как избавиться от заикания решится сам собой.

mbdou10-tula.ru

Помощь детям с заиканием: советы родителям

Если ваш ребенок стал заикаться по причине сильного испуга или других факторов, не стоит постоянно поправлять малыша и всё внимание акцентировать на данной проблеме. Психологи дают родителям четкие рекомендации о том, как эффективнее всего справиться с проблемой заикания у ребенка:

  • 1. Ваша задача – остановить заикание на существующем уровне, предотвратить его дальнейшее развитие и позаботиться о том, чтобы ребенок как можно больше разговаривал.
  • 2. Не показывайте ребенку, что вы расстроены из-за его заикания.
  • 3. Заботьтесь о здоровье ребенка: о качественном сне и питании, соблюдении установленного распорядка дня.
  • 4. Уделяйте внимание ребенку, когда он что-то рассказывает. Показывайте своим видом, что вы интересуетесь тем, что он говорит, а не тем, как он это делает.
  • 5. Воздержитесь от того, чтобы обучить ребенка каким-то приемам (таким, как глубокое дыхание, щелчки пальцами, махи руками).
  • 6. Не заставляйте ребенка говорить перед посторонними людьми. Пусть он разговаривает столько, сколько хочет сам.
  • 7. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Не отвергайте его и не давайте ему повод чувствовать себя отвергнутым.
  • 8. Не позволяйте ребенку избегать ответственности. Он должен придерживаться дисциплины наравне с другими детьми.
  • 9. Не подсказывайте ребенку и не перебивайте его. Позвольте ему самому заканчивать фразы.
  • 10. Обращайте внимание на эмоциональное состояние ребенка тогда, когда он заикается в школе и дома.
  • 11. Хвалите ребенка, когда он хорошо говорит. Однако он не должен думать, что вы хвалите его за то, что он не заикается. Хвалите его за то, что он говорит, а не за то, как он говорит.
  • 12. Поощряйте различные занятия и хобби ребенка. Давайте ему положительную обратную связь и поддержку.
  • 13. Не торопите ребенка в тот момент, когда он говорит, и не указывайте, как нужно разговаривать.
  • 14. Общайтесь с ребенком в спокойной, расслабленной манере. Покажите ему пример спокойного, доверительного, неспешного общения.
  • 15. Избегайте фраз типа: «Думай, прежде чем говорить», «Говори медленнее (или быстрее)», «Подожди, прежде чем говорить» и прочих.
  • 16. Не советуйте ребенку разговаривать простыми словами – это только вселит в него страх использовать сложные фразы и предложения.
  • 17. Поощряйте общение ребенка дома и в школе.
  • 18. В общении с ребенком ничто не заменит любовь, понимание и терпение.
  • 19. Начиная с раннего возраста, включайте речевую практику в занятия, которые приносят ребенку удовольствие. Разговаривайте с ним в приятной манере. Например, качая или держа ребенка на руках, говорите с ним о том, что произошло в течение дня.
  • 20. Инициируйте спонтанное общение с ребенком во время игр.
  • 21. На собственном примере научите ребенка выражать свои чувства вербально и невербально.
  • 22. Читайте ребенку вслух немного медленнее, чем обычно, но в естественном ритме.
  • 23. Позвольте ребенку останавливаться и опять начинать говорить, когда он заикается.
  • 24. Постарайтесь вести себя одинаково тогда, когда ребенок заикается и когда разговаривает нормально.
  • 25. Спокойно воспринимайте тот факт, что у ребенка иногда могут возникать затруднения речи, особенно если его это тоже беспокоит. Простая фраза: «Я вижу, тебе трудно говорить» снимет напряжение, потому что ребенок увидит, что вы относитесь к этому спокойно.
  • 26. Не используйте слово «заикание», когда говорите с ребенком или с кем-то в его присутствии, о его манере речи. Лучше используйте описательные фразы, например, «затруднения речи», «прерывистая речь» и т. д. Но если ребенок сам называет свое расстройство речи «заиканием», избегать этого слова будет неестественно.
  • 27. Не заставляйте ребенка разговаривать в дни, когда у него усиливаются приступы заикания.
  • 28. Когда ребенок заикается, повторите его фразу. Это даст ребенку понять, что вы его слышите, и позволит запомнить правильное произношение.
  • 29. Открыто говорите с ребенком о заикании, если он этого хочет, но не акцентируйте на этом внимание.
  • 30. Помните, что ребенок наследует поведение родителей, формируя свои речевые навыки. Хвалите ребенка за любой успех.
  • 31. Не вознаграждайте ребенка конфетами. Сократите до минимума потребление им сахара и таких продуктов, как газированные напитки и пирожные.
  • 32. Нельзя избежать травмирующих событий, таких как болезни, неприятные ситуации и конфликты. Однако помните, что они могут привести к расстройствам речи ребенка.
  • 33. Если братья или сестры дразнят ребенка с заиканием, родителям следует вмешаться. Поговорите с ними тогда, когда ребенок не видит и не слышит. У ребенка больше шансов справиться с заиканием, если друзья, соседи и знакомые не критикуют его.
  • 34. Когда у ребенка усиливаются приступы заикания, постарайтесь дать ему больше положительного опыта общения. Говорите с ним вместе, предлагайте ему петь, читать, декламировать детские стихи и т. д.
  • 35. Родителям следует дать ребенку хороший пример общения в спокойной манере. Не предъявляйте к нему слишком высокие требования.
  • 36. Внимательно слушайте ребенка, когда он говорит с вами.
  • 37. Обращайте внимание на то, чтобы не ограничивать ребенка во времени. Разговаривайте с ним медленно и спокойно. Не перебивайте – так он будет чувствовать, что должен говорить быстрее, а это усугубит ситуацию.
  • 38. Поощряйте ситуации, когда ребенок спонтанно разговаривает с вами во время игр и т. д. Устанавливайте с ним визуальный и тактильный контакт, улыбайтесь ему, используйте прикосновения.
  • 39. Общайтесь с ребенком во время интересных занятий, таких как поход в зоопарк, в парк аттракционов, музей. Во время прогулки обсуждайте увиденное.
  • 40. Родители должны помочь ребенку не чувствовать стыд по поводу собственного заикания. Можно иногда самим имитировать легкое заикание, чтобы ребенок понял, что у всех иногда случаются расстройства речи.
  • 41. На расстройства речи влияет множество факторов, на которые ни дети, ни взрослые не могут повлиять. Поэтому никто не вправе осуждать ребенка за то, что он заикается.
  • 42. Дети с заиканием практически ничем не отличаются от остальных детей. Поэтому не нужно считать их недостаточно развитыми или имеющими какое-либо заболевание просто потому, что они заикаются.
  • 43. В заикании нет ничего «плохого» или «неправильного».
  • 44. Заикание – сложная проблема, и для её решения требуется помощь. Обратитесь к логопеду, который специализируется на этом.
  • 45. Заикание – это проблема, с которой можно справиться. Обратитесь за помощью к специалистам и не теряйте надежды.

childdevelop.ru