Совладающее поведение и стресс

Стресс-совладающее поведение (копинги)

Более точно копинг-поведение определяется так: копинг – это «непрерывно меняющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними и / или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека» [Lazarus & Folkman, 1984, p. 141, цит. по Losoya, 1998]. Авторы подчеркивают, что копинг – это процесс, который все время изменяется, поскольку личность и среда образуют неразрывную, динамическую взаимосвязь и оказывают друг на друга взаимное влияние (там же).

Co временем понятие «копинг» стало включать в себя реакцию не только на «чрезмерные или превышающие ресурсы человека требования», но и на каждодневные стрессовые ситуации. Содержание копинга при этом осталось тем же: копинг – это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом: он объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Мысли, чувства и действия образуют копинг-стратегии, которые используются в различной степени в определенных обстоятельствах [Frydenberg, 1997]. Таким образом, копинг – это «поведенческие и когнитивные усилия, применяемые индивидами, чтобы справиться со взаимоотношениями человек-среда» [Frydenberg & Lewis, 2000].

При этом подчеркивается, что реакции индивида на стрессовую ситуацию могут быть как произвольными, так и непроизвольными. Непроизвольные реакции – это те, что основаны на индивидуальных различиях в темпераменте, а также те, что приобретены в результате повторения и больше не требуют сознательного контроля [Compas, 1998].

Психологи, занимающиеся проблематикой копинг-поведения, придерживаются разных точек зрения на эффективность стратегий совладания. Если во многих теориях учитывается, что копинг-стратегии по своей сути могут быть как продуктивными, функциональными, так и непродуктивными, дисфункциональными [Frydenberg, 2002; Frydenberg, Lewis, 2000; Lopez, Little, 1996; Skinner, в сб. Koplik, 1992, Vitaliano, 1990], то существуют авторы, с точки зрения которых неотъемлемой характеристикой копинг-поведения является его полезность [Никольская, Грановская, 2001]; они определяют совладание как «адаптивные действия, целенаправленные и потенциально осознанные» [стр. 71].

Альтернативная точка зрения состоит в том, что копинг не всегда является продуктивным; его эффективность зависит от двух факторов: ответной реакции и контекста, в котором этот копинг реализуется [например, Compas et аl., 1988]. Исследователи копинг-стратегий в попытках систематизировать и создать стройную классификацию выделяют несколько уровней обобщенности того, что предпринимает индивид, чтобы справиться со стрессом: это копинговые действия, копинг-стратегии и копинговые стили. Копинговые действия (то, что индивид чувствует, думает или делает) часто группируются в копинг-стратегии, стратегии, в свою очередь, группируются в копинговые стили (например, группу стратегий, которая представляет собой концептуально похожие действия). Например, таким стилем может быть «Обращение к другим». Иногда термины копинговые действия и копинг-стратегия используются как взаимозаменяемые, в то время как копинговые стили в общем относятся к действиям или стратегиям, которые последовательно используются индивидом, чтобы справиться со стрессом. Другие похожие термины – это копинговые тактики и копинговые ресурсы [Frydenberg, Lewis 1999].

Сущность и структура педагогической деятельности
Сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность — один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Обычно научный анализ этих важных феноменов заменяется общими рассуждениями о педа .

Методологические подходы к исследованию темперамента
Один из наиболее надежных методических путей психологического исследования заключается в систематическом сопоставлении и координации физиологического и психологического исследований [8]. В психологических исследованиях темперамента этот .

Понятие брак и его основные виды
Брак является общественным механизмом, предназначенным для регулирования и управления теми многочисленными человеческими отношениями, которые вытекают из физического факта разнополости. В качестве такого института брак функционирует в дву .

www.safepsychology.ru

Совладающее поведение и стресс

Стресс-совладающее поведение (копинги)

Впервые термин появился в психологической литературе в 1962 году; Л. Мэрфи применил его, изучая, каким образом дети преодолевают кризисы развития [Никольская, Грановская, 2000, стр. 70]. Четыре года спустя, в [[1966]] году Р. Лазарус в своей книге «Psychological Stress and Coping Process» («Психологический стресс и процесс совладания с ним») обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями [Frydenberg, 2002].

Более точно копинг-поведение определяется так: копинг — это «непрерывно меняющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними и / или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека» [Lazarus & Folkman, 1984, p. 141, цит. по Losoya, 1998]. Авторы подчеркивают, что копинг — это процесс, который все время изменяется, поскольку личность и среда образуют неразрывную, динамическую взаимосвязь и оказывают друг на друга взаимное влияние (там же).

Co временем понятие «копинг» стало включать в себя реакцию не только на «чрезмерные или превышающие ресурсы человека требования», но и на каждодневные стрессовые ситуации. Содержание копинга при этом осталось тем же: копинг — это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом: он объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Мысли, чувства и действия образуют копинг-стратегии, которые используются в различной степени в определенных обстоятельствах [Frydenberg, 1997]. Таким образом, копинг — это «поведенческие и когнитивные усилия, применяемые индивидами, чтобы справиться со взаимоотношениями человек-среда» [Frydenberg & Lewis, 2000].

При этом подчеркивается, что реакции индивида на стрессовую ситуацию могут быть как произвольными, так и непроизвольными. Непроизвольные реакции — это те, что основаны на индивидуальных различиях в темпераменте, а также те, что приобретены в результате повторения и больше не требуют сознательного контроля [Compas, 1998].

Альтернативная точка зрения состоит в том, что копинг не всегда является продуктивным; его эффективность зависит от двух факторов: ответной реакции и контекста, в котором этот копинг реализуется [например, Compas et аl., 1988]. Исследователи копинг-стратегий в попытках систематизировать и создать стройную классификацию выделяют несколько уровней обобщенности того, что предпринимает индивид, чтобы справиться со стрессом: это копинговые действия, копинг-стратегии и копинговые стили. Копинговые действия (то, что индивид чувствует, думает или делает) часто группируются в копинг-стратегии, стратегии, в свою очередь, группируются в копинговые стили (например, группу стратегий, которая представляет собой концептуально похожие действия). Например, таким стилем может быть «Обращение к другим». Иногда термины копинговые действия и копинг-стратегия используются как взаимозаменяемые, в то время как копинговые стили в общем относятся к действиям или стратегиям, которые последовательно используются индивидом, чтобы справиться со стрессом. Другие похожие термины — это копинговые тактики и копинговые ресурсы [Frydenberg, Lewis 1999].

В последние десятилетия в зарубежной психологии широко обсуждается проблема преодоления конфликта в формах его компенсации или совладающего поведения (копинг-поведения). Понятие «копинг», или преодоление стресса, рассматривается как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими требованиям. Копинг-поведение реализуется посредством применения копинг-стратегий на основе личностных и средовых копинг-ресурсов. Оно является результатом взаимодействия блока копинг-стратегий и блока копинг-ресурсов. Копинг-стратегии — это актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, как способ управления стрессом. Относительно стабильные личностные и социальные характеристики людей, обеспечивающие психологический фон для преодоления стресса и способствующие развитию копинг-стратегий, рассматриваются в качестве копинг-ресурсов [8, c. 745].

Одним из самых важных средовых копинг-ресурсов является социальная поддержка в виде информации, приводящей субъекта к утверждению, что его любят, ценят, заботятся о нем, и что он является членом социальной сети и имеет с ней взаимные обязательства. Как показывают исследования, лица, получающие разные виды поддержки от семьи, друзей, значимых для них людей, отличаются более крепким здоровьем, легче переносят повседневные жизненные трудности и заболевания. Социальная поддержка, смягчая влияние стрессоров на организм, тем самым сохраняет здоровье и благополучие индивида, облегчает адаптацию и способствует развитию человека. К личностным копинг-ресурсам относят Я-концепцию, локус контроля, восприятие социальной поддержки, низкий нейротизм, эмпатию, аффилиацию и другие психологические характеристики. С когнитивной сферой связаны такие стратегии, как отвлечение и проблемный анализ, с эмоциональной — эмоциональная разрядка, оптимизм, пассивное сотрудничество, сохранение самообладания, с поведенческой — отвлечение, альтруизм, активное избегание, поиск поддержки, конструктивная активность [10, c. 17].

Копинг-поведение, наряду с механизмами психологической защиты, рассматривается в качестве важнейших форм адаптационных процессов и реагирования индивидов на стрессовые ситуации. Отличие защитных механизмов и механизмов совладания проводится по параметрам «активность-конструктивность» и «пассивность-неконструктивность». Психологическая защита пассивна и неконструктивна, в то время как копинг-механизмы активны и конструктивны. Карвасарский отмечает, что если процессы совладания направлены на активное изменение ситуации и удовлетворение значимых потребностей, то процессы компенсации и, в особенности, психологической защиты направлены на смягчение психического дискомфорта.

Идея развития защитных механизмов претерпела существенные изменения, возникло представление о структурной и уровневой организации защитных механизмов, учитывающее их связь с другими механизмами саморегуляции личности. Тем не менее все еще неоднозначны критерии их дифференциации от механизмов совладающего поведения (coping behavior) — репертуара стратегий активного и конструктивного взаимодействия с проблемными, кризисными или стрессовыми ситуациями. С одной стороны, утверждается, что защитные механизмы являются низкоэффективными и примитивными механизмами совладания (coping), с другой — предполагается градация защитных механизмов по степени активности в противодействии стрессу. При этом некоторые из них могут приближаться к механизмам копинга. В противовес защитным механизмам как бессознательным и в определенном смысле врожденно-рефлекторным способам регуляции аффективного конфликта, копинги считаются осознаваемыми стратегиями взаимодействия с реальностью, овладение которыми осуществляется через активное обучение. Таким образом, различие между механизмами защиты и копинга видится в разной степени их осознанности, рефлексивности, целенаправленности, подконтрольности, активности во взаимодействии с реальностью [9, c. 7-8]. Также допускается возможность преобразования защитных механизмов в копинги; в частности, в психотерапии, когда пациент приобретает способность вербализации, рефлексии и осознания конфликта в качестве интенционального источника защитного механизма, он может также выбирать и произвольно использовать те или иные защиты, которые были необходимы для выживания в прошлом, но стали бесполезными или вредными в настоящем. Тогда последние способны преобразоваться в рациональные, конструктивные, принципиально новые стратегии разрешения и переработки субъективно сложных ситуаций. Защиты утрачивают свою навязчиво повторяющуюся динамику и хроническую способность искажать внутреннюю и внешнюю реальность, «обезвреживаются» и поднимаются на более зрелый уровень функционирования [20, c. 73].

Хорошо известно, что в эмоциональных ситуациях не всегда достаточно четко удается проследить последовательность перехода от самоконтролирования к самовоздействию на эмоциональную сферу в силу довольно слитного протекания этих процессов, быстроты их следования друг за другом. У людей с цельным характером самоконтроль происходит быстро, и поэтому он почти незаметен, а у людей колеблющихся, нерешительных самоконтроль продолжителен [31, c. 270]. По мнению Я. Peйковского, трудности и неудачи в попытках обнаружить специальный контролирующий механизм, включенный в обеспечения эмоциональной устойчивости, привели к возникновению у многих исследователей скептического отношения к самому предположению о возможности его существования [31, c. 284].

В принципе эту же сторону вопроса затрагивает и О.А. Черникова, когда говорит, что «большие трудности возникают при контроле за собственными эмоциональными процессами. Эмоциональные переживания отношений человека к внешним явлениям и собственной деятельности, эмоциональные состояния и реакции далеко не всегда доступны полному сознательному их контролю и управлению. Часто, даже осознавая их, мы все же не можем подчинить их нашей воле» [7, с. 38]. Трудность в развитии приемов сознательного овладения своими эмоциями автор видит в непреднамеренности их возникновения, непосредственном характере переживаний, инертности и стойкости, сложности их осознания. И все же из существующих трудностей вовсе не должен следовать вывод о том, что эмоции вообще недоступны сознательному саморегулированию, а следовательно, и самоконтролю за их протеканием.

Классификации копинг-стратегий. Поскольку интерес к копинг-стратегиям возник в психологии относительно недавно и из-за сложности самого феномена совладания с трудностями, исследователи еще не пришли к одной единой классификации копинг-поведения. Работы по копинг-стратегиям пока еще являются достаточно разрозненными, поэтому чуть ли не каждый новый исследователь при изучении проблематики копингового поведения предлагает свою собственную классификацию. При этом, чтобы хоть как-то систематизировать имеющиеся подходы к копинг-стратегиям, уже прилагаются усилия по классификации самих классификаций.

1. Проблемно-фокусированные (эмоционально-фокусированные копинг-стратегии). Исследователи, первые использовавшие понятие копинга в психологии, предложили и первую классификацию копинг-стратегий. Лазарус и Фолкман предложили дихотическую классификацию копинг-стратегий, выделив их следующую направленность:

* проблемно-фокусированные стратегии (11 копинговых действий)

* эмоционально-фокусированные стратегии (62 копинговых действия)[Losoya et al., 1998].

Перлин и Шулер [Pearlin, Schooler., 1976] предлагают аналогичную предложенной Моосом и Шеффером классификацию, выделяя в ней три следующих стратегии: стратегия изменения способа видения проблемы, стратегия изменения проблемы, и стратегия управления эмоциональным дистрессом [Муздыбаев, 1998].

2. Когнитивные (поведенческие) эмоциональные копинг-стратегии. Кроме того, некоторые исследователи предлагают классификации, в которых копинг-стратегии различаются в зависимости от типов процессов (эмоциональных, поведенческих, когнитивных), лежащих в их основе. Так, Никольская и Грановская [Никольская, Грановская, 2001] выделяют три больших группы копинг-стратегии, проходящих на следующих уровнях: поведение, эмоциональная проработка подавленного и познание.

3. Эффективные (неэффективные) копинг-стратегии. В то же время, некоторые исследователи пришли к тому, что стратегии лучше всего сгруппировать в копинговые стили, представляющие собой функциональные и дисфункциональные аспекты копинга. Функциональные стили представляют собой прямые попытки справиться с проблемой, с помощью других или без нее, в то время как дисфункциональные стили связаны с использованием непродуктивных стратегий. В литературе принято называть дисфункциональные копинг-стили «избегающим копингом».

4. Копинг-стратегии как степень контроля над ситуацией. В психологической литературе также представлены иные классификации, которые рассматривают копинг-стратегии как специфические поведенческие конкретизации процессов произвольного контроля над действием, а именно, как планируемые поведенческие стратегии, которые служат для того, чтобы поддерживать или восстанавливать контроль в ситуациях, когда он подвергается угрозе [Lopez & Little, 1996].

На сегодняшний день проблематика копинг-стратегий активно исследуется в самых разных сферах и на примере самых разных типов деятельности. Серьезное внимание уделяется изучению связи копинг-стратегий, которые применяет индивид, с его эмоциональным состоянием, успешностью в социальной сфере и т.д. При этом копинг-стратегии оцениваются с точки зрения их эффективности (неэффективности), а за критерий эффективности принимается понижение чувства уязвимости к стрессам [Нартова-Бочавер, 1997].

Стратегии, направленные на решение проблем, в общем, являются более эффективными, чем стратегии, назначение которых — совладание с отношением индивида к проблеме. Но, как бы то ни было, исследования также свидетельствуют, что применение сразу нескольких способов совладания более эффективно, чем выбор только одного конкретного способа реагирования на ситуацию [Carpenter, 1992, Wethington, Kessler, 1991, цит. по Муздыбаеву, 1998]. Эффективность копинг-стратегий зависит как от самой реакции, так и от контекста, в котором эта реакция осуществляется. Копинг-стратегии, неэффективные в одних ситуациях, могут оказаться вполне эффективными в других; например, стратегии, неэффективные в ситуации, которая неподконтрольна субъекту, могут быть эффективны в ситуациях, которые субъект способен контролировать и изменять в желаемую сторону.

studbooks.net

Российская психология:

III Международная научно-практическая конференция «Психология стресса и совладающего поведения»

Организаторы:
Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова;
Институт психологии РАН;
Российское психологическое общество

Основные направления конференции:
Социокультурный контекст стресса и совладания
Психология здоровья: стресс и совладающее поведение
Личность и копинг: факторы устойчивости к стрессу
Копинг-ресурсы: феноменология и динамика
Стресс и копинг в семейном контексте
Стресс и копинг на рабочем месте
Несовладание с трудностями (одиночество, депрессия, аддикция, суицид) и профессиональная помощь
Стресс и регуляция психических состояний
Диагностика и психотехнологии совладающего поведения

Направления включают в себя работу секции, проведение дискуссий или мастер-классов. Планируюся авторские мастер-классы Михайловой Е.Л. (Москва), Куликова Л.В. (Санкт-Петербург), Кашапова М.М. (Ярославль), Гущиной Т.В. (Кострома), Гессманна Х.-В. (Дуйсбург, Германия) и Т.Л. Крюковой (Кострома), Янина С.В. (Москва-Кострома), play-back театр Ю. Журина и О. Саначиной (Москва).

Организационный комитет:
Председатель:
Крюкова Т.Л., д.псх.н., проф., руководитель научно-исследовательской лаборатории психологии совладающего поведения

Сопредседатели:
Рассадин Н.М., проф., ректор КГУ им. Некрасова (Кострома)
Журавлев А.Л., директор Института психологии РАН, академик РАН, профессор (Москва)

Члены оргкомитета:
Знаков В.В., д.псх.н., проф. (Москва), Кирпичник А.Г., проф., проректор КГУ им. Некрасова (Кострома), Куфтяк Е.В., д.псх.н., доц. (Кострома), Сапоровская М.В., к.псх.н., доц. (Кострома), Тимонин А.И., д. пед. н., проф., (Кострома), Сергиенко Е.А., д.псх.н., проф. (Москва), Фетискин Н.П., д.псх.н., проф. (Кострома), Хазова С.А., к.псх.н., доц. (Кострома), Харламенкова Н.Е., д.псх.н., проф. (Москва), Холодная М.А., д.псх.н., проф. (Москва).

Программный комитет конференции:
Знаков В.В.¸ д.псх.н., проф. (Москва), Дикая Л.Г., д.псх.н, проф. (Москва), Кашапов М.М. д.псх.н., проф. (Ярославль), Кирпичник А.Г., проф., проректор КГУ им. Некрасова (Кострома), Куликов Л.В., д.псх.н., проф.(Санкт-Петербург), Куфтяк Е.В., д.псх.н., доц. (Кострома), Леонова А.Б., д. псх.н., проф. (Москва), Леонтьев Д.А., д.псх.н., проф. (Москва), Моросанова В.И., д.псх.н., проф.(Москва), Никольская И.М. , д.псх.н., проф. (Санкт-Петербург), Обознов А.А., д.псх.н., проф.(Москва), Сапоровская М.В., к.псх.н., доц. (Кострома), Симонова Н.Н., д.псх.н., проф.(Архангельск), Тарабрина Н.В., д.псх.н., проф. (Москва), Тимонин А.И., д. пед. н., проф., (Кострома), Сергиенко Е.А., д.псх.н., проф. (Москва), Прохоров А.О., д.псх.н., проф. (Казань), Фетискин Н.П., д.псх.н., проф. (Кострома), Хазова С.А., к.псх.н., доц. (Кострома), Харламенкова Н.Е., д.псх.н., проф. (Москва), Холодная М.А., д.псх.н., проф.(Москва).

Рабочая группа:
Голубев В.В., к. псх.н., доц., Григорова Т.П., асп., Дорьева Е.А., к. псх.н., Дудина С.Ю., Кашницкий В.И., к.п.н., доцент, Кирпичник А.Г., к. псх.н., проф., Ковалева О.А., асп., Крылова Н.Г., к.п.н., доц., Куфтяк Е.В., д. псх.н., доц., Екимчик О.А., к.псх. н., ст. преп., Маркелова Н., студ., Подобина О.Б., к.псх.н., доц., Самойлова И.Г., к. псх., доц., Самохвалова А.Г., к.п.н., доц., Сапоровская М.В., к.псх.н., доц., Севастьянова У.Ю., асс. Сизова М.А., к.псх.н., асс., Смирнова Н.С., асп., Тихомирова Е.В., к.псх.н., Тихонова И.В., к. псх.н., доц., Уманская И.А., к. п.н, доц., Хазова С.А., к. псх.н., доц., Шеронов Е.А., асп.

Условия участия в конференции:
Для участия в конференции необходимо представить в оргкомитет регистрационную форму – заявку (приложение 1) и материалы для публикации (приложение 2). Вы можете пройти регистрацию на сайте конференции www.coping-kostroma.com. Материалы и заявка принимаются до 1 июня 2013 г. по электронной почте coping2013 [at] mail [dot] ru с темой письма «На конференцию», либо он-лайн на нашем сайте: www.coping-kostroma.com.

Материалы, присланные без заполненной заявки / без регистрации на сайте или позже указанных сроков, не принимаются к рассмотрению.

Сборник материалов будет отрецензирован и издан к началу конференции с последующей рассылкой в ведущие библиотеки. Организационный комитет оставляет за собой право отклонения материалов, не соответствующих тематике конференции. Решение о принятии материалов в сборник Оргкомитет сообщит 30 июня 2013 года.

Организационный взнос для участия в конференции составляет 500 руб. (для студентов бесплатно, для аспирантов 300 руб.) и оплачивается переводом на банковскую карту. Оргвзнос включает в себя: публикацию тезисов, сборник материалов конференции на диске, посещение пленарного заседания, участие в работе секций, кофе-брейки, участие в ряде мастер-классов. Очным участникам конференции предоставляется папка с необходимыми для работы материалами. Оргвзнос для заочных участников — 300 руб. — включает сборник материалов конференции на диске и его пересылку по почте.

www.rospsy.ru

Школа совладания

«Ах, эти бури! Они нужны, верно, для того, чтобы после них всходило солнце», — подумал Муми-папа, допивая кофе»

С этой цитаты из известной сказки финской писательницы Туве Янссон начинается одна из первых монографий костромских исследователей по психологии стресса и совладающего поведения, опубликованная в 2004 году.

Однако сложный путь изучения опыта зарубежных коллег по проблеме, создания и адаптации методик, кропотливого сбора и анализа данных, осмысления полученных результатов и создания единой концепции стресса и совладающего поведения субъекта начался значительно раньше. С 1998 года при поддержке РГНФ, а также многих прекрасных людей (проф. Станислав Забельский из Польши, акад. К.А. Абульханова, проф. В.Н. Дружинин, акад. А.Л. Журавлев, проф. В.В. Знаков, проф. Е.А. Сергиенко, и др.) данная научная проблема начала жить в стенах Костромского госуниверситета. С этого времени на кафедрах социальной психологии и специальной педагогики и психологии успешно работает целая плеяда ученых, внесших значительный вклад в изучение проблем стресса и копинга.

Совладающее поведение понимается здесь как целенаправленное социальное поведение, позволяющее человеку справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией способами, адекватными его личностным особенностям и ситуации через осознанные стратегии действий. Оно направлено на активное взаимодействие с ситуацией – на изменение ситуации, поддающейся контролю (обдумать, проанализировать, изменить ситуацию), или на приспособление к ней (если ситуация контролю не поддается – в случае тяжелой болезни, например).

На сегодняшний день в КГУ им. Н.А. Некрасова по проблемам психологии совладания защищены четыре докторские диссертации:

Т.Л. Крюкова «Совладающее поведение в разные периоды жизни», 2005;
Е.В. Куфтяк «Психология семейной организации: структура и динамика», 2011;
М.В. Сапоровская «Психология межпоколенных отношений в семье», 2013;
С.А. Хазова «Ментальные ресурсы субъекта в разные возрастные периоды», 2014.

17 кандидатских диссертаций:

М.В. Сапоровская «Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как факторы школьной адаптации первоклассников» (Ярославль, 2002);
С.А. Хазова «Совладающее поведение одаренных старшеклассников» (Москва, 2002);
Е.В. Куфтяк «Совладающее поведение в семье, регулярно применяющей физические наказания детей» (Санкт-Петербург, 2004);
О.Б. Подобина «Совладающее поведение женщины на этапе принятия роли матери» (Санкт-Петербург, 2005);
Н.О. Белорукова «Семейные трудности и совладающее поведение на разных этапах жизненного цикла семьи» (Кострома, 2005);
Т.В. Гущина «Защитное и совладающее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса» (Кострома, 2005);
М.С. Замышляева «Оптимизм в совладающем поведении в юношеском возрасте» (Москва, ИП РАН, 2006);
М.С. Голубева «Совладающее поведение родителей, воспитывающих детей с тяжелыми сенсорными нарушениями» (Кострома, 2006);
Е.А. Петрова (теперь — Дорьева) «Межпоколенные отношения как ресурс совладающего поведения» (Москва, 2008);
О.А. Екимчик «Когнитивный и эмоциональный компоненты любви у людей разного возраста» (Москва, 2009);
З.Б. Кучина «Психолого-акмеологические особенности совладающего поведения студентов вуза на экзаменах разного типа (Кострома, 2010);
Л.Н. Васильева «Коммуникативная компетентность в профессионально-личностном становлении будущего врача» (Кострома, 2010);
Е.А. Иванова «Психологические факторы преодоления жизненных трудностей инвалидами по зрению (Москва, 2010);
Е.Л. Калугина «Совладающее поведение супругов после рождения в семье второго ребенка» (Кострома, 2012);
М.А. Сизова «Взаимосвязь межпоколенных отношений и функциональности семьи» (Кострома, 2012);
Н.С. Шипова «Совладание с переживанием измены в близких отношениях» (Кострома, 2014);
Т.П. Григорова «Деструктивная привязанность к партнеру во взрослом возрасте и совладание с ее проявлениями» (Москва, 2015).

Проведено и защищено более 140 квалификационных исследований выпускниками – психологами по данной проблематике. Работы некоторых из них отмечались за новизну и высокое качество на научных конкурсах, проводимых в МГУ им. М.В. Ломоносова в рамках ежегодной конференции для молодых ученых (Н.О. Белорукова, О.А. Екимчик, Н.С. Смирнова, С. Гончарова, Н. Крюкова, Д. Виноградова, Е. Ильичева, Д. Быкова, О. Ковалева, Е. Рыкунова, В. Меренюк, Л. Репина, и др.).

Авторы были активны на многих российских конференциях, а также выступали с докладами на зарубежных конференциях (Институт Психологии Польской академии наук, Варшава, 2010; Германия, Берлин, 2007, Университет Варанаси Хинди, Индия, 2010; Стамбул, 2011; Ереванский государственный университет, Армения, 2009, 2011; Кейптаун, 2012; Стокгольм, 2013; Рига, 2014; Белосток, Польша, 2014; Милан, 2015).

В 2015 году аспиранка Мария Воронина выиграла 1 место в конкурсе научных докладов на научной конференции в МГУ Ломоносов2015, а аспирантка Ольга Шаргородская и магистрантка Оксана Иванова получили там же грамоты-номинации за актуальность и качество исследований.

Стресс и копинг на рабочем месте, совладание людей разного возраста, пола, социального статуса в различных культурах и социокультурных контекстах, совладающее поведение в семье и передача опыта преодоления трудностей от поколения к поколению, копинг-ресурсы человека, разновидности копинга, такие как прокрастинация и шопинг — эти и многие другие стороны интересного направления в психологии исследуются здесь. Активны такие исследователи как Мария Вячеславовна Сапоровская, Елена Владимировна Куфтяк, Светлана Алексеевна Хазова, Татьяна Владимировна Гущина, Евгения Анатольевна Дорьева, Ольга Александровна Екимчик, Оксана Борисовна Подобина, Елена Викторовна Тихомирова и др. Разрабатываются сложные в исследовательском плане, требующие творческого подхода и весьма актуальные, имеющие большое значение для науки проблемы совладания группового субъекта — семьи в целом и ее членов, межпоколенных отношений и передачи семейных паттернов копинга, ресурсов совладающего поведения, кросс — культурных особенностей копинга.

Как и прежде идейным вдохновителем, активным исследователем, научным консультантом и настоящим «сердцем» общего творческого научного коллектива является доктор психологических наук, профессор Татьяна Леонидовна Крюкова. Ее неиссякаемая энергия, выдающийся научный и творческий потенциал, исключительная увлеченность и несомненные лидерские способности позволили объединить многих исследователей для научной и практической работы по поиску ответов на вопросы о том, что и как делает человека стрссоустойчивым, как помочь человеку справляться с трудностями. Ценность данного научного направления заключается в том, что его разработки тесно связаны с практикой оказания психологической помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Исследования по данной проблеме неоднократно получали финансовую поддержку Российского гуманитарного научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований, Президента Российской Федерации (руководители проектов Т.Л. Крюкова, Н.О. Белорукова, Е.В. Куфтяк, Е.А. Дорьева, О.А. Екимчик, С.А. Хазова, М.В. Сапоровская).

Сегодня разработаны и читаются студентам университета учебные курсы «Социальные стрессы», «Психотехнологии совладающего поведения», «Взрослые и дети в трудных жизненных ситуациях», «Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними» и др. Выпущено более 10-ти монографий и немало статей и тезисов докладов.

С начала 70-х лет прошлого века костромские психологи традиционно занимались проблемами социальной психологии: длительное время значительной и авторитетной в России психологической школой исследователей была школа Льва Ильича Уманского, блестящего психолога, исследователя социально-психологических явлений в малых группах. Продолжением этого направления является поведение личности в тех ситуациях, которые человек воспринимает как сложные, стрессовые, требующие напряжения для их преодоления. Поэтому неудивительно, что первая в России международная конференция по проблемам стресса и совладающего поведения проходила именно в Костроме в мае 2007 года. И теперь, когда речь заходит о копинге, наши российские коллеги говорят: «Копинг – это в Костроме…».

www.coping-kostroma.com